Бессоюзные предложения со значением перечисления упражнения

Упражнения по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Упражнение 1.

Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.
3) Всё вокруг побелело.

Упражнение 2.

Спишите бессоюзные сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и обозначая грамматические основы. Составьте схемы предложений. Обратите внимание на знаки препинания, которые ставятся между частями бессоюзного сложного предложения.

1) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза бл_стели упрямо. (М. Горький) 2) Избы и дворы опустели: все ушли на огороды к_пать к_ртофель. (К. Паустовский) 3) Стояла она долго — устали ноги и глаза. (М. Горький) 4) Расп_хнули окна — запах сосен вступил в в_ранду. (В. Кочетов) 5) Целый день на небе солнышко с_яет, целый день мне душу злая грусть т_рзает. (А. Кольцов) 6) Вот мои условия: вы ныне же публично откаж_тесь от своей кл_веты и буд_те просить у меня изв_нения. (М. Лермонтов)

Упражнение 3.

Спишите, вставляя знаки препинания и обозначая грамматические основы предложений. Укажите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом примере. Составьте схемы бессоюзных сложных предложений.

1) Острый язык дарование длинный язык наказание. 2) Родное место мать родная а чужбина мачеха. 3) Терпение одно из жизненных сокровищ. 4) С молодыми посидеть самому помолодеть. 5) Для кого труд радость для того жизнь счастье. 6) Чужой человек в доме колокол. 7) Один в поле не воин. 8) Доброе начало половина дела. 9) Привычка вторая натура. 10) Голова без знаний как фонарь без свечи. 11) Не исправить ошибку совершить новую. 12) Дружба с хорошим человеком лунный свет дружба с плохим змеиный яд. 13) Наскоро делать переделывать. 14) У лжи ноги коротки. 15) Ум одежда которая никогда не износится. 16) Знание родник который никогда не исчерпаешь. (Пословицы)


Упражнение 4.

Внимательно прочитайте предложения, чтобы понять, почему они разделены на три группы. Следите за правильной интонацией, которая передаёт смысловые отношения между частями бессоюзного предложения. Выпишите сложные предложения, в состав которых входят простые односоставные предложения. Определите вид односоставных предложений.

Из-за ветра, из-за вьюги опустели все пути, не придут к тебе подруги вместе вечер провести. (М. Исаковский) Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели. (И. Тургенев) Голос его звучал тихо, но твёрдо, глаза блестели упрямо. (М. Горький) Целый день на небе солнышко сияет, целый день мне душу злая грусть терзает. (А. Кольцов) Мать широко улыбнулась: ей было приятно слышать восторженные похвалы мальчика. (М. Горький) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) К сукнам, холстам и домашним материям страшно было притронуться: они обращались в пыль. (Н. Гоголь) Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника вышел в свет, зацвёл в сентябре и цвёл до морозов. (М. Пришвин) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. (По¬словица) Прошла неделя, другая — вдруг въезжает ко мне на двор ко¬ляска. (А. Пушкин) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно. (И. Тургенев) Не сули журавля в небе — дай синицу в руки. (Пословица) Ты запела песню светлую — колокольчики звенят! (Л. Ошанин) Ехал сюда — рожь только начинала цвести. (М. Пришвин)

Упражение 5.

Спишите, обозначая грамматические основы. Определите характер смысловых отношений между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания внутри частей сложного предложения. Проведите синтаксический разбор одного бессоюзного предложения (на выбор).

1) Дома Фому встретили торжественно: отец подарил мальчику серебряную ложку с затейливым вензелем, а тётка — шарф собственного вязания. (М. Горький) 2) Лесная лужайка вся насыщена холодной росой, насекомые спят, многие цветы ещё не раскрыли венчиков. (М. Пришвин) 3) Ругаться будут — не бойся. (Ф. Гладков) 4) Он гость — я хозяин. (Э. Багрицкий) 5) Метель не утихала, небо не прояснялось. (А. Пушкин) 6) Двери, окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И. Гончаров) 7) Взгляни, мой друг, по небу голубому, как лёгкий дым, несутся облака. (В. Красов) 8) Наступила тишина — природа словно подозрительно прислушивалась. (В. Вересаев) 9) Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал. (П. Коган)

Упражнение 6.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Какой вариант предложений чаще используется в пословицах? Почему?

Понаблюдайте за интонацией. В сложных бессоюзных предложениях интонация должна быть более отчётливой: с сильным повышением голоса в конце первой части, резкой паузой (на месте тире) и понижением голоса во второй. Запишите сложные бессоюзные предложения, комментируя расстановку знаков препинания. Составьте схемы 1, 2 и 3-го предложений.

Читайте также:  Какие упражнения делают чтобы была талия

1) Все крыльями машут, но не все летают. 2) Когда птицы приумолкли, то жди грома. 3) Если птицы вьют гнёзда на солнечной стороне, ожидается холодное лето. 4) Когда стал распускаться лесной дуб, можно начинать купаться. 5) Если не поклонишься до земли, грибка не поднимешь. 6) Если затянулись дожди, груздя (не) жди.

Упражнение 7.

Преобразуйте сложные союзные предложения в бессоюзные. Обратите внимание на интонацию. В сложных бессоюзных предложениях она должна быть более отчётливой: с большой паузой на месте двоеточия и характерной объясняющей интонацией при чтении второй части. Какое предложение нельзя преобразовать в сложное бессоюзное и почему? Запишите сложные бессоюзные предложения, объясните постановку знаков препинания.

1) Человек должен верить, что непонятное можно понять; иначе он не стал бы размышлять о нём. (И. Гёте) 2. Великий человек является начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (Г. Плеханов) 3. Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному. (Н. Карамзин) 4. Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью. (Л. Толстой)

Упражнение 8.

Перепишите предложения, выделите грамматические основы, составьте схемы. Объясните постановку знаков препинания.

1) Я воспитан природой суровой, мне довольно заметить у ног одуванчика шарик пуховый, подорожника твердый клинок (Заболоцкий). 2) Снуют пунцовые стрекозы, летят шмели во все концы, колхозницы смеются с возу, проходят с косами косцы (Пастернак). 3) Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений (Заболоцкий). 4) После дождя на минутку выглядывало солнце, обливая радостным сверканием облитую дождем молодую, еще нежную зелень сиреней, сплошь наполнявших мой палисадник; громче становился задорный крик воробьев на рыхлых огородных грядках; сильнее благоухали клейкие коричневые почки тополя (Куприн). 5) Меркнут знаки зодиака над постройками села, спит животное Собака, дремлет рыба Камбала (Заболоцкий). 6) Лук царевич опустил; смотрит: коршун в море тонет и не птичьим криком стонет (Пушкин).

Упражнение 9.

Перепишите предложения, составьте схемы. Определите смысловые отношения между частями бессоюного сложного предложения.

1) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка (Лермонтов). 2) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен (Куприн). 3) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад. 4) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. 5) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар (Паустовский).

Упражнение 10.

Перепишите предложения, составьте схемы. Объясните постановку тире.

1) Ветер подул с юга — будет дождь (Горький). 2) Его глаза никогда не смотрят просто — они все высматривают да подсматривают (Тургенев). 3) Засыпая, вздрагивают вершины деревьев — на землю сыплются капли дождя (Горький). 4) Столыпин постоял-постоял, попробовал окликнуть друга, тронул за плечо — ответа не было (Антокольский). 5) Резкий воздух обмыл лицо холодной водой — сон сразу прошел (Паустовский). 6) Пришло лето — он, сверх ожидания, остался в Петербурге (Достоевский). 7) Спесивому кланяться — он пуще чванится (пословица).

Тест по теме «Бессоюзное сложное предложение»

1. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом.
2)То солнце светит, то идёт дождь.
3) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
4) Там счастье не диво, где трудятся красиво.

2. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Прошло много времени с тех пор, как они разлучились.
2) Май холодный — год хлебородный.
3) Там счастье не диво, где трудятся красиво.
4) То солнце светит, то идёт дождь

3. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Вот вы сели, и лошади разом тронулись.
2) Где любовь и совет, там и горя нет.
3) Вот вы сели, лошади разом тронулись.
4) Наступила ночь, но было светло.

4. Определите бессоюзное сложное предложение

1) Где любовь и совет, там и горя нет.
2) Наступила ночь, но было светло.
3) Если чайка прилетела, то скоро лёд пойдёт.
4) Труд человека кормит — лень портит.

5. Определите бессоюзное сложное предложение со значением одновременности.

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.

6.Определите бессоюзное сложное предложение со значением последовательности

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Время красит, безвременье старит.
4) Мир строит — война разрушает.

Читайте также:  Как делать упражнение кегеля без тренажера

7. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями сопоставления

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе ярко засверкали звёзды.
3) Подул ветерок, заволновались хлеба, побежали по ним сизые волны.
4) Время красит, безвременье старит.

8. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями следствия

1) Льётся тёплый солнечный воздух в комнаты, шумят воробьи на сирени.
2) Время красит, безвременье старит.
3) Мелкий дождик сеет с утра — выйти невозможно.
4) Мир строит — война разрушает.

9. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями времени

1) Был вечер, на небе блестели звёзды.
2) Не спеши языком — торопись делом.
3) Я доверяю любящим: они великодушны.
4) Стемнело — я зажёг лампу.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с отношениями условия

1) Не спеши языком — торопись делом.
2) Я доверяю любящим: они великодушны.
3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь — людей насмешишь.

11. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Ты уходишь в ночную дорогу, не боясь, не дрожа, не смотря. (В. Ходасевич)
2) Услышит о каком-нибудь замечательном произведении — у него явится позыв познакомиться с ним. (И. Гончаров)
3) Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины. (М. Лермонтов)
4) И снова землю я люблю за то, что так торжественны лучи заката, что лёгкой кистью Антуан Ватто коснулся сердца моего когда-то. (Г. Иванов)

12. Укажите номера двух бессоюзных сложных предложений.

1) Тургенев нисколько не изменил жизни, и даже в переписке его за это время о войне очень мало. (Б. Зайцев)
2) Он не заслужил света, он заслужил покой. (М.А. Булгаков)
3) Здесь только он начал собирать мысли, увидел в ясном и настоящем виде своё положение, стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно, как с благоразумным приятелем. (Н.В. Гоголь)
4) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит. (Е. Евтушенко)

13. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Через секунду произошло чудо: негр стал белым, красивым и не черным.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения пояснения

14. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Гремят соловьи, заливаются жаворонки, свистят синицы, тоненькими голосами поют дети.

1) отношения перечисления
2) сопоставительные отношения
3) отношения причины
4) отношения пояснения

15. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Лето припасает — зима поедает.

1) отношения перечисления
2) отношения условия
3) сопоставительные отношения
4) отношения пояснения

16. Какие отношения устанавливаются между частями сложного бессоюзного предложения?

Он шел рядом: таков был долг адъютанта.

1) изъяснительные отношения
2) отношения условия
3) отношения причины
4) отношения перечисления

Источник

9 класс Урок №40. БСП со значением перечисления, их значение, строение, знаки препинания в них.

Основные задачи урока:

  1. формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;
  2. развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;
  3. воспитывать культуру языка; вызвать у учащихся интерес к теме урока; формировать их личностную позицию

Просмотр содержимого документа
«9 класс Урок №40 БСП с отношениями одновременности и последовательности»

БСП с отношениями одновременности и последовательности. БСП со значением перечисления, их значение, строение, знаки препинания в них.

п ознакомить учащихся с правилами постановки запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях с отношениями одновременности и последовательности.

формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе расставлять знаки препинания;

развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

воспитывать культуру языка; вызвать у учащихся интерес к теме урока; формировать их личностную позицию

учащиеся знают признаки БСП со значением одновременности и последовательности, понимают смысловые отношения между частями БСП со значением перечисления; умеют правильно ставить знаки препинания, составлять схемы, различать виды БСП; могут использовать БСП со значением перечисления в устной и письменной речи.

учебник, видеоурок, презентация, раздаточный материал для индивидуальной работы и работы в паре

Создание эмоционально-психологического настроя «Рукопожатие и пожелание»

Этап актуализация знаний.

Изменение окончаний существительных по вопросам называется спряжением.

Сложные союзные предложения соединяются союзами, союзными словами.

В БСП его части соединяются по смыслу и интонации.

В русском языке 7 падежей.

Придаточные условные относятся к придаточным определительным.

Существительные ж.р. в И.п. имеют окончания –о, -е.

Глагол имеет форму совершенного и несовершенного вида.

Союзы а, но, однако, то, или – подчинительные союзы.

Гласных звуков 10.

БСП со значением одновременности и последовательности действий могут заменяться ССП с союзом И.

Читайте также:  Какие упражнения надо делать чтобы похудеть дома за 7 дней для мужчин

Синтаксическая 5-минутка. Приём «Знаю – не знаю»

— Соединить стрелками соответствие.

1. Сложносочинённое предложение

А. Вы должны были, братья, устоять, как стена.

2. Простое предложение с обособленными членами

Б. Садков одинаково хорошо писал не только городские, но и сельские пейзажи.

3. Бессоюзное сложное предложение

В. Мимо окна лилась, заглядывая в него, рыжая струя огня.

4. Простое предложение с однородными членами

Г. Зеленели дубы и островерхие пихты; вековые липы, развесив свои кудрявые кроны, закрывали небо.

5. Сложноподчиненное предложение

Д. Все хотели знать, как он путешествовал, что видел.

6. Предложение с обращением

Е. Скрывать истину было бесполезно, да я и не собирался этого делать.

При фронтальной проверке дается комментарий к неправильным утверждениям; при выполнении синтаксической 5-минутки в тетрадях составляются схемы предложения.

Этап изучения нового материала

Прием «Определи тему». Целеполагание.

Прочитайте предложения, определите, что их объединяет.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Иртыш кипел, в крутых берегах вздымались седые волны.

Какие смысловые отношения могут возникать между частями БСП?

Какие знаки препинания ставятся в БСП?

Вспомните, в каких случаях в БСП ставится запятая, а когда точка с запятой?

Определите критерии вашего успеха по теме урока.

знать признаки БСП со значением одновременности и последовательности;

понимать смысловые отношения между частями БСП со значением перечисления;

применять полученные знания для правильной постановки знаков препинания в БСП, различения видов БСП;

составлять схемы БСП;

размышлять об использовании БСП со значением перечисления в устной и письменной речи.

Стратегия «Найди ошибку» (работа в парах сменного состава)

Запишите 3 утверждения, одно из которых является ложью.

Передайте свои утверждения другой паре.

Прочитайте и обсудите утверждения, определяя какое из трёх не является истиной.

Читают предложения, определяют общее – БСП, вспоминают материал прошлых уроков, отвечая на вопросы учителя.

Записывают тему урока, формулируют критерии успеха.

Если знания находятся не на достаточном уровне, вспомнить поможет просмотр видеоурока.

После просмотра записывают 3 утверждения, одно из которых ложное; предлагают свои утверждения паре сменного состава.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.

Проверьте записанный текст (на интерактивной доске).

Почему во втором предложении мы поставили запятую, а в третьем — точку с запятой?

Практические упражнения — № 503( II ), 504 (В.Бабайцева «Практика 8-9», стр.145)

Записывают текст под диктовку.

Отвечают на вопросы.

Уровневая дифференциация* (при наличии времени)

Спишите, расставляя знаки препинания. Определите, какие отношения выражаются в сложных бессоюзных предложениях. Распределите предложения со значением одновременности, последовательности

1.Он на пороге остановился ему хотелось пожать мне руку. 2.Я поднял глаза на крыше моей хаты стояла девушка в полосатом платье, с распушенными косами, настоящая русалка. 3.Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза. 4.Неясный шорох слышался вокруг то загремит то снова тише тише. 5.Вот смотрю из леса выходит кто-то на серой лошади, все ближе и ближе, и, наконец, остановился по ту сторону речки саженях во ста от нас и начал кружить лошадь свою как бешеный.

Из двух простых предложений постройте сначала сложносочинённые, потом сложные бессоюзные предложения. Начертите схемы предложений.

1.Деревья словно плакали. С ветвей их на землю все время падали крупные капли.2. Птиц не было слышно. Они не поют в часы зноя. 3.Я выглянул в окно. На безоблачном небе загорались звезды. 4.Снега стали голубые. По-весеннему яркое небо отражается в их зеркале. 5. Полюбуйся весна наступает. Журавли караваном летят. В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят.

Закончите предложения, чтобы получились сложные бессоюзные предложения с отношениями одновременности и последовательности.

1.Тимур не пришел на занятия,… 2.Сегодня в школу все ученики пришли в парадной форме,… 3. Ребята нашей школы тренировались каждый день,… 4. У моего друга богатая библиотека,… 5. Знать историю нашей страны необходимо,…

Взаимопроверка. Формируются группы, пары, выполнявшие один уровень.

Итоговая оценка ставится учителем при проверке тетрадей.

Данной вид работы модно использовать в качестве разноуровневого домашнего задания.

Какая интонация характерна для БСП с отношениями одновременности и последовательности?

Какие знаки препинания употребляются в БСП со значением перечисления каких-либо фактов, явлений, событий?

Когда в таком предложении ставится запятая?

Когда в таком предложении ставится точка с запятой?

С какой целью используются БСП со значением перечисления?

Заполнение карты самооценивания.

Учащиеся в парах сменного состава берут интервью, задают вопросы по теме урока и фиксируют ответы, делают пометки об ответах собеседников.

Заполняют карту самооценивания по разработанным на начало урока критериям успеха.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни