§5. Упражнения для обучения говорению
Последовательность в построении системы упражнений для обучения говорению проявляется в том, что при выполнении различных операций надо учитывать степень учас- ітия мышления и фактор постепенного перехода от первичного нулевого преобразования информации іцастщщомї., и полному и, наконец, к пор^ждеяша-ново-го-высказывания с иным
п лМШ «‘ВБіргажштї?Ґ и «содержания.
В подготовительных языковых упражнениях выделяются различные типы, связанные либо с преодолением чисто формальных сложностей, либо и формальных и смысловых (например: «поясните различие синонимов в предложении», «замените часть предложения эквивалентными по содержанию словами» и т.д.)
Речевые упражнения подразделяются на формирующие а) подготовленную и б) неподготовленную речь.
Другой стороной поэтапности является тесная связь между подготовительными и речевыми упражнениями, которая проявляется в том, что один и тот же отрабатываемый материал должен проходить как стадию тренировки, так и стадию использования его в речевой деятельности, приближенной к естественной.
Не менее важным является вопрос сбалансированности языковых и речевых упражнений. Существовавшее ранее мнение, что тренировочные упражнения должны преобладать, так как они способствуют выработке речевых механизмов, на которых базируется речь, подвергается справедливой критике в методической литературе.
Учитывая особенности говорения как вида речевой деятельности, можно констатировать, что неподготовленное диалогическое и монологическое высказывание формируется в следующей последовательности.
Подготовительные упражнения 1.
Имитация а) без преобразования материала (с направленностью внимания или без фиксации внимания на языковую форму); б) с частичным преобразованием структур (механические подстановки). 2.
Видоизменение структур на основе логических операций (дистрибуция, трансформация, субституция, синонимическая или антонимическая1 замена и др.). 3.
Конструирование структур а) по образцу, б) без образца. 4.
Комбинирование и группировка структур.
Речевые упражнения А. Развитие подготовленной речи
Видоизменение и дополнение высказывания а) с опорой на формальные признаки (ключевые слова, план, заголовки и т.д.); б) с опорой на источники информации (картину,
Кино- и диафильм, текс? и т.д.); в) с опорой на изученную тему.
Б. Развитие не по д г отовленной р е.ч.и
а) с опорой на источник информации (рассказ на родном языке, рисунок, неозвученный фильм и т.д.); б) с опорой на жизненный опыт учащихся (на однажды прочитанное или увиденное, на собственное суждение, на фантазию и т.д.).
Упражнения в имитации предназначаются главным образом для самостоятельной работы с магнитофоном. Они являются началом закрепления материала и поэтому должны занимать довольно скромное место.
При выполнении подготовительных упражнений центр тяжести должен переноситься, таким образом, на операции, которые помогают: а) определять по самым различным признакам искомое; б) выбирать правильное решение из двух противопоставленных; в) синтезировать, опираясь на языковой опыт и всевозможные ассоциации; г) последовательно развивать мысли; д) выражать одну и ту же мысль разными средствами; е) переносить найденное решение в новые ситуации.
Из выделенных упражнений подготовительного характера, предназначенных для выработки речевых умений, в пояснении нуждаются, очевидно, упражнения в трансформации и конструировании.
Конструирование как одна из операций, направленных на овладение механизмом распространения и построения структур по аналогии, также должно занимать определенное место в системе языковых (подготовительных) упражнений, хотя и не очень большое.
Для иллюстрации вышесказанного ниже даны некоторые виды упражнений:
259 Ответить на вопросы диктора, употребив подходящий по смыслу синоним; ответить на вопрос, употребив выделенную структуру; ответить на вопрос, решив несложную логическую задачу; дать развернутый ответ на вопрос диктора; составить предложения по образцу (по заданию учителя или диктора, проверить себя по графическому или звуковому ключу); составить предложения с указанными синонимами (омонимами, многозначным словом, сочетанием); составить несложную ситуацию на заданные слова; трансформировать вопросительную фразу в повествовательную (или наоборот); расширить (или сократить) .предложение; описать предмет (или явление) двумя-тремя фразами; объяснить новое слово на иностранном языке; восстановить пропущенные слова, руководствуясь заголовком и начальными буквами (проверить себя по графическому ключу); перевести с иностранного языка на родной интонационно выделенные слова или синтагмы; зафиксировать их на бумаге (или запомнить наизусть); составить ряд модально окрашенных фраз (с заданными модальными словами и без них) и т.д.
Описание речевых упражнений целесообразно начать с анализа дефиниций, «подготовленная» и «неподготовленная речь», противопоставляемых по целому ряду признаков.
Для подготовленной речи характерна опора на память и на разнообразные ассоциации, на теоретические правила и многочисленные формальные (преимущественно вербальные) опоры.
Основными параметрами неподготовленной речи являются: лингвистическая правильность высказывания; отсутствие заданного материала и заданного содержания; выражение собственных мыслей; ситуативно-контекстный характер речи, умение Определить логическую схему высказывания; наличие высокого уровня развития речевых механизмов; речевое творчество; естественный темп и т.д.
Большинство из выделенных признаков оказываются спорными, если мы попытаемся сравнить диалогическую речь с монологической, с одной стороны, и неподготовленную речь на разных этапах обучения, с другой.
Известно, что неподготовленная речь формируется под воздействием внутренних и внешних стимулов. В диалогической речи стимулы вызывают реакцию слушающего (выражение его согласия или несогласия, опровержение или дополнение, недоумение и т.д.).
Для диалогической речи характерны взаимодействия процессов понимания и высказывания, конкретность ситуации и возможность ее быстрого изменения, необходимость переключения с одного мыслительного процесса на другой. Реактивная и инициативная речь здесь переплетаются.
В монологической речи внешние и внутренние стимулы вызывают связное высказывание, требующее завершенности учета отношений с партнером или аудиторией, повествовательный стиль и т.д. Наличие заданного материала зависит от этапа обучения, сложности и объема информации. В учебном процессе редко возникает такая ситуация, в которой говорящий использует совершенно новый материал, не бывший в его речевом опыте. Память, главным образом, долговременная, воспроизводит усвоенные слова, образцы, сочетания, штампы и целые фразы. В зависимости от ситуации общейия, набора готовых оперативных единиц в памяти и знания правил Говорящий образует новые знаки по аналогии с прошлым опытом. На любом уровне высказывания (слово, синтагма, фраза) этот процесс творческий, однако в неподготовленной речи творчество находит более полное выражение.
Неподготовленная речь находится, таким образом, в постоянном развитии и совершенствовании, и описать ее и помощью постоянных признаков вряд ли возможно.
Постоянные занятия языком способствуют, как известно, перестройке памяти, которая приобретает опосредованный логический характер; обучают аналитическому мышлению. Взрослые учащиеся, как показывают наблюдения психологов и преподавателей-практиков, стремятся переконструировать речевое сообщение на основе углубленного анализа и внутренней логики, со смысловым отбором и определенной группировкой.
Оценка прослушанного (или прочитанного) связана с более полным обобщением, а относительно легкая ориентация в контексте разной величины и свобода в оперировании материалом делают неподготовленные высказывания хорошо успевающих старшеклассников качественно новым уровнем речевой деятельности.
Следовательно, параметры, как естественный Темп, лингвистическая правильность, умение определить логическую схему высказывания и высокая степень развития речевых умений в одинаковой мере характерны как для подготовленной, так и для неподготовленной речи, поэтому необходимо различать постоянные и переменные признаки этих двух видов речи.
К постоянным признакам следует отнести самостоятельность и творчество, отсутствие предварительной подготовки и заданного материала.
К переменным признакам следует отнести наличие или отсутствие содержания; эмоциональность и образность, инициативность и спонтанность111.
Ниже дается перечень упражнений для обучения подготовленной и неподготовленной речи.
Упражнения для обучения подготовленной, диалогической
Ответы на вопросы (краткие, полные и развернутые); постановка ситуативных и узловых вопросов; диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;
составление (нового или прочитанного) диалога на заданную тему;
драматизация монологического текста; дополнение или видоизменение диалога, проведение направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа (учебного фильма, диафильма и т.д.).
Упражнения для обучения подготовленной монологической
Воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего, лица, видоизменением композиции изложения и т.д.);
составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке и т.д.);
описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма и др.);
воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные слова, клише и обороты;
объяснение на иностранном языке заголовка (реалий); определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления);
выделение в сообщении смысловых частей, озаглавли- вание их;
пересказ (близкий к тексту, пересказ-резюме, пересказ- реферат);
сокращение прослушанного сообщения или .
составление плана прослушанного рассказа; изложение диалогов в монологической форме и др.
Упражнения для обучения неподготовленной диалогической
Составление аргументированных ответов на вопросы; проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
построение без предварительной подготовки управляє^ мого диалога (с опорами и без опор);
проведение вопросо-ответных игр или викторин; проведение дискуссии или диспута.
Упражнения для обучения неподготовленной монологической речи
Придумывание заголовка и его обоснование; описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;
составление аналогичной ситуации с опорой на ранее прослушанное или прочитанное;
обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
, определение и обоснование квинтэссенции высказывания;
характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
оценка прослушанного или прочитанного;
составление кратких объявлений и текстов^ открыток.
Упражнения для обучения неподготовленной речи отличаются, таким образом, а) новизной информации, необходимой для моделирования потребности речевой деятельности; б) более разнообразными формами протекания (передача и запрос информации, собственное суждение, оценка, комментирование и т.д.).
Все перечисленные выше упражнения должны отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильными по объему, учитывать постепенное нарастание трудностей (с точки зрения материала, условий выполнения и характера речевой деятельности), аппеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной целей выполнения упражнений), активизировать деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.
Источник
Система упражнений для обучения говорению
Любое речевое умение имеет в своей основе автоматизированные закрепленные операции, выработанные под контролем сознания с помощью разнообразных тренировочных/подготовительных и речевых /коммуникативных упражнений. Типы упражнений и характер операций, связанных с их выполнением, будут видоизменяться в зависимости от этапа обучения и языковой сложности порождаемого текста.
Подготовительных упражнения: имитация (без преобразования, с незначительным преобразованием образцов); видоизменение предложений (подстановки, расширение или сокращение предложений, замена реплик в диалоге и др.); синонимические и антонимические замены; комбинирование и группировка (слов, предложений, речевых формул); конструирование и образование по аналогии; составление ассоциограмм; вопросоответные упражнения .
Речевые упражнения способствуют выработке умений формировать речевые сообщения в условиях, приближающихся к естественному общению Они обучают: однозначно формулировать основную мысль; синтезировать содержание, опираясь на речевой опыт и всевозможные ассоциации; последовательно развивать мысль; выражать одну и ту же мысль разными средствами;
Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи:
-ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые);
-постановка узловых вопросов к тексту;
-диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста;
-составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию;
-драматизация монологического текста;
-дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (или самостоятельного) диатога по содержанию рассказа (кино-, диафильма
-объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог;
-положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его;
-завершение диалога с ориентацией на подсказку (кто, с кем говорит, где, когда и о чем) и др.
Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи:
-воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения и т.д.);
-составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке, и т.д.’);
-описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма и др.), связанной(ых) с изучаемой темой;
-воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы;
-объяснение на иностранном языке заголовка (реалий);
-определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления);
-выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их;
-пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме);
-сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами;
-составление плана прослушанного рассказа; -изложение диалога в монологической форме и др.
Неподготовленная речь — сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых ситуациях.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи:
-составление аргументированных ответов на вопросы;
-проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся);
-проведение ролевых игр или викторин;
-проведение дискуссии или диспута;
-беседа за круглым столом и др.
Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи:
-придумывание заголовка и его обоснование;
-описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой;
-составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
-обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
-определение и обоснование квинтэссенции высказывания;
-характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
-оценка прослушанного или прочитанного;
-составление кратких объявлений и текстов открыток.
Упражнения всех перечисленных этапов должны быть посильными по объему, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными.
|
Дата добавления: 2015-09-10 ; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав
Источник