Динамические упражнения для детей с какого возраста

Содержание

Гимнастика, которую мама может самостоятельно проводить с малышом

В данной статье мы попытаемся описать те упражнения, которые без особого труда и «риска для жизни», мама самостоятельно может проводить своему ребенку дома. Также эти упражнения можно проводить и между курсами профессионального массажа.

Перед проведением любого профессионального, либо самостоятельного массажа, гимнастики, оптимальным будет, если ребенка осмотрят педиатр, невролог и ортопед. Специалисты подтвердят отсутствие противопоказаний, а также подскажут, на какие области следует сделать особые акценты при выполнении массажа.

Тем не менее, следует понимать, что самостоятельные занятия с малышом, несмотря на несомненную пользу, не заменят курсов профессионального массажа ребенку.

Гимнастические упражнения для детей первого года жизни лучше проводить совместно с массажем, а заканчивать аквагимнастикой.

Условия проведения, противопоказания

Во время занятий массажем и гимнастикой можно использовать развивающие игрушки для привлечения внимания ребенка, но их не должно быть слишком много.

Все гимнастические упражнения делятся на активные и пассивные. Активные упражнения те, которые выполняет человек самостоятельно, пассивные, проще говоря, когда твоей рукой-ногой машут, а ты лежишь-скучаешь. В детском оздоровительном массаже и гимнастике используются и те, и другие виды упражнений.

Гимнастика для детей от 0 до 3-х месяцев

Оптимальный возраст, в котором рекомендуется начинать курс массажа и гимнастики обсуждается в статье «общие принципы массажа». Массаж и гимнастика у детей первого года жизни

Дыхательные упражнения

Для малышей этого возраста очень важны дыхательные упражнения. Они способствуют развитию дыхательной мускулатуры, физиологических способностей дыхательной системы, ее резервных возможностей, служат профилактикой респираторных заболеваний.

Исходное положение: ребенок на руках у матери, лицом к ней. Производят ритмичные надавливания ладонью на спину ребенка, передвигая ладонь от шеи до поясницы.

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Попеременное отведение ручек в сторону и наверх, начиная с трех месяцев можно это упражнение выполнять одновременно двумя ручками.

Рефлекторные упражнения

У младенцев существует определенная физиологическая особенность нервной системы – наличие безусловных рефлексов, появляющихся и исчезающих в определенное время.

Таким образом, у грудничков можно выделить особую группу упражнений. Это рефлекторные упражнения. Они основаны на специальном вызывании некоторых безусловных рефлексов.

Естественно, никто в качестве зарядки рефлекс Моро вызывать не будет (громкий удар по поверхности, на которой лежит ребенок, при этом он делает «обнимающее» движение).

Но некоторые из них, например рефлекс Бабинского (особое поглаживание стопы) или рефлекс опоры весьма полезны в качестве развивающих упражнений.

Количество повторений рефлекторных упражнений в течение занятия 1-2 раза.

Упражнение основано на рефлексе Бабинского.

Исходное положение: ребенок лежит на животике.

Произвести надавливание на подошву у основания пальцев — ребенок рефлекторно согнет пальчики, затем провести по внутреннему краю стопы к пятке и наружному краю к мизинцу – происходит разгибание подошвы. Движение выполняется большим пальцем взрослого. Повторить 1-2 раза. Важно! При выполнении упражнения нога ребенка всегда фиксируется за голеностопный сустав (не за пальцы).

Из рефлекторных упражнений в этом возрасте выполняются также рефлекторное ползание, рефлекторная опора и рефлекторная ходьба. Данные упражнения, как правило, проводятся в конце занятия.

Рефлекторное ползание

Упражнение основано на рефлексе ползания по Бауэру.

Исходное положение: на животе. Под стопочки ребенка подставляется ладонь взрослого, так, чтобы ребенок смог в нее упереться слегка согнутыми ногами. Ребенок толкается и выпрямляется, делая движение вперед. Повторить 1-2 раза. Важно! Не забудьте оставить свободным место, куда малыш сделает это движение (что бы не ударился головой).

Читайте также:  Держать планку упражнение каждый день

Рефлекторная опора и ходьба

Исходное положение: ребенок в положении вертикально, руки взрослого в подмышечных областях ребенка. Следует дать ребенку полностью опереться стопами на поверхность стола. Слегка наклонить туловище ребенка вперед, и он рефлекторно сделает несколько шажков.

Полезно выкладывание на живот, это тоже является упражнением для ребенка, основанное на защитном рефлексе (младенец поднимает и поворачивает голову в сторону). В положении «на животе» происходит стимуляция мышечного тонуса разгибателей, тонизируются мышцы животика, стимулируется работа кишечника – облегчается отведение «газиков», является профилактикой запоров.

Выкладывание на живот рекомендуется проводить ежедневно, начиная с 30 секунд и до 15-20 минут в первые месяцы жизни.

Пассивные упражнения

Скользящие шаги – «топотушки»

Исходное положение: на спине. Нога согнута в коленном и тазобедренном суставах, стопа опирается на стол, проводится скольжение стопы по поверхности стола.

Катание в позе «эмбриона».

Исходное положение: ребенок лежит на спине. Ноги согнуты, приведены к животику, голова также согнута, подбородочек приведен к груди. Производится «катание» малыша в таком положении на спинке. Как правило, такое упражнение деткам очень нравится.

Активные упражнения

Используются различные яркие, звучащие игрушки, которые показываются ребенку на расстоянии 25-30 см, таким образом, стимулируются слежение глазками за предметом, слуховое сосредоточение, попытка ухватить предмет.

Гимнастика для детей 3-4 месяцев

Для того, чтобы избежать повторений, мы будем добавлять к приведенным выше упражнениям описание новых элементов гимнастики.

Дыхательные упражнения

Исходное положение: на спине. Добавляются одновременное движение руками вверх-вниз, круговые движения ручками.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в локтях руками производится их попеременное выпрямление. Движения напоминают боксирование. Важно! Ручки фиксируются в лучезапятных суставах, что бы предотвратить растяжение связок.

Полуповороты и повороты со спины на живот и обратно

Исходное положение: на спине. Одной рукой обхватываются голени ребенка снизу, указательный палец другой руки взрослого вкладывается в ладонь малыша, остальные пальцы охватывают его кисть. Затем, слегка выпрямив ноги ребенка, следует повернуть его таз, вслед за этим ребенок поворачивает свою голову и плечевой пояс. Подобным образом совершают повороты в обе стороны.

Упражнения на мяче

Начиная с 3-х месяцев можно вводить новый вид занятий – упражнения на мяче. Для этих упражнений потребуется мяч, диаметром 50-60 см, чуть спущенный.

Покачивание на мяче способствует развитию координации, вестибулярного аппарата, способствует тонизации мышц брюшного пресса, спины, ног.

Ребеночка располагают на мяче разными способами: на спинке, на животике, по очереди на боках.

Выполняются покачивания с опорой на ноги, с подъемом ног.

Важно не забывать надежно фиксировать ребенка на мяче.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Гимнастика для детей 6-9 месяцев

К уже описанным упражнениям добавляются:

Дыхательные упражнения делаются на спине, на боку, начинают делать их сидя.

Одновременное и попеременное отведение рук в стороны, вверх, обхватывающие движения руками.

Выполняются все упражнения для ног: «топотушки», скользящие шаги, круговые движения ногами, попеременное сгибание-разгибание.

Вводится новое упражнение: велосипед.

Исходное положение: на спине. Согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами ребенка выполняются круговые движения, напоминающие движение ног во время езды на велосипеде.

В положении сидя (в позе портного, когда стопы соединены или по-турецки) ребенка покачивают, используя игрушку, стимулируют потягивание за ней.

Старайтесь всячески побуждать малыша к активным поворотам со спины на живот и обратно.

Читайте также:  Как убрать птоз ягодиц упражнения для ягодиц

Полезно упражнение, направленное на развитие навыков ползания. В этот период времени можно помогать ребенку, подставляя свою ладонь в качестве опоры.

Выполняются упражнения для развития ходьбы: стимулируется переступание с ноги на ногу, при этом взрослый сначала поддерживает ребенка подмышки, а, впоследствии, за кисти обеих рук.

В упражнениях на мяче: можно использовать покачивание на нем в положении сидя.

Гимнастика для детей 9-12 месяцев

Упражнения выполняются в самых разных положениях: лежа, сидя, стоя.

В этом возрасте стараются побуждать к выполнению тех или иных упражнений словами: «садись, ложись, достань игрушку спереди, из-за спины».

Используются упражнения с предметами: приседание с палочкой, упражнения для рук с кольцами.

Упражняясь на мяче, можно и попрыгать на нем: на попке, на ножках.

В этом благодатном возрасте для упражнений с ребенком, чем больше фантазии, тем лучше.

В заключение, хотелось бы вспомнить замечательную народную мудрость: час пробьет и все придет. Поэтому, всегда необходимо соизмерять нагрузку с физиологической готовностью ребенка воспринимать те или иные упражнения, не стоит слишком опережать естественный ход событий – усаживать ребенка в подушки в 3 месяца или заставлять его ходить, когда он только пытается научиться стоять с опорой. Постарайтесь найти для ребенка (и себя) оптимальное время, ритм занятий. В упражнениях с ребенком важна не сила или нагрузка, а регулярность проведения. Помните, что, прежде всего, малышу нужна ваша любовь и забота!

Источник

Динамическая гимнастика для грудничков

Динамическая гимнастика для грудничков это отличный способ для укрепления мышц, связок и тренировки вестибулярного аппарата ребенка. При применении такого метода в сочетании с массажем у детей всегда происходит «рывок» в физическом развитии. Родители часто бывают поражены тем, что их ребёнок ещё 2-3 недели назад умел только переворачиваться и постоянно лежал, а после 10-15 сеансов массажа в сочетании с гимнастикой начал ползать на четвереньках, садиться и даже пытается вставать, и это все за каких-то 2-3 недели! Да, так бывает, но за этим стоит большой труд массажиста и самого ребёнка. Дети в основном хорошо переносят упражнения динамической гимнастики, но бывает, что по началу ребенок боится, в таком случае массажист должен применить свои профессиональные качества и правильно подготовить ребёнка к такому виду гимнастики.

Как динамическая гимнастика действует на организм ребёнка?

1. Укрепление мышц через рефлекторное их напряжение. Когда ребенок повисает на руках или ногах, то в этот момент происходит натяжение всех интересующих нас мягких тканей, мышц, связок, суставных капсул в области ниже места фиксации ребенка руками массажиста. Организм такое натяжение расценивает как потенциальную угрозу перерастяжения (травмы), и укорачивает и утолщает мышцы, утолщает и уплотняет связки и стенки капсул суставов. Таким образом мышечно-связочный аппарат становится крепче, сильнее, выносливее, и перерастяжение от того, что ребенок повис на руках ему не угрожает. Конечно, этот процесс происходит постепенно, не за одну или две процедуры, а за 10-15, а родители видят только конечный результат, заметно окрепшего малыша.

2. Тренировка вестибулярного аппарата. Во время перемещения, переворотов, раскачиваний у грудничков органы вестибулярного аппарата становятся значительно больше задействованы. Таким образом в мозге ребенка запечатлеваются ощущения, которые он испытывал в разных положениях тела на гимнастике. Эти ощущения ребенку пригодятся, когда он будет вставать на четвереньки, садиться и сидеть, ползать, вставать, ходить и т.д. У детей с хорошим вестибулярным аппаратом все двигательные навыки развиваются с меньшим числом падений и подобных проблем. Развитие одного, создает почву для развития следующего.

В чём польза динамической гимнастики для детей?

Полезные моменты от динамической гимнастики для детей описаны выше, дети становятся крепче, подвижнее, ловчее, быстро догоняют и перегоняют сверстников в развитии, в случае отставания. У малышей становится более развит вестибулярный аппарат, что очень пригодится в период становления ходьбы и в подвижных играх.

В каком возрасте можно начинать проводить динамическую гимнастику?

Иногда к нам в центр звонят «гипермамы» с целью вызвать массажиста, чтобы поделать динамическую гимнастику новорожденному, но в процессе разговора выясняется, что ребенку от рождения 1 месяц, а им видите ли надо его срочно развивать. Я считаю, что в таком возрасте рано начинать, и в 2 месяца динамическую гимнастику рано начинать делать. Объясню это тем, что тазобедренные суставы еще не деформированы и есть нежелательные моменты в упражнениях, которые приводят к натяжению тазобедренных суставов. Поэтому во избежании угрозы травмы тазобедренного сустава такие занятия в 1-2 месяца лучше не проводить. Но начинать проводить динамическую гимнастику в 3 месяца можно, только осторожно. Конечно в 3-х месячном возрасте в полном объёме не всегда получается сделать такую процедуру, но некоторые упражнения можно начинать использовать, например, висы за ручки с легкими раскачиваниями, за ножки, поочередно за ручки, за ножки.

Читайте также:  Интересные упражнения с гимнастической палкой

Условия для проведения динамической гимнастики грудничкам.

Динамическая гимнастика для детей требует определённой подготовки тела ребенка. Всегда надо начинать с маленьких объёмов и амплитуд. Нельзя на первом занятии взять ребёнка и «крутить» его в висячем положении во всех направлениях и тем более, как делают некоторые «специалисты» кувыркать и закидывать ребенка себе на плечо или на спину, это ведь не цирк. Ребёнок может запросто испугаться таких резких и размашистых перемещений в воздухе и продолжить в таком случае не получится. Есть у детей периоды на первом году жизни, когда они начинают боятся таких манипуляций, как переворот к верху ногами или простые раскачивания за руки, надо это учитывать. Подготовка грудничка к динамической гимнастике заключается в предварительном укреплении мышц, в случае их слабости, или наоборот небольшом растяжении в случае сильного гипертонуса. Если ребенок очень слаб, ручки почти или вообще не сопротивляются при пассивных движениях, тогда обязательно надо добиться сначала появления хотя бы небольшого сопротивления конечностей движениям. Когда сопротивления добились, можно пробовать малыша поднимать за ручки на 1-2 секунды и постепенно это время увеличивать.

Для чего проводить динамическую гимнастику новорожденным?

Мы проводим динамическую гимнастику новорожденным для улучшения эффекта от массажа. Она помогает ускорить процесс укрепления мышц и развивает органы равновесия в у ребенка, следовательно является предпосылкой к хорошей координации.

Кому показана динамическая гимнастика?

В принципе её полезно делать всем детям и даже более того у детей в таких упражнениях есть потребность, которую они демонстрируют на кольцах, перекладинах, лестницах, канатах и подобных снарядах. Но есть малыши, которым по моему мнению желатеьно делать динамическую гимнастику: отстающие в развитии особенно физическом, склонные к сниженному тонусу, дети, которые долго не могут начать ползать, ходить.

Противопоказания к динамической гимнастике.

Динамическая гимнастика противопоказана детям с повышенным внутричерепным давлением, после недавно перенесенных полостных операций, с большим весом, с сильной гипотонией, после недавних переломов костей, если ребенок боится этой процедуры.

Статья написана для центра детского массажа Счастливый малыш, сайт happybabymassage.ru, копировать её запрещено! Автор массажист Алексей Владимирович Матросов.

Ответы на частые вопросы.

Опасно ли делать динамическую гимнастику ребёнку?

Если делает опытный детский массажист, то опасности практически нет. Осторожно надо быть мамам, которые насмотревшись видео о динамической гимнастике, начинают делать всё, что там показывали.

Обязательно ли делать с ребёнком динамическую гимнастику?

Нет не обязательно.

Может у ребенка что нибудь повредиться, сломаться, растянуться, порваться?

Может теоретически. Это может произойти, если делать эти упражнения с детьми, которым противопоказано, или при резких движениях, а также движениях проведенных в неправильном направлении.

Как понять, что массажисту можно доверить проводить такую гимнастику с ребёнком?

Сложный вопрос. Он должен иметь опыт хотя бы лет пять детским массажистом, хорошо знать анатомию и понимать, что и зачем он делает, уметь объяснить это. В общем, чтобы на 100 % понимать, можно ли специалисту доверить такие занятия с ребенком, надо самому быть в этом специалистом. Поэтому советую обращаться к профессионалам с большим опытом.

Специалисты центра детского массажа «Счастливый малыш» проводят массаж и гимнастику для детей на дому в Москве и ближнем Подмосковье. Звоните, мы подберём для вашего ребёнка опытного специалиста!
Тел. 84993941711, 89266057470.

Читайте также:

Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни