Как начать тренинг упражнения

Приветствия и другие упражнения для начала тренинга

Приветствие – неотъемлемая часть общения с людьми, а в тренинге и вовсе обязательный зачин. От того, каким образом в нем будет сказано первое «здравствуйте», зависит, возникнет ли доверие и взаимопонимание в группе, смогут ли ее участники адаптироваться в новой среде и включиться в работу.

С особой тщательностью стоит продумать начало тренинга для сотрудников. Что греха таить — те часто бывают принудительно «пригнаны». Без создания располагающей к обучению атмосферы «пленные» сразу проявят сопротивление и попытаются сорвать занятие. Первые упражнения тренинга — на приветствие участников – помогают снять эмоциональное напряжение и оказывают профилактическое действие, предотвращая развитие «острых состояний» в самом начале обучения.

Способы приветствий

Процесс приветствия и его содержание должны быть интересны участникам, и не производить впечатления формальной и скучной процедуры. Обычно его проводят в игровой форме и совмещают с представлением участников. Даже если все они между собой знакомы, так они узнают интересы друг друга и быстрее сближаются. Да и тренеру тоже нужно познакомиться с командой — чтобы дать старт процессу создания позитивных эмоциональных установок.

По содержанию приветствия бывают речевыми и неречевыми. Среди последних выделяют бесконтактные (жест рукой, кивок головой, поклон, реверанс) и контактные (рукопожатие, объятие). В упражнениях техники часто совмещают – участники тренинга озвучивают приветствие, одновременно демонстрируя приветственный жест. Зоркий глаз тренера тем временем подмечает — кто был инициатором более тесного контакта, проявлял изобретательность, а кто попытался самоустраниться.

Порядок выполнения упражнений может быть разным. В малочисленных группах приветствия передают по общему кругу. Большую аудиторию объединяют в малые команды, каждый участник которой по очереди приветствует остальных.

На первом занятии

Перед продолжительной и серьезной работой необходимо создать комфортные условия — представить участников друг другу и немного расслабить их.

Яркие бейджи. Всем участникам предлагается вырезать цветные карточки, и яркими маркерами или фломастерами написать на них свои имена — так, как они желают, чтобы к ним обращались на протяжении всей сессии, и закрепить их на одежде. Имена могут быть настоящие (Миша, Михаил), или придуманные (Нео). Можно использовать прозвища – так, как называют друзья (Михалыч). Форма карточек может быть любой – ромб, облако, сердце и пр.

Затем каждый участник по очереди произносит свое имя – как ему нравится, и демонстрирует жест руками. Остальные хором называют его и приветствуют, копируя движение рук.

Парное интервью. Разные вариации этого упражнения помогают узнать интересы товарищей по обучению и сократить дистанцию между ними.

Вариант 1. Участники объединяются в пары (можно по принципу «карусели») и расспрашивают товарища о том, что он рассчитывают получить от участия в тренинге, какие свои качества ценит, что у него лучше всего получается, что он любит, какие у него устремления, предмет его гордости, о чем никому не рассказывает.

Затем один из пары усаживается на стул, а второй, стоя у него за спиной, «играет» его – рассказывает о партнере от первого лица (по 1 минуте). Остальные могут задавать уточняющие вопросы стоящему. По окончании каждого выступления тренер уточняет у сидящего – верно ли угадал ответы «двойник», и просит описать чувства, испытанные во время высказываний партнера.

Вариант 2. Ведущий записывает имена обучаемых на доске (неплохо — интерактивной).

В течение 1,5 минуты участники общаются между собой (в паре), изучая интересы товарища по обучению и пытаясь найти между собой что-то общее. Затем каждый выходит к доске, соединяет свое имя с именем партнера линией, записывает над ней слово, обозначающее общий интерес (например, оба играют в футбол). Желательно провести 3-4 раунда общения.

«Здравствуй, ты представляешь…» С этой фразы можно начать приветствие на тренинге для сотрудников одной организации – она отлично снижает уровень сопротивления. Пускай каждый по очереди обратиться с ней к своему соседу, описывая какой-нибудь связанный с работой занимательный и забавный эпизод.

«Мое герб». Упражнение на самопрезентацию участников – также неплохой и достаточно показательный вариант начала корпоративного тренинга.

Все обучаемые получают по листу бумаги (А4) – его нужно разделить на 4 части и заполнить каждую символами, которые будут обозначать ответы на 4 вопроса:

  1. Что я ценю в себе.
  2. Чем горжусь.
  3. Что делаю лучше всего.
  4. Мое увлечение.

Излагать свои мысли нужно с помощью сочетаний различных символов, эмблем, фигур, предметов и прочих опознавательных знаков, которые, по мнению каждого конкретного участника, лучше всего выражают его особенности.

По окончании творческой части упражнения (а она займет не более 10 минут) участники берут готовые плакаты и расходятся по аудитории – чтобы представиться и рассказать о себе и своем гербе партнерам по обучению.

Чтобы между собой пообщалось наибольшее количество людей, каждый участник, закончивший общение с предыдущим товарищем, ищет другого, выкрикивая «Свободная касса!» и выбрасывая правую руку вверх. Продолжительность общения с каждым партнером — 30 секунд.

По завершению все рисунки размещаются на доске.

«Мое дерево». Напоминает предыдущее упражнение, но вместо герба участникам предлагается изобразить дерево, плоды которого символизируют цели, стволы – достижения, а корни – события, приведшие на настоящее место нынешней работы (можно — к выбору нынешней профессии).

«Барахолка». Вполне обычные на вид предметы помогут получить первое впечатление друг о друге. Каждый участник выбирает один предмет из набора (слайд), предложенного ведущим.

Затем по очереди называет свое имя и выбранный предмет, и отвечает на вопросы:

  • почему выбран именно этот предмет;
  • какое он имеет к нему отношение;
  • как этот предмет связан с темой занятия.

Связи могут быть самыми смелыми — фантазии участников никак не ограничиваются.

Многонациональный привет. Здесь много места фантазии.

Совсем юным и молодым участникам можно предложить стать в круг и разделиться на 3 равные группы – «европейцы», «японцы», «африканцы». Далее представители каждой этнической группы по одному обходят круг и приветствуют другие народности своим способом:

  • европейцы жмут руки;
  • японцы кланяются,
  • африканцы трутся носами.

Более зрелую возрастную группу можно взбодрить приветствиями на разных языках. К этому моменту тренеру нужно подготовиться заранее, и написать карточки с подсказками.

Каждый член группы тянет карточку и приветствует своих соседей слева и справа на иностранном языке. Можно выполнить упражнение и в другом режиме – участники тренинга свободно бродят по аудитории, здороваются за руку и произносят выпавшее приветствие.

Необычные рукопожатия. Типичный способ приветствия деловых людей в тренинге имеет много модификаций. Можно предложить членам группы:

  1. пожать руки как можно большему числу людей за фиксированное время, и определить чемпиона по рукопожатию (называет тренер);
  2. поздороваться двумя руками с двумя участниками одновременно, так, чтобы руки все время были в работе: опустить руку разрешается только тогда, когда найдется тот, кто тоже готов поздороваться. Пожать руки друг другу должны все участники группы. Выполняется без слов;
  3. побродить по комнате, приветствуя каждого встречного — пожимая руку и называя свои имена. Важно, чтобы все участники подошли друг к другу – потом каждый должен будет назвать своих партнеров по имени.

Локотки, коленки, поцелуи. В группе знакомых между собой участников простое русское пожатие рук можно дополнить взаимным касанием:

Если позволяет программа дня и целевая аудитория, можно задать «карнавальное» настроение и продолжить приветствие:

  • реверансом – как французские короли;
  • громким топотом ног – как африканские слоны;
  • подмигиванием друг другу;
  • трехкратным поцелуем с фразой «Ба! Какие люди!».
Читайте также:  Как убрать живот если на упражнения нет времени

После упражнения желательно выяснить, как изменилось эмоциональное состояние членов группы.

Пожелание на сегодняшний день. Стоя в кругу, участники бросают мяч тому, кому хотят что-то пожелать, и высказывают свое пожелание – короткое, в одно слово. Важно, чтобы мяч «облетел» всех.

В последующие дни

Во второй (а в больших группах – и в третий) день командной работы участники продолжают узнавать друг о друге все новые сведения. В группе устанавливаются более доверительные отношения. Самое время вспомнить имена всех присутствующих и то, что происходило на первом занятии – чтобы усилить групповую сплоченность.

«Здравствуй, уважаемый…» Этими словами, с улыбкой и чувством радости, первый участник обращается к соседу справа, называет его по имени, и дополняет приветствие любым движением. А тот приветствует и называет уже своего соседа с правой стороны, повторяет жест предыдущего участника, и дополняет его своим, и так по кругу.

«Кто говорит?». Выбирается доброволец, который становится спиной к группе. Остальные свободно расходятся по залу в разных направлениях, и по очереди задают ему любые интересующие вопросы. Тот по голосу узнает говорящего – называет его имя, и отвечает на вопрос. Это упражнение целесообразно, когда все имена уже выучены.

Хорошо знакомым участникам можно предложить угадать друг друга по рукопожатию. Водящий игрок усаживается в центре, закрывает глаза, кладет руки на колени раскрытыми ладонями вверх. Остальные подходят к нему в свободно порядке, кладут руки ему на ладони. Задача добровольца не из легких – узнать, чья рука.

«Поймай мяч». Группа вместе с ведущим становятся в круг. Тренер «держит» в руках воображаемый мяч; демонстрируя его вес и размеры, перебрасывает кому-то из участников, приветствуя его и называя по имени: «Привет, Таня, поймай мой мяч!». Поймав мяч, Таня бросает его товарищу: «Привет, Миша, лови мой мяч», а тот передает дальше.

Когда мяч побывает у каждого, участники начинают «перебрасывать» друг другу разные предметы – конфету, горячую картошку, апельсин, шоколадный батончик и пр. По характеру выбранного объекта вполне можно судить об отношении участников друг к другу. Важно, чтобы движения бросающего и ловящего соответствовали называемому предмету.

«Что нового?» Это упражнение полезно проводить в начале нового дня тренинга. Сидя в кругу в кругу, участники всматриваются один в одного — что изменилось в облике товарища в сравнении со вчерашним днем, в каком он расположении духа, как проявляют себя. После 3 минут сравнений первый участник бросает мяч одному из партнеров и озвучивает, что нового он в нем увидел. Мяч должен побывать у всех участников.

В тренинге с продолжительностью более двух дней и перерывами между занятиями стоит выработать коллективный ритуал приветствия. Например, открывать каждый новый день образовательного мероприятия хоровым проговариванием речевок. Можно комбинировать их с невербальным действием (рукопожатие каждого с каждым), или начинать занятие просто — с подъема сцепленных рук, касания плеч или ступней друг друга.

В длительно работающей группе можно придумать два взаимодополняющих ритуала, например, раскрывающее движение рук в начале, а смыкание ладоней «по-восточному» — по завершению дня. Они будут символически отделять занятие от предыдущего и последующего «кусочка» жизни группы, и поддерживать общность участников.

Таким образом, упражнения на приветствие помогают участникам тренинга познакомиться, разговориться и немного раскрыться – насколько они сами того желают. Тем самым они, помимо прямого предназначения, развивают некоторые важные навыки, в частности коммуникабельные. А если еще кого-то или что-то изображать надо – способствуют активизации навыков креативности и подключению «творческого» полушария. Возможность задавать вопросы побуждает быть внимательными друг к другу. Сближаясь, расслабляясь и настраиваясь на творческую волну, участники обучения «разминают» мозги и заряжают «батарейки», настраиваясь на плодотворную работу.

Источник

Разминка в тренинге: как подобрать лучшую и провести с пользой

Разминки (энергизаторы, энерджайзеры, разогревающие упражнения, игры на разогрев) – это короткие, не сложные, часто подвижные, забавные и веселые игры и игровые упражнения, используемые на протяжении всего тренинга. В них нет глубокого учебного содержания, но они помогают в решении ряда задач, связанных с управлением групповой динамикой.

Когда и для чего они нужны

У многих тренеров (особенно по бизнес обучению) подвижные игровые виды деятельности никак не ассоциируются и не сочетаются с серьезными темами. Между тем, эти «минутки развлечения» несут большую пользу серьезному делу.

Любая деятельность начинается с разминки или разогрева. Спортсмены разминают и разогревают мышцы, певцы оперы играют голосом — распеваются. Так и в тренинге – чтобы плавно включить группу в учебный процесс, нужно провести разминку – выполнить некоторые упражнения на разогрев перед предстоящей серьезной работой.

Их задача в самом начале – выровнять эмоциональное и функциональное состояние только что собравшихся участников: кого-то расшевелить, другим поубавить пыл, ввести их в учебную атмосферу, помочь «притереться» друг к другу, поднять общий тонус группы и каждого ее члена в отдельности.

Покидая учебный зал и отправляясь на кофебрейк, одни участники расслабляются, другие наоборот, энергично «наверстывают упущенное» по телефону, третьи все еще дискутируют по поводу ключевого упражнения в предыдущем блоке. Для приведения группы в состояние оптимальной мобилизации, в момент возвращения в аудиторию стоит выполнить небольшую пятиминутную разминку — не вызывающую сильных впечатлений, но повышающую концентрацию внимания. Она также поможет заполнить «неловкую паузу» в случае, если кто-то опаздывает.

К середине тренинга энергия и заинтересованность снижается, что сопровождается сонливостью, скукой, слабым пониманием материала, обучаемые становятся беспокойными, отвлекаются, создают суматоху в зале — в группе заканчивается топливо, и чтобы доехать в точку назначения, придется потратить пару минут на заправку — провести упражнение-энергизатор. Короткий активный отдых поможет «вдохнуть энергию» в группу, снимет усталость после длительной сидячей работы, избавит от негативного воздействия продолжительных нагрузок, активизирует внимание, повысит способность к более эффективному восприятию материала, да и просто улучшит общий эмоциональный настрой.

По завершению тренинга (или отдельно взятого занятия) важно подвести итоги – что сделано, что получено, что пройдено, и вместе с тем дать участникам ощущение удовлетворения от проделанной ими работы. Получить обратную связь и обменяться впечатлениями в конце тренинга также можно в процессе разминки.

Разминка не только создает хорошее настроение в начале и конце тренинга и служит «водоразделом» между его блоками или днями. С ее помощью можно выполнить ввод в определенную тему. Она также позволяет предупредить (а при необходимости – преодолеть) возможное сопротивление.

Часто участники приходят на тренинг не по доброй воле, иногда – целыми отделами. И задача тренера – создать увлекающую атмосферу для тех, кто предпочел бы не участвовать, мотивировать их к обучению. Когда нарастает сопротивление или агрессия, веселые, увлекательные разминочные упражнения естественным образом расслабляют сопротивляющихся, возникают позитивные установки — тренинг проходит на ура.

Проводить разминку стоит всякий раз, когда нужно сменить ритм или задать тему занятия:

  • перед началом тренинга – чтобы выполнить первичную настройку группы;
  • после недолгого перерыва между блоками — чтобы повысить концентрацию внимания и групповую сплоченность;
  • перед подачей теоретической информации – чтобы получить материал для обсуждения и проложить «мостик» к теме;
  • в середине дня, после обеда или продолжительного теоретического блока — чтобы мобилизовать внимание, перевести участников из пассивного состояния в собранное рабочее;
  • после длительной аналитической работы — для релаксации и снятия напряжения;
  • перед большим основным упражнением – для усиления группового процесса.
  • после яркой, бурной игры или напряженного обсуждения – чтобы утихомирить страсти;
  • при нарастании противодействия или групповой агрессии;
  • для выделения подгрупп или воссоединения группы;
  • в конце дня и по окончании тренинга.

Это классическая схема, от которой можно, а если того требует состояние участников или рабочая ситуация, нужно отступать.

Читайте также:  Игровые упражнения для дошкольников на развитие коммуникативных навыков

Как подобрать подходящую

Используемые для разминки игры и упражнения обычно не имеют образовательной, связанной с содержанием тренинга, функции. Они скорее создают настроение и синхронизируют внимание группы, способствуют нормальному рабочему настрою. В зависимости от характера энергии и настроения, которые нужно установить в группе, разминка может быть очень веселой, активной и динамичной, или же медленной, расслабляющей и даже успокаивающей.

Хотя сама по себе разминка не несет особой информативной пользы, ей можно дать такую трактовку, так расставить акценты, чтобы она что-то иллюстрировала или тренировала в обсуждаемой теме (например, память, внимание), и логично связать с изучаемым материалом.

Например, упражнение «Блудный заяц» обычно проводят в дополнение к играм на знакомство – чтобы участники узнали дополнительную информацию друг о друге. Суть ее в следующем – убирается один стул и водящий, стараясь занять свободное место, предлагает пересесть тем, у кого есть кошка, кто носит кольцо, любит груши, любит рисование, рыбалку и т.д. Т.е. называет общий признак, объединяющий нескольких участников тренинга, и те, у кого он есть, меняются друг с другом местами.

Но если расставить акценты иначе, такую разминку легко можно подвести к серьезной теме бизнес тренинга. Например, чтобы связать ее с материалом, который будет изучаться, к примеру, на тренинге переговоров, следует объяснить: «Это упражнение требует внимательности, быстроты реакции. При ведении переговоров также надо быть внимательным к собеседнику, и быстро реагировать на его действия».

Без вполне очевидной привязки к теме тренинга участники не смогут понять — для чего они выполняли ЭТИ действия. Возникнет ощущение несерьезности происходящего. Но, благодаря озвученной информации, она вполне гармонично вписывается в русло тренинга, и тренеру, скорее всего, простят «несерьезное упражнение». Между тем, группа немного встряхнулась, оживилась, получила материал для продвижения вперед по содержанию. Со спокойной душой он может переходить к новой теме.

Таким образом, при выборе разминки важно учесть содержательный аспект тренинга, — найти в ней смысл и донести его до участников, проложить мостик в бизнес тему. Но, помимо этого, отобранные для разминки игры и упражнения должны соответствовать главной функции «разогрева» участников и максимально разряжать атмосферу.

Нельзя использовать упражнения, которые затрагивают сферу личных склонностей и интересов, или делают предметом всеобщего веселья, понижают социальный статус. Особенно важно это в группах, где есть лица с физическими или эмоциональными ограничениями (например, не любят находиться близко или касаться друг друга) и при работе со статусной аудиторией (для них шутливые разминки можно заменить логическими и интеллектуальными задачами).

  1. Быть легкими для объяснения, понимания и участия. Не комфортные упражнения — которые не нравятся, а также в случае, когда не ясно, чего с их помощью можно добиться (привлечь внимание к излагаемому материалу, снять напряжение, утомление, повысить сплоченность группы; размять мышцы, память, пробудить творческую активность и т.д.), брать не стоит.
  2. Вовлекать всех участников – ведь процесс нужен во всей группе. Игры, где участники выбывают, следует исключить.
  3. Быть динамичными (за счет умственной или двигательной активности участников), интересной (участие в ней должно приносить удовлетворение), позитивными, не ущемлять ни кого из участников.
  4. Соответствовать времени дня и этапу тренинга.

Разминка в самом начале тренинга должна вовлекать группу в процесс, мотивировать к работе, пробуждать желание быть активным. В коротких перерывах на чай-кофе желательно подключить тело – чтобы встряхнуть группу, повысить внимание.

Наиболее энергичные, подвижные игры и упражнения – энергизаторы (энерджайзеры) используют после перерыва на обед (в начале нового тренинг-блока). Они помогают переключить энергию от желудка к голове, и выводят подуставших участников из послеобеденной дремы. Во второй половине тренинг-дня также полезны мыслительные (интеллектуальные) разминки, которые активируют внимание и способствуют более эффективному восприятию материала.

И, наконец, разминки по завершении тренинга должны снимать усталость и способствовать воссозданию структуры полученных знаний, проходить на эмоциональном подъеме. Для этого подойдут «тихие игры» с элементами творчества.

  • Занимать 3-5, максимум 10-15 минут. Закончить разминку нужно в момент, когда энергетика пошла вверх, но не ждать достижения пика, иначе участники утомятся от выполнения каких-то ее действий, и наступит эмоциональный спад.
  • Таким образом, чтобы избежать саботажа, при выборе той или иной разминки важно ориентироваться на следующие факторы:

    • Какой эффект нужен сейчас.
    • Состояние группы на данный момент.
    • Возраст, пол, иерархия должностей, физические данные участников.
    • Содержание предыдущей и последующей работы.
    • Время дня и стадия тренинга.

    Для успешного проведения разминки, тренер, помимо прочего, сам должен быть энергичным, и генерировать необходимую для группы энергию.

    Примеры разминок

    Ниже представлены описания упражнений и игр для разминки – они сгруппированы с учетом изменений в состоянии группы на разных стадиях тренинга.

    Для первичной настройки

    Перед началом тренинга разминка дополняет упражнения на знакомство и выполняет функцию первичной настройки группы.

    «Возьми салфеток». Веселое упражнение, которое создает позитивную атмосферу и помогает выяснить некоторые личные моменты. Тренер приглашает присутствующих сесть в круг и со словами «На случай, если потребуется, возьмите сколько желаете», передает упаковку по кругу. Когда все разберут салфетки (обычно отбирают около десяти, редко — всего одну), обращается к группе «Представьтесь, пожалуйста, и расскажите столько фактов о себе, сколько салфеток вы взяли».

    В бизнес тренинге факты могут иметь отношение к изучаемой теме (например, мои способы выполнить план продаж).

    «Три цели». Участники по трое описывает свои цели на тренинг, из них отбирают 3 наиболее важных. Далее группы объединяются по принципу 3+3, отбирают 3 общие цели, и так по нарастающей, до тех пор, пока сложится одна общая группа. Она также составляет общий список из 3 целей. Один из участников затем его оглашает.

    «Шеренга». Тренер предлагает группе построиться по восходящей в зависимости от заданной характеристики:

    • по росту;
    • цвету волос (от светлых к темным);
    • высоте каблуков (в «женской» аудитории);
    • числу дня рождения;
    • продолжительности работы в организации (от «новичка» до «старожила»).

    Двигательная активность неплохо снимает нервное напряжение. Можно подчеркнуть, что в зависимости от системы оценки (оцениваемого критерия) оказаться первым или последним может любой человек.

    «Шифровка». Небольшая интеллектуальная задачка, которая поможет участникам сконцентрироваться. Тренер сообщает: «Сегодня утром мои агенты перехватили шифровку конкурентов. В ней имена всех ныне собравшихся. Единственное, что мы знаем, это то, что каждое имя – послание, а тема письма – сильные стороны нашей команды в лице наших сотрудников. Агенты смогли расшифровать подпись – БУЙВОЛ. Ваша задача — разгадать остальную шифровку».

    Каждый участник расшифровывает своё имя так, чтобы получились предложение, описывающее его лучшие стороны. Это займет 5-7 минут. Тем, кто не справится с шифровкой самостоятельно, помогает вся группа.

    Если нужно связать разминку с темой бизнес тренинга, можно упомянуть, что для того, чтобы обойти «ловушки» на пути развития своего дела, важно уметь читать «между строк».

    На сплочение группы

    И вот недавно познакомившиеся участники преодолели естественное напряжение и стеснительность, стали ярче выражать эмоции и разнообразными. Появились споры, бурные обсуждения, возможно, даже претензии. Наступает время формировать устойчивую команду и начинать работать. Соответственно, разминка на этой стадии групповой работы должна быть направлена на выработку навыка сплоченных действий и плавный переход к содержательной части тренинга.

    «Пишущая машинка». Участники придумывают и записывают на доске цель на предстоящий модуль. Получившаяся фраза разбивается на буквы. Каждому члену команды назначают по одной букве — в порядке произношения (в небольшой группе за участниками закрепляют отдельные слова). Далее фразу «распечатывают» на машинке:

    • первая «буква» хлопает в ладоши один раз, за ней вторая, третья и т.д.;
    • пробел выбивают одним общим хлопком,
    • знаки препинания – все хлопают в ладоши дважды.
    Читайте также:  Как улучшить почерк взрослому упражнения дома

    Предложение напечатано, когда пишущая машинка «отхлопает» его в едином темпе, с соблюдением очередности букв и молча. С первого раза это не всегда удается.

    Для мотивации и концентрации внимания

    Перед началом нового блока необходимо повысить концентрацию внимания.

    «До десяти». Эта разминка (и командная игра по совместительству) развивает скорость реакции и активизирует внимание всех присутствующих на тренинге.

    Тренер не спеша поворачивается на месте в центре круга и вслух считает до 10. Остановившись, указывает на одного из группы и называет любое число до 10. Тот, кого назвали, быстро показывает его на пальцах, а его соседи справа цепочкой изображают остальные числа до 10 по восходящей. Тот, кто ошибется или промедлит, становится новым водящим.

    «Охота на лис». Веселая, динамичная разминка – энерджайзер, которая поможет снять напряжение после изучения сложного материала, и переключить внимание с одной темы тренинга на другую.

    Присутствующие изображают лисий хвост — заводят за спину руку и прижимают к пояснице ладонь (тыльной стороной). Тренер озвучивает байку: «Лучший способ поймать лису – насыпать соли ей на хвост», и командует «Лови!». По ней все свободно разбегаются по залу, стараясь прикоснуться свободной рукой к «хвосту» другой «лисы» и в то же время не быть пойманным. Участник, которому насыпали соли на хвост (дотронулись до ладони), останавливается, и продолжает «ловить лис», не сходя с места.

    Тренер следит, чтобы не нарушали правил.

    В стадии активной работы

    Участники достигли максимальной работоспособности и достаточно доверяют друг другу. Они собраны — легко воспринимают наиболее важные, ключевые темы, и способны решать самые сложные и смелые задачи. Разминки в этой стадии тренинга тоже максимально смелые.

    «Зверинец». Сидя в кругу. Тренер предлагает всем по очереди назвать какое-либо животное. Все прислушиваются, стараясь запомнить — кто кого назовет. Для лучшего запоминания каждый сначала повторяет сказанное предыдущими участниками, а затем называет свое животное (по принципу снежного кома).

    Далее тренер задает ритм, в котором надо выполнять упражнение – 2 хлопка в ладоши и 2 удара ладоней по коленям.

    Выглядит это так: первый участник дважды хлопает в ладоши, называет свое животное («лиса»), дважды ударяет по коленям и называет животное того, кому он хочет передать ход. Тот, чье животное было названо, подхватывает ритм: хлопая дважды в ладоши, называет свое животное («кошка»), ударяет дважды по коленям и называет еще чье-то животное, и т.д.

    Темп выполнения постепенно увеличивается. Тот, кто ошибется, после хлопков в ладоши должен не назвать, а изобразить свое животное – издать его характерный звук. Остальные, передавая ход этому участнику, вместо названия животного воспроизводят этот звук.

    Такое упражнение уместно только в хорошо разогретой группе с высокой степенью доверия.

    После обеда

    После обеда «кипение мозгов» сменяется легкой ленью. Чтобы вернуть участников в собранное состояние и продолжить работу, нужно а) встряхнуть их и б) помочь повысить концентрацию внимания. С первой задачей отлично справятся двигательные разминки — энерджайзеры и энергизаторы, а со второй – логические и интеллектуальные задания.

    «А я еду…». Группа сидит в кругу, один стул не занят. Слева сидящий игрок быстро пересаживается на него и произносит: «А я еду!». На его место передвигается второй со словами «А я рядом!», за ним третий в цепочке: «А я зайцем!». Четвертый, занимая освободившийся стул, говорит: «А я с …», и называет любого из команды, тот садится на его место. В месте, где круг разрывается, цепочка начинается снова, участники пересаживаются все быстрей и быстрей, и так — до необходимого накала.

    «Начерти, не отрывая карандаша». Знакомые с детства головоломки включают мозг в работу, помогают выйти за рамки обычной логики. Суть их проста – изобразить какую-то форму, не отрывая карандаша и не проводя по линии дважды.

    «Тридцать три». Отличная послеобеденная разминка — в одно время включает ум и тело, и прекрасно бодрит.

    Стоя в круге или полукруге. Присутствующие должны по цепочке сосчитать до 33. Но есть несколько небольших «заковырок»:

    • число, делящееся на «3», заменяется хлопком в ладоши;
    • число, содержащее «3», заменяется приседанием;
    • число, делящееся на «3» и содержащее «3» заменяется хлопком с приседанием.

    Обычно группа безошибочно досчитывает до 9, и сбивается: одни не могут быстро вспомнить таблицу умножения, другие путают движения. Приходится начинать заново – с участника, который ошибся. Зато бодрость и хорошее настроение гарантированы!

    Чтобы избавиться от напряжения

    Участники получили много новой информации, отработали ее в созданных ситуациях. Но до окончания тренинга еще далеко, и чтобы «подпитать батарейки» всех присутствующих нужна небольшая разминка — для снятия напряжения и усталости.

    «Зарядка». Стоя в кругу. Тренер приглашает: «Сейчас каждый вспомнит любое упражнение из своей утренней гимнастики, и мы дружно проведем зарядку». И сам демонстрирует первое упражнение, выполняет его с группой 3 раза, и передает ход по часовой стрелке по кругу. Новый физкультурник дает свое упражнение, также трижды повторяет с группой, и так по цепочке.

    Быстрые, энергичные упражнения вызывают смех, расслабляющие — чувство удовлетворения. Зная это, можно командовать: «А сейчас – что-то бодрящее! А теперь – расслабляющее!», и управлять эмоциональным и энергетическим состоянием группы. Также полезно дополнить эту разминку веселой музыкой вроде «Вдох глубокий, руки шире»

    А если перед ее началом упомянуть, для того, чтобы побудить окружающих к необходимой активности, важно взять на себя лидерство и показать личный пример – так, как это было сейчас, она может послужить мостиком в соответствующую бизнес тему.

    «Миссис Мамбл». Еще одна веселая разминка для тренинга, которая отлично подходит для снятия напряжения, и создает хороший фон для продолжения работы.

    Сидя в кругу. Первый игрок, строгим голосом и с максимально серьезным выражением лица, обращается к соседу справа: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Тот отвечает фразой: «Нет, я не видел. Но могу спросить у соседа», и также серьезно задает первый вопрос своему товарищу с правой стороны, и так по кругу. Важное условие – участники должны задавать и отвечать на вопросы, глядя в глаза собеседника, и не обнажать зубы, т.е. не улыбаться. Выражение лица и голос при этом очень комичны. Упражнение засчитывается как выполненное тогда, когда диалог передан по цепочке без смеха и ошибок.

    Для подведения итогов

    На завершающем этапе участникам важно вспомнить все пройденное, ощутить ценность изученного, и, конечно, же, закрепить положительный настрой – чтобы испытать желание действовать.

    «Групповой рисунок». Творческая и в то же время динамичная разминка, в которой команды всяким способом «изображают» свои мысли, выводы и размышления: рисуют, наклеивают стикеры, делают коллажи и командные презентации.

    «Пожелания в лучиках солнца». Каждый член группы изображает на чистом листе бумаги солнышко с лучиками (по числу участников, кроме себя). В центр него вписывает собственное имя. Далее рисунок передается по кругу – все участники между лучиками оставляют свои комплименты и пожелания. Пройдя по всей цепочке, рисунок возвращается к своему владельцу.

    Резюме

    Разминки – те самые «соль и перец», которые отличают тренинг от скучной «систематизации и обобщения представлений о предмете», превращает его в интересное, увлекательное и запоминающееся мероприятие, где рождаются новые идеи и совсем не хочется спать. Она помогает интересно рассказывать о скучных вещах и запускает нужный процесс:

    • способствует созданию безопасной, открытой атмосферы;
    • объединяет участников;
    • создает или активизирует фокус внимания группы;
    • вовлекает в действие;
    • повышает коммуникацию;
    • увеличивает работоспособность;
    • включает творческое или аналитическое мышление;
    • снимает умственное и физическое напряжение;
    • успокаивает или бодрит;
    • помогает справиться с сопротивлением.

    В конечном итоге разминка способствует более продуктивному усвоению учебного материала, тем самым — повышению эффективности тренинга.

    Источник

    Поделиться с друзьями
    Упражнения в нажей жизни