Как понимать чувства других людей упражнения

Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других
картотека по теме

Игры на развитие способности выражать

и понимать эмоции других

Скачать:

Вложение Размер
Игры на развитие способности выражать и понимать эмоции других 18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие способности выражать

и понимать эмоции других

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.

Возраст: 3 – 4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котёнок. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!». Этюд выполняется под музыку Б. Берлина «Спящий котёнок».

Выразительные движения. Шею вытянуть вперёд, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.

Цель: обучение элементам техники выразительных движений.

Возраст: 4 – 6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ребёнка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показывая рукой на различные предметы и указывая направления: шкаф, стол, внизу вверху, там.

Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.

Возраст: 4 – 6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, моментально застывает в напряжённой позе. Морда у неё вытягивается вперёд, уши навостряются, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

Цель: обучение элементам техники выразительных движений: эмоции внимания, интереса. Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы.

Возраст: 4 – 6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка наклонён вперёд.

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.

Возраст: 3 – 4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Мальчик манит к себе малышку, которая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально – выразительных движений рук и адекватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребёнка.

Возраст: 3 – 4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: От пристани отходит огромный белый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих, на палубу моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

Цель: обучение приёмам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, избирательный мутизм, заикания и др.

Возраст: 3 – 4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ребёнок исполняет роль котёнка, который ложится на коврик и засыпает. У котёнка мерно поднимается и опускается животик.

Сопровождается музыкой Р. Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Возраст: 3 – 4 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».

Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.

Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё. Коррекция эмоциональной сферы ребёнка.

Возраст: 3 – 4 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко.

Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Собака лает и хватает за пятки (для детей 3 – 4 лет). Ребёнок гуляет. Мимо на поводке идёт собака. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.

Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «Появление большой собаки».

Содержание не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация – это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учётом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребёнка или группы.

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррекция поведения.

Возраст: 4 – 10 лет

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Каждый ребёнок по очереди задумывает эмоцию и показывает её с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Каждый ребёнок выбирает себе одну карточку с изображением какого – либо эмоционального состояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда…», «Я злюсь, когда…», «Я огорчаюсь, когда…» и т. д.).

Дети вспоминают что – нибудь весёлое и стараются это выразить мимикой, жестами, пластикой – всем телом. Наблюдают, как это делают другие.

Дети вспоминают что – нибудь печальное.

Дети вспоминают что – нибудь, вызывающее злость.

Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.

Возраст: 5 – 6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: рисунки детей.

Ход игры: Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.

Интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на своё мнение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия в старшей группе по программе «Уроки добра»по теме: «Физическая и душевная боль. Учимся понимать чувства другого человека»

В данном занятии представлен материал по ознакомлению старших дошкольников с понятиями «физическая и душевная боль», проблемные ситуации по решению конфликтов,этюды на выражение эмоций и чувств. Основ.

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ. В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния.

« Учимся понимать чувства других людей»

развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Игры для развития положительного отношения у детей друг к другу

Игры, которые помогут воспитать доброе отношение детей друг к другу, умение быть ласковым, приветливым; развитие положительного отношения, уважения к сверстникам; повышать самооценку ребенка. Развиват.

Картотека игр и упражнений на развитие интереса к собственным эмоциям и эмоциям других людей

Картотека игр и упражнений на развитие интереса к собственным эмоциям и эмоциям других людей.

«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии способности устанавливать и поддерживать контакты между собой у детей среднего дошкольного возраста». (сообщение из опыта работы)

Хорошо известно, что игра-это фундамент будущих социальных отношений ребенка-дошкольника, его успешности в мире других людей. Именно в ней ребенок обретает первичные навыки и опыт взаимодействи.

Игры по развитию способности к звуковому анализу слов у старших дошкольников

Картотека игр на развитие звукового анализа слов.

Источник

10 упражнений для развития эмпатии

Эмпатия — это осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека. Это значит, что вы распознаете чувства и эмоции других людей, умеете утешать и помогаете им выходить из сложных психологических и эмоциональных состояний.

Преимущества эмпатии

  • Эмпатия объединяет людей. Когда к человеку относятся с эмпатией, он склонен отвечать взаимностью. Если вы эмпатичны, люди тянутся к вам: вы можете стать отличным лидером.
  • Эмпатия исцеляет. Негативные эмоции разрушают психику и физическое здоровье человека, в то время как проявление эмпатии помогает заживить раны.
  • Эмпатия создает доверие. Любой, даже самый недоверчивый человек, начинает доверять вам со временем, если вы проявляете к нему живой интерес и понимаете, что он чувствует.
  • Эмпатия несовместима с критикой. Большинство людей постоянно критикует близких, не задумываясь о том, как это ранит их самолюбие. Если вы развиваете эмпатию, то начинаете понимать, что нужно и чего не нужно говорить.

Большинство современных профессий требуют развитой эмпатии. Но даже если вы программист или строитель, вы все равно хотите учиться строить хорошие взаимоотношения с другими людьми. Можно ли научиться быть эмпатичным?

Психолог Дэниел Киран представляет десять упражнений на развитие эмпатии для детей и взрослых. Некоторые задания требуют помощи со стороны других людей, остальные же вы можете выполнять сами.

1. Создание вашего эмоционального словаря

Описание: лидер (ведущий) представляет упражнение, сообщая, что создание словаря для разных эмоций и ощущений поможет создавать эффективные предложения для выражения чувств. Большой список эмоций вы можете найти в интернете — психологи насчитывают от 200 до 500 эмоциональных состояний.

Эмоции можно разделить по категориям на позитивные, болезненные (негативные) и нейтральные. Позитивной может считаться счастье, возбуждение, умиротворенность, спокойствие, надежда. Негативной — страх, злость, вина, грусть, пустота, заниженная самооценка, отчаянье. Нейтральной — удивление, любопытство, интерес.

В свою очередь болезненные эмоции можно разделить на тяжелые и легкие. Тяжелыми могут быть гнев, фрустрация, раздражение, в то время как легкие — это печаль, вина, пустота, низкая самооценка.

Если вы выполняете упражнение сами, то возьмите лист бумаги и запишите все эмоции и ощущения, которые переживаете на протяжении дня. Для этого сначала точно определите, какой деятельностью вы занимаетесь. Например: проснулся, привел себя в порядок, сделал зарядку, оделся, почувствовал запах кофе, ехал на работу, услышал спор людей, услышал смех людей, вошел в комнату, сел за стол, слушал учителя, выполнил задание, пообедал, увидел родителей, поиграл с друзьями, поужинал, пошел спать. Как видим, даже мелкая деятельность имеет значение. Дело в том, что любая смена деятельности так или иначе меняет ваши чувства, настроение и эмоции. Отмечайте все, что чувствуете на протяжении дня и попытайтесь дать точное определение своим ощущениям.

Итоги упражнения:

  1. Что вы узнали нового о своих эмоциях и ощущениях?
  2. Поняли ли вы, в чем смысл быть осведомленным об эмоциях, которые вы ощущаете в настоящий момент?
  3. Как осознанность о ваших эмоциях повлияла на ваше понимание чувств и ощущений других людей?
  4. Какие выводы можно сделать относительно взаимосвязи конкретных эмоций с конкретной деятельностью? Почему вы испытываете позитивные эмоции в одной ситуации и негативные в другой?

2. Распознавание эмоций и мыслей

Описание: в этом упражнении вам нужно закончить предложение, начинающиеся со слов «я чувствую. », за которым следует эмоция. Помните, что список эмоций вы можете найти в интернете. Лучше всего будет записать эмоции в дневнике и периодически пополнять, когда вы столкнетесь с новой.

Примеры:

  • Я чувствую себя счастливым, когда вижу своего друга.
  • Я прихожу в восторг, когда рисую.
  • Я чувствую себя грустным, когда понимаю, что наступает осень.

Помните, что мысль, в отличии от эмоции, выражается словосочетанием «я чувствую» в контексте «я думаю», «я полагаю». Например, когда вы произносите «я думаю играть на гитаре интересно», то это ваше мнение, ваша мысль, но не эмоция.

Итоги упражнения:

  • Какая разница между мыслью и ощущением?

Мысль — это идея и мнение, ощущение — эмоция.

3. Создание предложений

Описание: ваша задача — создать предложение, имея шаблон и подставляя свой готовый список эмоций. Шаблон для упражнения в команде и наедине:

«Ты чувствуешь ___, потому что ___. Я прав?»

«Я чувствую __, потому что ___».

Помните, что вы можете подставлять совершенно любую эмоцию: злость, раздражение, счастье, подавленность, пустоту, смятение.

Примеры: вот два примера ситуаций, в которых человек создает правильное предложение с точки зрения эмпатии.

  • Джилл нахмурила свое лицо и сказала, что ее друг просто взял и уехал.

Эмпатический ответ: «Джилл, ты чувствуешь себя грустной, потому что твой друг уехал? Я прав?».

  • Отец пришел домой очень уставшим и сказал, что только что потерял свою работу.

Эмпатический ответ: «Пап, ты чувствуешь себя обеспокоенным из-за того, что потерял работу? Я прав?»

Данные примеры являются настолько простыми, что могут показаться слишком очевидными. Однако если вы тщательно проанализируете свою жизнь, то можете заметить, что часто игнорировали эмоции и чувства других людей, будучи заваленными своими проблемами.

Практические примеры: для каждой следующей ситуации придумайте эмпатический ответ.

  1. Ваш брат пришел домой в слезах и сказал, что ему дали обидное прозвище в школе.
  2. Ваш одноклассник, которому сегодня дали обидное прозвище, сидит тихо, понурив голову.
  3. Ваш друг сказал, что не хочет идти домой, потому что провалил экзамен.
  4. Ваш друг сказал, что не может пригласить вас к себе, потому что его мама заболела.
  5. Ваш сотрудник сидит в одиночестве за обеденным столом, не ест свой обед и не произносит ни слова.

Итоги упражнения:

  • Какие вопросы и трудности у вас возникли при создании предложений, демонстрирующих эмпатию?
  • Почему так важно проверять, верно ли вы трактовали эмоцию человека?

4. Перестановка ролей

Описание: эмпатия проявляется в том случае, когда вы представляете себя в роли другого человека. Вы можете пройти это упражнение как в группе, так и отдельно, но тогда вам придется напрячь свое воображение. Вспомните всех своих знакомых и близких, составьте список этих людей. Затем поочередно вживляйтесь в эти роли.

Ответьте на вопросы:

  1. Как вас зовут?
  2. Каков ваш возраст?
  3. Какие ваши любимые книги?
  4. Куда вы ездили в отпуск?
  5. Что вы больше всего любите?
  6. Что вас больше всего печалит?
  7. Что вас приводит в восторг?
  8. В каких ситуациях на вас накатывает ностальгия?
  9. Чего вы боитесь?
  10. На что или на кого вы чаще всего надеетесь?

Суть упражнения в том, чтобы перестать думать о своих проблемах и задуматься о том, что чувствует другой человек и почему. Вы можете составить собственный список или вовсе пуститься в воображаемое путешествие.

Итоги упражнения:

  • Спросите у человека, правильны ли ваши догадки о нем. В чем вы правы и в чем ошиблись?
  • Какие чувства вы испытываете, исполняя роль разных людей?

5. Дублирование

Описание: данное упражнение выполняете в паре. Первый человек (спикер) говорит о счастливых воспоминаниях или о восторге от будущего события. Второй человек (дублировщик) является как бы его настоящей эмоцией, которую спикер испытывает. Суть упражнения в том, что дублировщик, зная, какую эмоцию испытыват спикер, начинает сознательно распознавать ощущения других людей.

Пример:

Спикер: «Я хочу навестить своих родителей на следующей неделе».

Дублировщик: «И я чувствую себя от этого счастливым».

Спикер: «Моя мама готовит лучшие пироги на свете».

Дублировщик: «Я в восторге, когда их ем».

Задание можно усложнить, когда спикер заранее не сообщает, нравится ли ему то, о чем он скажет. Поэтому дублировщику приходится угадывать.

Итоги упражнения:

После того, как два человека поменяются местами и пройдут упражнение еще раз, задайте себе следующие вопросы:

  1. Каково быть спикером и слышать от дублировщика о его догадках?
  2. Каково быть дублировщиком и угадывать настоящую эмоцию спикера?
  3. Что было самым сложным?
  4. Какие эмоции было сложнее всего распознать? Какие легче?
  5. Как это упражнение помогло мне узнать человека?

6. Эмпатичное слушание

Описание: еще одно упражнение, для которого вам понадобится партнер. Его суть в том, чтобы выслушать человека о том, что является важным для него и создать предложение, которое максимально точно передает то, что он чувствует при этом. Помните, что эмпатия означает отбросить в сторону свои мысли и ощущения, а затем обратить внимание на то, что чувствует и о чем думает ваш собеседник.

Подумайте о чем-то сокровенном и имеющем большое значение для вас. Расскажите об этом, пытаясь максимально подробно описать ситуацию, при этом не давая подсказок. Берите паузы, во время которых ваш партнер скажет, о чем вы думали и что чувствовали в прошлый и настоящий моменты. Повторите упражнение, поменявшись ролями. Помните о том, что лучше ошибиться со своим предположением, чем вовсе не высказывать его вслух. Также ничего страшного в том, если вы преувеличите эмоцию, которую ощущает человек — например, назовете раздражение злостью, а злость гневом. Вы учитесь и только методом проб и ошибок можно достичь серьезных успехов.

Итоги упражнения:

  1. Каково чувствовать себя в роли слушателя? Что было самым сложным?
  2. Каково чувствовать себя в роли рассказчика?
  3. Как вы себя чувствовали, когда человек составлял предположения о том, что вы ощущали?

7. Становление другим человеком

Описание: чтобы выполнить это упражнение, обратитесь за помощью к двух близким друзьям. Сделайте следующее:

  1. Напишите диалог между тремя действующими лицами. Например: жертва, задира, наблюдатель или придирчивый покупатель, ранимый продавец и наблюдатель. Можете придумать свои варианты.
  2. Каждый сценарий играется трижды и при каждом исполнении люди меняются ролями. Таким образом вы играете роли жертвы, задиры и наблюдателя.
  3. После завершения упражнения, все участники делятся впечатлениями о своих мыслях, эмоциях и ощущениях.

Итоги упражнения:

  1. Какие эмоции вы испытывали, будучи жертвой?
  2. Какие эмоции вы испытывали, будучи задирой?
  3. Какие эмоции вы испытывали, будучи наблюдателем?
  4. Какие решения вы приняли по окончании упражнения?

8. Понимание истории

Описание: это упражнение научит вас понимать историю другого человека.

  1. Попросите своего близкого друга подумать (или записать) о ком-то, кого он боится или с кем не хочет общаться по какой-либо причине.
  2. Попросите этого человека подумать о том, почему неприятный ему человек ведет себя подобным образом и записать причины.
  3. Попросите его поделиться о том, какие ощущения вызывает неприятный ему человек теперь.
  1. Я не хочу дружить с Джоном, потому что он редко со мной говорит.
  2. Я понял, что Джон — несчастный и одинокий человек. А еще, что его мать не в состоянии платить за аренду квартиры.
  3. Теперь, когда я понял, что это может быть правдой, я хочу с ним дружить, потому что его молчаливость и угрюмость говорит не об отношении ко мне, а о его ощущениях, которые вызваны домашними проблемами.

Итоги упражнения:

  1. Изменило ли это упражнение ваше мнение о человеке, которого вы боялись или с которым не хотели иметь дело?
  2. Задумайтесь о том, как понимание истории жизни человека влияет на ваше восприятие.

9. Воображение эмоций исторических персонажей

Описание: составьте список пяти исторических персонажей. Затем перечислите эмоции, которые человек испытывал на протяжении всей (или части) своей жизни.

Пример: Авраам Линкольн видел, как людей продавали на рыночной площади и в этот момент он ощутил печаль от того, что не имел собственной семьи, злость из-за того, что людьми торговали как животными и беспомощность от того, что он ничего не мог с этим поделать.

Итоги упражнения:

  1. Стали ли вы лучше понимать действия и мотивы исторических персонажей?
  2. Какие чувства у вас теперь вызывают эти люди?

10. Эмпатия и злость

Описание: это упражнение поможет вам справиться со злостью на другого человека при помощи эмпатии. Придумайте (или воскресите из жизни) ситуацию, при которой вы были чрезвычайно злы на другого человека, а затем создайте эмпатическое утверждение.

Раздраженный человек: «Ты никогда не делаешь того, о чем я прошу!»

Эмпатический слушатель: «Ты испытываешь раздражение из-за того, что я не сделал свою работу и тебе пришлось работать за меня. Я прав?».

Итоги упражнения:

  1. Что вы чувствовали, когда придумывали раздраженную фразу?
  2. Что вы чувствовали, когда придумывали эмпатический ответ?
  3. Как вы думаете, что почувствует раздраженный человек, когда услышит эмпатический ответ?
  4. Согласны ли вы с тем, что враждебность (хоть и не сразу) исчезнет при эмпатических ответах?

Источник

Читайте также:  Иногда ситуация спора возникает на уроках упражнение 141
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни