Как готовиться к экзаменам упражнения

Тренинг «Психологическая подготовка к экзаменам»

Тренинг «Психологическая подготовка к экзаменам»

для обучающихся 11 классов.

Цель: обучить учащихся психотехническим навыкам, повышающим эффективность подготовки к экзаменам, направленным на снижение тревожности и развитие стрессоустойчивости.

1. Ознакомление учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
2.Повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.
3.Способствовать личностной мотивации учащегося к успеху, настойчивости.

1. Приветствие. Актуализация темы.

Пcихолог. Ситуация сдачи экзамена для всех учащихся одинакова, а переживает ее и ведет себя в ней каждый по-разному. C чем это связано? Конечно, во многом c тем, как вы выучили материал, с тем, насколько вы хорошо знаете тот или иной предмет, c тем, насколько вы уверены в своих силах. Иногда бывает так – вы действительно хорошо выучили материал, и вдруг на экзамене возникает чувство, что все забыли, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, быстро и сильно бьется c ердце. Для того, чтобы этого не произошло, вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации.
В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов. Но прежде чем перейти к нашей бе c еде, я предлагаю вам немного поиграть.

Цель: снятие психофизического напряжения, создание атмосферы безопасности на занятии.

Инструкция: «Представьтесь, пожалуйста. Назовите качество на первую букву вашего имени, которое вас характеризует».

Упражнение выполняется по кругу, участники передают друг другу мячик.

Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.

Инструкция: «Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».

3. Упражнение «Прощай напряжение!»

Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.

Время проведения: 5 минут.

Инструкция: «Сейчас мы с вами посоревнуемся. Возьмите газетный лист, скомкайте его и вложите в это все свое напряжение. Закиньте точно в корзину».

— Как вы себя чувствуете?

— Расстались ли вы со своим напряжением?

— Ощущения до и после упражнения?

4. Информирование: «Для того чтобы хорошо сдать экзамен, нужно быть уверенным в себе, в своих силах. Сейчас мы узнаем, что помогает чувствовать себя уверенно.

Уверенность складывается из двух составляющих: из того, как ты себя чувствуешь и как выглядишь. Как можно повысить свою уверенность? Прежде всего, очень важно вести себя уверенно. Когда ведешь себя уверенно, то и ощущение тоже меняется. Кроме того, у каждого есть свои собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации».

5. Упражнение «Мои ресурсы».

Цель: помочь учащимся найти в себе те качества, которые помогут на экзамене чувствовать себя уверенно.

Инструкция: «Разделите лист бумаги на две части. В одной части напишите: «Чем я могу похвастаться». Здесь вы должны записать те свои качества и характеристики, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами. Когда первая часть упражнения будет выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может помочь мне на экзамене?». Напротив каждой своей сильной стороны вы можете написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена.

Желающие озвучивают результаты выполнения упражнения».

Подготовка к экзамену

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку, считается, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой- либо картинки в этих тонах.

Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», начни с наиболее интересного и приятного. Войдешь в рабочий ритм- и дело пойдет.

Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

Готовясь к экзамену, думай не о том, что не справишься, а, наоборот, рисуй себе картину положительную.

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, боевого настроения. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи экзаменов ты должен явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования.

Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.

Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ

Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания последней части отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя!

Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку! Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.).

Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в обычный ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Читай задание до конца ! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условие задания по «первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому предыдущие знания не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой задач вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

6. Упражнение «в добрый путь».

Цель: поднятие собственной самооценки, сплочение коллектива.

Инструкция: «Каждый пишет слова ободрения на экзамен. Складываем в ларец и меняем. Вытягиваем пожелание. Читаем по кругу».

Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние. Желаю вам успеха!

Источник

Как подготовиться к экзамену за одну ночь

Среди студентов есть два типа людей — размеренные планеры и адреналинщики, которые всё откладывают на последний момент. Если вы оказались в числе вторых — сначала выдохните и вспомните, что неразрешимых ситуаций нет, а потом читайте эту статью. Мы собрали топ полезных советов, как собрать себя в кучу и совершить эффективный рывок.

Как подготовиться к экзамену за одну ночь

Как настроиться на экзамен

Представьте себя человечком из Sims, у которого над головой ромбик. Ваш должен гореть ярко-зелёным цветом. Из ресурсного состояния можно горы свернуть, ну, или подготовиться к предстоящему экзамену.

Выспитесь. У вас впереди сутки интенсивной работы. Долгий крепкий сон поможет избежать переутомления. А ещё он поможет унять мандраж и панику.

Наведите вокруг себя порядок. Ничто не должно раздражать и перетягивать на себя ваше внимание. Позаботьтесь о том, чтобы прибрать пространство вокруг себя. Даже если привыкли к хаосу, пусть он будет упорядоченным и комфортным вам.

Держите под рукой питательные снеки. Горький шоколад и орехи послужат отличным топливом для мозга. Не забывайте про сложные углеводы и про кофе, само собой, когда начнёте клевать носом.

Поставьте мессенджеры на паузу. Залипнуть в интернете, листая мемы… Все мы там были. Посему совет такой: предупредите близких, что вас ждут жаркие часы подготовки, переведите телефон в авиарежим и спрячьте подальше.

Не забывайте прерываться на физические упражнения. Физические нагрузки — отличный способ унять тревогу и снять напряжение в мышцах. 10 минут потягиваний и приседаний — и вы снова в строю. Не забывайте и о методиках снятия глазной усталости.

Как подготовиться к экзамену: 9 советов

Составьте реалистичный план

Какой массив информации вам нужно одолеть? Если это билеты, приложите усилия, чтобы собрать всю информацию и дальше постепенно по ней продвигаться, не распыляясь на поиск. Если это подготовка к ОГЭ или ЕГЭ, ваш вариант — провести день, набивая руку на тестах, привыкая к формату. Паниковать не стоит — ваша цель не в том, чтобы знать всё, а в том, чтобы усвоить максимум в оставшийся срок, потратив с пользой каждую минуту.

Рассортируйте материал: что нужно освоить, а что повторить

Что-то точно осталось в памяти со времени учёбы, поэтому вначале стоит сосредоточиться на новой информации. На новый материал требуется гораздо больше сил — уделите этому время, пока ещё не клонит в сон, не зудит в теле и ваша концентрация на пике.

Обращайтесь за помощью к одногруппникам и старшекурсникам

Если не хватает конспектов лекций — смело обращайтесь к товарищам. Подавляющему большинству будет несложно и даже в радость вас выручить. Немаловажно и то, что часто преподаватели приводят в лекциях любимые примеры или объясняют материал под определённым углом — это хорошо бы на экзамене вспомнить. На аттестационных встречах, так стращающих студентов, преподаватель ведь всего лишь хочет убедиться, что его внимательно слушали, а материал не прошёл мимо.

Распределите время

Скажем, у вас 12 часов, в сумме это 720 минут. С вычетом, скажем, 80 минут на отдых, у вас остаётся 640 минут. Если перед вами 50 билетов, выделяйте по 10-12 минут на каждый. Стоит установить таймер и следовать регламенту. И помните, что какие-то будут нуждаться в повторении. Если у вас есть тексты всех билетов, начитывайте их себе по порядку. Многое отложится в памяти и выстроится в единую нить повествования — проверено.

Чередуйте виды деятельности

Как устанете от чтения, переключитесь на краткое конспектирование проблемных тем. Избегайте однообразного труда, влекущего за собой быстрое переутомление. А ещё найдите объяснения нужных вам тем в видео или аудиоформате. Чередуйте разные способы усвоения информации. Кстати, что насчёт созвона с подготовленным одногруппником? Ему или ей будет полезно объяснить кому-то тему, чтобы лучше её запомнить, а вам — послушать это объяснение. Такое переключение и чередование форматов позволит вам отдохнуть.

Составьте шпаргалки с главными тезисами

Во время подготовки вас может посещать чувство, что всё бессмысленно, так как в голове ничего не укладывается. Это, конечно, миф, и утром вы в этом убедитесь. Но для самоуспокоения можно фиксировать ключевые тезисы в виде маленьких шпаргалок. В теории это может подсобить на экзамене, если вы смелый и удачливый человек. Но и без прямого использования, это полезнейший инструмент усваивания информации.

Не зубрите, а пытайтесь понять

Увы, толку от безэмоционально заученных фактов мало. Вы просто не сможете изложить их экзаменатору. Ещё, такие знания быстро выветриваются из головы. Эффективнее будет понять логику изучаемого материала — если не успеете охватить его целиком, базовые знания помогут ответить на смежные темы.

Найдите напарника

С приятелем процесс учения может стать веселее. И даже эффективнее, при условии, что вы оба будете преследовать одну и ту же цель — успешно сдать экзамен.

Не забудьте про сон перед экзаменом

Даже если шанса выспаться (в течение 6-8 часов) не предвидится, прилечь на несколько часов необходимо. Представьте, как нажимаете на кнопку и насильно выключаете себя словно перегревшийся компьютер. Ваш мозг продолжит работать в спящем режиме, обрабатывая информацию, которую вы успели усвоить. Так что дайте ему эти полтора или три часа сна — бустер для обновления информации в голове и восполнения энергии.

Источник

Психологический тренинг для учащихся «Экзамен без стресса»

Цель: создание условий для преодоления психологических барьеров в предэкзаменационный период.

Задачи:

  • Снизить уровень эмоциональной напряженности учащихся;
  • Расширить представление о средствах профилактики и преодоления стресса;
  • Развить навыки самоконтроля с опорой на внешние и внутренние ресурсы учащихся;
  • Обучить способам психической саморегуляции;
  • Содействовать активизации личностных ресурсных состояний.

Здравствуйте, учащиеся! Я рада приветствовать вас на тренинговом занятии.

“Современная жизнь диктует нам новые правила. И мы идем в ногу со временем. Мы много времени проводим в сети Интернет, общаемся, изучаем интересующую нас информацию. Представьте, что вы сейчас в сети. А я приглашаю вас на свой сайт для подростков, где обсуждаются различные темы, высказывают свое мнение разные специалисты и т.п. Для начала необходимо зарегистрироваться и создать свой аккаунт/профиль.

В первую очередь заполните страницу с личными данными”.

Участникам тренинга выдаются бейджики в виде телефонов, на них они записывают свое имя и актуальный “статус”.

3. Представляем свои “странички” по кругу.

4. Просмотр видеоролика

“Блуждая по сети, ваше внимание привлек следующий видеоролик”.

(видеоролик про экзамен). Ролик взят из КВН: сценка, где Скороход А. сдает экзамен по физике

5. Обсуждение видеоролика.

“Какие мысли возникают при его просмотре, бывали ли вы в такой ситуации? Что чувствует молодой человек? (переживает стресс) Актуальна ли для Вас эта тема?

А какие же ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “экзамен”? Запишите свои ассоциации в буклете и озвучьте их. (записываем варианты ответов на доске) Приложение1

Все ассоциации в основном отрицательные.

Как же побороть этот страх, чтобы экзамен казался не пыткой, а неотъемлемой частью учебного процесса. Как некая систематизация знаний и применение их на практике. Мы попробуем иначе посмотреть на ситуацию экзамена! Возможен ли Экзамен без стресса?!”

6. “Самое трудное. ”

“У вас в жизни уже была ситуация экзамена, которая принесла много различных чувств и эмоций. Давайте теперь вспомним эту ситуацию и попробуем по очереди закончить следующую фразу: “Самое трудное на экзамене для меня. ”

Многие учащиеся отметили, что самым трудным является неумение сконцентрироваться, справиться с тревогой, со стрессом. Именно он мешает выполнить задания на экзамене или правильно заполнить бланк.

Познакомимся с мнением психологов и психофизиологов.

“Стресс это ответная реакция на изменение обстоятельств”. (Г.Селье)

Стресс – это ответная реакция организма на воздействие, требующее приспособления к изменениям среды.

Выделяются три стадии развития стресса.

— стадия тревоги и напряжения;

— стадия сопротивления (резистентности) – эустресс;

— стадия истощения – дистресс.

Стресс не обязательно оказывает негативное разрушительное действие на человека. На самом деле стадии стресса оказывают различное влияние на организм.

Первая и вторая стадии способствуют мобилизации всех жизненных сил человека. Деятельность человека становится более эффективной и успешной.

Третья стадия – исчерпывает энергию организма, начинается процесс разрушения.

Влияние стресса на функции организма.

Функции организма Влияние стресса
Эустресс (+) Дистресс (-)
Внимание Улучшение способности к концентрации, переключению внимания. Трудности управления
Память Улучшение Ухудшение
Пульс 90 – 100 ударов Более 100 ударов
Дыхание Усиление (углубление) Учащение (поверхностное), одышка
Цвет кожи Покраснение Побледнение (бело-красные пятна)
Терморегуляция Чувство жара Озноб

“Сейчас я вам предлагаю определить свой уровень стресса” (диагностика по методике стресс-теста) Приложение 2

Обсуждение полученных результатов.

“У каждого из нас есть стресс, только уровень пребывания его в каждом разный!

Существуют следующие симптомы предэкзаменационного стресса:

Если симптом вас беспокоит, хлопните в ладоши.

  • Головные боли
  • Мышечное напряжение
  • Сильное сердцебиение
  • Бессоница
  • Неуверенность
  • Тревога
  • Страх
  • Раздражительность
  • Рассеянность
  • Желание отложить подготовку к экзамену “на потом”
  • Частые разговоры о предстоящем экзамене
  • Ухудшение аппетита
  • Установка на провал

Симптом как вирус, попавший в нашу компьютерную систему, разрушает ее из нутрии.

Предлагаем вам выбрать наиболее волнующий вас вирус и обвести его или написать свой.

Давайте представим, где он может у вас в теле находиться (у кого-то в голове, у кого-то в кончиках пальцев и т д). Обозначьте на контуре человека место, где располагается вирус.

Чтобы избавиться от вируса, необходимо давать телу разгрузку в виде расслабления и тонизирования (дыхательная релаксация, упражнения для тела)”

  • Дыхание на счет: 2вд-2выд, 2вдох-4выд, 4вдох-2 выд.
  • “Дышим в колодец”
  • “Дождик” массаж друг другу
  • “Трясучка”

8 “Меняем настройки”

“Нарисуйте образ данного вируса, посмотрите на него, нравится он вам?

Так как вирус нам изначально не понравился, и мы постепенно начали он него избавляться, давайте полностью излечим свой аккаунт от него, т е преобразуем так чтобы он нам стал приятен и симпатичен”. Учащиеся с помощью цветных карандашей, маркеров меняют свои негативные рисунки на позитивные. Изменять рисунок необходимо до тех пор, пока он станет человеку приятен.

“Давайте все вместе представим, что лет через двадцать появятся у нас в городе необычные аптеки. Будут продаваться в этих аптеках не лекарства, а истории. Короткие такие истории. Короткие, но действенные – прочитаешь такую (или услышишь) и избавляешься после этого от какого-то своего порока. Это может произойти сразу, а может и не сразу, но у человека больше не будет жадности, глупости, подлости, вульгарности, безответственности, ханжества или какого-то другого порока. Одна такая таблетка-история вылечивает ровно от одного порока. А теперь представим, что нам с вами от какой-то крупной корпорации поступил заказ на производство таблеток-историй, которые помогут учащимся справиться с экзаменационным стрессом”

Учащиеся в группах выполняют задание, затем представляют свои истории.

А я для вас изготовила вот такую таблетку:

Как-то раз к Учителю пошел ученик и пожаловался на свою тяжелую жизнь:

“Учитель, я так устал, у меня такая невыносимая жизнь, столько трудностей и проблем.

Я все время плыву против течения, у меня больше не осталось сил бороться. Посоветуйте, что мне делать?”

Учитель внимательно посмотрел на своего ученика и вместо ответа, молча, поставил на огонь три одинаковых сосуда с водой. В один из них он положил морковь, в другой — яйцо, а в третий насыпал зерна кофе. Спустя некоторое время он вынул из воды морковь, яйцо и перелил в чашку кофе.“Что изменилось в результате моих действий?” — спросил он ученика. “Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде”, — ответил ученик. “В целом верно, но это лишь поверхностный взгляд на вещи”, — сказал Учитель

— Посмотри внимательно, твердая морковь, сварившись в кипятке, стала мягкой и податливой. А хрупкое и жидкое яйцо наоборот стало твердым. Внешне они практически не изменились, у них изменилась внутренняя структура под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств, в данном случае кипятка.

Тоже самое происходит и с людьми, сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где нежные и хрупкие лишь затвердеют и окрепнут.

— А как же кофе? — спросил ученик.

— О! Здесь произошли самые интересные изменения! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде, при этом изменили ее — превратили простой кипяток в великолепный ароматный напиток.

Существует особый тип людей, которые не меняются в силу обстоятельств. Они могут изменить сами обстоятельства и превратить их в нечто новое, при этом извлекая пользу и знания из ситуации.

10. Завершение “Мои друзья”

Открепите свой бейджк и приклейте на титульную страницу вашего аккаунта.

Вы пообщались, высказывали мнения, которые порой у вас были схожи. Теперь добавьте себе на страницу друзей (записываем имя, электронную почту. Номер телефона или пожелания) Свою страницу отдаем соседу справа, а сами принимаем страницу у соседа слева и “добавляемся в друзья” (по желанию) В итоге ваша страница должна к Вам вернуться.

Используемая литература.

  1. Акимова Г.Е. Как помочь своему ребёнку? Екатеринбург, 2003.
  2. Гаулстон Т., Голдсберг Ф. Психологические ловушки. С-Пб, 1997.
  3. Иванова Н. Л., Луканина М. Ф.,Однорапова Е. Ю. Стресс и тревога: профилактика, диагностика, коррекция. Сборник методических рекомендаций для специалистов социальных учреждений. Ярославль 2005
  4. Каменюкин А. Ковпак Д. Антистресс – тренинг. С-Пб, 2000.
  5. Куликов Л. Мозаика радости. СПб, 1997.
  6. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб, 2000.
  7. Леонова А., Кузнецова А. Психопрофилактика стрессов. М, 1993.
  8. Микляева А.В., Румянцева Т.В.. Школьная тревожность: Диагностика, профилактика, коррекция. Санкт-Петербург 2006
  9. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьников. Практическое пособие М., 2008
  10. Психология, словарь. М.,1991.
  11. Ролло Мэй Проблема тревоги. М., 2001.
  12. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. М., 1999.
  13. Хартли М. Как превратить стресс из врага в союзника. М., 1995.

Источник

Читайте также:  Дыхательное упражнение вокруг цветочки
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни