Блок в волейболе – 16 упражнений из личного опыта
Думаю не ошибусь, если скажу, что в современном волейболе главным фактором, определяющим защитный потенциал команды, является ее умение играть на блоке. Поэтому, блок в волейболе заслуживает самого серьезного внимания в тренировочном процессе, как один из основных элементов техники игры. Далее, в порядке возрастания сложности, приводится ряд упражнений на совершенствование блокирования.
1. Упражнения выполняется в парах. Партнеры расположены у сетки, на противоположных площадках. Одновременное выпрыгивание на блок, с касанием кистями над сеткой. Упражнение можно выполнять как на месте, так и с перемещением вправо-влево.
2. Упражнение выполняется в парах. Партнеры расположены на противоположных площадках. Один партнер разбегается и выполняет имитацию нападающего удара через сетку, другой — старается «поймать» блоком кисть нападающего. Нападающий все время меняет направление разбега и удара. Блокирующий, выбирая место прыжка на блок, перекрывает в первую очередь направление разбега нападающего, а затем, перемещая руки вправо-влево, перекрывает и направление удара, «ловя» кисть нападающего.
3. То же, что и упражнение 2, но нападающий выполняет удар мячом через сетку с собственного набрасывания, все время меняя разбег и направление удара. Блокирующий старается заблокировать мяч, следуя методическим рекомендациям из упражнения 2.
4. Упражнение выполняется в тройках. Игроки расположены у сетки, расположение игроков представлено на рисунке. Средний игрок перемещается влево и ставит вместе с игроком 4 двойной блок, затем перемещается вправо и ставит двойной блок с игроком 3, перемещается влево и ставит двойной блок с игроком 4 и т. д. Необходимо добиваться того, чтобы средний игрок перемещался от одного игрока к другому максимально быстро и за меньшее количество шагов (квалифицированные игроки делают это за 2 шага). Кроме того, необходимо добиваться, чтобы прыжок среднего игрока на блок был вертикальным и он не налетал на партнера, и чтобы их прыжки были одновременны.
После серии прыжков (примерно 10) игроки меняются местами. В упражнении могут участвовать одновременно 4 тройки игроков.
5. Расположение игроков представлено на рисунке: игрок 2 располагается в зоне 4 (примерно в метре от боковой линии), игрок 3 — в зоне 3 (чуть правее середины площадки), игрок 4 — в зоне 2 (вплотную к боковой линии); остальные игроки располагаются в колонне, в зоне 4.
По сигналу тренера первый в колонне (игрок 1) перемещается к сетке в зону 4 и вместе с игроком 2 ставит двойной блок. После приземления игрок 2 перемещается вдоль сетки к игроку 3 и вместе с ним ставит двойной блок в зоне 3, а игрок 1 переходит на освободившееся место игрока 2. После приземления с блока в зоне 3 игрок 3 перемещается к игроку 4 и ставит с ним двойной блок в зоне 2, а игрок 2 переходит на место игрока 3. После приземления с блока в зоне 2 игрок 4 уходит в «хвост» колонны, а игрок 3 переходит на его место.
Упражнение выполняется непрерывно. Необходимо стремиться к максимальной скорости перемещения игроков, а также к вертикальности их прыжков. С целью предотвращения «заторов», очередной игрок колонны должен начинать перемещение к сетке в зоне 4 только после того, как в зоне 3 будет поставлен блок и приземлившийся игрок начнет свое перемещение в зону 2.
6. То же, что и упражнение 5, но игроки перемещаются в обратном направлении, а колонна располагается в зоне 2.
7. Занимающиеся расположены у сетки в зонах 2, 3, 4 и в этих же зонах на противоположной стороне площадки. У игрока зоны 3, на одной стороне, находится мяч. По сигналу, игрок зоны 3 подбрасывает мяч, имитируя передачу на нападающий удар в одну из трех зон (2, 3, 4). Игроки на противоположной стороне площадки организуют на подброшенный мяч групповой блок: двойной в зонах 2 и 4, и тройной в зоне 3. Игроки зон 2 и 4 на стороне мяча выполняют роль ассистентов: ловят мяч, в случае броска в их зону, и передают игроку зоны 3.
8. Исходное положение игроков показано на рисунке. Блокирующие игроки (слева) зон 2 и 4 располагаются примерно на одинаковом расстоянии от зоны 3 и от своей зоны. Справа располагаются нападающие игроки. У игроков колонны зоны 4 находятся мячи.
По сигналу, первый игрок колонны зоны 4 делает пас связующему игроку, который выполняет передачу для нападающего удара в одну из трех зон: 4, 3, или 2, откуда и выполняется нападающий удар. Блокирующие игроки ставят двойной блок в зонах 2 и 4, и тройной блок в зоне 3. На начальном этапе выполнения упражнения передачи для нападающего удара должны быть достаточно высокими, чтобы блокирующие игроки могли технически правильно выполнять задание.
9. Партнеры расположены у сетки на противоположных площадках, друг против друга. Первый набрасывает мяч для нападающего удара на сторону противника и сам же выполняет блокирование; второй выполняет нападающий удар.
10. То же, что и упражнение 9, но второй игрок имитирует нападающий удар, а сам выполняет обманный удар (сброс), с тем, чтобы блокирующий мог сам себя подстраховать в падении.
11. То же, что и упражнения 9 и 10, но нападающий произвольно чередует удар и сброс.
12. Расположение занимающихся показано на рисунке. Мячи находятся у нападающих в зоне 4. По сигналу, игрок 4 делает пас связующему игроку 3, который выполняет передачу на «взлет» в зону 3, либо высокую передачу в зону 4. Первые в колоннах игроки (либо 3, либо 4) выполняют нападающий удар, в зависимости от адреса передачи.
На противоположной стороне, блокирующий игрок 3 ставит блок нападающему первого темпа (который выполняет «взлет»), а если передача идет в зону 4, то после приземления с блока блокирующий игрок 3 перемещается вдоль сетки к блокирующему игроку 2 и вместе с ним ставит двойной блок нападающему 4. Затем, игроки возвращаются на исходную позицию, нападающий, выполнявший нападающий удар становится в хвост своей, или другой колонны и упражнение повторяется.
13. То же, что и упражнение 12, но в зонах 2 и 3.
14. Занимающиеся расположены как показано на рисунке. У тренера находятся мячи.
Тренер бросает мяч на любую сторону площадки. Игроки разыгрывают мяч и производят нападающий удар из зоны 4. Если мяч брошен на ту сторону, на которой находятся двое блокирующих, то блокирующие под сеткой переходят на противоположную сторону и ставят групповой блок нападающему зоны 4.
15. То же, что и упражнение 14, но нападающий удар разрешается производить из любой зоны с постановкой группового блока.
16. Очень часто (наверное, около половины всех розыгрышей) розыгрыш комбинации нападения в волейболе идет не по стандартным схемам. Это бывает вызвано различными причинами: неточный прием подачи, неточная вторая передача и др. Это диктует необходимость наличия у блокирующих игроков нестандартного игрового мышления, внимания и быстроты реакции, позволяющих максимально эффективно нейтрализовывать нестандартные атаки. На развитие этих качеств и направлено предлагаемое упражнение. Оно основано на постановке блока «уступом». Несмотря на то, что в современном волейболе блок «уступом», в своем классическом варианте, встречается крайне редко, считаю данное упражнение полезным и необходимым в тренировочном процессе.
На одной стороне волейбольной площадки (см. рисунок) в зонах 4, 6 и 2 располагаются нападающие игроки, а также связующий игрок. На другой стороне – тренируемые блокирующие игроки (2, 3, 4). Порядок выполнения упражнения следующий.
Из зоны 6, на стороне нападающих, мяч доводится связующему игроку, который выполняет (на свое усмотрение) один из четырех вариантов передачи:
а) на взлет в зону 3;
б) пайп в зону 6;
в) высокую передачу в зону 2;
г) высокую передачу в зону 4.
Нападающие игроки, в зависимости от передачи, выполняют один из четырех вариантов нападающих ударов.
Задача блокирующих игроков – нейтрализовать атаку.
Для этого игрок под номером 3 располагается непосредственно около сетки и ставит блок первому темпу. Другие игроки (2 и 4) располагаются несколько дальше от сетки, примерно в метре от нее. Делается это для того, чтобы дать возможность игроку под номером 3 свободно перемещаться вдоль сетки, с целью выбора лучшей позиции для постановки блока первому темпу. Кроме того, такое расположение игроков позволяет игрокам 2 и 4 беспрепятственно занимать нужное положение при блокировании атаки вторым темпом.
Таким образом, в задачи игроков 2 и 4 входит:
а) постановка двойного блока на краях сетки, при нападении из зон 2 и 4;
б) постановка двойного блока в центре сетки, при розыгрыше комбинации «пайп»; при этом игроки 2 и 4 прыгают вплотную к центральному блокирующему (3);
в) попытаться подстроиться к центральному блокирующему и участвовать в тройном блоке против первого темпа.
Задачи игрока под номером 3:
а) постановка блока игроку первого темпа;
б) попытаться подстроиться к игрокам 2 и 4 и участвовать в тройном блоке против нападения вторым темпом.
Надо отметить, что при нападении вторым темпом, на «первых парах» выполнения упражнения, связующему необходимо давать довольно высокие передачи, чтобы блокирующие успевали на мяч. В дальнейшем, по мере совершенствования блокирующих, высоту передач можно уменьшать.
Приведенные в статье упражнения на совершенствование блока в волейболе необходимо рассматривать как базовые упражнения, которые могут быть адаптированы к определенному контингенту занимающихся и к конкретным задачам тренировочного занятия.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!
Источник
Обучение блокированию
подготовка игроков — начальное обучение
Методика обучения блокированию
Непосредственно блокированию атакующих ударов можно научить только тогда, когда игроки уже умеют выполнять нападающие удары через сетку. Этот процесс по времени полезно совместить с разучиванием нападающих ударов с переводами, что, понятно, можно освоить не в первые три года занятий волейболом. Однако подготовительные и подводящие упражнения, включая имитацию блока, нужно выполнять значительно раньше. Подобные упражнения формируют элементы, входящие в состав двигательной структуры других технических приемов игры – нападающих ударов, подач и передач сверху в прыжке.
Сначала нужно освоить одиночное блокирование, позже – групповое. По тактической направленности – сначала учат «зонному» блоку, потом – «ловящему». Позже осваивают особенности противодействия нападающим разного роста, блокирование атакующих ударов с передач различной удаленности от сетки и различной скоростью. При освоении блокирования необходимо почти сразу включать упражнения с переносом двух рук в стороны, в том числе имитационные в прыжке и без прыжка.
Обучая групповому блокированию, поначалу особое внимание надо уделить слаженности действий блокирующих. Поэтому необходимо начинать с упражнений, в которых не используется общий раздражитель – мяч. Блокирующие ориентируются какое-то время друг на друга в упражнениях без мяча, что способствует синхронизации групповых взаимодействий игроков на блоке.
В групповых упражнениях нельзя использовать перемещения блокирующих в одну сторону для постановки блока. Это вызывает появление ряда ошибок. Лучше применять упражнения, в которых один партнер находится на месте или выполняет встречное перемещение раньше и останавливается, а другой позже подстраивается для выполнения имитации группового блока с синхронным прыжком обоих игроков.
Особенностям расположения рук при отражении мячей, направленных на разной высоте и с различного расстояния от сетки, надо обучать позже, когда блокирующие не только будут способны произвольно переносить руки в воздухе, но и научатся различать и идентифицировать игровые ситуации, а также учитывать особенности нападающих.
Примерные упражнения для обучения одиночному блокированию
Примерные упражнения для обучения групповому блокированию
Часто встречающиеся ошибки при выполнении блокирования
– Отсутствие напрыгивания, особенно при блоке без перемещения.
– «Нашагивание» вместо напрыгивания.
– Не сохраняется «рабочая поза».
– Блокирующие игроки во время удара смотрят на мяч, а не на нападающего.
– Приземление не в точку отталкивания.
– Неумение переносить руки в стороны.
– При выполнении группового блокирования игроки перемещаются в одну сторону.
– Мяч отражается не кистями.
– Постановка блока напротив мяча, а не на продолжении пути разбега нападающего.
Источник
Упражнения для тренировки блокирования
Отсутствие специальной работы над блокированием является крупным недостатком учебно-тренировочной работы многих наших коллективов, в которых такая работа подменена только блокированием в учебных играх. Ограничение тренировки только процессом игры не способствует овладению правильной техникой блокирования, так как в игровой обстановке внимание игроков трудно акцентировать на тех или иных деталях блокирования.
Повышение техники блокирования и устранение в ней отдельных недостатков возможно только путем специальных упражнений; они проводятся параллельно с решением аналогичных задач в процессе игры. Если игрок неправильно выбирает место для толчка, он должен выполнять специальное упражнение для устранения этого недостатка и в дальнейшем только закреплять результат в игре.
Ниже будут указаны некоторые упражнения для тренировки отдельных моментов техники и тактики блокирования.
Упражнение первое. На одной стороне площадки у сетки стоят игроки в колонне по одному, на другой — тренер с мячом. Тренер подбрасывает мяч на своей стороне, игроки, в зависимости от полета мяча, выбирают место толчка правее или левее мяча и делают прыжок, имитируя блокирование. Каждую неточность в выборе места для толчка тренер указывает выполняющему задание. Игроков надо размещать в различных зонах нападения. Это же упражнение можно использовать для тренировки выбора места при групповом блокировании. Для этого игроки располагаются в двух колоннах последовательно в различных зонах (2 и 3,3 и 4). В остальном упражнение такое же. В этих упражнениях надо учитывать конкретную расстановку своей команды.
Упражнение второе. Если игрок неправильно выбирает момент толчка, рекомендуется применять блокирование ударов, при которых блокирующий не делает перемещений, а прыжок делает по команде тренера: «Прыжок!»
Упражнение третье. Тренер, стоя на стуле, держит над сеткой кисти рук на расстоянии друг от друга несколько большем, чем радиус мяча, кончики пальцев находятся на другой стороне, примерно на полмяча. Игроки по одному подходят к сетке и прыгают так, чтобы их ладони касались ладоней тренера. Необходимо следить, чтобы в момент касания кончики пальцев игроков были бы направлены назад и вверх (разгибание в лучезапястном суставе).
Упражнение четвертое выполняется, как предыдущее, но тренер время от времени убирает свои кисти со стороны игроков непосредственно перед соприкосновением его пальцев с ладонями блокирующих. Последние не должны переносить своих ладоней на сторону тренера, а расстояние между ними должно сохраниться прежним.
Упражнение пятое выполняется, как и два предыдущих, только тренер над сеткой держит не свои ладони, а мяч и так, чтобы половина его выступала на стороне игроков.
Упражнение шестое. Тренер, стоя на стуле, в центре площадки держит свои ладони (или мяч), как в упражнении третьем. Игроки располагаются в зонах 2 и 4 в двух колоннах по одному. По свистку тренера они перемещаются в зону 3 и прыгают, причем игрок зоны 2 должен коснуться своей левой ладонью пальцев левой руки тренера, а игрок зоны 4 — правой ладонью пальцев левой руки тренера.
Методические указания. 1. Следить чтобы, расстояние между ладонями блокирующих было средним между диаметром и радиусом мяча. 2. Ладони блокирующих должны быть слегка разогнуты в лучезапястных суставах.
Упражнение седьмое то же, что и предыдущее, но тренер время от времени убирает мяч. Игроки в этом случае не должны переносить руки через сетку. — Упражнение восьмое то же, что и упражнения шестое и седьмое, но тренер располагается, стоя на стуле, в зоне 2 или 4. Упражнение применяется для достижения согласованности в действиях между блокирующими: игрок, выполняющий роль вспомогательного блокирующего, должен прыгнуть на блок позже основного блокирующего.
Упражнение девятое. Игроки, располагаясь в колонну по одному вдоль левой (или правой) боковой линии, имитируют блокирование ударов с краев сетки в сторону, соответственной боковой линии (ладони рук при блокировании должны быть расположены не параллельно сетке, а под некоторым углом в сторону, противоположную площадке).
Упражнение десятое. Блокирование ударов на низкой сетке без прыжка. Высота сетки опускается так, чтобы ладони самого низкого игрока, поднятые вверх, поднимались над верхним краем сетки. Игроки располагаются в парах друг против друга около сетки. На одной площадке, у сетки, могут упражняться одновременно до шести пар игроков. Один партнер располагается на одной стороне сетки, другой — на противоположной. Задание: с одной стороны сетки проводить только нападающие удары без прыжка, а с другой — блокирование без прыжка.
Рекомендуется задания нападающим давать в следующей последовательности: 1. Удары только «по ходу». 2. Удары только «с поворотом». 3. Удары в любом направлении, но без обманных движений. 4. Любые удары.
Основная задача упражнения: наглядно показать игрокам результативность блокирования в тех случаях, когда игроки в момент удара наблюдают не за мячом, а за действиями нападающих, и выработать правильный навык такого блокирования в облегченных условиях (без прыжка). Упражнение показывает игрокам прогрессивную роль такой техники блокирования, так как в процессе правильного выполнения приема блокирующие почти без ошибки преграждают своими ладонями путь мячу.
Упражнение одиннадцатое. Такое же упражнение, но блокирующие располагаются парами. Цель: тренировка согласованности действий и положения рук при двойном блоке.
Упражнение двенадцатое. Блокирование ударов без прыжка (с матов). Если высоту сетки нельзя понизить до нужного уровня (винтовая нарезка стоек и т. д.), рекомендуется на стороне блокирующих положить друг на друга несколько матов так, чтобы блокирующие могли поднять ладони над верхним краем сетки без прыжка. Нападающие проводят удары с прыжком. В остальном упражнение такое же, как и десятое и одиннадцатое.
Не рекомендуется пользоваться вместо матов шведскими скамейками — это может повести к травмам.
Упражнение тринадцатое. Блокирование ударов на низкой сетке (с матов) без прыжка с перемещениями. Цель: научить блокирующих наблюдать в момент удара не за мячом, а за действиями нападающих, но уже в более трудных условиях (с перемещениями). Нападающие проводят удары без прыжка с передач, которые делаются на различном расстоянии вправо и влево от блокирующих. Если прыжки для блокирования проводятся с матов, их надо положить большее количество вдоль сетки, а передачи давать так, чтобы они не выходили за края матов (падения!).
Упражнение четырнадцатое такое же, как и предыдущее, но задача его — тренировка группового блока. На одной стороне площадки располагаются трое блокирующих, на другой — трое нападающих и один игрок в центре сетки для передачи на удар. Обращать внимание на согласованность действий (момент прыжка вспомогательного блокирующего, положение рук) и направление взгляда блокирующих в момент удара.
Упражнение пятнадцатое проводится так же, как и пять предыдущих, но постепенно сетка повышается до высоты, утвержденной правилами игры. Важно игроков научить блокированию ударов «по ходу», как наиболее частых.
Упражнение шестнадцатое. Одиночное блокирование на обычной высоте сетки, контролировать направление взгляда блокирующих в момент удара. Для этого тренер располагается на стороне, противоположной, блокирующим, и следит за тем, чтобы они в момент удара следили за нападающим, а не за мячами. Игрокам, которые не овладели этим навыком, следует повторять упражнения до тех пор, пока у них не будет устранен этот недостаток. Полезно такое наблюдение проводить совместно с игроками с тем, чтобы они сами решили: правильное было направление взгляда или нет.
Упражнение семнадцатое. Блокирование ударов в заранее известных направлениях. Игроки делятся на две группы. Одна группа размещается в следующих зонах: нападающие в зоне 4, передающие игроки в зоне 3, блокирующие — на другой стороне в зоне 2. Вторая группа размещается так же, но на другой стороне. Последовательно ставятся задачи: 1. Удар только «по ходу». 2. Удар «с поворотом». 3. Любой удар, но без обманных движений. 4. Любой удар.
Особое внимание уделять блокированию ударов«по ходу».
Перемещения игроков проводятся по часовой стрелке . (нападающие — блокирующие — передающие), после того как каждый блокирующий сблокировал по одному разу всех нападающих.
Упражнение восемнадцатое. Блокирование ударов с края сетки в сторону боковой линии, ближайшей к нападающему (проводится так же, как и предыдущее упражнение). Следить, чтобы ладони располагались не параллельно сетке, а под некоторым углом к ней.
Упражнение девятнадцатое подобно восемнадцатому, но применяется для тренировки группового блока. Блокирующие располагаются попарно, с учетом конкретной расстановки команды. Следить за согласованностью действий и положением рук.
Упражнение двадцатое. Блокирование ударов при «широкой раскидке». На одной стороне площадки — блокирующий, на другой — трое нападающих и в центре — передающий игрок. В зависимости от того, кто из нападающих получит передачу на удар, туда должен переместиться игрок и блокировать. Следить за правильностью выбора места толчка. Задания нападающим менять: 1. Удары только в одном направлении. 2. Любые удары.
Упражнение двадцать первое такое же, как и предыдущее, но блокирующих трое. Тренировка согласованности действий и правильного положения рук.
Упражнение двадцать второе. Тренировка «второго» прыжка. Игроки делятся на две группы. Одна группа размещается так: нападающие в зонах 2 и 3, блокирующий на другой стороне в зоне 4. Вторая группа размещается так же, но на другой стороне. Первая передача на удар идет в зоне 2, блокирующий делает прыжок для блокирования на эту передачу, а после откидки прыгает второй раз для блокирования удара с откидки. Игрок зоны 2 не производит ударов.
Упражнение двадцать третье. То же, но игроку зоны 2 разрешается нападать.
Упражнение двадцать четвертое. То же, но игрок зоны 3 нападает с откидки за головой игрока зоны 2.
Упражнение двадцать пятое такое же, как и три последних, но проводится для тренировки группового блока (блокирующие размещаются по два).
Упражнение двадцать шестое. Блокирование при более сложных тактических комбинациях. На одной стороне размещаются трое блокирующих. Размещение игроков на другой стороне указано на рис. 68. Задачи нападающих: передача «сразу» делается игроку 3, который имеет право нападать: игроки 2 и 4 нападают с краев сетки; игрок 6 играет с откидки в центре; игрок 5 нападает сзади него по типу «эшелона». Для тренировки второго прыжка следует разрешать нападающим делать не три удара, а четыре и пять. Необходимо особое внимание уделять тренировке блокирования тех комбинаций, наиболее часто применяющихся командор противника, с которой предстоит ближайшая встреча.
Рис. 68. Упражнение в блокировании
В учебных играх тренировка блокирования проводится по заданиям тренера. Приводим несколько примеров таких заданий.
Задание первое. Нападающие удары проводить только «по ходу».
Задание второе. Нападающие удары проводить только «с поворотом».
Задание третье. Нападающие удары проводить в любом направлении без обманных движений.
Задание четвертое. Разрешается нападать любым способом, но блокирующим в первую очередь обеспечить блокирование ударов «по ходу».
Заедание пятое. Удары проводит только средний нападающий за головой крайних нападающих.
В играх рекомендуется отдельным нападающим давать конкретные задания по устранению имеющихся у них недостатков в технике одиночного блокирования (выбор места толчка, направление взгляда). В каждом занятии, когда игрокам дается время на нападающий удар, обязательно должен быть противопоставлен блок — этим достигается тренировка нападающих и блокирующих.
Источник