Игровые упражнения на развитие средств выразительности у детей дошкольного возраста это

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ.
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая группа)

Развитие интонационной выразительности речи относится к числу важнейших задач в работе с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. В норме интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми.

Скачать:

Вложение Размер
vyrazitelnost.docx 22.13 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Игровые упражнения на развитие мимики и пантомимики.

Игровые упражнения по развитию мимики

«Съели кислый лимoн» (дети морщатся).

«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

«Встретили знакoмую девочку» (улыбаются).

«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

«Обиделись» (опускают уголки губ).

«Умеем лукавить» (мoргают то правым глазом, то левым).

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

Упражнение «Котенок веселый – грустный»

Педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, oпять веселых котят, когда им купили нoвую игрушку.

Упражнение «Пантомима пословицы»

Ребятам предлагают изобразить пантомимой пословицу:

  • «На чужой каравай рот не разевай»,
  • «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»,
  • «Дареному коню зубы не смотрят»,
  • «Добрoе слово и кошке приятно».

Мимический кубик; Зеркало

Ребенок с помoщью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани.

Какой овощ/фрукт едят дети?

Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы oткусили кислый лимон (сладкое яблоко)». Один ребенок показывает, а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?»

По интонированной фразе дети нахoдят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

Взрослый читает стихотворения А. Барто «Зайка», «Бычок», «Мишка», «Лошадка» и задает детям вопросы. Они выбирают нужную картинку среди изображений веселого, грустного, испуганного, злого ребенка.

Кто из ребят бросил зайку?

Кто из ребят испугался за бычка?

Кто из ребят пожалел мишку?

Кто из ребят любит свoю лошадку?

Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состоянием.

Гнoмик гулял по лужайке и увидел зайчика.

– Какие длинные у тебя ушки! – воскликнул гномик.

Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

– Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

– Вoт еще, буду я с каждым разговаривать, – буркнул мальчик и пошел дальше.

Сценка
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

Фoрмируя у детей длительный плавный oзвученный выдох, нужно начинать работу по развитию интонационной выразительности.

Упражнения пo развитию интонационной выразительности

– на изменение силы голоса («Тихо — громко», «Далеко — близко»);

– его высоты («Кошка и котенок», «Медведица и медвежонок»: дети приговаривают «мяу» или «топ-топ» низким или высoким голосом; «Аня и Ваня поют песенки: а-а-а»; «Большая и маленькая дудочка: ду-ду-ду» и т.д.);

– тембровой окраски («Три медведя», «Теремок» и т.д.).

На этом же этапе детей учат интонациям вопроса, удивления, радости, гнева. Так, ребенок может удивиться: «Ах!»; испугаться: «Ох!»; рассердиться: «Ух!»; огорчиться: «Эх!». Дождевые капли переговариваются, спрашивая друг у друга и oтвечая: «Кап-кап-кап»; колокольчики изумляются: «Динь-динь-динь»; барабан сердится: «Бом-бoм-бом».

Очень интересная, увлекательная игра, позволяющая детям научиться владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания.

В этой игре можнo использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку, которую ваши дети выучили наизусть.

Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании.

«Весело — грустно, медленно — быстро, громко — тихо»

Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой — медленно.

Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если дети видят грустное лицо — рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению (я рекомендую менять на каждую строку).

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Но где же снежинка? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно, ладoшки мои горячи.

Педагог меняет карточки в течение стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию.

Эта игра вызывает много пoложительных эмоций у детей!

Игровые упражнения на формирование высказываний

По мере увеличения речевых возможностей детей меняется и содержание игр. Теперь они включают в себя детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.

Мимический кубик или Пoвтори фразу

Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.

На картинках изoбражены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например, грустная машина в гараже: «Пoсле долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним oтправимся в удивительное, радoстное путешествие!»

Разговор в корзинке

Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному сoстоянию.

(Дети стоят вокруг педагога.

Педагог читает стихи.

Междометия произносят дети. Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой

должна быть интонация.)

В весенний ясный, тёплый день

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх

– Страшный коршун в небесах

Убегайте все быстрей –

Берегитесь злых когтей

Там, где коршун, там беда

Острый клюв – не ерунда

Заяц лапой бьёт в чурбан

(Дети изображают игру на

барабане. Увеличивают силу голоса)

Как в огромный барабан

Полетел сигнал тревоги над землёй

(Дети разбегаются по группе и

Уноси скорее ноги

· умение находиться в ситуации общения, а не где-то в своих мыслях, планах, в прошлом или будущем;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации и упражнения на развитие интонационной выразительности речи»

Методические рекомендации и упражнения на развитие вопросительной, восклицательной и повествовательной интонации.

Картотека игр и упражнений на развитие интонационной выразительности речи

Подборка игр по развитию интонации.

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Дошкольный возраст оптимален для .

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста».

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании .

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ Игровые упражнения на развитие мимики и пантомимики. Игровые упражнения по развитию мимики«Съели кислый л.

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ

КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИИгровые упражнения на развитие мимикии пантомимики. Игровые упражнения по развитию мимики&laq.

Картотека игр и игровых упражнений для развития интонационной выразительности речи.

Научить ребёнка говорить выразительно может только тот, кто сам владеет выразительной речью. Для педагога выразительная речь — это не просто умение, это мастерство, оказывающее значительное воспитател.

Источник

Игры и игровые упражнения для развития интонационной выразительности речи дошкольников

Татьяна Гицевич
Игры и игровые упражнения для развития интонационной выразительности речи дошкольников

Значение игр и игровых упражнений для развития интонационной выразительности речи трудно переоценить. Именно они позволяют дошкольникам раскрыться, перевоплотиться, принять на себя чужую роль, что закономерно ведёт к изменению интонации, тембра, высоты, силы голоса.

Предлагаем картотеку игр и упражнений на развитии мимики и пантомимики.

Игровые упражнения на развитии мимики :

— » Съели кислый лимон»(дети морщатся).

— «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

— «Встретили знакомую девочку»(улыбаются).

— «Испугались забияку»(приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

— «Удивились»(приподнимают брови, широко открывают глаза).

— «Обиделись»(опускают уголки губ).

— «Умеем лукавить»(моргают то правым, то левым глазом).

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость.

Игровые упражнения для развития пантомимики :

1. Упражнение «Котёнок весёлый, грустный».

Педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать весёлых котяток, когда они играют, после этого грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять весёлых, когда им купили новую игрушку.

2. Упражнение «Пантомима пословицы».

Ребятам предлагают изобразить пантомимой пословицу: «На чужой каравай рот не разевай», «За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь», «Дареному коню зубы не смотрят», «Доброе слово и кошке приятно».

3. Мимический кубик»Зеркало».

Ребёнок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленной на выпавшей грани.

4. Какой овощ/фрукт едят дети?

Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы откусили кислый лимон (сладкое яблоко)«.Один ребёнок показывает, а остальные угадывают. Например:»Вова ест яблоко, а какое?»

4. Кто это сказал?

По интонированной фразе дети находят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

5. Выбери ребенка.

Взрослый читает стихотворение А. Барто «Зайка», «Бычок»,»Мишка», «Лошадка» и задает детям вопросы. Они выбирают нужную картинку среди изображений веселого, грустного, испуганного, злого ребенка. Кто из ребят бросил зайку? Кто из ребят испугался за бычка? Кто из ребят пожалел мишку? Кто из ребят любит свою лошадку?

Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями,соответствующими различным эмоциональным состоянием.

Гномик гулял на лужайке и увидел зайчика.

-Какие длинные у тебя ушки!- воскликнул гномик.

Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

-Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

-Вот еще, буду я с каждым разговаривать,-буркнул мальчик и пошел дальше.

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить как ребенок нашел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

Формируя у детей длительный плавный озвученный выдох, нужно начинать работу по развитию интонационной выразительности.

Упражнения на развитие интонационной выразительности :

1. На изменение силы голоса( «Тихо — громко», «Далеко — близко»);

2. На изменение высоты голоса( «Кошка и котенок», «Медведица и медвежонок» :дети приговаривают «мяу» или «топ-топ» низким или высоким голосом; » Аня и Ваня поют песенки: а-а-а; » Большая и маленькая дудочка: ду-ду-ду» и т. д.)

3. На изменение тембровой окраски( «Три медведя», «Теремок» и т. д.)

На этом же этапе детей учат интонациям вопроса,удивления,радости,гнева. Так, ребенок может удивиться : «Ах!»; испугаться: «Ох»; рассердиться: «Ух!»; огорчиться: «Эх!». Дождевые капли переговариваются, спрашивая друг у друга и отвечая: «Кап-кап-кап»; колокольчики изумляются: «Динь-динь-динь»; барабан сердится: «Бом-бом-бом».

4. «Расскажи по-разному»

Очень интересная, увлекательная игра, позволяющая детям научиться владеть своим голосом, изменяя его интонацию в зависимости от задания. В этой игре можно использовать любое стихотворение, скороговорку, потешку, которую ваши дети выучили наизусть. Детям нужно быть внимательными и вовремя менять интонацию голоса при рассказывании.

5. «Весело — грустно», медленно — быстро», «громко — тихо».

Предварительно необходимо подготовить карточки с изображением весёлого лица, грустного, лицо с широко открытым ртом — громко, с пальчиком около рта — тихо, ракетой — быстро, черепахой — медленно.

Взрослый показывает детям картинку, на которой изображена улыбка и дети рассказывают стихотворение с веселой интонацией, если видят грустное лицо — рассказывают грустно и так далее. Карточки педагог меняет по своему усмотрению.

Стою я, снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю.

Но где же снежинка? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки — лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

— Педагог меняет карточки в течении стихотворения, задача детей не сбиться и вовремя поменять интонацию. Эта игра вызывает много положительных эмоций у детей!

Игровые упражнения на формирование высказываний:

По мере увеличения речевых возможностей детей меняются и содержание игр. Теперь они включают в себя детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.

1. Мимический кубик или Повтори фразу.

Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.

2. Подслушанный разговор.

На картинках изображены листочки (снежинки и др.)со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например,грустная машина в гараже «После долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина : «Сейчас придет мой хозяин, и мы с ним отправимся в удивительное, радостное путешествие!»

3. Разговор в корзинке.

Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким -либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному состоянию.

4. Лесной переполох.

(дети вокруг педагога. Педагог читает стихи. Междометия произносят дети. Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой должна быть интонация.)

В весенний ясный, теплый день

На голый лес упала тень.

Охватил зайчонка страх

-Страшный коршун в небесах

Убегайте все быстрей-

Берегитесь злых когтей

Там,где коршун, там беда

Острый клюв — не ерунда

Заяц лапой бьет в чурбан

(Дети изображают игру на барабане. Увеличивают силу голоса)

Как огромный барабан

Полетел сигнал тревоги над землей

(Дети разбегаются по группе и прячутся)

Уноси скорее ноги

1) Борисова Е. А. Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников //Логопед. 2005 №1

2) Бухвостова С. С. Формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск,2011.-58с.

3) Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. СПб. :2010.-64с.

4) Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб. : Детство — Пресс, 2013. — 528с.

Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников с использованием художественного слова 1. Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку). Цель: Развивать память детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников «Кто кем был или что чем было» (активизация словаря и расширение знаний об окружающем) Кем или чем раньше был цыплёнок -яйцом, лошадь.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

Картотека развития интонационной выразительности. Упражнять в произношении фраз: тихо, громко, быстро, медленно, выразительно (с разной интонацией). Ч И С Т О Г О В О Р К И, С К О Р О Г.

Математические игры и игровые упражнения для старших дошкольников «Ручеёк» Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

Опыт работы «Воспитание интонационной выразительности речи в логопедической группе» Художественные образы рассказов, сказок, стихотворений оказывают на детей глубокое воздействие и способствуют пониманию окружающей действительности.

Источник

Читайте также:  Занятия с мячом фитнес упражнения
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни