Добукварный период обучения грамоте упражнения

Добукварный период обучения грамоте упражнения

Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Как уже отмечалось выше, он продолжается от одного до двух месяцев. В это время педагог тщательно изучает каждого ребенка:

устанавливает степень его ориентации, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительных восприятий, моторики, объем владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова). Совместно с логопедом учитель проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи учащихся. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Особо отмечаются недостатки психофизических функций, относительная сохранность некоторых из этих функций, возможности продвижения каждого ученика в обучении. Такая характеристика в дальнейшем поможет учителю целенаправленно вести занятия, правильно планировать их, учитывая как общие, типичные недостатки, так и индивидуальные особенности детей.

Параллельно идет подготовка учащихся к обучению грамоте. В период добукварных занятий решаются следующие задачи:

1. Развитие у детей интереса к учению.

2. Уточнение, расширение их представлений и речи.

3. Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.

4. Укрепление мыши артикуляционного аппарата, развитие навыков четкого артикулирования звуков.

5. Исправление недостатков зрительного восприятия и пространственной ориентации.

6. Координация мелких мышц кисти руки.

Необходимость особого внимания педагога к развитию у умственно отсталых детей интереса к учению объясняется двумя причинами. Первая связана с низким уровнем познавательных интересов. У многих учащихся с нарушением интеллекта не возникает потребность научиться читать, писать, считать и т.п. Вторая причина состоит в том, что пребывание умственно отсталого ребенка в массовой школе неблагоприятно отражается на его психике: теряется уверенность в собственных силах, появляется замкнутость или излишняя разболтанность. Потеря у ребенка уверенности в себе обычно сводит на нет те зачатки интереса к учению, которые у него были.

Источник

Картотека игр для обучения чтению в добуквенный период
картотека

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr.doc 79.5 КБ

Предварительный просмотр:

для обучения чтению в добуквенный период

Выделение данного звука в слогах и словах

  1. «Умная машина» — «а»
  2. «Умный паровоз» — «п»
  3. «Умный самолет» — «р»

Эти и подобные транспортные средства перевозит пассажиров только с данным звуком в имени.

  1. «Звуковой домик» — в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т-т-т», «К-к-к»
  2. «Собираем звуки» — предметы с данным звуком собирают в корзинку
  3. «Доктор Звуков» — прописывает «лекарство» — 10 слов со звуков «…»
  4. «Проглотим звук «…»» — повторим слова без звука «…»
  5. «Умная стрела» — находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр
  6. «Выбери картинки» — из серии предметных картинок, на таблице с предметными картинками
  7. «Звуковое домино» — по двум предметным картинкам, в названии которых есть один из двух дифференцируемых звуков: «р», «л», «с», «ш», «з», «ж», «ц», «ч»

Выделение первого и последнего звука в словах

  1. «Начни говорить слово, а я догадаюсь»
  2. «Магазин» — заплатить первым (последним) звуком в названии покупки
  3. «Умная машина» — сигналит пешеходам первым звуком в их имени
  4. «Поймай слово за хвост»
  5. «Я начну, а ты закончи»
  6. «Угадай, что я прошу» — выбрать один из 3-5 предметов
  7. «Подели предметы» — на коробочках наклеены портреты звуков
  8. «Звуковое лото»:

а) на каждой фишке выделены первый и последний звуки (буквы). Дети должны закрыть на своей табличке одну из картинок, названию которой соответствует схема

б) логопед достает букву (звук), дети закрывают на своей таблице картинку, в названии которой данный звук – первый (последний)

9. «Кто в домике живет?» — с данным звуком в начале

10. «Вагончики» — в первом или последним поедет звук «…»? Где слышно данный звук в данном слове?

11. «Звуковые цепочки» — по два-три слова и более.

последовательности фонем в слове

  1. «Превращение в «…» жуков, змей, и т.п.» — разговаривать, выделяя нужный звук.
  2. «Заколдованный (ударный гласный) звук» — звучит дольше и громче в слове
  3. «Клавиши» — ударить первый, второй, третий звуков слове. (Предметные картинки – слово из 3-4 звуков и 3-4 клавиши фишки)
  4. «Сочиняем сказку Приключения звука «…»
  5. «Диктант» — дети медленно диктуют слова, последовательно выделяя звуки, логопед записывает
  6. «Звуковые домики»:

а) «Позови звуки домой» — по очереди

б) «Звук потерялся» — первый, второй, третий

в) «Звуки открывают свои окошечки друг за другом» — дети сразу их узнают и называют

7. «Учим говорить Незнайку» — он пропускает звуки в словах

8. «Письмо Незнайки» — пропущены звуки (буквы). Какие?

Знакомство с гласными звуками.

Деление слов на части

  1. «Братцы гласные здороваются»- произносить свои звук долго-громко
  2. «Братцы-гласные стучат своими молотками» — каждый раз, когда в слове встречается его звук (односложные слова)
  3. «Ступеньки» — («Лесенка») – игрушки шагают по ступенькам, произнося свое имя
  4. «Братцы-гласные делят слово на две-три части»:

а) какой гласный живет в первой, второй части слова (в первой, во второй комнатке звукового домика)?

б) кто из братцев-гласных кричит громче?

5. «Прошагаем слов» — пропрыгать, прохлопать…

6. «Кто в домике живет?» — на каком этаже живет кот, ли-са, со-ба-ка?

7. «Кто в каком вагончике поедет?» — сколько в нем окошечек (на сколько частей делится слово?)

8. «Разложи картинки» («Подели игрушки») – одно-, двух- сложные слова

9. «”Пишем” слова» — (части слова — полоски) под диктовку («жук», «ли-са» и т.д.)

10. «Чье слово длиннее?»

11. «Строим (рисуем, выкладываем) звуковые домики» — одно-, двух-, трехкомнатные. Сколько гласных звуков в слове? (сколько раз мы открыли рот?)

12. «Кто в каком домике живет?» — игрушки с одно-, двух-, трехсложными названиями.

Различение ударных и безударных гласных звуков

  1. «Без ошибок повтори: “оуа”, “оуа”, “оуа” и т.п.» — ударяем голосом один из трех гласных звуков
  2. «Братцы-гласные спорят»:

а) К кому идут гости?

б) Для кого это угощение?

3. «Подели картинки (предметы)» — всем братцам-гласным по одной — две

4. «Кто главный?» — для кого из братцев найдут больше слов, в которых данный гласный звук ударяется голосом?

5. «Звуковые домики» — кто живет братца – Аха, Оха и др.?

6. «В чьем вагончике поедит «…»?»

7. Братцы-гласные собираются идти …:

а) … в школу – кто что берет с собой?

б) …в поход – выбрать один из трех-пяти предметов (слов)

8. «Приключения братцев-гласных – кто что увидел?»

9. «Кто из братцев кричит в этом слове громче, а кто – тихо?» — два сложных слова: «ли-са», «бел-ка»…

10. «Я позову вас издалека» — согласных звуков не слышно; кого это зовут?

11. «позову издалека кого-то из гостей, выделяя ударный гласный звук, а я угадаю кто это»

12. «Зоопарк» (таблица):

а) кого зовет братец Ах, Ох, Их и т.д.?

б) кто за кем будет ухаживать?

Различение гласных и согласных звуков

1. «Называю звук – поднимаете фишку» — красную, если звук гласный, синюю – если согласный.

2. «Братцы-гласные дружат с согласными звуками» — «оп», «ат», «ук», «ыв». Назвать второй звук после гласного.

3. «Какой второй звук в именах братцев-гласных» Ах, ОХ, Их…?»

4. «Первый, второй» — определять гласный или согласный – «ат — та», «оп — по»…

5. «Покажи фишку (красную, синюю)» — выделение гласных или согласных из потока звуков

6. «Что мешает петь согласному звуку?»– губы: п, б, м; язык и зубы: н, т, д.

7. «Живые звуки (буквы)»

8. «Звуки стройтесь в слоги!»

9 . «Ловим звуки» — левой рукой гласные, правой – согласные.

10. «У кого из гостей в именах первый звук гласный, а у кого согласный звук»

11. «Кто из гостей произносит последним гласный или согласный звук?» — «гав», «мяу» и т.д.

12. «Какой первый звук в твоем имени?»

Дифференцирование согласных звуков по твердости – мягкости.

Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками

1. «Тим изменяет первый согласный звук, второй произносит Том»

2. «Том и Тим по-разному читают» (называют букву) – «п/пь», «т/ть» и т.д.

3. «Тим изменяет слово Тома» — «лук-люк», «пол-пал» и т.д.

4. «Тим и Том ссорятся» — делят картинку, игрушки, сладости, школьные предметы, в названии которых есть мягкие согласные звуки или нет ни одного

5. «Том и Тим собираются…» — на прогулку, в школу, в поход. Назвать, кто что возьмет с собой, наденет, обует, выбрать из двух-трех слов

6. «Тим и Том готовят обед» — посуда, продукты

7. «Тим и Том в зоопарке» — в лесу, на рыбалке, на огороде …

8. «Звуковое лото» — картинки, схемы слов

9. «В каком окошке кто живет?» — в каком окошке чей звук?

10. «Магазин» — продавцы Тим и Том, чеки – схемы слов

11. «Зоопарк» — за кем из животных будет ухаживать Тим и Том?

12. «Тим и Том померились» — том говорит первую часть слова, а Тим вторую (и наоборот): картинки: «по-ле», «са-ни», «ло-си»…

13. «Кто говорит первую часть слова, а кто вторую – Тим или Том?»

Звуковой анализ простых слов из трех звуков

1. «Пропоем в слове каждый звук» — «жжжуууккк»

2. «Звуковые домики» — тир окошка + шторки трех цветов:

а) позвать домой первый, второй, третий звуки

б) повесит в окошки шторки нужного цвета

3. «Построим дом» — кубики трех цветов первому, второму, третьему звукам: построить кубик (окошки) нужного цвета

4. «Кто в каком домике живет?» — готовые звуковые домики из кубиков трех цветов: «оса (к-с-к)», «Аня (к-з-к)» и т.д.

5. «Кто больше гостей пригласит в свой домик?» — готовые схемы слов

6. «Позови домой звук» — третий, первый, второй в разной последовательности

7. «Кто из гостей (игрушек) «написал» свое слово?»

8. «Напиши слово своего гостя»

9. «Угадай, кто у тебя в гостях?» — ребенок сам выкладывает схему первого из трех-четырех знакомых слов: «гав», «пик», «ква»…

10 . «Ловим и выпускаем звуки по порядку»

11. «Покажи картинку» — в названии которой первый звук «…», второй «…», третий «…»

12. «Магазин» — на «чеках» находятся звуковые схемы простых слов: «кот», «лань», «жук», «кит», «лев», «пес» …

13. «Звуковое лото: Чья картинка?» — кому подходит эта схема (звуковой домик)?

Выделение качественных признаков согласных звуков

1. «Домики звуков» — в которых находятся их портреты (буквы):

— красный для звуков

— зеленый со звоночком: «й»

— зеленый без звоночка: «ч», «щ»

— синий со звоночком: «ж»

— синий без звоночка: «ш», «ц»

— сине-зеленый со звоночком: «з», «б», «д», «в+м», «н», «л», «р»

— сине-зеленый без звоночка: «с», «п», «т», «к», «ф»

а) «Где живет звук «…»? – объясни почему?

б) «Какие звуки живут в этом домике?»

в) «Нарисуем портрет знакомых звуков (букв) и разложим их в домики»

г) «Нарисуем буквы» — рисовать ручками трех цветов, точкой линией (глухие согласные) или толстой (звонкие)»

2. «Раскрасим слово нарисованное простым карандашам» — «лис»:

«л» — зеленая толстая линия (звонкий мягкий согласный звук)

«и» — красная толстая линия (гласный звук)

«с» — синяя тонкая линяя (глухой твердый звук)

3. «Цветной диктант» — схема слов (пустые квадратики, количество которых соответствует количеству звуков в слове). Закрашивать «окошки» в нужный цвет

4. «Кто первый?» — назвать гласный звук, звонкий согласный, глухой согласный, всегда мягкий звонкий «й», всегда мягкий глухой «ч», «щ» и т.д.

5. «Покажи картинку», в названии которой есть звонкий мягкий согласный звук, глухой твердый согласный и т.д.

6. «Магазин» — дети «платят» за игрушку, выделяя первый звук и давая ему качественную характеристику.

Формирование основного механизма чтения:

упреждающие ориентации на гласную букву и фонему

  1. «Какой согласный звук стоит впереди и после гласного звука «…»?
  2. «Какие согласные звуки живут в слоге (комнате) с ударным гласным звуком, с безударным гласным звуком «…?»
  3. «Прочитай слово без согласных звуков» — таблица «Животные», названия которых выложены красными фишками: одна из них большая (ударный гласный звук) и одна — три маленькие (безударные гласные звуки)
  4. «Звукоедик» — «съел» согласные звуки
  5. «Зовем издалека» («Эхо») – согласные звуки не слышно, кромке всех «кричит» ударный гласный звук, тише – безударные гласные.

а) «Кого я позову издалека?»

б) «Ты позови кого-нибудь, а мы догадаемся»

а) «Звуки стройтесь в слоги!»

б) «Слоги, стройтесь в слова!»

в) «Слоги, поменяйтесь местами!»

г) «Поменяем гласный звук» — «стол – стул – стал — стыл» и т.д.

Обучение трансформации слова путем замены одной из фонем

а) «Звук, стройтесь в слова!»

б) «Звук «…», поменяйся местами со звуком «…»

в) «Звук «…», замени в слове звук «…»

  1. «Какой звук заменили» (по очередности в слове) – «сыч – сын – сыр – сан – сон – сор – сом…»
  2. «Какое слово получится, если звук «…» заменить звуком «…»? — «слог – слон – стон – стол – стыл – стал — -стул – стук…»
  3. «Звуковой домик»:

а) меняем один из согласных звуков: «маска – каска – ласка – лапка — лапта»

б) меняет один из гласных звуков: «Аня – Уля – Эля…», «эру-ору», «куры – кура – кора — кору»

в) «Сделай первый согласный звук мягким» — какое слово получилось? Тим исправляет Тома: «лук — люк», «мал — мял» и т.д.

Звуковой анализ двухсложных слов

  1. «Назови только первую (вторую) часть слова»
  2. «Позовем звуки домой» — по порядку в первую, во вторую части слова (комнаты)
  3. «В каком окошке живет звук «…»?
  4. «В какой кантате (часть слова), в каком окошке должна гореть лампочка?» — где кричит ударный звук? «Ли-са», «ку-ры», «па-ук» и т.д.
  5. «Вставь портрет звука (звуковую букву) в нужное окошечко»
  6. «Нарисуй в окошке портреты звуков (знакомую букву)»
  7. «Позови домой только гласные звуки – тихо или громко»
  8. «Позови домой только согласные звуки»
  9. «Какой гласный звук кричит в первой, второй (третьей) части слова?»
  10. «В какой части слова гласный звук «…»?»
  11. «Какая часть слова звучит громче?» — ударный гласный звук, ударный слог
  12. «Звуковые домики» — двух – комнатные из кубиков трех цветов: один два («о-са»), два-два («ли-са»), три-два («бел-ка», три-три («зай-чик»)

а) «Кто в этом домике живет?» — сколько звуков – в первой части, во второй?

б) «Кто больше?» — подобрать слова для своего звукового домика

в) «Я назову слово (картинку), а вы покажите нужный «звуковой домик»

13. «Назови второй звук во второй части слова или другие звуки»

14. «Строим звуковые домики для гостей (игрушек) из кубиков трех цветов» — В начале дети берут кубики нужного цвета и нужного количества.

Какие звуки есть в твоем слове?

Сколько в твоем слове твердых согласных звуков, мягких согласных звуков?

Сколько в твоем слове гласных звуков? и т.д.

Переход от развернутого фонемного анализа к сокращенному умственному действию

а) «Кто в каком домике живет?»

б) «Кому еще подходит этот домик?»

в) «Кто больше слов придумает для своего звукового домика?»

  1. «Часть слова » (слоги) – буквы, фишки

а) «Подбери две части слова» (схемы)

б) «Подбери одну часть слова» (схемы)

  1. «Звуки — буквы» (картинки с готовыми схемами слов + буквы)

а) «В каком окошке живет звук «…»?

б) «Вставь в нужное окошко букву «…»

в) «Вставь в нужное окошко портрет звуков»:

  1. «Раскрасим слова, написанные простыми карандашами, печатными буквами» — обвести ручкой (фломастером) нужного цвета:

а) все гласные звуки – красной толстой линией

б) глухие согласные – тонкой линией синего или зеленого цвета (звучат твердо или мягко)

в) звонкие согласные – толстой линией синего или зеленого цвета

  1. «Цветной диктант» — рисовать знакомые буквы («портрет звуков») ручками трех цветов (толстой/тонкой линией)

Источник

Читайте также:  Базовые упражнения штанга гантели
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни