Методика обучения упражнениям с предмет

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей (художественная гимнастика) по теме: «Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста»
учебно-методический материал по физкультуре на тему

В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многоборья. В течение одного-двух лет становится необходимым обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому все более актуальной становится разработка и использование физических методик начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka.doc 489.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г.Арзамаса

Методическая разработка раздела образовательной программы дополнительного образования детей

Обучение двигательным навыкам работы с предметами детей младшего возраста

  1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике……………………………………..
  1. Этап начального разучивания……………………………….
  2. Этап углубленного разучивания…………………………….
  3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования……..

2. Характеристика и методика проводимых тестов ……………….….

3. Результаты тестирования……………………………………………..

Список использованной литературы…………………………..……….

Актуальность. В связи с резким снижением за последние годы возраста начала занятий художественной гимнастикой, юные гимнастки уже в 8-9 лет должны выполнять соревновательную программу по четырем-шести видам многоборья. В течение одного-двух лет становится необходимым обучить девочек упражнениям с разными предметами, отличающимися друг от друга многими характеристиками. Поэтому все более актуальной становится разработка и использование физических методик начального обучения упражнениям с предметами, которая позволит оптимизировать процесс формирования базовых двигательных навыков с предметами.

В рамках разработки своей методической разработки я предполагала обобщить и систематизировать имеющиеся данные технической подготовки со скакалкой и с обручем в совмещенное разучивание структурно сходных двигательных действий с этими предметами занятий на основе положительного переноса навыков.

Цель методической разработки — изучение особенностей техники двигательных действий обучения детей младшего возраста упражнениям с предметами (скакалка, обруч) в художественной гимнастике.

1) выявить особенности методики обучения упражнениям с предметами на этапе начальной спортивной специализации в художественной гимнастике;

2) определить содержание и место «предметного» занятия в процессе начального обучения упражнениям с предметами.

3) попытаться предложить свою методику обучения двигательным умениям и навыкам у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.

Практическая значимость заключается в предпринятой попытке выявить особенности воспитания двигательных умений и навыков у девочек, занимающихся художественной гимнастикой.

  1. Характеристика обучения двигательным умениям и навыкам в художественной гимнастике

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов, и процесс их формирования может приобретать различный характер. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения.

Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, т.е. способами управления со стороны сознания человека.

Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: минимума основных знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Двигательные умения имеют большую образовательную ценность, поскольку главным в них является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений.

Двигательное действие возникает в результате первоначального двигательного умения .

Двигательное умение и двигательный навык – это как бы последовательные ступени (стадии) на пути формирования двигательного действия.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, т.е. умение переходит в навык (таб. 1). В результате появляется слитность, устойчивость движения, а главное – автоматизированный характер управления движением.

При обучении двигательным действиям важно ясно понимать суть отмеченных особенностей двигательных умений и навыков с тем, чтобы целесообразно управлять процессом их формирования.

Таким образом, двигательный навык — это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения .

Двигательные умения и навыки в некотором смысле взаимно переходят друг в друга. На определенной стадии формирования и совершенствования двигательного действия умение закономерно сменяется навыком. Навык может рассматриваться как конечный результат обучения только в том случае, если иметь в виду итог обучения отдельно взятому двигательному действию, поддающемуся автоматизации. Результатом обучения в многолетнем процессе физического воспитания должен явиться богатый фонд разнообразных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Таблица.1 Формирование двигательного умения и двигательного навыка

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от:

  1. двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта воспитанников (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее образуются новые движения);
  2. возраста обучающегося (дети осваивают движения быстрее, чем взрослые);
  3. координационной сложности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения);
  4. профессионального мастерства преподавателя;
  5. уровня мотивации, сознательности , активности обучающегося и др.

Таким образом, развитию человека способствует не само по себе овладение двигательными умениями и навыками, а способности самостоятельно осваивать двигательные умения и навыки. В результате приобретения учащимися этого новообразования обучение будет являться развивающим. [1]

Деятельность обучающихся в процессе обучения двигательным действиям носит учебно-познавательный характер. Поэтому эффективность обучения в целом во многом определяется умением педагогов организовать учебный процесс в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий.

Процесс образования навыков и использование их в деятельности – сознательный процесс.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности. [2]

1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации, действующей по формуле: мотив «жажда успеха» — активность – цель – «достижение успеха».

Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями. Обучение без особого желания приводит к разнообразным ошибкам в технике упражнения.

2. Формирование знаний о сущности двигательного действия. Знания формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария, цель которого – выделить в этом действии те элементы, от которых зависит успех его выполнения.

Важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.

3. Создание полноценного представления об изучаемом движении. Эти представления должны включать:

  • зрительный образ двигательного действия;
  • логический (смысловой) образ;
  • двигательный образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта
  • освоение изучаемого двигательного действия в целом .

К выполнению двигательного действия в целом приступают тогда, когда сформированы необходимые знания и представления.

Первые попытки выполнения обычно сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением. Это вполне нормальная ситуация.

Для практического освоения техники двигательного действия нужны неоднократные повторения движений, устранение допущенных ошибок, с тем чтобы качественнее и быстрее осваивать движения.

Двигательное действие, сформированное путем многократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

В многолетнем процессе подготовки обучение двигательным действиям, обучение умениям и навыкам проходит по этапно:

1) этап начального разучивания действия;

2) этап углубленного разучивания действия;

3) этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.

Эти этапы обучения находятся в определенном соотношении. А именно: этап начального разучивания — это формирование основ, и предпосылок умения; этапу углубленного разучивания действия – это образование собственно умений; этап отработки действия – это непосредственное закрепление навыка, дальнейшего совершенствование.

1.1 Этап начального разучивания

Обучение на начальном этапе направлено в целом на формирование основ умения выполнять разучиваемое действие. Основные задачи здесь состоят в том, чтобы:

1) сформировать основы действия;

2) разучить в доступной, пусть даже значительно упрощенной, форме новые элементы техники действия и общий порядок практического выполнения движений, входящих в его состав (основной механизм его техники).

Вторая задача предполагает:

— использовать сформировавшиеся ранее двигательные навыки (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового двигательного действия;

— сформировать в облегченных условиях новые элементы и объединить звенья техники движений;

— устранить искажения в технике движений.

Решаются эти задачи поочередно. Представления о технике формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.

Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.

На этапе начального разучивания наиболее типичны следующие двигательные ошибки:

а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению;

в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.

Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.

Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученице дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям.

Продолжительность этапа начального разучивания двигательного действия зависит от:

1) степени сложности техники изучаемого действия; 2) уровня подготовленности занимающихся; 3) их индивидуальных особенностей; 4) возможности использовать положительный эффект переноса навыков.

Например, на этапе первоначального обучения, когда у занимающихся гимнастикой создаются общие представления о движении, целесообразно использовать такие методические приемы, как: знакомство с терминологическим названием упражнения; изучение наглядных пособий (рисунков, схем, кинофотоматериалов); демонстрация техники выполнения упражнения; объяснение техники выполнения упражнения; применение дополнительных ориентиров; помощь при выполнении упражнения; выполнение пробных попыток.

Особое значение для создания предварительных представлений о движении имеет умелое выполнение упражнения самим преподавателем. Это не только ускоряет формирование предварительных представлений у занимающихся, но и значительно поднимает авторитет тренера- преподавателя. Объяснения тренера- преподавателя по возможности должны быть краткими и четкими. Объясняя технику выполнения того или иного упражнения, тренер- преподаватель должен последовательно переходить от основных, главных деталей к второстепенным.

На этапе первоначального изучения в большей мере используется помощь, которая позволяет легко и быстро исправлять ошибки, уточнять детали техники, фиксировать отдельные позы и обеспечивать безопасность ученика.

Весьма важным моментом этого этапа обучения является первая попытка занимающегося выполнить заданное упражнение. Здесь необходимо стараться, чтобы в первых пробных попытках было как можно меньше ошибок. Выполнение первых пробных попыток обычно должно сопровождаться замечаниями, разъяснениями и советами тренера- преподавателя. Особое внимание должно уделяться анализу причин допущенных ошибок.

1.2 Этап углубленного разучивания

Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия – завершить его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве, как в деталях, так и в целом. Задачи на данном этапе:

1) добиться ясного представления двигательного действия, точного понятия;

2) совершенствовать технику выполнения двигательного действия, особенно в отношении точности выполнения во времени, в пространстве и добиться слаженности и ритмичности выполнения двигательного действия;

3) повысить эффективность самоконтроля.

В этих задачах двигательное действие начинает постепенно переходить в двигательный навык.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения.

На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1. Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учетом особенностей изучаемого двигательного действия.

2. Используются подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия либо частичного воспроизведения в упрощенной форме.

3. Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого двигательного действия и подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов, в противном случае произойдет забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда еще не наступило значительное утомление.

Рассмотрим эту часть углубленного разучивания на примере гимнастики.

Методика применения подводящих упражнений зависит от характера, сложности основных упражнений и от подготовленности контингента занимающихся. В одном случае после показа, объяснения и пробного выполнения несложного основного упражнения занимающимся предлагают соответствующие подводящие.

Давно известны и широко используются в практике работы методические приемы слуховой и зрительной информации, сообщаемой преподавателем во время выполнения занимающимися того или иного упражнения («Быстрее», «Медленнее», «Выше», «Ниже» и т. п.). Точная количественная оценка выполнения движения сразу же вносит существенные поправки в упражнение в целом. Срочная объективная информация о временных, пространственных и силовых параметрах движений, которой широко пользуются как в начале обучения для создания представлений об упражнении, так и в процессе выполнения для уточнения техники движений, облегчает управление процессом обучения в целом.

1.3 Этап закрепления и дальнейшего совершенствования

На этом этапе реализуется конечная цель обучения действию, т. е. достигается итоговый результат, обучения отдельно взятому действию.

Основные задачи этапа:

1. Добиться стабильности выполнения двигательного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависимости от конкретных практических обстоятельств.

Эти задачи могут решаться как одновременно, так и последовательно, так как все они тесно взаимосвязаны.

На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык.

В целях совершенствования движений применяют различные методические приемы: увеличение амплитуды и скорости движений, поточное выполнение упражнений, повторение в форме соревнования на качество исполнения и результат, в игровой форме и др.

Выводы: я рассмотрела основы теории и методики обучения двигательным действиям, и сделала выводы:

  1. Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием многих факторов.
  2. Процесс освоения двигательных действий достигается в условиях рационально построенного обучения — переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем – от умения к навыку.
  3. Для успешного обучения очень важно, чтобы у обучающихся была достаточно сильная мотивация к овладению деятельностью в виде желания заниматься.
  4. Процесс формирования двигательного навыка имеет следующие закономерности:

1) формирование навыка всегда имеет тенденцию к росту;

2) формирования навыка происходит неравномерно: в начале усвоения навыка результаты растут быстро, а затем постепенно их рост замедляется;

3) результаты растут скачкообразно – со взлетами и спадами;

4) на стадии совершенствования навыка возникает стойкая стабилизация результатов;

5) обучать двигательным действиям целесообразно целостным методом с индивидуальным подходом к каждой гимнастке.

  1. Характеристика и методика проводимых тестов

В процессе работы над методической разработкой мной изучалась литература по заданной теме. Проводился подбор методов наработок российских тренеров преподавателей, ученых, своих собственных наработок за многие годы работы с детьми младшего школьного возраста, а затем и старшего, сложился небольшой педагогический опыт, который я использую в своей работе, а именно в процессе обучения овладением предметами (скакалкой и обручем) детей младшего возраста, я использовала эффект положительного переноса двигательного навыка, над которым я работала в течении 2011-12 уч.г. затем сравнивала средние результаты тестирования учащихся, проводимых в конце 2010-11 уч.г.и конце 2011-12 уч.г.

В процессе обучения учитывался уровень подвижности суставов и связочного аппарата и координационные движения, т.к. это основные физические качества в художественной гимнастике.

Я проводила тестирование на своих группах гимнасток возраста 8 – 9 лет. Тестирование проводила по двум направлениям.

В первом направлении предлагались тесты на определение основных физических качеств в художественной гимнастики:

  1. Тест «оценки подвижности позвоночного столба — наклон на скамье». Определялось расстояние между пальцами ног и пальцами рук.
  2. тест «Оценка подвижности в плечевых суставах – выкруты назад». Испытуемым предлагалось выполнить выкрут назад при помощи гимнастической палки. Измерялось расстояние между руками и ширина плеч. Учитывалось расстояние хвата уже ширины плеч.
  1. Тест на определение уровня способности к ориентации в пространстве с помощью теста «попадание в цель». Испытуемые выполняли броски баскетбольного мяча в обруч удобным для них способом. Обруч расположен горизонтально на полу, расстояние от линии до обруча 5 метров, диаметр обруча один метр. Фиксируется количество попаданий из 10 попыток.
  2. Тест на согласованность движений разными частями тела «Ножницы и заноски». Испытуемые делали следующие упражнения: И.П. – лежа на спине руки вдоль туловища, ноги выполняют ножницы в горизонтальной плоскости, руки выполняют ножницы в вертикальной плоскости. Через каждые 5с. по хлопку происходит смена задания: ноги выполняют ножницы в вертикальной плоскости, а руки – в горизонтальной. Выполнять 20с., подсчитывается количество ошибок.

Во втором направлении проводилось тестирование по методу «Использования эффекта положительного переноса двигательного навыка в процессе начального обучения». Он строился для родственных двигательных действий со скакалкой и с обручем с учетом переноса навыков, исходя из того, что в основе многих базовых двигательных действий с этими предметами лежат общие механизмы их построения. В процессе обучения технике упражнений основные усилия тренера были направлены на руководство формированием ориентировочной основы действий, что предполагает наличие в сознании обучающихся зрительных, логических и двигательных представлений об изучаемом действии. Поскольку вероятность положительного переноса наиболее высока лишь при значительном сходстве смысловой основы и главных звеньев техники между упражнениями со скакалкой и с обручем, для параллельного разучивания в цикле «предметных» уроков сгруппированы следующие группы упражнений:

1) вращения со скакалкой и вращения с обручем в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях;

2) прыжки через скакалку и через обруч, вращая предмет вперед;

3) бросок скакалки и обруча «толчком» в боковой плоскости.

Такое объединение структурно сходных двигательных действий в рамках одного и того же занятия позволяет на основе положительного переноса навыков сформированные элементы техники упражнения с одним предметом (например, прыжки через скакалку) «включать» в качестве готовых двигательных операций в структуру техники упражнения с другим предметом (например, прыжков через обруч, вращая его вперед).

Упражнения прямой перекат обруча по полу, вертушка обруча на полу, манипуляции со скакалкой, разучиваются независимо друг от друга, в разных «предметных» уроках. Так как они не имеют одинаковых опорных точек в действии. В системе цикла «предметных» уроков последовательность обучения упражнениям со скакалкой и с обручем, близким друг к другу по своей структуре, определяется степенью их сложности. Сначала разучивают вращения со скакалкой и с обручем, а затем уже прыжки и броски с этими предметами.

Уровень физической подготовленности гимнасток 8-9 летнего возраста, был почти одинаковым. В ходе исследования получены следующие результаты:

Гибкость – неотъемлемое и важное физическое качество в художественной гимнастике. Результаты теста «наклон на скамье» показывают, что уровень гибкости позвоночного столба у гимнасток не имеет большого отличия. (рис 1).

Подвижность плечевого сустава так же может говорить о гибкости юных гимнасток. Результаты выкрута назад показывают ровные результаты у всех испытуемых (рис 2). Все участники теста выполнили хват уже плечевого сустава.

Немаловажное значение для художественной гимнастики имеют координационные способности — эта способность к целесообразной организации мышечной деятельности за счет включения в работу только необходимых мышечных групп с разной скоростью и напряжением. Были выбраны тесты, отличающиеся простотой проведения. Способность к ориентации в пространстве я определяла с помощью метания мяча в цель. Из 10 предложенных попыток участники попали в среднем 5 раз. Рис.3.

рис. 3 Точность попадания в цель

Результаты теста на согласование движений разными частями тела «Ножницы и заноски» показал различия в один балл, это означает что гимнастки в 2010 – 2011 учебном году с заданием справились хуже чем в 2011 – 2012 учебном году. Рис.4

Рис. 4 Тест на согласованность движений разными частями тела «Ножницы и заноски»

Для проверки исследовательского метода «использование эффекта положительного переноса двигательного навыка в процессе обучения юных гимнасток» было так же проведено тестирование после занятий обучающей направленности согласно экспериментальной методике и до эксперимента. Занимающимся для выполнения было предложено десять контрольных упражнений со скакалкой и обручем: (таб.2)

Таблица 2 Результаты гимнасток в основных упражнениях (ср. балл).

Источник

Читайте также:  Упражнения для проверки правописания
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни