Гилельс ежедневные упражнения скрипача
Руссише партизанен запись закреплена
Чарующая скрипка Елизаветы Гилельс
Младшая сестра великого Эмиля Гилельса, Елизавета Гилельс родилась в Одессе в 1919 году в семье, далёкой от музыки, однако давшей миру двух великих музыкантов. В шесть лет она начала обучаться игре на скрипке в классе прославленного профессора П.С.Столярского. Взлёт её таланта начался в раннем возрасте и был столь стремительным, что с тринадцати лет слава о ней уже гремела по всей стране, а с 1937 года, после победы на Международном конкурсе скрипачей им. Эжена Изаи, она стала звездой мировой величины. Семнадцатилетняя скрипачка, орденоносец Лиза Гилельс не сходила со страниц газет, её концерты ждали слушатели в крупнейших залах Советского Союза и Европы. Критики отмечали необычайную лёгкость и виртуозность её исполнения, безупречный вкус в сочетании с одухотворённостью, волей и ярким темпераментом. Любимица Яши Хейфеца, Жака Тибо, Фрица Крейслера, Александра Глазунова, Сергея Прокофьева она оставалась скромным, открытым человеком.
В 1949 году она вышла замуж за Леонида Когана, имя которого в те годы было известно и уважаемо лишь в узком кругу профессиональных музыкантов. Но она, увидев в молодом скрипаче гениальное дарование, приняла решение посвятить себя мужу и семье, отказавшись от собственной карьеры. Она продолжала концертировать, преподавала, но сознательно ушла в тень завоёвывающего мир Леонида Когана. Часто они выступали вместе, и их скрипичный дуэт восхищал публику.
Елизавета Гилельс добилась больших успехов в педагогике, сохраняя традиции своего учителя П.С.Столярского, создала сборник «Ежедневные упражнения скрипача», который стал одним из самых популярных скрипичных пособий в мире. Студенты профессора Московской государственной консерватории Е.Г.Гилельс играют в лучших оркестрах России, Европы, Азии и Америки, передают её школу своим ученикам. После ухода из жизни в 1982 году Леонида Когана, она занималась его огромным наследием, выпускала книги, фильмы, антологии записей.
Её не стало 14 марта 2008 года. Яркая личность, добрейший, кристальной честности человек, она притягивала к себе людей, облагораживала всех, кто находился рядом с ней.
Источник
Работа над гаммами,упражнениями и этюдами в классе скрипки
Гаммы и упражнения.
Когда мы произносим по порядку буквы — А Б В Г Д Е Ё Ж З — это алфавит.
Когда мы играем по порядку ноты — До Ре Ми Фа Соль Ля Си — это гамма.
Гаммы можно начинать играть с любой ноты, в отличие от алфавита.
На гаммах тренируются начинающие скрипачи (и их продолжают играть скрипачи продвинутые), из подобия гамм (или из их фрагментов) часто сотканы виртуозные пассажи произведений.
Каков же первый шаг в изучении гаммы?
Шаг первый:
играть гамму на протяжении только одной октавы, обращая особое внимание на интонацию, чередуя тоны и полутоны. Если полутоны недостаточно близки друг к другу, интонация будет сомнительной.
Выучив несколько мажорных и минорных гамм (однооктавных), можно играть двух и трехоктавные в медленном темпе, вслушиваясь в интонацию, т.к. в верхних позициях расстояние между интервалами не поддаются измерению.
в изучении гамм — это вопрос звукоизвлечения, если не первый.
Чтобы достигнуть настоящего кристально-прозрачного скрипичного звука, учащийся должен пожертвовать достаточным временем, сообразительностью, сосредоточенностью на которую только способен.
При начальном обучении навыков звукоизвечения необходимо указать, как следует держать смычок, как приноровить нажим пальцев, какой из пальцев в каждый момент должен увеличить давление на трость и как научиться пользоваться кистью (это центральный пункт, к которому сводиться весь вопрос о звукоизвлечении)- все это представляет собой достаточно трудную задачу
Указания об извлечении звука:
1. Взяв пальцами смычок, надо опустить руку так, чтобы он естественно и непроизвольно принял нужное положение, таким образом можно избежать ощущения принуждающего крепко вцепиться в трость.
2. Держать смычок легко, но с твердостью достаточной для того, чтобы свободно им управлять. Не пытаться извлекать сильный звук нажимая смычком на струны: Сила звука представляет собой особое искусство и развивается лишь в результате опыта и большой работы.
3. Не нажимать на смычок всей рукой: вся сущность красивого тона таится в легком нажиме кисти, медленно и постепенно увеличивающиеся, пока он не вызовет полный, совершенно чистый и равномерный по силе звук, от головки до колодки смычка и обратно.
4. Начинать звукоизвлечение медленным ведением смычка по всей его длине, затрачивая до десяти-двенадцати секунд на каждый штрих вниз или вверх.
5. Для достижения равномерного звука по всей длине смычка следует уравновешивать давление в слабой части смычка добавочным нажимом кисти т.к. для руки естественна тенденция нажимать сильнее на смычок у его колодки и наоборот, ослаблять давление к головке — наиболее слабой части.
6. «Длинные» звуки гаммы играть по возможности медленно следующим образом: пиано от колодки смычка, крещендо и форте к концу, затем от форте в конце смычка диминуэндо и пиано к колодке. Вначале на протяжении двух октав, а когда появится
уверенность можно захватить и третью октаву в тональности Соль мажор. Внимательно надо следить за тем, чтобы усиливая звук, достигать этого одним пальцевым нажатием на трость, а не давлением всей руки. Благодаря этому мы избежим форсирования звука, который в противном случае станет резким. Все это можно использовать и в других тональностях.
Распределение смычка. При работе над гаммой имеет большое значение особенно в Legato . Рекомендуется условно разделить длину смычка на столько равных частей, сколько требуется на каждое отдельное движение смычка единиц длительностей в Legato. Этот штрих является наиболее употребляемым и отличается большой выразительностью. Традиционная группировка длительностей в Legato – четная по 2,4,8,12 и т.д., но очень полезная группировка поступательная: 1,2,3,4,5,6 и т.д.
Для удобства детям подбираем певучие «речевки»: «я иду», «снег кружится», «лента красная», «ветка колючая» и др.
Хорошо помогает распределению смычка игра стаккато в спокойном темпе.
Изучив штрихи деташе и легато можно работать над гаммой и другими различными штрихами и их комбинациями: мартеле, стаккато, спиккато, рикошет, тремоло, сотийе.
Однако, по мнению выдающегося советского педагога-скрипача-профессора Ю.И. Янкелевича, штрихами надо заниматься, работая над этюдами, чтобы не отвлекаться от задач, стоящих при исполнении гамм. А это: «ровность звучания, распределение смычка, плавность переходов со струны на струну, ритмическая ровность в левой руке, точность интонации, свобода выполнения всех приемов».
Скрипка мелодический, поющий инструмент. Ее главным качеством всегда остается кантиленная мелодическая линия. Поэтому штрих Legatо, создающий мелодию, остается одним из более употребляемых. Каждый скрипач должен развивать этот штрих до совершенства. Средством на пути к совершенству является неустанная работа над гаммами.
Можно посвящать ей больше или меньше времени, в зависимости от физических и психических данных, но каждый должен рано или поздно получить это воспитание.
Чтобы достигнуть даже ограниченных успехов, а совершенствоваться в искусстве можно бесконечно, не только рука скрипача должна быть приспособлена к этой цели, но и сам скрипач должен быть терпелив, честолюбив и способен к тяжелому, постоянному труду. Это — долгий, трудный путь, и вообще, большим талантам редко удается воспользоваться радостями детства.
Что касается скрипачей, то чем раньше начнется серьезная работа, тем лучше. В раннем детстве, когда ребенка отдают на скрипку в возрасте шести или семи лет, когда мускулы еще обладают мягкостью и одновременно определенной эластичностью, они лучше всего поддаются воспитанию и подготовке к развитию технического мастерства.
Из истории музыки и биографий великих скрипачей известно, что большинство из них начало учиться в возрасте от пяти до семи лет. Многие великие исполнители, в настоящее время выступающие перед публикой, начинали играть на инструменте тогда, когда другие дети тех же лет еще играют в игрушки.
Почему столько говорится о жертвах, которые должен принести начинающий ученик ради своего искусства, именно в связи с изучением гамм и упражнений, потому что этому неизбежному и не слишком привлекательному средству учащийся бывает принужден посвятить себя с первых ступеней учебы.
Педагог хорошо сделает, если будет разнообразить гаммы короткими легкими пьесами мелодического характера, с аккомпанементом второй скрипки или фортепиано. Это увеличит интерес учащегося к инструменту и занятиям и одновременно разовьет его слух, вкус и музыкальную восприимчивость.
Существует значительное количество учебного материала, который может быть для этого использован. В «Гаммах» Шрадика и первом выпуске его «Школы техники» содержатся упражнения для развития левой руки.
Ученики слишком часто пренебрегают изучением хроматических гамм, невзирая на тот факт, что эти гаммы встречаются во многих концертных пьесах. Весьма важно, чтобы каждая нота выделялась ясно и отчетливо, иначе всю гамму можно будет принять за кошачьи крики. Чем больше указывают на это учащимся — тем лучше.
Основой хроматической гаммы является движение по полутонам, которое в восходящем или нисходящем порядке должно производиться быстро — не в смысле музыкального темпа, а по характеру самого движения пальцев. Быстрота движения пальцев должна развиваться безотносительно к музыкальным темпам, которые могут быть, по желанию, очень медленными. Это — первое правило при изучении хроматических гамм.
Второе правило заключается в том, что при переходе с одной струны на другую в нисходящей гамме все четыре пальца должны упасть на место одновременно. В результате сдвиг больше, чем на полтона, становится невозможным; подобная гамма звучит точно и ясно, и упомянутое мяуканье будет избегнуто.
В хроматических гаммах также следует упражняться в различных позициях. Эти гаммы производят приятное впечатление, если исполняются с такой же отчетливостью, как и на фортепиано, и исключительно привлекательны и эффектны в том виде, в каком они встречаются в концертах. Кроме чисто музыкальной ценности, они представляют также превосходное средство для укрепления пальцев.
Гаммы в терциях
Для того чтобы укрепить пальцы и одновременно придать им гибкость, ученик должен теперь перейти к гаммам двойными нотами, однако не пренебрегая простыми гаммами, нами уже рассмотренными.
Как только достигнута некоторая степень искусства в игре последних, равно как и легкость в смене позиций, он может приняться за терции, играя их очень медленно.
В терциях следует упражняться в нисходящем и восходящем порядке. Исполняя таким способом гамму, учащийся сможет обратить свое внимание на интонацию.
Так же как и при простых гаммах, при игре гамм в терциях смена позиций должна производиться неслышно и никогда не сопровождаться тем движением пальцев glissando, которое делает связывание неприятно заметным для опытного слуха. Существует лишь один путь для избежания этого: держите на месте второй и четвертый пальцы, прижмите по возможности ближе к последним первый и третий пальцы, а затем быстро и плавно перейдите в третью позицию.
При нисходящем движении первый и третий пальцы должны оставаться на месте; к ним придвигаются по возможности близко второй и четвертый пальцы с тем, чтобы, возвращаясь в первую позицию, последние заняли свое место в тот момент, когда поднимаются первый и третий пальцы.
Гаммы в квартах
Хотя гамма чистыми квартами обычно не используется в своем полном виде (потому что на четвертой ступени кварта превращается из чистой в увеличенную), она тем не менее реально существует и требует к себе внимания со стороны каждого скрипача. Почему же ею всегда пренебрегали? Потому ли, что ход квартами неприятно действует на слух? Потому ли, что он запрещен законами гармонии?
Ответ на этот вопрос до сих пор не известен, и вопрос этот не был поднят ни в одном сборнике гамм. Тем не менее гаммы в квартах являются в высшей степени полезным упражнением для развития интонации:
Данное упражнение следует исполнять так, как написано, а также в нисходящем движении и в различных мажорных и минорных тональностях. Учащийся, несомненно, заметит, что значительно труднее играть с хорошей интонацией гаммы в квартах, чем гаммы в терциях, секстах и т. п. Кроме того, если он приложит усилия к ее овладению, ему будет позже значительно легче исполнять флажолеты (большинство которых основано на том же интервале кварты) с чистой и совершенной интонацией.
Замечено, что очень многие ученики, даже вполне подвинутые с технической точки зрения, затрудняются играть флажолеты, не подозревая истинной причины своего смятения.
В подобных случаях можно посоветовать ученикам методично упражняться в гаммах квартами, настаивая на особом внимании к положению четвертого пальца. В добавление к этому абсолютно необходимо, чтобы смычок хорошо лежал на струнах, однако не форсируя звука. Это средство всегда служит разрешением практической проблемы; ответ же на поставленные выше вопросы о пренебрежении в учебной практике гаммами в квартах остается будущим составителям сборников скрипичных гамм и упражнений.
Гаммы в секстах
В обоих случаях — и при нисходящих и при восходящих гаммах в секстах — полезно держать один палец на месте до тех пор, пока это возможно. Ибо если держать его иначе, то есть так, чтобы оба пальца были подняты одновременно, образуется пустота, слышно вибрирование одной из открытых струн, и становится невозможным сыграть пассаж секстами legato. Но который из пальцев должен оставаться на месте для того, чтобы создалась связующая нить гаммы, это — вопрос, который следует решать играющему. Если ученик обычно ищет указаний среди разнообразных аппликатур в сборниках гамм, пусть он выберет среди них наиболее ему подходящую.
Простые октавы
Большинство учеников находит, что игра октавами с совершенной чистотой интонации при помощи первого и четвертого пальцев представляет собой большую трудность.
Однако этот интервал, встречающийся в музыке любого рода, входит в качестве важной составной части как в скрипичную, так и в альтовую технику. Иногда случается, что первый палец сбивается с правильного пути; чаще всего обычно именно он не выполняет своих функций.
Для того чтобы преодолеть трудности и добиться удовлетворительного исполнения октав, нужно сосредоточить внимание исключительно на первом пальце и не заботиться о четвертом. Обычно же ученик стремится сделать как раз противоположное, вследствие чего интонация всегда бывает фальшивой. Оба пальца (первый и четвертый) стоят на месте, но смычок касается только нижней струны (первый палец), в то время как четвертый палец, двигаясь беззвучно в полном смысле этого слова, в точности повторяет действия первого.
При таком способе все внимание ученика бывает сосредоточено на первом пальце, а так и должно быть, поскольку первый палец ведет за собой четвертый и, таким образом, последний находит дорогу без излишних затруднений.
Само собой разумеется, что движение обоих пальцев должно производиться быстро (даже при медленном темпе), с целью избежать ужасающе кричащего glissando от одной поты до другой.
«Фингерированные» октавы
«Фингерированные» октавы, как известно, являются достижением прошлого века. Вполне возможно, что их употребляли и до этого времени, но достоверно об этом неизвестно. Несомненно, они производят большое впечатление. Но для того чтобы играть их, необходимо иметь колоссальную руку и длинные, гибкие пальцы.
Трель
Превосходная трель принадлежит к числу наиболее поразительных достижений виртуоза. Существует длинная и короткая трель, но, независимо от ее протяженности, для исполнения необходимо и важно наличие соответственного строения руки и мускульной силы, удвоенных гибкостью, сообщающей пальцам быстроту и непрерывность в движении, приближающемся по эффекту к подобным же свойствам электрического звонка.
Существуют такие, наделенные счастливым даром, пальцы, которые не испытывают ни малейшей трудности при извлечении продолжительной трели с полной равномерностью движения. Но есть и менее благодарные пальцы, которые, несмотря на долгие и упорные упражнения, никогда не достигают большего, чем посредственное исполнение трели.
Для получения красивой — безразлично длинной или короткой — трели пальцы, прежде всего, должны быть укреплены гимнастическими упражнениями, систематически повторяемыми изо дня в день. Практический и пригодный для этого материал собран в уже упомянутых сборниках упражнений в двойных нотах; к последним следует прибавить специальные упражнения для укрепления пальцев, особые в каждом индивидуальном случае. Естественно, что для достижения полного успеха в этой работе необходимо обратить особое внимание на те пальцы, которые сам ученик считает слабыми, ибо степень слабости пальцев бывает различна в каждом отдельном случае. Слабы ли ваши третий и четвертый пальцы, первый и второй или же они все — нужно тренировать и укреплять их в отдельности и поочередно, в то время как три остальных свободных пальца помещаются на различных струнах.
Медленным и четким движением поднимите палец, затем опустите его и ударьте им о струну, не позволяя всей руке принимать участие в этом действии. Помните, что при упражнениях для укрепления слабых пальцев только одни пальцы должны ударять по струнам, а ни в коем случае не вся рука. Не надейтесь преодолеть ваши затруднения с самого начала и не позволяйте жажде немедленного успеха обескуражить вас. Иногда приходится затратить даже целые годы усилий, пока удастся преодолеть слабость мышц; однако благодаря систематической и упорной работе можно, действительно, добиться если не блестящей, то, во всяком случае, красивой и звучной трели.
Для пассажей, требующих еще более стремительного движения вместо двойного опускания пальца, можно использовать трель с одним опусканием.
Мелодический рисунок не следует приносить в жертву трели, которая, прежде всего, является только украшением. Чтобы избежать этого прегрешения против музыкального вкуса, необходимо всегда завершать трель возвращением к той ноте, с которой трель была начата; с этой целью альтисту следует акцентировать ту ноту, к которой нужно вернуться:
Это имеет не меньшее значение и для достижения большего разнообразия трели.
Аккорды
При игре аккордов слабым местом обычно является самое начало извлечения аккорда. Большинство молодых скрипачей уверено, что если при этом они используют сильный нажим смычка на струны и применят всю тяжесть руки, то добьются полного и сочного звучания. В действительности же произойдет противоположное. Волос смычка, вследствие чрезмерного давления на струны, задержит естественное колебание (вибрацию) струн; вместо сильного и чистого тона получится скрежещущий звук. Несмотря на силу, по своему качеству он будет подобен звуку, получаемому, когда ученик начинает играть вниз смычком и неожиданно делает движение всей шириной волоса смычка вместо того, чтобы употребить лишь три четверти его поверхности. Итак: 1) начинайте аккорд от кисти, употребляя не более трех четвертей поверхности волоса смычка; 2). нажимайте слегка и старайтесь удержать смычок посредине между подставкой и грифом; 3) всегда берите две ноты одновременно.
этюды для скрипки.
В двадцатом веке продолжалась активная работа по созданию этюдов для различных этапов развития скрипача. Особую роль в этом процессе сыграла русская скрипичная педагогика, которая на основе блестящих исполнительских и педагогических достижений, а также внедрения в широкую педагогическую практику научных достижений физиологии, психологии и общей педагогики пришла к созданию самобытной, методически обоснованной целостной системы воспитания скрипача. В авторских сборниках этюдов нашли отражение и особенности различных направлений русской скрипичной школы, и индивидуальность авторов в подходе к проблемам обучения (сборники М.Гарлицкого, А.Станко, Г.Когана и других авторов). Одним из важнейших качеств этих этюдов стало претворение простейших игровых элементов в миниатюрных по масштабу, но целостных художественных образах.
Значительным этапом в разработке дидактического материала для начального обучения скрипача стало методическое пособие М.Гарлицкого «Шаг за шагом». В этом пособии предложена систематизированная последовательность тренировочного материала для воспитания скрипача. Подчеркивая, что «Шаг за шагом» является не «Школой», а дополняющим другие учебники пособием, автор в предисловии говорит, что изучать материал разделов следует со 2 по 7 класс. Особый интерес в пособии представляет раздел с двойными нотами. Предложенный здесь материал позволяет детально и последовательно проводить работу над этим сложным игровым навыком от начальных шагов до свободного владения им. В этюдах и упражнениях используются интервалы с открытыми струнами, с одним общим звуком, с несимметричным расположением пальцев на струнах, различные виды смен позиций при игре двойными нотами.
Важной составной частью начального этапа обучения становятся у К.Родионова этюды с простейшими двойными нотами (с одной открытой струной). Помимо воспитания навыка ведения смычка по двум струнам, такие этюды помогают формированию наиболее рациональной постановки левой руки и воспитанию независимых движений пальцев. Краткость, методическая выверенность – отличительные черты этюдов К.Родионова. Целесообразность использования технических элементов, продуманная последовательность развития игровых навыков позволяют учащимся в течение сравнительно короткого времени овладеть обширным комплексом двигательно – игровых
навыков. В процессе работы над этюдами необходимо добиваться полного решения поставленных задач, в противном случае может появиться небрежность в исполнении и, как следствие, развиться непрофессиональное отношение к труду скрипача. Каждый этюд не только представляет собой материал, удобный для овладения определенным техническим приемом, но также раскрывает перед учеником круг художественных образов, доступных его возрастному восприятию. Выдающийся педагог П. С.Столярский требовал от своих учеников артистичного исполнения гамм. «Гаммы должны звучать как концерт!» — говорил он. При изучении этюдов тем более необходимо художественно-образное исполнение. Опыт показывает: успешное овладение техническими навыками зависит от ясности понимания учеником музыкального образа произведения. Изучать этюды следует как художественное произведение, добиваясь хорошего звучания, фразировки, нюансировки (наряду с технической свободой). Работая над этюдами, музыкальный материал которых недостаточно ярок, педагог должен указать ученику применение данного технического приема в музыкальной литературе. Это заинтересует ученика и поможет ему в будущем использовать тот или иной прием как художественное средств расположения пальцев на смежных струнах и комплексно прорабатывается в пьесах и этюдах.
Изучение этюдов тесно связано с исполнением художественных произведений.
Поэтому работа учащегося над материалом из разных разделов учебного репертуара дает положительный результат.
В качестве примеров (условных) такого согласования можно предложить следующие:
С Концертом № 1 Зейца изучаются параллельно этюды № 12, 13 Кайзера, «маленькие этюды» Конюса на двойные ноты, Н. Леви «Тарантелла»;
С Концертами Акколаи и Виотти № 23 изучается первая половина «Специальных этюдов» Мазаса и гаммы в двойных нотах из сборника Григоряна;
Следующий этап — Концерты Роде № 7, 8 и Берио № 9 – в период работы над ними полезно пройти так называемые «малые» этюды Донта, гаммы в двойных нотах с переходами в более высокие позиции, усложненные упражнения в двойных нотах, вырабатывающие максимальное освобождение пальцев, их независимость и подвижность.
Далее, с точки зрения последовательности и прогрессивности технического развития скрипача, идут 42 этюда Р. Крейцера (в редакции А.И. Ямпольского), изучаемые в период работы над выпускной программой музыкальной школы.
Добавим, что возможны два различных подхода к изучению этюдов. Согласно одному из них, этюдный материал подбирается сообразно тем техническим задачам, которые стоят перед учащимся в конкретном, изучаемом в данный момент, произведении.
Другой подход диктует последовательное, с возрастанием степени трудности, изучение этюдного материала и не терпит каких-либо отклонений от установленного пути развития техники юного скрипача. Вместе с тем, возможно определенное совмещение обеих установок – последовательное изучение этюдов как фундамента всего здания скрипичной техники с временными отклонениями для совершенствования технической базы изучаемого произведения. При таком двухаспектном подходе проблема согласованности изучаемых этюдов, пьес и произведений крупной формы остается актуальной.
Хочется напомнить, подводя итог вышесказанному в этом разделе, что только разнообразный, разносторонний учебный материал, охватывающий широкий круг технических приемов игры на скрипке и художественных задач, может способствовать как музыкально- художественному, так и техническому развитию учащегося — скрипача. С помощью умело подобранного репертуара педагог не только обучает, но и «лечит» ученика: слабого делает сильным, робкого смелым, инертного – активным и целеустремленным. Поэтому на каждой стадии обучения педагог должен ясно представлять, что нужно проходить данному ученику для всестороннего развития и овладения основами скрипично — исполнительского искусства.
1. Григорьев В. Проблемы звукоизвлечения на скрипке. Принципы и методы. Методическая разработка для преподавателей струнных отделений музыкальных училищ и училищ искусств. М., 1991.
2. Очерки по методике обучения игре на скрипке. Вопросы техники левой руки скрипача. Под ред. М. С. Блока. Музгиз, М., 1960.
3. Погожева Т. Вопросы методики обучения игре на скрипке. Музыка, М., 1966.
4. Струве Б. Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов. Изд. 2-е. Музгиз, М., 1952.
5. Шульпяков О. Техническое развитие музыканта-исполнителя. Музыка, Л., 1973.
6.Ауэр.Л Моя школа игры на скрипке.Москва.1965.
Источник