Дидактические упражнения для детей с нарушением зрения

Игры и упражнения для детей с нарушением зрения
картотека по коррекционной педагогике

Игры и упражнения для детей с нарушением зрения

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_zritelnogo_vospriyatiya.docx 225.07 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

для детей с нарушением зрения

1. Зрительное восприятие

Упражнение «Найди тень»

Цель : соотнесение силуэтного изображения с реальным изображением объекта.

Оборудование : силуэтное и реалистичное изображение бабочек,

Ход игры: Найди «на глаз» тень каждой бабочки.

Инструкция : «Посмотрите внимательно на картинки, бабочки потеряли свои тени, давайте поможем им найти их. Посмотрите и скажите где тень первой бабочки, второй, третьей, четвертой».

Упражнение «Лабиринт: Бабочка и цветок»

Цель : развитие прослеживающей функции глаза.

Ход игры: Инструкция: «Ребята помогите бабочке добраться до цветочка».

Упражнение «Самый внимательный»

Цель : учить детей выделять изображения из наложенных картинок.

Оборудование : наложенное изображение бабочек.

Ход игры : Перед детьми наложенные изображения бабочек.

Инструкция : «Кто окажется самый внимательный и скажет, сколько бабочек здесь изображено. Обведите глазками контуры бабочек и сосчитайте их количество». Детям, испытывающим трудность, помогаю.

Игра «Рассади божьих коровок»

Цель – развитие цветовосприятие, учить соотносить цвета и их оттенки

Ход игры: детям предлагается «рассадить» божьих коровок, на одной картинке от самого светлого к самому темному, на другой – наоборот.

Инструкция: «Посмотрите, кто к нам прилетел? Давайте посадим каждую божью коровку в свой домик. Сначала, на красном цветке, сделаем это от самой светлой к самой темной, а на зеленом – наоборот».

Игра Рисунок из геометрических фигур

Цель — закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку и найти спрятанные геометрические фигуры

Инструкция: «Посмотрите, какая у меня красивая картинка. Что на ней нарисовано? А теперь присмотритесь внимательно. Колобок и лиса сделаны из геометрических фигур. Каких?»

Игра «Разложи по полочкам»

Цель — закреплять умение узнавать различать величину предметов, развивать зрительное внимание

Ход игры: детям предлагается расставить матрешек по полочкам.

Инструкция: «К нам на занятия пришли матрешки. Они все разного размера. Поставьте больших матрешек на верхнюю полку, средних – на среднюю, маленьких – на низкую»

2. Ориентировка в пространстве

Упражнение «Парные детали».

На противоположных сторонах листа (правой и левой или верхней и нижней) размещала пары деталей (пара «кругов», пара «квадратов», пара «овалов» и т. п.) – по одной детали из каждой пары на противоположных сторонах. По словесной инструкции ребёнок подаёт одну деталь из пары: «Дай мне треугольник, который лежит слева», «Дай круг, который лежит внизу» и т. п. После выбора деталей обязательно фиксировать в речи определённое ребёнком направление, постепенно вовлекать детей в самостоятельное словесное оформление осуществляемых действий.

Упражнение «Ориентировка относительно себя»

«Где сидит кукла?», «Расскажи, где стояла игрушка?», «Встань так, чтобы машина была впереди, а кукла сзади тебя», «Расставь игрушки так…», «Куда покатился мяч?», «Покажи рукой, флажком влево, вверх, направо, вперёд», «Подбрось мяч вверх», «Сделай несколько шагов направо» и т. д.

Упражнение «Зрительный диктант» или «Слуховой диктант»

Использовать с целью воспроизведения ребёнком предметно-пространственной ситуации в соответствии с образцом. На образце могут быть изображены расположенные в различных местах листа геометрические фигуры или небольшие плоскостные конструкции (домик, дерево, рыбка и т. п.). Ребёнок должен точно воспроизвести эти пространственные ситуации и обозначить те направления на плоскости, в которых расположены объекты.

Игра «Котята разбежались».

Программное содержание: совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.

Материал : фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.

Ход игры: на фланелеграфе ставят несколько игрушек (стоят в середине). Тифлопедагог спрашивает: «Где находятся котятки?» дети называют месторасположение. Далее он говорит: «Котята разбежались» и передвигает игрушки в разных направлениях. Дети поочередно должны показать и рассказать, где какой котенок находится. Например: «Серый котенок сидит в правом верхнем углу, а рыжий – внизу слева» и т.д.

Игра «Что изменилось?»

Программное содержание : совершенствовать умение ориентироваться на фланелеграфе при движении в заданном направлении; сформировать и закрепить понятия, обозначающие пространственное расположение; вводить эти понятия в активный словарь; вырабатывать усидчивость и внимание; формировать элементы учебной деятельности.

Материал : фланелеграф, игрушки (или картинки) трех-четырех котят с шерсткой разного цвета.

Ход игры: тифлопедагог расставляет игрушки (фигурки или картинки) на фланелеграфе и предлагает детям рассказать, где находится каждый котенок, и запомнить. Затем дети выбирают «водящего», тот выходит из кабинета (группы), а оставшиеся перемещают котят. Вернувшись, «водящий» должен определить, что изменилось.

Игра «Расскажи сказку»

Программное содержание : учить детей ориентироваться на микроплоскости (фланелеграф, стол) и обозначать в речи пространственное расположение объектов.

Материал : фланелеграф, набор изображений сказочных героев (по сказкам «теремок», «Репка», «Колобок», «Три медведя», «Три поросенка» и др.)

Ход игры. Сначала сказку рассказывает тифлопедагог, добавляя в содержание пересказа обозначения пространственных направлений, а ребенок располагает на фланелеграфе изображения сказочных героев. В следующий раз рассказывает сказку ребенок. Например: «Нуф-Нуф построил свой домик справа от Ниф-Нифа», «Бабушка встала за дедушкой», «Впереди Жучки стоит девочка» и т.п. Ребенок рассказывает сказку и располагает сказочных героев, обозначая в речи пространственные направления.

3. Осязание и мелкая моторика

Цель : развитие соотносящих движений, эталонов формы, осязательных ощущений.

Оборудование : две пластины 200×100 мм склеены, в верхней — отверстия круглой формы трех величин, дно каждого отверстия имеет гладкую, шероховатую, мягкую поверхности.

Выполнение упражнения: ребенку нужно соотнести отверстие с фишками, выполненными из трех материалов.

Цель : развитие осязания, чувства давления, активизация дей¬ствий большого и указательного пальца.

Оборудование: две поролоновые пластины, между ним вклеены горох, фасоль, рис и т. д.

Ход игры: ребенок должен узнать, сдавливая большим указательным пальцем поролон, что в «пирожке».

Упражнение «Пройди по дорожке»

Цель : развитие прослеживающей функции руки, ориентировка поверхности.

Оборудование : две пластинки 200×300 мм склеены.

Ход игры: пальцы ребенка скользят по вогнутым прорезям, обнесенным фольгой, наждаком, бархатом. Пальцы, двигаясь по дорожкам, повторяют ее очертания.

Игра «Строим забор»

Цель : выделение ведущей руки и обучение действиям двумя руками сразу, развитие точности движений, определение высоты предмета, выкладывание ритмичного ряда по заданию, развитие представлений о числе и множестве предметов.

Оборудование : деревянная колодка 300×60 мм с 10 отверстиями, соответствующими диаметру вставляемых в них палочек (палочки разной длины).

Ход игры: ребенок по заданию педагога вставляет палочки в отверстия.

Игра «Закроем окошечки»

Цель : закрепление эталонов формы и величины, соотносящих практических действий, закрепление культуры активного осязания, осязательных ощущений.

Оборудование : плоский домик: нижний квадрат состоит из двух этажей, верхний треугольник — крыша. Каждый этаж имеет разные поверхности, крыша имеет поверхность, отличную от этажей.

Ход игры: в домике — окошечки, которые ребенок должен закрыть ставенками, выполненными из разных материалов, соответствующих поверхностям разных частей домика.

Игра «Волшебный круг»

Цель : учить соотносить поверхности, развивая осязательные ощущения, действия двумя руками сразу с выделением ведущей руки.

Оборудование : круг разбит на 4 сектора с разной поверхностью: пластмасса, металлическая фольга, дерево, бумага. Другая сторона круга разбита на 14 секторов, имеющих 7 парных поверхностей, круг имеет с обеих сторон 2 стрелки.

Ход игры: ребенку предлагается соотнести с помощью стрелок две одинаковые поверхности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека артикуляционных упражнений для детей с нарушением зрения

Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в разных областях: офтальмологии, тифлопедагогики. Так же логопед должен владеть соответствующими приемами обучения, применять специа.

Пальчиковые кинезиологические упражнения для детей с нарушением зрения, как средство развития мелкой моторики.

Кинезеологические упражнения-это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие.Пособие рекомендуется родителям и воспитателям детских садов для подготовки к успешному обучени.

Консультация для родителей «Упражнения для детей с нарушением зрения»

Консультация для родителей «Упражнения для детей с нарушением зрения&quot.

Презентация «Тактильные игры и упражнения для детей с нарушением зрения 6-7 лет»

Игры-упражнения для детей с нарушением зрения

Взяв за основу методику М.А.Мишина, составила серию игр-упражнений (по темам) для детей с нарушением зрения с использованием сетки и прищепок, которые интегрировано, решают задачи по развитию зрительн.

Игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования.

Игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования.

Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития, активации, стимуляции зрительных функций не только доставляют удовольствие детям, развивают способности, формируют знания, но и имеют коррекционную направ.

Источник

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
картотека (подготовительная группа) по теме

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного познания. Они неразрывно взаимосвязаны, но имеют и свои отличительные особенности. В результате ощущений человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета – о его цвете, температуре, вкусе, звучании и пр. Но в реальной жизни мы видим не просто пятна света или цвет, слышим не просто громкие или тихие звуки, ощущаем запах не сам по себе. Мы видим свет солнца или электрической лампы, слышим мелодии музыкального инструмента или голос человека и пр. Восприятие дает целостные образы предметов или явлений, обладающих рядом свойств. В отличие от ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. Проанализировав психолого-педагогическую литературу по вопросам восприятия (В.П. Зинченко, А.В. Запорожец и др.), я остановилась на следующем определении понятия «восприятие».

Восприятие – это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительные, осязательные, кинестетические, объяснительные и вкусовые восприятия. Мы рассмотрим зрительное восприятие.

Зрительное восприятие – это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. В современной науке не отождествляют понятия «восприятие» и «сенсорные процессы», которые не являются изначально восприятием, а становятся им.

Обучение и воспитание в детских садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Таким образом, проблема исследования и компенсации нарушений зрительного восприятия детей чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их медико-психолого-педагогической реабилитации.

Мной была разработана картотека по развитию зрительного восприятия через дидактические игры и упражнения.

Источник

Читайте также:  Во время упражнения на пресс резкая боль
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни