ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
картотека (средняя группа) на тему
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_k_teme.docx | 29.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ К ТЕМЕ «ТРАНСПОРТ»
Можно ездить или нет?
Цель: автоматизировать правильное произношение с (сь) в словах; упражнять в составлении простого предложения с заданным словом или группой слов; уточнять представления о средствах передвижения.
Материал : коробка и картинки с изображением средств передвижения, а также других предметов, имеющих в названии звук с (сь) : санки, самолёт, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, сад, стул, стол, самосвал, светофор, пылесос, слон, собака, сапоги.
Вариант 1. Дети по очереди вынимают из «гаража» (коробки) картинки; каждый показывает свою, называет изображённый на ней предмет и говорит, можно на нём ездить или нет. Педагог следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчётливо выговаривали слова с заданным звуком. Затем просит составить предложение по своей картинке.
Вариант 2. Когда ребёнок берёт вторую картинку, называет её, то составляет предложение с двумя словами: « Новые Санки привезли на самолёте».
Так продолжает добавлять слова в своё предложение, пока не сделает ошибку. На его место идёт второй игрок и начинает сначала, предварительно перемешав все картинки.
Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах; упражнять в соотнесении транспортного средства с его назначением.
Материал: предметные и сюжетные картинки к теме «Транспорт».
Взрослый. Назовите автомобильный транспорт, который движется по улице города ( автобус, автомобиль, пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина, такси, маршрутное такси ).
«Каждый из автомобилей предназначен для выполнения разной работы.
Посмотрите на картинки и соедините пассажиров и тот автомобиль, в котором они поедут.»
Воспитатель и дети — маршрутное такси, автобус, троллейбус.
Мужчина с портфелем — Мерседес.
Пожарные — пожарная машина.
Доктор и медсестра — скорая помощь.
Тракторист (комбайнёр) — трактор, комбайн.
Строитель — подъёмный кран.
Рабочие «дорожной службы» — снегоуборочная, мусороуборочная и т.д.
Что за чудо-грузовик?
Цель: уточнять представления детей о разнообразии специальных транспортных средств; упражнять в практическом усвоении простейших приёмов словообразования; развивать связную речь при составлении простых предложений с заданным словом.
Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств.
Взрослый. А сейчас мы заглянем вместе с вами в гараж. Здесь находится много грузовых машин. Они перевозят различные грузы. Отметьте фишкой одного цвета грузовую машину и груз, который она перевозит. Расскажите о её назначении.
Дети. Самосвал — нужен, чтобы перевозить камни, песок.
Грузовик-фургон «Холодильник» (мороженое, птица, мясо); грузовик-фургон «Хлеб» (батоны, булочки, торты); грузовик-фургон «Мука»; грузовик-бочка «Живая рыба», «Огнеопасно» (бензовоз); бетономешалка; грузовик для перевозки автомобилей; для перевозки строительных блоков и панелей; грузовик-фургон зелёного цвета с надписью «Люди» и т.д.
Едет, плавает, летает
Цель: упражнять детей в классификации транспортных средств по способу, месту передвижения, по назначению; активизировать слова, обозначающие транспортные средства, профессии людей на транспорте, упражнять в практическом усвоении форм творительного падежа.
Материал: гараж (коробка) и предметные картинки разнообразных транспортных средств; набор листов формата А4 цветной бумаги.
Взрослый. Транспорт может быть наземный и подземный, пассажирский и грузовой, водный и воздушный. Посмотрите на картинки, назовите разные виды транспорта. (А втобус, троллейбус, грузовик, грузовой фургон, пассажирский поезд, самолёт, вертолёт, военный корабль, теплоход, мотоцикл, велосипед.)
А теперь разложите все картинки на «зоны», где они передвигаются: голубая — воздух; тёмно-синяя — вода; коричневая — земля.
Для того, чтобы управлять транспортом, надо быть отличным специалистом, мастером своего дела. Скажите, кто чем управляет.
Например: «Автобусом управляет… водитель».
Грузовик — … шофёр, поезд — … машинист, вертолёт, самолёт — … пилот, корабль — … капитан, мотоцикл — … мотоциклист, велосипед — … велосипедист, ракета — … космонавт.
Цель: упражнять в практическом усвоении способов согласования слов в простом предложении.
Материал: предметные картинки транспортных средств и символические изображения способов движения.
Взрослый. Постовой дорожной автоинспекции говорит по рации о своих наблюдениях напарнику. Помогите ему правильно построить предложения.
Легковая машина, ехать, дорога: «Легковая машина проехала по дороге!»
Самолёт, небо, лететь, высоко.
Большой, корабль, волны, плыть.
Трасса, по, гоночный автомобиль, мчаться.
Магазин, около, мотоцикл, останавливаться.
Ехать, тропинка, велосипедист.
Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на дороге.
Материал: предметные картинки «Дорожные знаки», атрибуты одежды постового регулировщика.
Взрослый. Для того чтобы правильно передвигаться по дороге, нужно знать правила дорожного движения.
Расскажите своим друзьям, что обозначают эти дорожные знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь? («П ешеходный переход», «Автобусная остановка», «Берегись автомобиля», «Проезд запрещён», «Остановка запрещена», «Стоянка автотранспорта», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка». )
Цель: учить сосредоточивать внимание детей на содержании небылицы, рассуждать, т.е. стимулировать переход к логическому мышлению.
Взрослый. Послушайте стишок-небылицу и скажите, бывает ли так?
Сяду я на самолёт —
У него мотор ревёт.
Он помчится под землёй,
Покатает нас с тобой.
Самолёт летит легко
Выше туч и облаков,
Выше дач, деревьев выше,
И садится он на крыши.
Один — много (с мячом)
Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; закреплять умения детей изменять слово и согласовывать слова.
Взрослый называет объект или явление в единственном числе ( лодка) и бросает мяч ребёнку. Он отвечает во множественном ( лодки ) и возвращает мяч педагогу.
Цель: выделение общего и различного в предметах транспорта.
Материал: предметные картинки транспортных средств, фишки.
Взрослый. Назовите, что обязательно есть у любой машины? (Колёса, мотор, бензобак, руль…)
Как называется руль у самолёта? (Штурвал.) Колёса? (Шасси.)
Какой руль у корабля? У трамвая?
Педагог раздаёт каждому по 2 картинки из набора транспортных средств и просит найти как можно больше сходства между ними, а затем — различий.
За каждый названный верно признак сходства (различия) — фишка. Побеждает игрок с большим количеством фишек.
Тише едешь — дальше будешь
Цель: обогащать и активизировать глагольный словарь по теме «Транспорт».
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Взрослый . Скажите, что умеет делать эта машина?
Например: « Самолёт летит, громко гудит, взлетает, приземляется, выпускает шасси, заправляется топливом, разворачивается на взлётной полосе, разгоняется, набирает высоту, перевозит грузы и людей…»
За каждое правильное слово-действие ребёнок делает шаг вперёд.
Каждому ребёнку даётся своя картинка.
Побеждает тот, кто больше сделал шагов, т.е. больше всех назвал действий предмета.
Автопарк и депо
Цель: стимулировать развитие зрительной памяти; развивать связную речь.
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Все картинки закрываются экраном или ширмой. Одна или несколько картинок прячутся или переворачиваются тыльной стороной. Когда экран поднимается, дети должны вспомнить, какие картинки спрятаны, и назвать их. (Вспомнить, какая машина уехала, а какая приехала?)
Число машин в автопарке постепенно увеличивается.
Станция технического обслуживания
Цель: уточнять представления о целостном образе предмета и стимулировать развитие грамотной речи.
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Взрослый. Дети, рассмотрите незаконченные рисунки транспортных средств. На станцию техобслуживания привезли поломанные автомобили, необходимо назвать отсутствующие части, детали и дорисовать их.
Цель: активизировать качественный словарь по теме «Транспорт»; развивать ситуативно-деловую форму общения между сверстниками.
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Дети делятся на 3—4 группы и выбирают по одной картинке транспортного средства на группу.
Взрослый. Представьте себя рекламным агентом на авторынке. Попробуйте подобрать как можно больше определений к своей машине, рассказать о ней, чтобы её захотелось приобрести.
Каждая команда по очереди называет слово — определение к выбранной ими машине. Повторять слова нельзя. Выигрывает та команда, которая назовёт большее количество слов-определений.
Так же, как и у машины!
Цель: активизировать словарь по теме «Транспорт»; развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение систематизировать, классифицировать объекты рукотворного мира, аналитико-синтетические мыслительные операции.
Материал: предметные картинки транспортных средств.
Взрослый. Выбери подходящее слово (картинку):
У самолёта — крылья, а у вертолёта — … (лопасти).
Кошка лакает молоко, автомобиль … (заглатывает бензин).
Корабль плавает, а самолёт … (летает).
У человека — дом, у автомобиля — … (гараж).
У птицы — гнездо, а у самолёта — … (ангар).
У рыбы — заводь, а у кораблей — … (порт).
У ястреба — клюв, а у самолёта — … (нос).
У автобуса — парк, а у трамвая — … (депо).
У человека — сердце, а у автомобиля — … (мотор).
Утка — крякает, а пароход … (гудит).
Цель: упражнять детей в установлении причинно-следственных связей; развивать связную речь детей при объяснении своих ответов.
Взрослый. Закончите правильно предложение:
В автобусе нельзя баловаться, потому что…
В транспорте надо держаться за поручни, чтобы …
Корабли строят, чтобы …
Самолёт быстрее поезда, потому что…
Колёса круглые, потому что…
Автомобиль не едет под водой, потому что …
На стройке много техники, потому что…
В городе много разного транспорта, чтобы…
Людям нужны специальные машины, чтобы … и т.д.
Речевой тренинг «Опровержения»
Цель: развивать логическое мышление детей, упражнять в установлении связей между явлениями; развивать связную речь.
Взрослый предлагает заведомо ложное высказывание. Дети придумывают как можно больше опровержений.
Автомобили ездят только на бензине. У всех пассажиров есть руль. На лодке можно летать. Самолёт перевозит только людей. Троллейбус мчится по рельсам. Пар двигает электричку. Все летающие аппараты имеют двигатель. У автомобилей деревянные колеса. Трамвай перевозит строительные материалы.
Цель: упражнять детей в подборе противоположных по значению слов; в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; упражнять в построении сложного предложения с союзом а.
Взрослый. С нами будет играть Антон Антоним, он приехал на автомобиле. Какие слова он сегодня нам привёз?
Антон Антоним. В транспорте всегда найдётся множество мелочей, очень интересных деталей, проводов и соединений. Я люблю первую букву алфавита, ведь она первая и в моём имени. Поэтому хочу, чтобы дети соединяли слова в предложении союзом а и называли всё наоборот.
В машине окна, колёса… (круглые).
У автобуса — руль, а у самолёта — … (штурвал).
У поезда — рельсы, а у корабля —… (вода).
У штангиста — штанга, а у троллейбуса — …(штанги).
У парохода — пар, а у трамвая — … (электрический ток).
Автомобиль шуршит, а трамвай… (грохочет).
Электричка возит пассажиров, а товарный поезд… (грузы).
На море — капитан, а в самолёте — … (пилот).
Автомобиль быстрый, а … черепаха (медлительная)
Экскаватор роет, а подъёмный кран… (поднимает и устанавливает).
Взрослый. Самолёт летит. Это хорошо?
Дети. Грузы перевозит.
Взрослый. Грузы перевозит — это плохо, почему?
Дети. Самолёт может сломаться, и груз не дойдёт.
Взрослый. Груз не дойдёт — это хорошо, почему?
Дети. Груз — это плохие письма, и люди не получат эти плохие вести…
Начальная фраза может быть любой, касающейся рассматриваемого объекта
План — конспект занятия .
Цель : Уточнить представление детей о разных видах транспорта (наземного, водного, воздушного)
Задачи : 1. Учить различать и называть разные виды транспорта
2. Формировать знания детей о многообразии видов транспорта
3. Развивать умения детей выделять и называть части машины
4. Обогащать словарный запас детей названиями ( транспорта , его частей, вида)
5. Воспитывать умение во время беседы вести себя спокойно и давать возможность высказывать другим детям
Материалы : Презентация « Транспорт » собственной разработки.
Расшифровка : В : — воспитатель.
Ход занятия:
В : — Здравствуйте, ребята!
В : — Ребята мы сегодня с вами узнаем всё о транспорте , какой он бывает, зачем и для чего нужен.
Д : — Ответы детей
В :- Какой вы знаете наземный транспорт ? (Показ слайдов)
Д :- Ответы детей (автобус, троллейбус, трамвай, грузовик)
В :- Ребята назовите части машины. (Показ слайдов)
Д : — Ответы детей.
В :- Почему этот транспорт называется наземный ?
Д : — Ответы детей (потому что он ездит по земле) .
В :- Ребята, какой вы знаете воздушный транспорт ? (Показ слайдов)
Д :- Ответы детей (самолёт, вертолёт) .
В :- Почему транспорт называется воздушный?
Д : — Ответы детей (потому что он летает по воздуху) .
В :- Для чего нужен воздушный транспорт ?
Д : — Ответы детей (Чтобы быстрее перевозить людей и грузы) .
В :- Кто управляет самолётом?
Д : — Ответы детей (пилот) .
В :- Где приземляются самолёты?
Д :- Ответы детей (аэропорт, аэродром) .
В :- Игра «Летает – не летает» .
(Воспитатель называет транспорт , если воздушный дети поднимают руки наверх, а если нет, топают ногами)
Вертолет, апельсин, метро, груша, самолёт, шкаф, ракета, дом, трамвай, мама, автобус, собака, троллейбус, мяч, спутник, мышь, парашют, лодка.
В :- Ребята как называется транспорт , который передвигается по воде? (Показ слайдов)
Д : — Ответы детей (водный) .
В : Какой водный транспорт вы знаете ? (Показ слайдов)
Д : — Ответы детей (корабль, лодка, пароход) .
В :- Кто управляет кораблём?
Д :- Ответы детей (капитан) .
В :- Как называется место, куда приплывают корабли?
Д :-Ответы детей (порт) .
В :- Где можно встретить водный транспорт ?
Д :-Ответы детей (море, река, океан) .
В :- Игра : «Третий лишний» . (Показ слайда)
В :- Что нового мы сегодня с вами узнали? Что вам понравилось больше всего? (Обсуждение)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая гостиная «Игры за дружным столом». Тема: Транспорт.
В своей работе каждый логопед ищет наиболее эффективные и интересные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Родителей необходимо знакомить с приёмами логопедической работы, учить их быть наш.
Комплекс игр и упражнений на тему «Транспорт»
Цель методической разработки: расширить представления детей о транспортных средствах, упражнять в соотнесении транспортного средства с его назначением,закрепить знания детей о правилах пове.
Игры и упражнения по теме «Транспорт. ПДД»
Игры и упражнения предназначены для организации работы с детьми с ограниченными зрительными возможностями в домашних условиях.
Игра «Большой -маленький» Лексическая тема «Транспорт»
Игра — пособие по лексической теме «Транспорт".
Задание на 18.05.2020 Лексико-грамматические упражнения по теме: «Транспорт. Правила дорожного движения»
Задание на 18.05.2020 Лексико-грамматические упражнения по теме: «Транспорт. Правила дорожного движения».
Тематическая подборка игр и упражнений по теме «Транспорт» в группе компенсирующей направленности.
Тематическая подборка игр и упражнений по теме «Транспорт» в группе компенсирующей направленности.
Источник