Гимнастические упражнения это средства гимнастики

Гимнастические упражнения это средства гимнастики

Понятие «спортивно-техническое мастерство» рассматривают в двух аспектах. Прежде всего, это техника физического упражнения, посредством которого ведется спортивная борьба, т.е. способ выполнения спортивного двигательного действия, количество этих действий и их разнообразие. Для описания и оценки этой стороны спортивной техники вводятся такие показатели, как объем и рациональность спортивной техники. Под «объемом техники» понимается количество физических упражнений, которые составляют основу данного вида спорта[6].

Для овладения спортивно-техническим мастерством в спортивной тренировке по направленности и характеру воздействия применяемых средств выделяют общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Под общей физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человекаОсновными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта [8].

Закономерность специализации физической подготовки спортсмена заключается в том, что в процессе многолетней подготовки спортсмена соотношение средств общей и специальной физической подготовки постепенно меняется в пользу последней. В данном случае происходит все большая стереотипизация двигательных действий, их закрепление в виде устойчивых связей, начинающих воспроизводиться автоматизировано. Под автоматизацией двигательных действий понимается способность спортсмена выполнять их, не прибегая к контролю действий сознанием[5].

Но, как считают С.М. Ашкинази и С.С. Прокопчук, выработанные в процессе многолетних тренировок «вторичные автоматизмы» спортсмена начинают отрицательно влиять на овладение двигательными навыками в другом виде спорта, особенно у кандидатов и мастеров спорта[1]. Данный факт говорит о том, что необходимо учитывать особенности освоения практической программы по спортивно-практическим дисциплинам в физкультурных вузах в зависимости от спортивной специализации и квалификации спортсмена.

С другой стороны, двигательная деятельность в любом виде спорта характеризуется большой вариативностью. Значительная часть моторных актов новой структуры благодаря высокой пластичности ЦНС осуществляется путем экстраполяции. Она обеспечивает так называемый перенос навыков и возможность «с места» осуществлять новые движения.

Экстраполяцией является способность нервной системы на основании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Увеличение запаса освоенных движений содействует значительному повышению возможностей человека без специального обучения правильно решать новые двигательные задачи, близкие к ранее решённым.При однообразном выполнении двигательных актов возможности к экстраполяции суживаются, при разнообразии же их – расширяются. Но эффект экстраполяции необходимо учитывать при подборе комплекса подготовительных упражнений. Этот комплекс должен включать только такие упражнения, которые могут оказать положительное влияние на освоение основного упражнения.Развитие у спортсмена способности к экстраполяции позволяет ему лучше бороться с действием сбивающих факторов и в случае невозможности осуществить движение или какую-либо его фазу по ранее заученной программе создавать новую внешнюю или внутреннюю структуру деятельности мышц, адекватную решаемой двигательной задаче[7].

Большие возможности для развития способности к экстраполяции предоставляет такой вид спорта как гимнастика, поскольку гимнастические упражнения многоструктурны и многофункциональны. Эти свойства открывают широкие возможности для подбора упражнений и совершенствования способов их применения в различных целях[4].

Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина в физкультурном вузе имеет свои специфические средства и методы воздействия на занимающихся.При обучении спортивной технике в различных видах спорта используются гимнастические упражнения. Постепенное овладение этими упражнениями позволяет повысить эффективность обучения, сократить сроки освоения техники [3].

Одним из важных факторов применения средств гимнастики для совершенствования спортивно-технического мастерства являетсяпоиск наиболее эффективных и адекватных гимнастических упражнений для осуществления явления переноса между двигательными навыками, которыми обладают представители различных специализаций и вновь формируемыми навыками.

Арсенал гимнастических упражнений очень разнообразен. Их принято классифицировать в соответствии с педагогическими задачами, которые решаются с помощью упражнений: строевые упражнения; ОРУ; вольные; прикладные; прыжки; упражнения на снарядах; акробатические; упражнения художественной гимнастики [2].

Читайте также:  Какие упражнения надо делать при грыже позвоночника поясничный отдел позвоночника при остеохондрозе

Результаты исследования и их обсуждение.Нами разработана модель применения гимнастических упражнений наиболее эффективных и адекватных двигательным навыкам представителей различных спортивных специализаций Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Таблица).

Модель применения гимнастических упражнений в тренировочном процессе в различных видах спорта

Источник

59. Средства гимнастики, их характеристика. Основные средства гимнастики

1. Строевые упражнения — совместные действия в строю (включая и одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, стройным. Они имеют большое педагогическое значение, так как благодаря им преподаватель имеет возможность правильно организовать учащихся, целесообразно разместить их в зале или на площадке для проведения совместных действий, а также решать двигательные задачи на уроке.

2. Обще развивающие упражнения (ОРУ) способствуют совершенствованию опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, формируют правильную осанку. Они направлены на общее физическое развитие и подготовку занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. В эту группу входят самые разнообразные упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, координации, способности напрягать и расслаблять мышцы. Обще развивающие упражнения в зависимости от поставленных задач

можно выполнять без предметов и с различными предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы и др.). К этой же группе относятся упражнения в парах с сопротивлением напарника. ОРУ классифицируются по анатомическому признаку:

а) упражнения для рук и плечевого пояса;

б) упражнения для шеи и туловища;

в) упражнения для ног;

г) упражнения для всего тела.

3. Прикладные упражнения — бег, ходьба, метание, лазание, преодоление препятствий. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. При помощи прикладных упражнений совершенствуется общая координация движений, развиваются и укрепляются отдельные мышечные группы. Применяемые в комплексе прикладные упражнения — одно из действенных средств разностороннего физического развития.

4. Прыжки — хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи, с чем занимают в гимнастике важное место.

5. Упражнения на гимнастических снарядах составляют основное содержание спортивной гимнастики. Это упражнения на перекладине, кольцах, параллельных брусьях, коне-махе, бревне, разновысоких брусьях — наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение — совершенствование координации движений. Непременное условие успешного овладения упражнениями на данных гимнастических снарядах — всесторонняя физическая подготовленность, а также высокий уровень развития силы, гибкости, вестибулярного аппарата, волевых качеств.

Конструктивные особенности самих снарядов и необычные условия опоры (преимущественно на руках) обуславливают значительную интенсивность этих упражнений.

Помимо указанных снарядов в гимнастике широко применяются снаряды массового типа (для одновременных занятий фронтальным, поточным и другими способами). К ним относятся гимнастические стенки и скамейки, канаты, лестницы, а также многокомплектные снаряды, позволяющие выполнять различные упражнения большими группами одновременно.

6. Вольные упражнения- комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие комбинации составляются в соответствии с установленными спортивной классификацией требованиями. Основная цель композиции – это совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения — эффективное средство формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях).

7. Акробатические упражнения имеют широкий диапазон трудности — от самых простых до самых сложных. Простыми по координации и мышечным усилиям упражнениями могут заниматься начинающие и даже дети. Сложные упражнения, требующие очень высокой степени развития всех физических способностей человека, доступны только высоко квалифицированным спортсменам. Акробатические упражнения являются важным средством совершенствования физических и морально-волевых качеств, силы, быстроты, ловкости, смелости, решительности и др. Они воспитывают ориентировку в пространстве при любом положении и вращении тела и являются важным средством в тренировке вестибулярного аппарата. Акробатические упражнения выполняются как на полу (индивидуально, вдвоем, втроем и т.д.), так и на специальных снарядах (трамплине, батуте, гимнастическом бревне).

Читайте также:  Как качать пресс домашние упражнения

Акробатические упражнения делятся на две группы: а) динамические (кувырки, перевороты, сальто); б) статические (равновесие на уменьшенной площади опоры, стойки, пирамиды).

Источник

Учебное пособие по гимнастике
материал по физкультуре

1.Основные средства гимнастики и их краткая характеристика.

2. Характеристика и классификация ОРУ.

Скачать:

Вложение Размер
gimnastika.docx 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Родомановская средняя школа»

Смоленск 2020 г.

1.Основные средства гимнастики и их краткая характеристика.

2. Характеристика и классификация ОРУ.

  1. Основные средства гимнастики и их краткая характеристика.

Средства гимнастики являются:

1. Строевые упражнения — совместные действия в строю (включая и одиночные). Они содействуют воспитанию организованности и дисциплины, приучают к совместным организованным действиям, формируют правильную осанку человека, делают его более подтянутым, стройным. Они имеют большое педагогическое значение, так как благодаря им преподаватель имеет возможность правильно организовать учащихся, целесообразно разместить их в зале или на площадке для проведения совместных действий, а также решать двигательные задачи на уроке.

2 . Обще развивающие упражнения (ОРУ) способствуют совершенствованию опорно-двигательного аппарата и всего организма в целом, формируют правильную осанку. Они направлены на общее физическое развитие и подготовку занимающихся к овладению более сложными двигательными действиями. В эту группу входят самые разнообразные упражнения для развития силы, гибкости, быстроты, координации, способности напрягать и расслаблять мышцы. Обще развивающие упражнения в зависимости от поставленных задач

можно выполнять без предметов и с различными предметами (мячи, скакалки, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы и др.). К этой же группе относятся упражнения в парах с сопротивлением напарника. ОРУ классифицируются по анатомическому признаку:

а) упражнения для рук и плечевого пояса;

б) упражнения для шеи и туловища;

в) упражнения для ног;

г) упражнения для всего тела.

3 . Прикладные упражнения — бег, ходьба, метание, лазание, преодоление препятствий. С их помощью занимающиеся овладевают основными жизненно необходимыми навыками и умениями, учатся применять их в различной обстановке. При помощи прикладных упражнений совершенствуется общая координация движений, развиваются и укрепляются отдельные мышечные группы. Применяемые в комплексе прикладные упражнения — одно из действенных средств разностороннего физического развития.

4. Прыжки — хорошее средство совершенствования координационных способностей занимающихся. Они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, в связи, с чем занимают в гимнастике важное место.

5. Упражнения на гимнастических снарядах составляют основное содержание спортивной гимнастики. Это упражнения на перекладине, кольцах, параллельных брусьях, коне-махе, бревне, разновысоких брусьях — наиболее характерные средства спортивной гимнастики. Основное их назначение — совершенствование координации движений.

6. Вольные упражнения — комбинации различных гимнастических упражнений в соединении с элементами акробатики и хореографии. Такие комбинации составляются в соответствии с установленными спортивной классификацией требованиями. Основная цель композиции – это совершенствование координационных способностей, воспитание чувства ритма и красоты движений. Вольные упражнения — эффективное средство формирования школы движений. Они могут выполняться без предметов (в спортивной гимнастике) и с различными предметами (в художественной гимнастике, в массовых гимнастических выступлениях).

7. Акробатические упражнения имеют широкий диапазон трудности — от самых простых до самых сложных. Простыми по координации и мышечным усилиям упражнениями могут заниматься начинающие и даже дети. Сложные упражнения, требующие очень высокой степени развития всех физических способностей человека, доступны только высоко квалифицированным спортсменам. Акробатические упражнения являются важным средством совершенствования физических и морально-волевых качеств, силы, быстроты, ловкости, смелости, решительности и др. Они воспитывают ориентировку в пространстве при любом положении и вращении тела и являются важным средством в тренировке вестибулярного аппарата.

2. Характеристика и классификация ОРУ

Для общеразвивающих упражнений характерно то, что в каждом из них согласуется динамическая работа одних мышц и статическая нагрузка

на другие. Этим обеспечивается избирательность воздействия на конкретные части тела. Упражнения состоят из элементов, которые могут выполняться отдельно. Поэтому можно произвольно увеличивать нагрузку на ту или иную группу мышц с целью, например, корригирования.

В зависимости от степени доминирующего воздействия на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения классифицируются по анатомическому признаку:

1) для мышц рук и плечевого пояса;

2) для мышц туловища;

Для использования в разных формах работы с детьми общеразвивающих упражнений их принято группировать по принципу комплекса.

Комплекс — подбор упражнений, обеспечивающий нагрузку на все основные группы мышц. Педагогическая направленность комплекса зависит от конкретных задач. Например, комплекс общеразвивающих упражнений для физкультурного занятия в отличие от утренней гимнастики должен обеспечивать не только общую, но и специальную подготовку для успешного выполнения основных движений.

Исходное положение — это положение туловища, ног и рук перед началом упражнения. От исходного положения зависят дифференциация нагрузки на мышцы (динамическая, статическая), степень нагрузки, устойчивое положение тела, сложность упражнения, амплитуда движения, комбинация двигательных действий.

Использование предметов в общеразвивающих упражнениях

Общеразвивающие упражнения выполняются без предметов и с предметами (погремушками, кубиками, флажками, ленточками, обручами, палками, с природным материалом — шишками, снежками и др.), на предметах (скамейках, стульях), у предметов (у гимнастической стенки и деревьев и др.).

Использование предметов придает упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, достать, дотянуться), делает понятной поставленную двигательную задачу, помогает детям контролировать свои действия.

Предметы усиливают корригирующую функцию упражнений, особенно жесткие (палки, обручи, скамейки и др.) Главный критерий при выборе предметов — целесообразность. Предмет должен работать на упражнение, увеличивать его полезность, а не просто занимать руки. Предмет и действие должны логично сочетаться. Например, кубики, которые должны встретиться над головой или за спиной, стимулируют законченность и точность действий.

Методика обучения общеразвивающим упражнениям.

Цель и смысл методики руководства — обогащение я совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.

Вместе с тем руководящие усилия воспитателя концентрируют типичные для любой возрастной группы педагогические приемы:

1) построение (размещение) детей для выполнения общеразвивающих упражнений;

2) раздача пособий;

3) способы подачи упражнений;

4) контроль за ходом выполнения упражнений.

Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга мышц-сгибателей уравновешивается тягой мышц-разгибателей, то туловище и голова держатся прямо. Общий смысл контроля за выполнением общеразвивающих упражнений состоит в поддержании и постоянном наращивании мышечного тонуса. Необходимо, в частности, следить за тем, чтобы в исходном положении стоя тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Очень важно уметь ритмично вести счет. Словесные комментарии педагога — подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений.

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. — M: ФиС,1988. — 208с.

2.Баршай В.М. Физическая и техническая подготовка юных акробатов. Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского университета, 1990.

3. Болобан В.Н. Спортивная гимнастика: Уч. пос. для ин-тов физ. культуры. — Киев: Высшая школа, 1988. — 166 с.

4. Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1963. — 85с.

5. Губа В.Г. — Зависимость спортивного движения от особенности физического развития детей 6-8 лет Физическая культура в школе.- 1982.- № 7.-С.12-17.

6. Кожин В.И. Методика исследований физического развития и физической подготовки молодежи. Р-н-Д., 1995.

7. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. М.,1989.

8. Палыга В.Д. Гимнастика. Смоленск, 1985.

9. Селезнев А.И. Общеразвивающие упражнения в школе. Ставрополь, 1987.

10. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. М.: ФиС, 1980. — 255с.

Источник

Читайте также:  Какие упражнения надо делать чтобы похудеть дома за 7 дней для мужчин
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни