Игровые упражнения при заикании

Игры для детей с заиканием: копилка занятий

Время чтения — 12 минут

Опубликовано 7 июн. 2020 г.

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с патологическим состоянием речевых мышц. Выражается частым повторением звуком или их протягиванием, речевыми прерываниями. Причинами часто являются стрессы, инфекции, задержка психического развития.

Дефект речи приводит к комплексами проблемам при взаимодействии со сверстниками, мешает полноценному общению, вызывает немалый дискомфорт. Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант — игровая форма. Предлагаем узнать о различных упражнениях и пополнить вашу дидактическую копилку.

Эффективность игр при заикании

Для ребят до 7 – 8 лет игра — это учеба, труд, развлечение, попросту говоря — основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.

В случае с заиканием специально подобранные игры и упражнения дают следующие результаты:

  • закрепляются правильные навыки речи и поведения в разных жизненных условиях;
  • новые навыки речи легче переносятся из образовательной среды в жизнь;
  • формируется правильное отношение к себе и к окружающим.

Помимо тренировки речи, занятия помогают расширить кругозор, поднять настроение, развить целеустремленность, организованность, сообразительность.

Игры и упражнения на голос и паузы

Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:

  1. Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
  2. Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
  3. Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
  4. На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
  5. «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
  6. «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
  7. «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
  8. «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
  9. «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.

Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».

На развитие речевого дыхания

Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:

  1. «Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
  2. «Лопнувшая шина». Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
  3. «Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
  4. «Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
  5. «Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
  6. «Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
  7. «Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
  8. «Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.
Читайте также:  Индивидуальный комплекс физических упражнений презентация

Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.

Игры-молчанки

Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.

Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.

Игры и упражнения на развитие темпа речи

Следующие задания учат малышей распознавать быструю и медленную речь, варьировать собственный темп. С разной скоростью произносим:

  • гласные в любой последовательности: а-у-о-и-ы;
  • слоговые ряды с чередованием мягких и твердых гласных (пример: сэ-сы-су-са, зе-зю-зя-зи»);
  • «скороговорки». Например, «У ежа ежата, у ужа — ужата», «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц».

Чистоговорки и скороговорки нравятся детям и поднимают настроение. Сначала выбирайте более простые, постепенно усложняя.

На развитие чувства ритма

Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.

Разминка

Включает различные маршировки под музыку со сменой направлений. Помогает настроиться на дальнейшую работу.

Нормализация мышечного тонуса

Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.

Ритмизация движений

Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».

Расширение диапазона голоса

Следующие игры для детей с заиканием помогают закрепить пройденное и учат варьировать интонацию и тембр голоса, что очень важно для полноценной речи:

  1. Считать от 1 до 10 на различных высотах голоса;
  2. «Теплоход». На звук У произносим звук гудка 3 теплоходов: большого, маленького и среднего в любой последовательности;
  3. Произнести фразу «Я вам приказываю» с разными интонациями: сердито, дружелюбно, равнодушно;
  4. Участвуют 2 человека. Один говорит «Накажу!” с постепенным повышением тембра, а второй говорит «Нет» с понижением.

Подойдут любые упражнения, где нужно подбирать разную интонацию, громкость, скорость речи и ее эмоциональную окраску.

Советы и рекомендации

Помните, что игра должна приносить радость. Ни в коем случае не заставляйте заниматься насильно. Оживляйте упражнения новыми правилами, сочетайте их с чтением, изготовлением поделок, новыми сюжетами.

Создавайте непринужденную обстановку и не сдерживайте двигательную активность. Развитие моторики благоприятно сказывается на улучшении работы речевого аппарата.

Обязательно хвалите ребенка за успехи. Пусть все получится!

Спасибо! Мы скоро свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.
Читайте также:  Какие упражнения для художников

Спасибо! Мы свяжемся с вами

Оставьте заявку на бесплатное диагностическое занятие

    Познакомимся. Методист определит степень развития речи и проблемы, которые можно исправить. Покажем работу платформы и подберем подходящего специалиста для занятий.

Источник

Игровые упражнения при заикании

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант — игровая форма. Предлагаем узнать о различных упражнениях и пополнить вашу дидактическую копилку.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с патологическим состоянием речевых мышц. Выражается частым повторением звуком или их протягиванием, речевыми прерываниями. Причинами часто являются стрессы, инфекции, задержка психического развития.

Дефект речи приводит к комплексами проблемам при взаимодействии со сверстниками, мешает полноценному общению, вызывает немалый дискомфорт. Коррекция проблемы возможна разными способами, но с детьми дошкольного возраста оптимальный вариант — игровая форма. Предлагаем узнать о различных упражнениях и пополнить вашу дидактическую копилку.

Эффективность игр при заикании

Для ребят до 7 – 8 лет игра — это учеба, труд, развлечение, попросту говоря — основная форма восприятия мира. Играя, ребенок выражает впечатления и эмоции от общения, сюжетов книг, учится выстраивать отношения с людьми.

В случае с заиканием специально подобранные игры и упражнения дают следующие результаты:

  • закрепляются правильные навыки речи и поведения в разных жизненных условиях;
  • новые навыки речи легче переносятся из образовательной среды в жизнь;
  • формируется правильное отношение к себе и к окружающим.

Помимо тренировки речи, занятия помогают расширить кругозор, поднять настроение, развить целеустремленность, организованность, сообразительность.

Игры и упражнения на голос и паузы

Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:

  1. Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
  2. Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
  3. Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
  4. На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
  5. «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
  6. «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
  7. «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
  8. «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
  9. «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.

Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».

На развитие речевого дыхания

Следующие игры и упражнения необходимы для улучшения диафрагмального дыхания, правильного дыхательного темпа и развития речевого аппарата:

  1. «Дышим хорошо». Ребенок ложится и кладет руку себе на верхнюю часть живота. Внимание концентрируется на глубине дыхания. Делаем вдох-выдох и отмечаем, как животик приподнимается и опускается;
  2. «Лопнувшая шина». Разводим перед собой по подобию большой шины. На выдохе медленно произносим ШШШШ, при этом руки скрещиваются: правую нужно положить на левое плечо и наоборот. Грудная клетка легко сжимается на выдохе;
  3. «Шарик». Аналогично предыдущему, но на выдохе нужно произносить ФФФФ;
  4. «Жук». Руки нужно поднять в стороны и слегка отвести назад. На выдохе произносим ЖЖЖЖ, опуская при этом руки;
  5. «Маятник». Садимся по-турецки, руки на затылке. Сначала спокойный вдох, потом пауза 3 секунды, затем наклон вперед и выдох. При возврате в исходное положение — вдох;
  6. «Урожай». Из положения стоя прямо поднять руки вверх, словно доставая яблоки с дерева, сделать вдох и задержать дыхание на 3 секунды. Опустить руки, наклониться вперед и выдохнуть;
  7. «Гармошка». Исходная позиция — стоя прямо, руки на поясе. Вдох, затем пауза 3 секунды. Наклон влево — выдох. Повторить в другую сторону;
  8. «Греем руки». Предлагаем вдохнуть через нос и плавно выдыхать через рот на руки, как бы согревая их.
Читайте также:  Как пишется упражнение на англ

Для занятий с несколькими детьми подойдет упражнение «Чайник». Каждому нужно дать баночку с узким горлышком. По сигнальной фразе «У Маши кипит чайник» названный ученик дует в отверстие банки так, чтобы получился свист. Для этого выдох должен быть очень интенсивный, нижняя губа при этом касается края горлышка.

Игры-молчанки

Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.

Наиболее эффективные игры:

  1. «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
  2. «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
  3. «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.

Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.

Игры и упражнения на развитие темпа речи

Следующие задания учат малышей распознавать быструю и медленную речь, варьировать собственный темп. С разной скоростью произносим:

  • гласные в любой последовательности: а-у-о-и-ы;
  • слоговые ряды с чередованием мягких и твердых гласных (пример: сэ-сы-су-са, зе-зю-зя-зи»);
  • «скороговорки». Например, «У ежа ежата, у ужа — ужата», «Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц».

Чистоговорки и скороговорки нравятся детям и поднимают настроение. Сначала выбирайте более простые, постепенно усложняя.

На развитие чувства ритма

Логопедическая ритмика подразумевает двигательные упражнения, преследующие разные цели.

Разминка

Включает различные маршировки под музыку со сменой направлений. Помогает настроиться на дальнейшую работу.

Нормализация мышечного тонуса

Подходящие упражнения: свободное качание рук вперед-назад, в стороны, чередование напряжения и расслабления рук.

Ритмизация движений

Используются ходьба, хлопанье и постукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, пропевание слов и слогов. Пример: прохлопываем песенку «Петушок, петушок, золотой гребешок».

Эффективно использовать активные упражнения под музыку с проговариванием речевых заданий. Например, ученики произносят текст и сопровождают его движениями: «Над нами дуб высокий (руки в стороны), над нами сосны, ели (наклоны влево-вправо), головами зашумели (хлопок)».

Расширение диапазона голоса

Следующие игры для детей с заиканием помогают закрепить пройденное и учат варьировать интонацию и тембр голоса, что очень важно для полноценной речи:

  1. Считать от 1 до 10 на различных высотах голоса;
  2. «Теплоход». На звук У произносим звук гудка 3 теплоходов: большого, маленького и среднего в любой последовательности;
  3. Произнести фразу «Я вам приказываю» с разными интонациями: сердито, дружелюбно, равнодушно;
  4. Участвуют 2 человека. Один говорит «Накажу!” с постепенным повышением тембра, а второй говорит «Нет» с понижением.

Подойдут любые упражнения, где нужно подбирать разную интонацию, громкость, скорость речи и ее эмоциональную окраску.

Советы и рекомендации

Помните, что игра должна приносить радость. Ни в коем случае не заставляйте заниматься насильно. Оживляйте упражнения новыми правилами, сочетайте их с чтением, изготовлением поделок, новыми сюжетами.

Создавайте непринужденную обстановку и не сдерживайте двигательную активность. Развитие моторики благоприятно сказывается на улучшении работы речевого аппарата.

Обязательно хвалите ребенка за успехи. Пусть все получится!

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни