Дыхательные упражнения для вокалистов детей

Упражнения на дыхание для вокала

Пение начинается со вдоха. Произнесите вслух и вникните в эту простую фразу — она фундаментальна.

А вот выдох — это и есть искусство пения. Хватает ли воздуха на длинную музыкальную фразу? Достаточно ли мощности выдоха, чтобы голос звучал сильно? Правильная постановка дыхания начинается с тренировки главных его элементов: входа и выхода. Этим сегодня и займёмся.

  • После записи вы получите в подарок видео-урок: «Как научиться петь занимаясь дома»

Чем полезны упражнения для развития дыхания

Делайте эти упражнения, если хотите иметь:

  • здоровую систему дыхания: лёгкие, бронхи, нос.
  • внятную дикцию и хорошую артикуляцию, и как следствие — красивую речь.
  • отлаженную работу внутренних органов — ничто не массирует их так хорошо, как тренировка дыхания для пения.
  • крепкие нервы — дышите глубже и стресс растворится в потоке воздуха.
  • энергию и силу — естественная вентиляция удаляет из организма вредные вещества, а тонус повысится.
  • и конечно же сильный, поставленный голос, который напрямую зависит от выработки певческого дыхания.

Будьте осторожны!

  1. Чтобы не грохнуться в обморок прямо во время урока вокала (что бывает с непривычки) — выдерживайте меру.
  2. Не допускайте головокружения.
  3. На начальном этапе придерживайтесь схемы 3 х 4: три упражнения по четыре подхода.
  4. В течение месяца можно постепенно увеличить до 7-и упражнений по 5 подходов.

Упражнения на дыхание для вокала

Они могут быть трёх видов:

вид упражнения на правильное вокальное дыхание без звуков звуковые вокальные (распевки на дыхание)
что тренируется учимся управлять певческой мускулатурой можно применять не только для вокальных задач, но для улучшения дикции или самочувствия. подключаем гортань и другие части голосового аппарата — начало работы для техникой пения. владение системой органов пения в комплексе: дыхание, гортань, связки, слух.
что будем делать регулировать количество воздуха, глубину входа, расход воздуха при выдохе, напор воздушной струи . будем издавать разные звуки — управляем голосом в связке с дыхательными органами. петь, ну и дышать, конечно тоже.

Первое, чему учат вокалистов в музыкальной школе — принимать правильную позу. С неё и начнём учиться правильно дышать.

Встаньте ровно, расправьте плечи (следите, чтобы они не поднимались во время вдоха), сделайте небольшой прогиб в пояснице, грудь — вперёд. Молодцы! Теперь приступим к практике.

5 упражнений постановки певческого дыхания для новичков

Давайте рассмотрим простейшие дыхательные упражнения для пения, которые самостоятельно освоит начинающий.

  1. Задуваем свечу. Это упражнение на правильное вокальное дыхание нацелено на развитие диафрагмы. Для выполнения примите вертикальное положение, а руки расположите на боках, направив пальцы к пупку. Так мы будем контролировать глубину входа. Обратите внимание: должны раздвигаться бока — это значит, что работает диафрагма (большая мышца, которая разделяет грудную и брюшную полости). Если движется только грудная клетка — это признак поверхностного вдоха. Именно этот дыхательный «дефект», характерный для новичков, мы и стремимся искоренить. На выдох выпускайте воздух тонкой струйкой, как будто гасите свечу.
  2. Считалочка. Приложите язык к верхним зубам и сделайте глубокий вдох. Выдыхая, не отрывая языка, старайтесь громко произнести «раз-два-три-четыре».
  3. Собачка. Представляем, как дышит собака и стараемся повторить, совершая короткие вдохи-выдохи.
  4. Долгий выдох. Суть этого упражнения для развития дыхания — постепенно увеличивать время выдоха за счет глубины вдоха. Со временем выдох будет длиться не меньше минуты.
  5. Мычание. Глубоко вдохните ртом воздух, а на выдохе (через нос) промычите букву «М».

5 продвинутых упражнений на дыхание для вокалистов

Когда вы чувствуете, что освоили первые 5 шагов пора переходить к продвинутым вокальным дыхательным упражнениям:

  1. Усложненная «считалочка». Выполняется лежа: язык к верхним зубам, глубокий вдох, но на выдохе счет ведем уже двухзначными числами (21-22-23-24).
  2. Носовой выдох. Набираем ртом полную грудь воздуха, а выдыхаем как можно резче, чтобы моментально освободить грудь.
  3. Усложненное мычание. Снова делаем глубокий вдох ртом, но на выдохе уже мычим не букву «М», а «МА-А-А».
  4. Пульсирующее дыхание. Для этого упражнения для правильного дыхания при пении вам предстоит спеть простенькую песню, но на каждой высокой ноте напрягайте мышцы живота, а на каждой низкой — расслабляйте.
  5. Выучите недлинную скороговорку и громко произносите ее на одном дыхании.
Читайте также:  Упражнение я вижу я делаю

Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции

Если вы чувствуете, что уверенно выполняете предыдущие пункты, можно перейти к освоению следующего этапа.

Дыхательные упражнения для голоса и артикуляции представляют собой некую разминку речевого аппарата и улучшение подвижности. Выполнять комплекс таких упражнений следует ежедневно по 5 минут в день:

  1. Поочередно втягиваем и надуваем щеки.
  2. Перемещаем воздух внутри рта «по кругу» с левой щеки.
  3. Имитируем зевание с открытым ртом, а после усложняем, стараясь произносить в этот момент гласные.
  4. Стараемся быстро стучать кончиком языка по зубам, совершая неглубокие вдохи и выдохи и проговаривая «да-да-да».
  5. Наполняем грудь воздухом, надуваем щеки, а затем резко выпускаем воздух, одновременно произнося букву «П».

Можно ли поставить певческое дыхание быстро?

Старание и упорство помогут, но научиться правильно дышать за один день невозможно. Если вы решили обучиться сольному пению, то приготовьтесь, что дыхательные упражнения надолго станут частью вашей жизни. Недаром существуют отдельные курсы для постановки одного лишь дыхания. Смотрите видеоурок и практикуйтесь вместе с профессиональными педагогами по вокалу и всё получится!

Источник

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала

Роль дыхания для вокального творчества — первостепенна и работать над развитием опоры дыхания и правильным вдохом и выдохом нужно начинать с самых первых занятий. С малышами дыхательные упражнения проводятся в игровой форме. В данной статье дан обзор дыхательных упражнений и игр для детей.

Скачать:

Вложение Размер
дыхательные упражнения на уроках вокала 31.38 КБ

Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения для детей на уроках вокала:

долгоговорки, дыхательные упражнения, упражнения для развития силы голоса.

Составитель: Макаренко Ю. С., педагог дополнительного образования.

  1. «33 Егорки»: Как на горке, на пригорке стояли тридцать три Егорки*: (далее на одном дыхании считаем) раз – Егорка, два – Егорка, три – Егорка и т.д.
  2. «Вот дом, который построил Джек». Дышать в конце строф.

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница, которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Вот кот, который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Вот пес без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это корова безрогая,

Боднувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это старушка седая и строгая,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Боднувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

3. Намотай клубочек. Цель: формирование длительного речевого выдоха. Дети вращают кисти рук одну вокруг другой перед грудью и в это время длительно произносят гласный звук – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее. В процессе автоматизации звуков можно предложить ребенку, наматывая «ниточку на клубочек», тянуть и некоторые согласные звуки, например: С, З, Ш, Ж, Щ, Л, Р.

4. «Цифры»: На одном дыхании произнести, четко проговариявая: 661,662, 663, 664, 665, 666, 667, 668, 669, 670. Затем прибавляем тысячу к каждому числу: 1661-1670.

Шли семеро стариков.
Говорили старики про горох.
Первый говорит: Горох хорош!
Второй говорит: Горох хорош!
.
Седьмой говорит: Горох хорош!

Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона мокнет!

Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона сохнет!
(И т.д., пока хватает дыхания )

В поле лютики росли,

Мы их посчитать пришли.

Раз – лютик, два – лютик, три – лютик

(считать до 28–30 лютиков).

Подрастает пес Дружок,

Он грызет мой сапожок.

Раз – сапожок, два – сапожок, три – сапожок (считать до 15–18 сапожков).

Готовьте корзинки! Поспела малинка.

Раз – малинка, два – малинка (до 22–25 малинок).

Взгромоздились на калитку

Раз – улитка, два – улитка, три – улитка.

  1. Повтори за мной (для детей с 4-лет)
    Цель: развитие речевого дыхания, выработка умения произносить фразы с нарастающим количеством слов. Педагог читает детям стихотворение С.Я. Маршака, произнося его построчно, а дети вслед за взрослым повторяют на одном дыхании каждую фразу.

Солнце.
Солнце светит.
Солнце светит ярко.
Солнце светит очень ярко.
Солнце светит очень ярко – бегемоту стало жарко.

  1. Стрельба ладошками (на звук ХА на опоре стрелять ладошками, стоя в кругу)
  2. Камушки. Дети берут с пола воображаемые камушки и с силой кидают их вперед, произнося громко на опоре звуки: А-О-Э-И-Ы.
  3. Прыгать и петь звуки А-Э-И-О.
  4. Паровозик: Тук -тук-тук, так -так-так, ток -ток-ток, тэк -тэк-тэк. Произносить на опоре, делая двигательные движения руками, выделяя первые слова каждой группы.
  5. Ковбои . Представить, что дети – ковбои, и они ловят быка с помощью лассо. Изображаем закидывания лассо вперед и произносим слоги: ХОМ! ХАМ! ХЭМ! ХУМ!
  6. Футбол . Представить, что вы – футбольные болельщики, которые с волнением наблюдают за матчем. Сначала делаем пружинящие движения ног, руки сжаты в кулаки, затем кричим «ГОЛ!!» на опоре, немного приседая.
  7. Буквы . Произносить на опоре парные звуки: БББ-ППП, ГГГ-ККК, ДДД-ТТТ.
  8. Гармошка. Представьте, что ваша грудь и легкие – гармонь. Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков (упражнение З.В.Савковой):

Ух ты, ох ты! Мы надели кофты,

Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля! Пляшем, сердце веселя!

  1. Чихание и кашель . Положить руку на ребра и с силой произнести АПЧИ! При этом почувствуете, как напряглась диафрагма. Покашлять.
  2. Громко — тихо (И. Цуканова). Быстро произносить ГРОМКО (на mf) и тихо (на р): ГРОМКО-тихо-ГРОМКО-тихо…Не кричать, слово Громко произносить активнее.
  3. «Пульс» (для малышей).

Под метроном ритмично качаем диафрагму: гавкать шепотом, как простуженные собачки (гаф-гаф-гаф-гаф), сдувается шарик (с-с-с-с), качаем колесо (ш-ш-ш-ш), сердитая кошка (ф-ф-ф-ф).

  1. «Пульс» (для средних и старших) по 4 раза повторяем: кш-чи, кш-хи, кш-с.
  2. «Триоли» : пульсация согласными звуками в триольном ритме по 4 раза каждую группу (ССС, ШШШ, ФФФ).
  3. «Шестнадцатые» : пульсация согласными звуками в ритме шестнадцатых по 4 раза каждую группу (СССС, ШШШШ, ФФФФ).
  4. «Хитрая лисичка» . Представьте, что вы превратились в лисичку, которая вынюхивает зайчика: поворачивать головой влево, вправо и на каждый поворот делать короткий вдох носом и выдох ртом.
  5. «Вдох-удивление». Говорим детям: представьте, что вы пришли домой, а там у вас гора конфет (или игрушек, подарков – дети сами придумают). И вы удивились: беззвучно сделать короткий вдох-удивление. При этом сразу заработает диафрагма и живот станет твердым. Руки у детей на ребрах, чтобы чувствовать, как они расширяются при вдохе.
  6. «Шарик сдувается». Положить руки на ребра. Сделать короткий вдох носом и ртом, ребра расширяться (представить, что в животе шарик) и на звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Стараться максимально экономить выдох.
  7. «Шарик лопнул» — сделать короткий вдох, задержать дыхание, и не выдыхать, пока педагог не хлопнет в ладоши.
  8. «Едем на машине». Дети делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
  9. «Пчелка». Держать одну руку, как будто это цветок, а другую руку — как будто это пчелка. Пчелка летит на цветок, кружится над ним и жужжит (жж), когда дыхание закончится, пчелка садится на цветок.
  10. «Комарик». Развести руки широко. Сделать вдох, и на звук з-з медленно выдыхать воздух, и сводить ладони. Когда воздух закончится – «прихлопнуть комарика» (хлопнуть в ладоши).
  11. «Дрова». Имитировать рубку дров, энергично делая вдох носом и выдох на звук ХА!.
  12. «Цветочек»
    Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.
    11. «Береги огонь».
    Представляем, что у вас в руках свечка, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла.

12. «Надуваем шарик»
Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец.

13. «Аквалангисты»
Представили себя на море. «Нырнули под воду» (вдох носом, нос не зажимать, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).

14. «Пузырь». Дети, взявшись за руки, встают в хоровод, идут по кругу и говорят: «Надувайся наш пузырь, надувайся, да не лопни смотри, да не лопни смотри, да не лопни — хлоп!» (текст Е. Железнова). После слова ХЛОП дети берут короткий вдох, медленно идут в круг и произносят «Ш-ш-ш» как можно дольше.

15. Соревнования. Проведите игры-соревнования:

а) « Кто дольше?»: — прожужжит пчелой ? (ж-ж-ж-ж-ж);

— прозвенит комаром? (з-з-з-з-з-з);

б) «Кто больше?»: — выпустит воздуха из проколотой шины (с-с-с-с…);

— задует свечей на именинном торте (ф-ф-ф-ф).

16. «Рубанок». Изобразите, что вы рубанком стругаете доску: ЖЖЖЖ! ЖЖЖЖ!

17. «Сенокос». Покажите, как вы косите траву: СССС! СССС!

18. «Щетка». Натрите пол щеткой: ШШШШ! ШШШШ!

19. « Собачка». Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева (как это делает собачка).

20 . «Котенок и шар». Дети встают в круг и расширяют его на слова:

Надувала кошка шар,

а котенок ей мешал,

Ф-ф-ф Дети делают выдох ртом на звук ф-ф-ф

Подошел и лапкой – хлоп Хлопают в ладоши

Ну а шарик сразу – лоп! Приседают

21. Вау-вау . Широко улыбнуться, шепотом произносить на выдохе вау-вау на одном дыхании. Губами формировать четко А и У.

Упражнения для развития силы голоса

  1. Прочитайте тексты, меняя, в зависимости от содержания, силу голоса:

Была Тишина, Тишина, Тишина.

Вдруг Грохотом Грома Сменилась она!

И вот уже дождик Тихонько –ты слышишь? –

Закрапал, закрапал, Закрапал по крыше.

Наверно, сейчас Барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорохи шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся: — Ши, ши, ши!

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание: — Шо, шо, шо!

Я хожу по берегу и кричу:

— С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкою и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся: — Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом: — Не пляши.

До чего пугливые камыши!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге – ах! — Затыкает уши. (А.Шлыгин)

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни
Adblock
detector