Как повысить грамотность?
Методика Мельниковой Веры Александровны
«Хочу быть грамотным!»
Дорогие ребята! В каком бы классе вы ни учились, перед многими из вас встают вопросы: как повысить грамотность, как научиться писать диктанты и сочинения хотя бы на «4», а ещё лучше – на « 5», реально ли это вообще? Особенно часто эти вопросы задают себе выпускники, ведь им сдавать экзамены: писать сочинение по литературе, эссе и изложение по русскому языку, а кому-то — эссе по обществознанию и историческое сочинение.
Ответить на все ваши вопросы я могу так: научиться писать грамотно МОЖНО. Всё зависит от вашего желания, трудолюбия, усидчивости, движения к поставленной цели.
Я хочу вам предложить свою методику, к которой я пришла, работая в школе. А опыт педагогической деятельности у меня большой- 35 лет! Данные рекомендации я давала своим ученикам, подсказывала их родителям. Те, кто полностью соблюдал их, становились грамотными на 90-95 % .Так что шанс есть у каждого из вас.
Конечно, многие не доходили до финиша. Да ведь и среди спортсменов не все первыми приходят к нему, хотя проигравших среди них всё равно нет — они здоровы, сильны, жизнерадостны. Хотите победить безграмотность — тогда будьте внимательны и вдумывайтесь во всё, что я сейчас вам порекомендую.
Обязательные условия для использования методики
«Хочу быть грамотным!»
Не сходить с дистанции, довести дело до конца, в крайнем случае, попробовать продержаться 3 месяца и посмотреть, каковы результаты.
Никаких причин, оправдывающих, почему в тот или иной день вы не выполняли задания, не должно быть!
Настройте домашних, что в течение 30 минут (а именно столько длится самостоятельное занятие) никто вас не отвлекает — это закон.
Необходимо приобрести следующие пособия и канцтовары: сборник диктантов для вашего класса (3-11 кл.), рабочую тетрадь, словарик, ручку с синей и красной пастой.
Итак, вы настроены, готовы, уверены в себе, ни за что и никогда не отступите от своей цели — стать грамотным человеком.
Методика Мельниковой В.А.:
«Хочу быть грамотным!»
Ежедневное чтение текста в течение 15 минут
текст лучше взять из сборников диктантов для вашего класса, так как там они подобраны с учётом возраста детей.
читать нужно вслух, чётко проговаривая каждое слово, соблюдая интонацию (вам в этом помогут знаки препинания);
читайте так, словно вы стоите перед классом, а все одноклассники слушают вас;
читайте по абзацам до тех пор, пока абзац не будете прочитывать чётко и внятно;
запомните: важно не количество прочитанного текста, а качество (поэтому я и не пишу, сколько нужно прочитать за эти 15 минут, ведь техника чтения у каждого разная.)
Ежедневная письменная работа в течение 15 минут
Пояснения:
прочитав текст, вы далее этот же текст (сколько успеете за 15 минут) переписываете в тетрадь;
переписывая, проговариваете вслух каждое слово и знак препинания, который ставите.
переписав первое предложение, проверьте его с исходным текстом, снова проговаривая вслух (не допускайте ошибок);
переписав текст (у каждого количество предложений за это время будет разным), вы подчеркнитекрасной пастой те слова, в которых, по — вашему, вы могли бы сделать ошибку, или слова, вызывающие у вас затруднение;
далее нужно выписать эти слова после текста (первый раз) и в словарик (второй раз), запомнить их правописание.
в конце каждой недели вспоминайте все трудные слова из словарика, записывайте их в тетрадь по два раза.
Такова моя методика повышения грамотности. Просто? Да, очень просто. Сложно? Тоже да, так как это необходимо делать ежедневно! Вот здесь вы и проверите свою волю, трудолюбие, желание добиться цели.
На чём основана методика
Память человека бывает нескольких видов
логическая (мы запоминаем материал, вдумываясь в его содержание, понимая его, а не просто зазубривая)
механическая(вот здесь мы именно зубрим: таблицу умножения, стихотворение, даты по истории и пр.)
слуховая(многие легко воспринимают материал на слух, поэтому различные аудио — уроки для них – это настоящий клад; в нашем случае — это постоянное проговаривание слов вслух)
моторная ( человек запоминает движения, действия; при переписывании происходит развитие этой механической памяти, рука «запоминает», как слово пишется)
зрительная(чем большее количество раз вы напишете слово, тем лучше запомните его написание)
Таким образом, в данной методике получают развитие буквально все виды памяти.
Интересен факт: психологи пришли к выводу, что надолго запоминается информация, которая была воспринята и понята 8 раз! Вспомните-ка пословицу: «Повторенье — мать ученья»! Примерно 8 раз и вы, ребята, будет проговаривать слова.
А хотите узнать, к какому выводу вы придёте уже через пару недель?
А вывод очень прост и в то же время интересен: оказывается, слова-то мы произносим и пишем примерно одни и те же. В активном обороте находится определённое количество слов, так что запомнить их будет довольно легко.
Помните: данная методика ничуть не исключает изучение правил, заучивание их, а если надо — зазубривание. Но это, как говорят, «уже другая история».
Успехов, ребята! Идите чётко к намеченной цели, не сходите с пути. И тогда — уверяю — уже через полгода, а кто-то и раньше, станет писать намного грамотнее.
Источник
Сборник упражнений по повышению грамотности. часть 1.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему
Данное учебное пособие предназначено как для школьников старших классов, так и для абитуриентов, а также для всех, кто хочет быстро и качественно повысить общий уровень практической грамотности.
Сборник содержит несколько разделов, содержащих теоретические сведения , правила и практические упражнения по наиболее трудным аспектам русской орфографии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Орфографический тренинг | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ГРАМОТНОСТИ
Данное учебное пособие предназначено как для школьников старших классов, так и для абитуриентов, а также для всех, кто хочет быстро и качественно повысить общий уровень практической грамотности.
Сборник содержит несколько разделов, содержащих теоретические сведения , правила и практические упражнения по наиболее трудным аспектам русской орфографии.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ.
Правописание гласных в корнях слов подчиняется трем группам правил:
- Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов.
- Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
- Правописание непроверяемых слов ( так называемых словарных слов).
ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЯХ СЛОВ
Для правильного написания безударной гласной в корне слова следует подобрать такое однокоренное проверочное слово, в котором на эту гласную падало бы ударение.
Например , увядать – вЯнуть,
Примечание: слова с полногласными сочетаниями проверяются только однокоренными словами с полногласием :
Подголовник – гОловы; деревенька – дЕрево.
Слова с неполногласием проверяются однокоренными с неполногласием:
оглавление – глАвный, охлаждение – хлАдный, прохлаждаться – прохлАда.
Следует обратить внимание на алгоритм последовательности действий : сначала подбираем проверочное слово и только потом вставляем букву .
1.1 . Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы в следующие слова:
Загл…денье, огр…ждение, оч…рование, обр…мление, нагр…ждение, насл…ждение,нагр…вательный, г…лодающий, сп…на, уд…вление,раск…яние, прит…гательный, ш…птать, разл…ниться, с…мволизм, см…рение, осв…щение ( электрическое), озл…бление, с…стренка, ст…ронник, сумр…чный, угн…татель, выл…вать, исп…ку, запр…щенный, зар…нить, од…рённый, зар…дить (ружьё), зар…дилось (зерно сомнения), ор…сительная система, сл…мать, ст…жироваться, ш…рстяной, тл…творный, оц…нить, ш…повник, вопл…тить, разм…хнуться, объед…нить, уед…ненный, вл…дения, зам…нить (лампочку).
- Определите лексическое значение слов с пропущенными буквами в парах словосочетаний и правильно подберите проверочное слово. Вставьте пропущенные безударные гласные в корни слов.
Зап…вать песню-зап…вать; зав…вать кудри – нав…вать мысли; обв…вать ветром- обв…вается вокруг ; разв…вается в соответствии с возрастом — разв…вается на верхушке башни, пол…скать малыша – пол…скали бельё, починить осв…щение — написать посв – щение, сп…шите, а то опоздаете – сп…шите с образца , стерильная ч…стота – ч…стота сердечных сокращений; ум…лятьо пощаде – ум…лять чей-то вклад, пос..дели волосы –пос…дели на травке, раск..лите полено- раск…лите докрасна, прим…рять недругов – прим…рять одежду, казачья ст…ница – ст…лица государства, отв…рить дверь – отв…рить картофель, зал…зать в дупло- зал…зать рану, разр..дить густые посевы – разр…дить обойму; пл..скалась волна – пл..сала под музыку.
1.3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Унылая п…ра, …чей оч…рованье.
Приятна мне твоя прощальная кр…са.
Люблю я пышное природы ув..данье,
В багрец и золото одетые леса.
Ярем он барщины ст…ринной
Оброком лёгким зам…нил,
И раб судьбу благосл…вил.
Бл…днеет, гаснет, но м…лчит.
Тут Сол…вей …влять св…ё искусство стал:
На тысячу л…дов т…нул, перел…вался;
То нежно он осл…бевал и томной вд…леке
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Д…вишься драгоценности нашего языка: … всё з…рнисто, крупно , как сам жемчуг. В нём все т…на, оттенки…; он беспределен и … может обог…щаться ежеминутно. ( Н.В.Гоголь).
1.4. Подберите проверочные слова, вставьте буквы, сгруппируйте однокоренные слова, выделите корни.
Бест…лесный, вы…снить, впеч…тление,бессл…весный, препод…ватель, т…лосложение, прогл…тить, разъ…снять,в сл…варе, гл…тать, сл…варный, расп…чатывать, развл…чения, усл…ждать( слух), объ…снение, увл…кать, насл…ждение, т…лодв…жения,подсл…стить, разд…вать ( подарки) , запеч…тано, сл…вопрения, прод…вец, привл…кательный ,
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ .
В русском языке есть некоторое количество корней, на которые не распространяется правило « проверяемая безударная гласная в корне».
Правописание этих корней подчиняется правилам чередования гласных. Эти корни и правила, по которым они пишутся, приведены в следующей таблице.
зависит от ударения
зависит от последующей буквы
зависит от лексического значения .
Если за корнем следует суффикс А,
то в корне пишется И
В безударном положении пишется
-гор- под ударением–
В этих корнях пишется буква А, если за корнем следует суффикс а
Корень – р а вн — пишется в словах со значением равный, одинаковый;
Уравнять, сравнивать, сравнительный,
Корень — ровн -употребляется в словах со значением ровный, гладкий.
Равнина, равнение, равняться .
( в безударном положении –зор-, под ударением – зАр);
рос – раст – ращ — в безударном положении перед СТ и Щ пишется А перед С пишется О.
Возраст, отращивать, поросль, вырастает, подросли .
росток, отрасль,Ростов, Ростислав,ростовщик .
Корень-мак- пишется в словах со значением «макать»:погружать в жидкость и доставать.
макать сухари в чай, макнуть перо в чернила .
Корень мок имеет значение «промокнуть насквозь».
Источник
Виды упражнений на формирование грамотного письма обучающихся
Учить обучающихся ступени начального образования правописанию достаточно сложно, в связи со сложностью самой орфографической системы русского языка. Обучающиеся не могут уловить логической связи правописания и восприятия орфографии. Педагог должен помочь обучающимся уяснить закономерность и целесообразность правописания.
Залогом грамотного письма является умение обнаруживать орфограммы, называемое орфографической зоркостью.
Как педагогов начальной школы, нас волнует проблема грамотного письма обучающихся. Анализируя диктанты, самостоятельные и творческие работы, мы пришли к выводу, что работа над этой проблемой должна носить комплексный и системный характер, проводиться регулярно и последовательно. Важно, чтобы работа над одной из изучаемых орфограмм не велась обособленно от работы над другими орфограммами.
Перед собой мы поставили цель: подобрать комплекс различных видов упражнений, способствующий развитию орфографической зоркости.
В формировании навыка грамотного письма обучающихся ступени начального образования велика роль различных видов упражнений. Эффективность подбора упражнений способствует развитию орфографической зоркости обучающихся.
При формировании орфографических навыков на уроках нами используются различные виды упражнений:
Диктанты (выборочный, зрительный, объяснительный, предупредительный, картинный диктант), комментированное письмо, орфографическое проговаривание, графическое выделение орфограмм (подчёркивание), вставление пропущенных букв, индивидуальные карточки, перфокарты, самоконтроль, взаимоконтроль в процессе работы в парах, корректировка письма, письмо по памяти.
Подобранные нами и предлагаемые ниже некоторые упражнения предназначены для обучающихся 3-4 классов. Они не занимают много времени на уроке, тем не менее, несут положительную динамику в формировании орфографической зоркости и выполняются обучающимися с удовольствием. Эти виды упражнений мы назвали “Орфографические пятиминутки”.
Тема орфограммы: “Правописание безударной гласной в корне, проверяемой ударением”.
Серия №1. В проверочном слове поставь ударение, вставь пропущенную букву.
козочка — к. за
кончик — к. нец
лес — л. сник
гриб — гр. бок
гололед — л. дяной
походка — х. дить
защита — защ. щать
вышагивал — пош. гал
грач — гр. чи
земли — з. мля
головы — г. лова
яйца — . ичный
дерево — д. ревья
писк — п. щать
гнал — выгн. ть
поспешно — засп. шил
повозка — в. зы
доски — д. щечка
зернышко — з. рно
голодный — гол. д
вождь — в. жатый
ходит — перех. дил
молча — зам. лчал
загадка — отг. дать
свечи — св. ча
численник — ч. сло
ежик — . жи
центр — ц. нтральный
лежа — л. жать
мирный — м. рить
седенький — пос. деть
половодье — в. да
сторона — ст. ронка
чижик — ч. жи
сельди — с. ледка
тонет — пот. нул
нарядный — нар. дить
глядя – подгл_дел
ослеп — сл. пой
порядок — р. ды
ведра — в. дерочко
сестрин — с. стрица
уносит — н. сить
шалость — наш. лил
гости — уг. стил
скрип — скр. петь
море — м. ря
мостик — м. стовая
стрелка — стр. лок
бедность — б. дняк
часики — ч. совой
сброс — бр. сать
лежа — пол. жать
указка — ук. зать
носик — н_сы
столик — ст. ляр
девушка — д. вица
черви — ч. рвяк
треск — тр. скучий
повозка — в. зить
починка — поч. нить
цепи — приц. пил
норка — н. ра
весны — в. сна
петелька — п. тля
галки — г. чата
счастье — сч. стливый
больно — б. леть
плата — упл. тить
помог — пом. гать
избы — . збушка
окна — . кошко
бревнышко — бр. вно
весла — в. сло
польза — п. лезный
заварка — в. рить
возик — отв. зить
смена — отм. нить
Серия №2. Из двух слов выбери проверочное слово к пропущенной гласной, вставь пропущенную букву, поставь ударение
Певчий, запевала — п. вунья
Пчелка, пчелиный — пч. ла
Корень, корешок — к. ренья
Морщинки, морщит — м. рщины
Дальше, далеко — д. лекий
Закопал, копка — к. пать
Пестренький, запестрел — п. стреть
Сказать, сказка — подск. зать
Телята, телка — т. леночек
Земли, земляк — з. мляной
Кройка, скроить — выкр. йка
Скалы, скалистый — ск. ла
Бобры, бобрик — б. бровый
Выгон, гонки — заг. нять
Терять, потеря — раст. рял
Долг, одолжи — зад. лжал
Ученье, ученик — уч. ница
Росинка, росы — р. систый
Рядок, подряд — р. довой
Дождик, дожди — д. ждливый
Город, загородка — ог. родить
Выяснил, ясный — объ. снил
Висели, повис — в. сеть
Тяжко, тяжелый — т. желый
Свиньи, свинина — св. нья
Небо, небесный — неб. са
Конюшня, конский — к. неводство
Молодой, молодость — м. лодежь
Падать, западня — п. дение
Вредный, вредитель — навр. дил
Ловушка, ловля — нал. вил
Мирить, мирно — пом. рить
Сидя, сидел — пос. дел
Серия № 3. Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.
. — с. дло
. — с. довник
. — б. рега
. — в. дяной
. — цв. тут
. — пол. вать
. — отп. лить
. — выр. зать
. — ст. лбы
. — ц. на
. — пл. тина
. — с. рпы
. — пл. хой
. — . грать
. — прил. тел
. — хв. лить
. — ст. на
. — л. цо
. — хол. д
. — кл. довая
. — пч. линый
. — з. мовать
. — ост. влять
. — зав. дить
. — к. фейник
. — к. зленок
. — к. вер
. — к. мочек
. — кр. вой
. — см. ялся
. — закр. пил
. — пос. нел
. — ч. рника
. — площ. дь
. — т. желый
. — кр. чать
. — нак. сить
. — зап. щал
. — п. ловица
. — стр. жи
. — п. чник
. — д. ление
. — . гонь
. — ч. рвивый
. — дев. ть
. — подн. сти
. — пл. ды
. — зерк. ло
. — фабр. ка
. — пл. та
. — гр. зовая
. — пл. тить
. — зап. сать
. — пост. ять
. — к. ра
. — тр. стник
. — п. чтальон
. — ос. нь
. — кл. новый
. — сп. шить
. — пот. мнело
. — пригр. зить
. — фл. жок
. — в. ртушка
. — м. стовая
. — . сел
. — г. лодный
. — в. рить
. — пот. чить
. — ск. льзить
. — м. сник
. — л. дник
. — В. силий
. — к. лючий
. — б. нтовать
. — разл. новать
. — торм. зить
. — расч. сать
Серия №4. К слову с безударной гласной подбери по два проверочных слова, вставь пропущенную букву, поставь ударение
. — н. га
. — стр. лок
. — в. йна
. — н. чной
. — выстр. ить
. — подм. тая
. — р. бро
. — м. сты
. — р. ка
. — зв. зда
. — отт. пель
. — ж. льцы
. — б. леть
. — обв. зать
. — поп. лоть
. — распр. мить
. — посв. тить
. — ост. влять
. — пок. лоть
. — н. мецкий
. — п. терка
. — р. вел
. — гл. за
. — т. пло
. — л. сты
. — б. глец
. — л. сточек
. — ур. нить
. — м. нять
. — ск. кал
. — пос. нить
. — отс. вать
. — хв. сты
. — гр. да
. — зм. я
. — п. стреть
. — г. ристый
. — л. скать
. — позв. нил
. — изв. стить
. — к. сари
. — в. лчата
. — в. ренье
. — пл. чо
. — гл. деть
. — обл. вать
. — расск. зать
. — поб. дить
. — н . жи
. — б. лянки
. — хл. ба .
. — б. нты .
. — дес. ть
. — нар. дить
. — подстр. гать
. — с. лач
. — сн. гурочка
. — ч. рнила
. — х. лодный
. — в. зти
. — забр. сать
. — л. тят
. — л. тят
. — г. рчица
. — т. шина
. — окт. бренок
. — согр. вать
. — зд. ровый
. — зар. зить
. — зар. дить
. — побл. днеть
. — с. стра
. — тр. па
. — т. нуть
. — выч. стить
. — отк. рмить
. — ош. баться
. — кр. сильня
. — г. рчица
. — к. тята
. — пр. стой
. — х. дить
. — р. дной
. — т. нистый
. — л. вить
. — заб. жал
. — од. вать
. — ст. ловая
. — л. карство
. — б. льница
. — п. рник
. — попр. сить
. — нап. лить
. — р. га
. — с. дой
Очень нравится обучающимся выполнять задание на отыскание ошибок в тексте (в текст включены все изученные виды орфограмм)
1. Мама и Галя сматрели на платы и лотки. Шол дожть. Набиригу лижал мяхкий песок. Лез из вады упругий камыж. Галя от щастя прыгала и резвилось.
2. Мы пришли влес. Скрепят клисты. Утрапинки мы заметили зимленику. Около камней лижыт уш. Вдруг на двинулась тёмнайа тучя. Па лил дожть.
3. Висной пёстрый дятел прилител кбирёске. Он пробил вкаре дырочьку и стал пит сог. Вкустный и слаткий бирёзовый сог.
4. Мы щюрились от яркого сонца и сматрели внебо. Ввоздухе кружылис птицы. На ведке серени сядели взерошеный вороби.
5. Лошод бижала рысю оглаткой дароге. Влису деревя стаяли неподвижно. Таня по шла па трапинке. Трапинка вывила её кпаляне. На паляне росла малинькыя пушыстыя ёлачька.
6. В лису дети сели под йэли. Ани стали собирать гребы. Сьедобные Ани клали в карзинку, а едовитые бросали. Потом ани сели сваи завтраки. Болше всего гребов принесли ала, кирил и Геннадий.
7. Летом мы решыли сездить к бубужке в диревну. Скоко хлапот передотездом.Вот мы ужэ в поизде. Скоро разезд. Поизд остановился.
8. Марос вы тинул влагу из дривестных сучев и деревев. Кусты апушылись блестящим инием. Лучи сонца асыпали халодным блеском всю местность
9. Марос стал сподать. По меркла ястность синего неба. Наступила зимнее длиныи сумерки. Зема боюкает махнаты лез.
10. Ну и динёк! Яркае сонце золевает огромное поле. Лёхкий витерок валнует поле ржы. В оврашке бижыт гаворливый ручиёк.
11. Абридила зема сосны и йэли в тижёлые миховые шубы. До самых бравей нахлобучила им билоснежные шабки. Но дело пуховыи варешки. Стаят лисныи богатыри чинно и спокойно.
12. На паляне тичёт ручиёк. Трава зилёное. Много цвитёт пьёстрых цвитов. Нацвятах роботают пчолы. Махнатыи шмили гудят. Устарой сасны вются коморы.
13. Холот скавал землю. Зимнии ветры гуляли в мокушках диревев. С бирёс сыпался иний. Поднагами хрустел снек. Снигири прыгали па шышкам елей.
14. Рибята шли по лисной трапинке. Пахло гребами и лествой. Стайка крекливых драздов слитела с рибины. Внебе лител балшой касяк журовлей.
15. Тикут ручъи. Литят шумные стайки скварцов. Грачи въют гнезда на диревях. Литают и пают птицы. Поевилас зилёная трафка. В соду много роботы.
16. Последние дни стаяла ястная пагода. Павеяло теплым ветром. По оврашкам бигут висёлые ручийки. Зазилинела маладая трафка. Звенит лалатой галасок малиновки.
17. На ступила марозная зема. Речька пакрылас толстым блистящим лдом. Снек укрыл Чорную грязную землу белым пушыстым одеялом. Диревя стаят в зимним уборе.
18. Было тихае летние утро. На виршыне пологого халма веднелась небальшая деривенька. По уской проселочьной дорошке шла маладая женьщина в белом кисейном плате и круглой соломенной шлябке.
19. Лиза бижала по длиной алее. Анна вдыхала слатковатый запох зелини.Вветвях еграл лёхкий витерок . Ветви кочялись. Быстрые блики разоватогосонца скокали позимле, как жывые.
Выполняя регулярно таки упражнения, у обучающихся формируется орфографическая зоркость, вырабатываются навыки грамотного письма.
Для подбора упражнений пользуемся материалом различных источников. Это статьи газеты и журнала “Начальная школа”, сборники диктантов и тестовых заданий разных авторов.
Источник
Adblockdetector