Для чего на уроке физкультуры нужны строевые упражнения

Методические рекомендации на тему «Применение строевых упражнений на уроке физическая культура. Раздел гимнастика»

Основные строевые упражнения на уроке физическая культура.

Автор: учитель физической культуры

МАОУ «СОШ № 61» г. Перми

Колесникова Анна Владимировна .

Строевые упражнения — являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.

Строевые упражнения подразделяются на следующие группы:

построения и перестроения

размыкания и смыкания.

1. Строевые приемы. К ним относятся такие действия учащихся, как выполнение команд «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Отставить!», «Разойдись!», повороты на месте и расчет.

2. Построения и перестроения. Они характеризуются умением учащихся строиться в различные виды строя, шеренгу, колонну, круг, а также перестраиваться в них.

3. Передвижения. К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера и способами их выполнения, остановками, поворотами. Например, передвижения строевым и походным шагом, повороты в движении, передвижения по точкам и границам зала, по диагонали, в обход, по кругу и т.п.

4. Размыкания и смыкания. Связаны со способами увеличения и уменьшения интервала и дистанции строя.

1. «Обход». Командовать: «Налево (направо) в обход – МАРШ!».

2. «Противоход». Командовать: «Противоходом налево (направо) – МАРШ!».

3. «Змейка» исполняется в поперечном направлении, в продольном направлении и в косом направлении.

4. «Диагональ». Командовать: «По диагонали – МАРШ!».

5. «Дробление» – одна колонна делится на две (или больше) такие же колонны, но вдвое (или соответственно больше) меньшие в глубину. Командовать: «Налево и направо (в обход) по одному (по два, по три и т. д.) – МАРШ!».

6. «Слияние» – движение, обратное «дроблению», т. е. две колонны (или больше) соединяются в одну такую же колонну, но вдвое (или соответственно больше) большую в глубину. Командовать: «Через центр по одному (по два, по три и т. д.) – МАРШ!».

Разные виды движения колонны – направо, налево, дугами, по спирали

1. «Круг» может быть большего размера (диаметр равен поперечнику зала), среднего (диаметр равен половине поперечника зала) и малого (диаметр равен четверти поперечника зала). Деление кругов на три размера является условным и определяется преподавателем в зависимости от формы зала. Командовать: «По большому (среднему, малому) кругу налево (направо) – МАРШ!».

2. «Дуга» равна половине «круга». Соответственно она может быть большой, средней и малой. Командовать: «По большой (средней, малой) дуге налево (направо) – МАРШ!» или – «Ко мне по дуге налево (направо) МАРШ!».

3. «Восьмерка». Командовать: «Через центр восьмеркой – МАРШ!».

4. «Спираль» может исполняться в любом месте зала и любого размера (чем больше занимающихся, тем больше размер «спирали»). Командовать: «Спиралью направо (налево) – МАРШ! ». Для выхода из «спирали»: «Налево» (направо) противоходом – МАРШ!».

1. Построение из колонны в движении.

Командовать: «Налево по четыре – МАРШ!». «Через центр по четыре –МАРШ!».

2. Перестроение из 1 шеренги в 2.

Предварительный расчет на №1 и №2. №1 – стоит на месте. №2 на раз –делает шаг левой вперед, два- шаг правой в сторону, три – приставить левую ногу к правой. Обратно в обратную сторону.

3. Перестроение уступами. (3, 6, 9, на месте). Предварительный расчет на 3, 6, 9, на месте. По команде: по расчету шагом – Марш! Учащиеся выполняют необходимое количество шагов. Обратно перестроение: кругом! На свои места шагом — Марш!

Для удобства использования строевых упражнений в гимнас­тическом зале устанавливаются условные точки: центр, середи­на и углы. Они определяются по первоначальному расположе­нию строя. Сторона зала, вдоль которой учащиеся строятся пе­ред началом урока, называется правой стороной, правофланго­вый учащийся располагается ближе к правому верхнему углу, левофланговый — к правому ниж­нему углу. Половина зала, соединя­ющая верхние углы, называется верхняя половина, а нижние углы — нижняя половина. Стороны и поло­вины зала имеют свои середины.

Для пользования строе­выми упражнениями введены ос­новные понятия о строе.

Строй — установленное размеще­ние учащихся для совместных дей­ствий.

Фланг — правая и левая оконеч­ности строя. При поворотах строя на­звание флангов не меняется.

Фронт — сторона строя, в кото­рую учащиеся обращены лицом.

Читайте также:  Игровые упражнения средний возраст

Интервал — расстояние по фронту между учащимися. Для сом­кнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция — расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне. Для сомкнутого строя нормой считается расстояние на вытянутую вперед руку.

Направляющий — учащийся, идущий в колонне первым. Замыкающий — учащийся, двигающийся в колонне последним. Шеренга — строй, в котором учащиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна — строй, в котором учащиеся расположены в затылок друг другу.

Задания для самоподготовки и проверки знаний

Задание 1. Строевые упражнения являются средством:

А. Укрепления мышц.

Б. Дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки.

В. Формирования правильной и красивой осанки.

Задание 2. Половина зала, соединяющая верхние углы, называется:

А. Нижняя половина.

Б. Верхняя половина.

В. Половина зала, соединяющая верхние углы.

Задание 3. Условные точки: центр, середина и углы зала определяются по:

А. Первоначальному расположению строя.

В. Расположению входной двери в зал.

Задание 4. Укажите средства строевых упражнений направленных на формирование навыка коллективных действий, воспитание четкости и красоты:

А. Построения и перестроения на месте и в движении.

Б. Построение в шеренгу, круг, колонну, по отделениям.

В. Построение, сдача рапорта, сообщение задач.

Источник

Строевые упражнения

Строевые упражнения — неотъемлемая часть каждого урока.

С их помощью формируется правильная осанка, достигается сосредоточение внимания учащихся на предмет занятий. Путем применения строевых упражнений у учащихся воспитываются: организованность, дисциплинированность, чувство ритма и темпа, а также формируются навыки совместных действий.

Для удобства пользования строевыми упражнениями границы гимнастического зала имеют условные обозначения. Они определяются относительно правой границы зала, вдоль которой обычно строится учебная группа перед началом занятий. Противоположная сторона носит название «левой». Со стороны правофлангового короткая сторона носит название «верхней границы», а противоположная «нижней». Средние поперечная и продольная линии образуют при пересечении с крайними правую, левую, верхнюю и нижнюю середины, а пересекаясь между собой — центр зала. Боковые линии, соединяясь между собой, образуют следующие углы: правый-верхний, левый-верхний, правый-нижний, левый-нижний.

Разновидности строя, элементы строя.

1. Строем называется установленное размещение занимающихся для их совместных действий.

2. Шеренгой называется строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии.

3. Флангом называется правая и левая оконечность строя. При поворотах названия флангов не изменяются.

4. Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.

5. Тыл — сторона строя, противоположная фронту.

6. Интервалом называется расстояние по фронту между занимающимися,

7. Ширина строя — расстояние между фронтами.

8. Колонной называется строй, в котором занимающиеся стоят в затылок друг к другу.

9. Дистанцией называется расстояние в глубину между занимающимися.

10. Глубина строя — это расстояние от впереди стоящего (от первой шеренги) до позади стоящего занимающегося (до последней шеренги) в колонне.

11. Двухшеренговый строй — занимающиеся одной шеренги расположены в затылок занимающихся другой шеренги Шеренги называются первой и второй.

12. Ряд — занимающиеся, стоящие в двухшеренговом строю в затылок один другому.

13. Направляющий — занимающийся, двигающийся в указанном направлении первым в колонне.

14. Замыкающий — занимающийся, двигающийся последним в колонне

Основные правила произношения команд.

1. Команды разделяются на предварительную и исполнительную / «Шагом — Марш!», «Направо!»/ Но есть команды только исполнительные / «Равняйсь!», «Смирно!»/.

2. По всякой предварительной команде занимающиеся принимают положение стойки «Смирно!».

3. При подаче команд для перестроения необходимо вначале назвать строй , затем направление движения и способ исполнения.

Все строевые упражнения можно подразделить на следующие группы:

2. Строевые приемы на месте.

3. Перестроения на месте.

4. Способы передвижения.

5. Перемена направления движения.

6. Перестроения в движении.

7. Размыкание и смыкание.

1. Построения.

1. Для начала занятий группу необходимо построить. Для этого существуют определенные команды:

1 Построение в шеренгу. Для построения в шеренгу преподавателю необходимо встать лицом к фронту в положение «смирно», в той точке , где должен стоять правофланговый и подать команду » в одну / две , три и т. д./ шеренгу- становись»! Группа выстраивается слева от него.

2 Построение в колонну. Подается команда : «В колонну по одному / два, три и т. д./-становись!».

Преподаватель одновременно с подачей команды становится в положение «смирно» на расстоянии одного шага оттого места, где должен стоять направляющий. Группа выстраивается за преподавателем.

3 Для построения в круг произносится: «Встаньте в круг».

2. Строевые п риемы на месте.

1. «Равняйсь!» Все, кроме правофлангового по этой команде поворачивают голову направо, чтобы каждый видел грудь четвертого человека, считая себя первым.

Читайте также:  Все комплексы упражнений от спиной грыжи

2. «Смирно!». По этой команде нужно стоять в строю прямо, без напряжения, пятки вместе, носки развернуты по линии фронта на ширину ступни.

3. «Вольно!» По этой команде нужно стоять свободно, ослабив в колене правую, или левую ногу, но не сходить с места и не разговаривать,

4. «Правой/левой/- Вольно!». Эта команда применяется в разомкнутом строю. Занимающиеся отставляют названную ногу на шаг в сторону, распределяя тяжесть тела на обеих ногах и кладут руки за спину.

5. «Отставить!» Поданной команде применяется предшествующее положение.

6. «Нале- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону левой руки на

левой пятке и правом носке /раз/ и приставляют правую к левой, опускаясь на полную ступню /два/.

7. «Напра- во!». Занимающиеся поворачиваются в сторону правой руки на правой пятке и левом носке /раз/ и приставляют левую к правой /два/.

8. «Кру- гом!» Поворот осуществляется в сторону левой руки на левой пятке, правом носке на 180 /раз/ и приставляют правую ногу к левой /два/.

3. Перестроения на месте.

1. Перестроение из одной шеренги в две. Вначале подается команда: «На первый- второй- расчитайсь!». Затем подается команда: «В две шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг левой назад /раз/ правой вправо за первые номера /два/ и приставляют левую /три/. При обучении необходимо давать подсчет 1,2,3. При обратном перестроении подается команда: «В одну шеренгу — стройся!». По этой команде вторые номера делают шаг левой в сторону /раз/, правой вперед /два/ и приставляют левую /три/.

2. Перестроение из одной шеренги в три. Подается команда: » По три -расчитайсь!»

Затем вторая команда: «В три шеренги — стройся!» По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой вперед / раз/, левой е сторону /два/ и, приставляя правую к левой /три/, становятся перед вторыми номерами. Третьи номера делают шаг левой назад /раз/, правой в сторону /два/ и, приставляя левую ногу /три/, становятся в затылок вторым номерам. Для обратного перестроения подается команда: «В одну шеренгу стройся!». Перестроение происходит в обратном порядке.

3. Перестроение из шеренги «уступами».

В зависимости от того, сколько шеренг надо построить и подается соответствующая команда: «На 9, 6,3 на месте — расчитайсь!». — Вторая команда: «По расчету шагом — марш!»

Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель делает подсчет до того момента, когда первая шеренга приставит ногу /делая подсчет 7, или 10/. Для обратного построения подается команда: «Кругом!», а затем: «На свои места шагом -марш!». По этой команде, все выходившие из шеренги, поворачиваются кругом, идут на свои места в одну шеренгу и делают поворот кругом.

4. Перестроение из одной колонны в три «уступом».

После предварительного расчета по три подается команда: «Первые номера два/три, четыре и т.д./ шага вправо, третьи номера два/три, четыре и т.д./ шага влево шагом марш!» Перестроение выполняется приставными шагами. Для обратного перестроения подается команда: «На свои места шагом- марш!» Перестроение выполняется приставными шагами.

4. Способы передвижения.

1. Ходьба на месте. Команда: «На месте шагом — марш!» /слово «марш» произносится кратко/. «Направляющий, на месте!», подается тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как привыполнении упражнений в движении, дистанция как правило больше. По команде: «На месте» все занимающиеся обозначают шаг на месте, независимо от того, какая у них дистанция.

2. Переход с ходьбы на месте к движению. Команда : «Прямо!» подается под левую ногу, после чего пропускается шаг правой и с левой ноги начинается движение вперед.

3. Прекращение движения. Команда: «Класс. Стой!» подается под левую ногу, после чего делается шаг правой и приставляется левая нога.

4. Ходьба. Команда: «Шагом- марш!» подается для всякого движения шагом с места. Движение начинается с левой ноги. Команда : «Обычным шагом- марш!» применяется при переходе с других видов ходьбы, бега и при окончании выполнения упражнений в движении. Исполнительная команда выполняется под левую ногу.

5. Строевой шаг. Шаг. При котором ногу надо выносить на 15- 20 см. от пола, держа ступню горизонтально, ставить ногу на всю ступню, При движении рук .вперед, сгибать их так, чтобы кисти поднимались на ширину ладони выше пояса, при движении назад рука выпрямляется и отводится до отказа в плечевом суставе. Подается команда: «Строевым шагом — марш!»

в. Изменение длины шага и скорости движения. Команды: «Шире шаг!», «Короче шаг!», «Чаще шаг!», «Ре-же!».

Читайте также:  Индивидуальные упражнения для баскетбола

7. Переход с шага на бег и обратно. Подается команда: «Бегом — марш!» При переходе с бега на шаг подается команда: «Шагом- марш!». «Марш» подается под правую ногу

5. Перемена направления движения.

1. Движение в обход. Команда: «Налево /направо/ в обход шагом — марш!» Если команда подается во время движения, то исполнительная команда «Марш!» должна быть подана в точке пересечения движения колонны с границами зала.

2. Движение по диагонали. Подается команда: «По диагонали — марш!

3. Движение противоходом. Подается команда: «Противоходом направо/ налево/ шагом- марш!». Интервал между колоннами — один шаг. Движение противоходом внутрь или наружу выполняется в колоннах по два. Команда; «Противоходом внутрь/наружу/ марш!».

4. Движение змейкой. Несколько противоходов, выполненных подряд, называется змейкой. Величина змейки определяется по первому противохо-ду Команды: «Противоходом налево/направо шагом- марш!», «Змейкой-марш!»

5. Движение по спирали. Команда: «По спирали- марш!». Исполнительная команда подается на одной из середин зала. При выходе из спирали подается команда; «Противоходом — марш!», или «Кругом- марш!»,

6. Движение открытой петлей. При движении в обход подается команда: «Налево большой открытой петлей- марш!». По этой команде направляющий поворачивается налево и двигается к противоположной границе зала, затем противоходом налево на расстоянии одного шага, в месте пересечения колонны проходят через одного.

6. Перестроения в движении.

1. Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три и т.д. с поворотом в движении. При движении группы налево в обход, как правило, на верхней или нижней границы зала подается команда: «В колонну по два / по три и т.д./ налево — марш!» После поворота первой двойки следующие делают поворот самостоятельно. Для обратного перестроения подаются команды: «Напра-во!», «(слева в обход; налево, в колонну по одному) шагом -марш!».

2. Перестроение из колонны по одному в колонны по два, по четыре, по восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении. Команда: «Через центр- марш!», как правило, подается на одной из середин зала Команда: «В колонну по одному направо и налево в обход- марш! » подается на противоположной середине. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера налево в обход. Команда: «В колонну по два через центр- марш!» Команда подается при встрече колонн в той середине зала, где началось перестроение. Продолжая дробление и сведение, можно построить колонны по четыре, по восемь и т.д. Обратное перестроение называется разведением и слиянием. Например, перестроение из колонны по два в колонну по одному. Команды: «В колонны по одному направо и налево в обход шагом — марш!» По этой команде правая колонна идет направо в обход, левая — налезо. При встрече колонн на противоположной середине подается команда: «В колонну по одному через центр — Марш!».

7. Размыкание и смыкание.

1. Команды: «Направо/налево/ от середины на столько- то шагов «Разомкнись!» Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг. Все, за исключением занимающегося, от которого производится размыкание, выполняют поворот направо/налево/ и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между партнерами составило указанное количество шагов, поворачиваются лицом к фронту После подачи команды преподаватель считает по два до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда: «Налево/направо, к середине/ сомкнись!». Все действия выполняются в обратном порядке. Это же размыкание можно выполнять бегом. При подаче команды добавляется слово: «бегом».

2. Размыкание приставными шагами производится по. Команда: «От середины вправо/ влево/ на два/три и т.д./ шага приставными шагами разомкнись!». После подачи команды преподаватель начинает счет по два до тех пор, пока размыкание не закончится. Начинают размыкание крайние колонны, а затем последовательно, через каждые два счета, вступают остальные. Для смыкания подается команда: «К середине вправо/ влево/ приставными шагами сом-кнись!» Начинают смыкание все колонны одновременно. Преподаватель ведет счет по два до окончания смыкания.

3. Размыкание по распоряжению. Например: «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на два шага» и т.д. Размыкание по направляющим в колоннах, которых преподаватель ставит на необходимый интервал.

4. Размыкание дугами. Из колонны по четыре , по команде: «Дугами/или дугами назад/ разомкнись!» вторые и третьи номера пятью шагами но дуге/ вперед/ выходят наружу от крайних на два шага, приставляют ногу на 7-8-и счеты поворачиваются кругом, а затем /с третьего счета/ выходят дугами назад на установленные места и приставляют ногу. Для смыкания подается команда: «Дугами/дугами назад/ сом-кнись!»

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни