УПРАЖНЕНИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ
ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
(для группы из 15–20 человек)
«ГОВОРЯЩИЙ» СПИСОК
Цель: организация обратной связи для нескольких случайно выбранных участников в форме составления «психологического портрета».
Материал: бумага, ручки, скрепки.
Время: 1 час 30 минут.
Участники разделены на группы по 5–7 человек.
Ведущий. Вначале я прошу вас выполнить следующее: возьмите ручки и листы бумаги и в течение 10 минут составьте (каждый для себя) список того, без чего вы просто не представляете свою жизнь, без чего не можете обходиться буквально ни одного дня. Давайте договоримся сразу: не нужно писать очевидные и общие вещи, например еда, одежда или зубная щетка (понятно, что без этого не обходится никто из нас). Пусть это будет ваш личный список необходимого, отражающий именно ваши пристрастия, привычки и образ жизни.
(Участники молча составляют свои списки.)
Время вышло, и я прошу в каждой команде собрать списки в стопку и скрепить их скрепкой.
Теперь мы делаем следующее: прошу каждую команду передать свои стопки соседней команде по часовой стрелке. (Команды передают.) Таким образом, у каждой команды сейчас находится по 5 (6,7) списков от разных участников. Кому именно принадлежит список, вам не известно. Я прошу каждую команду коллективно выбрать из них два, которые вас наиболее заинтересуют или которые вы посчитаете «кричащими» о своем обладателе. За 20 минут общими усилиями составьте «психологические портреты» людей, которым могут принадлежать такие списки.
(Команды коллективно работают.)
Время истекло, я прошу команды определить, кого вы делегируете для оглашения результатов.
(Команды совещаются, выбирают «оратора».)
Кто желает начать?
(Определяется команда, которая будет первой.)
Просим вас сначала зачитывать список предметов, а потом составленный вами «психологический портрет».
(Команда зачитывает свои результаты.)
Желает ли человек, которому принадлежал список, открыть себя?
Если найдутся участники, которые захотят открыться, то ведущий задает автору списка вопросы:
— Согласны ли вы с тем, какие выводы сделала команда?
— Что было верно, что неверно?
— Как вы считаете, почему команда сделала именно такой вывод?
— Хотите ли вы что-либо спросить у команды?
— Как вы сами бы охарактеризовали человека, составившего такой список?
Если таких участников нет, то ведущий задает вопросы команде:
— Исходя из чего вы предположили, что этот человек обладает такими качествами?
— Были ли при обсуждении разногласия?
— Почему именно этот список наиболее привлек ваше внимание?
По этой же схеме происходит дальнейшая работа, пока все команды не зачитают составленные «портреты».
Цель: организация активной обратной связи каждому участнику от группы в форме ассоциаций.
Материалы: бумага, ручки.
(Участники сидят в общем кругу.)
Ведущий. Неоднократно в своей жизни мы сталкиваемся с тем, что человек, с которым мы общаемся, вызывает у нас различные ассоциации: или он напоминает нам какое-то животное, или его образ связан с какой-то песней или с известной личностью. Более того, каждый из нас порой сравнивает себя с чем-то, исходя из своей внешности или особенностей характера. Давайте попробуем сейчас для каждого из нас составить список подобных ассоциаций, и делать мы это будем так: прошу каждого приготовить два листа бумаги и ручку.
Один лист подпишите своим именем и на протяжении всего упражнения оставляйте его у себя, а второй лист подпишите именем вашего соседа слева.
Теперь я буду зачитывать различные вопросы, на которые вы отвечаете письменно, совещаться друг с другом до конца упражнения не нужно. Итак, начинаем: «Если бы этот человек был музыкальным инструментом, то чем бы он был?» Прошу каждого написать про себя (на листке со своим именем) и про человека, именем которого подписан второй лист.
Готовы? Теперь прошу свой лист оставить у себя, а лист с именем другого участника передать по кругу соседу справа. Таким образом, у каждого из вас по-прежнему два листа — ваш и другого участника. Теперь будьте внимательны: другой участник — это уже не сосед слева. Продолжаем:
Если бы этот человек был цветом, то каким бы цветом он был?
(Участники пишут, процедура передачи листа по кругу повторяется. 1 )
Если бы этот человек был животным, то кем бы он был?
Если бы этот человек был деревом, предметом одежды, цветком, предметом мебели, птицей, напитком, явлением природы, музыкальным жанром, государством, столовым или кухонным прибором, временем года, печатным изданием (если кто-то написал «книга», укажите, пожалуйста, какого жанра), геометрической фигурой, медицинским препаратом, телеведущим (программу какого рода он бы вел — можно указать жанр или конкретную телепередачу), транспортным средством, чем-то съедобным, то каким бы он был?
Все участники получили по кругу листы со своим именем и заполнили такой же лист о себе сами. Изучите эти списки.
(Участники читают списки.)
Ведущий задает вопросы:
— Какие у вас впечатления?
— Совпали или нет собственные ассоциации с чужими?
— Что удивило: приятно, неприятно?
— Кто хочет спросить что-либо у участников?
Цель: получение информации о себе через сравнение с героями известных мультфильмов.
Участники разделены на группы по 3–5 человек
Ведущий. Все мы в детстве обожали мультфильмы (а многие с удовольствием смотрят их и сейчас), одни мультипликационные герои были нашими любимцами, другие не нравились; одни чем-то напоминали нас самих — своей внешностью, поведением, взглядами, поступками, высказываниями и многим другим, а другие были категорически на нас не похожи. Поведение одних веселило нас и вызывало ощущение «родственных душ», а другие раздражали и вызывали непонимание.
Все мы рано или поздно вырастаем, но этот персонаж по-прежнему остается нам близким. Давайте поиграем в следующую игру: у меня есть карточки с названиями хорошо знакомых всем мультфильмов. Прошу подойти ко мне по одному участнику от каждой команды и наугад вытянуть карточку.
(Представители от команд подходят к ведущему, берут карточки и читают вслух название мультфильма.)
Теперь прошу вас быть внимательнее: в том мультфильме, который вам достался, вы будете искать сходство между персонажами и участниками, но не своей команды, а следующей по часовой стрелке за вами. Вам нужно среди участников соседней команды найти прототипы мультипликационных героев для вашего мультфильма (вам нужно не просто присвоить роль, но и объяснить, почему именно этот участник вам представляется прототипом именно этого героя). Если для кого-то из участников вы не находите абсолютно никакого сходства ни с кем из героев, то можете предложить роль из любого другого мультфильма (тоже с пояснением).
(Участники команд коллективно выполняют задание.)
Если все готовы, послушайте, пожалуйста, следующее задание. Вспомните, какая команда все это время выбирала мульт-двойников для вашей команды. Вы можете попросить эту команду напомнить вам, в каком мультфильме они искали двойников для вас.
А теперь вторая часть задания — до того как мы станем оглашать результаты, я прошу вас выполнить следующее: подумайте и предположите, как другая команда распределила роли для вас в своем мультфильме?
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Какая команда хочет начать?
(Первая команда рассказывает о том, как они распределили роли для участников другой команды.)
Ведущий (обращаясь к команде, для которой искали прототипов). А теперь попросим вашу команду рассказать, как вы сами для себя нашли героев-прототипов, совпали ли ваши предположения с тем, что вы услышали?
Ведущий задает вопросы:
— Согласны или не согласны участники с теми характеристиками, которые им дали? Почему?
(список мультфильмов может меняться)
Винни Пух и все, все, все
Приключения домовенка Кузи
Малыш и Карлсон, который живет на крыше
Каникулы в простоквашине
Незнайка на Луне
Приключения поросенка Фунтика
Волшебник Изумрудного города
Чебурашка и крокодил Гена
Цель: получение участниками обратной связи от своих соседей.
Время: 1 час 15 минут.
Участники сидят в общем кругу.
Ведущий раздает каждому по 3 листочка бумаги и ручке.
Ведущий. Прошу вас подписать эти листы следующим образом: 1 — свое имя, 2 — имя соседа слева, 3 — имя соседа справа.
Теперь на листке со своим именем напишите 3–5 ваших личных черт или особенностей поведения, которые, как вам кажется, всегда становятся очевидными для окружающих при общении с вами.
На листках с именами соседних участников напишите по 3–5 черт или особенностей поведения, характерных, как вам кажется, для этих людей.
Отдайте эти листочки, соответственно, соседям справа и слева.
(Участники обмениваются листками.)
Теперь изучите информацию, которую вы получили.
Ведущий задает вопросы:
— Совпадает ли то, что вы написали сами о себе, с мнением других участников?
— С чем вы согласны, а с чем — нет?
— Есть ли что-то, что вас удивило?
— Ожидали ли вы именно таких результатов?
ОТКРОЕМ ОКОШКО ДЖОГАРРИ
Цель: резюмирование полученной во время тренинга информации.
Материалы: бумага, ручки.
Участники сидят в общем кругу.
Ведущий. За эти два дня каждый из вас получил много информации о себе. Для кого-то все это уже было известно, кто-то сомневался, так ли все на самом деле, а для третьих многое было совершенно ново и неожиданно. Так или иначе, но каждый из нас получил то, в чем он нуждался. Я предлагаю в завершение нашей работы попытаться структурировать полученные сведения. И сделаем мы это следующим образом.
Ведущий рассказывает группе о схеме «Окошко Джогарри» и раздает всем участникам бланки (см. приложение).
Перед каждым из вас сейчас лежит таблица, которую вам нужно заполнить. Не торопитесь, вспомните все, что происходило, можете использовать записи, сделанные в ходе игр, а можете заполнять по памяти. Эти записи не нужно будет никому предъявлять, вы сможете озвучить только то, что сами захотите, поэтому, заполняя этот бланк, будьте искренни сами с собой.
1 Количество вопросов должно совпадать с количеством участников в кругу. Упражнение заканчивается тогда, когда ко всем участникам по кругу дойдет лист с их именем.
Участники индивидуально заполняют бланки.
Источник
Упражнение на обратную связь. Тренинг Управление сотрудниками, наставничество.
Это упражнение позволяет прочувствовать участникам виды обратной связи. Отличная активизация и мостик к теме «Обратная связь»
Упражнение на обратную связь «ЛЕВША – ПРАВША» 10 мин.
Цели:
- дать участникам возможность на себе прочувствовать действие различных видов обратной связи;
- осмысление воздействия разных видов обратной связи.
Материалы:
- чистый лист бумаги и ручка (для каждого участника).
Шаг 1. 3 минуты. Тренер предлагает участникам простое игровое упражнение, немного напоминающее школьные годы. Тренер спрашивает, кто из участников правша (пишет правой рукой), кто левша (пишет левой рукой). Для выполнения упражнения надо взять ручку в не ведущую руку (правшам в левую, и наоборот) и написать на листе бумаги словосочетание «обратная связь» (печатными буквами, прописью, как угодно).
Шаг 2. 5 минут. Тренер, видя, что участники дописали или уже дописывают словосочетание, начинает обходить их по кругу и давать каждому разную обратную связь. Тренер дает каждому участнику по одному виду обратной связи, и на группу примерно равное количество мотивирующей, развивающей обратной связи, похвалы и критики, а некоторых участников игнорирует (пример отсутствия обратной связи).
Примеры высказываний:
- Мотивирующая обратная связь:
- «Ты очень ровно, как по линеечке, выписал все буквы, из-за этого вся надпись смотрится гармонично, в следующий раз можно написать так же.
- «Буквы написаны ровно, как в прописях, каллиграфические, красиво смотрится и хорошо читается, так держать»
2. Развивающая обратная связь:
- «Посмотри, слово «зеленый» написано более мелкими и неровными буквами, из-за этого надпись смотрится неровно, в следующий раз лучше написать буквы одной высоты»
- «Часть букв получились прописными, а часть печатными, в следующий раз попробуй написать в одном стиле, чтобы надпись была более гармоничной»
- «Ну, ерунда получилась!»
- «Кто так делает?»
5. Отсутствие обратной связи:
Шаг 3. 3 минуты. Тренер просит участников пересесть по принципу полученной ОС, так как сами они ее оценивают. При этом тренер напоминает о том что бывает похвала, критика, отсутствие ОС, мотивирующая ОС и развивающая ОС.
Шаг 4. 10 минут. Тренер просит участников поделиться впечатлениями от упражнения. Слово берут по очереди каждая группа. Участники отвечают на вопросы: «Какую ОС вы получили от тренера? Что вы почувствовали? Появилось ли желание повторить упражнение?»
Выводы: Тренер пишет на флипе: похвала, критика, отсутствие ОС, конструктивная ОС. Обсуждаем, что критика и похвала – это не ОС, т.к. не мотивирует на смену или закрепление конкретного поведения. Тренер дает определение обратной связи.
Материал для мини — лекции по обратной связи смотрите здесь
Источник
Пять советов о том, как научиться спокойно принимать обратную связь на работе
Выслушивать замечания всегда нелегко. Вы тратите время и прикладываете огромные усилия, а потом кто-то уничтожает своей критикой все результаты работы.
Когда всякий результат дается кровью и потом, я стараюсь, чтобы «крови» было поменьше: избегаю того, что может быть неприятным, и стараюсь это предотвратить. Но если речь об обратной связи, сто́ит немножко потерпеть — в этом случае дискомфорт я люблю (ну или стараюсь любить).
Не поймите превратно: критика никогда не безболезненна. Это и беспокойство, и страх, и тревога.
«Ко мне станут относиться хуже?»
«Если мой код плох, не подумают ли, что я недостаточно умен?»
«О нет! Теперь все знают, что я в седьмом классе завалил тест по истории».
Не волнуйтесь — такая реакция совершенно естественна!
По словам Кимберли Лейтч, лицензированного клинического социального работника из компании Talkspace, получение обратной связи вызывает стрессовую реакцию — из-за суждения, которое часто исходит от человека, обладающего властными полномочиями.
Получается, если это естественный ответ организма на обратную связь и критику, то мы обречены? Как можно преодолеть такую инстинктивную реакцию?
Я не буду приукрашивать правду и обманывать — это сложно, но возможно: столкнувшись с надвигающимся страхом критики, вполне можно сохранять полный контроль над собой. Приведенные далее пять советов помогут отложить свой психологический щит и научиться принимать отрицательные и положительные замечания с распростертыми объятиями.
*Звонок в дверь* «Приветик, это критика!»
Иногда вам известно заранее, что будет обратная связь — например, перед аттестацией или если вы, так уж получилось, сыграли в модном бродвейском спектакле. Крепитесь! Вы знаете, чего ждать, поэтому нужно мысленно подготовиться.
В иных случаях обратная связь может бы непрошеной. По моему опыту, следует всегда быть готовым к получению обратной связи: признайте, что вы несовершенны, и это нормально — ведь никто не идеален (за исключением Taco — потому что он восхитителен).
Смелее — повторяйте за мной: «Я — не совершенство, но это не умаляет мою значимость как личности».
Допустим, вы научились быть открыты к замечаниям. Но кроме этого очень важно иметь установку, что за критикой стоят добрые намерения. Тот, кто дает обратную связь, скорее всего работает вместе с вами и искренне пытается помочь вам и проекту, над которым вы трудитесь. Этот человек видит ваш потенциал и наверняка хочет, чтобы вы смогли раскрыть его как можно больше!
Иногда это, конечно, не совсем так, но в большинстве случаев намерения у дающего обратную связь самые благие. Поэтому будьте открыты критике: представьте, как новая точка зрения и перспектива могут изменить вашу работу к лучшему.
Не спешите, сотрудничайте и прислушивайтесь
Изначальная реакция на критическое замечание будет, скорее всего, отрицательной: вы почувствуете беспокойство, стресс, появится желание защититься. Не спешите, сделайте небольшой перерыв, глубоко вдохните, затормозите исходную реакцию.
Дайте себе несколько секунд на то, чтобы осмыслить услышанное. Вполне вероятно, что вы ни разу не сможете остановить изначальную реакцию — но всегда можно постараться взять под контроль действия, которые вы будете предпринимать в ответ на нее.
Осмысливая услышанное, сосредоточьтесь на том, в отношении чего дается обратная связь, а не на своей персоне. Помните: то, что вы делаете, всегда можно сделать лучше (ведь никто не идеален). Сосредоточившись на собственно работе, можно подавить отрицательную реакцию.
Даже если критика касается вас (например, имеет отношение к вашей работе на недавнем проекте), постарайтесь отделить свои индивидуальные черты и навыки от своего «Я». Принимать обратную связь будет проще, если она касается небольшой части вас, — и намного сложнее, если считать, что она направлена на вас в общем, на тело, разум и душу в целом.
Научиться этому может быть сложно, но этот навык определенно стоит развивать. Прежде чем сказать или сделать что-то после получения обратной связи, остановитесь, переведите дыхание и обдумайте, что вы только что услышали, — и только после этого отвечайте.
Отделяйте свои индивидуальные черты и навыки от своего «Я». Принимать обратную связь будет проще, если она касается небольшой части вас, — и намного сложнее, если считать, что она направлена на вас в общем.
Стремитесь к пониманию
Итак, вы спокойны. Внимательно слушаете. Можно даже сказать, испытываете умиротворенность.
Пусть в действительности всё не совсем так; тем не менее, следующий шаг после остановки изначальной реакции — это понимание. Нужно обдумать сказанное и определить, в какой части вы можете усовершенствовать свою работу. В этом случае неплохим решением будет прогуляться или сделать небольшой перерыв и осмыслить услышанные замечания.
После разговора с начальником или коллегой уделите минутку обдумыванию полученной обратной связи. Если что-то непонятно — уточните: это всегда полезно. Суть в том, чтобы не оспаривать полученные замечания и не отклонять их сходу — лучше попросить несколько примеров и даже какие-то предложения касательно того, что можно улучшить.
Иногда новая, отличная от вашей перспектива может оказаться на удивление полезной. Открывшись другим точкам зрения на свою работу, вы сможете получить больше полезной информации и найти более эффективные способы решения задач, которые пригодятся в будущих проектах.
Будьте благодарны
Эта может показаться нелогичным, но всё же постарайтесь понять, что я имею в виду. Получив критическое замечание, вы можете подумать: этот новоявленный Билл Ламберг уничтожает то, что я делаю, — и мне за это еще и благодарить?! Но давайте взглянем на ситуацию по-другому.
Кто-то уделил время и ознакомился с вашей работой. Скорее всего, этот кто-то из вашего же отдела (или, по крайней мере, он заинтересован в том, чтобы ваша работа была сделана хорошо). Намерения этого человека благие — и вы должны понимать, что это здорово!
Человек потратил время, обдумывая, как можно улучшить вашу работу. Не забывайте: ему важно то, что делаете вы, — вам пытаются помочь. Конечно, у него другой взгляд на мир, отличная от вас перспектива, но это именно то, что нужно в работе — постоянное развитие и обратная связь.
Понадобится время, чтобы научиться испытывать благодарность, получая положительные (и отрицательные) замечания, однако оно того стоит: это будет очень полезно в работе.
Реализуйте замечания и составьте план действий
Вообще говоря, хорошее замечание бесполезно, если его не реализовать. Реализация, безусловно, зависит от продолжительности и объема работ. В большинстве случаев следует включать работу с обратной связью в проекты и просить проверить, верно ли вы реализовали полученные замечания.
При этом, конечно, не нужно пытаться как-то применить вообще всё, что вам говорят! Ведь это, в конце концов, ваша работа, и ваше право — решать, что действительно полезно, а что — нет.
Можно придерживаться такого правила: отбрасывать 10 % замечаний без каких-либо сомнений. Но при этом следует иметь веские, разумные причины того, почему вы не прислушиваетесь к этим советам.
Хорошее оставляй себе, плохое — выбрасывай
Иногда полученная обратная связь бесполезна: возможно, она просто мимо цели или у ее автора ничего хорошего на уме не было. И ведь именно такие случаи — самые неприятные.
Причем для борьбы с этим нет никаких хитрых психологических трюков. Но кое-что может помочь:
- Если получится — игнорируйте такую обратную связь (или критику).
- Обсудите полученные замечания с менеджером — с профессиональной точки зрения.
- Если чувствуете, что давший обратную связь на самом деле помочь вам не пытается — отстранитесь, не дайте себя задеть.
Держите хвост пистолетом, сосредоточьтесь на работе. Неконструктивная критика не помогает, а только вредит, и чем раньше она останется в прошлом, тем лучше вы будете себя чувствовать.
Как принимать обратную связь без эмоций
Полезно выработать план обработки обратной связи: совсем легко всё равно не будет, но сам процесс получения замечаний станет менее болезненным. И самое классное в этом то, что у вас всё будет под контролем! Итак, подведем итоги:
- Будьте открыты к получению обратной связи. Сосредоточьтесь на том, как и что новая точка зрения может улучшить в работе.
- Не отвечайте с наскока — уделите несколько секунд обдумыванию замечаний: оцените их рационально, логично, без лишних эмоций.
- Постарайтесь понять, что вам хотят донести — если не уверены, задавайте вопросы. Давший обратную связь обычно с радостью обсудит с вами конкретные моменты и уточнит, какие предложения имеются в виду.
- Не забывайте о скромности и вежливости! Дайте понять, что вы цените время и усилия, потраченные другими на то, чтобы помочь вам в работе.
- Нельзя, чтобы конструктивная критика в одно ухо влетала, а из другого вылетала. Выслушайте замечания, реализуйте их и попросите проверить, правильно ли вы это сделали.
Наконец, не позволяйте недоброжелателям (тем, кто критикует неконструктивно) давить на вас. Вы справитесь!
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Источник