Дети с тяжелыми нарушениями речи упражнения

Содержание

Коррекционные игры и упражнения для детей с нарушениями речи (картотека)
картотека по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

С детьми с ТНР проводится огромная работа по коррекции не только речи, но и других функций. Дети часто к концу дня устают, перевозбуждаются.

После учебного дня или после занятий с такими детьми необходимо проводить релаксационные упражнения (комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата).

Цель данных упражнений: восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_na_relaksatsiyu_s_detmi_s_tnr.docx 20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ № 6»

Коррекционные игры и упражнения
для детей с нарушениями речи

Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушением речи предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

После учебного дня или после занятий с такими детьми необходимо проводить релаксационные упражнения (комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата).

Цель данных упражнений : восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения.

Упражнение «Кулачки»

Руки на коленях, кулачки сжаты,
Крепко, с напряженьем,
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем
Отпускаем, разжимаем.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!

Упражнение «Олени»

Представим себе, что мы — олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно! Быстро опустите руки.

Посмотрите: мы — олени, рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, А теперь немного лени. Руки не напряжены и расслабленны. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко. Ровно. Глубоко.

Упражнение «Штанга»

Штангу с пола поднимаем. Крепко держим. И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали! Нам становится понятно: расслабление -приятно!

Упражнение «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара смотрит влево. Смотрит вправо. А потом опять вперед — тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — расслабление — приятно! Шея не напряжена и расслабленна. А теперь посмотрим вниз — мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно — расслабление приятно! Шея не напряжена и расслабленна.

Упражнение «Хоботок»

Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны.

Упражнение «Лягушки»

Тянем губы прямо к ушкам! Потяну — перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны .

Упражнение «Сердитый язык»

С языком случилось что-то: он толкает зубы! Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы! Он на место возвращается и чудесно расслабляется.

Упражнение «Горка»

Спинка языка сейчас станет горочкой у нас! Я растаять ей велю -напряженья не люблю. Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий.

Упражнение «Футбол»

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота — два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Упражнение «Снегопад»

Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее. Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.

Упражнение «Бабочка»

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:
Бабочка — коробочка, полети на облачко. Там твои детки -— на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Упражнение «Шторм в стакане»

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Упражнение «Задуй свечу»

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

Упражнение «Бабочка»

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения — «трепетание пальцев». Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение «Рыбка»

Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо — влево, вперед -назад, вверх — вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15-20 секунд.

Упражнение « Аплодисменты»

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15-20 секунд.

Упражнение «Считалочка»

Указательным пальцем правой руки, затем левой дотрагиваться до каждого пальчика.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем пальчики считать.
Крепкие и дружные.
Все такие нужные.
На другой руке опять:
Раз, два, три, четыре, пять.

Игры на развитие свойств внимания и памяти также важны для детей с нарушениями речи.

Игра «Это правда или нет»

Цель игры: развитие слухового внимания. Дети должны внимательно послушать стихотворения, попытаться заметить неточности, ошибки.

Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой, среди ветвей,
«Га-га-га» — пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
-Это правда или нет?
Это Оленьке известно:
Что взяла клади на место!
Только девочка мала:
Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку.
Прячет ботики в буфет.
Все на месте или нет?
Если мама промолчала,
Надо делать все сначала:
На буфет нести подушку,
На паркет поставить кружку,
Сунуть ботики в кровать.
Кажется не так опять?
Оля смотрит виновато:
Нет, стояло все не там.
Помогите ей, ребята,
Все расставить по местам.

Игра «Запомни картинку»

Цель игры: развитие произвольной памяти.

Для игры заранее заготавливается 10-15 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другим.

Игра «Скороговорки разной длины»

Цель игры: развитие слуховой памяти.

Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии:

  • Наш Полкан попал в капкан (5 слов).
  • Три свиристели еле-еле свистели на ели (7 слов).
  • Грабли — грести, метла — мести, весла — вести полозья — ползти (8 слов).
  • В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов).

Игра «Пары слов»

Цель игры: развитие произвольной памяти, логического мышления. Ребенку предлагается запомнить несколько слов, предъявляя его в паре с другим. Например, кошка — молоко, мальчик — машина, стол — пирог и другие. Ребенку предлагается запомнить все другие слова из каждой пары. Затем называется первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.

Задание можно усложнять, увеличивая пары слов и подбирая пары слова с отдаленными смысловыми связями.

Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Упражнение «Филин»

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 — 6. Выполнять 4-5 раз.

Упражнение «Метелки»

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.

Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:
Вы, метелки, усталость сметите.
Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи

Перспективный план коррекционной работы в старшей группе коррекционной направленности для детей с нарушениями речи.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи» (старшая/подготовительная к школе группа)

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные уме.

«Современные технологии коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи»

«Современные технологии коррекционного воспитания и обучения детей с нарушениями речи».

Рабочая программа коррекционно-логопедической деятельности для детей с нарушениями речи

Рабочая программа коррекционно-логопедической деятельности для детей с нарушениями речи.

Роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.

В статье описана роль дидактических игр в коррекционной работе по преодолению нарушений словообразования у детей с нарушениями речи.

«Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в логопедическом пункте ДОУ»

laquo;Программа коррекционно-развивающей работы для детей с нарушениями речи в логопедическом пункте ДОУ&raquo.

Источник

Игры и упражнения на развитие связной речи у детей с ТНР
картотека по логопедии (подготовительная группа) по теме

Рекомендации для родителей и педагогов особенно речевых группы, какие игры и упражнения можно использовать на развитие сявзной речи у детей с ТНР

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_svyaznoy_rechi.docx 19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие связной речи

Работа по развитию связной речи у детей является одной из самой сложной, поэтому без помощи родителей педагогам никак не обойтись. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря ребенка, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение детей рассказыванию может проводиться в разной форме: составление рассказов-описаний по теме, по картине, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д.

Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут . (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы . » Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Пойми меня»

Цель — развитие у детей умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Взрослый показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше взрослый объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, логопед спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда взрослый говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом взрослый рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось взрослому. После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение «Если бы. »

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то . »

«Если бы я стал невидимым . »

«Если весна не наступит никогда . »

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель — развитие у детей воображения, сказочной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый говорит детям, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее взрослый играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч взрослому.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь . («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь . («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь . («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты . («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты . («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай . («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон .

Луна видна ночью, а солнце .

Огонь горячий, а лед .

Река широкая, а ручей .

Камень тяжелый, а пух .

Обыграть это можно следующим образом: взрослый говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте, дети, ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Взрослый говорит детям: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» — это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, .

Красное — платье, яблоко, знамя, .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития связной речи детей

Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения на развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Игры и упражнения на развитие речи детей дошкольного возраста способствуют преодолению речевых недостатков, обогащению словарного запаса, развитию инициативы у детей.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи для детей старшей группы»

Рассматривая иллюстрации книг, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).Рассказывание о литературном персонаж.

Буклет «Игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста»

Важно формировать у детей связную речь у детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития связной речи у детей»

Игры и упражнения по развитию связной речи.Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, граммати.

Игры и упражнения на развитие связной речи у детей 5 – 6 лет

Что такое связная речь? Связная речь — смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит много. Но, когда ему .

Источник

Читайте также:  Весь комплекс упражнений бутейко
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни