Для развития координационных способностей у лиц с овз используются следующие упражнения

Комплекс упражнений на развитие координации у особых детей

Департамент труда и социальной защиты
Комплекс упражнений на развитие координации у особых детей

Специалисты центра «Роза ветров» делятся комплексом упражнений на развитие координации у особых детей

У детей с особенностями в развитии, как правило, наблюдается низкий уровень сформированности координационных способностей, а между тем именно они лежат в основе двигательных и многих бытовых навыков и умений. Инструктор по адаптивной физической культуре Центра «Роза ветров» Дарья Матвеева поделилась комплексом упражнений, который поможет развитию таких способностей и облегчит другие аспекты реабилитационной работы с воспитанниками.

Развитие и коррекция координационных способностей — умения совершать согласованные и целесообразные движения — имеет большое значение для детей с ограниченными возможностями здоровья, эти навыки важны для социализации ребят, их успешной адаптации в обществе.

«Навыков координации требуют как простые, так и сложные движения. Где-то нужно точно воспроизвести движение, позу или заданный ритм, где-то — соразмерить усилие или зрительно отмерить расстояние и попасть в цель. Проявление координации всегда выражается в качестве выполнения упражнения, то есть в том, насколько точно действие соответствует поставленной задаче», — говорит Дарья Матвеева.

Представленный ею комплекс занятий включает в себя упражнения на статическую, динамическую координацию, развитие внимания, скорости реагирования, ловкости, равновесия. При этом важная задача специалиста — не просто объяснять и показывать упражнения, но и контролировать корректность их выполнения и исправлять ошибки.

«Представленный комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей, то есть умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро его перестраивать», — делится опытом Дарья.

Упражнение «Узкий мостик».

Развивает равновесие, точность движений.

Исходное положение — основная стойка. Ребенок ходит по скамейке, приставляя пятку к носку впереди стоящей ноги, руки разведены в стороны. Обратно возвращается приставным шагом, руки также разведены в стороны.

Упражнение «Поза».

Развивает скорость реакции, навыки переключения с одного вида деятельности на другой, устойчивость вестибулярного аппарата.

Ребенок выполняет бег по кругу с остановкой на хлопок и выполнение задания. Хлопок означает, что необходимо принять позу ласточки (стойка на одной ноге, вторая отведена назад, руки в стороны) и держать ее в течение пяти секунд.

Упражнение «Бросок».

Развивает зрительную дифференциацию направления движения, навыки ориентации в пространстве, ручную ловкость.

Инвентарь: баскетбольный мяч.

Исходное положение — основная стойка, мяч в руках. Ребенок бросает мяч в стену, но ловит его после вращения тела вокруг своей оси (поворот на 360 градусов) и приседания.

Упражнение «Круг».

Развивает способность регулировать положение тела в пространстве, дифференциацию мышечных усилий.

Инвентарь: набивной мяч.

Исходное положение — дети сидят на полу, образовав круг. У одного из них между стопами зажат мяч. Задача — перенести мяч партнеру справа. Упражнение выполняется, пока мяч вновь не окажется у первого участника. Затем упражнение повторяется в другую сторону.

Упражнение «Ловим».

Развивает дифференциацию усилий и направлений движения, мелкую моторику.

Инвентарь: теннисный мяч.

Исходное положение — основная стойка, мяч в руке. Ребенок бросает мяч в стену одной рукой, а ловит двумя. Перед ловлей мяча необходимо выполнить вращение тела вокруг своей оси (поворот на 360 градусов).

Читайте также:  Грыжа межпозвонковых дисков комплекс упражнений

Упражнение «Жонглер».

Развивает мелкую моторику, распределение внимания.

Инвентарь: детские теннисные мячи.

Исходное положение — основная стойка, в каждой руке по мячу. Ребенок подкидывает и ловит мячи попеременно: правой рукой подбросил — правой поймал, левой подбросил — левой поймал.

Упражнение «Ура».

Развивает навыки ориентации в пространстве, двигательную память. Выступает профилактикой нарушений осанки и плоскостопия. Помогает преодолеть боязнь высоты.

Исходное положение — основная стойка. Ребенку необходимо подняться по гимнастической стенке, вставая на каждую ступеньку, снять подвешенную на верхней рейке ленточку, пройти приставным шагом на соседнюю стенку и спуститься вниз.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Разминка Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.) Начинаем их.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–6 лет Двигательные упражнения с мячом. 1. Жучок Ползание, сидя на полу, с опорой на слегка расставленные стопы впереди и руки сзади за спиной,.

Комплекс двигательных упражнений для детей среднего возраста Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Упражнение «Буратино потянулся» Выполняются движения в соответствии с текстом. Буратино потянулся,.

Комплекс двигательных упражнений «Зайчик» для детей 4–6 лет 1. Упражнение «Заячья зарядка» 1. И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево, вправо. Зайка беленький сидит И под.

Комплекс гимнастических упражнений «Дождик» для детей среднего возраста Комплекс упражнений для проведения на воздухе для детей 4-5 лет Комплекс упражнения «Тучи дождевые» Приплыли тучи дождевые, (Шагают.

Комплекс упражнений для ритмической гимнастики для детей начальных классов 1. Вводная часть (темп умеренный). 1. И. п. – стойка ноги врозь, руки за спину. 1- Голову вниз, коснуться подбородком груди; 2- Голову назад;.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой для детей 5–7 лет Упражнения с гимнастической палкой для детей 5-7 лет 1. Палка на грудь И. п. : ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками. 1 – поворот.

Комплекс упражнений с косичкой для детей дошкольного возраста Упражнений с косичкой для детей 5-7 лет 1. Упражнения с косичкой Косичку вверх И. П. : ноги на ширине плеч, косичка за спиной. 1-2 – наклон.

Комплекс упражнений с кубиками для детей дошкольного возраста 1. Упражнения с кубиками 4-6 лет Кубики вместе И. п. : ноги слегка расставить, кубики в стороны. 1-кубики вверх, вместе, посмотреть; 2-вернуться.

Комплекс упражнений с обручем для детей дошкольного возраста Упражнения с обручем 4-6 лет 1. Ходьба в колонне по одному на носках, обруч в прямых руках над головой (6-8 с). 2. Ходьба на пятках, обруч.

Источник

Гимнастика – как средство формирования координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного и младшего школьного возраста.
статья по физкультуре (1, 2, 3, 4 класс) по теме

В статье мы рассмотрим актуальность занятий гимнастикой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения ( с легкой и умеренной умственной отсталостью).

Основными задачами в обучении детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях физической культуры являются:

— продолжать учить детей основным движениям (ходьбе, бегу, прыжкам, лазанию, ползанию), развивать у них способность выполнять движения по подражанию действиям взрослых и по образцу;

Читайте также:  Джон кехо упражнения на неделю

— продолжать формировать представления детей о собственном теле, его основных частях и их движениях;

— учить детей понимать просьбы-команды, отражающие основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т.п.);

— продолжать развивать у детей ориентировку в пространстве по образцу действиям взрослого и словесной инструкции, умение использовать пространство для двигательной активности и ориентироваться в нем;

— продолжать развивать у детей координацию движений обеих рук, кистей и пальцев рук, рук и ног в процессе выполнения различных движений под контролем зрения (по подражанию действиям взрослого и по образцу);

— продолжать формировать у детей ритмичность движений (равномерную повторность и чередование), осуществляемую по подражанию действиям взрослого и по образцу. [1.С. 371]

Так является ли гимнастика средством помощи педагогу в решении поставленных задач в обучении?

Скачать:

Вложение Размер
Гимнастика – как средство формирования координационных способностей у детей c ОВЗ 899.75 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ № 755 «Региональный Центр аутизма»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Гимнастика – как средство формирования координационных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного и младшего школьного возраста.

В статье мы рассмотрим актуальность занятий гимнастикой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих интеллектуальные нарушения ( с легкой и умеренной умственной отсталостью).

Для начала давайте вспомним, что отличает детей с легкой умственной отсталостью от их сверстников, развивающихся привычным образом.

У всех обнаруживается запаздывание в сроках овладения основными видами движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, метание), отсутствие гибкости и плавности движений (скованность движений, их неритмичность), замедленность темпа движений, моторная неловкость, недостаточность мышечной силы и др. Многие дети в этом возрасте проявляют крайне низкую или чрезмерно высокую хаотичную двигательную активность. Детей этой категории в младшем и среднем дошкольном возрасте отличает неуверенная, неустойчивая шаркающая, неритмичная походка; большинство детей передвигаются семенящим шагом, с опущенной головой и плечами; мышцы ног, рук, спины в процессе ходьбы напряжены.[1.С.16]

Слабо развитые, замедленные и неточные тонкие дифференцированные движения ладоней и пальцев рук, несогласованность движений обеих рук затрудняют процесс овладения дошкольниками всеми видами деятельности. [1.С.17]

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью воображение, даже способность к «опредмечиванию», без обучения фактически не формируется. Однако в результате коррекционных воздействий дети приобретают определенные способности в этой области, особенно в области воссоздающего воображения.

Необходимо отметить, что у детей с легкой умственной отсталостью на протяжении всего дошкольного возраста ярко проявляется недостаточность зрительно двигательной координации и сенсомоторной интеграции – невысокое качество выполняемых действий и их результатов, что вызывает необходимость постоянной стимулирующей помощи взрослых. [2.С. 25]

Основными задачами в обучении детей с интеллектуальными нарушениями на занятиях физической культуры являются:

— продолжать учить детей основным движениям (ходьбе, бегу, прыжкам, лазанию, ползанию), развивать у них способность выполнять движения по подражанию действиям взрослых и по образцу;

— продолжать формировать представления детей о собственном теле, его основных частях и их движениях;

— учить детей понимать просьбы-команды, отражающие основные движения и действия, направления движения (туда, в эту сторону, вперед, назад и т.п.);

— продолжать развивать у детей ориентировку в пространстве по образцу действиям взрослого и словесной инструкции, умение использовать пространство для двигательной активности и ориентироваться в нем;

— продолжать развивать у детей координацию движений обеих рук, кистей и пальцев рук, рук и ног в процессе выполнения различных движений под контролем зрения (по подражанию действиям взрослого и по образцу);

— продолжать формировать у детей ритмичность движений (равномерную повторность и чередование), осуществляемую по подражанию действиям взрослого и по образцу. [1.С. 371]

Так является ли гимнастика средством помощи педагогу в решении поставленных задач в обучении? Для начала разберем понятие гимнастика и рассмотрим ее основные средства и виды.

Гимнастические упражнения традиционно объединяются в следующие группы упражнений, называемые средствами гимнастики:

1. Строевые упражнения.

2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

3. Прикладные упражнения.

4. Вольные упражнения.

5. Упражнения художественной гимнастики.

6. Акробатические упражнения.

8. Упражнения на снарядах.

Подобное группирование средств гимнастики облегчает подбор необходимых упражнений для решения тех или иных задач.

Кратко охарактеризуем основные средства гимнастики:

1. Строевые упражнения — это несложные двигательные действия служебного характера, используемые для более организованного проведения занятий, рационального размещения занимающихся во время упражнений. Самостоятельное значение имеют при приобретении навыков ритмичных согласованных действий при ходьбе и беге под счет или музыкальное сопровождение, навыков правильной осанки

2. Общеразвивающие упражнения широко используются во всех видах гимнастики. Это координационно несложные двигательные действия — упражнения, выполняемые с целью общей физической подготовки: развития различных групп мышц, совершенствования физических качеств, приобретения элементарных двигательных навыков. Существует множество упражнений, выполняемых без предметов и с различными предметами и отягощениями (мячи, скакалки, палки, гантели), с использованием гимнастического и тренажерного оборудования (скамейки, стенка, блочные и амортизационные устройства, «станки» и т. п.).

3. Прикладные упражнения — средства гимнастики, формирующие важные двигательные умения и навыки активного взаимодействия с окружающей средой. Характерной особенностью, выделяющей их среди других типично гимнастических упражнений, является менее строгая регламентация движений по форме, допущение индивидуальных решений в действиях для достижения двигательной задачи типа сохранения равновесия, перенесения груза, преодоления препятствия и т. п. Эти упражнения выполняются с использованием специального оборудования: канатов, шестов, скамеек, стенок и являются основными при проведении гимнастических игр и эстафет, преодолении полос препятствий.

4. Вольные упражнения . Благодаря четко выраженной стилизации движений, тщательной отработке техники, выполнению их под музыку решаются задачи эстетического воспитания. Варьирование сочетаний элементов, их комбинирование, создание учебных и спортивных композиций развивают творческие способности занимающихся.

5. Упражнения художественной гимнастики близки по задачам к вольным упражнениям, но содержат специфические элементы, выполняемые без предметов (волны, равновесия, повороты, прыжки и т. п.) и с предметами (обруч, мяч, булавы, скакалка, лента и др.). В средства художественной гимнастики включаются также танцевальные элементы и их сочетания. Разнообразные движения объединяются в учебные и спортивные композиции. Выполнение отдельных упражнений и комбинаций с музыкальным сопровождением является эффективным средством развития пластичности движений, их выразительности, воспитания эстетических качеств.

6. Акробатические упражнения очень действенное средство развития физических качеств, воспитания решительности и смелости.

7. Прыжки развивают скоростно-силовые качества, точность движений, ловкость, волевые качества. Прыжки в занятиях применяются как средство физической подготовки, формирования прикладных умений и навыков (напрыгивания, спрыгивания, перепрыгивания препятствий).

8. Упражнения на снарядах очень многообразны по форме, по степени сложности, по характеру воздействия на организм. Как правило, они оказывают значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, и, следовательно, занятия на снарядах приводят к существенному развитию мускулатуры, особенно рук, плечевого пояса, так как многие элементы выполняются в упоре и висе на руках.

Источник

Читайте также:  Игровое упражнение коммуникативная компетентность
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни