Игровая логопедия упражнения для неговорящих детей

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ
методическая разработка по логопедии

В данном материале вы ознакомитесь с игровыми упражнениями по формированию речевого дыхания, понимания речи, слухового восприятия и фонематических процессов, пространственного восприятия, с приемами стимуляции появления первых звуков.

Скачать:

Вложение Размер
igrovye_uprazhneniya.docx 26.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В РАБОТЕ С НЕГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.

На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.
Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

1. Упражнение «Полевые цветочки».
Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Логопед предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз.
2. Упражнение «Узнай по запаху овощ».
Логопед предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем логопед предлагает каждому ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно логопед напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно.
3. Упражнение «Ароматный фрукт».
Логопед приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем по очереди дети с закрытыми глазами узнают фрукт по запаху. Логопед следит, чтобы дети не поднимали плечи при длительном вдохе. Затем дети определяют фрукты на вкус.
4. Упражнение «Листочки».
Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.
Дунь-подунь, мой ветерок.
Очень жаркий день-денек.
Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т.д.
5. Упражнение «Забей гол»
Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ

Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т.д.
Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.
Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает).
Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе логопеда.
Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки
(матрешку, сказку «Репка», пирамидку).
На столе машинка, собачка, петушок.
Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).
Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. ( Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т.д.)
Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина — машины и т.д.)
Упражнение «Чем?».
Логопед задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.
Чем мама режет хлеб?
Чем мальчик вытер лицо?
Чем ты ешь суп?
Чем девочка расчесывает волосы? И т.д.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.
В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.
Используя звукоподражания, узнать собаку (гав –гав), кота (мяу), курочку (ко-ко-ко), мышку (пи-пи-пи) и т.д.
Лови звук.
Логопед демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.
Ребенок стоит спиной к логопеду, который просит рассказывать (показать), что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами.
Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают), тихое – приседают.
Игра «Подскажи словечко»
Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку …(мячик). И т.д.


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей.
Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнего животного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т.д.
Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно (помощь логопеда в случае затруднения).
Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу логопеда, затем самостоятельно.
Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?

ПРИЕМЫ СТИМУЛЯЦИИ ПОЯВЛЕНИЯ ПЕРВЫХ ЗВУКОВ

1. Игра «Насекомые»
По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается.
2. Игра «Паравозик».
По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту-ту».
3. Игра «Кораблик».
Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».
4. Игра «Разверни».
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.
5. Игра «Птички».
Логопед: Прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути — ути), цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули), уток (ути — ути), цыплят (цып – цып).
6. Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».
Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» — «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» — «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» — «Мама». «Кто подарит бусы?» — «Я».

Источник

Дидактические игры и упражнения с неговорящими детьми.
картотека по логопедии

Подборка игр на развитие слухового внимания, понимания речи, артикуляционная, пальчиковая и дыхательные гимнастики, игры на уточнение и расширение пассивного словаря детей и т.д.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr_s_negovoryashchimi_detmi_ispravlenoe.docx 36.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярского края

Дидактические игры и упражнения

с неговорящими детьми

воспитатель группы компенсирующей направленности

Подражание — непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом, появилось желание что-то сказать…

Поэтому особенно важно установить с такими детьми тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания.

На первых порах для занятий таких детей я объединяю с другими детьми, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не на столько, чтобы они могли, как говорится, “забить” плохо говорящего ребенка своими умениями. Это может быть небольшая группа не более 3-х человек.

Ведущая форма занятий – игровая. Обязательное условие воздействия — это многократность повторения одного и того же материала.

Важно не отпугнуть малыша настойчивым «скажи», «повтори» , строго исключите эти выражения из своего общения с такими детьми.

Советую лучше применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка.

Игры на развитие понимания речи.

Основная задача воздействия заключается в накоплении пассивного словарного запаса. Детям предлагают запомнить, как называются:

-части тела (ноги, руки, голова, глаза, уши, рот, нос),

— названия действий, которые ребенок совершает сам (спит, ест, сидит, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается т т.д.).

Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка.
Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребенку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать.

Задавайте ребенку вопросы:
— Где мама?
— Где папа?
— Где баба?
— Где дядя? И т.д.

Поиграйте с реб ё нком:
(реб ё нок показывает части тела)
Лера весело бежит к маме по дорожке,
И для этого нужны нашей Лере (ножки).
Лера ягодки бер ё т по две – по три штучки,
И для этого нужны нашей Лере (ручки).
Лера слушает в лесу, как поют кукушки,
И для этого нужны нашей Лере (ушки).
Лера будет рисовать. Где, какие краски?
И для этого нужны нашей Лере (глазки).

Игры на развитие слухового внимания.

Игра «Кто что услышит»?

Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Игра « Найди игрушку».

Цель: развитие координации движений.

Оборудование: небольшая яркая игрушка или кукла.

Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребёнок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребёнок.

Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребёнок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Воспитатель прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь её, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребёнок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Игра «Жмурки с голосом».

Цель: найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Игра «Где позвонили»?

Цель: определение направления звука.

Оборудование: звоночек (или колокольчик, или дудочка, или бубен и т. д.).

Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: «Пора» — и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики.

Лексическая тема «Зима».
Артикуляционная.

Упражнение «Лопатка».
Приоткрыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу.
Удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5- ти.

Дыхательная.
«Сдуй снежок с ладошки» (ватный шарик или снежинки из бумаги).
Пальчиковая игра.

Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили ( «лепят», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий, ( сжимают ладони вместе)
И совсем-совсем несладкий. ( грозят пальчиком)
Раз – подбросим, два – поймаем, ( смотрят вверх, подбрасывают и
ловят воображаемый снежок)
Три – уроним ( «роняют» воображаемый снежок)
И … сломаем. ( топают)

Игры на уточнение и расширение пассивного

словаря по лексическим темам.

Лексическая тема: «Транспорт»

Игра «Что делает самолет?»

Цель: расширение объема словаря глаголов, формирование представлений о предмете.

Оборудование. Предметы по изучаемой лексической теме.

Содержание. Взрослый предлагает одному из детей взять предмет (например, игрушечный самолет) в руки и показать, что может делать этот предмет, что можно делать с ним. Ребенок совершает действия, а взрослый к каждому из них задает вопрос: «Что делает самолет? Что ты делаешь с самолетом?» (самолет стоит, едет, взлетает, летит, приземляется, садится, падает; я самолет беру, везу, держу, сажаю). При отсутствии правильного ответа ребенок повторяет слова за взрослым сначала индивидуально, а затем хором со всеми детьми подгруппы.

Рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями.

Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

Оборудование: предметы (или их изображения) с недостающими частями (грузовик без кузова, лодка без весел, вертолет без пропеллера) и т.д.

Взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, а также поразмышлять о последствиях такого явления. Например, при рассматривании грузовика (или его изображения) с недостающим кузовом взрослый задает вопросы: «Чего не хватает грузовику? Сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова? Для чего нужен кузов?».

Игра «Веселые машинки».

Цель: обучение детей использованию в речи предлогов и приставочных глаголов.

Оборудование: игровое поле с дорогами, гаражом, мостом и т.д., выполненными способом аппликации. Игрушечные сборные машинки из киндер – сюрприза.

Игру предваряет беседа о дороге, о транспорте. На игровое поле выставляются 5-6 машинок (по количеству игроков). Воспитатель предлагает рассмотреть и описать расположение машин на игровом поле.

Например: за гаражом, под мостом, на горке.

Если дети затрудняются, воспитатель четко произносит нужные фразы, выделяя предлоги, и просит повторить текст.

Игроки меняют местоположение машин и составляют предложения по «требованию» воспитателя. Сигналом остановки служит звук свистка или жест «регулировщика» с игрушечным жезлом.

Игры на формирование фразовой речи.

На первом этапе отрабатываются одинаковые грамматические конструкции, в которых сменяются персонажи («Папа спит», «Мама спит», «Собака спит») и действия («Папа спит», «Папа ест», «Папа пьет»).

Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек-раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т.п.

Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.

Различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий.

Цель: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она».

Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик, изюм или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот (вот она)! Где конфетка – вот!». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать «Вот!». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать «Где Ваня?- Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я»)». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.

Игра «Оденем куклу»

Даже такой «сложный» для ребенка процесс, как одевание, можно превратить в развивающую игру. Для этого нужно всего лишь сопровождать все свои действия комментариями и начинать одевание с игрушек.

Разложите заранее выбранную одежду и предложите ребенку помочь одеться кукле.

Для этого попросите найти нужный предмет:

«Найди платье (рубашку, шорты, носки)».

Когда ребенок выполнит задание, скажите: «Давай оденем куклу».

После того, как на кукле окажется нужный предмет одежды, прокомментируйте: «Мы надели платье. Кукла в платье».

Точно также можно одевать и самого ребенка. Не забывайте улыбаться и подбадривать ребенка, с хорошим настроением и одеваться быстрее, и овладевать правильной речью легче.

Игра «Определи место игрушки».

Цель: развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.

Оборудование: игрушки (машина, пирамида, мяч, мишка, кукла) и другие.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребёнка, он спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамида?» ребёнок должен дать полный ответ: «Пирамида стоит между машиной и мячом». После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.

Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить, как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например: «Мяч лежит между куклой и мишкой». Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Игра «Придумай фразу».

Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование: сюжетные картинки из лото «Что мы делаем».

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка. Педагог придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов), затем предлагает детям дополнить его фразу одним новым словом. Каждый вызванный ребёнок удлиняет фразу ещё на одно слово.

Например, педагог говорит: Таня играет. Ребёнок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. Следующий повторяет Таня играет на улице и добавляет в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные – с паузой через три-четыре слова. Когда дети овладеют правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Игра «Волшебное зеркало».

Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координации движений.

Описание игры. Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. Водящий подходит к одному из ребят и говорит:

Ну-ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй-ка все за мной!

Водящий произносит любую фразу, сопровождая её какими-либо движениями. Тот, к кому он обратился, должен точно повторить и фразу, и движение. Если ребёнок допустил ошибку, он выбывает из игры. Новым водящим становится тот, кто выполнит все без ошибок. Педагог следит за правильностью дыхательных пауз и фразовой речи детей.

Игры на развитие психических процессов.

Проводим игры соответствующие лексической теме недели.

Лексическая тема: «Дикие животные».

Игра «Четвертый лишний» (по картинкам или игрушкам диких животных + игрушка, не относящаяся к диким животным).

Цель: развитие логического мышления.

Лексическая тема: «Игрушки».

Игра «Чего не стало?» с этими игрушками.

Цель: развитие внимания.

Лексическая тема: «Транспорт».

Игра «Запомни машины».

(на столе выставлены 2-4 игрушки транспортных средств. Ребенку дается время их внимательно рассмотреть. Потом игрушки убираются в общую с другими игрушками коробку. Ребенок по памяти ставит те игрушки, которые были выставлены на столе).

Цель: развитие памяти.

Лексическая тема: «Домашние птицы».

Игра «Накорми птиц».

(бумажные силуэты домашних птиц и червячков разного цвета).

Цель: развитие воображения.

Игра «Во саду ли, в огороде».

Цель: учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.

Оборудование: фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.

Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.

Игра « Чего не стало?»

Цель: расширение объема словаря, развитие зрительной памяти.

Оборудование: набор предметных картинок по теме.

Средний уровень сложности.

Взрослый демонстрирует и называет 5 – 6 картинок. После исчезновения картинки дети вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Высокий уровень сложности.

Количество картинок увеличивается до 7 – 8. В задании используются наряду с распространенными словами по теме менее употребляемые слова. Дети сами называют картинки, предъявляемые взрослым. После исчезновения одного изображения вспоминают предмет и слово, которым он был назван.

Для стимулирования появления речи использую разнообразные методические приёмы:

  • инсценировки (стихи-диалоги, сказки);
  • альтернативные вопросы, например: «Какую игрушку тебе дать, зайчика или куклу? Что тебе дать – чашку или ложку? Что хочешь – рисовать или поиграть?» — в такой формулировке вопроса ребёнок слышит и может использовать подсказку и повторить нужное ему слово;
  • общение в ходе выполнения поручений, например, предварительно убрав какой-либо предмет на высокую полку, например, собачку, попросить ребёнка принести его. Так как ребёнок не может достать предмет, ему придётся каким-то образом вступать к контакт. Взрослый: «Что ты хочешь? Собачку? Как надо попросить? – Дай собачку» (в качестве поощрения ребёнок получает игрушку);
  • театр игрушек, пальчиковый театр («Кто в домике живёт?», чаепитие для кукол);
  • имитация и звукоподражание («Гуси-гуси», «Зайка», имитация звуков животных);
  • договаривание потешек; сказок; стихотворений;
  • заучивание простых стишков;
  • логоритмические упражнения.

Приобретение речевой уверенности, желанию говорить также помогает участие ребёнка в утренниках . Даже пара слов, сказанная на нём, помогает ребёнку расправить плечи, у него появляется мотивация к речевым занятиям. Здесь качество звукопроизношения уступает цели выработки смелого речевого поведения, желания выступать. А сам утренник становится функциональной тренировкой для начинающих говорить.

Очень важно поощрять желание ребёнка говорить. Одной из форм стимуляции этой потребности является, естественно, похвала взрослого как положительное подкрепление достижений ребёнка. Поэтому не скупитесь на хорошие слова и радостные восклицания!

Источник

Читайте также:  Дарья лисичкина упражнения для ушек
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни