Использование средств легкой атлетики для воспитания силы упражнения

Использование средств легкой атлетики для воспитания силы упражнения

Развитие силы легкоатлетов

Большинству легкоатлетов нужна сила, проявляемая в кратчайшее время. Любое проявление силы мышц создается нервными импульсами, идущими от нервных клеток двигательной зоны коры головного мозга через двигательные нервные клетки спинного мозга к мышцам.

Развитие способности к проявлению силы мышц обусловлено улучшением нервно-мышечной координации, воспитанием умения создавать большие волевые усилия, увеличением мышечной массы. Определенную роль в этом играют усиление кровообращения в мышцах, улучшение процессов обмена, увеличение запасов энергетических веществ и др.

Эти основные стороны мышечной силы органически взаимосвязаны. Однако можно так подбирать упражнения и методы, чтобы в большей мере увеличивать мышечную массу либо улучшать умение проявлять силу.

В тренировке большинства легкоатлетов постоянно применяются упражнения для развития силы. Однако основное внимание уделяется подготовке тех мышечных групп, работа которых наиболее важна при выполнении данного вида легкой атлетики. Для совершенствования нервно-мышечной координации в движениях, требующих большой силы, используются упражнения с переменной величиной усилий, а для улучшения умения проявлять значительную мышечную силу — методы больших и максимальных усилий.

Для увеличения мышечной массы упражнения выполняются непрерывно до тех пор, пока из-за усталости мышц не начнет нарушаться правильность движений. Такой метод «до отказа» используется также с целью укрепления мышц и связок суставно-связочного аппарата.

Сила, проявляемая строго применительно к требованиям избранного вида легкой атлетики, называется специальной. Сила, проявляемая в разнообразных движениях, называется общей и входит органической частью в общую физическую подготовленность.

Специальная сила развивается посредством упражнений, по характеру и структуре возможно более сходных с избранным видом легкой атлетики, с частью его или элементом.

Для развития общей силы используются разнообразные по координации и усилиям упражнения. Общая сила развивается посредством многих упражнений, начиная от элементарных и кончая целостным видом легкой атлетики (прыжок, метание, бросок со старта). Наибольшее значение имеют упражнения с отягощением (гантели от 2,5 кг, мешок с песком до 10—15 кг, набивные мячи 2—5 кг, пояс 5—6 кг, жилет 5—8 кг, манжеты 1—2 кг, гири 16 и 32 кг, штанга, тяжелый камень и др.), а также в преодолении собственного веса (прыжки, приседания, многоскоки, подтягивания и пр.) и с сопротивлением партнера (сопротивление, борьба и др.). Кроме того, используются различные тренажеры и устройства (маятниковые, качельные, центробежные, пружинные, ударные и др.).

Важно в большей мере применять такие упражнения, в которых проявление мышечной силы происходит при встречном противодействии неподвижной и движущейся опоры и массы тела (прыжки в глубину с мгновенным последующим отталкиванием, отталкивание на маятниковом тренажере и др.).

Особого внимания заслуживают легкоатлетические упражнения с отягощением: метание более тяжелых снарядов, прыжковые упражнения с мешком песка на плечах, бег, прыжки и другие упражнения с тяжелым поясом иди жилетом, с манжетами на голенях и предплечьях, в утяжеленной обуви. В таких упражнениях структура движений изменяется мало и сила развивается в условиях, наиболее приближенных к тем, которые необходимы атлету.

Научные исследования показали, что у испытуемых, применявших отягощение в прыжковых упражнениях и метаниях (утяжеленный снаряд), прыгучесть и взрывная сила повысились больше, чем у тех, кто их не применял. Объем таких легкоатлетических упражнений с отягощением не должен превышать 25—30% объема таких же упражнений, но без отягощения. Между собой их надо чередовать как в одном занятии, так и в смежных. Все динамические упражнения следует выполнять постепенно, переходя от медленных движений к более быстрым, от легких к более трудным. В дальнейшем предпочтение отдается упражнениям, выполняемым возможно быстрее. Используются также упражнения в максимальных статистических усилиях (изометрический метод). При этом особо высокие требования предъявляются к нервным центрам, обусловливающим напряжение данных групп мышц и в результате повышающим свои функциональные возможности.

Упражнения для развития силы применяются в большей мере в подготовительном периоде тренировки и в меньшей — в соревновательном. Однако в соревновательном периоде остается достаточно специальных упражнений силового характера (часто требующих максимальных усилий) не только для поддержания достигнутого уровня развития силы, но в ряде случаев и для повышения егО.

Основные упражнения для развития силы, требующие больших напряжений, включаются в тренировочные занятия 3 раза в неделю, а упражнения с меньшей нагрузкой — в каждое занятие. Кроме того, отдельные упражнения для развития силы следует выполнять ежедневно дома.

В табл. 3 даны примерные величины отягощения и нагрузки, применяемые в тренировке легкоатлетов.

Возросшая сила отдельных мышечных групп может быть реализована в беге, прыжках и метаниях только на основе высококоординированной нервно-мышечной деятельности, которая наиболее эффективно совершенствуется при выполнении целостного двигательного акта. Поэтому упражнения для развития силы в недельном цикле должны сочетаться с повторным выполнением целостного двигательного акта без отягощений.

Источник

Использование средств легкой атлетики для воспитания силы упражнения

Средствами воспитания силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц (Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2003). Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Читайте также:  Занятия физическими упражнениями у нетренированных людей не должны вызывать учащение пульса

Основные средства

1. Упражнения с весом внешних предметов: штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.

2. Упражнения, отягощенные весом собственного тела:

упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе);

— упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты);

— упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры;

— ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх).

3. Упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).

4. Рывково-тормозные упражнения. Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и Их особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц-антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них.

5. Статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения):

в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.);

— в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в самосопротивлении.

Дополнительные средства

1. Упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.).

2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.).

3. Упражнения с противодействием партнера.

По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного аппарата), региональные (с преимущественным воздействием примерно 2/3 мышечных групп) и тотальные, или общего воздействия (с одновременным или последовательным активным функционированием всей скелетной мускулатуры).

Силовые упражнения могут занимать всю основную часть занятия, если воспитание силы — его главная задача. В других случаях силовые упражнения выполняются в конце основной части занятия, но не после упражнений на выносливость. Силовые упражнения хорошо сочетаются с упражнениями на растягивание и на расслабление.

Частота занятий силового направления должна быть до трех раз в неделю. Применение силовых упражнений ежедневно допускается только для отдельных небольших групп мышц.

При использовании силовых упражнений величину отягощения дозируют или весом поднятого груза, выраженного в процентах от максимальной величины, или количеством возможных повторений в одном подходе, что обозначается термином повторный максимум (ПМ).

В первом случае вес может быть минимальным (60% от максимума), малым (от 60 до 70% от максимума), средним (от 70 до 80% от максимума), большим (от 80 до 90% от максимума), максимальным (свыше 90% от максимума) (Р. Роман; цит. по: Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2003).

Во втором случае вес может быть: предельным — 1 ПМ, околопредельным — 2-3 ПМ, большим — 4-7 ПМ, умеренно большим — 8-12 ПМ, малым — 19-25 ПМ, очень малым — свыше 25 ПМ (В. М. Зациорский, 1970).

Исследования, проведенные с целью установить пороговую величину тренировочного раздражения, необходимого для увеличения мышечной силы, показали, что оно не должно быть меньше 1/3 максимальной силы (до 45 %). С ростом силы мышц пороговая величина раздражения, способного оказать тренирующее влияние, должна быть увеличена и составлять в тренировке подготовленных спортсменов от 60 до 80–95 % от максимума (Е. Мюллер, 1957; Н. В. Зимкин, 1961; цит. по: Ю. В. Верхошанский, 1977).

При воспитании силы следует учитывать следующее:

1. Тренирующий эффект любого средства снижается по мере роста уровня специальной физической подготовленности спортсмена, тем более достигнутого с помощью этого средства.

2. Применяемые средства должны обеспечивать оптимальный по силе тренирующий эффект относительно текущего функционального состояния организма спортсмена.

3. Тренирующий эффект комплекса средств определяется не только и не столько суммой раздражителей, сколько их сочетанием, порядком следования и разделяющим их интервалом.

4. Состав средств специальной силовой подготовки в целом должен включать комплекс специфических раздражителей, обеспечивающих формирование требуемой для данного вида спорта структуры силовой подготовленности с учетом конкретного уровня спортивного мастерства атлета.

Для разработки методики силовой подготовки следует учитывать и тот факт, что тренирующий эффект возникает в результате многократного и систематического повторения комплекса средств (Ю. В. Верхошанский, 1977).

Литература

  1. Вайцеховский С. М. Книга тренера. — М.: Физкультура и спорт, 1971.- 312 с.
  2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 215 с.
  3. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
  4. Дворкин Л. С., Хабаров А. А., Евтушенко С. Ф. Методика силовой подготовки школьников 13-15 лет с учетом их соматической зрелости // Теория и практика физической культуры. 1999, № 3, с. 34-35.
  5. Дворкин Л. С., Хабаров А. А., Лысенко В. В. Опыт базовой силовой подготовки школьников 12-14 лет различной силовой специализации // Физкультура и спорт, 2000, № 1, с. 34-38.
  6. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. — М., Физкультура и спорт, 1970. — 212 с.
  7. Кабачков В. А., Пономарчук В. А. — Тренажеры в школе: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1992. — 112 с.
  8. Лагойда В. Г. Совершенствование физических качеств с применением тренажера // Теория и практика физической культуры, 1996, № 2, с. 49.
  9. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 271 с.
  10. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
  11. Методы системного педагогического исследо­вания / Под ред. проф. Н. В. Кузьминой. — М.: Народное образование, 2002. — 208 с.
  12. Образцова Л. И., Молинский К. К. Совершенствование средств специальной подготовки в плавании / Актуальные вопросы тренировки юных пловцов Киргизии. Сборник научных трудов. — Фрунзе: КГУ, 1985. — 83 с.
  13. Озолин Н. Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 863 с.
  14. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. — М., Физкультура и спорт, 1970. — 356 с.
  15. Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 271 с.
  16. Пустовойт Б. Стань сильным // Спорт в школе, 2002, № 11-16, 18-19 (Страничка старшеклассника).
  17. Теория и методика физического воспитания. / Под общ. ред. Л. П. Матве­ева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр и доп. В 2-х т. Т. I. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 423 с.
  18. Теория и методика физического воспитания. / Под общ. ред. Л. П. Матве­ева и А. Д. Новикова. Изд. 2-е, испр и доп. В 2-х т. Т. II. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 256 с.
  19. Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. / Под общ. ред. В. Г. Алабина и М. П. Кривоносова. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 272 с.
  20. Тяжелая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. — Изд. 4-е, перераб., доп. / Под ред. А. Н. Воробьева. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 238 с.
  21. Учение о тренировке (под общ. ред. Д. Харре). — М., Физкультура и спорт, 1971. — 206 с.
  22. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 232 с.
  23. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 480 с.
Читайте также:  Какие упражнения для тренировка выносливости

Источник

Методика развития физических качеств с использованием легкоатлетических упражнений

Физическими (двигательными) качествами принято называть определенные стороны двигательных возможностей человека. К ним относятся сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость. Эти физические качества развиваются в тесной взаимосвязи и для каждого человека или вида спорта имеют различное значение.

Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Любое проявление силы мышц создается нервными импульсами, идущими от двигательных центров коры головного мозга через нервные клетки спинного мозга к мышцам.

В спортивной практике выделяют общую и специальную силу, абсолютную и относительную силу, взрывную силу и силовую выносливость:

  • Общая сила — это способность человека проявлять значительные усилия в разнообразных движениях.
  • Специальная сила — это способность человека проявлять необходимые усилия в условиях избранного вида деятельности.
  • Относительная сила — это проявление максимальной силы в пересчете на 1 кг веса человека.
  • Абсолютная сила — это наивысшее усилие, которое человек может развить в динамическом или статическом режиме.
  • Взрывная сила — это способность человека преодолевать сопротивления с высокой скоростью мышечного сокращения.
  • Силовая выносливость — это способность человека сопротивляться утомлению при длительной силовой работе.

Приступая к развитию силы, надо помнить, что одно и то же упражнение может оказать различное воздействие на развитие той или иной силы. Например, при выполнении пятерного или тройного прыжка с места в яму с песком на результат развивается преимущественно взрывная сила. Если же выполнять аналогичные прыжки, но на расстоянии 100 или 200 м, то будет развиваться преимущественно силовая выносливость.

К легкоатлетическим упражнениям для развития силы можно отнести различные прыжки в яму с песком, прыжки через препятствия, скачки на одной ноге, бег и прыжки в гору, бег или ходьба с отягощением, прыжки с возвышенности, бег с сопротивлением, толкание и метание спортивных снарядов.

Быстрота

Быстрота — это способность человека выполнять движения в короткий промежуток времени.

Можно выделить три основные формы проявления быстроты:

  • латентное (скрытое) время двигательной реакции;
  • скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении);
  • частота движений.

Данные формы относительно независимы друг от друга, и развивать их надо с учетом перечисленных особенностей.

Максимальная скорость, которую может проявить человек в любом движении, зависит не только от развития у него быстроты, но и от других факторов: уровня силы, гибкости и подвижности в суставах, ловкости, владения техникой и др. Поэтому развитие быстроты движений тесно связано с развитием других физических качеств.

Читайте также:  Беседа лекции пример упражнения это

Быстрота движений определяется деятельностью центральной нервной системы, координирующей напряжение и расслабление мышц. Быстрота меньше других качеств поддается влиянию тренировки, ее лучше развивать в возрасте 10-12 лет. Быстроту движений развивают упражнениями, выполняемыми повторно с максимальной скоростью. Продолжительность этих упражнений не должна превышать 5-6 с, а выполняться они должны до снижения скорости. При этом усилия должны быть направлены не на способ, а на быстроту выполнения упражнения.

Для развития быстроты реакции рекомендуется применять повторные упражнения с быстрым реагированием на неожиданный сигнал.

Хорошими легкоатлетическими упражнениями для развития быстроты являются бег с ходу, бег в облегченных условиях (под ветер, по наклонной дорожке, бег с тяговым устройством), бег с гандикапом, бег за лидером, бег в упоре, бег с высоким подниманием бедра, семенящий бег, эстафетный бег на коротких отрезках и др.

Упражнения на быстроту не вызывают глубоких изменений в организме, и поэтому рекомендуется выполнять их в начале основной части занятия.

Выносливость

Выносливость — это способность человека выполнять работу заданной интенсивности в течение длительного времени, т.е. противостоять утомлению.

Обеспечивается выносливость деятельностью всего организма. В первую очередь, выносливость зависит от деятельности коры головного мозга, определяющей и регулирующей состояние центральной нервной системы и работоспособность всех органов и систем.

Выносливость бывает общая и специальная:

  • Общая выносливость характеризуется способностью человека длительное время выполнять любую работу умеренной интенсивности.
  • Специальная выносливость это выполнение человеком специфической работы оптимальной интенсивности для его деятельности.

Лучшими легкоатлетическими средствами для развития общей выносливости являются длительная ходьба или бег, выполняемые в равномерном темпе при пульсе 140-160 уд/мин. По мере роста подготовленности занимающиеся могут постепенно увеличивать нагрузку, включая бег с повышенной скоростью, бег по песку, бег по воде, бег по пересеченной местности. Регулировать нагрузку можно и продолжительностью выполнения упражнения.

Общая выносливость, обусловливая в значительной мере общую работоспособность человека и уровень его здоровья, вместе с тем служит основой для развития специальной выносливости.

Многократное выполнение основного вида деятельности и частично специальных упражнений — основной путь к развитию специальной выносливости. Наилучшее развитие специальной выносливости достигается работой с интенсивностью, несколько превышающей ту, которую способен в настоящий момент поддержать занимающийся на протяжении всей работы, но с несколько меньшей продолжительностью и многократным повторением. Такое повторное воздействие более интенсивной работы может осуществляться в тренировке разными методами (например, интервальным или переменным).

Тренированность, приобретенная на основе повышенных требований к организму, при использовании интервального или переменного методов, позволяет легче и более длительно выполнять основную работу. Однако только этими методами нельзя полноценно развивать специальную выносливость. Поэтому в учебный процесс рекомендуется включать контрольный и соревновательный методы тренировки.

Гибкость

Гибкость — это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость человека зависит от анатомо-физиологических особенностей суставов, эластичности связок, тонуса мышц, состояния центральной нервной системы. Все движения, выполняемые с той или иной амплитудой в многочисленных легкоатлетических упражнениях, посредством которых осуществляется физическая подготовка, способствуют развитию гибкости. Наибольшее влияние на развитие гибкости оказывают специальные упражнения барьериста, прыгуна и метателя.

Упражнения для развития гибкости принято подразделять на две группы:

  • активные (за счет сокращения мышц);
  • пассивные (за счет использования внешних сил).

Упражнения на гибкость целесообразно выполнять сериями по 8-10 повторений в каждой, с постепенным увеличением амплитуды движений. Наибольший эффект от упражнений будет, если их выполнять два раза в день. Гибкость достаточно устойчива и поддерживается без особого труда. Если совсем прекратить выполнять упражнения на гибкость, она снижается и через несколько месяцев может вернуться к исходным величинам. Перед выполнением упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться, желательно до появления пота.

Наиболее эффективно гибкость развивается при комплексном подходе выполнения упражнений: 40% упражнений активного, 40 — пассивного характера и 20% статических упражнений.

Ловкость

Ловкость — это способность человека быстро овладевать новыми движениями и перестраивать двигательную деятельность. Чтобы быть ловким в движениях, надо быть сильным, быстрым, выносливым, а нередко иметь и высокие волевые качества. Чем неизвестнее и сложнее действия, тем выше должна быть ловкость. Ловкость особенно нужна при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки и безотлагательного выполнения, когда нет ни секунды времени на раздумывание.

Считается, что ловкость — сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. Для развития ловкости с успехом могут использоваться, кроме спортивных и подвижных игр, различные виды легкой атлетики (например, барьерный бег, прыжки в высоту и длину, метания и прыжки с шестом).

Во всех случаях, применяя упражнения на ловкость, нужно постепенно переходить от простых упражнений к более сложным. Дозируя упражнения, направленные на развитие ловкости, следует помнить, что они требуют не только физических усилий, но и значительных нервных напряжений. Поэтому не следует на одном занятии проделывать много упражнений на ловкость. Упражнения на ловкость рекомендуется применять в начале основной части занятия.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни