Дыхательная гимнастика
Специальные упражнения для лечения гипертонии и аритмии
Дыхательная гимнастика — великолепный метод борьбы с повышенным давлением и аритмией. Правильно подобранный комплекс дыхательных упражнений поможет успокоить нервную систему, восстановить нормальную работу сердечно-сосудистой системы, а в ряде случаев даже окажет помощь в борьбе с хронической бессонницей.
Много времени такое лечение у вас не отнимет. На все 3 лечебных упражнения вам потребуется не больше 5–10 минут в день.
Только хочу предупредить тех читателей, кто ждет от занятий моментальных чудес: не всё сразу! Вы должны понимать, что вылечить за несколько дней запущенную аритмию или гипертонию с помощью одних лишь дыхательных упражнений вам вряд ли удастся.
Потребуется время и некоторое усердие — эти упражнения хорошо снижают повышенное давление и восстанавливают сердечный ритм только при регулярности занятий.
Наблюдение доктора Евдокименко.
Поначалу моим пациентам удается снижать давление с помощью этих упражнений только на 10–20 единиц (мм рт.ст.) за один подход. Но после двух-трех недель тренировок результаты становятся лучше. Многим моим пациентам удается снижать давление на 30–40 единиц за один подход.
Вообще, если вы проявите терпение и будете выполнять эти упражнения каждый день, ваша нервная система станет гораздо более устойчивой, давление стабилизируется и перестанет подскакивать. Колебания давления вверх-вниз будут гораздо слабее. Ритм сердца постепенно тоже стабилизируется.
Чтобы добиться нужного результата, необходимо делать специальные упражнения по задержке дыхания на выдохе. Ниже приведено их подробное описание.
Видео: Дыхательная гимнастика от давления и аритмии
Дыхательное упражнение № 1: глубокое брюшное дыхание
Его можно выполнять в любое время — утром, днем или вечером. Но не раньше, чем через 2 часа после еды!
Польза этого упражнения: после него нормализуется дыхание и происходит успокоение нервной системы. Тренируется диафрагма. Стимулируется кишечник, печень и поджелудочная железа. Устраняются запоры. Расправляются ребра и увеличивается жизненная емкость легких.
Выполнение упражнения:
Дыхательная гимнастика — исходное положение
Выполняется сидя или стоя. Спина прямая! Ладони рук лежат на животе (для контроля), но не давят на живот.
Сделайте (строго через нос!) очень медленный глубокий вдох животом — то есть выпячивайте при вдохе живот. Наполнив живот воздухом, «до-вдохните» воздух в грудную клетку, расправьте ее — то есть подайте грудь чуть вперед и вверх.
Если сможете, усильте упражнение сведением лопаток — то есть отведите плечи назад и сведите лопатки вместе.
Теперь, вдохнув настолько глубоко, насколько вы только смогли, задержите дыхание на 5–7 секунд.
После этого начните медленный выдох (строго через нос!). Сначала выдохните воздух из живота — «сдуйте живот», втяните его.
Затем продолжите выдох, выдувая воздух из легких — слегка наклоните голову вниз и подайте вперед плечи, чтобы «выдавить» из легких максимально большой объем остающегося в них воздуха.
Полностью выдохнув, на выдохе задержите дыхание примерно на 5–10 секунд. После чего отдохните — примерно минуту подышите в обычном режиме.
Затем повторите упражнение. Выполните его (с минутными перерывами) 3 раза — но не больше!
Важно: выполняя упражнение, учитесь выполнять его плавно и без разрывов — при вдохе, сразу после заполнения воздухом живота, должен происходить плавный переход дыхательного движения на грудную клетку (то есть заполнение воздухом легких).
На выдохе то же самое — сразу вслед за выдавливанием воздуха из живота должен происходить плавный переход на выдавливание воздуха из легких (сжатие грудной клетки).
Дыхательная гимнастика — выполнение упражнения
Сначала вам будет трудно осуществлять такие плавные переходы от живота к грудной клетке, но уже через несколько дней вы научитесь выполнять все это движение «без заминки», и будете делать его автоматически.
К слову, мужчинам брюшное дыхание (дыхание животом) дается очень просто — так как мужчины изначально дышат за счет мышц живота.
А вот женщинам поначалу придется помучиться, так как от природы у женщин грудной тип дыхания. И на включение в дыхательное движение мышц живота у женщин обычно уходит от трех дней до 2-х недель. Не беспокойтесь, милые дамы — дальше вам будет гораздо проще, вы научитесь выполнять это упражнение не хуже мужчин!
Имейте в виду, что в первые несколько дней после выполнения упражнения у вас будет кружиться голова — это нормально. Такой эффект от выполнения брюшного дыхания скоро исчезнет. И через неделю — другую головокружения у вас возникать перестанут.
Усиленный вариант упражнения № 1: Примерно через неделю с начала занятий, когда вы научитесь правильно и плавно выполнять глубокое брюшное дыхание, можете попробовать делать это же упражнение в усиленном варианте: непосредственно перед выполнением упражнения прижмите язык к нёбу. И дальше все делайте так, как делали до этого в упражнении № 1, но с прижатым к нёбу языком.
После этого сравните результат усиленного варианта упражнения с его изначальным вариантом: проверьте артериальное давление и ритм сердца, послушайте свои ощущения и оцените свое самочувствие.
Взвесив все это, выберите, какой из двух вариантов подходит вам больше — простое дыхательное упражнение № 1, или вариант с прижатым к нёбу языком.
Соответственно, дальше делайте это упражнение либо в простом, либо в усиленном варианте.
Дыхательное упражнение № 2: замедление выдоха
Примерно через 10 дней с начала занятий добавьте к глубокому брюшному дыханию упражнение на замедление выдоха.
Польза упражнения: та же, что и от первого упражнения. Но есть и особые бонусы. От замедления выдоха лучше стабилизируется артериальное давление. Тренируется сердце. Улучшается кровоснабжение мозга. Быстрее успокаивается нервная система.
Упражнение выполняется почти так же, как первое, но с тремя отличиями:
Первое отличие — когда вы сделаете полный глубокий вдох, не задерживайте дыхание, а сразу начинайте выдох.
Второе. Постарайтесь замедлить выдох — попытайтесь сделать так, чтобы выдох был примерно в 2 раза длиннее вдоха.
Третье. После выполнения упражнения (то есть после окончания выдоха) не делайте минутных пауз «на дыхательный отдых», а сразу же повторите упражнение еще раз. И еще раз. То есть в сумме 3 раза.
Дыхательное упражнение № 3: замедление дыхания на выдохе
Еще через неделю к двум первым упражнениям вы можете добавить упражнение на задержку дыхания.
Польза упражнения: усиливает эффект двух первых упражнений.
Выполнение:
Упражнение выполняется почти так же, как упражнение № 1. Сделайте (строго через нос!) очень медленный глубокий вдох животом — то есть выпячивая при вдохе живот.
Наполнив воздухом живот, «до-вдохните» воздух в грудную клетку — расправьте грудную клетку (то есть подайте грудь чуть вперед и вверх). Усильте упражнение сведением лопаток — отведите плечи назад и сведите лопатки вместе.
Теперь, вдохнув настолько глубоко, насколько вы только смогли, задержите дыхание на 5–7 секунд.
После этого начните медленный выдох (строго через нос!). Сначала выдохните воздух из живота — «сдуйте живот», втяните его. Затем продолжите выдох, выдувая воздух из легких — немного наклоните голову вниз и слегка подайте вперед плечи, чтобы «выдавить» из легких остающийся в них воздух.
А сейчас внимание! Здесь начинается отличие от первого упражнения.
После выдоха, когда вы удалили из легких почти весь воздух, опустите подбородок на грудь и задержите дыхание (на выдохе). Не дышите столько, сколько вы сможете. В идеале — хотя бы 20–30 секунд. Но не дольше 40 секунд.
Потом дайте себе отдых — примерно минуту дышите в обычном режиме. После чего повторите упражнение еще раз. В третий раз упражнение не повторяйте — двух подходов достаточно.
Это важно! Если вы болеете гипертонией, после выполнения дыхательных упражнений обязательно меряйте давление! Но не сразу, а через 10–15 минут.
Отследите реакцию вашего давления на дыхательные упражнения. У большинства людей давление от них нормализуется — нормальное давление остается прежним, а вот повышенное давление постепенно снижается до нормы.
Однако у небольшого процента людей (примерно 10%) идет аномальная реакция на эти дыхательные упражнения — давление, наоборот, повышается. Если вы попали в эти 10%, не искушайте судьбу, не ждите, что результат появится потом, и сразу прекращайте занятия.
В этом нет ничего страшного — не подошел один метод лечения гипертонии, подойдет другой. Вернитесь к главам о лечении гипертонии, и подберите себе какой-нибудь другой способ борьбы с повышенным давлением.
Глава из книги «Быть здоровым в нашей стране».
Автор — доктор Евдокименко. Все права защищены.
Источник
Интересные игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Клебанова Мария Александровна
Интересные игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста
Дыхательные упражнения являются неотъемлемой частью логопедического занятия. Именно благодаря регулярным занятиям удается сформировать правильный речевой выдох: произвольный, длительный, плавный и достаточно сильный. Именно такой выдох является необходимой базой для произнесения различных по длине отрезков речи (от звука до целого предложения).
При проведении дыхательных игр и упражнений педагогам и родителям важно следить за техникой их выполнения:
* Вдох носом — короткий, но достаточно глубокий;
* Плечи опущены (не поднимаются со вдохом);
* Крылья носа не раздуваются;
* Выдох ртом — длинный и плавный;
* Упражнение повторять не более 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение.
Также существуют общие рекомендации к проведению дыхательной гимнастики:
^ Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветренном помещении.
^ Во время выполнения взрослый следит за тем, чтобы мышцы рук, шеи, груди ребенка были расслаблены и не напрягались.
Представляю вашему вниманию подборку игр на развитие правильного речевого выдоха, которые я чаще всего использую на занятиях. Основная цель: выработка произвольной, направленной, плавной, длительной и достаточно сильной воздушной струи. Также стоит отметить особую роль этих игр в развитии познавательного интереса и формировании положительной мотивации к занятиям.
«Кто спрятался?»
Для этой игры нужно подготовить основу из фетра, наклеенного на картон, а также изображения различных животных на липучках. Поверх основы наклеить нарезанную узкими полосками легкую бумагу. Педагог прячет какое-либо изображение под бумагой, ребенок дует и угадывает, кого он нашёл.
Стоит отметить, что данную игру я применяю не только для развития дыхания, но и для активизации внимания, подражания у детей с нарушениями коммуникации. Игра помогает активизировать звукоподражание и продуктивную речь с неговорящими детьми. Также данное упражнение помогает в формирование зрительного гнозиса, ведь ребенку приходится угадывать изображение по его части.
«Птенчики в гнезде»
Скатать из ваты 2-3 маленьких шарика. Сложить ладошки в форме «гнездышка» и поместить туда шарики. Это птенчики. Им нельзя выпасть из гнезда. Нужно дуть плавно и долго, чтобы птенцы кружились и ни один не выпал.
«Птенчики учатся летать»
Теперь птенчиков будем учить летать. для этого нужно дуть сильнее.
Можно немного усложнить упражнение и попросить ребенка дуть так, чтобы птенцы вылетали не все вместе, а по одному.
«Звездопад» («Листопад», «Снегопад»)
Для этой игры нам потребуется пластиковая бутылка 0, 5 литров. На дно бутылки насыпаем слой легких бумажных фигурок (в форме листиков, звездочек, снежинок) из крепа, либо плотных салфеток. В крышке делаем отверстие под соломинку, в самой бутылке — множество мелких отверстий.
Чтобы устроить настоящий листопад или звездопад достаточно сильно и долго подуть в трубочку.
Будьте осторожны: некоторые дети могу вдыхать воздух через трубочку в себя, поэтому бумажные фигурки не должны быть слишком мелкими.
«Буря в стакане»
Для этого упражнения потребуется стакан с водой и коктейльная трубочка. Ребенку предлагается подуть в стаканчик и устроить настоящую бурю.
Как вариант этой игры: в стаканчик можно добавить мыльную воду, тогда получиться настоящее волшебство — вода превратиться в пену.
Данное упражнение можно использовать при подготовке к постановке свистящих звуков. Для этого язычок нужно положить на нижнюю губу и попробовать в таком положении подуть в трубочку.
Так же упражнение полезно использовать при грубых формах дизартрии (например у детей с ДЦП) при очень слабом произвольном выдохе, т. к. оно помогает развить внутриротовое давление, которое крайне необходимо для произнесения взрывных звуков (Б, П).
Спасибо за внимание!
Игры и упражнения для развития речевого дыхания Всем нам нравится мелодичная, плавная и красивая речь. Для ее формирования необходимо правильное речевое дыхание. Многим оно дается с трудом.
Дидактические игры для развития речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста Тема: Дидактические игры для развития речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста, как составляющая часть здоровьесберегающих.
Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры и пособия для речевого развития детей старшего дошкольного возраста Требования ФГОС к результатам освоения программы.
Фотоотчет о проведении мастер-класса для родителей «Игры для развития речевого дыхания» Елена Фролова Фотоотчет о проведении мастер – класса для родителей «Игры для развития речевого дыхания» Елена Фролова Фотоотчет о проведении.
Игры для развития физиологического и речевого дыхания у детей раннего возраста Игры для развития физиологического и речевого дыхания 1. «Ветерок». Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных.
Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Воспитатель Лушникова Е. С. МБДОУ д\с№30 Консультация для родителей. Тема: «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного.
Консультация для родителей «Игры в слова для речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Цель: расширять словарный запас детей; правильно и точно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их качества.
Консультация для родителей на тему «Дыхательные упражнения и игры для развития детей младшего дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Дыхательные упражнения и игры для развития детей младшего возраста» Дыхательная гимнастика способствует.
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста Пальчиковые игры и упражнения как средство развития детей дошкольного возраста. Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук и речи детей.
Упражнения для развития речевого дыхания. Первая младшая группа Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное.
Источник