Гидрореабилитация детей с дцп упражнения

Адаптация детей с детским церебральным параличом к водной среде в процессе реабилитации
методическая разработка по физкультуре

На сегодняшний день актуальной проблемой является внедрение новых методик в области гидрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в частности с последствиями детского церебрального паралича (далее ДЦП). В случаях отклонений в состоянии здоровья человека проявление нормальных способностей затрудняется. При этом у лиц с ограниченными возможностями и инвалидов вырабатываются свои, зачастую принципиально отличные от нормативных, способности выполнения невольных и произвольных движений. Известно, что двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности приводит к нарушению функционирования костно-мышечного аппарата, вызывающего изменения вегето-сосудистой и дыхательной систем, нарушение обменных процессов, снижение уровня работоспособности.

В настоящее время накоплен большой материал по оздоровительному влиянию водной среды на организм человека при заболеваниях детским церебральным параличом. Анализ результатов эффективности индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей-инвалидов принимаются адаптивные средства и методы, заимствованные из методик обучения здоровых детей либо полученные в результате поисковых педагогических экспериментов. Подобное снижает степень их соответствия и сравнительной оценки, поскольку двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от неустановившихся двигательных действий инвалида.

Вода для детей это, прежде всего, радость движения и восторг. На этой основе параллельно решаются задачи оздоровления и коррекции двигательных нарушений и, соответственно, улучшения его физического и интеллектуального развития. Тренировки в воде являются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма ребенка. Занятия по адаптации проводятся на малой ванне, при температуре воды не ниже 29 градусов. Любые движения в воде для детей с ДЦП выполняются легче, чем на суше, нет давления на массу тела и суставы, а также сердечнососудистая система лучше справляется с нагрузками.

Скачать:

Вложение Размер
metod_adaptatsiya_detey_s_detskim_tserebralnym_paralichom_k_vodnoy_srede_v_protsesse_reabilitatsii.docx 23.52 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация детей с детским церебральным параличом к водной среде в процессе реабилитации

На сегодняшний день актуальной проблемой является внедрение новых методик в области гидрореабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), в частности с последствиями детского церебрального паралича (далее ДЦП). В случаях отклонений в состоянии здоровья человека проявление нормальных способностей затрудняется. При этом у лиц с ограниченными возможностями и инвалидов вырабатываются свои, зачастую принципиально отличные от нормативных, способности выполнения невольных и произвольных движений. Известно, что двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. Снижение двигательной активности приводит к нарушению функционирования костно-мышечного аппарата, вызывающего изменения вегето-сосудистой и дыхательной систем, нарушение обменных процессов, снижение уровня работоспособности.

В настоящее время накоплен большой материал по оздоровительному влиянию водной среды на организм человека при заболеваниях детским церебральным параличом. Анализ результатов эффективности индивидуального обучения плаванию показывает, что за основу формирования исходной модели для обучения плаванию детей-инвалидов принимаются адаптивные средства и методы, заимствованные из методик обучения здоровых детей либо полученные в результате поисковых педагогических экспериментов. Подобное снижает степень их соответствия и сравнительной оценки, поскольку двигательные действия здорового ребенка принципиально отличаются от неустановившихся двигательных действий инвалида.

Вода для детей это, прежде всего, радость движения и восторг. На этой основе параллельно решаются задачи оздоровления и коррекции двигательных нарушений и, соответственно, улучшения его физического и интеллектуального развития. Тренировки в воде являются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма ребенка. Занятия по адаптации проводятся на малой ванне, при температуре воды не ниже 29 градусов. Любые движения в воде для детей с ДЦП выполняются легче, чем на суше, нет давления на массу тела и суставы, а также сердечнососудистая система лучше справляется с нагрузками.

При начальном обучении плаванию инструктор сталкивается со значительными трудностями не только в водной среде, но и на суше:

-неумение самостоятельно передвигаться;

-неумение спускаться самостоятельно в воду и подниматься из нее;

-у ребенка отсутствует внимание и нет контакта с тренером;

-ребенок не умеет держаться на воде;

-ребенок не умеет удерживать подвижную опору;

-ребенок не умеет задерживать дыхание на воде;

-неумение ритмично дышать в условиях периодического погружения под воду;

-выполнения выдоха под водой.

На первом занятии с детьми происходит знакомство с водой, и они осваивают воду с помощью инструктора (на руках инструктора либо с его страховкой), а также с помощью подручных средств (круги, нарукавники и т.д.). Знакомство с бассейном осуществляется передвижением вдоль бортика бассейна с опорой о поручни, если ребенок не ходит все передвижения и простые упражнения выполняются на руках у инструктора и с его помощью. Это несложные упражнения руками и ногами, различные погружения в воду, дыхательные упражнения с выдохом в воду. Процесс обучения проходит очень медленно. Все упражнения, которые выполняются, носят в основном игровой характер. В процессе адаптации детей с ОВЗ к водной среде были разработаны следующие несложные упражнения:

-Разнообразные совместные покачивания, стоя на месте.

-Перемещения по дну с ребенком на руках с изменением положения тела ребенка.

-Выполнение упражнений на разгибания инструктором пальцев ребенка под водой.

-Выполнение упражнений на захват предметов-игрушек.

-Выполнение руками тренера движений ногами, руками ребенка.

-Активное разгибание тренером спастически зажатых пальцев рук ребенка.

Чтобы дети усвоили эти занятия, учитывая все трудности для детей с ДЦП, понадобится не одно занятие. После основных упражнений следующим этапом является выполнение дыхательных упражнений. На освоение этого упражнения уходит несколько месяцев. Для эффективности работы с детьми ДЦП разработана таблица умений детей (Таблица 1).

Источник

Ранняя гидрореабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях детского сада компенсирующего вида

Ирина Картюкова
Ранняя гидрореабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях детского сада компенсирующего вида

Картюкова Ирина Анатольевна, инструктор по физической культуре муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего №23 «Дельфинчик»» г. Искитима Новосибирской области

Ранняя гидрореабилитация детей с последствиями ДЦП в условиях детского сада компенсирующего вида.

В настоящее время отмечается рост числа детей с различными отклонениями в состоянии здоровья. При этом всё более актуальным становится поиск новых способов укрепления психического здоровья детей, стимуляция физического развития, закаливания организма, повышения его устойчивости к различным заболеваниям. В этом контексте важное значение имеет раннее обучение детей плаванию.

Мною были пройдены курсы по гидрореабилитации детей с последствиями детского церебрального паралича.

Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с тем, что она затрагивает детей. Заболеваемость детским церебральным параличом составляет 1,88 случая на 1000 детей. На сегодняшний день случаи рождения детей с детским церебральным параличом участились.

В рамках деятельности нашего консультационного центра «Ступени развития» дети с ДЦП посещают бассейн.

ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ (ДЦП) — заболевание, проявляющееся различными двигательными нарушениями, часто в сочетании с нарушениями интеллекта. Причиной заболевания является поражение отдельных участков головного мозга, наступившее во время беременности, родов или впервые два месяца жизни ребенка.

Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений, необходимых в образовательной и социальной деятельности. Нередко у детей с церебральным параличом при выполнении упражнений отмечается нарушение дыхания; оно становится поверхностным, аритмичным, что еще более затрудняет выполнение упражнений.

Огромное значение имеет ранняя стимуляция развития основных двигательных навыков. В связи с этим физическое воспитание детей с двигательными нарушениями должно начинаться с первых месяцев жизни. В первые месяцы и годы жизни ребенка, при начале специальных занятий, можно в значительной степени исправить имеющиеся двигательные нарушения и предупредить формирование патологических двигательных стереотипов.

Одним из эффективных способов развития двигательных навыков у детей с детским церебральным параличом (ДЦП) являются занятия в воде. Упражнения в воде сочетаются с подводным массажем. Занятия в бассейне помогают детям с последствиями ДЦП выполнять движения нижними и верхними конечностями с большей амплитудой, быстрее осваивать то или иное упражнение и сокращать сроки реабилитации.

Физические упражнения в воде решают несколько задач:

— развитие двигательных навыков при свободном движении конечностями и туловищем;

Эффективно используемая сила сопротивления воды помогает увеличить мышечную силу и выносливость, а также общее физическое развитие ребенка с ДЦП. Движения головой при плавании и нырянии способствуют тренировке функций вестибулярного аппарата. Для детей с ДЦП водная среда является оптимальным условием для осуществления коррекции и развития движений и является обязательным компонентом современной реабилитации. Поэтому занятия в бассейне используются как средство восстановления двигательных функций.

По оздоровительному и коррекционному воздействию воды мало что может сравниться с ней, она сама по себе уже является средством коррекции и обладает неограниченными возможностями: вода нормализует мышечный тонус, снимает напряжение; вода оказывает положительное воздействие на нервную систему, кровообращение и дыхание, повышает сопротивляемость организма. Для детей, ограниченных в активных движениях, восполнение вынужденного дефицита движений при помощи игр в воде может являться дополнительным средством развития движений и расширения диапазона доступных возможностей.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как неотъемлемое звено обучения и воспитания детей с последствиями ДЦП. В данной ситуации процесс сопровождения должен быть направлен на преодоление либо на минимизацию существующих ограничений жизнедеятельности у детей с ДЦП. Максимальная эффективность коррекционных мероприятий достигается при осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте, так как выявление нарушений в развитии ребенка этого возраста и оказание ему своевременной психолого-педагогической помощи способны предупредить появление вторичных отклонений в развитии и обеспечить максимальную реализацию его возможностей.

В нашей стране пользуются классификацией К. А. Семеновой выделяются следующие формы:

Спастическая диплегия — самая распространенная форма ДЦП. Обычно это тетрапарез, но ноги поражаются больше, чем руки. Прогностически благоприятная форма в плане преодоления речевых и психических нарушений и менее благоприятная в двигательном отношении. 20 % детей передвигаются самостоятельно, 50% — с помощью, но могут себя обслуживать, писать, манипулировать руками.

Двойная гемиплегия — самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий. Это также тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги. Цепные установочные выпрямительные рефлексы могут не развиться вообще. Произвольная моторика резко нарушена, дети не сидят, не стоят, не ходят, функция рук не развита. Речевые нарушения грубые, по принципу анартрии, в 90% умственная отсталость, в 60% судороги, дети необучаемы. Прогноз двигательного, речевого и психического развития неблагоприятный.

Гиперкинетическая форма — связана с поражением подкорковых отделов мозга. Причиной является билирубиновая энцефалопатия (несовместимость крови матери и плода по резус-фактору).

Двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов (насильственных движений, которые возникают непроизвольно, усиливаясь от волнения и утомления. Произвольные движения размашистые, дискоординированные, нарушен навык письма, речь. В 20—25% поражен слух, в 10% возможны судороги. Прогноз зависит от характера и интенсивности гиперкинезов.

Гемипаретическая форма — поражаются руки и ноги с одной стороны. Связано это с поражением полушария мозга (при правостороннем гемипарезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем — правого).

Прогноз двигательного развития при адекватном лечении благоприятный. Дети ходят сами, обучаемость зависит от психических и речевых нарушений.

Атонически — астатическая форма возникает при нарушении функции мозжечка. При этом отмечается низкий мышечный тонус, нарушение равновесия в покое и ходьбе, нарушение координации движений. Движения несоразмерны, неритмичны, нарушено самообслуживание, письмо. В 50% отмечаются речевые и психические нарушения различной степени тяжести.

Разработана программа по гидрореабилитации детей с последствиями ДЦП, в которой неотъемлемой частью является присутствие родителей (мам) в воде. Программа адаптирована с учётом особенностей психофизического развития детей, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений физического развития и социальную адаптацию. Для занятий плаванием в бассейне создана специальная образовательная среда, физически и эмоционально комфортная для ребенка с ОВЗ, открыта для его родителей, гарантирующая сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.

Для детей с ДЦП, не передвигающихся самостоятельно это: различные поддерживающие устройства, круги, надувные жилеты, все игровые пособия находятся в свободном доступе для детей. Использование разнообразных игровых пособий повышает интерес детей с ДЦП к выполнению различных движений в воде, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Для детей выбираются упражнения на дыхание, расслабление мышц, растяжение, работа руками и ногами в безопорном положении, ходьба с поддержкой. Занятия проводятся с учетом календарно – тематического планирования.

В нашем детском саду психолого-педагогическое сопровождение детей с последствиями ДЦП осуществляется парами – мать и ребенок. Занятия в бассейне проводятся с непосредственным участием близкого взрослого и имеют несколько задач:

— развитие двигательной активности ребенка, мышц, нервной системы.

— психологическая поддержка мам и их практическое обучение взаимодействию со своим ребенком;

Такой формат гидрореабилитации был выбран не случайно. Подобранные упражнения были направлены на развитие двигательной активности детей, а форма работы поддерживала ситуацию взаимодействия матери и ее ребенка дошкольного возраста с последствиями ДЦП. Занятия проводятся в группе мама и ребенок с детским церебральным параличом дошкольного возраста. Одно из основных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения ребенка с ДЦП — участие родителей в коррекционно-развивающем процессе.

В работах многих отечественных и зарубежных исследователей детско-родительское взаимодействие рассматривается в качестве основного фактора, определяющего психическое развитие ребенка. Многократно доказано, что основой развития всех видов деятельности ребенка и его отношений с окружающим миром, является взаимодействие с матерью или другим значимым взрослым, а искажения детско-родительских отношений приводят к эмоционально-поведенческим расстройствам, нарушениям интеллектуального, моторного, психического и психосоматического развития ребенка. Непосредственное активное участие в коррекционно-развивающей работе близкого взрослого (в нашем случае – мамы) оказалось эффективным и положительно повлияло на развитие двигательной активности, развитие мышц и нервной системы ребенка с детским церебральным параличом.

Гидрореабилитация детей с последствиями ДЦПстала одним из самых востребованных методов адаптивной физической культуры и осуществляется как плавание или упражнения в бассейне. Плавание задействует абсолютно все мышцы, а также требует полного контроля над телом, который так необходим при ДЦП. Помимо плавания, проводятся упражнения с использованием воды, благотворно влияющей на развитие мышц и нервной системы в целом, воздействуя сразу как на сами мышцы, так и на нервные окончания. Гидрореабилитация показала себя как крайне эффективный метод физического восстановления двигательной активности.

Вода — колыбель жизни на планете. Нет другого такого вещества, чье значение для человека было бы так велико и находило бы столь разнообразное применение в его повседневной жизни.

«Не попади впросак». Основы безопасности жизнедеятельности в средней группе детского сада комбинированного вида (фотоотчет) Уважаемые коллеги! Мы с Вами прекрасно знаем, что у детей 4 — 5 лет двигательная активность увеличивается, возрастают их физические возможности.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения Основной задачей специализированных детских садов является создание специальных условий для успешного воспитания и обучения детей с различными.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Из опыта работы «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» Из опыта работы: «Обучение детей плаванию в условиях детского сада». В нашем детском саду занятия по обучению плаванию проводятся 2 раза.

Методические рекомендации «Обучение детей плаванию в условиях детского сада» дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития — как умственного, так и физического. Между.

Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Принципы и подходы к формированию программы ДОО компенсирующего вида Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста от 3 лет до 7 лет в условиях.

Развитие содержания программы ДОО компенсирующего вида Совершенствование работы по содержанию Программы включает: • тщательное изучение материалов Программы; • корректировка содержания, дополнения,.

Всеобуч для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» Всеобуч для родителей на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада». Подготовила Красикова Д. И., МДОАУ №107 г. Оренбурга.

Источник

Читайте также:  Воителева сборник упражнений 2014
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни