Имитативные упражнения виды списывания

Методы и приемы изучения основных орфографических правил. Часть 1.

В начальной школе выделяют несколько типов методов изучения и закрепления орфографического правила: имитативные (списывания обучающие и контрольные, письмо по памяти), аналитико-синтетические (наблюдение над фактами языка, орфографический разбор, решение орфографических задач, диктанты), творческие (составление алгоритмов правила, конструирование орфографических задач). Каждый из методов реализуется набором разнообразных приемов.

1) списывание с орфографическим проговариванием: чтение текста или слов с установкой на обнаружение орфограммы, произнесение слога (в I классе) и целого слова (во II — III классах) орфографически, запись по памяти с орфографической и каллиграфической точностью воспроизведения букв, сверка с печатным текстом;

2) списывание с комментированием орфограмм: орфографическое чтение вслух (хором или индивидуально «по цепочке»), объяснение орфограммы, запись по памяти, сверка с учебником или доской;

3) самостоятельное списывание с пропуском или подчеркиванием орфограмм, затем коллективное обсуждение вставляемых букв или знаков препинания;

4) тренировка зрительной памяти (симультанного навыка), например: «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать по памяти или под диктовку;

5) контрольное списывание: самостоятельная работа, индивидуальная самопроверка.

При списывании мы используем роль переписчиков. Учитель рассказывает ученикам, что в древности, когда еще не умели печатать книги на специальных станках, которые теперь есть в каждой типографии, были грамотные люди, которые переписывали книги вручную. (Можно подобрать картинку с изображением переписчика.) Следует провести беседу о действиях переписчика:

— Как вы думаете, это трудно — быть переписчиком? А что он должен делать? Надо уметь читать, а еще? Понимать то, что читаешь. Правильно. А может переписчик ошибиться? Какую ошибку он может допустить? Это опасно — пропустить букву? Давайте посмотрим рукопись одного монаха, который при переписывании был невнимательным. Он должен был списать рассказ охотника про случай в лесу, и вот что у него получилось: «Серый вол гнался зайцем по пушке леса, пой мал его и сел». Сколько же ошибок сделал наш невнимательный переписчик? Сможете найти? Верно, вол, домашнее животное, не будет бегать по лесу за зайцем. Конечно, это волк. Правильно, не дописал монах одной буквы, а получилась несуразица. Верно, потерял и предлог за, и нет у леса пушки, а есть опушка. Вот еще, молодцы, нашли слово поймал, которое наш монах разбил на два слова. В чем причина такой ошибки? Конечно! Не думал наш переписчик о смысле всего предложения. Есть слово пой, слово мал, только здесь они совсем не подходят по смыслу. Так что же увидел охотник в лесу? Верно, волк гнался за зайцем по опушке леса, поймал его и сел поразмышлять, что ему с зайцем делать. Так? Ну конечно, нет. Еще одна ошибка? Потерял переписчик ъ знак в слове съел, вот и получилось смешно. Сколько же ошибок вы обнаружили? Посчитаем. Пять? Молодцы! Как вы думаете, что же должен делать переписчик, чтобы верно передать текст? Правильно: сначала прочитать все предложение до конца и понять его смысл, затем внимательно смотреть на каждое слово и думать, как оно связано по смыслу с другими словами предложения. Можно посчитать количество букв в своем слове и в образце, если не совпадет, искать, где пропустил или что написал лишнего.

В III —IV классах списывание следует усложнять.

Источник

Примеры имитативных упражнений

Тренировка грамматического материала

Примеры упражнений на первичное закрепление материала.

1. Сравните употребление . в следующих ситуациях и скажите, по какому при­знаку они противопоставлены.

2. Сравните ситуации, найдите общее и отличительное в значении грамматиче­ских форм.

3. Скажите, какие из приведенных предложений не имеют смысла в следующих ситуациях.

4. Прослушайте пары предложений и укажите то, которое соответствует переводу,
данному на карточке.

5. Укажите номер ситуации, в которой допущена ошибка в употреблении грамматической формы.

6. Скажите, какое грамматическое явление вы употребили бы в следующих ситуациях.

7. Выразите согласие или отказ, употребляя одну из двух предложенных вам грамматических форм. Обоснуйте свой ответ.

8. Прослушайте вопрос и скажите, что вы сделаете то, о чем идет речь, когда обстоятельства станут изменяться.

Читайте также:  Все упражнения на автодроме пошаговая инструкция для чайников

9. Прослушайте те реплики, и в зависимости от ситуации скажите собеседнику,
чтобы он не волновался и чтобы он не утруждал себя.

Формирование речевого грамматического навыка предполагает разви­тие навыка относительно точного воспроизведения изучаемого явления в типич­ных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счет варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. С этой целью используются имитационные упраж­нения, подстановочные упражнения, трансформационные упражнения. В отдель­ную группу выделяются упражнения игрового характера.

Имитативные упражнения могут быть построены на одноструктурном или оп­позиционном (контрастном) грамматическом материале. Грамматическая струк­тура в них задана, ее следует повторить без изменения. Выполнение упражнений может проходить в виде прослушивания и повторения форм по образцу, контра­стного повторения различных форм за преподавателем, списывания текста или его части с подчеркиванием грамматических ориентиров.

1. Повторите . вслед за диктором.

2. Повторите следующие предложения, выполняя соответствующие действия.

3. Выполните команду и скажите, что вы сделали.

4. Произнесите одну и ту же фразу громко, тихо, быстро, задумчиво, иронически.

5. Скажите, что сегодня все было, как обычно.

6. Подтвердите высказывание диктора, если он прав.

7. Скажите, что в воскресенье (на прошлой неделе) вы делали то, что любите
делать.

Подстановочные упражнения используются для закрепления грамматического материала, выработки автоматизмов в употреблении грамматической структуры в аналогичных ситуациях.

Существенным для организации подстановочных упражнений- являет­
ся обеспечение подсказки элементов для подстановки. Подсказка может носить
экстралингвистический и речевой характер. Особенно эффективны подстановочные упражнения, которые требуют не только автоматического конструирования
предложений, но и выбора в результате противопоставления грамматических форм в подстановочной таблице. Следует предлагать обучаемым такие уп­ражнения, в которых требуется предварительно противопоставить необходимую грамматическую форму ряду подобных и затем уже составить предложения по образцу. Продуктивны и подстановочные упражнения, построенные по принципу противопоставления, основанные на одновременном показе двух кадров или кар­тинок, изображающих оппозиционные грамматические значения.

Источник

Виды упражнений в правописании

Виды упражнений в правописании

Поскольку обучение правописанию имеет цель формирование навыка, автоматизма, то в системе обучения ему отводится более половины времени, и до 80% площади в учебниках затрачивается на упражнения разнообразных видов. Как правило, эти упражнения предусматривают не только практическое действие- письмо, но и умственные действия в соответствии с грамматической теорией орфографическими правилами.

Упражнения могут быть:

1) комментирование напечатанного или написанного текста,

2) проговаривание слов,

3) выразительное чтение текста для работы над пунктуацией и пр.,

2. Письменными ( этот вид упражнения преобладает на уроке).

Письмо подразделяется на

1. Самостоятельное, т.е. на выражение своей мысли и её запись

-творческие и свободные диктанты,

-письма, деловые бумаги;

в них правописание выполняет свою естественную нормативную функцию;

2. И на учебное, искусственное

-и зрительные диктанты и пр.): в них главной целью является не выражение мысли, а сама техника письма, правописание.

Рассмотрим некоторые из видов упражнений.

Имитативные упражнения (виды списывания)

Виды обучающего списывания:

-списывание с грамматическим или орфографическим комментированием,

-списывание с выделением орфограмм или грамматических форм,

-списывание со вставкой пропущенных букв,

-списывание с частичной перестройкой текста, например с переменой глагольного времени с настоящего на прошедшее,

-списывание с грамматическим разбором путём условного подчеркивания и пр.

а) прочтение слов или текста с установкой на обнаруживание орфограмм;

б) запоминание правильного написания с постепенным увеличением объёма запоминаемого (от 2-3 букв в 1-м полугодии 1 класса – до 5-6 слов в 4 классе.

в) запись – воспроизведение на письме того, что запомнил, с соблюдением требований каллиграфии;

г) в необходимых случаях – уточнение того, чего память не сохранила;

е) комментарий к орфограммам – вслух или про себя;

ж) проверка орфограмм по алгоритму – обычно свёрнутому;

з) проверка по книге

В списывании действует не только зрительная память, но и логическая, и рукодвигательная, а иногда – и слуховая.

Виды упражнений в правописании

Поскольку обучение правописанию имеет цель формирование навыка, автоматизма, то в системе обучения ему отводится более половины времени, и до 80% площади в учебниках затрачивается на упражнения разнообразных видов. Как правило, эти упражнения предусматривают не только практическое действие- письмо, но и умственные действия в соответствии с грамматической теорией орфографическими правилами.

Читайте также:  Гитара начинающему упражнения для левой руки

Упражнения могут быть:

1) комментирование напечатанного или написанного текста,

2) проговаривание слов,

3) выразительное чтение текста для работы над пунктуацией и пр.,

2. Письменными ( этот вид упражнения преобладает на уроке).

Письмо подразделяется на

1. Самостоятельное, т.е. на выражение своей мысли и её запись

-творческие и свободные диктанты,

-письма, деловые бумаги;

в них правописание выполняет свою естественную нормативную функцию;

2. И на учебное, искусственное

-и зрительные диктанты и пр.): в них главной целью является не выражение мысли, а сама техника письма, правописание.

Рассмотрим некоторые из видов упражнений.

Имитативные упражнения (виды списывания)

Виды обучающего списывания:

-списывание с грамматическим или орфографическим комментированием,

-списывание с выделением орфограмм или грамматических форм,

-списывание со вставкой пропущенных букв,

-списывание с частичной перестройкой текста, например с переменой глагольного времени с настоящего на прошедшее,

-списывание с грамматическим разбором путём условного подчеркивания и пр.

а) прочтение слов или текста с установкой на обнаруживание орфограмм;

б) запоминание правильного написания с постепенным увеличением объёма запоминаемого (от 2-3 букв в 1-м полугодии 1 класса – до 5-6 слов в 4 классе.

в) запись – воспроизведение на письме того, что запомнил, с соблюдением требований каллиграфии;

г) в необходимых случаях – уточнение того, чего память не сохранила;

е) комментарий к орфограммам – вслух или про себя;

ж) проверка орфограмм по алгоритму – обычно свёрнутому;

з) проверка по книге

В списывании действует не только зрительная память, но и логическая, и рукодвигательная, а иногда – и слуховая.

Источник

Имитативные упражнения виды списывания

Библиографическая ссылка на статью:
Леонтьева А.С. Использование имитативного метода на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2020/07/92990 (дата обращения: 08.07.2022).

Имитативный метод является вспомогательным приемом в работе учителя начальных классов на уроках русского языка и литературы. Такой метод предполагает обучение по образцу. В некоторых учебных программах такой метод используется довольно часто. По образцу дети работают над повествованием, делают аннотации прочитанного и т.д. Пересказы и письменные изложения способствуют улучшению памяти учащихся, их внимательности, воображения. Но такой метод не может быть достаточным, он лишь может подготовить учащихся к использованию в своей работе других методов.

Имитационный метод является методом подражания учителю, т.е. воспроизведение сказанного, прочитанного, услышанного. Поэтому на учителя накладывается огромная роль и значимость в этом подходе к обучению. Ему необходимо в свою очередь следить за своим произношением, интонацией, ударением, в соответствии с нормами литературного языка, ведь учитель для младшего школьника является авторитетом, и он часто старается повторить за учителем произношение, артикуляцию, мимику. Также имитативный метод, представляет собой обучение «по образцу». Но необходимо не забывать, что такой метод предполагает не пустое заучивание и воспроизведение, это уже будет являться догматическим методом, а осознанное действие. Имитативный метод предполагает познавательную активность, самостоятельность, чем и отличается от догматического метода. В работе «по образцу» применяется языковой анализ и синтез, делаются первичные обобщения. Метод обучения «по образцу» предполагает:

  • Пересказ литературных произведений;
  • Составление предложений по типу данного, по схеме;
  • Обучение произношению и интонациям;
  • Выразительное чтение стихотворений по примеру взрослого;
  • Сочинение рассказов по аналогии с прочитанным.

Имитационный метод является эффективным методом формирования фонематического слуха, особенно на этапе начального обучения.[1, с. 60.] По словам А.Ф. Бойцовой, имитация или подражание образцовой речи, является одним из основных методов обучения произношению

Виды имитативного метода.

Этот метод сопутствует школьника в течении всего начального периода обучения на уроках русского языка. Начиная с уроков письма, где дети, методом запоминания, подражая учителю, выводят буквы. При изучении орфографии применяется в основном для усвоения слов, правописание которых мы не можем проверить. Сюда могут входить различные диктанты (зрительные, самодактинты), различные виды списывания, использование наглядности (памяток, плакатов), буквенное проговаривание, использование словарей, письмо с опорой на зрительную и рукодвигательную память.

Существует различные виды работ имитативного характера, сюда можно отнести: пересказ, изложение, сочинение, отработка интонации, паузы, ударения и т.д.

Пересказ является одним из видов работы имитативного характера. При знакомстве учащихся с этим видом работы дети изучают его структуру, как его писать и по какому плану.

Читайте также:  Доклад на тему упражнения для развития силы

На уроках литературного чтения чаще всего пишут сочинения по прочитанному, выражая отношение к произведению, эмоциональный отклик.

Изложение – это один из приемов развития связной письменной речи учащихся, направленный на формирование умения логически и грамматически правильно, без искажения пересказывать чужую мысль

4. Выразительное чтение стихотворений по примеру взрослого.

Прежде чем учитель дает задание выразительного чтения учеником, сначала проводит анализ этого стихотворения, чтобы дети могли понять его эмоциональную окрашенность, так им легче будет воспроизводить текст.

Основным в работе ученика является осложненное списывание. Оно представляет собой списывание со вставкой пропущенных букв, с изменением форм слова, с дописыванием частей слова и целых слов.

Примером может служить выписывание из текста наречий и группировка их по указанным учителем признакам. Так, встретившиеся в тексте наречия (в)верху, (во)время, (в)одиночку, (в)обрез ученик выписывает в две колонки: а) слитное написание наречий, б) раздельное написание наречий.[2, с. 112.]

Упражнения имитативного характера на уроках русского языка и литературного чтения в 1-4 классах.

1.В данном задании используется осложненное списывание со вставкой пропущенных букв, причем на различные типы орфограмм.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Докажите что все слова записали правильно.

Гн..здо в..роны – ворон..е гн..здо, варен..е из м..лины – м..линовое варен..е, ветка с..сны – с..сновая ветка, бере.. моря – м..рской бере. м..тро в М..скве – м..сковское м..тро, м..розы в ф..врале – ф..врал..ские м..розы.

2. В данном упражнение используется такой вид имитативного метода, как изложение по вопросам, данные в учебнике.

Елочка появилась на свет осенью. Раздвинула листья, травинки, высунулась из земли и удивленно осмотрелась. Деревья роняли листву.

Прошло много лет. Но каждую осень, в день ёлочкиного рождения, деревья дарят ей подарки. Осина дарит красные китайские фонарики. Клен роняет оранжевые звезды. Ива засыпает ёлочку тонкими золотыми рыбкам.

И стоит ёлочка счастливая. Вся нарядная и разноцветная. Раскинула лапки, а на ладошках подарки.

Пользуясь памяткой 7 (с. 147), напиши изложение текста по вопросам:

  1. Когда появилась ёлочка?
  2. Какие подарки получала ёлочка в день рождения?
  3. Какая стояла ёлочка?

Таким образом, имитативный метод включает в себя несколько составляющих: он является как обучением по образцу, так и методом подражания учителю. Метод предполагает не пустое заучивание и воспроизведение, это уже будет являться догматическим методом, а осознанное действие. Имитативный метод предполагает познавательную активность, самостоятельность, чем и отличается от догматического метода. Такой метод является важным в обучении детей, сопровождая его на протяжении начальных классов.

В своей работе я постаралась раскрыть виды имитативного метода на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах, их особенность и применение. Проведя эту работу, хочу сделать вывод, что анализируемый мной метод является ведущим в начальных классах. В процессе анализа учебников можно было заметить, что большинство заданий касаются именно «обучению по образцу». На уроках русского языка частым видом этого метода являются упражнения направленные на списывание, в основном осложненное, работа с памятками. Первые задания по новым темам почти всегда выполняются по приведенному в учебнике образцу. А на уроках литературного чтения таким упражнением является пересказ различных видов. Также на уроках литературы дети часто работают со стихотворениями, которые благодаря этому метод развивают у них умения правильно ставить интонацию, тон, развивает память и мышление.

Библиографический список

  1. Скоробогатова, А.И. Методика развития речи : учебное пособие / А.И. Скоробогатова ; Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический, Кафедра педагогической психологии и педагогики. – Казань : Познание, 2014. – 119 с.
  2. Власенков, А.И. Методика обучения орфографии в школе / А.И. Власенков. – 2-е изд. – Москва : Русское слово — учебник, 2012. – 233 с.
  3. Горецкий В. Г.: Русский язык / Горецкий В. Г., В. П Канакина 2 класс. – М.: Просвещение – Учебник. В 2-х частях.

Количество просмотров публикации: Please wait

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
Регистрация

&copy 2022. Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации».

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни