Для чего нужны лексические упражнения

Как и для чего использовать лексические упражнения.
консультация (старшая группа)

Консультация о лексических упражнениях.

Скачать:

Вложение Размер
kak_i_dlya_chego_ispolzovat_leksicheskie_uprazhneniya.docx 602.26 КБ

Предварительный просмотр:

Как и для чего использовать лексические упражнения.

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, побуждая к действию. Через речь совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Можно сказать ,что речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так всех основных психических процессов. В связи с этим особую значимость приобретает выявление причин, препятствующих полноценной подготовке детей к обучению в школе. Одной из таких причин является низкий, не соответствующий возрастной норме, уровень речевого развития детей.

Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

Исключительное значение имеет речь в установлении контакта с другими детьми. Бедность словарного запаса затрудняет взаимоотношения ребенка с другими детьми и взрослыми, влияет на его психическое развитие, отражается на формировании познавательной деятельности. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное лексическое развитие – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным словарным запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Практика показала, что воспитанники с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на занятиях.

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.

Лексическое развитие дошкольников – это планомерное расширение активного словаря ребенка за счет незнакомых или трудных для него слов. В дошкольном детстве ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил ему общаться со сверстниками и взрослыми, понимать литературу, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря дошкольников как одну из важнейших задач развития речи.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10–12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 – 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет – до 2000 – 2500, а в 6 – 7 лет до 3500 – 4000 слов.

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

Лексические упражнения знакомят дошкольников со смысловой стороной слова, содействуют формированию умения свободно пользоваться лексическими средствами языка, создают условия для активного отбора слов.

В отличие от дидактических игр лексические упражнения не имеют игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова.

Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами.

Значительное место в работе с дошкольниками занимают упражнения, словесные игры, основное назначение которых состоит в том, чтобы развивать у детей внимание к слову, точность словоупотребления. Особая роль лексических упражнений заключается в том, что они способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь, формируют практические навыки: умение быстро выбрать наиболее точное слово, составить предложение, различать оттенки в значении слова. Такие игры воспитывают у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарное осознание элементов языковой действительности.
Лексические упражнения включают в себя логический анализ лексического понятия, анализ лексических значений, составление семантических рядов. Словарные задания включают в себя задания на составление словосочетаний, предложений.

Лексические упражнения редко проводятся на специальных занятиях, целиком посвященных этой теме; такие упражнения включатся в занятия по развитию связной речи и в занятия по ознакомлению с художественной литературой.

Специальные упражнения по лексике имеют своей целью конкретные лингвистические задачи:

1) развивать понимание обобщающего смысла слова;

2) развивать понимание отношений «целое и его часть»;

3) развивать понимание отвлеченного смысла слова;

4) развивать языковое чутье в области морфологии (в усвоении абстрактных значений морфем);

5) добиваться усвоения антонимов как средства осмысления значений слов;

6) развивать стилистическое чутье;

7) добиваться усвоения переносного значения слов и этических понятий (посредством знакомства с художественной литературой).

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью (10).

Таким образом, говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.

В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой задачи нужно постоянно проводить специальные дидактические игры и лексические упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

Источник

Использование лексических упражнений на уроках русского языка в начальной школе.

Лексика – совокупность слов того или иного языка, части языка или слов, которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания о каких – либо объектах, явлениях.

Лексика – это словарный состав языка. Словарный состав языка – наиболее открытая и подвижная сфера языка. В него непрерывно входят новые слова и постепенно уходят старые. Нарастающая сфера человеческих знаний, прежде всего, закрепляется в словах и их значениях, благодаря чему лексических приобретений в языке становится все больше. Образование, наука, новейшие технологии, сведения из других культур – всё это формирует новый тип современного общества (информационное), в котором формируется новый языковой стиль – стиль эпохи информационного развития.

Лексикология – это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

Слово – это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Лексическое значение слова – закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова – это слова, у которых есть только одно лексическое значение, независимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это научные термины (бинт, гастрит), имена собственные (Петров Николай), недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон), слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производимые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним – производные.

Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, ломимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке в начальной школе однозначны, могут со временем стать многозначными.

Прямое значение – это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение «княжение, столица», а сейчас оно имеет значение «предмет мебели».

Переносное значение – это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение – «твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания», а переносное значение – «тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь».

Лексика русского языка в начальной школе пополняется двумя основными путями:

– слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

– новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

С позиции плана содержания лексика в начальной школе разделяется на:

1. Знаменательные слова, выступающие членами предложения с номинативными функциями («мальчик», «выбирал», «холодно») и служебные, вспомогательные (предлоги, союзы, частицы).

2. Конкретные (называющие определенный предмет) и абстрактные (объединяющие кого-либо, обобщающие что-либо).

3. Синонимы. Слова, которые пишутся, произносятся по-разному, но обозначают нечто схожее («машина» и «автомобиль»).

4. Антонимы. Прямо противоположные друг другу понятия («горячий» и «ледяной»).

С позиции плана выражения лексика представляет собой:

1. Омонимы. Слова, что пишутся и произносятся одинаково, но обозначают совершенно разные явления и предметы («кран водопроводный» и «кран башенный»).

2. Омофоны. Слова, которые произносятся схоже, но пишутся по – разному («компания» и «кампания»).

3. Омографы. Данные слова на письме одинаковые, но произносятся с разным ударением («замОк» и «Замок»).

4. Паронимы. Внешне схожие слова, обладающие различными значениями. («романтичный юноша» – «романтический стиль произведения»).

Лексические упражнения – это упражнения, направленные на осознаниесущности лексикологических понятий и на формирование лексическихумений. Все лексические упражнения делятся на несколько типов:

1)нахождение изучаемого явления среди слов (в словосочетании, впредложении, в связном тексте) по образцу и без него;

2) подбор примеров, иллюстрирующих изучаемое явление (по памяти или по каким – либопечатным источникам);

3) нахождение ошибок в использовании лексическихявлений (в контексте или в тексте под рисунком);

4) группировка изучаемыхлексических явлений;

5) лексический разбор;

6) определение ролиизучаемого явления в тексте;

7) использование в своей речи изучаемогоявления для определенной цели.

Каждый тип упражнения, который используется последовательно,закрепляет учащимися знание сущности изучаемых лексических понятий (ихспецифики, связей с другими лексическими понятиями), а также формируетлексические умения (умение обнаружить явление, описать его, определитьего роль и использовать в речи) в начальной школе.

Указанный перечень типов лексических упражнений в начальной школе полностью не используется. Не применяется, например, составление таблиц и лексический разбор, хотя последний тип упражнения особенно важен, так как он позволяет привести в систему все знания об изучаемых лексических явлениях. Так, при знакомстве с лексическим значением слова необходимы следующие упражнения:

1) толкование лексического значения многозначного (по образцу и без него) слова, использованного в контексте;

2) определение лексического и грамматического значений многозначного слова, использованного в предложении;

3) узнавание слова по толкованию его лексического значения (решение элементарного кроссворда);

4) нахождение в тексте слов с указанным лексическим значением.

В процессе изучения лексики в начальной школе и формирования на этой основе лексико-семантического отношения к слову необходимо сопоставлять лексическое значение слова (его разные типы) и грамматическое значение (словообразовательное и морфологическое). Такой подход к слову обеспечит осознание слова как единицы лексической системы языка. Для решения этой задачи целесообразно использовать следующие упражнения:

– определение лексического значения слова (с помощью словаря и без него) и определение его признаков как части речи;

– определение лексического значения слова (с помощью словаря и без него) и определение лексико- грамматического значения этого же слова (части речи и классификационных разрядов);

– запись толкования лексического значения слова и запись его грамматического значения (словообразовательного и морфологического);

– определение лексического значения слова (оно записано в одном столбике) и грамматического значения (оно записано в другом столбике);

– нахождение в тексте слов с указанным лексическими грамматическим (словообразовательным и морфологическим) значением;

– составление предложений со словами в определенной форме.

В обучении учащихся начальной школы умению пользоваться толковым словарем намечаются три этапа:

1) ознакомление с толковым словарем и с содержанием словарной статьи;

2) работа с толковым словарем при изучении лексических понятий;

3) работа с толковым словарем при изучении грамматики.

Для закрепления этих сведений о толковом словаре выполняются следующие упражнения:

– нахождение данных слов в словаре и чтение словарных статей;

– нахождение в словарной статье частей, из которых она состоит;

– выяснение по словарю новых сведений о слове;

– сравнение своего толкования лексического значения слова с толкованием лексического значения этого слова в словаре.

При изучении лексических понятий в начальной школе толковый словарь используется для ознакомления учащихся со способами отражения в словарной статье различных свойств слова, с типами словарных статей, а также для закрепления умения пользоваться словарем в целях получения справок и обогащения словарного запаса.

Закрепляются эти сведения при выполнении следующих лексических упражнений:

1. По данной помете найдите в словаре несколько слов.

2. Выпишите из словаря несколько слов с данной пометой.

3. Пользуясь словарем, определите, какие пометы имеют данные слова.

Лексические упражнения в начальной школе предназначаются, прежде всего, для развития речи учащихся, в том числе для обогащения их словарного запаса и формирования навыков связной речи. Решение этих задач обеспечивается систематической работой над значением и употреблением слов (в учебнике для данной цели выделены звездочкой слова, толкование лексического значения которых включено в словарь), подготовительной работой над лексикой предстоящих изложений и сочинений.

В результате выполнения таких упражнений словарь учащихся дифференцируется, речь обогащается, становится более точной и выразительной; однако при этом следует отметить, что обучение семантике многозначного слова будет эффективным только при условии учета особенностей лексико-семантических систем обоих языков (русского и родного). Лексические упражнения служат также для повторения и закрепления изученного по лексике, раскрытию взаимосвязей лексики и грамматики (словообразования, морфологии и синтаксиса).

Лексическими омонимами (греч. homos – одинаковый + опута – имя) называются два и более разных по значению слова, совпадающие в написании, произношении и грамматическом оформлении.

К полным лексическим омонимам относятся такие слова одной и той же части речи, у которых совпадает вся система форм. К неполным (частичным) лексическим омонимам относятся слова одной и той же части речи, у которых совпадает не вся система форм. Например, слова завод – промышленное предприятие и завод – приспособление для приведения в действие механизма (второе слово не имеет мн. числа); мир – совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве и мир – согласные отношения, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры (второе слово также не употребляется в форме мн. числа).

По своему морфологическому строению омонимы бывают простые (корневые) и производные. Простых омонимов больше всего имеется в кругу имен существительных. Омонимия производная особенно распространена среди глаголов (ср.: засыпать – погружаться в сон и засыпать – заполнять чем-нибудь сыпучим и др.).

От лексических омонимов следует отличать омофоны и омоформы (их иногда называют фонетическими и грамматическими омонимами). При узком понимании омонимии (идущем от В. В. Виноградова) собственно омонимами признаются только лексические омонимы, а все остальные явления рассматриваются как смежные с омонимией.

Омофоны – это разные слова или (чаще) словоформы, которые совпадают только в произношении, но различаются на письме: грипп [грип] – гриб [грип], трут [трут] – труд [трут]. Совпадать на звуковом уровне слова могут во всех своих формах, но такие случаи очень немногочисленны: косный – костный, компания – кампания, кобчик – копчик и некоторые другие. Чаще же совпадают лишь отдельные словоформы: стог – сток, но о стоге – о стоке; порог – порок, но пороги – пороки. Совпадать в звучании могут отдельные формы одного слова (батареи – батарее, техником – техникам, стучаться – стучатся), слов одной части речи (отворить – отварить, рот – род), разных частей речи – металла (существительное в форме Р. п. ед. ч.) – метала (глагол в форме изъяв. накл. прош. вр. ж. р. ед. ч.)), а также слово и ряд слов (устали – у стали, маскарада – маска рада).

Омоформы – это совпадающие грамматические формы разных слов, которые могут относиться как к одной части речи (например, глаголы лететь и лечить, возить и водить совпадают в форме 1– го л. ед. ч. наст. вр. – лечу, вожу), так и разных (простой – существительное и простой – прилагательное). Совпадать могут также разные формы одного слова: пример, (нет) простой задачи, простой задаче, о простой задаче – совпадают формы И. п. ед. ч. мужского рода, Р., Д. и П. п. ед. ч. женского рода прилагательного простой.

К смежным с омонимией явлениям относятся также омографы (графические омонимы) – слова, которые одинаково пишутся, но различно произносятся (обычно различаются ударением): прóволочка – проволóчка, чýдно – чуднó, хáос – хаóс, ýточка – утóчка. Омографы могут быть лексическими (все вышеперечисленные примеры), лексико –грамматическими (пропáсть – прóпасть), грамматическими (дóма – домá). Омографы (слова с разным, несовместимым значением) надо отличать от фонетических вариантов одного слова (твóрог – творóг). Однако в историческом плане связь между этими явлениями есть, так как некоторые омографы возникли в результате расщепления фонетических вариантов одного слова: характéрный свойственный – харáктерный (актер).

Упражнение 2. С помощью омонимов возникают шутки, прибаутки, игра слов. У каждого из вас на столе лежит текст стихотворений–шуток. Найдите в стихотворении омонимы, объясните их значения.

1. Собирала Маргаритка

Маргаритки на горе.

Маргаритки во дворе.

2. Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка.

Прибежал, постучал в окошко:

Отыскалась твоя сережка.

3. На виду честного люда

Трусит с горки ехать Люда.

А у Сани, а у Сани

С горки сами мчатся сани.

4. Молоко покрыла пеночка,

Варится в котле овсянка.

За окном щебечет пеночка,

Подпевает ей овсянка. (Я. Козловский)

1.Какие кошки мышей не ловят?

2. В бою рубят, а после боя развлекают. (шашки)

3.Оружие, камни– самоцветы, фрукты.

Одно название– разные предметы. (гранаты)

4.Всех с дороги прочь гоню, коль разбегусь.

А на крыше я торчу, не шелохнусь.

Лёд на речке режу вдоль и поперёк.

А на дне морском я махонький. Кто? (конёк).

Упражнение 3. Разобрать слова и определить, где синонимы, антонимы, омонимы.

Разнести по правильным адресам.

СИНОНИМЫ

АНТОНИМЫ

ОМОНИМЫ

Есть-принимать пищу, есть — быть, находиться.

Бык — животное, бык — опора моста.

Итак, слова, охарактеризованные как смежные с омонимией явления, совпадают либо только в звучании (омофоны), либо только на письме (омографы), либо и в звучании, и на письме, но лишь в отдельных формах (омоформы). Слова- омонимы характеризуются, прежде всего, тем, что они соотносятся с тем или иным явлением действительности независимо друг от друга.

Таким образом, подобные типы упражнений на установление смысловых отношений в лексико-семантических группе путем выявления омонимов способствуют развитию и обогащению речи учащихся. Лексические упражнения предназначаются, прежде всего, для развития речи учащихся, в том числе для обогащения их словарного запаса и формирования навыков связной речи. В результате выполнения таких упражнений словарь учащихся дифференцируется, речь обогащается, становится более точной и выразительной.

Источник

Читайте также:  Денис семенихин упражнения на пресс
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни