Интенсивность занятий физическими упражнениями у студентов

Характеристика интенсивности физических нагрузок для студентов

Характер воздействия физической нагрузки на организм зависит прежде всего от вида упражнений, структуры двигательного акта, от частоты занятий.

Минимальный оздоровительный эффект достигается при трёх занятиях в неделю. Оптимальной считается величина – 4 занятия в неделю. Предельной величиной для оздоровительной тренировки является величина шести занятий в неделю. Семь занятий в неделю можно использовать только эпизодически, так как такая нагрузка может привести к хроническому переутомлению.

Например, сравнивалась эффективность 2-3 и 5–ти разовых занятий по 30 минут (с интенсивностью МПК). Обнаружено, что улучшение ряда показателей более выражено при трёх тренировках, чем при пяти, что связано с неполным восстановлением организма.

В оздоровительной тренировке очередная нагрузка должна приходиться на период полного восстановления. Тренировочные занятия с оздоровительной направленностью не должны проходить в фазе недовосстановления, т.к. адаптационные возможности снижены. При трёхразовых занятиях на период восстановления приходится 48 часов, что практически полностью исключает возможность недовосстановления.

К управлению процессом самостоятельных занятий относится дозирование физической нагрузки, ее интенсивности на занятиях физическими упражнениями.

Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. Возникает необходимость установить оптимальные индивидуальные дозы физической активности для каждого, кто занимается самостоятельно какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его показателей.

Наиболее доступными способами оценки состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем являются одномоментная функциональная проба с приседанием, проба Штанге и проба Генчи.

При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:

· количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;

· амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;

· исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относится; изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнения (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспо­могательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменения положения центра тяжести тела по отношению к опоре;

· величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп. Чем больше участвуют в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;

· темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых – медленный темп;

· степень сложности упражнения. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;

· мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при движении. Чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка.

· продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями. Более продолжительный отдых способствует более полному восстановлению организма. По характеру паузы отдыха быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разгрузочного характера или упражнения в мышечном расслаблении, восстановительный эффект повышается.

Учитывая перечисленные факторы, можно уменьшить или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий в течение продолжительного периода времени.

Очень важно при самостоятельных занятиях знать признаки чрезмерной нагрузки.

Если нагрузка в занятиях является чрезмерной, повышает возможности организма, постепенно накапливается утомление, появляется бессонница или повышается сонливость, головная боль, потеря аппетита, раздражитель­ность, боль в области сердца, одышка, тошнота. В этом случае необходимо снизить нагрузку или временно прекратить занятия.

Чтобы обеспечить гармоничное развитие физических качеств, необходи­мо на самостоятельных тренировочных занятиях выполнять физические на­грузки с широким диапазоном интенсивности.

Источник

Интенсивность занятий физическими упражнениями у студентов

Цель нашей работы донести до каждого студента нашего вуза, что необходимо заниматься физической культурой и самостоятельные занятия должны сопровождаться рекомендациями, чтобы занятия приносили пользу и удовлетворении своих целей и задач. Главный принцип при занятии физкультурой – не навреди! В этой связи рекомендуется обратить внимание на следующие рекомендации которые позволят правильно дозировать физическую нагрузку, регулировать интенсивность ее воздействия на организм – уменьшать или увеличивать суммарную физическую нагрузку в одном занятии и в серии занятий в течение продолжительного периода времени. Самочувствие после занятий физической культурой должно быть бодрым, настроение хорошим, не должно быть головной боли, разбитости и выраженного утомления. При отсутствии состояния комфортности (вялость, сонливость, раздражительность, сильные мышечные боли, нет желания тренироваться) занятия надо прекратить. Сон при систематических занятиях, как правило, хороший, с быстрым засыпанием и бодрым состоянием после него. Если же после занятий трудно заснуть и сон беспокойный, то следует считать, что применяемые нагрузки не соответствуют физической подготовленности и возрасту. Аппетит после умеренных физических нагрузок должен быть также хорошим. Сразу после занятий обычно не рекомендуется принимать пищу, лучше выждать 30-60 мин.; для утоления жажды (особенно летом) следует выпить стакан минеральной воды или чая. Вес тела в прямой зависимости от роста, окружности грудной клетки, особенности питания, и с возрастом он увеличивается за счет отложения жира в области живота, груди, бедра. Постоянно следить за весом при занятиях физической культурой так же необходимо, как и за состоянием ЧСС и артериального давления. Пульс и артериальное давление. Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является – частота сердечных сокращений (ЧСС), который в покое у мужчин равен 70 – 75, у женщин 75 – 80 уд/мин. В состоянии покоя пульс зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение). Физические упражнения не принесут желаемого эффекта, если физическая нагрузка недостаточна. Чрезмерная по интенсивности нагрузка может вызвать в организме явления перенапряжения. Возникает необходимость установить оптимальные индивидуальные дозы физической активности для каждого, кто занимается самостоятельно какой-либо системой физических упражнений или видом спорта. Для этого необходимо определить исходный уровень функционального состояния организма перед началом занятия и затем в процессе занятий контролировать изменение его показателей:

Читайте также:  Искусство цигун боевые упражнения

— количество повторений упражнения, чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;

— амплитуда движений, с увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;

— исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки, изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре.

— темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым.

— степень сложности упражнения зависит от количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности.

— степень и характер мышечного напряжения. При максимальных напряжениях мышцы недостаточно снабжаются кислородом и питательными веществами, быстро нарастает утомление. Трудно долго продолжать работу и при быстром чередовании мышечных сокращений и расслаблении.

— мощность мышечной работы (количество работы в единицу времени) зависит от времени ее выполнения, развиваемой скорости и силы при движении, чем больше мощность, тем выше физическая нагрузка.

— продолжительность и характер пауз отдыха между упражнениями.

Степень физической подготовленности можно контролировать с помощью определения величины максимального потребления кислорода по методу К. Купера. Практика показала, что нетренированный человек с плохой подготовленностью может ее увеличить в результате систематических занятий примерно на 30 %. При проведении опроса наши рекомендации помогли свыше 64 % от общего количества студентов, 78 % студентов не придерживались раннее рекомендациям в своих занятиях.

Источник

Физические нагрузки для здоровья студента на занятиях физческой культурой. Контроль их интенсивности Текст научной статьи по специальности « Науки о здоровье»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — С. В. Кочетова

В статье рассматривается: важность физической нагрузки для студентов ; благоприятное влияние физической нагрузки на состояние организма; возможные травм при неправильном подборе комплекса упражнений или нагрузки. Занятия физической культурой – это продуманный и упорядоченный комплекс нагрузок. Автором предлагаются методы контроля интенсивности физической нагрузки .

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — С. В. Кочетова

PHYSICAL ACTIVITY FOR STUDENT HEALTH AT THE LESSONS OF PHYSICAL CULTURE. CONTROL THEIR INTENSITY

The article discusses: the importance of physical activity for students; the beneficial effect of physical activity on the state of the body; possible injuries with the wrong selection of exercises or load. Physical education is a thoughtful and orderly set of loads. The author suggests methods for controlling the intensity of physical activity.

Читайте также:  Какие упражнения надо делать чтобы убрать целлюлит с ляшек

Текст научной работы на тему «Физические нагрузки для здоровья студента на занятиях физческой культурой. Контроль их интенсивности»

ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ. КОНТРОЛЬ ИХ ИНТЕНСИВНОСТИ

С.В. Кочетова, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологического университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

Аннотация. В статье рассматривается: важность физической нагрузки для студентов; благоприятное влияние физической нагрузки на состояние организма; возможные травм при неправильном подборе комплекса упражнений или нагрузки. Занятия физической культурой — это продуманный и упорядоченный комплекс нагрузок. Автором предлагаются методы контроля интенсивности физической нагрузки.

Ключевые слова: Студент, здоровье, физическая нагрузка, упражнение, самочувствие.

Цель этой статьи заключается в том, чтобы донести до студентов, что физические нагрузки просто не обходимы, именно благодаря физическим нагрузкам у студентов меньше риск различных заболеваний.

Каждому студенту нужно подвергать себя физическим нагрузкам. Физические нагрузки благотворно влияют на здоровья студента. Для каждого возраста свои физические нагрузки.

Большая часть студентов ведут сидячий образ жизни. Для разнообразия их деятельности в учебном плане присутствуют «занятия физической культуры». Большую часть своей физической нагрузке они получают там.

Начнем с того, что же такое физическая нагрузка. Физическая нагрузка — это степень интенсивности и продолжительность мышечной работы; определяется величиной энергетических затрат организма, развиваемой мощности или произведенной работы. Физические нагрузки вносят свой вклад в здоровье студента. Они укрепляют:

— сердечно-сосудистую систему, тем самым увеличивая сократительную способность сердца хороший кровоток массирует стенки сосудов делая их более эластичными, снижая уровень холестерина в крови, тем самым понижая риск тромбо-образования.

— дыхательную систему, тем самым увеличивая емкость легких способствуя

большему насыщению организма кислорода Физическая активность для студента предполагает оздоровительные упражнения или занятия в период досуга, подвижные виды активности.

В неделю студент должен заниматься физической нагрузкой более 1.5 часа. Отсутствие физической нагрузки может привести к: сосудисто-сердечным заболеванием, склонность к полноте, снижению иммунитета, нарушению обмена веществ. Преимущества физической активности для студентов: улучшения состояния мускулатуры, а также сердечной и дыхательной системы; улучшение состояний костей и функциональное здоровье; снижение риска развития гипертонии, ишемической болезни сердца, инсульта, диабета, различных видов рака (включая рак молочной железы и толстой кишки), а также депрессии; снижение риска падений, а также переломов шейки бедра и позвоночника; лежит в основе энергетического обмена и поддержания нормального веса.

Да физические нагрузки это хорошо, но если же подобрать не правильный комплекс упражнений или же взять нагрузку которая тебе не подходит, это может привести к серьезным последствием: увеличение количества молочной кислоты (кстати как раз из-за увеличение ее количества в мышце после чрезмерной нагрузки начинают болеть мышцы и это принося дискомфорт ), растяжение и порванные связки (чаще возникает из-за плохой растяжки,

человек начиная заниматься не рассчитывает свои возможности), вывихи (возникают из-за чрезмерной весовой нагрузке), деформация строения костей.

И так что же нужно делать для того что физические нагрузки приносили пользу: умеренные физические нагрузки, нагрузки которые рассчитаны по своей частоте и интенсивности тренировки (способствуют оздоровлению организма, увеличение мускулатуры, поддержки тонуса организма, отсрочивает старение организма), физические упражнения должны быть комплексными, необходимо что бы нагрузки распределялись равномерно на разные части тела. Именно такую нагрузку и дают студентам на занятиях физической культурой. Занятия физической культурой — это продуманный и упорядоченный комплекс нагрузок, который улучшает физическое состояния студентов. Состоящий из подготовительной части или другими словами разминки (бег некоторое время, краткая зарядка с элементами растяжки), основной части (силовые упражнение, аэробные упражнения) и заключительной части (расслабление мышц).

Контроль интенсивности физической нагрузки.

Врачебный контроль — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом. Врачебные контроль дает возможность выявить отклонения в состояние здоровья студента, давая возможность подобрать оптимальный способ занятия спортом без ущерба для здоровья. Основной способ врачебного контроля -это обследование в больнице. Студенты проходят врачебный осмотр в начале учебного года. Обследование делятся на: первичное, повторное и дополнительное. Первичное обследование проводится для того что бы решить вопрос о допуски к занятию физическими упражнениями. Вторичное обследование заключается в том, чтобы убедится в соответствие подобранного комплекса для студента и возможность корректировать учебно-тренировочный процесс. Дополнительное обследование проводится для того что бы

решить может ли студент приступить к занятию физическими упражнениями после заболеваний. Основное предназначение осмотра — это распределение студентов по группам их здоровья. Обследование производится визуальным методом и путем опроса. Если врачи затрудняются с определением здоровья студента, его отправляют к более узким специалистам для более подробного обследования

Читайте также:  Задняя поверхность бедра упражнения резинки

Врачебно-педагогические наблюдение -наблюдения врача совместно с преподавателем за студентом, занимающимся в процессе занятий физической культурой. При врачебно-педагогическом наблюдении выявляются условия проведения занятий, интенсивность и объем нагрузки и соответствие подготовленности студенту. Соблюдения студентами гигиенических норм. Проверка ведения дневника самоконтроля. Выполнения профилактики спортивных травм. Врачебно-педагогическое наблюдение проводится перед занятием, во время занятия или после занятий. С помощью особых методов определяется состояние организма во время выполняемых физических нагрузок. Учитываются внешние признаки утомления студента. Проводится опрос самочувствия студента.

При правильной подборки сложности и интенсивности учебно-тренировочных занятий, наблюдаются признаки благоприятной реакции организма на физическую нагрузку. Врачебно-педагогические наблюдения позволяют обнаружить недочеты в организации и проведения занятий физической культурой. Врачебно-педагогический контроль помогает устранить недочеты в организации и проведения занятий

Педагогический контроль — планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Контроль осуществляется преподавателям по предмету физическая культура. Задача педагогического контроля заключается в: оценке эффективности средств и методов тренировки; установке нормативов, оценивающих физическую подготовку студентов; выявлении динамики развития физической подготовки студента. Преподаватель дол-

жен следить за: посещаемостью занятий, нагрузками, состоянием самочувствия студента. Виды педагогического контроля:

— Поэтапный — оценивание состояние спортивной подготовки студента на конкретном этапе.

— Текущий — определять повседневные изменения в подготовке студента.

— Оперативный — экспресс-оценка состояния, в котором находится студент на данный момент.

Главным в педагогическом контроле является оценка психофизического состояния студента занимающегося физической культурой. При педагогическом контроле различают три типа состояния студента, занимающегося физическими упражнениями:

1. Перманентные — состояние сохраняющиеся в течение длительного периода времени (спортивная форма студента, уровня тренированности студента).

2. Текущие — характеризуется изменениями физического состояния студентов в процессе одного или нескольких занятий (состояние повышенной или пониженной работоспособности).

3. Оперативные, изменения под влиянием конкретных физических упражнений (утомление после про бегание дистанции или повышение работоспособности после разминки и т.п.)

Самоконтроль — систематическое наблюдение студента, занимающегося физическими упражнениями за состоянием своего организма. Благодаря самоконтролю человек может следить за состоянием своего организма, оценивать физические возможности. При самоконтроле ведутся

моконтроля фиксируется продолжительность и качества сна, так же процесс засыпания, бессонница, пробуждение, сновидения или же их отсутствие, прерывистый или беспокойный сон. Сон очень важен для любого организма, во время сна у студента в организме идут восстановительные процессы. В дневнике самоконтроля в обязательном порядке необходимо отмечать отклонения от общего режима. В дневник заносятся результаты измерения пульса (можно определить характер деятельности сердечно-сосудистой системы), частоты дыхания, веса, динамометрии. Женщины должны записывать все, что связано с протеканием и изменениями менструального цикла. Самочувствие оценивают как хорошее, удовлетворительное и плохое. Самочувствие позволяет понять общее состояние организма, его нервной системы. Если со здоровьем все в порядке и человек регулярно выполняет упражнение и комплекс подобран правильно учитывая все его особенности, то студент чувствует себя хорошо. Работоспособность оценивается как хорошая, удовлетворительная и пониженная. Аппетит так же учитывается, так как он может много рассказать о состояние здоровья. Хороший аппетит указывает на здоровый процесс обмена веществ. Потоотделение при физической работе является нормальным явлением и зависит от состояния организма.

В заключение хотелось бы отметить, что физическая активность — это неотъемлемая часть жизни любого человека. Достаточное количество физической активность поможет уберечь свое здоровье от различных серьезных заболеваний.

записи сделанной работы, в дневнике са-

1. ВОЗ. Физическая активность. [Электронный https://www.who.int/dietphysicalactivity/factsheet_adults/ru/

2. Недостаток физической активности. [Электронный https://www.diets.ru/clubpage/58982/

3. Врачебный контроль. [Электронный ресурс]. http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema7/P2.htm

4. Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studme.org/149405114100/meditsina/vrachebno-pedagogicheskie_nablyudeniya_vremya_zanyatiy

5. Педагогический контроль. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cnit.ssau.ru/kadis/ocnov_set/tema7/P3.htm

ресурс]. Режим доступа: ресурс]. Режим Режим

6. Самоконтроль в процессе физического воспитания

PHYSICAL ACTIVITY FOR STUDENT HEALTH AT THE LESSONS OF PHYSICAL

CULTURE. CONTROL THEIR INTENSITY

S.V. Kochetova, senior lecturer

Pryanishnikov Perm state agro-technological university (Russia, Perm)

Abstract. The article discusses: the importance ofphysical activity for students; the beneficial effect of physical activity on the state of the body; possible injuries with the wrong selection of exercises or load. Physical education is a thoughtful and orderly set of loads. The author suggests methods for controlling the intensity of physical activity. Keywords: Student, health, exercise, exercise, well-being.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни