Логопедические упражнения на звук ц или с

Содержание

Дифференциация звуков С-Ц
картотека по логопедии

Материал для логопедов и родителей для автоматизации звуков С-Ц

Скачать:

Вложение Размер
s-ts.docx 26.44 КБ

Предварительный просмотр:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [с]–[ц]

I. Четко произносить слоги парами.

II. Добавьте слоги « СА » или « ЦА ».

III. Четко произносить слова.

Спица, синица, лисица, сестрица, лестница, гусеница, сахарница, словцо, письмецо, песец, скворец, ресницы, сальце, солнце, сцена, месяц, станция, ситец, столица, семнадцать, песцовый, свинцовый, сцепление, свинец, скиталец, сеянец, писательница, маслице, бессонница, пословица, косица, спутница, цистерна, семицветик, страница, суворовец, старец, красавец, гостиница, сердце.

IV. Четко произносить словосочетания.

V. Четко произносить предложения.

У лисицы лисята.

У Симы платье из ситца.

Соня уронила сахарницу.

Отец написал письмецо.

У Сени русые волосы и светлые ресницы.

Сёма выпил целый стакан сока.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

На акации сидела синица.

Скворец принес гусеницу.

Целый день сияло солнце.

Сентябрь – осенний месяц.

Курица снесла яйцо.

У зайца куцый хвост.

Месяц светил в окно.

В мае зацвела сирень и акация.

Целый месяц дети были в лагере.

Синица схватила гусеницу.

Лисица крадется к зайцу.

Бабушка вяжет спицами.

Поезд останавливается на станции.

Света будет скоро первоклассницей.

Лисица греется на солнце.

Синица сидит на суку.

Синица, скворец и курица – птицы.

Песцы водятся на Севере.

Светит месяц, светит ясный.

Гусеницы питаются листвой.

Сахарница стоит на столе.

У Алисы длинные ресницы.

Солнце спряталось за свинцовую тучу.

Лисица притаилась под сосной.

На ясене скворцы клюют гусениц.

У овец куцые хвосты.

В саду цветет акация.

На кустах акации зацвели цветы.

Пословица недаром молвится.

Сеня ел хлебец с сальцем, а Соня с маслицем.

Гусеницы объели листья капусты.

На сухой скале расцвел цветок.

Любит лисица сцапать в деревне курицу.

Сова перекликалась со своими птенцами.

На сквере целая клумба нарциссов.

Лисица сцапала цыпленка.

Овца отстала от своего стада.

На рассвете запели скворцы.

У брата есть сестрица.

Улица залита солнцем.

Заяц всех боится.

Цыбик – цепная собака.

В конце села стоит кузница.

В столице много высотных зданий.

Синица свила гнездо на осине.

В году двенадцать месяцев.

Не сидится девице в светлице.

За студёной водицей ходит молодица.

Надень, Настя, сапоги и на улицу беги.

Лиса боится птицу – это небылица.

Цапли танцевали вальс, удивить хотели нас.

Снятся Соне сны о птицах, о цветах и о лисицах.

У всех сплетниц для гостей много всяких новостей.

VI. Четко произносить пословицы. Выучить на выбор.

Заглянет солнце и к нам в оконце.

Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

Весна красна цветами, осень – снопами.

Орёл – царь-птица, а сокола боится.

Пословица вовек не сломится.

Поговорка – цветок, пословица – ягодка.

Смелый смерти не боится, смелого смерть сторонится.

Кто смел, тот и цел.

Молодец на овец, а на молодца – сам овца.

VII. Выучить. Повторять три раза подряд, убыстряя темп.

С к о р о г о в о р к и.

1. Съел молодец тридцать три пирога с творогом.

2. Съел, наконец, кузнец варенец.

3. Лошадка с ленцой, лисица с хитрецой.

4. Цветик-семицветик, семицветик-цветик.

И звонко напевает:

Смотрите, как всё тает!»

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся Натки.

Возле кадки блюдце,

Стоит, как статуя.

Мы ходили по грибы,

Схоронились за дубы,

Растеряли все грибы.

А потом смеялись –

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Весь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый,

Забрели к нам в детский сад

Десять маленьких цыплят,

Привела их с улицы

Ты ошиблась улицей:

Это детский сад,

Но не для цыплят!

Над кузницей, мельницей

По лесу танцует,

А по полю стелется.

А зайцы метелицы

Под снегом танцуют

Играли в больницу

– Что вы делали сегодня в детском саду?

– Играли в больницу.

– Кого же вы лечили в своей больнице?

– Разных зверей и птиц: цаплю, медведицу, синицу, лисицу, зайца, скворца.

– А как вы их лечили?

– Цапле давали капли, синице – водицы, скворцу – гусеницу. Зайцу залили йодом царапину и перевязали лапку. А медведицу и лисицу полечить не успели: нас позвали обедать.

Заяц к зиме не готовится. Он зимой сидит в снегу под кустом. Заяц спит, а глаза у зайца не закрываются. Зимой заяц питается корой осины и зелёной озимью. Лисицы, совы, волки, люди – все охотятся за зайцем. Заяц всех боится. Зайца спасают его ноги и тонкий слух.

В огороде гусеницы напали на капусту. Соня принесла цыплят и пустила их на грядки. Цыплята стали клевать гусениц. Скоро они склевали всех вредителей.

Кто напал на капусту?

Кто спас огород?

Кого называют вредителями?

Зимой солнце светит мало. Везде снег. На деревьях вместо листьев хлопья снега. Голодно птицам. Синицы жмутся к домам.

Наступила зима. Везде снег. На солнце снег искрится всеми цветами радуги. Морозно. Но синицы не унывают. Они летят к домам и находят корм. Дети позаботились о синицах.

Сидит заяц у сосны. Видит – бежит лисица. Заяц – в кусты. А лисица тут как тут. Цап – и унесла лисица зайца.

Увидела лисица зайца. Подкралась к нему. Заяц заметил лисицу – и в кусты. Лисица за ним. Заяц за куст и лисица за куст. Куда заяц, туда и лисица. Целый день гонялась лисица за зайцем. Но так и не поймала. Молодец заяц!

Лиса и цапля (сказка)

Позвала лисица цаплю в гости. Сварила кашицу и размазала на блюдце. Поставила блюдце перед цаплей и говорит:

– Ешь, цапля, вкусная кашица!

Стукала, стукала цапля по блюдцу носом. Так и не поела кашицы. А лисица языком кашицу лизала и наелась. Обиделась цапля на лисицу. Зовёт цапля к себе лисицу. Сварила кашицу в кувшине и говорит:

– Ешь, лисица, вкусная кашица!

Рыльце у лисицы не лезло в кувшин. Поэтому не могла лисица добраться до кашицы. А у цапли нос длинный, и она целый кувшин каши съела.

Поняла лисица, что на хитрость цапля отплатила хитростью.

У Симы есть маленькая сестра. Сима называет её ласково – сестрица. Сестрица не умеет сама умываться. Сима её умывает. Сестрица не умеет сама одеваться. Сима её одевает. Сестрица не умеет сама обуваться. Сима обувает сестрицу. А сестрица радуется и улыбается Симе. А когда Сима с ней играет, сестрица громко смеётся.

Источник

Автоматизация звука [Ц]

Упражнения по автоматизации звука [Ц]. Ц__ — длительное произношение звука [Ц].

1) Произносить (читать) cлоги Ц__А, Ц__О, Ц__У, Ц__Ы, Ц__И, Ц__Е

Звук [Ц] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со звуком [Ц] в начале

Образец: ц__ех, ц__у-кат.

  • цех
  • цель
  • цепь
  • цена
  • цвет
  • цукат
  • цапля
  • цыган
  • целый
  • цинга
  • цокать
  • целый
  • цитата
  • цемент
  • цепкий
  • цветник
  • цыганка
  • цыплёнок
  • цикламен
  • цинковый

3) Произносить (читать) слова со звуком [Ц] в середине

Образец: лиц__о, кон-ц__ы

  • лицо
  • яйцо
  • овца
  • лица
  • овцы
  • отцы
  • певцы
  • концы
  • бойцы
  • гонцы
  • кольцо
  • пыльца
  • водица
  • певица
  • пловцы
  • пятница
  • теплица
  • молодцы
  • мельница
  • больница
  • гусятница
  • пунцовый
  • мыльница
  • салфетница

4) Произносить (читать) слоги АЦ__, ОЦ__, УЦ__, ЫЦ__, ЭЦ__, ИЦ__, ЕЦ__, ЁЦ__, ЮЦ__, ЯЦ__

Звук [Ц] произносится длительно

5) Произносить (читать) слова со звуком [Ц] в конце

Образец: о-тец__, го-нец__

  • отец
  • боец
  • заяц
  • паяц
  • певец
  • жнец
  • гонец
  • палец
  • месяц
  • танец
  • песец
  • конец
  • удалец
  • огурец
  • кузнец
  • птенец
  • китаец
  • пловец
  • индеец
  • леденец
  • колодец
  • молодец
  • наконец
  • мизинец

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Целое яйцо.
  • Ценное кольцо.
  • Птенцы птицы.
  • Высокая цена.
  • Цокот копыт.
  • Болотная птица.
  • Западный циклон.
  • Светлая улица.
  • Ситцевое платьице.
  • Цепкие палацы.
  • Цементный цоколь.
  • Птица с цыплятами.
  • Светит месяц.
  • Цвета колец.
  • Ценное письмецо.

7) Проспрягать предложения

  • Я гулял(а) на улице.
  • Я купил(а) леденцы и конфетницу.
  • Я поливал(а) цветы в цветнике.
  • Я нацедил(а) целую банку молока.
  • Я оцарапал(-а) палец.
  • Ты оцарапал(-а) палец.
  • Он (она) оцарапал(-а) палец.
  • Мы оцарапали палец.
  • Вы оцарапали палец.
  • Они оцарапали палец.

8) Произносить (читать) предложения

  • На цепи собака.
  • У леса сидит заяц.
  • В конце села кузница.
  • У соседнего дома акация.
  • Девица зацепилась пуговицей.
  • Цапля — болотная птица.
  • Цветок к цветку — цветной узор.
  • Циннии цвели вдоль улицы.
  • Ловкие пальцы плели цветную циновку.
  • Цыплёнок клевал под оконцем остатки хлебца.
  • Цигейка — мех овцы.
  • В колодце холодная водица.
  • Боец целится в цель.
  • Многие цветы целебны.
  • С улицы доносился цокот копыт.
  • По улице едет конница.
  • Молочница цедила молоко.

9) Произносить (читать) скороговорки

  • У кольца — нет конца.
  • Не кольца красят пальца.
  • Орёл — царь-птица, а сокола боится.
  • Цыплята и курица пьют чай на улице.
  • Из соседнего колодца целый день водица льётся.
  • Бедным курицам не спится, если им лисица снится.
  • Любовалась цыплятами курица, что ни цыплёнок, то умница.
  • Цып-цып-цып, цыплятки, есть водица в катке.

10) Произносить (читать) и пересказывать текст

На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

11) Произносить (читать) тексты

Посылали молодицу на улицу по водицу.
А водица далека, а бадейка велика.
Ты, девица, не ходи, молодица, посиди.

Цып — цыплёнок, молодец, не боится он овец,
И совсем ни капли не боится цапли.
Он идёт по улице, улицей любуется.
Солнце светит там и тут в цветниках цветы цветут.

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Метелица

Над кузницей, мельницей, вьётся метелица,
По лесу танцует и по полю стелется,
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся.

Источник

Как поставить звук «С»: упражнения для правильной артикуляции

Постановка звука “С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.

В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук “С” и научить ребенка говорить эту букву.

Правильная артикуляция звука “С”

Чтобы непослушный “С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
  4. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
  5. Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
  6. Голосовые связки расслаблены.

Артикуляционный профиль звука “С” выглядит так:

Артикуляционный уклад мягкого “Сь” отличается от “С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.

Дефекты произношения звуков “С” и “Сь”

Если “С” и “Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание “С” и “Ф” (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
  • носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.

Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:

  • призубный, с заменой “С” на “Т” (собака — табака, сок — ток);
  • шипящий, когда вместо “С” звучит “Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
  • с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
  • с заменой по звонкости, это “С” звучит, как “З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).

Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.

Неправильное произношение свистящих, к которым относятся “С” и “Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).

Последовательность постановки звуков в логопедии

Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:

Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.

Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать. 🙂

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Звук “С” также можно поставить от “Т”.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка 🙂

Автоматизация “С”

Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Картотека заданий для детей по автоматизации “С”

Выполни задание на картинке:

Назови каждое слово. Обрати внимание на то, что звук “С” может находиться в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук “С” в словосочетаниях и предложениях:

Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву “С”:

Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)

Повтори чистоговорки со звуком “С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Хорошо подумай и отгадай загадки на букву “С”:

А теперь посложнее: скороговорки на “С”:

Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах “С”:

Этап дифференциации “С”

На этом этапе мы будем учиться отличать звук “С” от близких по звучанию “Ш”, “З”, “Ц” и мягкого “Сь”.

Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ш”

Приложи ладошку ко рту: у “С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у “Ш” — теплая. “С” свистит, как ветер, а “Ш” шипит, как змея. Интересно?

Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:

Стишок про медведя тебе понравился?

Выполни задание на картинке:

Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится. 🙂

Речевой материал по дифференциации “С” и “З”

У звуков “С” и “З” артикуляция отличается только голосом. “С” — глухой, “З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.

А теперь проговори слоги и слова:

Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:

Повтори чистоговорки без запинок.

Речевой материал по дифференциации “С” и “Ц”

Звуки “С” и “Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что “С” — долгий, а “Ц” — краткий:

Повтори слоги и слова:

В этих словосочетаниях есть и “С”, и “Ц”:

Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:

Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:

Попробуй справиться с этим заданием:

Речевой материал по дифференциации “С” и “Сь”

Произнеси твердый “С” и мягкий “Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:

В этих слогах есть мягкий “Сь” и твердый “С”. Постарайся это определить:

Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый “С”

А это стишки, их можно заучить:

Важный штрих в работе над звуком

Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.

Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.

Нужна мотивация! Поддержите вашего сына или дочь в стремлении научиться говорить красиво. Не пожалейте для этого ни времени, ни сил.

Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.

Источник

Читайте также:  Физические упражнения повышают пульс
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни