Эмоциональная память упражнения для детей

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Память слабеет, если ее не упражняешь.
— Марк Туллий Цицерон

Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. Индивидуальные особенности памяти одним помогают лучше запоминать цифры и сложные формулы, другим — стихи и поэмы, третьим – все дается с трудом, а кто-то обладает феноменальной памятью.

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти. Память – это своеобразный мостик, который связывает прошлое с настоящим и будущим. Помимо этого память является важной познавательной функцией, которая помогает осуществлять процессы обучения и развития.

Особенности развития памяти у дошкольников

Период дошкольного детства сопровождается окончательным формированием большинства психических функций, среди которых находится и память. Изучением особенностей, процессов и развития памяти нашли свое отражение в трудах Г. Эббингауза, Э.Крепелина, Г. Мюллера. Проблемой особенностей развития памяти у детей занимался известный психолог Л.С. Выготский.

В дошкольном возрасте непроизвольные психические процессы преобладают над произвольными. Несмотря на то, что память носит еще непроизвольный характер, дети способны запоминать большие объемы информации. В первую очередь они запоминают то, что им интересно и вызывает сильный эмоциональный отклик. Так же у детей дошкольного возраста мышление и память находятся в тесной и неразрывной связи. Поэтому, развивая память у детей, необходимо задействовать процессы мышления.

По мере взросления механическая память постепенно замещается логической, непосредственное запоминание замещается опосредованным, непроизвольное превращается в произвольное. Все это происходит постепенно, по мере освоения детьми различными техниками и приемами запоминания во время игр и получения новой информации.

Упражнения для развития памяти

Предлагаем вашему вниманию игры, направленные на развитие видов памяти согласно классификации П.П. Блонского.

Двигательная память

Повтори движение. Предложите ребенку сыграть в игру. Вы показываете движение (или последовательность движений) — ребенку необходимо воспроизвести. По мере усвоения, усложняйте движения, добавляйте новые, можете разучить танец.

Нарисуй и запомни. Приготовьте листок бумаги, простой карандаш и набор из десяти не сложных, знакомых ребенку слов. Например: дом, картина, собака, праздник, прогулка, обед, очки, дружба, площадка, радость. Инструкция: «Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты их быстро зарисовывать на листочке так, чтобы смог (смогла) потом их вспомнить. Твой рисунок должен тебе помочь в конце. Ты посмотришь на него и сможешь назвать все слова, что я произнесу. Старайся работать быстро, не трать много времени на качество рисунка. Главное – он должен тебе помочь вспомнить. Готов (а)? Начинаем». Произносите слова четко, громко, чтобы ребенок услышал. Дайте время сделать небольшой рисунок и переходите к следующему слову.

Чем младше ребенок, тем меньше слов следует использовать. Попробуйте начать с количества слов равного возрасту ребенка. Если ребенок с легкостью справляется, добавляйте смело еще слова.

Эмоциональная память

Благодаря положительным эмоциям совершенствуется способность запоминать информацию. Поэтому очень важно в общении с ребенком: подбадривать, разделять вместе с ним эти эмоции, проживать ситуацию, быть рядом и быть готовым принять то, что ребенок тоже испытывает эмоции. Для развития эмоциональной памяти отличными вариантами упражнений станут:

  • Проигрывание сценок с помощью перчаточного театра
  • Разучивание песенок с инсценировкой
  • Чтение и запоминание стихов
  • Психогимнастика
  • Мимическая гимнастика и пантомимика
Читайте также:  Основы методики восстановления организма после занятий физическими упражнениями реферат

Словесно-логическая память

Для развития словесно — логической памяти в первую очередь следует уделить внимание правильному произношению слов родителями. Несмотря на возраст ребенка, не стоит разговаривать, упрощая и искажая произношение слова. Так же отличными помощниками для развития этого вида памяти являются:

— составление рассказов с опорой на картинку

— составление рассказов, предварительно разложив в правильном порядке перемешенные картинки, отражающие логическую цепочку рассказа.

— описание ребенком окружающей действительности во время прогулки

— обсуждение прочитанной книги или просмотренного мультфильма

— упражнение «Запомни пару слов». Приготовьте 10 пар слов. Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка. Инструкция: «Я произнесу тебе несколько пар слов. Постарайся запомнить каждую пару, какое слово с каким вместе. Когда ты запомнишь все пары слов, я буду говорить первое слово, а ты называть второе слово из пары». Уточните, все ли верно понял ребенок. Интервал между каждой парой слов 5 секунд.

Образная память

Многие исследователи в свою очередь делят образную память на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую.

«Вспомни, как звучит». Предложите ребенку вспомнить, как журчит ручей, как капает вода в кране, как стучит дождь по крыше, как жужжит комарик, как лает собака. Вариантов может быть неограниченное количество. Играйте до тех пор, пока не устанете. Можете поменять с ребенком местами и предложить ему самому давать вам задание.

«Вспомни, как пахнет». Это упражнение похоже на предыдущее. Только теперь мы предлагаем ребенку сконцентрироваться на запахах, которые ему знакомы. «Вспомни, как пахнет роза, вспомни запах дождя, как пахнет суп и так далее». Все зависит от вашей готовности. Лучше заранее приготовить список, чтобы не возникало заминок во время упражнения.

«Угадай, что в мешочке». Сложите в мешочек разнообразные игрушки и предложите ребенку не подглядывая, определить, что же он нащупал. В мешочек можно положить геометрические фигуры, игрушечные фрукты и овощи. При усложненном варианте игры и более старшем возрасте ребенка можно смешивать тематические наборы, добавляя предметы на свое усмотрение.

«Вспомни, какое на вкус». Предложите ребенку вспомнить, какого вкуса: мороженое, груша, яблоко, творог и так далее. Не ограничивайтесь только тем, что нравится ребенку. Используйте и те продукты, которые не совсем по вкусу вашему ребенку. Обязательно заканчивайте упражнения на положительной ноте. Например, на том, что больше всего любит кушать ваш малыш. Можете его угостить.

Заключение и обратная связь

Таким образом, для гармоничного развития ребенка необходимо не только развивать его физически и интеллектуально, но и уделить внимание развитию психических функций на разных возрастных этапах.

Если у вас остались вопросы, вы можете их задать в комментариях, мы обязательно ответим.

Источник

Игры и упражнения для развития памяти у детей раннего и дошкольного возраста
материал на тему

Подборка игр на развитие памяти у детей разного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
Игры на развитие памяти 17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития памяти в раннем возрасте

«Найди игрушку»(10 месяцев — 1,5 года)

Сначала на глазах у ребенка кладут игрушку под одну из двух лежащих перед ним пеленок. Малыш начнет изучать их, как бы стараясь сообразить, под какой же игрушка? Сосредоточенное выражение его лица покажет, что он старается вспомнить, куда же ее спрятали. Наконец, он сдернет пеленку и обрадуется, что не ошибся. Этот опыт повторяется несколько раз, причем, игрушку всегда кладут под одну и ту же пеленку. А потом, под наблюдением малыша, ее прячут под другую. И, хотя карапуз все прекрасно видел, какое-то время он все же будет искать игрушку на прежнем месте. Так происходит потому, что именно этот вариант зафиксирован в его памяти. Позже, от 1 до 1,4 года, время поиска сокращается: теперь малыш помнит, куда вы кладете игрушку, или даже замечает выпуклость и может сообразить, что под пеленкой.

Игра «Прятки» (начиная с 8-10месяцев)

Самый простой вариант — набросить на свое лицо платок и спросить: «Где мама?», а потом открыть лицо или позволить малышу стянуть ткань. С ребенком чуть постарше, около года, можно попробовать на несколько секунд спрятаться за кресло или спинку кровати. Когда мама «исчезает», память ребенка сохраняет ее образ, а когда появляется вновь, малыш испытывает неподдельную радость от совпадения этого образа и маминого облика наяву.

Упражнения для развития памяти у младших дошкольников

Двигательная память развивается еще с раннего возраста. Карапуза необходимо учить брать предметы, ползать, ходить. К трехлетию тренироваться завязывать шнурки, застегивать пуговицы, умываться. А в старшем возрасте эта работа становится еще более сложной.

Для тренировки эмоциональной памяти необходимо выполнять упражнения в различных местах. К примеру, на природе обратите внимание ребенка на звуки природы, на красивые пейзажи.

Образная память проявляет себя с помощью различных органов чувств. У маленьких детей больше всего развиты зрительная и слуховая составляющие. Для развития звуковой памяти необходимо привлекать внимание ребенка к различным звукам. Слушать вместе, как барабанит дождь, шумит ветер, едет машина. Для развития зрительного запоминания хорошо подойдут игры на поиск предметов. К примеру, можно склеить спичечные коробки в башню, в один из них положить что-нибудь мелкое. Далее предложить крохе сразу угадать, где лежит предмет (для развития кратковременной памяти), а затем через пару минут (для долговременной).

Запоминание слов начинает формироваться вместе с развитием речи. Взрослым следует как можно чаще спрашивать у малыша название предметов, читать книги, рассказывать стихотворения. Быть может ребенок и не поймет их смысл, но вот звучание запомнит.

Завяжите глаза малышу, кладите в его руки разные предметы. Затем попросите его назвать предметы в том порядке, в котором он их трогал. При этом работает узнавание и запоминание.

Упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста

Развивать память у детей можно такими методами:

  • Повторять вслух. Это один из наиболее эффективных методов для детей дошкольного возраста. Поскольку в этом возрасте они зачастую проговаривают информацию вслух. Лучше всего материал преподносить в игровой форме, так карапуз запомнит быстрее.
  • Группировать материал. Если вашему чаду необходимо выучить, например, десять новых слов на английском языке, помогите ему сгруппировать их по какому-либо признаку (по ассоциации, первой букве и т.д.). Можно провести параллели между старыми и новыми словами. При регулярном использовании такой метод приводит к хорошим результатам.

Игры для развития памяти

«Запомни и повтори»

Взрослый называет ряд чисел в произвольном порядке, малышу необходимо запомнить эти числа и повторить. Постепенно цифровой ряд можно удлинять.

Разложите перед ребенком ряд картинок, пусть он их запомнит. После чего ребенок отворачивается, в это время следует убрать одно из изображений. Малышу необходимо ответить, какая именно картинка пропала.

Это задание придется особо по душе младшим дошкольникам. Предложите ребенку показать, как топает медведь, прыгает птичка, крадется кот.

Прогулка в картинках

Цель: развить зрительную и слуховую память, внимание, восприятие и воображение ребенка.

Ход игры: во время прогулки на улице обращайте внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, витрины магазинов, побеседуйте с ребенком о том, зачем это всё нужно.

По возвращении домой попросите ребенка нарисовать то, что запомнил.

На каждой прогулке ребенок с помощью взрослых может узнать для себя что-то новое. Эту игру можно проводить регулярно, знакомя ребенка с деревьями, цветами и др.

Цель: развить зрительную память, восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки.Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

Какой игрушки не хватает?

Цель: развить зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка:»Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить.

— увеличив количество игрушек;

— ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака.

Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Где спрятана игрушка?

Цель: развить зрительную память и внимание ребенка.

Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

Ход ишры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

-убрать коробки на более длительное время;

-спрятать 2, а затем и 3 игрушки;

«Опиши игрушку!» (для детей 5-7 лет)

Цель: развить непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства.

Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры и упражнения по развитию речи для детей раннего возраста.

«Родное слово является основой всякого умственногоразвития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важнозаботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков.

Презентация «Развитие игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

«. Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»[[<"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9220206","attributes":<"alt":"","cla.

Значение развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста

Значение развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста На современном этапе развития дошкольной педагогики рассматриваются вопр.

Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи.

Консультативная работа в детской поликлинике и курирование ДОУ дали нам возможность выявить основные проблемы, которые возникают в развитии и воспитании детей в условиях семьи и ДОУ. К сожалению, дов.

«Развитие артикуляционного аппарата детей раннего и дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Музыка помогает различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами таким образом способствует развитию речи.

Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти у детей дошкольного возраста.

Источник

Читайте также:  Времена группы indefinite passive упражнения
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни