Графические упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Развитие графической моторики у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

В представленном материале рассматриваем значение развития мелкой моторики у дошкольников для развития речи и овладения графическими навыками, формирование процесса письма, гигиенические правила письма, обзор некоторых учебных пособий по развитию графических навыков у дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
graficheskie_navyki.docx 39.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие графической моторики

В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. Дети, поступающие в логопедические группы, часто не имеют уверенной координации движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности в переключении движений.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Дети неправильно держат карандаш, при этом очень напряжены. Петельки и крючочки оказываются не ровными, разного размера, пишутся на нерабочей строке, расстояние между ними не выдерживается, линии «дрожащими», нажим не равномерный. Все это говорит о том, что графический навык у ребенка не сформирован.

Однако письмо служит одним из базовых навыков, т. к. на нем практически строится дальнейшее обучение в школе. Поэтому подготовка руки к письму является одним из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению.

Развитие мелкой моторики у дошкольников, ее значение для развития речи и овладения графическими навыками

Очень важно для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Уровень развития мелкой моторики руки один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием все более тонких движений пальцев. Эти движения у ребенка развиваются постепенно в течении всего дошкольного периода: 1, 5 – 2г – появляется тонкая моторика, ребенок опускает предметы в маленькие отверстия. В 3г появляются двигательные автоматизмы (пытается резать бумагу). 3-4г – режет бумагу, рисует. Происходит латерализация (определение ведущей руки). В 5-6лет появляется способность обводить клетки. 6-7лет – готовность к развитию графо – моторных навыков.

Тренировка пальцев оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга. Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому импульсы движения пальцев передаются в речевые центры, что и активизирует речь, а это в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Коррекционно-развивающую деятельность по развитию графических навыков необходимо начинать как можно раньше c развития движений руки.

Цель: Сформировать графические навыки у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

  • Сформировать у ребенка навык правильно держать карандаш;
  • Научить ориентироваться на листе бумаги,
  • Знать основные термины, пользоваться ими при выполнении задания;
  • Соблюдать гигиенические правила письма

Рисование, лепка, аппликация, разные виды ручного труда – вот эффективные приемы подготовки руки ребёнка к письму. Упражнения на начальном этапе, на первый взгляд, далеки от письменных, но приближают ребёнка к дальнейшим успехам по выработке аккуратного и красивого почерка.

В системе упражнений, готовящих детей к письму, следующие виды работ:

— упражнения для развития мелкой моторики рук особенно результативны упражнения типа «разматывание и наматывание ниток», так как именно эти упражнения дают возможность побыстрее «раскрепостить» руку ребёнка;

— игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками)

Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.

— штриховка композиций и предметов, нарисованных или

составленных при помощи трафаретов и шаблонов.

— пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Что такое процесс письма, как формируется навык письма и какими умениями должен для этого владеть ребенок?

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических правил письма.

Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе.

При поступлении ребенка в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты двигательные и графические навыки, которые являются в акте письма определяющими.

Двигательный навык включает:

— развитость мелкой мускулатуры пальцев, легкость руки, сенсорно-двигательные связи и координации. Они способствуют выполнению произвольных движений и коррекций высокой точности по силе, скорости, направленности и размаху;

— развитие пространственно-ориентированной способности двигательной ориентации и координации на ограниченной плоскости: линейке, строке, клеточке; быстрое нахождение левой и правой сторон и т. д. ;

— сформированность зрительно-двигательных образов и представлений. Развитие аналитического восприятия и воспроизведения предметных изображений и буквенных знаков поэлементно-целостным способом.

Зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство и тесное взаимодействие двух органов достигается в старшем возрасте при условии последовательного и равнозначного их развития.

Тренировка зрительно-двигательной координации.

Выработка у детей навыков точной и четкой координации в системе «глаз – рука» также нередко оказывается недостаточно сформированной к началу систематического обучения. Ребенку в процессе учебы часто приходится одновременно смотреть на предмет (например, на доску) и списывать или срисовывать задание. Поэтому-то так важны согласованные действия глаз и рук, когда пальцы как бы слышат ту информацию, которую дает им глаз. Многим детям подобного рода задания даются с трудом, им легче рисовать по памяти, чем с натуры. В последнем случае внимание у детей раздваивается, и они не могут скоординировать действия глаза и руки.

Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы.

Обучение ориентировке на листе бумаги.

Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.

Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.

Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.

Графический навык предполагает:

— умение красиво и легко рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии условные знаки, в том числе и буквенные графемы и т. д). Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

-легкое и непринужденное удерживание пишущего инструмента (карандаша, ручки, соблюдая необходимый угол наклона;

— устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка;

-выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Развитие графической моторики.

  1. Рисование по трафаретам.
  2. Рисование по фигурным линейкам.
  3. Штриховка.
  4. Раскрашивание.
  5. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.
  6. Работа в занимательных прописях для дошкольников.

Деятельность по развитию мелкой моторики проводится регулярно, используя разные формы работы :

  1. Выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме занятий.
  2. В совместной деятельности воспитателя с детьми;
  3. В самостоятельной деятельности детей.

Штриховка – одно из важнейших упражнений.

Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал.

После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами.

Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.

Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др.

Обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д.

Выполняя различные упражнения по графическим навыкам, ребенок и педагог должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма, коротко их можно сформулировать так:

Гигиенические правила письма.

  • Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова немного наклонена влево
  • Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая – лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.
  • Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
  • Положение ручки. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает, а указательного — легко кладется сверху (расстояние – 1.5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.
  • Положение тетради. Тетрадь лежит на средине стола с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.

Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила необходимо соотносить с левой рукой как ведущей.

Методика работы над каждым гигиеническим правилом сводится к следующему:

Сначала взрослый объясняет правила. Например, посадку при письме. Ребенок смотрит на посадку взрослого и анализирует положение всего корпуса при работе. Затем пробует сам принять правильную посадку, взрослый помогает ему. Следующий этап – самоконтроль.

Гигиенические правила можно изучать в следующей последовательности: посадка; положение листа тетради, рук, ручки; ведение руки по строке слева направо.

Работу по развитию у дошкольников графических навыков я начала с

изучения и подбора учебных пособий. Первое пособие, на которое я обратила внимание, Т.С. Голубина «Чему научить клеточка…» , рассчитано на детей 5-7 лет. Графические задания, необходимые для подготовки руки к обучению письму, автором разбиты на блоки: точка, палочка, геометрическая фигура, дуга, предметная фигура, угадайка (дорисовывание), сопровождение (графические диктанты). Многолетний опыт работы по данной методике показал эффективность разработанных занятий. Выполняя задания, дети не только приобретают необходимые умения, но и учатся ориентироваться на ограниченной плоскости (лист бумаги в клетку, строка), развивают зрительное и слуховое восприятие, произвольность внимания и памяти, что так необходимо для успешного обучения в школе.

Задания используются 2-3 раза в неделю как часть занятия по ознакомлению с элементарными математическими представлениями, по развитию речи, ознакомлению с окружающим и др., либо как часть индивидуальной коррекционной работы. Продолжительность выполнения – 7-10 минут. Немаловажно, чтобы дети одновременно начинали и заканчивали работу, если она проводится со всеми.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, в том числе особенности зрительного восприятия, задания выполняются детьми в тетрадях с крупной клеткой простым карандашом.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Работа в тетрадях становится в итоге одной из самых любимых.

На всех этапах обучения, упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка.

В процессе выполнения графических упражнений дети усваивают необходимые для письма гигиенические правила.

Учитывая, что в логопедических группах работа над словарем ведется по лексическим темам, беру задания из рабочей тетради Л.М.Граб «Развиваем графические навыки» для детей с ОНР. Автор предлагает игровые задания на выполнение штриховки, дорисовывание , повторение узора, составление узора из счетных палочек по приведенному образцу.

Е.М.Рахманова «Графические диктанты для дошкольников» . Методическое пособие призвано помочь предотвратить неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость, рассеянность. Предлагаемые диктанты развивают у ребенка произвольность внимания, пространственное воображение, координацию движений, усидчивость. Выполняя задания под диктовку либо самостоятельно, ребенок учится ориентироваться в тетради, знакомится с разными способами изображения предметов, придумывает в дальнейшем свои рисунки, увеличивает словарный запас.

Я приобрела методическое пособие Зегебарт Г.М., Ильичевой О.С. «Волшебные обводилки» , которое предназначено для работы с детьми (начиная с трех лет), имеющими речевые проблемы, у которых страдает моторика рук, наблюдаются трудности в овладении навыками письма, рисования, чтения. В пособие входит программа «Волшебные обводилки», направленная на развитие плавности, точности, скоординированности движений рук и занятия по программе «Гимнастика для мозга», которые способствуют синхронизации работы глаз и рук, повышают умственную способность, создавая тем самым базу для овладения графомоторными действиями. Работу по данному пособию я планирую начать с детьми уже со средней группы.

Так же в работе использую пособия :О.Узорова, Е.Нефедова «300 узоров»,С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, И.Г.Топоркова «Готовим руку к письму».

Подбор игр и упражнений направлен на формирование у ребенка базовых графических навыков, развитие координации движений и мускульной памяти руки; кроме того, развитие и укрепление зрительной памяти, пространственного ориентирования, произвольного внимания, прилежания и аккуратности.

Для проведения первичной диагностики в старшей логопедической группе использую игровые упражнения на определение уровня развития сложно-координированных движений пальцев и кисти рук и графических навыков:

  • Умение правильно держать карандаш;
  • Умение штриховать, соблюдая контур;
  • Умение ориентироваться на листе бумаги;
  • Умение обводить контуры по точкам, клеточкам и пунктиру;
  • Умение проводить прямые, ломаные и замкнутые линии

Работа с тетрадью

Система работы с тетрадью включает разделы, которые реализую в следующем порядке.

  1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
  2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
  3. Наклонные прямые линии и комбинации из них.
  4. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
  5. Печатание букв по клеткам.
  6. Рисование по клеткам предметов сложной формы.

Упражнения усложняю постепенно. Знакомя ребенка с новым упражнением, опираюсь на ранее усвоенные им умения и навыки

Для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.

Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений Дошкольник учится анализировать задание, запоминать и представлять порядок его выполнения, сравнивает объекты, устанавливая их сходство или различия. Ребенок уточняет знания о простых геометрических фигурах, учится аналитическому восприятию предметов сложной формы и воссозданию их из элементов.

В процессе работы в тетради у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

1. Т.С. Голубина Чему научит клеточка… — М., Мозаика-Синтез, 2001

2. Е.М.Рахманова Графические диктанты для дошкольников. – М., Владос, 2008

3. Г.М.Зегебарт, О.С.Ильичева Волшебные обводилки. – М., Генезис, 2014

Источник

Читайте также:  Как убрать валики на боках у женщин упражнения
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни