Артикуляционные упражнения барабан для какого звука

Специальные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков

Гайбышева Динара Рафильевна
Специальные комплексы артикуляционных упражнений для разных групп звуков

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Для разных групп звуков применяются специальные комплексы артикуляционных упражнений.

Специальный комплекс артикуляционных упражнений

для звуков «Ш, Ж, Щ, Ч»

Правильная артикуляция звука «Ш» :

• губы округлены и выдвинуты вперёд,

• зубы сомкнуты или сближены,

• язык находится за верхними зубами и напоминает «Чашечку»

Округлить губы как при

произношении звука «О».

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

«Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке. Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя. Похлопывать зубами: та,та,та.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык внутрь.

Рот широко открыт. Широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

Рот открыт. Прищёлкнуть широкиё, плоский язык к твёрдому нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам и удерживать в таком положении.

Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Медленно поглаживая губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрее поглаживай и добавляй голос: бл-бл-бл.

Развитие плавной воздушной струи

Положить ватку на нос. Высунуть язык как при упражнении «Вкусное варенье» и с силой подуть на кончик языка. Если упражнение выполняется правильно, то ватка подлетает вверх.

Специальный комплекс артикуляционных упражнений для звуков «Р, РЬ»

Правильная артикуляция звука «Р» :

• Губы в улыбке, приоткрыты

• Зубы видны, приоткрыты на 1 см

• Кончик языка за верхними зубами, дребезжит при произношении

Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произнося «т-т-т». Убыстрять темп.

Рот закрыт. Напряжённым кончиком языка постучать в сомкнутые зубы, многократно и чётко произнося «д-д-д». Убыстрять темп.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «т-т-»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «тдн-тдн-тдн» или «тт-тт, тт-тт, тт-тт»

Рот открыт. Язык в виде чашечки поднят вверх, боковые края прижаты к коренным зубам, передний край свободен. Посредине языка идёт воздушная струя, подключая голос.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

Рот открыт. Прищёлкнуть широкиё, плоский язык к твёрдому нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка к верхним альвеолам и удерживать в таком положении.

Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык внутрь.

Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Медленно поглаживая губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрее поглаживай и добавляй голос: бл-бл-бл.

Специальный комплекс артикуляционных упражнений для звуков «С, СЬ, З,ЗЬ»

Правильная артикуляция звука «С» :

• Губы в улыбке, приоткрыты

• Зубы видны, немного приоткрыты

• Язык лежит в «своей» ямке, посредине языка – углубление.

Улыбнуться с напряжением.

Рот открыт, язык высунуть изо рта и свернуть «трубочкой».

Читайте также:  Упражнения на позвоночник с гимнастическом мяче

Чередовать упражнения «Улыбочка»«Трубочка» (5 – 6 раз).

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

С напряжением вытянуть вперёд губы.

Чередовать упражнения «Заборчик»«Хоботочек» (5 – 6раз).

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

Рот раскрыть и сильно высунуть узкий язык. Язык хочет узнать, какой он остренький.

Чередовать упражнения «Лопаточка»«Иголочка» (5 – 6 раз).

«Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке. Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя. Похлопывать зубами: та,та,та.

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно верхние и нижние зубы.

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой: тик-так, тик-так!

Напряжённым языком тянуться к носу и к подбородку.

Комплекс артикуляционных упражнений для постановки звука «Л», «Ль»

Правильная артикуляция для постановки звука «Л» :

• Губы в улыбке, приоткрыты

• Зубы видны и верхние и нижние

• Язык зажат между зубами

Улыбнуться с напряжением.

Рот открыт, язык высунуть изо рта и свернуть «трубочкой».

Чередовать упражнения «Улыбочка»«Трубочка» (5 – 6 раз).

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

С напряжением вытянуть вперёд губы.

Чередовать упражнения «Заборчик»«Хоботочек» (5 – 6раз).

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до пяти.

Рот раскрыть и сильно высунуть узкий язык. Язык хочет узнать, какой он остренький.

Чередовать упражнения «Лопаточка»«Иголочка» (5 – 6 раз).

«Накажем непослушный язычок»

Губы в улыбке. Легко похлопывать язык губами: пя, пя, пя. Похлопывать зубами: та,та,та.

Длительно и с напряжением произносить звук Ы, не смыкая зубов.

Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и делай движение широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад. Медленно поглаживая губу, стараясь не отрывать язык от губы. Быстрее поглаживай и добавляй голос: бл-бл-бл.

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык внутрь.

Рот широко открыт. Широкий язык поднят к верхним зубам, но не касается их.

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки.

Язык изнутри упирается в правую, а затем в левую щёки

Длительно и с напряжением произносить звук Ы, не смыкая зубов.

Выполнение артикуляционной гимнастики :

• Обязательно сидя перед зеркалом

• обязательно каждый день

• по 5 – 6 упражнений

• каждое упражнение по 5 – 6 раз

• не более 5-7 минут

Использование ИКТ при выполнении артикуляционных упражнений различных групп звуков Использование ИКТ при выполнении артикуляционных упражнений различных групп звуков. Мы уверены, что физическое воспитание для дошкольников.

Картотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Комплексная разминка из дыхательных артикуляционных и координационных упражнений 1 .Дыхательное упражнение «Ракета». Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав.

Картотека комплексов артикуляционных гимнастик для всех категорий звуков КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГРУПП ЗВУКОВ Каждое упражнение проводить сначала медленно под счет (впервые — до 10 раз, на последующих.

Комплексы общеразвивающих упражнений ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. — стойка ноги параллельно на ширине ступни, руки вниз. Поднять через стороны.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей подготовительной группы Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. основная стойка (пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. 1-2-дугами.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей средней группы Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки вниз. Поднять руки в стороны, вверх,.

Комплексы общеразвивающих упражнений для детей старшей группы Общеразвивающие упражнения без предметов КОМПЛЕКС № 1 1. И. п. — стойка ноги на ширине ступни, параллельно, руки на пояс. 1—руки в стороны;.

Комплексы общеразвивающих упражнений в младшей группе Комплекс №1 (платочки). 1.«Поиграй с платочком». И. п. О. с., платочек в правой (левой) руке внизу. В. Поднять платочек вверх и опустить.

Комплексы упражнений для младшей группы детского сада, способствующих преимущественному развитию силы Задачи воспитания и развития детей: 1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей. 2. Способствовать становлению и обогащению.

Источник

Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции

Постановка звука “С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.

В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук “С” и научить ребенка говорить эту букву.

Правильная артикуляция звука “С”

Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
  4. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
  5. Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
  6. Голосовые связки расслаблены.
Читайте также:  Дыхательные упражнения для бегунов

Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:

Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.

Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”

Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
  • носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.

Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:

  • призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
  • шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
  • с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
  • с заменой по звонкости, это “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).

Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.

Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).

Последовательность постановки звуков в логопедии

Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:

Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.

Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать. 🙂

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

Читайте также:  Упражнения на попу со жгутом

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Звук “С” также можно поставить от “Т”.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка 🙂

Автоматизация “С”

Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Картотека заданий для детей по автоматизации “С”

Выполни задание на картинке:

Назови каждое слово. Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:

Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:

Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)

Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:

А теперь посложнее: скороговорки на “С”:

Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:

Этап дифференциации “С”

На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.

Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”

Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?

Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:

Стишок про медведя тебе понравился?

Выполни задание на картинке:

Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится. 🙂

Речевой материал по дифференциации “С” и “З”

У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.

А теперь проговори слоги и слова:

Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:

Повтори чистоговорки без запинок.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”

Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:

Повтори слоги и слова:

В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:

Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:

Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:

Попробуй справиться с этим заданием:

Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:

В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:

Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”

А это стишки, их можно заучить:

Важный штрих в работе над звуком

Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.

Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.

Нужна мотивация! Поддержите вашего сына или дочь в стремлении научиться говорить красиво. Не пожалейте для этого ни времени, ни сил.

Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни