Дети с онр развитие речи упражнения

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.
Читайте также:  Геморрагический инсульт комплекс упражнений

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.

Источник

Картотека игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей у детей с общим недоразвитием речи
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

У детей с ОНР есть трудности в общении со сверстниками и посторонними взрослыми. Вы можете помочь ребенку в общении, используя предложенные игры и упражнения

Скачать:

Вложение Размер
Картотека игр 51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Разговор по картинке

Данное упражнение для развития речи дошкольников подойдет для детей от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи. Для последовательной беседы подойдет всякая желательно сюжетная, красивая картинка. Лучше всего упражнение выполнять, когда читаете книжки, собираете паззл или любой другой интересной игрой, чтобы у ребёнка не возникало чувства «нудного урока». Ваша задача заключается в том, что нужно увлечь ребенка простой игрой «вопрос-ответ». Задайте разнообразные вопросы с применением полного «ассортимента» вопросительных слов: Когда? Почему? Зачем? и др. Чтобы ребенок начал говорить, употребляйте вступительные фразы («А ты думаешь ?», «А тебе встречалось такое…») либо предположения («А вот если …», «Может здесь хотели сказать. «, «А ты как бы поступил…»). Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему выстроить предложение, покажите, о чем и как рассказать.

Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взятьинтервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов иразвернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком, но и будете развивать диалогическую речь малыша.

В игровой форме, с помощью игрушечных персонажей, организуйте телевизионное интервью. Например, заяц-журналист спрашивает кота, за которого отвечает дошкольник:

  1. Скажите пожалуйста, уважаемый Кот, какие у вас есть дома игрушки?
  2. А самые любимые какие?
  3. Что, кроме машинок больше ничего не любите?
  4. Как же вы с ними играете?
  5. Расскажите телезрителям, что вы обычно рисуете?
  6. Нельзя ли посмотреть ваши рисунки?
  7. А почему вы рисуете cтолько машин?
  8. Когда ваши машинки ломаются, что вы с ними делаете?
  9. А вдруг все ваши машинки поломаются, мама новые не купит, чем же тогда будете играть?
  10. Посоветуйте детям, которые смотрят нашу передачу, во что интересно играть?

В зависимости от интересов ребенка взрослый заранее продумывает вопросы и строит игру таким образом, чтобы дошкольник в непринужденной форме проявил свою направленность на определенную деятельность, выявил увлеченность чем-то. Предложите ребенку поменяться с вами ролями и в своих ответах предоставьте широкий спектр интересов. Затем предложите ребенку научить новой игре кого-нибудь из товарищей, понаблюдайте за ходом интервью.

Предложите ребёнку незаконченные фразы. Пусть ребенок сам придумает, как их завершить. Спросите его: «Ты умеешь сочинять? Выдумывать? Фантазировать? Давай проверим! Я буду начинать фразу, а ты — продолжать. Ладно? Только надо это делать быстренько, не задумываясь надолго. Попробуем?» Зачем торопить ребенка? Чтобы получить более непосредственные реакции. Они гораздо информативнее тех, которые возникают после долгих раздумий.

Создайте непринужденную обстановку. Объясните, что правильных или неправильных ответов в этой игре не бывает, все ответы верны. Главное, чтобы ребенок их придумывал как можно скорее. Начав работать, больше не торопите дошкольника. Просто фиксируйте время реакции, т.е. время между вашим чтением й продолжением им начатой фразы.

  1. Когда я вырасту, я буду.
  2. Мне скучно, когда.
  3. Не люблю, когда.
  4. Самое интересное, это.
  5. Мой лучший друг.
  6. Мне нравится.
  7. Взрослые не любят, когда.
  8. Летом я люблю.
  9. Когда я пойду в школу.
  10. Мама сердится, если.
  11. Мое самое любимое дело — это.
  12. Мама всегда хвалит за.
  13. Как меня ругали, когда.
  14. Зимой лучше всего.

Заданиенаправлено на активизацию творческого потенциала ребенка. Дошкольникам предлагается составить продолжение известных сказок («Дюймовочка», «Кот в сапогах», «Машенька и медведь» и др.); подразумевается, что полюбившиеся герои должны оказаться в ситуациях, требующих от них сноровки, бытовых умений, знаний в различных областях, позволяющих успешно выйти из затруднительных положений. Некоторые повороты сюжета предлагаются педагогом и опосредованно содержат в себе задания для самостоятельной познавательной деятельности ребенка.

Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предмет и просит объяснить, что это такое, остальные отвечают.

Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он говорит.

Выбирается ведущий, который должен взять интервью у остальных детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.

Игра «Дружеское интервью»

Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т.д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.

Важно не только знать много слов, но и уметь правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом предложении слова строятся в определенном порядке. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:

мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в

Оля, одежда, шкаф, убрала, в

Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил

Цель: закрепить знания детей о различных профессиях и расширить их перечень новыми.

В ходе игры воспитатель описывает какую-нибудь профессию, но не называет ее. Можно предложить следующие профессии: воспитатель, журналист, фотограф, рекламный агент, диктор, художник, дворник, повар, корректор.

Подбери то, что тебе нужно для работы »

Дети разбиваются на команды. Каждая команда получает набор карточек с изображением предметов, необходимых для работы человеку определенной профессии. Воспитатель называет профессию, а дети должны подобрать к ней всю атрибутику. Побеждает команда, которая сделает это быстрее всех. В результате словарь детей обогатился профессиональной терминологией: оператор, диктор, звукооператор, режиссер, рекламодатель, корректор, корреспондент.

Игра «Не пропусти профессию»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.

Варианты слов:Лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, журналист, сталевар, болтун, фоторепортер, архитектор, карандаш, строитель, гроза, обруч, столяр, мельница, ткач, попугай, пекарь, корреспондент, звукооператор, листок, шахтер, диктор, экскурсовод, учитель, сено, мама, кондитер, река, очки, продавец, тетрадь, фантазия, парикмахер, тракторист, ветеринар, ложка, птица, цветовод, огонь, экономист, стрекоза, машинистка, пулемет, чайник и.т.д.

Игра «Угадайте, какая профессия учеловека»

Весы, прилавок, товар (Продавец)

Каска, шланг, вода (Пожарный)

Сцена, роль, грим. (Артист)

Читальный зал, книги, читатель (Библиотекарь)

Ножницы, ткань, швейная машинка (Портной)

Плита, кастрюля, вкусное блюдо (Повар)

Поле, пшеница, урожай (Фермер, колхозники)

Доска, мел, учебник (Учитель)

Руль, колеса, дорога (Водитель)

Маленькие дети, игры, прогулки (Воспитатель)

Топор, пила, гвозди (Плотник)

Кирпичи, цемент, новый дом (Строитель)

Краски, кисти, побелка (Маляр)

Болезнь, таблетки, белый халат (Врач)

Ножницы, фен, модная прическа (Парикмахер)

Корабль, тельняшка, море (Моряк)

Небо, самолет, аэродром (Летчик)

Микрофон, блокнот, диктофон (Журналист)

Микрофон, телестудия, гости программы (Диктор, телеведущий)

Игра «Составьте рассказ-описание о профессии журналистас опорой на план»

Как называется профессия? В чем она заключается? Какие качества нужны человеку этой профессии? Какими знаниями должен обладать человек этой профессии? Дополнительные сведения о профессии.

Цель: учим устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

Выбирают одного ребенка (ведущий телепередачи); остальные дети делятся на 2 группы и уходят в другое помещение.

Воспитатель дает ведущему задание показать по ТВ (окно в ширме или стульчик со спинкой) передачу «Новости» («В мире животных», «Самый умный» и т. д.) пока он готовится, взрослый приглашает 1 группу телезрителей, рассказывает им о событиях, которые будут показаны, телезрители по описанию угадывают, что за передача, и договариваются, как расскажут о ней 2 группе детей. Телезрители передают им информацию об увиденной передаче. Эта группа детей говорит, какую передачу они смотрели. Затем дети меняются ролями.

Игра «Что лишнее?»

Цель игры: закрепить знания детей об орудиях труда, развивать внимание, восприятие, мышление.

Оборудование: картинки с изображением предметов орудий труда.

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинки. Выбрать только те, которые необходимы в работе человека определённой профессии. Ребенок должен обосновать свой ответ.

Цель: научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель совместной деятельности.

Для этой игры необходимо звуковое сопровождение, и здесь не обойтись без специальных приспособлений. Следует найти предметы, которые могут стать источниками разных характерных звуков. Например, подойдут чистая консервная банка, наполненная сухим горохом, деревянная ложка, колокольчик, свисток, и др.
Кроме того, необходимо подготовить магнитофон и пустую кассету. Распределить роли между собой. Теперь вы готовы к тому, чтобы сделать радиопостановку. Расскажите, например, «Сказка о царевиче и драконе» она может начинаться так: В далекой – далекой сказочной стране жил был царь, и было у него три сына. В один прекрасный день отправил царь старшего сына на охоту (кто – то имитирует звуки охоты с помощью трещотки. Долго или коротко ехал он и выехал большое – пребольшое поле (кто – то имитирует с помощью инструментов езду). В поле лежал огромный камень. Только подъехал царевич к тому камню, как выскочил из – под него заяц и побежал во всю прыть… (кто – то имитирует зайца с помощью банки, наполненной горохом).Включайте магнитофон и приступайте к делу.

Игра «Создаем фильм»

Цель: воспитывать коммуникативные качества детей; развивать монологическую речь и ее интонационную выразительность; развивать творческую фантазию.

Оборудование: сюжетные картинки.

Дети делятся по интересам на микрогруппы. Каждая группа превращается в киностудию.

Задания: подумать, пофантазировать и озвучить фильм. Дети (киностудия) выбирают сюжетные картинки и дают название будущему фильму. Ребята, на киностудии, как известно, работают художники, сценаристы, звукооператоры, поэтому я предлагаю вам самостоятельно распределить роли.

Художники на длинных белых листах рисуют кадры, то есть могут добавить к сюжетным картинкам (количество кадров у группы должно быть равным).Звукооператоры сочиняют текст к фильму и решают, как они будут рассказывать содержание фильма на ТВ Студии. Роль режиссера выполняет воспитатель, координируя действия всех. На подготовку дается 20 минут. Обсуждение фильмов и их оценка проходит на ТВ Студии, в которую могут входить специально приглашенные взрослые (родители); «кинокритики или журналисты». Лучшему фильмуприсуждается премия.

Детям предлагается нарисовать рисунок на свободную тему по замыслу.После того, как дети нарисуют рисунки, они делятся на пары и меняются рисунками. Теперь им нужно внимательно рассмотреть рисунок своей пары, найти в нем то, что особенно нравиться и рассказать об этом. Смысл этого задания – так рассказать о рисунке, чтобы тому, кто его рисовал, было приятно.

Каждая пара выступает по очереди, остальные дети слушают рассказы друг друга. У каждого ребенка в руках по фишке, и ее можно отдать только одному рассказчику, тому, кто больше всех понравился (То есть лучше всех, по мнению ребенка, сумел похвалить автора рисунка.)

Проведение комментированного рисования:

Взрослый сообщает детям: «Придя на работу, воспитатель Мария Ивановна рассказала мне, что сегодня днём очень интересно прошла прогулка, все дети были дружные, играли в интересные игры и не хотели уходить с улицы. Мне так стало интересно, чем же вы сегодня занимались на прогулке. Расскажите мне? А чтобы представить то, чем вы занимались, я нарисую картину о вашей прогулке. Я буду рисовать быстро, как будто рассказывать мелом, а Вы мне будете по-настоящему рассказывать, как играли. Я нарисую всех, расскажу про тебя, Саша, и про тебя….

2. Моделирование образовательной ситуации.

Воспитатель обращается к одному из детей: «Витя, узнай у Ани, с кем она играла в на прогулке? Ответ. Сережа, спроси, во что они играли?», » Марина, а нравится ей играть вместе с …. Он ловко ловит мяч?», «А ты, Сашенька…подойди ко мне, я тебе на ушко шепну… Полюбопытствуй, а знает ли она разные игры с мячом? Как они называются?»

Так на доске (листе) возникают маленькие эпизоды, рассказывающие об играх детей на прогулке (размещая их равномерно по всей доске (листу)).

Рекомендации по проведению: Вполне естественно, если сначала дети будут давать неполные, односложные ответы. В диалоге это допустимо. Но взрослый каждый раз дополняет ответ ребенка, делает его структурированным, грамматически правильно оформленным. Вместе со взрослым (сопряженно) или за ним (отраженно) все повторяют фразу. Произнесение целесообразно сопровождать плавным (ни в коем случае не резким, «рубящим» фразы и слова на части) движением руки – дирижированием. Но четкого и полного проговаривания фразы добиваться пока не нужно.

3. Динамические паузы

Воспитатель предлагает детям «поиграть» с мячом, который существует только в воображаемом плане. Они разбиваются на пары, договариваются, в какую игру будут играть, тихонько сообщают об этом взрослому – и приступают к имитационной игре. Воспитатель подходит к одной из пар: «Витя, я никак не догадаюсь, чем ты занимаешься. Спроси у Сережи, может быть он уже догадался? Нет? Тогда предложи детям отгадать»

В ходе динамических пауз продолжается стимулирование общения. Ребенку предлагают узнать «не хотят ли отдохнуть Стасик и Олег», «может быть, они возьмут другой мяч, для футбола», попросить научить его так ловко перебрасывать мяч через сетку пр. Хорошо, если детские обращения разнообразны не только по форме, но и по содержанию. Ведь в процессе таких диалогов дети много узнают, уточняют, делятся впечатлениями.

4. Рассматривание «картины» и составление по ней простого рассказа.

Воспитатель сообщает, что он уже не может вспомнить, где и кто нарисован, что он нуждается в помощи. Просит детей рассказать, чем они занимались на прогулке. Рассказ выглядит примерно так: «Это я. Я здесь взял лопату…дорожку чищу вот так (показывает). А это Витя. Он…катает шары, чтобы снежную бабу сделать… А это Аня и Олег. Они в мяч играют, пасуют». И так передают содержание всех эпизодов. В процессе составления рассказа тоже можно продолжить вопросы и ответы и т.д.

Игровое упражнение «Бесконечное предложение».

Содержание игры состоит в следующем: водящий

называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять

их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце»:

  • светило солнце;
  • ярко светило солнце;
  • на небе ярко светило солнце;
  • на небе ярко светило весеннее солнце;
  • на небе ярко светило и играло весеннее солнце;
  • на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
  • на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
  • на голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
  • на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
  • на голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце..

Источник

Читайте также:  Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей презентация
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни