Дыхательные упражнения для формирования речевого дыхания у детей

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания
картотека по развитию речи (старшая группа)

Цель: развитие и воспитание правильного речевого дыхания.

Скачать:

Вложение Размер
kaptoteka_po_rechevomu_dyhaniyu.docx 82.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две – три секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша,

Как? Покажем малышам.

Примечание: при выполнении упражнений направленных на дифференциацию носового и ротового выдоха хорошо использовать зрительный контроль (выдох на «султанчик»).

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)

(Руки положить на грудь и подуть на них.)

Цель: Учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать воображение.

Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.

Примечание: закончить игру можно рисованием мухи или складыванием оригами.

Цель: развитие фонационного дыхания

Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА.

Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО.

Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ

Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ

Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ

Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.

Педагог обращает внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон), артикуляцию.

Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.

Материал: Машинки – оригами.

Содержание: Предлагаем ребенку струей воздуха перемещать машинку от СТАРТА к ФИНИШУ, не выдувая за ограждения.

Примечание: можно также сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату.

Цель: Развивать сильную направленную воздушную струю.

Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора.

Содержание: Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).

Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Детишкам очень нравиться!

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха.

Содержание: Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку, пусть он правильно сдует её:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

Примечание: Можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок из ваты будут бумажные листья.

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха

Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку:

Полети на облачко,

На березовой ветке!

Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела».

Цель: развитие целенаправленного плавного и длительного выдоха.

Содержание: Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнести вместе с ребенком:

Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.

Содержание: Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Можно использовать мячик от настольного тенниса. Ворота – два кубика или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол». Вата или мяч должны оказаться между кубиками (карандашами).

Шторм в стакане

Цель: Развивать силу и направленность ротового выдоха.

Содержание: Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку, чтобы вода забурлила.

Примечание: Следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Цель: Развитие речевого дыхания.

Содержание: Руки на поясе, медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно: «Г – а – а – а».

Цель: Развитие речевого дыхания.

Содержание: Руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выполнять с одновременным вдохом носом. Выдыхая произнести: «Ж – ж – ж», опуская руки вниз.

Цель: Развитие речевого дыхания, длительности и плавности выдоха, автоматизация звука «Ш».

Содержание: Дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину» и одновременно выполняют вдох через нос. На выдохе дети плавно и медленно произносят «ш – ш – ш». Руки при этом медленно скрещиваются так, что правая рука ложится на левое плечо, а левая рука на правое плечо.

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Содержание: В а р и а н т 1

В положении лёжа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало ещё интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку.

В а р и а н т 2

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение выполняется под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 или музыкальные звуки (до-ре-ми – вдох, ми-ре-до – выдох) от трёх до семи раз подряд.

Узнай по запаху

Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.

Оборудование: 2-3цветка, имеющих разные запахи.

Содержание: Дети по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребёнка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребёнок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок.

Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребёнка положить ручки на живот и проконтролировать, таким образом, своё дыхание. Взрослый говорит: «Глубоко вдохни, а потом, не спеша выдохни. Вот так – 1, 2, 3 – 1, 2, 3».

Примечание: Аналогично с фруктами и ягодами.

под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3.

Цель : выработка длительного плавного ротового выдоха.

Оборудование: маленькие пузырьки из-под лекарства с горлышком, имеющем в диаметре примерно 1,5 см, по количеству детей и один пузырёк для взрослого.

Содержание: Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырёк, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-«ветерок» быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключении упражнения все дети дуют одновременно.

Можно предложить детям конкурсы: «Чей ветерок (гудок) громче гудит?» и «Чей ветерок (гудок) дольше гудит?».

Цель: выработка темпа и ритма физиологического дыхания.

Оборудование: флажки (по два на каждого ребёнка).

Содержание: Взрослый раздаёт детям флажки. Дети под спокойную музыку идут по кругу, по сигналу педагога останавливаются, поднимают руки вверх (вдох), опускают вниз (выдох).

Затем дети вновь идут по кругу до следующего сигнала.

В другой раз движения могут быть заменены на другие: развести руки в стороны (вдох), соединить их перед собой (выдох). Продолжительность вдоха и выдоха равны.

Подуем на плечо

Цель: выработка темпа и ритма физиологического дыхания.

Содержание: Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия.

Подуем на плечо,

(голова прямо – вдох, голова повёрнута направо – выдох)

Подуем на другое.

(голова прямо – вдох, голова повернута налево – выдох)

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох)

Подуем и на грудь мы

(голова прямо – вдох, опустить голову – выдох)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака .

(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох)

И остановимся пока.

Запомнив текст песенки, дети могут петь её вместе со взрослым..

Звуковая ниточка (дорожка)

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.

Содержание: Дети соединяют пальцы рук, собранные в щёпоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.

Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (в течение 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (3-6 секунд).

В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки у, о, и, э.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку тянуть и некоторые согласные звуки, например с, з, ш, ж, щ, л и р.

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Содержание: Игру проводят в летнее время на свежем воздухе. Педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с – ш.

Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем повторяя за педагогом «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга произнося с ( или ш), подражая выходящему воздуху.

Примечание: После сигнала «Лопнус» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух выходит медленно и длительно: ссс или шшш).

Источник

Упражнения для формирования правильного речевого дыхания у дошкольников

Лариса Тихомирова
Упражнения для формирования правильного речевого дыхания у дошкольников

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Педагоги дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У детей дошкольного возраста речевое дыхание и четкость речи часто нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным, нарушается плавность и связность высказывания (особенно это отмечается у детей с заиканием и дизартрией). А для произнесения целого ряда звуков, таких, как свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи, поэтому перед педагогом встает задача формирования у детей сначала физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.

Работа по преодолению недостатков детского дыхания заключается в развитии более глубокого вдоха и более длительного выдоха; а также в

выработке у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Дыхательные упражнения, которые можно проводить с детьми для развития правильного дыхания

Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логопедических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание, а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).

Эти игры и упражнения понятны и просты, не требуют специальной подготовки. Их рекомендуют использовать в совместных играх с детьми с 3лет! Эти упражнения будут полезны и детям, не имеющим проблем в развитии речи.

Рекомендуем и родителям поиграть с детьми дома!

Цель дыхательной гимнастики – увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.

«Загнать мяч в ворота»

(выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч»

(выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

«Сдуть снежинку, листик, пёрышко»

(выработка плавной, целенаправленной воздушной струи воздуха, идущей по середине языка).

Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить бумажную снежинку и сдуть её. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Фокус», «Парашютик»

(направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«Паровозик свистит»

(выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.

«Охотник идет по болотам»

(распределение воздушной струи по бокам).

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

«Фасолевые гонки»

(выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

«Чья фигурка дальше улетит?»

(развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

Вам понадобятся- вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Ребенок садится напротив фигурки, которая лежит перед ним на столе Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение. Одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

«Кораблик»

(чередование сильного и длительного плавного выдоха). Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Чтобы кораблик двигался плавно, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы, как для звука [ф]. Для имитации порывистого ветра губы складываются, как для звука [п]: «п-п-п». Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но не надувая щек.

«Узнай, что это»

(развитие обоняния и глубокого вдоха).

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

«Горох против орехов»

(чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «хоккейном поле» (коробка от конфет, «клюшки» — трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2—3 горошины и 2—3 ореха) предварительно разбросаны по всему полю.

«Мыльные пузыри»

(развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем конкурса становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше всего пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане»

(выработка умения направлять воздушную струю по середине языка)

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

Игры для развития правильного дыхания.

1. «Кто загонит мяч в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: — Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение «Лопаточка») и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Надо следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

2.»Самый быстрый карандаш»

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

3. «Забей гол Дракоше»

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое, игрушка дракона.

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

4. «Бабочки порхают»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: — наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?

Хорошо развитое речевое дыхание с помощью данных упражнений поможет развивать произношение звуков, слогов, чётких и понятных слов. Поэтому очень важно проводить игры и упражнения по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.

Дидактическое пособие из фоамирана для формирования речевого дыхания «Бабочки» в первой младшей группе Дидактическое пособие для развитие речевого дыхания «Бабочки». Речевое дыхание, правильный сильный выдох неразрывно связаны с развитием.

Дидактические пособия для развития речевого дыхания у дошкольников Все знают, как важно развивать речевое дыхание детям с задержкой речевого развития, для освоения детьми правильного звукопроизношения. У.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания .

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание — это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Мастер-класс изготовления игры по развитию правильного дыхания «Метелица» для дошкольников Воспитатель высшей квалификационной категории Любовь Владимировна Курнина МБДОУ детский сад № 54 «Теремок» г. Ковров Владимирская область.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Источник

Читайте также:  Как убрать жир на ляшках без упражнений
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни