Грамматические нормы морфологические нормы упражнения

Соблюдайте грамматические нормы!

Несколько упражнений

В современных экзаменационных тестах есть задания, при выполнении которых у выпускников возникают трудности. Они связаны с поиском и исправлением речевых недочетов и грамматических ошибок. Это и понятно; к сожалению, современные школьники мало читают, а если и читают, то часто оказывается, что это не высокохудожественные произведения, классика, которые не вызывают прежнего интереса, да и внимание к ним в действующих программах как-то неуловимо, но неуклонно снижается. В старших классах этот процесс прикрыт благими лозунгами: «Уменьшим нагрузку, лежащую на плечах наших детей! Уберем с уроков литературу для взрослых!». В младшем и среднем звене привлекается все больше произведений зарубежных авторов (см., например, программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой). Это, с одной стороны, интересно, с другой – вызывает недоумение, а порой и опасение, поскольку когда, как не в младших классах, мы можем привлечь детей к чтению и пониманию того, что по праву является гордостью нации? Или сегодня глагол является следует употреблять в форме прошедшего времени, дескать, все меняется?

О том, что читают современные подростки, много раз писали на страницах приложений к газете «Первое сентября», не раз звучали сетования, что сегодняшние авторы произведений для детей и молодежи и сами зачастую грешат неумением соблюдать грамматические нормы. Таким образом, даже если в семье ребенку привили интерес к чтению и он с удовольствием читает (как правило) «страшилки» и «детские детективы», речевых ошибок и трудностей в соблюдении грамматических норм не становится меньше.

Тот, кто хоть раз в качестве эксперта участвовал в проверке задания С, не мог не заметить, насколько серьезно положение: обычное количество грамматических ошибок – 6–8 (это при допустимых в 2007 году 2!). В тестах ЕГЭ можно обнаружить немало примеров, когда лексическое значение слов детям непонятно, а правила произношения неизвестны, потому что слова эти редко встречаются в обыденной жизни, ребята не слышат их от окружающих (вспомните факсимиле, иконопись, еретик, откупоривать, кровоточить и согласитесь: не так часто они звучат в речи молодых людей). Вот почему необходимы задания, расширяющие словарный запас учеников, обогащающие их речь, а также тренировочные материалы, позволяющие научить детей грамотно использовать новую для них лексику.

Предлагаемые вашему вниманию упражнения составлены на основании материалов Е.А.Окунцовой «Трудности устной речи. Словарь-справочник», опубликованных в газете «Русский язык» (№ 21/2005, стр. 41–47). Они могут быть использованы на занятиях в старших классах при подготовке к итоговому контролю и просто с целью развития речи учеников, а также на уроках обобщения и повторения такой темы, как «Род имен существительных».

При выполнении заданий следует уделить время рассмотрению лексических значений, поскольку в упражнения намеренно включены малознакомые и неизвестные ученикам слова. Было бы целесообразно и полезно привлечь детей к работе со словарями разных типов, используя как индивидуальные. Так и групповые виды деятельности. Можно организовать поиск данных слов в указанных учителем художественных и публицистических текстах. Так ученики узнают, в каких контекстах они встречаются, и быстрее освоят их.

Если упражнения использовались при подготовке к ЕГЭ, в частности, на занятиях, отведенных нахождению и устранению грамматических ошибок и речевых недочетов, завершить тему можно контрольной работой тестового характера.

Упражнения

1. Согласуйте определения с главными словами.

А) Широк_ авеню, интересн_ интервью, горяч_ бигуди, дедушкин_ галифе, с солнцезащитн_ жалюзи, троллейбусн_ депо, спел_ киви, вкусно приготовленн_ кольраби, горяч_ кофе, колумбийск_ мокко, незабываем_ пенальти, тонко порезанн_ салями, дующ_ сирокко, политическ_ статус-кво, великолепн_ сопрано, выложенн_ на блюдо спагетти, неизвестн_ нам хинди, удобн_ купе, висящ_ на стене бра, шелков_ кашне, стоящ_ на полке кашпо.

* Какие из существительных в указанных словосочетаниях чаще употребляются во множественном числе, но могут выступать и как существительные среднего рода?

Б) Изящн_ фламинго, велик_ Пуччини, маленьк_ шимпанзе, слабосолен_ иваси, ярк_ колибри, ядовит_ цеце, известн_ конферансье, всеми уважаем_ леди, состоятельн_ рантье, великолепн_ травести, учтив_ кабальеро, предприимчив_ импресарио, опытн_ крупье, постаревш_ кюре, остановивш_ поединок рефери, суров_ миссис, простодушн_ инженю, военн_ атташе, таинствен_ инкогнито, авторитетн_ жюри, надежн_ протеже.

* Какие из существительных в указанных словосочетаниях могут быть как мужского, так и женского рода, какие имеют только один род?

2. Определив род имен существительных, согласуйте их с определениями и сказуемыми, вставив в предложения вместо пропусков окончания в единствнном числе имен существительных, прилагательных, глаголов. Отметьте существительные, имеющие несколько допустимых норм.

1) На столе лежал_ нов_ банкнот_.

2) В вольере зоопарка мы увидели молод_ жираф_.

3) У обувницы стоял_ только лев_ кед_.

4) В договор нужно внести незначительн_ корректив_.

5) В легких обнаружен_ небольш_ метастаз_.

6) Вокруг разнесся резкий запах нашатыр_.

7) Салат, сдобренный провансал_ (соус), вкуснее.

8) Жителей собрали на площади ударами в обломок железнодорожн_ рельс_.

9) На окнах повешен_ узорчат_ тюль.

10) Пораскинь своим умишк_!

11) В ванной комнате остался запах душист_ шампун_.

12) Совместн_ коммюнике глав государств будет опубликован_ в прессе.

13) На обед был_ подан_ великолепно приготовлен_ овощн_ рагу.

14) Следователь вынул из сейфа толст_ досье.

15) Трудно пережить так_ сокрушительн_ фиаско.

3. Данные в скобках существительные поставьте в единственном числе и включите в предложения, выбрав нужную форму.

1) На стене гостиной висел_ (акварели) _________ известного художника.

2) После работы зайдите на почту за ценн_ (бандероли) __________.

3) Лицо дамы скрывал_ мелк_ (вуали) ___________.

4) Мышца прав_ (голени) ______________ побаливала от напряжения.

5) В парке установлен_ нов_ (карусели) ___________. Дети полюбили кататься на нов_ (карусели) __________.

6) От частого письма на пальце руки образовал_ небольш_ (мозоли).

7) Я зажмурил левый глаз, прицелился, выстрелил, но в дальн_ (мишени) ___________ не попал.

8) На тарелку мама выложила пышн_ (оладьи) _________.

9) Нищий стоял у (паперти) ___________.

10) Примерьте прав_ (туфли) ___________.

11) Плакат написан разноцветн_ (туши) __________.

12) Лев_ (сандалии) __________ стоял_ в стороне.

13) Хорошо обученный пес принес сначала одн_ (тапки) ________, потом друг_.

14) Отец расписался в принесенн_ сыном (табели) ___________.

15) В доклад следует внести небольш_ (коррективы) _____________.

* Проведите исследование, какие из существительных в процессе развития языка изменили свой род.

4. Включите данные в скобках существительные в предложения, согласуйте их с определениями.

1) По кухне плыл знакомый запах (ваниль) ____________ – значит, мама печет свое печенье.

2) На обед был подан суп из молод_ (фасоль) _________.

3) Из мягк_ (фланель) _________ получаются удобные костюмы.

4) Он лишился сво_ (спесь) ___________.

5) Открыв плотн_ (ставень) ____________, он пустил свет в комнату.

6) Хорошо бы помыть голову травян_ (шампунь) __________.

7) Крыша дома покрыта ветх_ (толь) _________.

8) Лекарство поможет избавиться от сильн_ (боль) __________.

9) Снаряд пробил огромн_ (брешь) _________ в стене.

10) Протри стекло как_-нибудь (ветошь) __________.

11) Бал начался любим_ всеми (кадриль) _________ .

12) Я осматривал укрепления и был поражен (цитадель) ___________, выстроен_ на неприступной скале.

13) Правой рукой раненый опирался на сделан_ из дерева (костыль) ___________.

14) Мама остановила кровь и залепила рану на коленке бактерицидн_ (пластырь) ___________.

15) Старая фотография была с едва заметн_ (ретушь) ________.

Контрольная работа.
Морфологические нормы

(Количество правильных ответов может быть различным.)

Читайте также:  Упражнения для постановки голоса при ринолалии

1. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

1) широкое авеню;

2) до двухтысячи седьмого года;

3) поезжай за мной;

4) несколько песней;

5) хвостатого мыша.

2. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

1) более естественное;

2) десять апельсинов;

3) две пары носков;

4) принятые на работу бухгалтера;

5) опытные директора.

3. Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:

1) у старых сапогов;

2) сливовое повидло;

3) из разных деревень;

4) на шестисот восьмой странице;

5) овощная консерва.

4. Отметьте предложения с нарушением морфологических норм.

1) Далекое Онтарио привлекает любителей романтики.

2) Мое визави оказалось интересной собеседницей.

3) Забавное пони быстро привлекло внимание детворы.

4) Суетливый невежда раздражает и мешает работать.

5) В известном ТЮЗе открылся новый сезон.

5. Отметьте предложения с нарушением морфологических норм.

1) Маэстро взмахнуло дирижерской палочкой, и концерт начался.

2) Хватит играться, пора приниматься за уроки!

3) Прием больных в поликлинике ведет опытный доктор Сергеева.

4) Солнечное Сочи гостеприимно встретило приехавших на фестиваль.

5) У обоих старушек были неотложные дела.

Максимальное количество баллов – 25 (по 5 баллов за каждое правильно выполненное задание). Оценка «5» ставится при отсутствии ошибок. Для получения оценки «4» допустимо не более 1–2 ошибок, оценки «3» – не более 3–4 ошибок в тесте.

Источник

Система упражнений по усвоению морфологических норм
материал по русскому языку по теме

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорене­нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных рас­сказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

(Данный материал взят из моей дипломной работы, которая была защищена на «отлично» в АГПА в 2013году)

Скачать:

Вложение Размер
sistema_uprazhnenii_po_usvoeniyu_morfologicheskikh_norm.doc 100 КБ

Предварительный просмотр:

Система упражнений по усвоению морфологических норм.

« Правильное словоупотребление, — говорит Л.А. Введенская, — является одной из нормативных сторон речи. Обучение ему школьников составляет неотъемлемую часть всей работы по повышению культуры их речи. Значение ее так же важно, как и значение работы над правильным произношением и правописанием.

Упражнения на правильное словоупотребление подобраны нами с таким расчетом, чтобы помочь предупреждению и искорен е нию ошибок в речи учащихся. В процессе выполнения упражнений дети учатся правильно употреблять слова и грамматические формы слов, правильно строить словосочетания.

Некоторые представленные упражнения и подобранный к ним дидактический материал полезнее использовать в 3-ем классе в связи с изучением падежных форм существительных. При этом используются такие виды работ, как дописывание (договаривание) словосочетаний и предложений, составление небольших связных ра с сказов (в 3-4 предложения).

Система упражнений по усвоению морфологических норм, представленная нами, составлена с основой на работы Л.А. Введенской, Р.Я. Саакян, Л.Л., Андрюховой, Н.А. Шевердиной, Е.Ю.Евсеевой, О.М.Степановой

1)Чернила. Слово чернила употребляется только во множественном числе, поэтому надо говорить: красные, фиолетовые, синие, черные черкала; нет чернил, пишу чернилами.

Читая стихотворения, вместо точек назовите нужное слово.

Мама сразу узнает,

Если выучен урок,

Умывался без конца.

С неумытого лица.

Придумайте предложения со словами чернила, чернил, о чернилах.

2) Прочтите несколько раз следующие слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным карандашом.

попять — понял — поняли — поняла

спять — снял — сняли — сняла

спать — спал — спали — спала

Запомните ударение в этих словах!

3) Прочтите, употребив слова понял, поняла, поняли. Следите за ударением. Учительница объясняла урок, а потом спросила: «Все . » Одна девочка сказала: «Я не . », «А ты, Вася. » «Да. », — ответил он. «Объясни, как ты . », Вася объяснил. «Вот теперь понятно», — сказала учительница.

4) Прочтите вслух слова, правильно произносите звук ф: Футбол, флаг, фабрика, фотография, фарфор, фильм.

5) Прочтите вслух слова:

Хворост, фарфор, хвоя, фасоль, хвост, форма, хвалить, фамилия.

Отчетливо произнесите первый звук каждого слова.

Назовите вместо точек пропущенные слова:

От деревни до леса три . Мы отрезали полоску в пять … .

7)Занять — занял — заняли — заняла

Составьте предложения с этими словами.

Через две минуты,

Занял все каюты.

8) Запомните ударение в этих глаголах:

брать — брал — брала

гнать — гнал — гнала

ждать — ждал — ждала

Прочтите несколько раз данные слова. Перепишите слова, выделяя гласную, на которую падает ударение, цветным к а рандашом.

9) Прочтите предложения, вставляя пропущенные слова. 1. Таня . хворостину, . гусей на озеро, сидела на берегу и . их.

10) Лениться — ленится. В формах слова лениться учащиеся нередко делают ошибку в ударении. Запомните: ленишься — ленимся.

Придумайте предложения со словами ленитесь, ленятся.

11) Прочтите несколько раз следующие слова, перепишите их. Гласную, на которую падает ударение, выделите цветным карандашом.

жить — жил — жила

звать — звал — звала

Запомните ударение в этих словах. Составьте предложения со словами жила, звала.

12) Звонит, звонишь, звоните

Телефон опять звонит!

От него в ушах звенит! А. Барто

Вместо точек вставьте нужные по смыслу слова.

Мальчик . по телефону. Почему ты . так поздно? Ученик … в школу. Не забывайте больного товарища, . ему!

Подумайте, изменяется ли ударение в словах позвонит, позвонишь, позвоните.

13) ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО! Дрем о та — зев о та — лом о та

14) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы ставите ударение в словах.

Бродили по дороге Дремота и Зевота.

Дремота забегала в калитки и ворота.

Есть душистое втиранье

От укусов комаров,

Есть микстура от чиханья, —

Проглотил — и ты здоров!

Клейкий пластырь от мозолей

И настойка на траве

От ломоты и от болей

В животе и в голове.

15) Прочтите отрывки из стихотворений. Проверьте, правильно ли вы произносите слово квартал.

В мартенах плавится металл

Уже не только за квартал —

Уже за целый год

Стране свою работу сдал

Прославленный завод. А. Барто

Увезли забор и доски.

Дом стоит на перекрестке,

Дом на солнце заблистал,

Украшает весь квартал. А. Барто

Какие слова в этих отрывках подсказывают ударение в слове квартал? Какое значение имеет слово квартал в первом отрывке и какое — во втором? Как называются такие слова?

Из искры возгорится пламя. Ф. Одоевский

Солнца луч золотой

Бросил искру свою. С. Есенин

Придумайте несколько предложений со словами искра и документ.

Мы из школы номер восемь,

Там, где верба у крыльца.

Мы вам птицу преподносим,

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Найдите в тексте синоним к слову дорожки.

За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

В них пилюли и облатки,

Капли, мази, порошки.

От коклюша, от ангины,

От веснушек на лице

Рыбий жир таблетки хины

И, конечно, витамины —

19) Прочтите, вместо точек вставьте слова коклюш, коклюшем, коклюша. Следите за ударением.

Мальчик начал сильно кашлять. «У тебя наверное, . — сказала мама. — Надо вызвать врача». Пришел врач, осмотрел и говорит: «Ваш сын болен . . Из-за . ему нельзя ходить, встречаться с друзьями. . — болезнь заразная».

20) Говорите правильно!

Вот какой у нас арбуз —

Замечательный на вкус.

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.

— На какой слог падает ударение в слове арбуз? Составьте предложениес этим словом.

У меня печальный вид —

Голова с утра болит,

Я чихаю, я охрип.

Не румяный гриб в лесу,

А поганый грипп в носу!

Младший брат чихнул спросонок,

— Вот уже растет ребенок —

Он чихнул, как взрослый.

— На какой слог падает ударение в словах чихаю, чихнул?

22) Говорите правильно!

прижить — прожил — прожили — прожила

принять— принял — приняли — приняла

задать — задал — задали — задала

отдать — отдал — отдали — отдала

23) Прочтите. В выделенных словах поставьте ударение.

Аист с нами прожил лето,

А зимой гостил он где-то.

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала.

В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

Втайне зеркальце взяла —

И вопрос свой задала.

24) Баловать, баловаться, балованный

Мишка топал, баловался,

Легкий мостик зашатался,

По воде идут круги.

Шарик, Шарик, помоги!

Звери Ванюшу так ласково любят,

Звери балуют его и голубят.

-Какая разница в значении слов баловать и баловство? Вставьте в предложения нужные по смыслу слова: не балуйся, балованный, баловаться, балуется. Следите за ударением.

Мальчик очень . . Он всегда . . Мама ему говорит: «Не …!». А он продолжает . .

25) Класть – положить

Бригадир Сергей Кузьмич

Лучше всех кладет кирпич. А.Барто

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовет матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: «Поможем!

Положить заплату можем…» С. Маршак

В литературном языке нет глагола ложить , но есть положить; есть глагол класть , но нет глагола покласть. Нужно говорить: «Я положу книгу на стол, ты положишь книгу на стол, он положит книгу на стол» или «Я кладу книгу на стол, ты кладешь книгу на стол, он кладет книгу на стол»

Придумайте и запишите предложения со словами класть, кладите, клади.

Слова тюль, толь мужского рода: тюль – тюля – тюлю – тюлем – о тюле; толь – толя – толю – толем – о толе.

— Прочитайте, вставьте слова толь тюль

Принесли рулон …, пять метров …, пришли в магазин за … для крыши и … для занавесок.

1.крышу сарая покрыли черным … .2.На окне висит красивый … 3.В сарае лежит рулон … 4.Мы купили пять метров белого …

26) Слесарь – слесари, шофер – шоферы, инженер – инженеры.

Закончите предложения: За рулем сидят … На заводе работают …

О скольких килограммах?

— Какие вопросительные слова нужно вставить вместо точек? Следите за ударением в этих словах.

1. … ребят пришло на соревнование? 2. … товарищам ты помог?

Слово мозоль женского рода: водяная мозоль, сухая мозоль.

— Запомните ударение в словах начал — начало — начали — начала; начался — началось — начались — началась.

Стоит девочкам начать,

Дай им только волю —

Будут целый день качать

А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь.

— Придумайте предложения со словами начала, началась, начали.

30) Говорите правильно!

Запомните, что предлог в противоположен по значению пре д логу из, а предлог на — предлогу с. Сравните: идти в кино — возвращаться из кино, идет в школу — возвращается из шк о лы, иду на вокзал —возвращаюсь с вокзала.

— Прочтите, вставляя нужный по смыслу предлог. Пойти . школу. Прийти . школы. Поехать . Москву . Приехать . Москвы. Войти . трамвай. Выйти . трамвая. Пойти . вокзал. Прийти . вокзала. Поехать . Крым. Приехать . Крыма.

Прочтите четверостишия. Поставьте ударение в словах в о ротами, предметы.

При употреблении разных форм от глагола бежать происходит чередование г//ж: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим …

Выучите стихотворение наизусть:

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне,

А волна бежит ко мне!

А в доме за воротами

С утра играют гаммы,

Смешной мальчишка с нотами

Всегда приходит с мамой.

Он в воздух бросает

Флажки и букеты.

33) Слово оба сочетается с существительными мужского и сре д него рода: оба товарища, оба носка, оба окна; слово обе — с существительными женского рода: обе книги, обе руки, обе стр а ницы. Это различие проводится по всем падежам: обоими но с ками, но обеими руками, обеими страницами. Придумайте предложения со словами оба, обе. Прочтите, вместо точек вставьте слова оба, обе. . сестры. брата. руки. стороны. девочки. мальчика.

Прочтите, раскрывая скобки.

1. Пришли (оба, обе) ученицы. 2. Учитель спросил (обеих, обоих) мальчиков.

34) Составьте сочетания с предложенными словами, выберите нужный по смыслу предлог :

1. Иду (в, на) (школа, завод, фабрика, класс).

2. Возвращаюсь (из, с) (школа, завод, фабрика, класс).

3. Приехал (в, на) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

4. Уехал (из, с) (город, село, деревня, Москва, Ростов, Киев).

35) Слова пальто, метро, ситро неизменяемые.

1. Дайте мне, пожалуйста, стакан . 2. У него нет осенн е го . . 3. Мы вышли из . .

36) Назовите вначале существительные мужского, затем же н ского и среднего рода. Георгины, туфли, ботинки, ведерки, лебеди, полотенца, рельсы.

Горяч. кофе. Прозрачн. тюль. Черн. толь. Бел. лебедь.

38) В русском языке есть слова мужского и женского рода:

Но есть слова, которые могут быть отнесены и к мужскому, и к женскому роду:

он соня — она соня

он невежа — она невежа

он растеря — она растеря

К таким словам прилагательные ставятся в мужском роде, если говорится о мальчике, и в женском, если речь идет о девочке.

Миша — большой соня. Нина — большая соня.

Этот ученик — удивительный растеря. Девочка — удив и тельная растеря.

Найдите в стихотворении, данном ниже, подобное слово.

Придумайте с ним предложения.

Март хоть чуть и плакса,

Но хитрец большой:

Глаз один в слезинках,

А в лучах другой.

Март в дубраве рвет,

И венок весенний

Март искусно вьет. М. Мревлишвили

39) Не смешивайте сочетания: беспокоиться о ком-нибудь и тревожиться за кого-нибудь. Например: Мать беспокоилась о сыне. Мать тревожилась за сына. Придумайте предложения со сл о вили беспокоюсь, тревожусь, беспокоится, тревожится.

40) Говорите правильно!

Нельзя смешивать слова надеть и одеть.

Надеть (что?) — тубу, пальто, носки, ботинки.

Одеть (кого?) — брата, сеcmpy, куклу.

Прочтите предложения, раскрывая скобки. 1. Мальчик (надел, одел) пальто, шарф, ботинки. 2. Сестра ( надела, одела) брата. 3. Девочка (надела, одела) куклу. 4. Уч е ник (надел, одел) очки.

Взяли ребята Лопаты и санки,

Шубы надели И шапки-ушанки.

41) Говорите правильно!

Скучать. Нужно говорить: скучать по кому-нибудь, скучать о ком-нибудь, например: скучать по отцу, об отце

Придумайте примеры со словами скучаю, скучает, скуч а ем. Следите за правильностью вашей речи.

42) Говорите правильно!

Сыплю — сыплешь — сыплет

Сыплем — сыплете — сыплют

Придумайте предложения с этими словами.

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам.

Ходят грачи в полосе.

43) Различайте ударения в словах.

Объясните, почему в одном случае в стихотворении yпотреблен глагол одеть, а в другом — надеть.

Мама песню напевала,

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

А брату Саше третий год —

Уходит мама на завод —

Сиди с ним целый день.

Объясните, какая разница в выражениях я кушаю, я ем. Какое из них когда употребляется.

45) Слово обратно имеет значение «назад»: возвратиться обра т но — возвратиться назад; пойти обратно — пойти назад. Слово опять означает «снова, еще раз»: опять подпрыгнул — еще раз подпрыгнул; опять запел — снова, еще раз запел. Надо говорить: он опять опоздал; он опять не выучил урока.

Придумайте предложения со словами опять, обратно, о б ращая внимание на различное значение этих слов.

46) Надо спрашивать: Который час?, если вы хотите узнать время. Надо говорить: Сколько времени я вас жду?, если речь идет о длительности времени. Составьте небольшой рассказ с этими предложениями.

47) Говорите правильно!

Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать.

В рукава просунул руки, —

Оказалось, это брюки!

Вот какой рассеянный

С улицы Бассейной.

Надевать он стал пальто —

Говорят ему: не то!

Стал натягивать гамаши —

Говорят ему: не ваши!

Вместо шапки на ходу

Он надел сковороду.

В каких случаях говорят надевать — надеть, а в каких одевать — одеть? Придумайте предложения с этими словами.

48) Говорите правильно!

Кроить — крою — кроит — кроишь

А сапожник в мастерской

Тянет дратву день-деньской,

Шьет, кроит и ставит латку.

Придумайте предложения со словом крою.

49) Внимательно прочтите и проследите, правильно ли вы пр о износите слова: я лягу — ты ляжешь — он ляжет — мы ляжем — вы ляжете — они лягут — ляг — лягте!

50) Прочтите слова и придумайте с ними предложения: Инженер — инженеры, шофёр — шофёры, договор — договоры, торт —торты.

51) Говорите правильно!

Обратите внимание на родительный падеж множественного числа существительных: апельсины — апельсинов, мандарины — мандаринов, лимоны — лимонов, помидоры — помидоров, баклажаны — баклажанов, но: яблоки — яблок.

Составьте устный рассказ «В магазине». Используйте слова апельсинов, мандаринов, лимонов, баклажанов, яблок.

И как отрадно было видеть нам,

Когда наш лен на всем своем массиве

Приподнятый, выравнивался сам

И день за днем все делался красивей.

Придумайте предложения со словом красивее. Следите за ударением.

53) Обратите внимание на родительный падеж множестве н ного числа существительных: носки — носков, сапоги — с а пог, чулки — чулок.

Придумайте рассказ на тему «В магазине». Используйте слова: три пары чулок, две пары носков, пара сапог, много валенок и ботинок.

54) Запыхаться — запыхаюсь — запыхаешься — запыха в шись.

Придумайте предложения со словом запыхаться.

55) Запомните слова : гектары — гектаров; килограммы — к и лограммов; граммы — граммов; очки — очков, но: места — мест; дела — дел.

Придумайте предложения с этими словами.

Прочтите вслух: спустилась петля, накинуть петлю, м е тать петли, несколько петель, вязать большими петлями.

Придумайте предложения со словами петля, петлю, п е тель, петлями.

С утра девчонки на посту,

Приносят гусениц кроту.

Он открывает рот —

Он очень умный крот.

58) Каучук, комбайнер и комбайнёр

Придумайте предложения со словами каучук, комбайнер.

59) Позвонить — позвоню — позвонишь

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

Вставьте нужное по смыслу слово в данные предложения. Мне должны сегодня . Вы . в школу? Мы . в больницу.

60) А тлас — атл а с

Отца спросила дочка: —

Не знаю, как прочесть.

Есть слово «провол о чка»,

И «пр о волочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «атлас»,

Но есть ведь и «атлас».

Объясните, почему слова проволочка, атлас заинтерес о вали девочку. Какое значение имеют эти слова? От чего зав и сит их значение?

61) Столяр — столяры

Вот и стал я столяром,

Я по этой части

62) Инструмент — инструменты

У Пети в школьной мастерской

Все инструменты под рукой.

Придумайте небольшой рассказ, используя слова столяр, инструменты.

63) Говорите правильно!

Сердиться — сержусь — сердишься

На брата сердится сестра:

Ее зовут Марина;

А он стоит среди двора,

Кричит: «Ты где, Малина?»

Придумайте предложения со словами сердиться — сердится.

Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове ремень.

Толстый ранец с книжками на спине,

А коньки под мышками на ремне.

В складку форменные брюки,

Он в шинели под ремнем,-

В шерстяных перчатках руки,

Якоря блестят на нем.

65) Прочтите стихотворение и определите, где стоит ударение в слове шофер .

Кондуктору хорошо, а шоферу — лучше,

Я б шофером пошел — Пусть меня научат,

Быть шофером хорошо, а летчиком — лучше.

66) Запер — заперли — заперла

В детский сад ребятам

До утра подарок

Заперли в гараж.

67) Сыплет — сыплем — сыплют

Сыплет, сыплет снег охапками.

До бровей накрылись шапками

68) Сочините рассказ «Летом на базаре». Используйте слова щавель, помидоров, баклажанов, килограммов, лимонов, я б лок, сыплют, кладем. Следите за ударением.

69) Верблюд — верблюда — верблюды — верблюдица

Вот желтая страница —

Песок по ней кружится,

Несется, как волна.

Бредут по ней верблюды,

На какой слог падает ударение в словах арбуз, верба, др е мота, начали? Прочтите стихотворение. Проверьте, правил ь но ли вы ответили на вопрос.

Ребята-станичники в кузов

Грузили а р б у з ы в жару,

Недаром погрузка а р б у з о в

Похожа скорей на игру.

В речке пошли подо льдом пузыри,

Начали снега искать снегири.

Глянула верба из почки тугой:

«Что это? Что это? Месяц какой?»

Заря сквозит оттенком алым,

Подернут блеском небывалым

Покрытый снегом косогор;

Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

Придумайте предложения со словами кладет, сыплет, ляг, лягте.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами.

В докладе приведена система упражнений, которые можно использовать на уроках для формирования навыка чтения целыми словами.

Система упражнений по работе над усвоением фразеологических единиц

Данный материал может быть использован на уроках обучения грамоте в 1 классе по любой программе.

Система упражнений по работе над омонимами и многозначными словами

Данный материал можно использовать на уроках обучения грамоте.

Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими ОНР, над усвоением орфографических норм языка

Рекомендации по исправлению нарушений письменной речи.

Упражнения, способствующие усвоению слов с непроверяемыми написаниями

Фонетико-графические упражнения, синтаксические упражнения, лексические упражнения, примеры ассоциативных образов, стихотворения-опоры и рифмы-подсказки, кроссворды со словарными словами, которые помо.

Система оценивания результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений младших школьников, которая отражает качественный результат процесса обучения, включает уровень усвоения.

Безударная гласная в корне слова» (разноуровневые группы упражнений для усвоения темы)

Тема «Правописание безударной гласной в корне слова » — одна из самых сложных тем в начальной школе. Часто и в старших классах ученики допуска.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни
Adblock
detector