ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР . Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин . 2009 .
Смотреть что такое «ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ» в других словарях:
Упражнения в системе обучения — адекватность упражнений, аспектные упражнения, аутентичное задание, веб квест, грамматические упражнения, двуязычные упражнения, диктант, диктант свободный, диктант словарный, диктант творческий, домашнее задание, домашние упражнения, дрилл,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ЯЗЫКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ — ЯЗЫКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. То же, что подготовительные упражнения. Упражнения, предусматривающие операции с единицами языка и формирующие навыки. Тип упражнений по их назначению; аспектные, аналитические, направленные на тренировку и автоматизацию… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
АСПЕКТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ — АСПЕКТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Типы упражнений по их назначению; предполагают целенаправленную работу над отдельными языковыми явлениями на уровне фонетики, лексики, грамматики. Различают фонетические, грамматические и лексические упражнения. На практике… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
СТРУКТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ — СТРУКТУРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Упражнения, целью которых является овладение грамматическими структурами. Включают упражнения на подстановку и трансформацию лексических единиц в рамках моделей предложения. С. у. вырабатывают лексические и грамматические… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ — ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. То же, что трансформативные упражнения. Вид упражнений, обеспечивающих переключение с одного речевого образца на другой с выходом в речь. В Т. у. учащийся изменяет структуру, порядок слов или грамматические формы… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков — Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам (Communicative language teaching) это подход, направленный на формирование у учащихся смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения… … Википедия
Обучение грамматике — аграмматизм, активный грамматический минимум, грамматика активная, грамматика пассивная, грамматика продуктивная, грамматика рецептивная, грамматические единицы, грамматические упражнения, грамматический минимум активный, грамматический навык,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
экзерсис — а, м. exercice m. устар. Грамматические упражнения. Лучинский 1879. Грамматика Ломонда была у меня, и экзерсисы мною без учителя все были пройдены. Гиляров Платонов Из пережитого 2 75. Все бедная я <должна> была делать: диктовать русские… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Основы эсперанто — (эспер. Fundamento de Esperanto; и в эсперанто, и в других языках часто употребляется укороченная форма (la) Fundamento) небольшое сочинение, фиксирующее основные грамматические и лексические характеристики языка эсперанто. «Основы… … Википедия
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Источник
Виды грамматических упражнений по русскому языку.
статья
Сообщение на ШМО учителей русского языка по теме: «Виды грамматических упражнений по русскому языку»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_grammaticheskih_uprazhneniy_po_russkomu_yazyku.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды грамматических упражнений по русскому языку.
Русский язык является одним из основных предметов обучения в школе. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по этому предмету, играют огромную роль в деле подготовки детей к практической деятельности в жизни и способствуют более успешному усвоению других предметов школьного курса.
Общие задачи преподавания русского языка можно сформировать следующим образом: преподавая русский язык, мы должны стремиться улучшить язык учащихся как средство общения, словарного запаса, а также совершенствование грамматического строя устной и письменной речи.
Остановимся на видах грамматических упражнений, которые применяются в специальной школе.
Он важен тем, что в большой мере способствует углублению понимания грамматических закономерностей, закреплению в памяти учащихся изучаемых грамматических определений и правил, систематизации.
На уроках русского языка применяются следующие виды грамматического разбора:
- синтаксический разбор (выделение предложения, определение его типа, членов предложения, связи между ними по вопросам);
- морфологический разбор (определение частей речи, их форм и др.);
- фонетический разбор (слоги и звуки, входящие в слова, ударения).
С синтаксическим разбором сочетается разбор пунктуационный, а с морфологическим и фонетическим — орфографический и орфоэпический (написание и произношение слова).
В одних случаях эти виды грамматического разбора проводятся вместе, сочетаясь в различных комбинациях, а в других случаях каждый из них может проводиться в отдельности (общий грамматический разбор и частный грамматический разбор).
Во избежание методических ошибок необходимо:
- установить правильное соотношение в использовании общего и частного грамматического разбора;
- связные тексты должны быть несложны по содержанию, безупречны в стилистическом отношении и не трудны по словарю, отбираться тексты должны из произведений наших лучших писателей;
- упорядочить методику проведения грамматического разбора.
Следует также отметить своеобразие в отношении применения грамматического разбора в младших и старших классах коррекционной школы.
В младших классах широко используется фонетический разбор в сочетании с орфографическим и орфоэпическим. Морфологический разбор ограничивается здесь, главным образом, распознаванием основных категорий слов (предмет, признак, действие).
В отношении синтаксиса возможности ещё более ограничены: выделение предложения из краткого текста, расчленение его на слова, объяснение знаков препинания в конце данного предложения — вот и всё.
В старших классах первое место занимает морфологический и синтаксический разбор. При общем разбое целесообразнее начинать с определения типа разбираемого предложения, членов его, а затем уже переходить к разбору морфологическому.
На данном этапе обучения применяется как устный, так и письменный разбор. Письменный разбор проводится по графикам и по схемам.
Используются следующие схемы:
- ставлю вопрос (называю часть речи);
- ставлю начальную форму;
- называю род (подставляю слова помощники, смотрю на окончание);
- называю число (думаю один или много предметов);
- называю падеж (ставлю вопрос);
- называю склонение (смотрю на род и окончание).
Грамматический разбор в условиях коррекционной школы проводится только пословно, причём необходимо устанавливать связь между отдельными словами в предложении (по вопросам).
Значительное место в системе грамматических упражнений занимают различные работы, носящие характер грамматических задач, например, списывание с выделением изучаемых грамматических категорий, со вставкой или изменением окончапний, с изменением формы числа, лица и т.д.
Спишите предложения. Раскройте скобки, поставив глаголы в настоящем времени. Глаголы подчеркните.
Сегодня целый день (идти) снег. Мастер (следить) за работой ученика. Учащийся выпускного класса (сдавать) экзамен по профессии.
Определить форму глагола, стоящего в скобках. Поставить вопрос. Вспомнить на какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени (что делает? Что делаем? Что сделаешь? и т.д.).
Снег (он, 3 лицо, что делает?). Снег (что делает?) идёт.
Следующим видом упражнений является работа с орфографическим словарём, которая сопровождается заданиями типа: выписать слова определённых грамматических категорий, подобрать к словам из словаря однокоренные, составить предложение с заданными словами, восстановить деформированный текст.
Особое место занимает работа с толковым словарём. Особенность речи учащихся коррекционной школы заключается в ограниченности, бедности словарного запаса.
Одним из видов грамматических упражнений на уроке является составление тематического словаря. Например, учащимся даётся тема «Школа» и задание: подобрать имена существительные 2 склонения. Эту работу можно проводить фронтально на доске. Учащиеся записывают имена существительные в соответствии с заданием(класс, учебник и т.д.).
Широко используется в школьной практике в качестве грамматических упражнений диктант.
Необходимо совершенно ясно представлять себе где, когда и для какой цели следует применять диктант на уроках грамматики:
- списывание;
- предупредительный и выборочный диктант;
- объяснительный диктант.
При предупредительном диктанте учащиеся под руководством учителя анализируют текст, находят в нём слова, которые подходят под изучаемое правило, и определяют их написание. При выборочном диктанте, когда учащиеся должны отбирать из диктуемого текста отдельные слова или словосочетания, относящиеся к изучаемому правилу , и записывать их, анализ проводится учащимися самостоятельно.
При объяснительном диктанте при начале диктовки разбирается правило, на которое составлен диктант, а когда он будет написан, проводится разбор и объяснение учащимся случаев, которые подходят под изучаемое правило.
Что же качается четвертных или годовых контрольных работ, то в этих случаях рекомендуется брать связные тексты, затем определить какие орфограммы следует включить в текст и в какой мере.
Перед началом диктовки учитель должен разъяснить учащимся цель предстоящей работы, а при диктовке на частную тему целесообразно сообщить учащимся, на какие именно правила будет дан диктант.
Если диктуется связный текст, то он сначала прочитывается весь целиком.
Схема такого урока следующая:
- сообщение темы урока с записью заголовка текста на доске;
- чтение текста диктанта учителем;
- беседа по содержанию текста с опорой на необходимую наглядность (выявляется информационное, смысловое и эмоциональное содержание);
- выполнение контрольной работы;
- повторное чтение текста учителем;
- сдача работ.
Если осталось время, то можно разобрать на доске данные в диктанте орфограммы.
Особое место занимают творческие диктанты. Они предполагают составление предложений определённоё грамматической категории с различными членами предложения, с постановкой слова в заданном падеже, числе, времени и др.
Выборочный диктант. В процессе этой работы учащиеся записывают не все предложения, а только отдельные слова или словосочетания, в зависимости от изучаемого грамматического материала.
Выписать имена прилагательные во множественном числе: Вот наступила седая зима, Белые шапки надели дома, Новые санки по снегу скрипят… (З. Александрова)
Зрительный диктант и письмо по памяти — развивают орфографическую зоркость учащихся. Зрительный диктант — на доске написаны два предложения, после того, как дети их внимательно прочитали и проанализировали вместе с учителем, текст закрывается. далее текст пишется под диктовку, а потом проверяют написанное с доской. Письмо по памяти несколько сложнее, т.к. требует отсроченного воспроизведения текста.
Картинный диктант — демонстрируется предметные картинки, анализируя слова до записи или после выполнения работы.
Для закрепления орфографического навыка используются также изложения и сочинения.
При работе над изложением обогащается лексика учеников. В их речь входят новые слова, со значением которых учитель знакомит детей и учит практически ими пользоваться.
Выбирая текст для изложения, учитель должен руководствоваться следующими требованиями:
- текст должен выполнять образовательно-воспитательные функции;
- текст должен быть написан хорошим литературным языком;
- объём текста должен соответствовать программному объёму данного класса;
- содержание должно быть интересно и доступно учащимся, построение его достаточно просто и ясно;
- необходимо избегать тексты со сложными грамматическими конструкциями.
Источник
Profesionālajā izglītībā iesaistīto vispārizglītojošo mācību priekšmetu pedagogu kompetences paaugstināšana
Projekta jaunumi
Projekta rezultātu izvērtēšanas seminārs
12.12.2013. 10:15 Radisson Blu viesnīcā notiks Projekta rezultātu izvērtēšanas seminārs.
Sveiciens svētkos
Dzimtene mana! Tu labā!
Likteņa zvanā kāds jaunu laikmetu sit.
Latviešu dvēsele senseno brīnumu glabā,
Novembrī skaistāko vārdu-
Tālākizglītības kursi profesionālās izglītības iestāžu psiholoģijas skolotājiem
12.oktobrī 9:00 sākas tālākizglītības kursi profesionālās izglītības iestāžu psiholoģijas skolotājiem.
Kursi notiks Rīgas Tirdzniecības profesionālajā vidusskolā, Tomsona ielā 3/5
Main menu
Course categories
Par projektu medijos:
Login
Calendar
July 2022
Latest announcements
IT atbalsta dienests pasniedzējiem:
https://itserviss.lu.lv/
Informācija par IT atbalsta sistēmas lietošanu (PDF)
Источник