Как повысить учебную мотивацию упражнения

Комплекс упражнений на развитие учебной мотивации
методическая разработка по психологии на тему

Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, положительной мотивации к обучению.

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_motivatsii_uprazhneniya.docx 76.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию положительной мотивации к обучению

Развивающие игры и упражнения способствуют развитию у детей коммуникативных навыков, психических процессов, мелкой моторики, положительной мотивации к обучению.

Такие упражнения можно использовать в работе с первоклассниками в адаптационный период, с учащимися 1 – 4 классов в течение учебного года, для проведения учителем наблюдений в целях фиксации результатов развития и обучения младших школьников, для мониторинга образовательного процесса и для работы по реализации коррекционной программы (коррекционная папка).

Целью упражнений является развитие и корректировка у детей всех компонентов психологической готовности обучаться в школе.

• развить психологические качества детей:

— внимания;
— памяти;
— мышления;
— произвольности поведения;
— мелкой моторики;
— зрительно-моторной координации;
— речи;

  • формировать интерес и положительную мотивацию к обучению;
  • выявить личностный потенциал обучения и развития .

Отдельные игры и упражнения в зависимости от ситуации можно включать во время организации досуга детей на переменах, во время прогулок на улице, в группе продленного дня, в определенных моментах на уроках.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Учитель (говорит тихим, таинственным голосом): «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох делаем 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох- 2 шага назад. Так животное не только дышит, но так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Давайте возьмем себе дыхание и стук сердца этого животного.

Игра «Попроси игрушку»

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берет в руки какой-нибудь предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1: «Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она также нужна и твоему товарищу. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы ее тебе отдали».

Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Цель: сплочению детского коллектива.

Учитель: «Ребята, сейчас мы с вами будем одной большой гусеницей и начнем все вместе передвигаться по этой комнате. Постройтесь цепочкой, руки положите на плечи впереди стоящего. Между его спиной и своим животом зажмите воздушный шар. Дотрагиваться руками до шара строго воспрещается! Первый участник в цепочке держит свой шар на вытянутых руках.

Таким образом, в единой цепи вы должны пройти по…(указывает маршрут).

Игра «Прогулка с компасом»

Цель: формирование у детей доверия к окружающим сверстникам.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий – сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом», разговаривать с ним. Учитель движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий – других «туристов» с «компасами».

После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

Цель: развитие навыки сотрудничества в парах и тройках, научить детей доверять друг другу.

Учитель: «Разбейтесь на пары и ложитесь на ковер друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами. Постепенно поднимаясь, встаньте сначала на колени, а потом на ноги. Пройдитесь по комнате.

Цель: научить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что доброжелательные взаимоотношения товарищей по команде дают уверенность и спокойствие.

Учитель: «Кто из вас хотя бы раз летал на самолете? Можете ли вы объяснить, что держит самолет в воздухе? Знаете ли вы, какие бывают типы самолетов? Хочет ли кто-нибудь из вас стать Маленьким Аэробусом? Остальные ребята будут помогать Аэробусу «летать»».

Один из детей (по желанию) ложится животом на ковер и разводит руки в стороны, как крылья самолета. С каждой стороны от него встает по три человека. Они присаживаются и просовывают руки под ноги, живот и грудь лежащего. На счет «три» они одновременно встают и поднимают Аэробус в воздух.

Учитель: «Так, теперь можно тихонько поносить Аэробус по помещению. Когда он почувствует себя совершенно уверенно, пусть закроет глаза, расслабится, совершит «полет» по кругу и снова медленно «приземлится» на ковер».

Когда Аэробус «летит», учитель может комментировать его полет, обращая особое внимание на аккуратность и бережное отношение к нему. Можно попросить Аэробус самостоятельно выбрать тех, кто его понесет. Когда у детей начнет все хорошо получаться, можно «запускать» два Аэробуса одновременно.

Игра «Глаза в глаза»

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

Учитель: «Ребята, возьмитесь за руки с соседом по парте. Смотрите друг другу в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать». ».

Игра «Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие сидят или стоят в кругу.

Учитель: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, надувая щеки, медленно, через приоткрытые губы наполняйте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. Представили? А теперь покажите друг другу шары».

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра «Корабль и ветер»

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

Учитель: «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!»

Упражнение можно повторить 3 раза.

Игра «Смена ритмов»

Цель: помочь детям включиться в общий ритм работы.

Если педагог хочет привлечь внимание детей, он начинает хлопать в ладоши и громко, в такт хлопкам, считать: раз, два, три, четыре. Дети присоединяются и тоже все вместе, хлопая в ладоши, хором считают: раз, два, три, четыре. Постепенно педагог, а вслед за ним и дети хлопают все реже, считают все тише и медленнее.

Игра «Узнай по голосу»

Цель: развитие внимания, умения узнавать друг друга по голосу, создание положительного эмоционального фона в коллективе детей.

Дети встают в круг, выбирают водящего. Он встает в центр круга, закрывает глаза и старается узнать детей по голосу.

Игра»Возьми и передай»

Цель: достижение взаимопонимания и сплоченности в коллективе детей, развитие у них умения передавать положительное эмоциональное состояние.

Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой стараются передать положительные эмоции, радость, счастье.

Цель: развитие у детей наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.

Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети разбиваются на пары. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». Последний старается в точности скопировать движения «путника», который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, приседания, нагибается сорвать цветок, подобрать красивый камушек, кивает головой, скачет на одной ноге и т. п.

Игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: снятие у детей напряженности, невротических состояний; развитие сплоченности группы.

Звучит веселая музыка. Играющие становятся в линию, держась за плечи. Первый ребенок — «голова» дракона, последний — «хвост», все остальные в цепочке — «тело». «Голова» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается. ‘Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Цель: развитие у детей умения делать правильный выбор, способности сотрудничать со сверстниками.

Для этой игры понадобится цветик-семицветик, который можно изготовить по-разному, главное, чтобы лепестки отрывались (вынимались), а также красные и желтые фишки.

  1. Каждый ребенок, сорвав лепесток, может задумать одно заветное желание. По очереди дети с лепестками кружатся вместе с остальными и повторяют слова:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели!

Затем нужно произнести желание. Если загаданное желание связано с удовлетворением личных потребностей ребенка, он получает желтую фишку, если оно имеет общественное значение — красную. Собрав в конце игры все фишки, учитель может определить уровень нравственного развития группы. Но не стоит говорить об этом детям, т. к. в дальнейшем они могут скрывать свои заветные желания, подстраиваясь под оценки взрослых. В конце игры дети обсуждают, какие желания им понравились и почему.

  1. Один лепесток срывают два ребенка. Держась за руки, они «совершают полет», обдумывая и согласуя друг с другом общее желание.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

НА РАЗВИТИЕ ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Гимнастический комплекс на развитие у детей тонкой моторики

  1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы, медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.
  2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.
  3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний — к указательному.
  4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем — двумя руками одновременно.
  5. Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть. Повторять эти движения поочередно каждой рукой, затем сразу обеими.
  6. Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцу сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.
  7. Положить ладони на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.
  8. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Сгибать и разгибать эти пальцы.
  9. На столе лежат 10-15 карандашей (палочек, пуговиц, горошинок и т. д.). Нужно одной рукой собрать все карандаши. При этом нельзя помогать другой рукой, и надо стараться брать карандаши по одному.
  10. Зажать карандаш средним и указательным пальцами. Далее выполнять движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.
  11. Катать между ладонями (пальцы прямые) два небольших шарика или два грецких ореха.

Упражнение «Обведи по точкам»
Цель: развитие у детей целостного восприятия предметов, обучение выполнению плавных линий без отрыва карандаша от бумаги.

На листе бумаги с помощью точек нанесен контур рисунка. Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.

Упражнение «Штрихи в рисунке»
Цель: развитие тонкой моторики рук.

Упражнение заключается в штриховке различных фигурок. Можно использовать самые различные виды штриховки: по вертикали, горизонтали, диагонали, петлями, волнистыми линиями и т. п.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ВНИМАНИЯ

Игра «Зеваки»
Цель: развитие у детей произвольного внимания.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. По сигналу «Стоп!» останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры. Игра может закончиться, когда в игре останется 2-3 ребенка. Они торжественно объявляются победителями.

Игра «Не пропусти растение»
Цель: развитие у детей способности к переключению внимания.

Играющие садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны встать и тут же сесть.

Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, машина, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, баобаб, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей, город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, лес, теремок, ель, сосна, дорога, книга, искусство, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза.

Игра»Четыре стихии»
Цель: развитие у детей внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Дети сидят на стульях по кругу. По команде ведущего выполняют движение руками.

Источник

Тренинговые упражнения для подростков, стимулирующие стремление к успеху и учебную мотивацию

Каждый человек имеет

свой психологический «сценарий»,

и люди чаще всего бессознательно

живут по этому сценарию.

Но ведь жизнь меняется очень быстро,

и нужно успевать вносить

Тренинговые упражнения для подростков, стимулирующие стремление к успеху и учебную мотивацию.

Осознавание своих желаний – это первый шаг к их исполнению. Часто люди желают чего-то неконкретного: быть счастливым, богатым, любимым. «В чем для тебя счастье?», «Что значит для тебя быть богатым?», «В чем должна выражаться любовь?» — ответы на эти вопросы помогают лучше понять себя и достигнуть того, что желанно.

Цель: исследовать области желаний и способствовать осонаванию и формулированию желаемого.

Представьте себе просторный, залитый светом зал. Это место, где загадываются желания. Он абсолютно пуст, и кроме тебя здесь никого нет. Звучит тихая, приятная музыка, ты не спеша идешь по залу и осматриваешь все, что находится вокруг тебя. Тебе прежде никогда не приходилось бывать в этом месте, но тебе здесь спокойно и комфортно. Ты замечаешь, что в стенах зала есть двери, всего их четыре. Каждая дверь обозначена табличкой. Ты подходишь к одной из них и видишь лаконичную надпись: «Я». Открываешь дверь, заходишь вовнутрь и попадаешь в комнату с огромным, во всю стену, зеркалом. Ты подходишь ближе и рассматриваешь свое отражение. У тебя есть желание, исполнение которого зависит только от тебя. Может быть, оно связано с каким-либо делом или приобретением, достижением, может быть тебе хочется обрести какое-либо качество или чему-то научиться. Сформулируй свое желание и мысленно произнеси его. Посмотри на свое отражение и сумей увидеть в человеке, стоящем напротив, силы и возможности для исполнения этого желания.

Ты выходишь из первой комнаты и опять возвращаешься в зал. Ты направляешься к следующей двери и читаешь, что на ней написано. Надпись гласит: «Другие люди». Ты с интересом открываешь дверь и вступаешь в затемненный пустой зрительный зал. Пройди и займи любое место, которое тебе угодно. Ты садишься, и в ту же минуту экран перед тобой начинает мерцать и на нем появляется изображение. Перед тобой на экране появляются лица знакомых тебе людей. Среди них твои родные и близкие, друзья, те, с кем ты учишься и проводишь время. Может, среди них есть люди, от которых зависит твое благополучие и душевный комфорт. У тебя есть желание, исполнение которого зависит от другого человека или других людей. Представь себе их лица, посмотри на них и произнеси мысленно свое желание. Постарайся, чтобы оно было конкретным и лаконичным. Только одно желание. Как только это произойдет, изображение на экране погаснет. Ты встаешь со своего кресла и выходишь из зрительного зала.

На следующей двери тоже есть табличка: «Удача». Открой дверь и войди внутрь. Перед тобою просторное помещение с большим бассейном. Прозрачная вода плещется прямо у твоих ног. В бассейне плавает золотая рыбка. Она подплывает к тебе, плавает совсем близко. У тебя есть желание, которое зависит от везения. В чем бы тебе хотелось поймать удачу за хвост? Ты наклоняешься поближе к воде и произносишь свое желание. Только одно желание. Как только это произошло, рыбка тотчас ушла на дно и скрылась из виду. А ты опять возвращаешься в зал.

Осталась только одна дверь. Ты подходишь к ней и читаешь надпись: «Вселенная». Ты распахиваешь дверь и оказываешься на балконе. Где-то внизу под тобой плещется море, над головой – звездное ночное небо. Прохладный морской ветер обдувает твое лицо, и кажется, что ты паришь над черной бездной. Перед тобой бескрайний вечный Космос. У тебя есть желание, исполнение которого всецело зависит от Вселенной. Это большая и заветная мечта. Подними глаза к звездам и произнеси свое желание. Только одно желание. Ветер подхватывает твои слова и уносит их вдаль. А ты возвращаешься в зал…

После визуализации подростку предлагают записать 4 желания.

Вопросы к обсуждению:

— какие желания ты произнес и записал?

— какие чувства они вызывают у тебя?

— что удивило и показалось неожиданным?

Примечание. Существует мнение, что о своих желаниях нельзя рассказывать, иначе они не исполнятся. Если подросток придерживается этого, можно оставить все в тайне. Но также следует сказать, что произнесенная вслух мечта обретает силу за счет поддержки, которую тебе могут оказать люди.

«Продвижение к цели»

Цель: упражнение помогает ученику взять на себя больше ответственности за собственное обучение (реализацию своей мечты). Кроме того, он учится самостоятельно ставить цели и контролировать их достижение.

Материалы: карточки и большой лист бумаги для рисования. Схематически нарисуйте в середине листа футбольные ворота.

Инструкция: я предлагаю тебе упражнение, которое рассчитано на ближайшие недели. Сегодня ты должен уделить несколько минут размышлениям о цели, которой хочешь достичь в школе в течении недели. При этом важно поставить конкретную цель и точно описать ее, чтобы можно было проверить, достиг ты ее или нет. Т. е. вместо : «Я хочу улучшить оценки по математике» — напиши: «Я хочу получить за следующую самостоятельную работу три» или: «Я хочу отвечать по одному разу на каждом уроке» и т. д.

Теперь возьми карточку и запиши цель на эту неделю. Не забудь указать имя и дату.

Я приготовила большой плакат, к которому ты должен приклеить свои карточки. Используй для этого свободное пространство вокруг нарисованных ворот.

Ровно через неделю мы уделим 15 минут тому, чтобы переместить карточки на плакате – если ты достиг какой-либо цели, поместишь свои карточки в створ ворот. При этом ты расскажешь как добился своей цели. Затем ты сможешь поставить себе новую цель и повесить новую карточку рядом с воротами.

Карточки с недостигнутыми целями остаются висеть на прежнем месте до тех пор, пока ты не добьешься успеха.

Комментарий. Осудите с ребенком, как часто вы будете повторять эту процедуру. Поначалу не следует акцентировать внимание на целях, которые пока не достигнуты. Однако вам следует обратить внимание на те карточки, которые слишком долго остаются за пределами ворот. Может быть они содержат нереалистичные, недостижимые на данном этапе цели. В этом случае помогите школьнику сосредоточиться на более скромной цели и заменить карточку.

Через неделю удалите карточки из ворот, освободив место для новых «попаданий».

Для младших школьников символичность можно усилить, используя карточки в виде футбольного мяча.

Цель: упражнение побуждает учащегося к развитию сознательного подхода к собственному обучению и регулярному использованию полученных в ходе упражнения навыков.

Материалы: рабочий листок «Незавершенные предложения». После заполнения необходимо сделать копии с рабочих листков.

Инструкция: Лучше всего мы учимся тогда, когда обращаем внимание не только на то, чему учимся, но и на то, как мы учимся. Как бы важно ни было обучение конкретным областям знаний, важнее всего в конечном итоге, чтобы мы научились правильно учиться. Обладающий такими навыками человек всегда сможет найти интересную работу. Я бы хотела, чтобы ты чаще размышлял о том, каким образом ты учишься, чтобы тебе легче было самостоятельно управлять своим учебным процессом. Для этого я приготовила рабочий листок, который тебе надо заполнить. После заполнения мы снимем копию. Оригинал ты оставишь у себя, а копию отдашь мне. Собирай свои ответы и подшивай в папку, чтобы время от времени прослеживать процесс развития обучения.

Комментарий. Используйте не более 6 вопросов, варьируйте их, чтобы у учащегося не притуплялся интерес. Предлагайте варианты фраз и давайте ученику возможность самому придумать подходящие. Имеет смысл время от времени под разным углом зрения анализировать заполненные учеником анкеты.

Ориентировочный перечень предложений для включения в такие анкеты в дальнейшем:

— Из того, чему я научился, самым полезным было…

— Я считаю, что необходимо изменить…

— Из того, чему я научился, реально применить я могу…

— Я хотел бы знать…

— Я не понял следующего…

— В процессе обучения мне помогло…

— Важнейшими ощущениями на этом этапе были…

— Лучше всего и увереннее всего я себя чувствую в классе, когда…

— В процессе обучения мне помогло (мешало)…

— В процессе обучения произошел положительный сдвиг, когда…

-В процессе обучения у меня был кризис, когда…

— Я бы хотел договориться сам с собой (учителем. одноклассниками) о следующем…

— Наиболее ценным для меня является…

— Сегодня (завтра) я…

— Я рад, что мои одноклассники…

— Если бы я был учителем…

Завершите предложения и добавьте при желании дополнительные замечания.

На данном этапе обучения самым важным для меня является_______________________________________________________

Мне стало ясно_____________________________________________________________________________________________

На данном этапе обучения мне больше всего понравилось в собственных действиях__________________________________

В действиях учителя мне больше всего понравилось____________________________________________________________

Я бы хотел больше знать о ___________________________________________________________________________________

Источник

Читайте также:  Как подтянуть попу дома упражнения
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни