Для чего логопедическое упражнение моторчик

Упражнения для постановки звука Р
методическая разработка

В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З, Ж.

Скачать:

Вложение Размер
artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_r.docx 21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для постановки звука Р

В основе образования звука Р лежит подъем кончика языка вверх, к бугоркам за верхними зубами (альвеолам), и вибрация его. Подготовить этот механизм помогут упражнения с использованием звуков Т, Д и З, Ж.

Общие рекоменда ц ии к выполнению упражнений

  1. Показ образца выполнения. Утрированное (подчеркнутое) произнесение звуков Т и Д. Исключение работы нижней челюсти. Рот широко открыт, удерживается постоянное расстояние между зубами, т. е. важно следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работать должен только язык.
  2. Зрительный контроль перед зеркалом (для ребенка).
  3. Фиксация внимания на ощущениях кончика языка. Дети обычно ощущают и говорят, что при произнесении звукосочетания ДЗЗЗЗЗЗ они чувствуют «щекотливость» — небольшое дрожание кончика языка. То же может наблюдаться при произнесении звукосочетания ДЖЖЖЖЖ.
  4. При работе над звукосочетаниями ДЗЗЗЗЗ и ДЖЖЖЖЖ сильно выдыхаем на кончик языка. Это должно ощущаться тыльной стороной ладони, поднесенной ко рту. Это можно наглядно увидеть, поднеся ко рту полоску бумаги (при правильном выполнении упражнения полоска будет отклоняться).

— язык поднять вверх, широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам- альвеолам.

Удерживать 5-7 секунд. Повторить 3-4 раза.

— язык поднять вверх, на бугорки,

— водить, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по нёбу вперед-назад 8-10 раз.

Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигались.

— язык поднять вверх, на бугорки,

— стучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук Д.

Делать удары сначала медленно; следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась. Потом немного побыстрее.

Взрослый читает стихотворение, а ребенок после каждой строчки стучит кончиком языка по бугоркам Д-Д-Д:

Дятел на стволе сидит – д-д-д, д-д-д.

Клювом по нему стучит – д-д-д, д-д-д.

Стук да стук, стук да стук – д-д-д, д-д-д.

Раздается громкий звук – д-д-д, д-д-д.

Я по дереву стучу – д-д-д, д-д-д.

Червячка добыть хочу – д-д-д, д-д-д.

Хоть и скрылся под корой – д-д-д, д-д-д.

Все равно он будет мой – д-д-д, д-д-д.

Методика выполнения упражнения полностью совпадает с упражнением «Дятел». Важно соблюдать заданный ритм барабанного боя. Не забывайте: ребенок должен шире открывать рот и удерживать нижнюю челюсть неподвижной; работает только кончик языка.

Барабанщик очень занят – д-д, д-д-д.

Барабанщик барабанит — д-д, д-д-д.

Бей, руками помогай – д-д, д-д-д.

Ритм ногами отбивай – д-д, д-д-д.

Учись играть на барабане – д-д, д-д-д.

Твой язык послушным станет д-д, д-д-д.

Язык, кверху поднимайся – д-д, д-д-д.

Смотри – с ритма не сбивайся – д-д, д-д-д.

Упражнения «Танк стреляет» , «Пулемет строчит» , «Заводим мотоцикл»

Данные упражнения аналогичны предыдущим. Цель упражнений – отработать подъем кончика языка к альвеолам, укреплять мышцы языка на четких ударах звука Д. Необходимо контролировать удержание нижней челюсти.

«Танк стреляет» «Пострелять» медленно, твердо произнося звук Д: Д-Д-Д.

«Пулемет строчит» А теперь постреляй так, чтобы последний звук произносился сильнее: Д-Д- Д, Д-Д- Д. Постреляй быстрее, четко произнося звук Д: д-д-д-д-д… .

«Заводим мотоцикл» Заведи мотоцикл с постепенным усилением звука: д- д — д — д — д — д.

Упражнение «Песенка крокодила Гены»

Упражнение аналогично предыдущим. Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню пойте только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ.

Упражнение «Заведи мотор»:

— широко открыть рот,

— поднять язык вверх,

— с силой ударять по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын… (сначала медленно; позже все быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

Позднее можно заводить моторчик вот так: « ДЫН -дын-дын, ДЫН -дын-дын…» (выделенный слог нужно произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

Выполнять упражнение можно с использованием стихотворений. Взрослый читает стихи. А ребенок заводит моторчик: «дын-дын-дын».

По шоссе машина мчит – дын-дын-дын

Во все стороны рычит – дын-дын-дын

За рулем лихой шофер

Дын-дын-дын –гудит мотор.

Ну, давай поможем зайке – дын-дын-дын

Заведем скорей мотор – дын-дын-дын

И до солнечной лужайки – дын-дын-дын

Довезет его шофер -дын-дын-дын

По ухабам серый зайка –

Дын-дын-дын – летит вперед,

И успеет на лужайке – дын-дын-дын

Прополоть он огород – дын-дын-дын.

Упражнение «Веселый дождик»

Методика выполнения упражнения полностью совпадает с упражнением «Дятел». Можно сопровождать выполнение упражнения движениями рук.

Дождик капнул на ладошку – т-д, т-д, …

( Можно изобразить правой рукой падающие капельки дождя: поднять ладонь и загибать пальцы вниз)

На цветок – т-д. т-д, …

(Левой рукой изобразить цветок)

И на дорожку – т-д, т-д, …

(Из левой руки сделать дорожку)

Застучал по крыше он – т-д, т-д, …

(Обеими руками изобразить крышу домика)

И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д, ….

(Дождик пошел сильнее – постучать пальцами по столу)

Упражнение «Строим домик»

Упражнение аналогично предыдущему

Строим домик для бельчат,

Целый день тук да тук – т-д, т-д,

Раздается громкий стук – т-д, т-д,

Строим домик для бельчат – т-д, т-д,

Молоточки стучат – т-д, т-д.

Дом надежный у бельчат – т-д, т-д.

Строим домик для зайчат,

Целый день тук да тук – т-д, т-д,

Раздается громкий стук – т-д, т-д,

Строим домик для зайчат – т-д, т-д,

Молоточки стучат – т-д, т-д.

Домик крепкий у зайчат – т-д, т-д.

Цель упражнения – выработать умение удерживать кончик языка у альвеол и ощущать его вибрацию.

— язык поднять вверх, кончик языка удерживать у верхних бугорков,

— сильно выдыхать (дуть) на кончик языка, произнося ДЗЗЗЗЗ – ДЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Почувствовать кончиком языка щекотание от сильной струи воздуха (ветерка); проверить силу струи воздуха – поднести тыльную сторону руки ко рту.

Прилетает по ночам – ДЗЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Не дает заснуть он нам – ДЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Зло звенит, над ухом вьется – ДЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Только в руки не дается – ДЗЗЗЗЗЗЗЗ, ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.

Упражнение «Пчелка трудится»

Упражнение аналогично предыдущему, только вместо ДЗЗЗ поизносим ДЖЖЖ.

Домовитая хозяйка – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖЖ.

Полетает над лужайкой – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖ.

Похлопочет над цветком – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖ.

И домой летит с медком – ДЖЖЖЖЖЖ, ДЖЖЖЖЖЖЖЖ.

Упражнение «Машина буксует»

Упражнение аналогично упражнению «Комарик», только вместо ДЗЗЗЗЗ произносим ДЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЫНН.

Для постановки звука Р активно используется звук Ж. Произносить его нужно утрированно, без округления губ, перемещая кончик языка несколько вперед к верхним резцам.

— язык поднять вверх, произносить звук Ж протяжно, выделяя его, постараться кончик языка переместить несколько вперед.

Жук жужжит в железной банке – ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук не хочет жить в жестянке – ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жизнь жука в плену горька – ж-ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жалко бедного жука – ж-ж-ж-ж, ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

На лужайке я жужжу:

На лужайке я жужжу:

Над ромашками кружу!

Безобидно я жужжу:

Подготовить язык к звуку Р поможет и звук З, произносимый не обычно, а в верхнем положении кончика языка, у альвеол. Для того чтобы показать ребенку образец такого произношения, попробуйте сами произнести верхний звук З длительно. Такой звук способствует созданию вибрации кончика языка. Пусть так пожужжит маленькая пчелка или маленький комарик.

Такой звук З можно произносить и в слогах:

— подними кончик языка к альвеолам (бугорочкам) и длительно произнеси звук З-З-З-З,

— произнеси слог ЗЗЗА, ощущая кончик языка вверху,

— произнеси так же слоги: ЗЗЗЗО, ЗЗЗЗУ, ЗЗЗЗЗЫ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционные упражнения для постановки основных групп звуков.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА «С» Загнать мяч в воротаВытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Наказать неп.

Консультация для родителей.Упражнения для постановки звуков Ть и Ц

Упражнения для развития фонематического слуха.

Комплекс артикуляционных упражнений, направленных на подготовку языка к постановке звука [Р]

Для произнесения звука [Р] необходима сложная работа всех мышц языка.При произнесении звука «Р» рот открыт, кончик языка и его передняя часть широко распластаны и подняты к основаниям верхних зубов, н.

Комплекс упражнений, направленных на постановку звука [Л].

В норме становление правильного произношения звука [Л’] происходит трём годам, а [Л] к пяти годам (М.Ф. Фомичева). Но на практике значительное количество детей, по ряду причин (нарушение в.

Комплексы упражнений для постановки звуков

Артикуляционная гимнастика, упражнения на постановку звуков.

Артикуляционная гимнастика, упражнения на постановку звуков.

Использование игровых упражнений на занятиях по постановке звука Л

Здесь Вы найдете игровые упражнения, использование которых возможно на логопедических занятиях при постановке звука [Л].

Источник

Постановка звука [Р]

Полякова Елена Николаевна
Постановка звука [Р]

Постановка звука Р

Нормальная установка при произнесении твердого звука «Р» такова:

— Кончик языка поднят к нёбу, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.

Для выработки напора воздуха:

— Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.

— Цоканье, прищелкивание языком. С переменным темпом щелкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался к нёбу на мгновение, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев, нижняя челюсть при упражнении неподвижна.

— Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полтора-два пальца. Удержать язык в верхнем положении до 6 секунд. Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р

«Качели» — Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

«Маляр» — Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться

«Чистим верхние/ нижние зубки» — Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние/ нижние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

«Гармошка» — Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Губы в улыбке. Не отрывая языка от нёба, открывать и закрывать рот. «Барабан» — Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук «д-д-д». Язык при этом упирается в верхние зубы, рот не закрывается. Выстукивать таким образом, различные мелодии. Как на барабане. Упражнение выполнять с голосом, как можно быстрее

«Пулемет» – произносить звук [д] так же, как в предыдущем упражнении, изображая, как строчит пулемет: [д-д-д]. Произносить с силой, на одном выдохе, с голосом.

«Заборчик» — зубы сжаты, губы растянуты в улыбке.

«Трубочка»— губы в трубочку, зубы сомкнуты. Чередовать с «Заборчиком»

«Грибок»— рот открыт, язык к небу присосать, тянем его к небу.

«Волна»— улыбка, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы

Приемы постановки звука Р

1. Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук «ддд» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.

2. Протяжно произносить звук «ж» без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. Звук произносится со значительным напором воздуха. В это время под язык вводится шпатель и быстрыми движениями шпателем вправо влево вызываются колебания языка. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

3. Также можно поставить звук «р» от слогового сочетания «ззза». При этом язык должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения вводится шпатель и быстро провести им из стороны в сторону. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук «р».

Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: попробуйте при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него.

В момент отрыва языка от неба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет ощущение вибрации кончика языка, и далее вы можете вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

Второй вариант этого же способа (с механической помощью).

Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание тж (у некоторых детей сразу получается сочетание тр (др).

Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание тж постепенно перейдет в тр (др, Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое тр-тр (др — др).

Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания тр (др) слышится тл, это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха, язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука р по подражанию.

При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом.

После закрепления произнесения короткого тр (др) необходимо тренировать раскатистое длительное тр (др)— вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

На любом из данных этапов не следует торопиться. Может получится раскатистый р с первого раза, а может понадобиться на это несколько месяцев.

В ряде случаев считается, что для постановки звука р (реже ш, ж) необходима подрезка подъязычной связки («уздечки»). Однако это излишне. Причиной отсутствия звука р является слабость мышц языка и неразвитость «уздечки», поэтому язык не в состоянии подняться и прижаться к небу.

Опыт работы показывает, что после проведения комплекса логопедического массажа язычка или специальных упражнений, мышцы языка развиваются, а «уздечка» растягивается, и необходимость ее подрезки отпадает.

В помощь упражнениям можно растянуть подъязычную связку специальным массажем.

Звук Pь.

После автоматизации р, используя прием подражания, добиваются правильного произнесения рь. При необходимости можно потренироваться от верхнего зь, зь, зь, произнесенного многократно и затем на длительность. Длительный раскатистый р последовательно соединяют с гласными и, я, е, ё, ю растягивая при этом губы в улыбку. Добившись правильного произношения рь в слогах, вводят слова и т. д.

Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день.

Начав постановку р одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

1 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок», в это время логопед большим и указательным пальцами (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик, ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация!

2 способ постановки звука [Р] : Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж» (слышится что-то cреднее между этими звуками : [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

3 способ постановки звука [Р] : Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя, малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах, постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

4 способ постановки звука [Р] : Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др, Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха, язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе.

5 способ постановки звука [Р] : Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т. к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении!

6 способ постановки звука [Р] : При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т. е. ребенок будет постукивать по языку верх. Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно.

7 способ постановки звука [Р] : В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

8 способ постановки звука [Р] : Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д (левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….(из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д (дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

9 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

10 способ постановки звука [Р] : Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

11 способ постановки звука [Р] : Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк») : высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

12 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

13 способ постановки звука [Р] : Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

14 способ постановки звука [Р] : Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

При горловом р я использую следующий способ, в случае если у ребенка есть звук ж. Я начинаю с того что мы учимся говорить сочетание дж. Это помогает ребенку сформировать правильный уклад для дальнейшего произношения звука р. Также мы делаем на данном этапе упражнение «пулемет» (произносим ддддддддддд, я придерживаю вверху язык за края с двух сторон пальцами. Затем, когда кончик языка окрепнет и привыкнет к правильному положению я использую способ «моторчик». После постановки звука я перехожу к его автоматизации.

Автоматизация звука.

Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению, ребенок не всегда может проконтролировать свою артикуляцию. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны взрослого.

Презентация «Сказка про лису — рыжую красу» постановка звука «С» Жила – была на лесной опушке Лиса – рыжая краса. И всё-то у неё было хорошо, да только не умела лиса произносить звук [с]. Сидит она и.

Индивидуальное занятие «Постановка звука [Л]» I.Тема занятия: “Советы Михаилу”. Рабочая тема: “Постановка звука [Л]”. II. Программное содержание. Цель:. постановка звука [Л] в рамках.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Постановка звука [Л]» Цель: формирование правильное произношения звука [л] в.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Л]» Тема: «Постановка звука [Л]» Тип занятия: занятие по овладению новыми знаниями, умениями и навыками. Цель: постановка звука [Л] Задачи:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [щ]» Тема: Постановка звука [Щ] Цель: 1. Образовательные: -закреплять умение правильно произносит звук [щ]; 2. Коррекционные: -развитие фонематического.

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Постановка звука [Ш] Цель: — уточнение артикуляции звука [Ш]; — постановка звука;.

Конспект занятия «Постановка изолированного звука [Ж]» Постановка звука [ж] Цели: 1. Закрепление о насекомых; 2. постановка звука [ж] изолированно; 3. развитие фонематического слуха Организационный.

Консультация для родителей «Постановка звука [С]» Речь для каждого человека играет большую роль в жизни. Неудобство и сложность при общении могут быть вызваны различными речевыми дефектами.

Постановка звука [С] Постановка звука «С» Занятие 1 Упражнения на дыхание «Гармошка». И. п. — стоять прямо, руки опустить. Положить ладони на животик, сделать.

Презентация «Постановка звуков [Ч], [Щ]» Артикуляция звука ч • Губы округлены и слегка выдвинуты вперед; • Зубы не смыкаются; • Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с.

Источник

Читайте также:  Дренажные упражнения для легких
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни