Как влияют упражнения на развитие мышления

Содержание

Использование физических упражнений, как один из способов развития мыслительной деятельности.
методическая разработка

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете.

Скачать:

Вложение Размер
Публикация 2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Абдрахимова Лариса Джавдатовна, учитель физической культуры 1 квалификационной категории МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВАТИНСКАЯ ОСШ» Использование физических упражнений как один из способов развития мыслительной деятельности

Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. (Л. Выготски )

Цель: и зучить как влияют физические упражнения на активизацию мыслительно-познавательной деятельности учащихся 5-х- 6-х классов

З адачи : Изучить научно-методическую литературу по проблемам повышения эффективности использования физических упражнений как один из способа развития мыслительной деятельности.

2. Выявить наиболее эффективные физические упражнения для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Физические упражнения — это двигательные действия и их комплексы, систематизированные для физического развития человека. Физические упражнения сложились на основе движений, заимствованных из трудовой, бытовой, военной деятельности человека (бег, ходьба, прыжки, метания, поднятие тяжестей, плавание и др.).

Мыслительная деятельность – это процесс познавательной деятельности, отличающийся обобщенным и о посредованным отражением действительности. В процессе мыслительной деятельности осуществляются такие операции как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, систематизация и классификация.

Тест 1 по теме «Натуральные числа» 1. Найдите верную запись числа три миллиона двадцать тысяч три. а) 320 003; б) 3 023 000; в) 3 002 003; г) 3 020 003. 2. Расположите в порядке убывания числа 31 099, 310 001, 31 109. а) 310 001, 31 109, 31 099; б) 310 001, 31 099, 31 109; в) 31 109, 31 099, 310 001; г) 31 099, 31 109, 310 001 . При выполнении вычитания чисел 5 837 и 45 в столбик правильной является запись:

Точность выполнения заданий

Скорость мыслительной деятельности

Освобожденные от занятий физкультурой

Раздел программы Название упражнения Характеристика влияния на повышение умственной работоспособности, на активизацию психических процессов Легкая атлетика Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивания». Метание теннисного мяча Специально-беговые упражнения Концентрация внимания, логическое мышление, воображение, восприятие Спортивные игры- баскетбол- волейбол- футбол Ведение мяча, передача мяча, перемещение, жонглирование, индивидуальные упражнения с мячом Внимание, постановка цели, принятие решений, эмоции, зрительная память Гимнастика Акробатические упражнения, упражнения для развития гибкости, силы, Ощущения, зрительная память, логическое мышление, воображение, постановка цели, внимание, эмоции Лыжная подготовка Классический ход, коньковый ход, спуски и подъемы с горы, упражнения для развития координации, Внимание, память, эмоции, логическое мышление Единоборства Страховка, упражнения в стойке, упражнения в партере, силовые упражнения, Внимание, принятие решения, ощущения, эмоции, память, восприятие Характеристика влияния физических упражнений на повышение умственной работоспособности , на активизацию психических процессов

Вывод: В процессе физических занятий активно развиваются такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, обобщение и другие, которые служат основанием для формирования более сложных форм мыслительной деятельности. Создание на уроках проблемной (поисковой) ситуации, развитие у учащихся умственной активности, потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в самостоятельную, познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, делают урок творческим, воспитывающим коллективизм, организаторские способности

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование дидактических игр на уроках математики, как один из путей активизации мыслительной деятельности учащихся».

Хороший урок отличается многообразием учебных ситуаций, которые вызывают активную познавательную деятельность. Ее развитию способствует использование различных форм и методов обучения и, в том ч.

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи.

Использование информационно — коммуникативных технологий на уроках музыки – как один из способов развития творческих способностей у учащихся

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Доклад на тему Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ

Доклад на тему: Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ. Выступление на методическом объединении.

Презентация: «Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ».

Презентация на тему» Адаптивная физическая культура как один из способов развития двигательной активности учащихся с ОВЗ». Для методического объединения.

Способы развития мыслительной деятельности обучающихся.

Предлагается структурированный набор приемов развития мыслительной деятельности обучающихся.

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Статья даёт описание проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры.

Источник

10 простых упражнений для развития скорости мышления

Мозг человека работает в определенном темпоритме. Кто-то схватывает любую информацию на лету, а кому-то требуется время, чтобы усвоить, проанализировать и сделать выводы. От чего это зависит, и можно ли скорость мышления изменить?

Что такое скорость мышления

Так называют доступную для человека скорость обработки поступающей информации. Она зависит от того, как протекают основные нервные процессы — возбуждение и торможение. Невозможно просто силой воли увеличить скорость мышления. Для этого необходимо тренировать и дисциплинировать мозг. Однако перед тем как приступить к тренировкам, рекомендуется максимально устранить факторы, снижающие скорость мышления.

Что замедляет мышление

В повседневной жизни мы часто делаем то, что негативно сказывается на быстроте мышления:

  • выполняем монотонную работу
  • тратим время на просмотр примитивных сериалов, бесполезных видеороликов с низкой интеллектуальной нагрузкой
  • занимаемся непродуктивным чтением

Все это желательно сократить или совсем устранить. Если ваша работа предполагает монотонные действия, хорошо в свободное время заниматься разнообразными делами, придумывать интересный досуг. Необходимо почаще смотреть фильмы, которые дают полезные знания, читать не легкие романы, а книги, заставляющие размышлять.

На скорость мышления также негативно влияют:

  • постоянная чрезмерная усталость
  • бессонница и недосып
  • употребление алкоголя, курение
  • низкая самооценка

Здесь все просто: если вы хотите быстрее перерабатывать и усваивать информацию, откажитесь от вредных привычек, разработайте распорядок дня и соблюдайте его, обязательно высыпайтесь и достаточно отдыхайте, а также развивайте уверенность в собственных силах. Благодаря усиленной работе над собой вы сможете сократить факторы, отрицательно влияющие на скорость мышления.

Эффективные упражнения для развития скорости мышления

Есть 10 простых упражнений, которые помогут постепенно развить скорость мыслительного процесса. Выполнять их сможет каждый без специальной подготовки.

1. Продумывайте ситуации заранее

Например, перед переговорами или совещанием представляйте, как они будут проходить. Продумывайте возможные вопросы и ответы, предложения коллег и решения, варианты развития событий. Выстраивайте в голове вероятностные модели будущего. Это позволит быстрее реагировать на информацию непосредственно на мероприятии.

2. Работайте над чистотой речи

Слова-паразиты существенно замедляют темп рассуждений. От неинформативных и бессмысленных слов нужно избавляться. Если у вас это получится, то вы сразу заметите, что темпоритм мозга стал быстрее.

3. Думайте на другом языке

Как тренируются тибетские монахи? Выполняют различные упражнения с нагрузкой. Потом эти же упражнения без нагрузки они могут выполнять легче и быстрее. Так и с размышлениями. Если вы научитесь обдумывать что-то на иностранном языке, выстраивать логические цепочки, анализировать, то затем мыслительный процесс на родном языке будет происходить быстрее. Это отличная тренировка для мозга.

4. Читайте быстрее

Возьмите книгу, засеките время и прочитайте главу. Снова засеките время и перескажите полученную информацию. Попробуйте уменьшить время на прочтение этой же главы и пересказ. Таким образом развивается скорость восприятия и воспроизведения информации.

5. Придумывайте слова на скорость

Запишите три любые буквы и придумайте по три слова на каждую. В следующий раз увеличьте количество слов. Для усложнения засеките время, за которое вы придумали определенное количество слов, и в следующий раз попробуйте его сократить.

6. Анализируйте телефонные разговоры

Представьте, что каждая секунда разговора стоит больших денег. Как только с кем-то поговорили, проанализируйте разговор и подумайте, как можно было бы сделать его более продуктивным и коротким. Возможно, в разговоре было много лишних слов, ненужных вопросов. Постарайтесь в следующий раз разговаривать больше по делу, а не о пустом.

7. Расставляйте приоритеты

Когда вещи находятся на своих местах, очень легко найти то, что нужно. Так и в персональном информационном пространстве: если вы знаете, что важно, что необязательно или вовсе бесполезно, то можете легко находить нужную для принятия решения информацию. С какими ситуациями вы сталкиваетесь ежедневно, что находится в вашем окружении, в какие контакты вы вступаете? Привычка ранжировать позволит структурировать личное информационное поле.

8. Развивайте чувство юмора

Наличие чувства юмора говорит о высокой скорости реагирования на ситуацию и умении видеть неочевидные противоречия, а также описывать их яркими и точными формулировками.

9. Переверните картинку

Возьмите журнал или газету, переверните вверх тормашками и рассматривайте картинки, пытаясь понять, что на них изображено. Это тренирует мозг распознавать неочевидные сигналы, что положительно сказывается на скорости мышления.

10. Меняйте темп

Попробуйте одни и те же дела выполнять с разной скоростью. Чистите зубы быстрее или медленнее. Если что-то всегда делаете быстро, снизьте скорость, и наоборот.

Все эти упражнения необходимо выполнять регулярно. Только тогда будет эффект.

Источник

Развитие мышления: приемы, методы, упражнения

Часто приходится слышать, как люди сетуют на плохую память или жалуются на рассеянность. И, соответственно, ищут возможность улучшить процесс запоминания, развить свое внимание и наблюдательность. Но мне ни разу не приходилось слышать, чтобы кто-то сказал, что не умеет думать и хотел бы научиться мышлению. Это очень странно, ведь мыслительные способности важны в любой деятельности. Может, такое происходит, потому что мышление настолько ценный дар, что стыдно признаваться в его недостатке?

Можно ли развить мышление взрослого человека

Возможно, другой не менее важной причиной нежелания развивать мышление является убеждение, что у взрослого сделать это невозможно. А единственный путь стать хоть немного умнее – это накопление знаний.

Но эта точка зрения неверна. Развивать мышление у взрослого человека не только можно, но и нужно, а на одних знаниях далеко не уедешь. Информация, вне зависимости от ее объема, это только строительный материал для мышления. Каменщику недостаточно одних кирпичей, чтобы построить прекрасный замок, нужны еще навыки, умения, знание технических приемов и мастерство как сплав всего этого вместе взятого.

Можно, конечно, вспомнить утверждение разработчиков тестов интеллекта, что он с возрастом не меняется. Но мышление — это не совсем интеллект. Мышление — это деятельность, а любая деятельность требует освоения и формирования навыков. Процесс формирования мыслительных навыков не только обогащает человека новыми способами и приемами мышления, но и развивает, усложняет сам мозг.

Наш мозг — очень гибкий и чувствительный инструмент, который предназначен для постоянной активной работы. Эффективность и качество нашего мышления как раз от нее и зависят. Ведь в процессе работы мозга образуются новые связи между нейронами, усложняются нейронные сети, а значит, и развиваются способности к мышлению.

Итак, ответ на вопрос «нужно ли развивать мышление» очевиден. Остается разобраться, как это делать.

Развитие абстрактно-логического мышления

Логическое мышление считается высшей формой мыслительного процесса, хотя с этим можно и поспорить, так как творчество связано не с ним, а с образным мышлением. Но, так или иначе, логика необходима взрослому человеку для решения самых разнообразных проблем: от обыденных, житейских, до профессиональных и научных.

Что развивать

Логическое мышление основано на нескольких мыслительных операциях:

  • Анализ – это разделение единого целого на отдельные значимые элементы, осмысление структуры вещей и явлений, их системной организации.
  • Сравнение – сопоставление отдельных элементов системы, отдельных вещей и явлений с целью определить их сходство и различие.
  • Синтез – это переход от отдельных элементов к целому, объединение частей, часто связанное с их комбинированием в новом сочетании.
  • Абстрагирование – отвлечение от несущественного или переход от предметного мышления к мышлению с использованием абстрактных понятий (цифр, формул), замена конкретных образов отвлеченными понятиями.

Первые три основные операции можно проиллюстрировать распространенной детской игрой в цветную пирамидку. Ребенок разбирает уже собранную пирамидку и рассматривает ее колечки – это анализ. Затем в процессе сборки он сравнивает колечки по величине, иногда по цвету и форме – это сравнение. Потом собирает пирамидку из отдельных элементов – синтез. Так протекает мыслительный процесс на уровне доступного малышу наглядно-действенного мышления. А мы хотим развить логическое, поэтому будем совершать операции не с колечками и кубиками, а с понятиями.

Для логического мышления также необходима развитая речь, так как протекает это мышление в понятийной форме. Причем это касается не только устной, но и письменной речи, которая сама по себе более логична и упорядочена.

Как развивать

Логическое мышление основано на строгих законах и правилах, которые были разработаны еще античными философами, а логика всегда считалась искусством мышления. Теоретические знания хоть и полезны, но для развития недостаточны. Если вы их не знаете, то это не препятствие для развития. Тут более важна практика, освоение навыков. А навыки мышления, так же как и любые другие навыки, формируются в процессе тренировки. И для тех, кто хочет развить навыки логики, можно предложить несколько упражнений.

Упражнения по развитию логического мышления

Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать. Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие.

Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

Упражнение «Логические цепочки»

Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

Вариант 1

Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

  • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
  • и рыба, и бутылка связаны с водой;
  • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
  • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
  • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

Вариант 2

Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

  1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
  2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

Упражнение «Составление предложений»

Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

Упражнение «Я скажу по-другому»

Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление.

Образное мышление и его развитие

Образным мышлением управляет правое полушарие головного мозга, там же находится и центр творческих способностей человека. Этим, в общем-то, и все сказано. Но проблема в том, что правое полушарие сначала опережает в развитии левое, и в возрасте 3-5 лет оно доминирует в мыслительной деятельности. Но потом активное развитие знаковой функции (речи, письма, счета) стимулирует развитие левого полушария, которое отвечает за абстрактно-логическое мышление. Активность правого полушария снижается, и образное мышление отходит на второй план.

«А как же творчество?» — спросите вы. Вот именно. Креативность, развитие творческого потенциала невозможно без операций с образами. Да и вне творчества это мышление нужно. С ним связана способность воспроизводить картины, звуки, запахи, движения, анализировать их, комбинировать, включать в мыслительную и предметную деятельность. Более того, доказано, что любой мыслительный акт начинается с рождения образов, да и протекает в тесной связи с ними.

Что развивать

Возвращаясь к вопросу о развитии образного мышления, определим, в каком направлении двигаться, какие свойства и качества нашей психики нужно развивать:

  • образную память;
  • операции с образами, их анализ, сравнение, комбинирование;
  • воображение, как способность создавать новые образы;
  • комбинаторную деятельность — умение сознательно и целенаправленно конструировать образы из элементов того, что хранится в памяти;
  • видеть скрытые от логического мышления качества и свойства вещей;
  • умение фантазировать.

Одним из наиболее эффективных способов развития образного мышления является занятие творчеством. Оно помогает постоянно поддерживать правое полушарие в тонусе, поэтому многие из упражнений содержат элемент творчества.

Упражнение «Воссоздание образов»

Большинство из нас озабочены накоплением знаний. Мы стремимся запоминать нужную информацию, имена, даты, цифры, правила. А часто ли стараемся запомнить и сознательно сохранять в памяти образы? Разве они менее важны? Например, образ осеннего парка в родном городе или лицо любимого человека, запах бабушкиных пирогов или звук морского прибоя. Ведь чаще всего то, что мы вспоминаем, это случайные обрывки впечатлений. Давайте попробуем изменить это и потренируемся воспроизводить образы.

Начнем с простого. Вспомните лицо близкого вам человека. Постарайтесь воспроизвести его в деталях, вспоминая каждый штрих, морщинку, родинку. А теперь представьте, что этот человек улыбается, грустит, хмурится, подмигивает вам.

Теперь перейдем к более сложным заданиям.

Представьте пять цветных предметов. Сначала пять красных, например, клубника, воздушный шарик и т. д. Потом пять оранжевых и так по всему спектру. Чтобы не запутаться, запишите по порядку эти семь групп предметов.

Представьте образ знакомого вам дерева (березы под окном, клена по пути на работу). Постарайтесь вспомнить его в деталях и обратите внимание, в какое время года вы видите это дерево. А теперь представьте, как изменится образ в другое время – осенью, зимой, весной, летом. Образ дерева можно заменить образом дома или улицы, реки или двора.

Вспомните и представьте разные звуки: 5 звуков природы (шум дождя, шорох осенних листьев и т. д.), 5 звуков города, 5 звуков, издаваемых животными, 5 звуков механизмов.

Вспомните и детально представьте какое-то событие (праздник, семейный ужин, совещание у начальника и т. д.). Постарайтесь вспомнить образы людей, мебели, утвари, стараясь представить и цвета, и звуки, и вкусовые ощущения, и запахи.

Упражнения «Фантастические образы»

Творческое воображение – это «высший пилотаж» образного мышления, поэтому потренируемся создавать новые образы. Из чего? А из всего, что есть в нашей памяти. Но для облегчения процесса возьмем какую-нибудь основу. Например, знак. Это атрибут логического мышления, тем интереснее использовать его для развития мышления образного.

Знак – это может быть цифра, буква или какой-то математический символ типа интеграла – абстрактный объект, он не существует в предметном мире. Но мы устраним эту несправедливость. Представьте, например, цифру 4 в виде материального и живого существа, наделенного своими особенностями, характером, привычками, предпочтениями. И сочините небольшой рассказ. Постарайтесь, чтобы образ четверки был максимально реалистичным. Подумайте, где она живет, что предпочитает на обед, с кем дружит, чем занимается.

Сначала это может показаться сложным и даже странным занятием. Но не сдавайтесь, это наше левое полушарие, возмущенное нелогичностью мышления, блокирует полет фантазии. Не давайте ему подавлять воображение, подключите его к работе. Что более логично для цифры 4? Какая деятельность ей более подойдет?

Также можно создать образ звука, например, шума пылесоса. Какой он – добрый или злой, теплый или холодный? А какого цвета звук пылесоса? Почему его боятся кошки? Может, они видят какое-то злобное существо? Как оно выглядит?

Игры с образами любят и дети, и взрослые, но это не просто игры, это очень мощный инструмент развития нашего мышления и психики в целом. Ведь все, что выходит за рамки скучной и серой обыденности, заставляет шестеренки нашего мозга крутиться быстрее. Не позволяйте им ржаветь без работы. Ведь еще средневековый философ Рене Декарт сказал: «Сogito ergo sum» — «Мыслю, значит, существую».

Источник

Читайте также:  Как сделать худые ляшки без упражнений
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни