Как пишется спишите упражнение

Спишите, не спешите

А как правильно: спЕшите или спИшите? Не знаете? Или не помните?
А я, помню, училась тогда в первом классе.
Все буквы мы уже прошли. Читать , писать научились. И вот даёт нам учительница новый учебник, а в учебнике – домашнее задание: упражнение №1.
Я, человек уже не маленький, понимала, что уроки надо делать вовремя. Пришла я из школы домой, достала из портфеля новый учебник и села уроки делать. Нахожу упражнение №1. Читаю задание: «Прочитайте, спишите»

Так… значит прочитать надо… Это мне ясно. А что значит «спишите»? Зачем нужно спешить? Да и куда мне спешить? Уроки я сделать успею, даже погулять успею. А спешить мне некуда. Меня ещё бабушка учила:
– Поспешишь – людей насмешишь.
А тут в упражнении сказано «спишите». Странно… глупое задание какое-то…
«Ладно – думаю, – позвоню-ка я Ленке Ивановой. Может , она уже упражнение сделала и мне задание объяснит.»
Набираю номер телефона.
– Алло! Привет, Лена. Ты упражнение сделала?
– Сделала, – отвечает Лена.
— А задание поняла?
— А тебе что – не понятно ? – спрашивает Лена.
— Ну как же, – говорю — там написано «прочитайте, спишите».
— Ну и что? Всё понятно, — говорит Лена.
— Как, всё понятно? ! Что прочитать надо – это понятно. А зачем спешить?
– Действительно, – задумалась Лена. – А я не спешила… А как спешить-то надо?
– Вот в том-то и дело — не понятно! А ты говоришь: «всё понятно»… Ладно, пока. Позвоню Коле, может, он объяснит.
Набираю номер Коли.
– Алло! Коля? Привет! Ты упражнение сделал?
– Нет ещё, а что? – говорит Коля.
– Да тут упражнение какое-то странное…
– Подожди, я сейчас посмотрю, – сказал Коля и убежал за учебником.
– Ну что, прочитал? – говорю.
– Ну, прочитал. Ничего странного. Нормальное упражнение.
– А задание читал? – спрашиваю.
– Ну, читал. Нормальное задание.
– Как это, нормальное! – кричу я, – Тут написано: «Прочитайте, спишите». А зачем спешить?
Коля задумался. Я слышала, как он сопел в телефонную трубку, видимо, перечитывая задание.
– Слушай, а может, «спешить» – это быстро писать…или быстро читать? – размышлял Коля.
– Нет, что-то здесь не то…– сказала я. – Это какое-то неправильное упражнение. Надо будет завтра Марии Анатольевне сказать, что она нам неправильное упражнение задала.
– А посмотри-ка, – говорит Колька, – тут во всех упражнениях такие задания!
И он начал читать: «прочитайте, спишите,… прочитайте, озаглавьте, спишите,… прочитайте, спишите, вставьте пропущенные буквы…» И везде надо спешить…
– Значит, – говорю, – этот учебник весь неправильный!
Тут Колю позвали обедать, он сказал «пока!» и положил трубку.
А мне даже есть не хотелось. Я села и стала ломать голову над вопросом: как спешить и куда спешить. Так до вечера просидела и уроки не сделала.
Приходит мама. Я сижу и думаю, куда спешить.
– Ты чего приуныла? – спрашивает мама.
А я ей – и про упражнение непонятное, и про задание странное, и вообще: зачем и куда спешить?
– Глупенькая! – засмеялась мама. – Если бы спешить надо было, то слово «спишите» написали бы через букву «е», а тут сказано, что упражнение надо прочитать и списать.
– Вот оно что! – поняла я, наконец.
А я-то сидела, думала: спешить – не спешить! А здесь надо списать.
Вот тогда-то я и поняла, что знать все буквы и уметь их писать – это ещё не значит быть грамотным.
И учиться я стала внимательнее, чтобы больше не повторилась история, похожая на эту.

Источник

Как правильно пишется: спешу или спишу?

Если просто сказать «я сп*шу**, то ни за что не определить, какую же гласную нужно писать в этом слове, потому что не ясна смысловая сторона выражения. Как только добавим к этому выражению какие-нибудь уточняющие слова или узнаем, что предшествовало этой фразе, смысл станет понятным, он непременно появится, следовательно, правописание зависит от лексического значения употребленных слов.

Если человек куда-то торопится, то он говорит, что спешит. Часы тоже спешат. Спешу выполнить контрольную к сроку.

Кругом одна спЕшка. Принял поспЕшное решение, а ведь «не всегда успешно, что поспЕшно«. Вот и проверочные слова.

Теперь о другом глаголе.

Товарищ не успел сделать домашнее задание и попросил: «Дай тетрадочку твою, я сп*шу».

Так что он хотел сказать? Ему некогда, он торопится или просто нужно списать работу? Требуется вникнуть в смысл предложения, чтобы правильно написать слово. Здесь поможет дополнительное слово, например, «спишу у тебя», тогда станет понятно, что товарищ собирается перепИсывать.

Вот и проверочное слово, а оно однокоренное с мотивирующим глаголом писать.

Читайте также:  Влияние физических упражнений на дыхательную систему реферат по физкультуре

Можно и другие проверочные слова найти с этим же лексическим значением: перепИска, перепИсчик, впИсывать и выпИсывать.

Формы глаголов спешу (от «спешить») и спишу (от «списать») — это омонимы фонетические, или омофоны.

Источник

Как правильно писать: «спешите» или «спишите»?

Спешите — это обращение человека к разным людям, чтобы они поторопились что-то сделать, или обращение к чужому человеку в официальном стиле общения что-то делать побыстрее. Проверочное слово для этого глагола в повелительном наклонении (исходная форма глагола — спешить), это будет слово «спешка». Есть ещё такое слово: спишете, от слова — списать. Но там пятая буква «е», а не «и». А слово «спишите» — это повелительное наклонение от глагола «списать» для разных людей, с ударением на вторую букву «и». То есть оба варианта применяются, в зависимости от смысла текста, что это спешка или списывание текста.

Правильно писать «манометр» — прибор для измерения давления.

Слово состоит из двух частей: mano(неплотный) и метр (от слова измерять).

То есть, прибор, измеряющий давление газов или жидкостей. Используется для измерения давления жидкостей в автомобилях и на производствах.

Это слово значит «Попросить прийти». Поскольку слово очень древнее, оно восходит к тем временам, когда у славян ещё не было письменности, и просили устно, то есть голосом. То есть это слово происходит от «голос». Казалось бы, исходя из этого, писать надо «Приглосить». Но запрашиваемое слово восходит ещё к старославянским корням, то есть к тем ещё временам, когда слово «голос» звучало как «глас». Оно и теперь употребляется, правда в основном в поэзии и в устойчивых словосочетаниях, вроде «Глас народа» или «Глас вопиющего в пустыне». Поэтому слово это произошло от «глас», и писать надо — «Пригласить«

Чередование безударных гласных в корне слова довольно своеобразная тема. Сложность в том, что букву нельзя, проверить однокоренными словом, нужно просто понять правило.

Корень гар-гор, зар-зор, клан-клон, твар-твор зависят от ударения.

В слове нагора́ет, буква в корне в безударном положении, а значит пишем О. Приставка перетянула ударение на себя.

Чтобы выяснить, как правильно писать «моразм» или «маразм«, следует вспомнить, какие правила русского языка применимы к рассматриваемому слову и определить получится ли проверить безударную гласную.

Слово «маразм» пришло к нам из французского языка и является словарным. Поэтому следует запомнить, что слово «маразм» пишется через две буквы «а«.

Примеры предложений, в которых применяется слово «маразм«:

Реформаторы поняли суть проблемы и решили свергнуть впадающую в старческий маразм вдовствующую императрицу.

Пока с высоких постов лился этот бюрократический маразм, страна погружалась в еще больший хаос.

На пенсию следует выходить вовремя, не дожидаясь старческого маразма.

Источник

Упражнения по теме «Правописание частиц»

Упражнение 1.

Выделите в тексте частицы, объясняя их раздельное и дефисное написание.

1. Ну что за шейка, что за глазки? (Кр.). 2. Охота быть тебе лишь только на посылках? (Гр.). 3. Пусть будут счастливы все, все твои друзья! (П.). 4. Ребята! Не Москва ль за нами? (Л.). 5. Завтра же едем! (Г.). 6. Неужели ты своего сына не любила? (Т.). 7. Минуты через три все было уже готово, и все-таки медлили начинать (Л. Т.). 8. Ведь я не художница, а музыкантша (Ч.). 9. Разве я говорю что-нибудь дурное? (М.Г.). 10. Вот характерный след зайца (Арс). 11. Ты бы, Сережа, все-таки поговорил с Лидией (Пришв.). 12. Покажите-ка руку (Фед.). 13. Даже самая маленькая ложь приводила его [Петю] в смущение (Кат.). 14. Но дверь открыл именно отец (Горб.). 15. Давай-ка выйдем на воздух (Сим.). 16. По его мнению, лед еще тонок и вряд ли выдержит тяжесть автомашины (Аж.).

Упражнение 2.

Перепишите, раскрывая скобки. Частицы подчеркните.

1) Поди(ка) ты сюда, присядь(ка) ты со мной. (А. Пушкин) 2) Степан не решился(таки) идти прямо в усадьбу. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Нельзя(ли) пожалеть о ком(нибудь) другом. (А. Грибоедов) 4) Письмецо было вежливое, но все(таки) решительное и немногословное. (Ф. Достоевский) 5) Жил(бы) он славно, не знал(бы) заботы, кабы не стали глаза изменять. (Н. Некрасов) 6) Он(бы) тотчас ушел, если(б) не Лиза. (И. Тургенев) 7) Ведь были(ж) схватки боевые, да, говорят, еще какие! (М. Лермонтов)

Упражнение 3.

При переписывании предложений раскройте скобки.

1. Я(б) мечтал не ради славы перед утром боевым, я(б) желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым (Твард.). 2. Что(бы) вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином! (Остр.). 3. Я(таки) думаю (кое) что (М.Г.). 4. (Кое)где вдали желтеет поспевающая рожь. (Тург.). 5. Барин(де) завалился спать, можно и заглянуть (кое) куда (Г.). 6. «Нет(с), она не странная, а золотая лошадь, да(с)!» — с какою(то) гордостью заговорил Калин Калинович (М.С.). 7. Покажи (ка) руку (Фед.) 8. Ребята! Не Москва(ль) за нами? (Л.). 9. По его мнению, лед еще тонок и вряд(ли) выдержит тяжесть автомашины (Аж.). 10. Так(таки) я и не мог понять, почему неприязненно отзывается о Захаре Алеша (Троеп.). 11. Уж как я(ль) мою коровушку люблю! Уж как я(то) ей крапивушки нажну (Из народной песни).

Упражнение 4.

Читайте также:  Как развить внимание ребенка простые упражнения

Раскройте скобки и объясните дефисное или раздельное написание частиц. Выпишите частицы с теми словами, к которым они относятся.

1. (Да) здравствует наша Родина! 2. (Уж) постоим мы головою за Родину свою (Л.). 3. (Лишь) страну мою, Россию, беззаветно я любил (Л. Ошанин). 4. Москва! Так (вот) ты какая! (Баб.). 5. О Волга! Колыбель моя! Любил (ли) кто тебя, как я? (Н.). 6. Но (даже) на краю небес все тот же был зубчатый лес! (Л.). 7. (Вон) одна звездочка, вон другая, вон третья! (Гонч.). 8. Хоть (бы) листик на дереве шелохнулся (Писем.). 9. (Кое) где вдали желтеет поспевающая рожь. (Т.). 10. Донял (таки) медведь Елеску (М.С.).11. Днем зверь лежит где (нибудь) в чаще. (Арс). 12. А видел (ли) слона? Каков собой на взгляд? (Кр.). 13. Возьми (ка) у меня щенка любого от Жучки (Кр.), 14. Конь (же) лихой не имеет цены, он и от вихря в степи (не) отстанет (Л.). 15. (Не) нагнать тебе бешеной тройки (Н.).

Упражнение 5.

Объясните выбор частицы НЕ или НИ.

1. Кого ни спрашивали о Журавлеве, все отзывались о нем хорошо. 2. Кого не спрашивали сегодня, тот будет опрошен завтра. 3. Где я только не бывал! 4. Где я не бывал, так это в Австралии. 5. Где бы я ни бывал, я всегда тосковал о доме. 6. Каких удивительных зверей я не видал в зоопарке! Видел всех, и даже таких, о каких раньше ничего не знал. 7. Куда ни взглянешь, везде вода. 8. Дождь не прекращался ни на минуту. 9. Нельзя не удивляться вашему поведению.10. На небе ни звездочки. 11. Не могу не возразить вам.

Упражнение 6.

Спишите примеры, раскройте скобки и напишите частицы слитно или отдельно. Объясните правописание частиц НЕ и НИ.

1. Он, Пеночкин, (ни) когда (не) заботился (ни) о ком, кроме собственной особы. 2. Спал я как (не) винный и снов (не) видал (Жук.). 3. Средь полей (не) обозримых в небе ходят без следа облаков (не) уловимых волокнистые стада (Л.). 4. Ужели небу я дороже всех (не) замеченных тобой? (Л.). 5. (Не) волнуйся, (не) плачь и сердца (не) мучай (Полев.). 6. Я привык (ни) в чем (не) отступать от гражданских законов.

Упражнение 7.

Спишите предложения. Раскрыв скобки, выберите нужную частицу.

1. Кто (не, ни) занимался математикой, тот имеет слабое представление о развитии мира. 2. Куй железо, пока (не, ни) остыло. 3. (Не, ни) одна дорожка (не, ни) была очищена от снега. 4. (Не, ни) что не пропало зря. 5. (Не, ни) веселья, (не, ни) радости (не, ни) принесла мне жизнь на новом месте. 6. В лесу (не, ни) звука. 7. Куда б (не, ни) шел, (не, ни) ехал ты, а здесь остановись (Твард.). 8. Сколько (не, ни) говори, (не, ни) слушается. 9. Каким бы делом он (не, ни) занимался, все у него получается. 10. Компаса (не, ни) у кого не нашлось. 11. Остался (не, ни) при чем. 12. (Не, ни) к кому (не, ни) не обращался. 13. (Не, ни) за чем (не, ни) ходил. 14. (Не, ни) за что (не, ни) прощу. 15. (Не, ни) от чего (не, ни) отказывайся. 16. У нее (не)было на свете (не, ни) одного родного человека. 17. Во время войны он (не, ни) разу не был ранен. 18. (Не, ни) одна звезда (не, ни) освещала нам путь. 19. (Не, ни) давши слово, крепись, а давши, держись. 20. (Не, ни) шороха, (не, ни) звука вокруг. 21. Что (бы) (не, ни) читал Багрицкий, его нельзя было слушать без сжимающего горло волнения (Пауст.). 22. (Не, ни)принесла ли ты мне чего-нибудь по есть? (Гонч.) 23. Герасим (не, ни) чего не слыхал: (не, ни) быстрого визга лающей Муму, (не, ни)тяжелого всплеска воды (Тург.).

Упражнение 8.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя частицы НЕ или НИ

1. (. ) сладость розовых лучей, предтечи утреннего Феба, (. ) кроткий блеск лазури неба, (. ) запах, веющий с полей, (. ) быстрый лет коня ретива. — (. ) что души (. ) веселит (Бат.). 2. В глуши (. ) слышно было (. ) души (П.). 3. Но Кочубей богат и горд (. ) долгогривыми конями, (. ) златом, данью крымских орд, (. ) родовыми хуторами (П.). 4. Унынья моего (. ) что (. ) мучит, (. ) тревожит, и сердце вновь горит и любит— оттого, что (. ) любить оно (. ) может (Л.). 5. Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь— (. ) истребят (. ) годы их, (. ) моды, (. ) пожары (Гр.). 6. (. ) было лица, на котором бы (. ) выразилось удовольствия (Г.). 7. (. ) ветер бушует над бором, (. ) с гор побежали ручьи — Мороз-воевода дозором обходит владенья свои (Н.). 8. Олег как (. ) в чем (. ) бывало остался помогать Володе и Толе (Фад.). 9. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (. ) был (Ч.). Ю. Для него (. ) было (. ) каких — (. ) физических, (. ) моральных оков: он все мог сделать, и (. ) нужно было, и (. ) что его (. ) связывало. Он (. ) во что (. ) верил и (. ) чего (. ) признавал. Но, (. ) признавая (. ) чего, он (. ) только (. ) был мрачным, скучающим и резонирующим юношей, а, напротив, увлекался постоянно (Л. Т.). 11. Сергей Тюленин родился, когда (. ) зачем было идти в подполье. Он (. ) откуда (. ) бежал, и бежать ему было (. ) куда (Фад.). 12. Он мне очень противен, а странно: (. ) за что бы я (. ) хотела, чтобы и у ему так же (. ) нравилась (Л.). 13. Я (. ) намекал (. ) разу (. ) о пьяном господине, (. ) о прежнем моем поведении, (. ) о Грушницком (Л.). 14. У ней (. ) было (. ) подруг, (. ) наставниц (Т.). 15. Как (. ) старались люди, собравшись в одно (. ) большое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как (. ) забивали камнями землю, чтобы (. ) росло на ней, как (. ) счищали всякую пробившуюся травку, как (. ) дымили казенным углем и нефтью, как (. ) обрезывали деревья и (. ) выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л. Т.).

Упражнение 9.

Читайте также:  Вокальные упражнения для учащихся

Составьте словосочетания по образцу.

ОБРАЗЕЦ: Благодарить (за что?) — Не за что благодарить. — Ни за что не благодарил.

Рассчитывать (на кого?), верить (во что?), беспокоиться (о ком?), ориентироваться (на кого?), обращаться (к кому?).

Упражнение 10.

Прочитайте текст. Укажите частицы и объясните их слитное и раздельное написания.

Степь не была безмолвной. Голосистые, неугомонные птицы то и дело взлетали ввысь и пели так сладостно, с таким упоением, что чуть не замертво падали в травы. Неисчислимый хор звенел над всей степью страстно и неумолчно. Невзрачных, сереньких певцов почти невозможно было найти глазом в сверкающей вышине, и потому казалось: здесь поет весь воздух.

(По М. С. Бубеннову)

II. Какая радость — существовать!

Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. Невероятно, но иногда я думаю: если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив и этим. Одно нужно — только видеть и дышать. Ничто не дает такого наслаждения, как краски.

Тест по теме «Правописание частиц»

1. Укажите случаи написания частицы через дефис.

2. Укажите случаи неверного написания частиц.

1) Кое-где видны облачка.

2) Ты таки слово сдержал.

3) Едвали удастся увидеться.

4) Взгляните-ка на эту вещь.

3. Укажите случаи, когда НЕ является частицей и пишется раздельно.

1) (Не)забудем героев;

2) (не)ожиданный поворот;

3) ни с чем (не)сравнимое наслаждение;

4) стоять (не)подвижно.

4. Укажите, где на месте пропуска нужно вставить частицу НИ.

1) Час был . слишком поздний.

2) Нет . солнца, . света, . тени.

3) . работа сушит, а забота.

4) Девочка . за что не хотела расстаться с куклой.

5. В каком ряду НЕ пишется раздельно со всеми словами?

1) (не)красивый, но притягательный; вовсе (не)дорогой

2) (не)доверять, (не)проходимое болото

3) (не)видимый глазом, (не)победив

4) (не)дальновидный, действовал (не)безопасно

6. НИ пишется в предложении

1) Н.. он один думал так.

2) Я н.. мог внутренне не согласиться с его аргументами.

3) Как н.. старались мы быть первыми, однако проиграли этот забег.

4) Пусть он еще н.. умеет многого, главное – он старается.

7. НИ пишется в предложении

1) Н.. мы одни обсуждали происшествие.

2) Татаринов н.. мог внутренне не согласиться с тем, что сказанное вполне справедливо.

3) Как н.. стремились мы быть первыми, но не смогли преодолеть препятствия.

4) Он был н.. только музыкант, но и композитор.

8. НИ пишется в предложении

1) Он не знал н.. правил, н.. простейших теорем.

2) Он не мог н.. слышать своего собеседника.

3) На вид он казался ничуть н.. моложе брата.

4) Выбирай подарок н.. по цене, а по ценности.

9. Пишется НЕ и раздельно в предложении

1) Упрямого (н..)чем не убедишь.

2) (Н..)жаль мне лет, потраченных напрасно.

3) Мне не нужен был (н..)чей совет.

4) Мне (н..)когда с вами разговаривать.

10. Пишется НЕ и раздельно в предложении

1) (Н..)куда человеку пойти – вот он и мается.

2) (Н..)в чем мне признаваться.

3) (Н..)кто Отрепьев жил в нашем городке с незапамятных времен.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни