Маскотерапия упражнения методики с детьми

Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи)

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Дата публикации: 27.09.2021

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» для родителей и обучающихся групп старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи) / Т. А. Рюмина, Н. В. Соболенко, Т. И. Плотникова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/399/16667/ (дата обращения: 20.07.2022).

В статье рассматривается один из способов арт-терапии, «маскотерапия», по оказанию помощи родителям обучающихся в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовании гармонизации эмоциональных отношений в группе, в семье. Маскотерапия влияет на положительный эмоциональный настрой, облегчается процесс коммуникации со сверстниками и взрослыми. В процессе которой создаются и развиваются отношения взаимного приятия и эмпатии. Навыки, приобретенные в процессе маскотерапии, после ее завершения ориентируют ребенка оставаться творческой личностью, желающей жить в ладу с самим собой, с родными и социумом.

Ключевые слова: коммуникации, технология «маскотерапии», эмпатия, гармоничные отношения.

Одной из основных и самых ранних возрастных задач при созревании дошкольника является появление и развитие навыков эмоционального общения с окружением. На основе этого закладывается важнейшее человеческое качество эмпатия — умение понимать и сопереживать другим людям.

Современные дети, как это ни грустно, разучились общаться и друг с другом, и с родителями — зачастую общение, непосредственное общение с человеком, им заменяют «гаджеты». Сейчас абсолютно не является редкостью увидеть картину, когда ребенок, который еще толком не научился говорить, уже уверенно пользуется «гаджетами», но при этом у него возникают огромные проблемы в установлении позитивных контактов с окружением.

Педагоги стараясь найти выход из создавшейся ситуации, остановились на методе арт-терапии — маскотерапия, который по их мнению можно успешно применять в детском саду в своей работе с детьми, независимо от их возраста. Методика маскотерапии может применяться не только в развивающей деятельности, а также в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи и в работе с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся при проведении тренингов, нетрадиционных родительских собрании.

Для эмоционального сближения и установления доверительных отношений между детьми и их родителями, сверстниками и педагогами был проведен тренинг с элементами маскотерапии «Маска, маска, я тебя знаю» в группе старшего возраста компенсирующей направленности (для детей с нарушением речи).

Цель тренинга : оказать помощь родителям в поиске эффективных способов взаимодействия со своим ребенком, способствовать гармонизации эмоциональных отношений в семье.

— создание условий для эмоционального сближения членов семьи, установление доверительных отношений между участниками встречи;

— поиск, выявление и защита уникального и неповторимого в себе и своем ребенке посредством маскотерапии;

— развитие адекватного самовосприятия через акцентирование уникальности и значимости каждого участника;

— формирование у родителей и детей умения выражать свое эмоциональное состояние, понимать друг друга.

Материалы: Листы бумаги А-4, краски, карандаши, фломастеры, ножницы, декор (ленточки, бусинки, стразы), музыка.

Участники: семьи обучающихся старшего дошкольного возраста.

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые папы, мамы и ребятишки. Предлагаем вам в самом начале нашего тренинга поприветствовать друг друга.

Приветствие «Я уникален» . Нужно представится, передавая мяч и назвать свое имя, а также слово, отражающее настроение, при этом нужно поприветствовать участников тренинга необычным способом. (Н апример, сказать: «Катя — дружелюбная» и погладить соседа по голове, при этом все участники повторяют движение приветствия) .

Упражнение «Сказочные маски». Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие — путешествие в любимую сказку под волшебную музыку Петра Ильича Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».

«Закройте, пожалуйста, глаза. Вы слышите эти звуки? Сказка ждет вас. Мы отправляемся в путь. Глубоко вдохните, выдохните. Мы переносимся с вами в удивительный лес, это сказочный лес, в самое его сердце — на Волшебную поляну… В этом мире оживают наши воспоминания и наши сказки. У каждого есть своя любимая сказка. Взрослым их читали, когда они были маленькими. На Волшебной поляне мы видим сказочных героев, их очень много, но среди них есть один самый любимый…, вы можете встретиться со своим любимым сказочным героем, какой он. можно поговорить с ним. Мы может повстречать и вымышленного, придуманного героя из нашего воображения и можем и с ним поговорить. Но нам пора возвращаться. Постепенно можно открывать глаза». «Каждый из вас встретился с любимым героем из сказки. Я предлагаю вам нарисовать маску своего героя.

Но сначала поговорим, что такое маска.

Ведущий 2. Маска (в переводе с арабского языка — шут) — накладка на лицо с вырезами для глаз, носа и рта, надеваемая с целью ролевого перевоплощения, сохранения своего инкогнито или как оберег, это средство защиты и достижения целей. Малышам очень нравится представлять себя в роли какого-либо животного, а на детских праздниках можно увидеть парад зайчиков, лисичек, мишек, белочек, лягушат, забавных динозавриков.

Читайте также:  Комплекс упражнений для развития подвижности лучезапястного сустава

Ну а мы с вами нарисуем маску своего героя, ее мы рисуем на листе фломастерами, красками или карандашами, вырезаем и делаем прорези для глаз». Родители, при необходимости, помогают сделать маску ребенку, но при этом, ребенок отражает через маску свои особенности и предпочтения (выбирает героя, цвет, величину маски и т. д. и украшает (декорирует) ее по желанию). Ребенка можно спросить, почему он выбрал этого героя, какой он, чем он ему нравится.

В процессе изготовления масок ведущие беседуют с родителями, рассказывая о маскотерапии и о использовании масок в работе с детьми.

В маске сочетается изобразительное искусство и драма. Маску можно рассматривать как разновидность скульптуры, произведение искусства, которое можно повесить на стену, рассмотреть, а затем привести в движение с помощью воображения. Хозяин маски может делать с ней что хочет: переносить куда хочет, оживлять и заставлять двигаться. И маски могут помочь человеку продолжить движение вперед, если он чувствует, что застрял. Личность всегда отражает в себе образы иных людей, часто перевоплощаясь в них «заражаясь» ими и «теряя себя».

Работа с масками — это поиск, выявление, оздоровление, закрепление и защита уникального и неповторимого своей личности. С истинным лицом связаны ее энергия и смысл жизни. Создавая, с помощью изобразительных инструментов те или иные маски, образы и формы, человек обретает самого себя, а вместе с этим возможность разрешать для себя многие кризисные и проблемные ситуации, выстроить эффективную модель поведения».

В результате беседы о маскоперапии, под сопровождение презентации «Маска, маска, я тебя знаю», у взрослых и детей получаются оригинальные, интересные маски.

Задание 1. Когда маски будут готовы, взрослым и детям предлагается посмотреть через маску и определить эмоцию своей маски (радость, грусть, страх, злость, гнев, отчаянье, восторг и т. д.) Родителям предлагается пообщаться со своим ребенком от лица маски, учитывая выбранное эмоциональное состояние.

Затем, участники могут попробовать взаимодействовать с любым взрослым или ребенком от лица маски, вынимая из «волшебного мешочка» картинку с изображением эмоции «грусть», «радость», «страх» и т. д.

Ведущий 1 организовывает обсуждение детей и родителей: «Легко ли было взаимодействовать через маску? Маска помогала или мешала? Как помогала? Чем мешала? И т. д.

Задание 2. «Послушный — непослушный» , нужно всем разбиться на пары: «дети-родители» и сесть на стулья лицом друг другу (дети сидят в масках).

Цель упражнения : психоэмоциональная разрядка. Ведущий 2 начинает говорить: «Дети представьте, что вы послушные малыши. Мама задает вопросы, дети ведут себя как послушные малыши. Когда ребенок послушный, тогда мама его гладит по голове, обнимает. Давайте, когда я буду говорить «непослушный» вы будете вести себя, как не послушные малыши, при этом мамы будут огорчаться. Вопрос детям, что они чувствуют, когда они «послушные» и когда «непослушные», что им больше нравится, какие эмоции возникают когда мама гладит по голове. а когда огорчается?

«Обратная связь» по завершению тренинга детям и родителям предлагается взять веселую или грустную маску в зависимости от того, понравился или нет тренинг и прикрепить к доске. Ведущие приглашают танцевать детей и родителей в масках под веселую, озорную музыку.

Поделившись опытом о применении метода маскатерапии в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями, хочется сказать, что этот метод является достаточно эффективным, экологичным, позволяет развивать эмоциональную сферу детей, их воображение и творческие способности. Кроме того, что не менее важно, этот метод позволяет педагогам ДОО постоянно находиться в творческих исканиях и саморазвитии.

  1. Копытин, А.И. «Основы арттерапии» /А. И. Копытин. — СПб. — 1999. — 125с.
  2. Познавательные сказки для детей 4–7 лет. Методическое пособие/ Сост. Л. Н. Вахрушева. — М.: ТЦ Сфера. —2011. —80с.
  3. Ткач Р. М. «Сказкотерапия детских проблем» /Р. М. Ткач. СПб. — Речь. — 2008. — 118с.

Источник

Маскотерапия упражнения методики с детьми

Автор: Ерёмина Елена Викторовна

Организация: МДОУ Детский сад №131

Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре

Одной из основных и самых ранних возрастных задач при созревании психики дошкольника является появление и развитие навыков эмоционального общения с окружением. Что подразумевается под этим термином? Во-первых, это навык распознавания эмоций окружающих его людей, а во-вторых навык понимания, восприятия собственных эмоций и переживаний. На основе этого закладывается важнейшее человеческое качество эмпатия – умение понимать и сопереживать другим людям.

Данная задача на сегодняшний момент развития современного общества нисколько не потеряла своей актуальности, а, может быть, ее актуальность только возросла. Современные дети, как это ни грустно, разучились общаться и друг с другом, и с родителями – зачастую общение, непосредственное общение с человеком, им заменяют «гаджеты». Сейчас абсолютно не является редкостью увидеть картину, когда ребенок, который еще толком не научился говорить, уже уверенно пользуется «гаджетами», но при этом у него возникают огромные проблемы в установлении позитивных контактов с окружением. Данная картина вызывает беспокойство не только у родителей, которые не знают, как отучить ребенка от зависимости к «гаджетам», но и у специалистов, которые наблюдают рост аутоподобных проявлений в поведении современных детей.

Читайте также:  Quantifiers упражнения на перевод

В связи с этим встает актуальная проблема научить ребенка эмоциональным взаимодействиям, умению распознавать эмоции и внутренние состояния как свои, так и окружающих людей. На первый взгляд это может звучать парадоксально – ведь эмоциональные взаимодействия в онтогенезе человека проявляются и начинают развиваться еще на первом году жизни. Но факт остается фактом – эмоциональная жизнь современного человека все более обедняется, что приводит к необходимости именно обучать детей эмоциям!

Опыт работы психолога в детском саду естественно подсказывает, что наиболее плодотворными методами для решения этой задачи могут быть методы арт-терапии. На сегодняшний день методов и методик арт-терапии существует достаточно много.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Важнейшей техникой арт-терапевтического взаимодействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством эффективного взаимодействия.

Физическое и физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих работах Де Фере открыл зависимость скорости кровообращения и силы мускульных сокращений от цвета и освещения. Например, в странах, каллиграфического письма (Китай, Япония) с давних времен для лечения нервных потрясений применяется рисование иероглифов. В настоящее время выяснилось, что при этом человек полностью расслабляется и заметно снижается частота его пульса.

Цели арт-терапии.

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить «пар» и разрядить напряжение.

2. Облегчить процесс коррекции. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Содержание и стиль художественных работ дают возможность получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом, клиентом и окружением. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

В арт-терапии очень много разновидностей подходов. Например, музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия (танцевальная терапия), песочная терапия, фототерапия, изотерапия, метафорические ассоциативные карты, маскотерапия.

Но сегодня я хотела бы остановиться на методе арт-терапии, который я успешно применяю в своей работе в детском саду – это маскотерапия. Начну с описания работы в технике маскотерапии. В работе с этой техникой за теоритическую основу я взяла портретный метод Г. Назлояна. В нем устанавливаются ряд постулатов, которые, как мне показалось, могут быть успешно применены в работе по развитию и коррекции эмоциональности дошкольников. Во-первых, Г. Назлоян указывает, что одним из значимых симптомов большинства психических заболеваний является аутизация больного, проявляющаяся в нарушении контактов, как с окружением, так и с самим собой (нарушение внутреннего диалога). Таким образом, для сохранения психического здоровья человека, прежде всего, необходимо развивать навыки общения, а эта задача весьма актуальна в дошкольном возрасте. Во-вторых, автор указывает на еще один симптом психических заболеваний, нарушение процессов самоидентефикации у больных, когда человек перестает понимать свои состояния и самого себя. И опять встает задача по развитию эмпатии и рефлекии у детей для сохранения их психического здоровья. Для решения поставленных проблем и задач Г. Назлоян использует портретный метод: терапевт лепит портрет клиента, а затем и клиент сам начинает лепить собственный портрет. Все это действо происходит в зеркальной комнате. Таким образом создается ситуация, когда клиент, пациент, переносит свои болезненные переживания на свой портрет, как бы освобождаясь от них. Проводя подобные занятия многократно, клиент освобождается от болезненных переживаний, начинает лучше себя понимать, самоидентефицироваться (причем в буквальном смысле, через работу с портретом и зеркалом). Кроме этого, в занятиях с пациентами используется техника ритмопластики, когда клиент повторяя движения танца за тренером, танцуя вместе с тренером, выходит из своего замкнутого «кокона», начинает продуктивно общаться.

Читайте также:  Мера воздействия физических упражнений на организм человека определяется как ответ

Ознакомившись с данной методикой, я решила, что доработанная под условия детского сада, она может помочь решить достаточно много проблем как по развитию эмоциональной сферы детей, так и по ее коррекции.

В качестве общеразвивательных программ с группой детей для развития эмоционально-волевой сферы и навыков общения, эта методика способна решить следующие задачи: развитие навыка в распознавании эмоций других людей, а затем и своих собственных, развитие навыков саморегуляции своего эмоционального состояния, развития эмпатийных переживаний.

На занятиях с детьми я применяю следующие методы. Игра «Маскарад», в которой дети изготавливают маски для себя («сегодня я такой») и для своих друзей («я вижу тебя таким»). Игра позволяет научить детей более тонко распознавать свои и чужие эмоции. Шаблоны масок заготавливаются детям заранее, а в игре они их раскрашивают и надевают. Но только этим игра не заканчивается, детям предлагается угадывать настроение той или иной маски, а также они пытаются объяснить, почему маска, по их мнению, изображает именно это настроение. С целью коррекции эмоционального состояния, а также с целью избежать взаимных обид, детям дается возможность позитивно скорректировать, подаренные им маски (дети как бы сами себе создают маски «силы»). После игры все маски дети уносят с собой.

Еще одной игрой, в которой мы используем технику маскотерапии, является «Боди-арт». Данная игра проводится только с разрешения родителей, и после того, как группа детей, участвующих на занятиях, стала сплоченной. В этой игре дети рисуют маски на лицах друг другу. Все это делается в «зеркальной» комнате, чтобы участникам игры было хорошо видно собственные маски. После того как все маски нарисованы, участники рассказывают что они чувствуют в своей маске, помогает она им или мешает, что хотелось бы изменить в ней (при желании, в конце игры они имеют возможность подкорректировать маску). Также создатели маски рассказывают, почему им захотелось нарисовать для этого человека именно эту маску.

Еще одна игра – «Угадай маску». Здесь в начале занятия участники готовят маски для всех участников (на обратной стороне маски подписывается, кому именно предназначена маска). Их выкладывают в круг. А затем каждый из участников по очереди пытается найти именно свою маску, объясняя, почему он делает именно этот выбор. Выигрывает тот, кто делает меньше всего попыток.

И еще одно упражнение, которое мы делаем в технике маскотерапии – «Маска силы». Дети делают для себя маски, которые бы символизировали для них те качества, которых им, по их мнению, не достает. Маски после занятий дети уносят с собой.

Все эти упражнения нацелены на занятия с детьми старшей и подготовительной группы.

Но методики маскотерапии могут применяться не только в развивающих занятиях, а также в коррекционной работе с детьми: работа с детьми с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями речи, с посттравматическими расстройствами. Цель этих занятий, в общем плане, позитивное самовосприятие ребенка. На подобных коррекционных занятиях ставятся следующие задачи: коррекция эмоционального состояния, развитие навыков общения, развитие навыков саморегуляции эмоционального состояния. Эти занятия проводятся индивидуально. На них можно и желательно привлекать и родителей ребенка. Занятия включают в себя следующие этапы: 1) создание маски текущего дня, перед зеркалом, в последующем, когда ребенок освоится и попривыкнет, его просят описывать собственную маску и ее настроение; 2) такое же задание дается ребенку и его родителям на дом; 3) домашние маски не просто рисуются, ребенку предлагается на их основе рассказать о своих эмоциях и переживаниях за прошедшую неделю (занятия с психологом проводятся один раз в неделю); 4) после полной адаптации ребенка к подобным занятиям маски начинают рисоваться на лице (здесь крайне полезным является активное участие родителей, когда они тоже рисуют себе маску на лице); 5) на каждом из этапов можно «помочь» маске, скорректировав ее, но ни в коем случае не уничтожая неудачную маску.

Рассказав о своем применении метода арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста, я хочу указать на то, что этот метод является достаточно эффективными, экологичными, позволяет развивать эмоциональную сферу детей, их воображение и творческие способности. Кроме того, что для меня не менее важно, эти методы позволяют самому психологу постоянно находиться в творческих исканиях и саморазвитии.

Уважаемые коллеги, очень хотелось бы услышать ваши отзывы по поводу прочитанного. Ваш опыт и ваши советы были бы для меня очень важны.

Библиография:

1. А.И. Копытин «Основы арттерапии»; СПб, 1999

2. К. Рудестам «Групповая психотерапия»; СПб, 1998

3. А.И. Копытин «Руководство по групповой арт-терапии»; Речь, 2003

4. Р. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем»; Речь, 2008

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни