Девять упражнений для мозга

9 упражнений для развития детского мозга

«Как развить детскую психику, интеллект, скорость мышления?» — этот вопрос волнует почти всех родителей. Есть много способов это сделать. Предлагаем вам простые упражнения из нейрофитнеса, которые можно делать даже дома.

Как это работает?

Человеческий мозг состоит из двух полушарий. Правое отвечает за творческое мышление, фантазию, креатив, координацию движений в пространстве. Левое — за логику, математическое мышление, речь. В норме оба полушария должны развиваться гармонично, а между ними должны формироваться межполушарные связи. Ребенок в этом случае обладает гибким мышлением, способен рассматривать одну и ту же ситуацию с разных позиций и находить нестандартные решения.

Однако при нарушении координации деятельности полушарий развитие нарушается. Например, одно полушарие может взять на себя повышенную нагрузку. Чтобы восстановить баланс и развивать психику и интеллект ребенка, стоит выполнять специальные упражнения для мозга.

Нейрофитнес — тренировка мозга

Нейрофитнес — это комплекс упражнений для развития нейропластичности мозга, благодаря которой он может создавать новые межполушарные связи, улучшать память, сообразительность, концентрацию внимания, быстрее обрабатывать поступающую информацию.

Важно! Особенность упражнений нейрофитнеса заключается в том, что двумя руками ребенок должен выполнять разные действия. Например, рисовать одновременно квадрат и круг.

  • Попросите ребенка вытянуть руки перед собой: одна — сжата в кулак, другая — открытая ладонь. Попеременно, например, на счет он должен менять положение рук. Сначала счет должен быть медленным, но постепенно ускоряться.
  • А вот упражнение посложнее. Левую руку малыш подносит к носу, правую — к левому уху. По команде «хлопок» он должен хлопнуть в ладоши и поменять руки (правая — к носу, левая — к правому уху).
  • Малыш стоит с вытянутыми вперед руками. Его задача совершать вращение кистью одной руки вправо, кистью другой руки — влево.

Двигательные упражнения

Когда в крови мало кислорода, ухудшается работа мозга. Появляется сонливость апатия, снижается концентрация внимания, память. Улучшить кровообращение в теле (а значит, и насыщаемость органов кислородом) можно через движение. Поэтому двигательные упражнения так полезны для детей.

Важно! Растяжка снимает напряжение и мышечные зажимы, активные упражнения помогают ребенку лучше понимать и чувствовать свое тело, контролировать движения, перекрестные упражнения нацелены на развитие межполушарных связей.

  • Перекрестные наклоны. Попросите ребенка встать ровно: ноги — на ширине плеч, руки опущены. Необходимо наклоняться, поднося правую руку к левой ступне, а затем — через исходное положение — левую к правой ступне. Это упражнение помогает размять мышцы и скоординировать работу полушарий.
  • «Парад». Малыш марширует на месте или идет по комнате под счет «раз-». Его задача делать хлопок сначала на счет «раз» ( — руки опущены), потом на счет «два» ( — руки опущены)
  • «Нейроклассики». Их можно начертить мелом на асфальте или сделать из скотча на полу. Взрослый задает расстановку, ребенок должен быстро сориентироваться и выполнить задание.

Игры на развитие внимания, наблюдательности, логики

Еще одна группа игр, которые формируют образное мышление и интеллект, — ассоциативные и словесные игры. Вот несколько простых вариантов, которые помогут не только развить мозг, но и скрасят время ожидания в очереди или в дороге.

  • «Пары слов». Взрослый называет (или показывает в виде надписей, картинок) пары слов. Малыш должен мысленно объединить слова, придумав некую связующую ассоциацию. Далее взрослый дает ребенку отдельные слова (например, нарисованные или написанные на карточках). Ребенок должен через свои ассоциации объединить слова в пары.
  • «Хлопни, если…». Суть игры: взрослый говорит слова, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит слово из определенной категории (например, «цвета», «животные», «профессии»).
  • «Повтори цепочку». Взрослый говорит слово (например, цветок), малыш повторяет и добавляет свое (цветок, карандаш), взрослый повторяет уже два предыдущих слова и добавляет к цепочке новое (цветок, карандаш, чашка). Игра продолжается до тех пор, пока не собьется.
Читайте также:  Балетные упражнения у балетного станка

Приведенные выше игры очень просты, но эффективны. Выделяйте хотя бы 5–10 минут в день на нейрозарядку с детьми. Это не требует много усилий, но постепенно тренирует и развивает нейропластичность, улучшает память и внимание, готовит детский мозг к обучению в школе и обработке большого количество информации.

Источник

Как тренировать мозг: 9 эффективных упражнений

Многие люди, перенесшие коронавирусную инфекцию, заметили на себе такое последствие, как «мозговой туман» — невозможность нормально концентрироваться на делах, работе, точных манипуляциях, отсутствие сил, чтобы «собрать» себя или замотивировать что-то делать.

Медики подтверждают: этот симптом действительно является следствием болезни. Он проявляется не у всех, но у некоторых людей длится месяцами!

Естественно, в такой ситуации резко возрастает необходимость восстанавливать когнитивные способности. Рассказываем, как не только вернуть мозгу его способности, но и увеличить их.

Все перечисленные ниже упражнения для развития мозга легко впишутся даже в самых напряженный график. Главное — выполнять их регулярно!

ТРЕНИРУЙТЕ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЕ ЗРЕНИЕ

Это упражнение хорошо делать за пределами дома или в не очень привычной вам обстановке — в сквере, в лесу и пр. Устройтесь удобно и смотрите прямо, не двигая глазами. Сосредоточьтесь на том, что попадает в поле бокового зрения.

Далее, прикрыв глаза, мысленно воссоздайте увиденную картину в подробностях. Повторите попытку, стараясь расширить количество нюансов. Такие упражнения для развития периферийного зрения вы сможете практиковать практически в любой обстановке — никто ничего не заметит.

ИГРАЙТЕ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Чтобы этот процесс получился, нужно задействовать разные отделы головного мозга, и они должны трудиться сообща. Что-то громоздкое покупать не обязательно — подойдет укулеле, глюкофон, губная гармошка.

МЕНЯЙТЕ РУКУ

Пробуйте выполнять привычные повседневные действия «непривычной» рукой. Соответственно, если вы «правша», чистите зубы, расчесывайтесь и набирайте сообщения на телефоне левой рукой, и наоборот. Станет получаться уверенно — переходите к более сложным челленджам: подключайте несвойственную вам руку во время еды, письма на бумаге, рисования.

Кстати, такой развлекательный фитнес для мозга называется нейробикой.

ИГРАЙТЕ С МЯЧОМ

Да-да, даже очень простенькие игры с маленьким мячиком улучшают работу мозга и сотрудничество между его участками. Полезно подбрасывать, перекидывать мяч из руки в руку, бросать в цель или в стену (ловите на отскоке). А еще можете заняться жонглированием — это так затягивает!

СОБИРАЙТЕ БОЛЬШИЕ ПАЗЛЫ

Этот развлекательный процесс задействует систему визуальной обработки — ваш мозг «сканирует» мелкие частички, не сразу заметные нюансы в форме и цветах, включает вашу мелкую моторику, побуждает конструировать целостную визуальную картину.

РАЗУЧИВАЙТЕ ПЕСНИ

Во время пения мозг человека усиленно вырабатывает эндорфины — гормоны радости. Исполнение песен повышает общий жизненный тонус, способность к сосредоточенности, усиливает физическую и интеллектуальную активности.

ХОДИТЕ ПО НЕРОВНОСТЯМ

Такая зарядка для мозга помогает лучше работе вашей вестибулярной системы, улучшает чувство равновесия и баланса. В качестве тренажеров отлично подойдут мощеная мостовая, лесные тропинки с торчащими корнями деревьев, подъем в горы. Главное — избегайте ровного асфальта!

ВЯЖИТЕ

Вязание крючком или на спицах — отличный способ натренировать мелкую моторику, научиться совершать точные безошибочные действия, развить концентрацию внимания, усидчивость и бдительность.

ЗАНИМАЙТЕСЬ С ВИКИУМ

Введите в ранг полезной привычки ежедневные занятия на специальных тренажерах Викиум — у нас их великое множество! Они разработаны совместно с учеными-нейрофизиологами, а выглядят как развлекательные игры. Вы думаете, что ваш мозг отдыхает, но он при этом развивается: прокачиваются память, внимание, мышление.

В такие игры на тренировку мозга можно играть одному, улучшая собственную статистику, а можно устраивать дуэли онлайн с другими пользователями платформы или соревнования с друзьями!

Источник

Как улучшить память ребенку?

Память – базовая когнитивная функция человеческого мозга, развивающаяся постепенно, по мере взросления. В медицине сформулированы нормы и критерии способности к запоминанию для детей разного возраста. Но эти параметры – ориентир примерный, не конкретизированный.

Малыши, как правило, впитывают информацию как губка, показывая ошеломляющие результаты. Бывают и случаи, когда у ребенка-школьника возникают проблемы, и требуется дополнительное улучшение памяти и внимания с помощью специальных упражнений и игр [1].

Возрастные нормы формирования памяти

Для юного возраста критерии количества запоминаемой информации о внешнем мире – свои.

У младенцев на первое место выходит память тактильная, обонятельная и осязательная: малыш узнает маму по запаху, голосу. Дальше важность приобретает зрительное запоминание: дом, постель, члены семьи. С возрастом “подтягивается” оперативная (кратковременная) и долговременная память – важны в обучении. Не менее важны еще два типа когнитивной функции: непроизвольная, когда запоминаются события, не относящиеся к цели, и произвольная: способность выучит то, что требуется.

Читайте также:  Все упражнения для спины названия

Родители могут заметить, когда у ребенка страдает один из видов способности к запоминанию: теряет игрушки, телефон, приходит домой без портфеля и т.д.

Крайне важно обращать на это внимание вовремя, так как чем раньше будет обнаружена проблема, тем проще ее будет устранить.

Критерии зрелого запоминания для младших школьников:

  • Продолжает формироваться образная память. Входят в гармонию зрительная, слуховая, вкусовая, двигательная и тактильная стороны этой функции.
  • Сформированный навык произвольного запоминания. Усваивается не случайная информация, а заучивается конкретная. Это связано с необходимостью обучения навыкам и школьным предметам.

  • Владение методиками запоминания. Выбор подходящей для каждого конкретного случая: внимательное рассматривание, многократное повторение, разделение информации на небольшие блоки и заучивание постепенно.
  • Самоконтроль на уровне узнавания. Сталкиваясь со знакомыми данными, например, рассказом или стихами, ребенок узнает, что уже учил такие тексты.

Тренировка для памяти и внимания для у детей – школьников 8-9 лет крайне важна. В таком возрасте нагрузка на эти функции возрастает многократно из-за учебной нагрузки.

Причины плохого запоминания

Родители нередко замечают, что когнитивные функции у ребенка развиваются в меньшем объеме, чем необходимо.

Заметно это по изменениям памяти. В случае проблем, ребенок не может накапливать, запоминать, усваивать и применять информацию. Впрочем, иногда, на помощь механическое заучивание, зазубривание, без понимания сути. Это делает навык малополезным.

Подобное может возникать в силу ряда причин:

  1. Регулярные стрессы, которые в таком возрасте крайне отрицательно сказываются на здоровье будущего взрослого [2]. Причем родители могут сами не замечать состояние малыша, если он не рассказывает о переживаниях родным.
  1. Сезонная нехватка витаминов, сильнее в конце зимы и ранней весной. Влияют еще и перенесенные ранее соматические заболевания.
  1. Переутомление, психическое и физическое. Из-за нагрузки в школе и дополнительных занятий, часто не удается выстроить правильный режим работы и отдыха. Приводит такое к накоплению усталости.
  1. Черепно-мозговые травмы. При этом последствия причиненного вреда может сказываться и спустя недели, месяцы.
  1. Органическое поражение тканей головного мозга. В том числе формирование доброкачественных и злокачественных опухолей.
  1. Врожденная или приобретенная задержка речевого и общего развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  1. Проблемы с кровообращением в голове: спазм на фоне вегетососудистой дистонии, врожденные аномалии сосудов головы, шеи.
  1. Недостаток нагрузки. Память, как и другие когнитивные функции, развивается, но ее нужно тренировать.

Если вы столкнулись с подобной проблемой, то стоит обратиться в клинику. После проверки уровня познавательных способностей малыша и определения причины отставания, доктор подскажет меры, как тренировать память ребенка и внимание у школьника 8- 10 или 12 лет.

Как правило, в раннем возрасте, запас прочности и гибкость нейронов феноменальны. Плохая память и проблемы с вниманием поддаются корректировке, если делом заниматься профессионально.

Как улучшить?

К проблеме нужно подходить серьезно и комплексно. Для того, чтобы улучшить память и не сталкиваться больше с такой проблемой, стоит пройти обследование в специализированном центре, где маленькому пациенту подберут маршрут по избавлению от проблемы.

Нередко, хватает изменения в расписании дня и меню. Или уменьшить нагрузки: отменить вечернюю тренировку, дать отдохнуть.

В качестве действенных методов, помогающих как улучшить память ребенку 7, 8 или 9 -10 лет, так и внимание, работу мозга у школьников 11-12 лет, эффективны:

  • Систематическое выполнение комплексов специальных упражнений, направленных на тренировку этой когнитивной функции.

  • Регулярное чтение книг и обсуждение сюжета с родителями, сверстниками. Заучивание стихов, поговорок, загадок.
  • Совместные игры, требующие задействование памяти.
  • Пересмотр питания и распорядка дня. Важно, чтобы школьник полноценно отдыхал и восстанавливался. В рационе должны преобладать богатые витаминами и микроэлементами продукты.

Дальше посмотрим подробнее, как помочь малышу сформировать навыки запоминания, облегчить память обучение.

Специальные упражнения для мозга

После тщательного исследования особенностей ребёнка, медики подбирают методики, которые будут результативны для конкретного случая [3].

Также у специалистов есть универсальные упражнения для улучшения памяти для детей 10 лет, которые каждый родитель может использовать каждый день дома.

Рассмотрим подробнее те, что считаются наиболее действенными.

«Вечерний обзор»

Создайте правило по вечерам рассказывать о том, как прошел день, выстраивая события в хронологической последовательности. Важно вспомнить все этапы дня.

Читайте также:  Какие есть упражнения на развитие скорости

При введении привычки можно задавать наводящие вопросы, но через некоторое время, привыкнув, дети самостоятельно рассказывают обо всех событиях. Более сложный вариант – рассказывать о случившемся за день с конца в начало. То есть с вечерних событий к пробуждению.

«Что изменилось?»

Перед ребенком выкладывается ряд знакомых предметов (карандаши, ручки, ластики, значки), дают 10-20 секунд на запоминание. Затем школьник закрывает глаза и досчитывает до 20.

В этот момент порядок предметов перед ним меняется. После открытия глаз, тренируемый должен ответить, какие вещи лежат не на своем месте.

«Запомни все»

Выберите какой-нибудь крупный объект интерьера или предмет мебели. Дайте возможность внимательно его рассмотреть, не притрагиваясь при этом. Затем попросите ребенка закрыть глаза и подробно описать увиденное. Чем больше мелких деталей – тем лучше.

“Найди отличия”

Показываются два очень похожих, но все-таки имеющих незначительные различия изображения. Ребенку предлагается определить, что же отличает картинки. Подобное упражнение дополнительно улучшает внимание и концентрацию, позволяет

Ежедневное выполнение позволит развить образную память и внимание. Это повысит навык концентрации над заданиями, который так важен для школьников младших классов.

Кроме специальных упражнений, можно развивать когнитивные функции через другой вид деятельности в таком возрасте – игру.

Включение игровых элементов в занятия позволит незаметно тренировать ребенка. Так, чтобы он не воспринимал занятия, как нечто утомительное.

Несколько игр, что улучшают память у детей:

  • Игра в повторение слов. Назовите в случайном порядке слова и попросите повторить. Затем поменяйтесь с ребенком ролями, что позволит ему не только запоминать придуманные вами цепочки, но и фантазировать самостоятельно.
  • «Отгадай слово». Взрослый загадывает слово, но не называет. Ребенок должен задавать наводящие вопросы и по ответам “ДА” или “НЕТ” определить загаданное.
  • «Посмотри и назови». Ведущий называет предмет или характеристику. Ребенок осматривает пространство, замечая все подходящие под описание вещи, затем закрывает глаза и пробует их назвать.

Положительные эмоции от игры закрепляют достигнутый результат, делая его значительно лучше [4]. Также существуют настольные игры, направленные на развитие памяти и внимания. Приобрести их возможно в детском магазине.

Лишь бы у родителей было время играть с ребенком.

Советы психолога

Крайне важно не только регулярно заниматься с малышами, но и создавать для них теплую атмосферу. Чувствуя себя в безопасности и заботе, дети охотнее стремятся развиваться. В таком случае и результаты будут достигнуты быстрее.

Несколько советов психологов о том, как повысить память у ребенка:

  • Чаще занимайтесь с ребенком в легкой игровой форме. В этом возрасте новые навыки через игру усваиваются лучше, чем через строгое обучение.
  • Больше смейтесь. Юмор, веселье помогают развивать участки мозга, отвечающие за когнитивные функции.
  • Слушайте музыку [5]. Найдите жанр, который нравится ребенку и слушайте с ним. Подтолкните к обучению играть на музыкальном инструменте.
  • Освойте и периодически делайте гимнастику. Насыщение крови кислородом значительно повышает работоспособность мозга. Занимайтесь укреплением тела, тренируйте ребенка.

Чаще хвалите за успехи. Создавая ситуацию успеха, вы мотивируете ребенка развиваться дальше.

В случае неудачи, когда оздоровление образа жизни не помогает, сдвигов в учебе и запоминании нет, обратитесь в клинику. Кроме усталости, причин для плохой памяти у ребенка хватает, их нужно искать и устранять.

Список использованной литературы

  1. ^Roording-Ragetlie, S et al. “Working memory training in children with borderline intellectual functioning and neuropsychiatric disorders: a triple-blind randomised controlled trial.” Journal of intellectual disability research : JIDR, 10.1111/jir.12895. 10 Nov. 2021, doi:10.1111/jir.12895
  2. ^ Giovannetti, Federico et al. “Impact of an individualized and adaptive cognitive intervention on working memory, planning and fluid reasoning processing in preschoolers from poor homes.” Child neuropsychology : a journal on normal and abnormal development in childhood and adolescence, 1-30. 15 Nov. 2021.
  3. ^ Canada, Kelsey L et al. “Developmental changes in episodic memory across early- to mid-childhood: insights from a latent longitudinal approach.” Memory (Hove, England), 1-14. 26 Nov. 2021.
  4. ^ Kingo, Osman Skjold et al. “Predicting explicit memory for meaningful cartoons from visual paired comparison in infants and toddlers.” Journal of experimental child psychology, vol. 215 105316. 14 Nov. 2021.
  5. ^ Ginzburg, Jérémie et al. “Development of auditory cognition in 5- to 10-year-old children: Focus on musical and verbal short-term memory.” Developmental science, e13188. 9 Nov. 2021.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни