ПОСТАНОВКА ЗВУКА Р
Нормальная установка при произнесении твёрдого звука р.
1) Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты в верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посредине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
3) Зубы разомкнуты.
4) На ладони, поднесённой ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
5) Звук р звонкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение для выработки напора воздуха. Набрав в лёгкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать!) его, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
Примечание. Может быть следующая неточность: губы вибрируют без голоса.
Упражнения для языка.
1) Язык широко распластать и просунуть между зубами. Сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Ладонью руки, поднесённой ко рту, ощущаетсй резкая холодная струя воздуха.
Примечание. Иногда при сильном напряжении губ язык плохо вибрирует или без включения голоса язык вибрирует беззвучно.
2) Цоканье, прищёлкивание языком. С переменным темпом (то быстро, то медленно) щёлкать языком так, чтобы он всей своей массой вначале присасывался на мгновение к нёбу, а затем падал бы вниз. Расстояние между зубами должно быть не менее полутора пальцев. Повторять упражнение.
Нижняя челюсть неподвижна. При правильном цоканье подъязычная связка («уздечка») растягивается и хорошо видна.
Примечание. Могут быть следующие неточности:
а) язык лежит на дне рта и щёлкает вместе с нижней челюстью;
б) губы и зубы изза слабости мышц углов рта раскрыты недостаточно: «уздечка» не видна или плохо видна.
3) Поднять язык к нёбу, до предела растянув «уздечку». Расстояние между зубами полторадва пальца. Удержать язык в верхнем положении, пока не набежит слюна. Повторить упражнение.
Примечание. При недостаточном раскрытии зубов «уздечка» слабо натягивается и цель упражнения не достигается.
Источник
Обучение ребёнка правильному произношению звука Р.
методическая разработка (подготовительная группа)
Материал содержит наиболее эффективные способы постановки трудного в произношении звука Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_rebyonka_proiznosit_zvuk_r.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим ребёнка произносить звук Р.
Важной составляющей частью работы над постановкой звука [р] является дыхательная гимнастика, точнее воспитание у ребёнка целенаправленной воздушной струи, идущей по середине языка.
Если ребёнок уже научился дуть в «трубочку» из губ, не надувая щёки, переходим к следующему этапу, учим ребёнка дуть на язычок между губами. «Язычок-блинчик», губы в улыбке, щёчки не надуваем, дуем «остудим блинчик», спокойный вдох и плавный выдох.
Для одного занятия достаточно 3 упражнения, каждое выполняется 5-7 раз.
Дыхательные упражнения можно выполнять перед артикуляционной гимнастикой или после неё.
Упражнение «Сдуй ватку с ладони».
Удерживая язык в положении между губами, подуйте на ватку, лежащую на ладони, так, чтобы она слетела. Выполняем упражнение 7 раз.
Упражнение «Прокатите карандаш по столу»
Подуйте на карандаш, лежащий на столе, язык в положении между губами, так, чтобы он покатился по столу. Выполняем упражнение 7 раз.
Упражнение «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф], сдуть ватку на противоположный край стола.
Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Удерживая язык в положении между губами, подуйте на бумажку, прикреплённую на кончик языка, а затем на кончике носа.
Упражнение «Подуй на полоску».
Берем полоску бумаги, 1см ширина, длина 10 см. Прикрепляем к кончику языка один край, как бы приклеиваем (слюной), на другой дуем, чтобы он поднялся, если ребёнок правильно подует, свободный край полоски завибрирует, задрожит.
Упражнение «Путешествие кораблика».
Сделайте бумажный кораблик, налейте в ёмкость воды и отправьте кораблик в путешествие, дуя на него ветерком.
Следите за правильным дыханием: вдох, выдох, пауза (отдохнули)!
Аналогично можно предложить ребёнку следующие упражнения.
Упражнение: «Надуй мыльный пузырь».
Упражнение: «Подуй на вертушку».
Упражнение «Подуй на бумажную птичку».
Упражнение «Забей гол в ворота» (Мяч из ватки)
Упражнение «Гонка фасолин».
Упражнение «Сдуй пушинку, снежинку с ладони».
Способы постановки звука [р].
Если ребёнок освоил комплекс артикуляционных упражнений, научился правильно «дуть на язычок», можно приступать к постановке звука [р]. Прежде всего, необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данного звука.
При произнесении звука [Р] артикуляционные органы занимают следующее положение:
• рот раскрыт в зависимости от последующего гласного звука;
• язык широкий, плоский, слегка приподнятыми боковыми краями плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов;
• широкий тонкий кончик языка загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба — альвеол;
• средняя часть языка, его спинка, несколько опущена, а задняя часть приподнята. Таким образом, сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика;
• мягкое нёбо поднято и закрывает воздуху проход в нос;
• голосовые связки при громком произнесении вибрируют.
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звука [Р], настолько же многообразны средства преодоления их.
Простое подражание, предполагающее слуховое восприятие фонемы, подкрепленное примерами рокочущих звуков окружающего мира (рокот мотора дрр, раскаты грома ррр, останови лошадку –трр, кошка мурлычет мурр, ворона каркает каррр), с одновременным зрительным контролем формы, положения и работы языка с помощью зеркала приводит к цели лишь в самых легких случаях.
Если ребенок затрудняется произнести звук по подражанию, можно приступить к непосредственной постановке звука [Р], используя механическую помощь: на палец надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Барабанщик» или «Молоточек», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка. (В домашних условиях можно применять чисто вымытый пальчик ребёнка.)
Постановка звука [Р] с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа. Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука [Д], артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд. ») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол).
Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ритме («дддд. ддддддд. ддд-ддд-ддд»). Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например:
ддда аддд аддда
ддды ыддд ыддды
В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, соской, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [Р].
Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), или пальчик ребёнка, который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.
Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д. »).
Упражнения «Заведи мотор» ддд-дррр (С сильным выдохом на язык».
Упражнение «Останови лошадку» тррр.
При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-.
В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз.
Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произнесением слогов и коротких слов переключает ребенка с излишней сосредоточенности на артикуляторных движениях и облегчает переход от изолированного воспроизведения звукосочетаний «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Этот же прием можно использовать и в случае затруднения произнесения звука [Р] при стечении с другими согласными («бр-р, вр-р»): сильно сжать кулачки и, резко опустив их вниз, сказать: брат, браво.
Иногда ребенок может произносить шепотный глухой длительный звук [Р] со сжатыми зубами. В этом случае ребенку можно предложить произносить звуки «трр», прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего следует прикусывать сложенный вдвое-втрое шпатель), удается получить длительное произнесение сочетания «тр-рр» с разомкнутыми зубами.
После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука [Р].
Вызывание одноударного звука [р], язычок упирается в шишечки за верхние зубы и отталкивается от них с дыханием, получается звук похожий на [р], какое то время он закрепляется и соединяется также с гласными, в этом случае продолжаем артикуляционную и дыхательную гимнастику и дорабатываем звук до правильного.
Главное исключить вибрацию мягкого нёба, маленького язычка при горловом р.
Для получения звука [Р’] ребенку необходимо показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Когда вместо [Р’] получается твердый звук [Р], надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И].
Можно посмотреть видео Постановка звука Р.
Закрепляем звук в слогах, словах, фразах.
В качестве речевого материала можно использовать Домашние логопедические тетради Норкиной и Азовой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по обучению дошкольников правильному произношению звука [Л]
Данный материал является конспектом группового или подгрппового занятия, целью которого являестя автоматизация звука [Л] изолированно, в слогах и словах.
Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ
Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ.
« Обучение правильному произношению звуков в дошкольном образовательном учреждении.»
«Когда-то считалось призн.
Правильное произношение звуков — залог успешного обучения в школе.
Консультация для родителей.
Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности №1 «Закрепление правильного произношения звука «Л» в изолированном произношении и в слогах» с детьми-дизартриками
Постановка звука «Л» и автоматизация в слогах.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНОШЕНИЮ ЗВУКОВ
Развитие речи у детей раннего дошкольного возраста происходит особенно быстро. Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых явля.
«Пересказ, как одна из форм обучения связной речи и закрепления правильного произношения звуков»
Какие методы и приёмы используются для закрепления правильного произношения звуков в связной речи.
Источник
Подготовительные Упражнения для постановки звука Р
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
В данном материале предоставлены подготовительные упражнения для постановки звуков твердого Р и мягкого Р.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
упражнения для Р | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
- Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения
Для правильного произношения нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков.
- Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики
- Упражнения выполняются от простого к сложному.
Упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе.
Каждое упражнение выполняют 10-15 раз, под счет 1-5, 1-10.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, но общая продолжительность занятия не должна превышать 10-15 минут.
Не стоит расстраиваться, если не будет получаться какое – то упражнение, пока ребёнок выполняет те задания, которые может. Выполнение доступных упражнений укрепит мышцы артикуляционного аппарата и приучит систематически выполнять зарядку.
Занятия должны проходить в игровой форме, соревнуясь, кто лучше сможет выполнить артикуляционное упражнение. Можно привлечь любимую игрушку. Также любима детьми Сказка о Весёлом Язычке (придумывается из упражнений для конкретного звука).
- Развитие речевого дыхания
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и правильное произношение звуков. Необходимо перед выполнением артикуляционной гимнастики делать 1-2 упражнения для развития речевого дыхания.
- Дыхательная гимнастика поможет выработать длительный плавный выдох и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. Каждое упражнение выполняется не более 3-5 раз.
- Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания
1. Футбол (к игре подготовьте поролоновый или ватный мячик диаметром 2-3см. Футбольные ворота можно сделать из проволоки. )
а) Возьми поролоновый мячик, положи перед футбольными воротами. Забивай гол плавной струёй воздуха; а теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха; посчитай, сколько голов ты забил.
б) Поиграй по – другому. Голы забивай с “лопаточки”:
положи широкий язык на нижнюю губу, проверь, получилась ли лопаточка; забивай гол с лопаточки плавной струёй воздуха; а теперь забивай гол с широкого языка резкой отрывистой струёй воздуха. Забей три гола сильной резкой струёй воздуха.
2. Снегопад (к игре подготовьте снежинки, вырезанные из тонкой папиросной бумаги, размером не больше ладошки ребёнка)
Возьми снежинку и положи её к себе на ладошку. Постарайся сдуть её, не надувая щёк.
3. Листопад (в игре используем сухие листья или листья деревьев, вырезанные из тонкой бумаги). Играем аналогично игре “Снегопад”.
4. Кораблик (к игре сделайте бумажный кораблик) Задача: сдуть кораблик с длинного стола.
5. Шторм в стакане – дуть на воду в стакане, в любой небольшой ёмкости, наблюдая за создаваемой рябью и волнами.
- 6. Покажи три фокуса (для игры подготовьте поролоновый или ватный шарик диаметром 2 – 2,5 см, прикрепите его на ниточку длиной 10 – 12 см)
— держи шарик перед губами;
— сделай трубочку из губ;
— выдыхай плавно через вытянутые вперёд губы;
- смотри, как красиво шарик отлетает от твоих губ.
— держи шарик перед губами;
— сделай лопаточку из языка;
— выдыхай плавно на шарик с лопаточки;
— смотри, как красиво шарик удерживается под углом, если сила воздушной струи не ослабевает.
— держи шарик у носа;
— подними язык к верхней губе;
— выдыхай резко на кончик языка;
— смотри, как красиво шарик отлетает вверх;
- покажи фокус три раза. Старайся!
7.Надувать воздушные шарики, дуть на карандаш, который катится по столу и т.п.
8.Ещё один Фокус
Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
9. Можно петь детские песенки, но вместо слов использовать слоги да-да-да, до-до-до, ду-ду-ду. (например, песенку Крокодила Гены).
- Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков р-рь
- Упражнения на ощущение вибрации кончика языка
- 1.Кучер
Произносить “тпру” губами, как бы останавливая лошадку.
При выполнении упражнения “Кучер” зажать язык лопаткой между зубами.
Упражнения на распластывание, уплощение кончика языка
Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
2.Накажи непослушный язычок:
губами ”пожевать”, произнося “пя-пя-пя”;
зубами “пожывать”, произнося “та-та-та”.
- Общие артикуляционные упражнения и упражнения на умение удерживать кончик языка на бугорках за верхними зубами (альвеолах)
- 1 . Качели
- Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
- Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.
3. Чистим, считаем верхние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо — влево с внутренней стороны, «считаем» верхние зубы.
- Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
5 . Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
6. Гармошка
Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
7. Барабан
Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д., в разных ритмах. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться
В следующих двух упражнениях — фиксация внимания на ощущениях кончика языка.
При произнесении [дзз] , [джжж] почувствовать “щекотливость” — небольшое дрожание кончика языка. При работе со звукосочетаниями [дз, дж]
8 . Пчёлка
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звуки [дзззз]. Следить чтобы рот не закрывался.
Улыбнуться, открыть рот. Произносить [джжжж], имитируя полет шмеля.
10. Машина буксует
Попеременное выполнение упражнений “Шмель” и ”Комарик”, получается звучание, как будто машина забуксовала. Закончить упражнение так, чтобы машина из ямы выбралась.
11 . «Весёлый дождик»
Произнеси твёрдо звуки Т-Д. Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твёрдое? Подставь левую ладошку, а пальцами правой показывай, как капли дождя – крупные, тёплые – падают на твою руку, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее. При этом взрослый произносит такие стихи:
Дождик капнул на ладошку — т-д, т-д…(правой рукой изобрази падающие капельки дождя, «дождик капает» на ладошку левой руки)
На цветок – т-д, т-д. (левой рукой изобрази цветок)
И на дорожку т-д, т-д… (из левой руки сделай дорожку)
Застучал по крыше он – т-д, т-д…(изобрази левой рукой крышу домика)
И раздался частый звон – т-д, т-д… (дождик пошёл сильнее)
12 . Балалаечка
Основное упражнение . Во время длительного произнесения звука [д-д-д] или [з-з-з] (за верхними зубами) при приоткрытом рте быстрыми движениями соской, плоской ручки чайной ложки или просто чистым указательным пальцем (или мизинцем, кому как удобнее) самого ребёнка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Слышится вибрация и звук, подобный Р.
Закрепляем это ощущение, но пока не называем его звуком Р. Это просто новый звук. По мере закрепления положения языка постепенно помогаем соской всё меньше и меньше, чтобы звук получался чище.
- Упражнения для развития подъязычной связки (уздечки)
Подъязычная уздечка должна иметь длину 1,5 см. Если уздечка укороченная, то нарушается произношение звуков, требующих поднятие языка вверх. Это звуки [ш-ж-щ-ч-л-ль-р-рь].
- Но не спешите подрезать уздечку. Она очень эластичная и растягивается от специального комплекса упражнений. Однако, если уздечка слишком укорочена, возможно и понадобится хирургическое вмешательство, т.к. это может стать причиной неровного роста зубов.
- Если уздечка слегка укорочена и это является причиной дефектного произношения звуков, выполняйте каждый день следующие упражнения:
- Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.
- Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться
- Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
4. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка от нёба открывать и закрывать рот.
Источник