Как тренируют память разведчики упражнения

Развитие памяти и воображения по методикам спецслужб

В издательстве «Альпина Паблишер» вышла карманная версия книги «Развитие памяти по методикам спецслужб», написанная психотерапевтом, чей опыт работы в больших корпорациях и изучение работы государственных служащих позволил собрать секретные методики тренировки памяти. W-O-S опубликовал фрагмент, рассказывающий о связи мнемотехники и работы воображения и приводит несколько настоящих шпионских упражнений по развитию навыков запоминания.

Денис Букин

Развитие памяти по методикам спецслужб

«Альпина Паблишер», 2015.


Иллюстрации Alec Mackenzie

Как заострить свой ум и развить воображение

Память и воображение

Способность человека воспринимать и запоминать образы эволюционно намного старше и более развита, чем способность понимать и запоминать речь. Просто потому, что для нашего предка крадущийся тигр был опаснее ругающегося сородича. Это значит, что картинка будет воспринята быстрее и лучше текста.

Как можно использовать это для развития памяти? Попробуйте визуально представить то, что хотите запомнить. Для мозга воображаемое мало отличается от реально видимого. Образ запомнится лучше текста, особенно если картина будет яркой, живой, подробной.

Поясним на примере. Ваш друг объясняет вам, как до него добраться: диктует адрес, называет улицу, номер дома и квартиры. Запомнили? Затем он поясняет, что он живет в доме, на первом этаже которого расположен зоомагазин. Уже лучше! Представьте себе вашего друга, стоящего за прилавком зоомагазина и продающего трем кошкам по три золотые рыбки. Квартира 33. Да, это нереально, абсурдно, но ярко, живо и необычно и поэтому хорошо запомнится.

Упражнение №1

Рассмотрите предметы на своем столе. Обратите внимание на каждый из них. Что где лежит? Какой стороной они обращены к вам? Каковы особенности каждого предмета: цвет, фактура, потертости, царапины.

Теперь закройте глаза. Представьте себе сначала стол в целом, потом начинайте переходить от предмета к предмету. Представьте каждый из них в деталях. Если не получается, ненадолго откройте глаза, взгляните на предмет, вызвавший у вас затруднение, снова закройте глаза и продолжайте воображать.

Это упражнение можно выполнять не только с предметами на столе, но и с комнатой, видом из окна, людьми, сидящими напротив вас в транспорте.

Упражнение №2

При чтении художественного произведения останавливайтесь и пытайтесь вызвать в воображении то, что описывает автор: лица, внешность, предметы, интерьеры, пейзажи. С одной стороны, это поможет вам развить воображение, а с другой — насладиться хорошей книгой и лучше запомнить ее содержание.

Развитие воображения

Воображение можно назвать самой творческой функцией мозга. С помощью воображения можно не только представлять ранее увиденное, но и создавать новые образы. Кроме этого, можно изменять образы в размерах, перемещать, вращать, добавлять к ним новые элементы, убирать старые. Именно воображением пользуются люди, когда что-то придумывают: изобретатели изобретают, режиссеры снимают фильмы, писатели пишут книги, художники создают картины.

Творческое воображение применяется во многих мнемотехниках. Как уже говорилось, изображение запоминается лучше текста, поэтому, чтобы запомнить прочитанное, нужно его увидеть — увидеть в своем воображении.

Упражнение №3

Сядьте поудобнее, закройте глаза и воссоздайте по памяти обстановку места, в котором вы часто бываете. Это может быть ваше любимое кафе, рабочий кабинет или концертный зал. Вспомните планировку помещения. Как выглядят стены? Пол? Потолок? Как расставлена мебель? Какие предметы стоят на столах и полках? Представьте себя сидящим на вашем обычном месте. Что вы видите? Попробуйте увидеть эту же обстановку с другого ракурса: сядьте на другое место, встаньте на стол или лягте на пол. Что вы видите сейчас?

Упражнение №4

Проведите в своем доме полчаса–час с завязанными глазами. Походите по комнатам. Попробуйте, не открывая глаз, умыться, одеться или даже приготовить себе завтрак. Включите музыку. Посидите в своем любимом кресле. Возьмите с полки какую-нибудь книгу. Переставьте вещи. Откройте глаза и посмотрите, удалось ли вам задуманное.

Упражнение №5

Представьте себе доску для записей. Ту, которую вы видели в детстве, в школе или дома. Представьте фактуру доски, ее цвет, раму, как она висит на стене. Может быть, она черная, матовая и шершавая, на которой пишут ме- лом; может быть — белая и гладкая, для маркера. А теперь представьте, как она меняет цвет на коричневый. На оранжевый. На синий. Почувствуйте каждый цвет. До- бейтесь, чтобы доска приобрела ровно тот цвет, какой вы задумали.

Когда вы научитесь свободно менять цвета воображаемой доски, напишите на ней любое слово. Посмотрите на него внимательно. Каким почерком оно написано? Какого цвета текст? Какая фактура у линии? Сотрите слово воображаемой тряпочкой или губкой и напишите другое. Поработайте с воображаемой доской и словами на ней.

Читайте также:  Какие нужно делать упражнения чтобы ребенок пополз

Возвращайтесь к этому упражнению и постепенно увеличивайте объем текста. Записывайте короткие фразы, цифры, списки. Зарисовывайте схемы. Представляйте написанное как можно яснее и подробнее.

Эта техника может быть очень полезна разведчику. Застревание на проблеме, которую невозможно решить здесь и сейчас, и постоянное возвращение к ней в мыслях, как правило, истощает умственные и физические силы. Чтобы быстрее вырваться из замкнутого круга непродуктивных размышлений, представьте то, что вас тревожит, записанным на воображаемой доске, а затем сотрите. Стертое появилось снова? Сотрите. Еще раз? Стирайте! Обычно после двух-трех неудачных попыток вернуться к непродуктивным мыслям мозг переходит к другой теме.

Источник

Развитие памяти по методикам спецслужб. Конспект. Упражнения. Тренировки. Часть 1.

Развитие памяти по методикам спецслужб http://flibusta.is/b/423595/read

Память можно тренировать. Чтобы тренировки были эффективными, они должны быть:

• на грани возможностей.

Программа тренировки памяти в этой книге основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков и контрразведчиков. Настоящая, не «киношная» разведка – это не беготня с пистолетом, а работа с информацией. По крупицам данных восстановить целую картину – вот в чем состоит задача разведки.

Виды памяти

Современная психология выделяет три вида памяти: мгновенная (или сенсорная), кратковременная и долговременная.

существуют приемы осознанного долговременного запоминания информации. Эта книга поможет вам развить кратковременную и долговременную память, а также научиться сознательно переводить информацию из кратковременной памяти в долговременную.

Несколько примеров хорошей памяти. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его собственным словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена – все, что остановило ваше внимание». Моцарт мог в точности записать сложную партитуру, прослушав произведение всего лишь раз. Услышав однажды сочинение Грегорио Аллегри «Miserere», сохранявшееся до этого Ватиканом в тайне, он сделал его ноты достоянием публики. Моцарту в это время было 14 лет. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Разучивая его произведения, он практиковался в ораторском искусстве.

1. Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.

2. Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации – мнемотехник – основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.

Упражнение по развитию внимания и памяти.

Долго удерживать внимание на одном предмете не так просто, как кажется на первый взгляд. Попробуйте рассмотреть что-либо, что есть у вас под рукой, например свои наручные часы. Изучите их во всех деталях, во всех подробностях. Осмотрите каждое деление на циферблате, каждую царапину на корпусе. Изучили всё? Не останавливайтесь, попытайтесь найти в них что-то новое.

Через пару минут такого занятия вам будет сложно удерживать внимание на часах. Вы вдруг заметите, что думаете не о часах – ассоциации, цепляясь одна за другую, уводят ваши мысли все дальше и дальше. Например, вы думали о часах, стараясь сосредоточиться. Потом, глядя на цифру 11, вы вспомнили, что должны были договориться о важной встрече в 11:00. Потом вы стали думать о коллеге, который также должен был участвовать во встрече, потом о книге, про которую вам рассказывал коллега, потом… Вы забыли про часы. Сможете проделать обратный путь? Вспомните, как вы пришли от часов к тому, о чем думали. Вернитесь обратно по цепочке ассоциаций к часам и продолжайте изучать их. Вспомните, что вы думали о книге, принадлежащей коллеге, потом о самом коллеге, потом о встрече, на которой вы должны присутствовать, потом о времени начала встречи – 11:00. Вспомните, что это время связано с числом 11 на циферблате, а циферблат – с часами.

Выполняя это упражнение, вы тренируете способность управлять вниманием.

Объем внимания, правило 7±2

Это ограничение практически невозможно преодолеть, но есть способы его обойти. Для этого достаточно сгруппировать информацию в блоки. Отведенные человеку 5–9 единиц нужно уметь использовать на все 100 %.

Упражнение

Выполнение двух дел одновременно хорошо тренирует способность переключать внимание. Читайте две книги, по абзацу из каждой попеременно. Переключая каждые несколько секунд радио, слушайте две новостные радиостанции (достраивайте при этом в уме, о чем были пропущенные фрагменты программ). Смотрите две телепрограммы.

Не увлекайтесь – одновременное выполнение нескольких задач хорошо как упражнение для тренировки внимания, но неэффективно как способ справляться с большим количеством дел.

Читайте также:  Глазодвигательные упражнения для детей с сдвг

Таблицы Шульте, 5 × 5 с подсветкой

Источник

Методика спецслужб: 4 упражнения для развития памяти

Построить эффективное общение с человеком, которого вы видите впервые, — довольно сложная задача. Немедленно переходить к делу не всегда продуктивно, особенно в российской традиции переговоров. Сначала нужно наладить контакт, побеседовав о «пунктиках» партнера — о том, чем человек увлечен, о чем он может говорить бесконечно долго. Такие «зацепки» есть у каждого — у кого‑то простые, у кого‑то более сложные. О том, как запоминать условия сделки, суммы договоров и номера телефонов по методике спецслужб читайте в нашей статье.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как тренировать память и внимание по методике спецслужб
  • Как легко наладить контакт с потенциальным клиентом или партнером
  • Как держать в голове решения, планы работ и договоренности
  • Как запоминать условия сделки, суммы договоров и номера телефонов

Как тренировать память и внимание управленцам, чтобы запоминать важные мелочи переговоров в работе управленцев? Ответ на этот вопрос ищут сотни коммерсантов. Давайте рассмотрим как тренировать развитие памяти по методикам спецслужб, которые описал в скоей книге Денис Букин, автор книги «Развитие памяти по методикам спецслужб».

Самый простой вариант: если собеседник приехал на встречу на автомобиле, поговорите о марке его машины, парковках, пробках, развязках, ремонте дорожного покрытия и т. д. С женщинами можно беседовать о детях, домашних делах, невзирая на то, что они — бизнес-леди. Но самый эффективный способ наладить контакт — подготовиться к первой встрече. Заранее найдите собеседника в социальных сетях или почитайте его персональный блог, изучите оставленные им в интернете следы — так вы поймете, чем он увлечен. Разговор о его интересах позволит наладить личный контакт.

Дальше нужно позволить собеседнику поговорить о своем увлечении и, слушая его, добавлять комментарии или даже осторожно спорить. Так вы выявите положительные особенности личности партнера, которые надо отметить в разговоре, указав, что вы сами не обладаете ими. Например, спортсмены и болельщики помнят турнирные таблицы, все победы и поражения любимой команды за десятилетия. Такому человеку можно сказать: «У вас прекрасная память. А вот я не такой, не так много помню». Если ваш собеседник мастерит модели самолетов, значит, он обладает терпением, усидчивостью, умением работать руками — тогда заметьте: «А я не такой, у меня не получается работать руками». В большинстве случаев собеседнику неловко из‑за того, что он лучше вас, и он попытается поддержать вас и убедить, что вы тоже так можете, что ничего недостижимого в его способностях нет. Это тот самый момент, когда можно перевести разговор к сути дела, по которому вы встретились: контакт налажен, человек вам доверяет, и вы можете спокойно обсудить детали сделки.

Как надолго запомнить имя человека и его увлечения

На незапланированной встрече — скажем, на конференции — лучше сразу обращаться к человеку по имени и начинать разговор с его «пунктиков». Это вызывает симпатию и доверие. Запоминать и быстро воспроизводить такую информацию можно, используя особенности работы нашей памяти (рисунок).Имя лучше привязать к какой‑либо изюминке внешности — допустим, к выдающейся черте лица. При этом нужно мысленно преувеличить ее. Например, у меня есть борода — хотя это изменчивый фактор, но неплохо подойдет, потому что вы все равно ее запомните. Вы представляете себе, что борода ну просто очень большая. Затем нужно провести ассоциацию с ней: можно представить человека этаким стереотипным русским — хмурым, мрачным, с бородой. Если мрачный, значит, ходит как бука, то есть Букин. В то же время усы можно представить как усы гусарские, а гусар — это Денис Давыдов. Получается Букин Денис. То есть вы строите мысленную модель, картинку и таким образом связываете внешность человека с его именем и фамилией — и запоминаете их.

Дальше к этому образу можно добавить «пунктики». Например, вы заметили, что у собеседника хорошая память. Представьте карикатурный портрет бородатого человека с хорошей памятью — скажем, с преувеличенно большим лбом. Конечно, картинка получится абсурдная, но ничего «неправильного» в этом нет — так информация легче запомнится. Когда вы увидите этого человека снова, у вас сразу появится перед глазами эта картинка, и вы воссоздадите его имя, фамилию и основные «пунктики».

Для успешного использования метода на первом этапе важно сформировать привычку. Возьмите какую‑нибудь газету и попробуйте запомнить всех персонажей, чьи изображения там есть. Вы смотрите на фотографию, представляете главную черту внешности этого человека и по этой черте, а также по его имени и фамилии строите мысленную картинку, историю — и запоминаете. Привычка запоминать таким образом приходит достаточно быстро, часто хватает одной газеты. Но некоторые люди боятся абсурдности этих воображаемых картинок, тогда как в карикатурном преувеличении нет ничего страшного. Чем более необычен образ, тем лучше он запомнится.

Как сохранить в памяти детали переговоров

Чтобы запомнить ход переговоров, важно не столько обладать хорошей памятью, сколько уметь выделять главные моменты и мысленно фиксировать их. Тут мы продолжаем достраивать созданный образ собеседника, добавляя ассоциации. Например, важно запомнить, чем человек занимается. Возьмите уже придуманную вами картинку и встройте в нее сферу его деятельности. Некоторое время назад я общался с установщиком офисных перегородок; в первые минуты я представил его в лабиринте из перегородок — яркий образ позволил мне запомнить род его занятий.

Читайте также:  Визуальный самоконтроль при выполнении физических упражнений

По ходу переговоров не стоит записывать все на диктофон или делать подробные заметки — это непродуктивно. Нужно выделять основные пункты и запоминать их или записывать на бумаге: потом по ним будет гораздо проще воспроизвести сказанное.

Большое значение для памяти имеют мотивация и контекст, ведь человек лучше запоминает необходимую в жизни информацию.

Наш мозг выделяет то, что считает важным, поэтому, прежде чем что‑то запомнить, нужно сформулировать для себя причину, по которой нужно это помнить, и ту пользу, которую вы при этом получите. Например, можно проговорить про себя, что вы запоминаете прайс-лист конкурента, чтобы произвести впечатление на контрагента и выглядеть уверенно, аргументируя изменение цены в свою пользу.

Как держать в голове большое количество цифр

При запоминании цифр важно погружение в тему. Мы хорошо запоминаем информацию, которая касается нашей профессиональной деятельности или увлечений. Каждая цифра в этом случае соотносится с теми, которые мы уже знаем и помним, она встраивается в систему ассоциаций. Вы легко можете воспроизвести суммы контрактов важных клиентов. Но как запомнить менее значимые цифры, например номер телефона? Так как числа — это абстрактная информация, которая неосязаема, нужно превратить ее в материальную. Делать это можно при помощи образов-заменителей: они кодируют цифры в картинку (таблица), и через выдуманную историю цифры можно связать с этими образами. Чем абсурднее будет история, тем лучше она запомнится.

Например, вам нужно запомнить номер договора 19 862. Создаем мысленную картинку: на пляже воткнут в песок длинный ярмарочный шест (1), оканчивающийся леденцом (9). Вокруг шеста на велосипеде (8) едет слон (6), за которым с кряканьем и гоготаньем летает гусь (2).

Как не забывать про планы

За запоминание уже состоявшихся событий отвечает ретроспективная память, а за намерения и планы— проспективная. Припоминание о будущем строится иначе, чем о прошлом. Во-первых, нужно помнить о самом намерении, а во‑вторых, надо вспомнить о нем в нужный момент времени. Чаще всего забывание происходит на втором пункте: люди упускают из памяти свои планы из‑за отсутствия внешнего напоминания.

Чтобы улучшить проспективную память, выберите себе «мишени» — события, которые гарантированно произойдут в течение дня. Например, вы поздороваетесь с консьержкой, пересечете дорогу у своего дома, увидите белый автобус, войдете в метро. Эти «мишени» нужно постараться заметить как можно большее количество раз, отметить событие про себя — подсчитывайте, сколько раз вы «поразили мишень». На одной «мишени» нужно тренироваться несколько дней, затем заменить ее на другую, потом можно ставить себе несколько «мишеней» сразу. Такая тренировка разовьет вашу способность вспоминать о намерении в ответ на внешнее событие.

Затем нужно научиться вспоминать о намерении в нужный момент. Здесь вам понадобится хорошее чувство времени: оно помогает без внешних подсказок вспомнить о запланированном деле именно тогда, когда нужно. Засеките время на секундомере или на часах с секундной стрелкой. Затем, не глядя на часы, отметьте прошедшую минуту, пять минут, десять минут и час. При этом нужно заниматься обычными делами и не пытаться подсчитывать про себя секунды. Если ваше чувство времени неправильное, отметьте это и попробуйте еще раз.

Теперь можно выработать систему, которая поможет вспоминать о планах. Самое простое — записать их в ежедневник и постоянно к ним возвращаться. В таком случае нужно выработать привычку не забывать обращаться к записям в начале каждого дня и после завершения каждого дела. Второй вариант — постоянно «сканировать» намерения, привязав их к какому‑либо событию. Например, каждый раз, когда к вам подходит секретарь с документами, вы припоминаете список срочных встреч и включаете их в план работы.

Самый надежный способ — выработать правила и ритуалы. Например, каждое утро вы собираете данные о делах, выполненных подчиненными за предыдущий рабочий день, а каждый день после обеда проверяете состояние срочных дел, которые еще не поздно исправить.

Также мы часто не завершаем текущие дела, если отвлекаемся во время решения задачи на что‑то другое: внимание переключается, и мы забываем о том, что делаем. Избежать этого можно, если при отвлечении внимания вы остановитесь, зафиксируете в памяти, на чем прервались, затем создадите и мысленно проиграете новый план действий. В плане вы должны представить себе, как откладываете первую задачу, выполняете вторую, после чего возвращаетесь к первой. Так создастся отметка, что дело не закончено, сохранится мотивационное напряжение, и вы будете помнить, что нужно вернуться к первой задаче и завершить ее.

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни