Дидактические упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников
картотека

Сенсорное воспитатение дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_igry_i_uprazhneniya_po_sensornomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx 22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

Задача: познакомить детей с системой цветов, с последовательностью их расположения в спектре.

Материал. Демонстрационный: картина «Радуга».

Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, голосочки семи цветов для завершения радуги, клей, кисточки, тряпочки.

Руководство. Воспитатель спрашивает, кто из детей видел радугу после дождя, какие цвета в ней были. Выслушав ответы детей, уточняет, что в радуге цвета всегда располагаются по порядку, и предлагает послушать стихотворение «Цвета радуги»:

Краски сегодня ужасно устали:

Радугу в небе они рисовали.

Долго трудились над радугой краски,

Радуга вышла красивой, как в сказке.

Вся разноцветная — вот красота!

Ты полюбуйся, какие цвета:

Красная редиска выросла на грядке,

Рядом помидоры — красные ребятки.

Красные тюльпаны на окне стоят,

Красные знамена за окном горят.

Всю ночь морковка снится —

На лисий хвост похожа:

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят

Желтые листья с деревьев летят.

У нас растет зеленый лук

И огурцы зеленые,

А за окном зеленый луг

И домики беленые,

С зеленой крышей каждый дом,

И в нем живет веселый гном

В зеленых брючках новых,

Из листиков кленовых.

Глаза голубые у куклы моей,

А небо над нами еще голубей.

Оно голубое, как тысячи глаз.

Мы смотрим на небо, а небо — на нас.

В синем море — островок,

Путь до острова далек.

А на нем растет цветок-

Фиолетовой фиалке надоело жить в лесу.

Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.

С фиолетовой сиренью будет жить она

На столе в красивой вазе около окна.

Закончив чтение стихотворения, воспитатель предлагает положить перед собой листочки с половиной радуги и говорит, что в таком порядке всегда располагаются цвета в радуге. «Первый цвет- красный. Возьмите красную полосочку и положите на свое место, рядом с красной половинкой. Вторым идет оранжевый, найдите оранжевую полосочку и положите. Третий цвет – желтый. Четвертый — зеленый. Положите эти полосочки тоже. А теперь голубой — это пятая полосочка. Голубой цвет похож на синий, но он светлее и чуть-чуть зеленоватый, а темно-голубой обычно называют цветом морской волны. Найдите голубую полосочку. Шестым идет синий цвет, а последним, седьмым — фиолетовый. Положите и эти полоски».. Затем дети приклеивают все полоски радуги (аппликация).

Задача. Закреплять представления о взаимосвязи цветов.

Материал. Демонстрационный: три большие банки с наклейками — оранжевой, зеленой, фиолетовой. Раздаточный: баночки с водой (по три на каждого ребенка), кисти, тряпочки, краски (красная, желтая, синяя), банки с водой для промывания кистей.

Руководство. Воспитатель: «Сегодня мы приготовим цветной лед для украшения нашей клумбы. Мы посадим на ней цветочки из льда. Кто помнит, как можно сделать цветной лед? (Ответы.) Правильно, покрасить воду и заморозить ее. Нам нужен оранжевый, зеленый и фиолетовый лед. Мы уже знаем, что из наших волшебных красок можно получать новые цвета. Кто знает, как сделать оранжевую воду? (Ответы.) Правильно, смешать желтую и красную краски, желтой краски взять «побольше», чем красной. А какие краски смешать, чтобы получился зеленый цвет? (Ответы.) фиолетовый? Да, красную и синюю».

Далее воспитатель диктует порядок действий для получения каждого цвета, напоминает о необходимости промывать и промокать кисти.

Когда задание будет выполнено всеми, воспитатель предлагает принести и поставить на стол около соответствующей банки все баночки с оранжевой водой. У каждого ребенка, перед тем как он поставит баночку, проверяет цвет воды. При необходимости предлагает добавить красной или желтой краски, а если получился грязный цвет, дает ребенку новую баночку с чистой водой. Ребенок выполняет задание под руководством воспитателя. Воспитанники приносят баночки с зеленой, а затем с фиолетовой водой. Всю цветную воду педагог сливает в соответствующие большие банки. На прогулке вода разливается в металлические формочки.

Задача. Закреплять знания детей о взаимосвязи цветов спектра.

Материал. Демонстрационный: картинка с изображением цветка, лепестки которого окрашены в семь цветов спектра. Раздаточный: контурные рисунки цветика-семицветика, гуашь (красная, желтая, синяя, голубая), кисти, баночки с водой, палитры, тряпочки.

Руководство. Воспитатель показывает детям волшебный цветик-семицветик. Ребята рассматривают поочередно все лепестки, начиная с красного, называют их цвета. Педагог обращает их внимание на голубой цвет, напоминает, что с голубым цветом они уже делали аппликацию «Радуга». Следует отметить, что голубой цвет хотя и стоит между синим и зеленым, нельзя получить смешением. «Теперь возьмите свои листочки с незакрашенными цветиками-семицветиками, кисточки и закрасьте верхний лепесток красной краской,- предлагает воспитатель.- Пропустите один лепесток, а следующий (третий от красного) сделайте желтым. Пропустите еще один, а следующий (пятый) закрасьте синим. Не спутайте синюю и голубую краски. Шестой рядом с синим будет голубой.

Теперь будем закрашивать пропущенные лепесточки. Какие у нас пропущены? (Показывает оранжевый, зеленый, фиолетовый, дети их называют.) Как получить оранжевую краску? Вспомните наши «волшебные краски». (Дети смешивают желтую краску с красной и оранжевой краской закрашивают второй лепесток.) А как нам сделать зеленую краску?» Ребята вспоминают, что надо смешать желтую и синюю краски, изготавливают зеленую краску (надо напомнить, что синяя краска добавляется к желтой) и закрашивают четвертый лепесток. «А как сделать фиолетовую краску? (Ответы.) Правильно, смешать красную с синей (подчеркнуть, что с синей, а не с голубой)». Дети получают фиолетовую краску и закрашивают последний, седьмой лепесток.

«Чудесный мешочек» (форма).

Задача. Учить детей выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Два набора объемных и плоскостных фигур (шарики, кубики, конусы, цилиндры, овалы, прямоугольные полоски, квадраты, треугольники). Один набор фигур — в мешочке, другой — на столе.

Руководство. Воспитатель заранее расставляет на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. «Дети, сейчас мы с вами поиграем, но для этого надо отыскать в группе мешочек. Давайте его найдем»,- говорит воспитатель. Когда мешочек будет найден, дети садятся, а взрослый достает из него несколько фигур, дети называют их. Затем воспитатель показывает геометрические фигуры, которые находятся на столе, и объясняет правила игры. По указанию педагога ребенок находит в мешочке такую же фигуру, какая лежит на столе, называет ее. Воспитанники отмечают правильность выполнения задания. Если ребенок не может найти соответствующую фигуру, то воспитатель еще раз напоминает способы ее обследования. При повторном проведении игры фигуры меняются, постепенно увеличивается их количество. Игра заканчивается, когда дети найдут все фигуры в мешочке.

Задача. Учить детей расчленять изображение предмета на составные части и воссоздавать сложную форму из частей.

Материал. Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: машина, лодка, человек. Раздаточный: у каждого ребенка фланелеграф, геометрические фигуры.

Руководство. «Что нарисовано на этих картинках?» — обращается воспитатель к детям. Выслушав ответы, задает следующий вопрос: «Из каких фигур составлена лодочка? Правильно, это треугольник, а это трапеция. Основная часть лодочки — трапеция (показывает на соответствующую картонную фигуру). Постройте каждый на своем фланелеграфе парусную лодку. Место для нее выберите так, чтобы хватило и для остальных картинок. Когда ребята выполнят задание, педагог показывает им остальные рисунки: «Из каких фигур составлен грузовик? (Ответы детей.) Постройте грузовик. (Дети выполняют задание.) Из каких фигур составлен человечек? Чем отличаются овалы, из которых сделаны руки, от тех, из которых сделаны ноги? А туловище? Сложите такого человечка». Воспитатель отмечает тех детей, кто безошибочно сложил все предметы (показывает лучшие работы), особо поощряет аккуратность в размещении фигурок на плоскости фланелеграфа .

«Что там?» (величина)

Задача. Закреплять умение устанавливать отношения между пятью объектами по величине (складывание матрешки); учить детей выделять высоту как особое измерение величины.

Материал. Деревянные разборные матрешки с пятью вкладышами (по количеству детей), любые пятиместные вкладные игрушки.

Руководство. Воспитатель показывает красочную книжку о матрешках, затем привлекает внимание детей к игрушке и, последовательно разбирая ее, отвечает, что матрешек стало больше. Педагог предлагает сравнить части матрешек по общей величине и по одному измерению — высоте. Обращает внимание на одежду матрешек, подчеркивает, что орнамент должен совпадать при совмещении нижней и верхней половины игрушки. По указанию воспитателя дети составляют матрешки, выстраивают их в ряд и называют величину каждой из них, затем собирают всех в одну игрушку, используя игровой прием «мама и дочки». Игра заканчивается, когда ребенок соберет игрушку.

Источник

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников
картотека на тему

Вашему вниманию предоставляется картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_didakticheskih_igr_i_uprazhneniy_po_sensornomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx 18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию дошкольников

Воспитатель МБДОУ д/с № 16 Сокол А.А.

Значение сенсорного развития несомненно: с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание; все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия. Поэтому нормальное умственное развитие детей невозможно без опоры на полноценное восприятие предметов.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета: Их форме, цвете и величине, запахе, вкусе и т. д.

Сенсорное развитие ребенка включает в себя две взаимосвязанные между собой стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлении; овладение новыми действиями восприятия, которые позволяют более полно воспринимать окружающий мир.

В дидактических играх и упражнениях необходимо предоставлять детям возможность:

1. Повторно воспринимать познаваемые предметы и их свойства, упражняться в их узнавании и различении;

2. Оформлять чувственные впечатления, уточнять названия предметов и их характерных свойств (формы, величины, цвета и др .) ; ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному воспитанию;

3. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предметов с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (например, форму предметов с геометрическими фигурами, их окраску с основными цветами солнечного спектра и др.)

Д/И «Цветное домино»

Оборудование: Цветное домино.

Цель: продолжать развивать сенсорные способности малышей путем отыскивания предмета заданного цвета, закрепление 4 –х основных цветов

Ход игры: Игра проводится с 4- 5 детьми. Раздается всем по 2-3 цветных домино. Предлагается детям выложить дорожку, отыскивая у себя домино такого же цвета, какого цвета положил предыдущий ребенок.

Д/И «Включи- выключи, открой – закрой»

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, умение пользоваться выключателями, щеколдами, шпингалетами, крючками.

Д/И «Покажи такую же»

Оборудование: игрушка зайка, набор геометрических фигур.

Цель: Продолжать закреплять умение находить нужную геометрическую фигуру (круг, квадрат, треугольник), развивать мышление, разговорную речь, умение называть цвет фигуры.

Ход игры: Игра проводится с 2-3 чел., т.к. надо сосредоточить внимание детей. Приходит в гости Зайка и приносит коробочку с геометрическими фигурами, просит рассказать детей, что это такое. Сначала воспитатель по отдельности показывает фигуру и ее цвет. Потом раздает наборы фигур детям и по своему показу просит показать ребенка, постоянно вовлекая его в речевую активность.

Д/И «Красный, желтый, синий, зеленый»

Оборудование: цветные картинки, игрушки, цветы, одежда разных цветов.

Цель: Учить различать называть и показывать картинки по цвету предметов, развивать сенсорные способности детей.

Руководство: Занятие проводится с 5-6 чел. У каждого ребенка на столе изображение предметов (игрушки, цветы, одежда разных цветов)

Воспитатель показывает картинку определенного цвета или предмет такого же цвета. Ребенок должен показать свою картинку с таким же изображением и цветом.

Д/И «Цветные колпачки»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами и раскладывать колпачки по одинаковому цветовому признаку.

Д/И «Собери и разбери пирамидку»

Цель: Развитие сенсорных способностей, умения действовать с пирамидками разной формы, соблюдая последовательность в собирании»

Д/И «Нанизай кольца на шнурок»

Цель: Закрепить умение действовать с предметами, развивать мускулатуру кистей рук, потренировать в различении 4 -х основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый)

Д/И «Найди матрешке ведерко»

Оборудование: Набор матрешек и ведерок разного цвета.

Цель: Продолжать закреплять и называть 4 основных цвета, развивать, мышление, память, разговорную речь.

Ход игры: Игра проводится с 2 детьми. Разделяются набор матрешек красного, зеленого, синего цвета и соответственно таких же цветов ведерки. Сначала воспитатель показывает, какое ведерко для матрешки, закрепить название цвета платья матрешки и ведра, вовлекать детей разными вопросами в речевую активность.

Д/И «Вставь втулочку»

Цель: Продолжать развивать моторику кистей рук, внимание, мышление.

Ход игры: Игра проводится с 4-5 детьми. Воспитатель показывает плоскости, по краям которых есть отверстия для втулочек. Показывает и обговаривает и свои действия, потом предлагает повторить детям увиденное»

Оборудование: Бусинки, пинцет, чашечки.

Цель: Развивать моторику кистей рук, умение брать пинцетом бусинки и раскладывать их по внешним признакам в чашечки, развивать мышление, память.

Ход игры: Игра проводится с 2 детьми, потому, что она требует большого внимания. Сначала воспитатель показывает действия с пинцетом и бусинками, а потом предлагает детям разобрать бусинки по чашечкам.

Д/И «Зашнуруй сапожок»

Цель: Учить выполнять действия со шнуровкой, развивать мелкую мускулатуру кистей рук, мышление.

Ход игры: Игра проводится с подгруппой 4-5 детей. Приходит ребенок из другой группы и просит помочь ему зашнуровать ботинки. Воспитатель выполняет действие. А потом раздает «сапожки» и шнурки детям и предлагает зашнуровать для куклы сапожок.

Д/И «Большой, поменьше, маленький»

Оборудование: геометрические фигуры разного размера.

Цель: Продолжать развивать умение различать геометрические фигуры по величине, развивать разговорную речь, мышление, память, умение различать основные цвета.

Ход игры : Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) разных цветов, и предлагает показать сначала большую фигуру, поменьше, потом маленькую. Усложнить игру можно вопросами: «Покажи маленький треугольник красного цвета»; «Большой круг желтого цвета»; «Поменьше квадрат желтого цвета» и т. д. на усмотрение фантазии воспитателя.

Д/И «Разноцветные капли»

Оборудование: баночки с разноцветной гуашью.

Цель: Продолжать закреплять сенсорные способности детей цвет, умение набирать пипеткой по указанию и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление.

Ход игры: Игра проводится с 2 детьми. Воспитатель показывает баночки с разноцветной гуашью. Сначала 2- х цветов, к концу года 4- х основных цветов. Раздает каждому рисунок и палитру с ячейками по цвету. Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком.

Д/И «Найди нужный цвет»

Оборудование: Пробки и бусинки разного цвета.

Цель: Закреплять сенсорные способности детей, умение подбирать по образцу нужного цвета пробки или бусинки и выкладывать рисунок на образце.

Д/И «Раскладывание однородных предметов разной величины»

Оборудование: Геометрические фигуры разной величины

Цель: Учить находить одинаковые геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), но разной величины.

Ход игры: Игра проводится с4-5 детьми, у каждого плоскостного изображения круга, треугольника, квадрата разной величины и можно разного цвета. Воспитатель предлагает по показу подобрать свои геометрические фигуры.

Д/И «Длинный – короткий»

Оборудование: Ленточки, плоскостные палочки разной длины и цвета.

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности малышей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «Длинный – короткий», «длиннее – короче», развивать воображение, мышление.

Ход игры: Игра проводится с 2-3 детьми. Сначала рассматриваем ленточки по длине, потом детям предлагают карточки и плоскостные палочки разной длины и цвета. Путем раскладывания ребенок определяет, где длинная и короткая палочки.

Оборудование: Геометрические фигуры, трафареты для фигур.

Цель: Уметь выполнять действия с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывать фигуры, развивать память, мышление внимание.

Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей в 4- 5 человек. Воспитатель сначала показывает геометрические фигуры, называет их и показывает детям, как надо их вставлять в трафареты. Во время игры постоянно закреплять название фигур – круг, квадрат, треугольник.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, т.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, т.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников

Практико-ориентированный проект по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста.

Презентация «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»

С этими играми дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития мото.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРИ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию.

Источник

Читайте также:  Какие упражнения делать что бы расслабится
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни