Грамматические нормы существительных егэ упражнения

Грамматические нормы существительных егэ упражнения

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил

в ДВУХСТАХ метрах

на ИХ территории

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неправильно: обгрызанное яблоко. Корректно: обгрызенное яблоко.

Объясним суть ошибки. Нужно образовать причастие со значением «то, которое обгрызли». Берём инфинитив «обгрызть» (что сделать) и от него образуем причастие с суффиксом ЕНН. Ошибка возникла потому, что вместо формы обгрызть взяли форму «обгрызать» (другого вида, несовершенного). От этой формы возможно причастие «обгрызаемый», несовершенного вида.

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Не пойму, почему ЛЮБИМЫЕ ПРОФЕССОРА правильное словосочетание?

В нём нет ошибки.

прошу объяснить! Впервые вижу слово об­гры­зен­ное, а не об­гры­зан­ное!

Тут всё просто: от глагола обгрызть (сов. вид.) образуется причастие при помощи суфиикса енн, а от глагола обгрызать можно образовать (несов. вид) только обгрызаемое (несов. вид).

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ПОЛУТОРА часах

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: выздоровит. Корректно: выздоровЕЕТ.

Общее по­ня­тие о мор­фо­ло­ги­че­ских нор­мах.

Мор­фо­ло­ги­че­ские нормы — это нормы пра­виль­но­го об­ра­зо­ва­ния грам­ма­ти­че­ских форм слов раз­ных ча­стей речи (форм рода, числа, крат­ких форм и сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных и мно­гие дру­гие).

Мор­фо­ло­ги­че­ская норма ре­гу­ли­ру­ет сло­во­об­ра­зо­ва­ние и сло­во­из­ме­не­ние. Эти нормы обя­за­тель­но изу­ча­ют­ся в школь­ном курсе рус­ско­го языка и про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 6 ЕГЭ. В мор­фо­ло­гии (также, как в син­так­си­се и в об­ла­сти про­из­но­ше­ния) есть силь­ные и сла­бые нормы. Силь­ные со­блю­да­ют­ся всеми, кто вла­де­ет рус­ским язы­ком как род­ным. Сла­бые легко под­да­ют­ся воз­дей­ствию со сто­ро­ны, плохо усва­и­ва­ют­ся и часто ис­ка­жа­ют­ся. Их на­ли­чие опре­де­ля­ет­ся мно­ги­ми при­чи­на­ми, в част­но­сти, осо­бен­но­стя­ми раз­ви­тия фо­не­ти­че­ской и грам­ма­ти­че­ской си­стем рус­ско­го языка. Так, су­ще­ство­вав­шие ещё во вре­ме­на Льва Тол­сто­го нормы об­ра­зо­ва­ния и из­ме­не­ния при­ча­стий, де­е­при­ча­стий, при­ла­га­тель­ных и дру­гих ча­стей речи, су­ще­ствен­но из­ме­ни­лись в наши дни. Нужно от­ме­тить, что для до­воль­но боль­шо­го спис­ка слов су­ще­ству­ют, с одной сто­ро­ны — раз­го­вор­ные формы , а с дру­гой сто­ро­ны — ли­те­ра­тур­ные, пись­мен­ные . Но на­ря­ду с этим есть и такие формы, ко­то­рые не­до­пу­сти­мы даже в раз­го­вор­ной речи и яв­ля­ют­ся гру­бым на­ру­ше­ни­ем мор­фо­ло­ги­че­ских норм. Тот, кто об­ра­ща­ет­ся к сло­ва­рям, знает, что в тол­ко­вых сло­ва­рях не­пре­мен­но есть по­мет­ки «разг».,что зна­чит раз­го­вор­ное, и дру­гие, ука­зы­ва­ю­щие на нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния формы слова том или ином стиле речи.

В за­да­ни­ях, по­до­бран­ных в ЕГЭ, от уча­щих­ся тре­бу­ет­ся найти слово с ошиб­кой и из­ме­нить его так, чтобы оно от­ве­ча­ло ли­те­ра­тур­ной, пись­мен­ной норме.

Нор­ма­тив­ность упо­треб­ле­ния того или иного слова про­ве­ря­ет­ся по дей­ству­ю­щим со­вре­мен­ным сло­ва­рям, а не по «ин­тер­не­ту» или «ви­ки­пе­дии». Слова, до­пус­ка­ю­щие две ли­те­ра­тур­ные нормы, (а такое бы­ва­ет!) в за­да­ни­ях, как пра­ви­ло, не пред­став­ле­ны.

Итак, в за­да­ни­ях из банка ФИПИ, в по­со­би­ях раз­лич­ных ав­то­ров, а также в ма­те­ри­а­лах эк­за­ме­нов про­шлых лет име­ют­ся при­ме­ры на ошиб­ки в об­ра­зо­ва­нии и упо­треб­ле­нии:

ИМЁН СУ­ЩЕ­СТВИ­ТЕЛЬ­НЫХ (род, число, падеж) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИ­ЛА­ГА­ТЕЛЬ­НЫХ (об­ра­зо­ва­ние срав­ни­тель­ной сте­пе­ни) ОТ­КРЫТЬ РАЗ­ДЕЛ в новом окне

А как насчет варианта «оздоровит»?

Это не может быть вариантом ответа. Никак.

Но говорят «быстро выздоровит,а не выздоровеет».

Если мы будем писать так, как говорят, мы перестанем понимать друг друга. На то и есть правила, чтобы было единообразное написание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: лежит на шкафе. Корректно: лежит на шкафу.

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Читайте также:  Динамические физические упражнения лфк это

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

«пять кочерёг» никого не смущает слово кочерга не склоняется вообще.

Откуда у Вас такая информация? Склоняется, вот полная парадигма склонения.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: пара туфлей. Корректно: пара туфель.

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

разве говорить: «старые профессора» правильно?

Да, правильно. Во множественном числе именно так и звучит — ПРОФЕССОРА, не ПРОФЕССОРЫ.

Выправь текст это как? Разве не правильно будет исправь?

Выправить значит откорректировать.

Исправьте, пожалуйста, форму ответа в этом задании.

Когда я написал паратуфель, система посчитала ответ неправильным, хотя я выполнил условие для написания корректного ответа.

В задании сказано: запишите СЛОВО правильно. Нужно выписать только исправленное слово, а не всё словосочетание.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём

ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин

Пояснение (см. также Правило ниже).

Неверно: косвенных падежов. Корректно: косвенных падежей.

Общее понятие о морфологических нормах.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).

Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение. Эти нормы обязательно изучаются в школьном курсе русского языка и проверяются в задании 6 ЕГЭ. В морфологии (также, как в синтаксисе и в области произношения) есть сильные и слабые нормы. Сильные соблюдаются всеми, кто владеет русским языком как родным. Слабые легко поддаются воздействию со стороны, плохо усваиваются и часто искажаются. Их наличие определяется многими причинами, в частности, особенностями развития фонетической и грамматической систем русского языка. Так, существовавшие ещё во времена Льва Толстого нормы образования и изменения причастий, деепричастий, прилагательных и других частей речи, существенно изменились в наши дни. Нужно отметить, что для довольно большого списка слов существуют, с одной стороны — разговорные формы , а с другой стороны — литературные, письменные . Но наряду с этим есть и такие формы, которые недопустимы даже в разговорной речи и являются грубым нарушением морфологических норм. Тот, кто обращается к словарям, знает, что в толковых словарях непременно есть пометки «разг».,что значит разговорное, и другие, указывающие на нормативность употребления формы слова том или ином стиле речи.

Читайте также:  Какие упражнения нужно делать при кашле

В заданиях, подобранных в ЕГЭ, от учащихся требуется найти слово с ошибкой и изменить его так, чтобы оно отвечало литературной, письменной норме.

Нормативность употребления того или иного слова проверяется по действующим современным словарям, а не по «интернету» или «википедии». Слова, допускающие две литературные нормы, (а такое бывает!) в заданиях, как правило, не представлены.

Итак, в заданиях из банка ФИПИ, в пособиях различных авторов, а также в материалах экзаменов прошлых лет имеются примеры на ошибки в образовании и употреблении:

ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (род, число, падеж) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (образование сравнительной степени) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

ИМЁН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ (падежные формы) ОТКРЫТЬ РАЗДЕЛ в новом окне

Источник

Задание 7. Морфологические нормы (образование формы слова)

Пример задания в формате ЕГЭ

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее громко

Комментарий к заданию

Задание проверяет уровень владения морфологическими нормами русского языка. Выполняя КИМ, необходимо распознавать грамматические и орфографические ошибки, а также знать виды грамматических ошибок.

Перечислим несколько таких распространенных ошибок:

1. Неправильное образование формы множественного числа существительных.

Талантливые профессоры профессора; заграничные паспорты паспорта; морские порта порты; доблестные офицера офицеры; золотые куполы купола.

В приведённых примерах нарушено употребление формы существительного во множественном числе. Правильно: профессора, паспорта, порты, офицеры, купола.

2. Неправильное образование формы родительного падежа существительных.

Много яблоков яблок; нет башкиров башкир; несколько вафлей вафель; две пары туфлей туфель; пара сапогов сапог; три пары чулков чулок; много шортов шорт.

В этих сочетаниях слов нарушено употребление существительных в родительном падеже. Правильно: яблок, башкир, вафель, туфель, сапог, чулок, шорт.

3. Неправильное образование степеней сравнения прилагательных.

Пел звончее звонче; был более старее; наиболее красивейший дворец; самый умнейший профессор.

Правильно: пел звонче, был старее, красивейший дворец, умнейший профессор.

4. Неправильное образование форм местоимений.

Ихние их друзья; около их них, сделано для их них. Недопустимо использовать форму «ихние». Правильно: их друзья, около них, сделано для них.

5. Неправильное склонение числительных. Пожалуй, одна из самых распространенных ошибок на ЕГЭ.

Менее девяносто семи рублей — правильно менее девяноста семи рублей; к сороку пяти годам – правильно: к сорока пяти годам; в двух тысяч двадцать втором году – правильно в две тысячи двадцать втором году.

6. Неправильное образование форм глаголов.

Ляжьте на кровать – правильно: лягте на кровать; положьте на стол – правильно: положите на стол; пробежи вокруг стадиона – правильно: пробеги вокруг стадиона; зажгёт костер – правильно: зажжёт костёр; сильно замёрзнул – правильно сильно замёрз

Произношение и правописание сложных случаев образования форм слов в русском языке надо заучивать. Ниже приведены правильные формы образования различных частей речи.

Употребление форм существительных

1. Именительный падеж множественное число

Окончания –а(-я), находится под ударением

Адреса, борта, веера, векселя вензеля, директора, доктора, егеря, инспектора, кителя (и кители), короба, кучера, мастера, прожектора (и прожекторы), паспорта, повара, профессора, сорта, сторожа, фельдшера, флигеля, шелка, якоря.

Бухгалтеры, выборы, возрасты, гербы, грифели, диспетчеры, договоры, драйверы, инженеры, клапаны, контейнеры, конструкторы, лекари, офицеры, маляры, месяцы, порты, почерки, принтеры, редакторы, секторы, снайперы, торты, тренеры, флоты, фронты, шофёры, штабы, штурманы.

В некоторых существительных окончание именительного падежа множественного числа связано со значением слова.

Мои года – годы труда; почтовые адреса – поздравительные адресы; фабричные корпуса – корпусы часов; выводить на танцах кренделя – вкусные крендели; песцовые меха – кузнечные мехи; пропуска на предприятие – пропуски уроков; электрические провода – долгие проводы; школьные учителя – учители человечества; спелые хлеба – испечённые хлебы.

2. Нулевое окончание в существительных множественного числа родительного падежа

Баржи – барж, башни – башен, басни – басен, вафли – вафель, когерги – кочерёг, манжеты – манжет, места-мест, окна – окон, стёкла – стёкол, оглобли – оглобель, петли – петель, потери – петель, серьги – серёг, сироты – сирот, туфли – туфель, ботинки – ботинок, валенки – валенок, жабры – жабр, каникулы – каникул, макароны – макарон, ножницы – ножниц, оковы – оков, плечи – плеч, погоны – погон, сапоги – сапог, сардины – сардин, шорты – шорт, шпроты – шпрот.

ЧУЛКИ – ЧУЛОК, но: НОСКИ – НОСКОВ.

Сразу запоминается! Чулки длинные – слово короткое, носки короткие – слово длинное.

Яблоки – яблок, яблони – яблонь.

Армяне – армян, башкиры – башкир, болгары – болгар, буряты – бурят, грузины – грузин, румыны – румын, туркмены – туркмен, цыгане – цыган.

Названия единиц измерения

Амперы – ампер, аршины – аршин, биты – бит, ватты – ватт, вольты – вольт, рентгены – рентген.

Употребление форм прилагательных

Основные ошибки возникают при образовании сравнительной и превосходной формы прилагательных.

Прилагательные, имеющие основу на г, к, х, д, т, ст образуют простую форму сравнительной степени с помощью суффиксов Е, ШЕ. При этом в корне происходит чередование согласных.

Громкий – громче, глубокий – глубже, жаркий – жарче, дорогой – дороже, молодой – моложе, тихий – тише, звонкий – звонче, бойкий – бойче, толстый – толще, чистый – чище, богатый – богаче, долгий – дольше, строгий — строже, низкий – ниже, узкий – уже, близкий – ближе, далёкий – дальше, тонкий – тоньше, долгий – дольше.

Нельзя употреблять формы: «моложее», «звончее», «богатее», «жарчее», «тоньшее» и т. п.

Недопустимо смешивать простую и составную степени сравнения.

Читайте также:  Как сделать худые ляшки без упражнений

Неправильно: «более сильнее» – правильно: сильнее или более сильный;

неправильно: «более красивее» – правильно: красивее или более красивый;

неправильно: «более умнее» – правильно: умнее или более умный.

Недопустимо использовать слова НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНЕЕ, САМЫЙ с прилагательными в простой превосходной степени.

Неправильно: «самая красивейшая» — правильно: красивейшая или самая красивая;

неправильно: «самый умнейший» — правильно: умнейший или самый умный;

неправильно: «самый сильнейший» — правильно: сильнейший или самый сильный;

неправильно: «наиболее добрейший» — правильно: добрейший или наиболее добрый.

Употребление форм местоимений

После простых предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах добавляется буква Н.

Без него, в неё, возле неё, для них, до него, к ней, с ними, у них, мимо него, вокруг неё, близ них.

После производных предлогов к личным местоимениям ОН, ОНА, ОНО, ОНИ в косвенных падежах буква Н не добавляется.

Благодаря ему, вопреки ей, наперекор им, навстречу им, согласно ему, подобно ей.

Не употребляется буква Н перед личными местоимениями ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, стоящими после слов в форме сравнительной степени прилагательных.

Умнее его, быстрее её, дольше их, красивее её, скромнее его.

Местоимение КТО употребляется только с глаголами единственного числа. Примеры на это правило часто встречаются в ЕГЭ.

Неправильно: Те, кто пропустили тренировку, будут отстранены от соревнований. – Правильно: Те, кто пропустил тренировку, будут отстранены от соревнований.

Склонение числительных

Склонение числительных является ахиллесовой пятой большинства выпускников. Поэтому советуем выделить на изучение этого материала больше времени.

Склонение числительных 40, 90, 100. При склонении эти числительные имеют только две формы.

Им, Вин. п. сорок девяносто сто

Род., Дат., Тв., Пр. п сорока девяноста ста

Склонение сложных числительных. У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 изменяются обе части.

Падеж от 50 до 80 200, 300, 400 500 – 900

Им. семьдесят четыреста восемьсот

Род. семидесяти четырёхсот восьмисот

Вин. семьдесят четыреста восемьсот

Склонение составных числительных. У составных числительных склоняются все слова, из которых состоит числительное.

Им. п. тысяча девятьсот шестьдесят один

Род. п. тысячи девятисот шестидесяти одного

Дат. п. тысяче девятистам шестидесяти одному

Вин. п. тысяча девятьсот шестьдесят один

Тв. п. тысячей девятьюстами шестьюдесятью одним

Пр. п. тысяче девятистах шестидесяти одном

Склонение дробных числительных. Обе части изменяются, при этом числитель изменяется как количественное числительное, а знаменатель как прилагательное во множественном числе.

Им. п. пять восьмых

Род. п. пяти восьмых

Дат. п. пяти восьмым

Вин. п. пять восьмых

Тв. п. пятью восьмыми

Пр. п. пяти восьмых

Склонение дробного числительного полтора. Это числительное имеет только две формы.

Падежи Муж. и сред. Род Женский род

Им, Вин. п. полтора (литра) полторы (бутылки)

Род., Дат., Тв., Пр. п полутора полутора

Склонение и сочетаемость собирательных числительных

К собирательным числительным относятся двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Они могут сочетаться:

а) С существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных.

Пятеро спортсменов, двое водителей, трое инженеров, семеро мальчиков, двое щенков, пятеро гусят.

б) с существительными, которые употребляются только во множественном числе.

Двое валенок, пятеро саней, трое ножниц, двое ворот.

в) с личными местоимениями.

Их было четверо, нас было семеро.

Внимание! Собирательные числительные двое, трое, четверо НЕ употребляются с существительными женского рода.

Неправильно: трое гимнасток – правильно: три гимнастки;

неправильно: двое школьниц – правильно: две школьницы;

неправильно: четверо студенток – правильно: четыре студентки.

Склонение собирательных числительных

Им. п. двое четверо

Род. п. двоих четверых

Дат. п. двоим четверым

Вин. п. двое (двоих) четверо (четверых)

Тв. п. двоими четверыми

Пр. п. двоих четверых

Склонение числительных оба, обе

Падеж Муж. и сред. Род Женский род

Им. оба (дома) обе (девушки)

Род. обоих (домов) обеих (девушек)

Дат. обоим (домам) обеим (девушкам)

Вин. оба (дома)/обоих (домов) обе (девушки)/обеих (девушек)

Тв. обоими (домами) обеими (девушками)

Пр. обоих (домах) обеих (девушках)

Ошибки в употреблении глаголов

Необходимо знать формы глаголов прошедшего времени.

Правильно: сох – неправильно: сохнул ;

правильно: промок – неправильно: промокнул ;

правильно: замёрз – неправильно: замёрзнул ;

правильно: окреп – неправильно: окрепнул .

Необходимо знать изменения глагола ЖЕЧЬ

Правильно: жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут – неправильно: жгёт, жгём, жгёте .

Несколько глаголов не употребляются в 1 лице единственного числа настоящего и будущего времени. Все встречались с этими глаголами и иногда попадали в неловкую ситуацию, пытаясь подобрать правильную форму: победить, убедить, очутиться, чудить, затмить, стонать, родиться.

Победить, смогу победить – нельзя победю ; убедить, постараюсь убедить — нельзя убедю .

Необходимо правильно употреблять повелительную форму от следующих глаголов:

Ехать – поезжай – поезжайте, неправильно: ехай , ехайте ;

лечь – ляг, приляг, лягте, прилягте, неправильно: ляжь , л яжьте ;

выйти – выйди, выйдите, неправильно: выдь, выдьте;

Глаголы бежать, вбежать имеют следующие форму в 3 лице:

бегут, вбегут (неправильно: бежат , вбежат ).

Необходимо правильно употреблять глаголы с чередованием СТ/Щ, Т/Ч

Блестеть – блещу, неправильно: блестю ;

свистеть – свищу, неправильно: свистю ;

крутить – кручу, неправильно: крутю .

Глагол ХОТЕТЬ в 3 лице мн. числа имеет форму ХОТЯТ.

Недопустимо писать и говорить: хочут .

Алгоритм выполнения задания

1. Внимательно прочитайте сочетания слов в задании.

2. Определите слово, в котором допущена ошибка. Назовите часть речи, к которой относится найденное слово.

4. Запишите слово правильно.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее громко

Ответ: обеим (не забудьте записать ответ в бланк №1)

— Во втором ряду ошибка допущена в сочетании слов «ПО ОБОИМ СТОРОНАМ». В неправильной форме употреблено собирательное числительное женского рода. Правильно: ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни