Урок русского языка в 7 классе на тему: «Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза. Повторение».
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок может быть использован на уроках русского языка в 7 классе и ставит перед собой следующие цели:
- формирование умения рассказывать о союзе,
- находить союзы в тексте,
- правильно определять разряды союзов,
- научиться выполнять разбор союза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Союз как часть речи. Разряды союзов по значению и строению. Морфологический разбор союза».
- формирование умения рассказывать о союзе,
- находить союзы в тексте,
- правильно определять разряды союзов,
- научиться выполнять разбор союза.
Тип урока: повторение и закрепление изученного материала.
1) Организационный момент:
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы повторим с вами две предыдущие темы и разберем новую.
2) Проверка домашнего задания.
3) Фронтальный опрос:
— Союз – это служебная часть речи, которая связывает однородные члены или простые предложения в составе сложного.
— Какова функция союза в предложении?
— Связывать однородные члены или простые предложения в составе сложного.
— Какие служебные части речи вы еще знаете?
— Частицы, предлоги, междометия.
— Какую служебную часть речи вы уже изучили?
— Что общего между предлогами и союзами?
— Не являются членами предложения, не изменяются.
— На прошлом занятии мы с вами разобрали таблицу «Разряды союзов по значению». Давайте повторим ее. Итак, на какие две группы делятся союзы?
— Союзы делятся на две большие группы – сочинительные и подчинительные.
— На какие группы делятся сочинительные союзы. Приведите примеры.
— Сочинительные союзы делятся на: соединительные (например, и, да (в значении и ), также, тоже ); противительные (например, но, а, зато, да (в значении но ), однако ), разделительные (например, не только…но и , или…или, либо…либо ).
— На какие группы делятся подчинительные союзы?
— Подчинительные союзы делятся на две группы – изъяснительные и обстоятельственные.
— Приведите примеры изъяснительных союзов.
— Что, потому что, как, будто.
— На какие подгруппы делятся обстоятельственные союзы? Приведите примеры.
— Подчинительные союзы бывают: временные ( когда ), целевые ( чтобы ), причинные ( потому что ), уступительные ( хотя ), следствия ( так что ), условные ( если ), сравнительные ( как будто ).
— Разряды какой части речи, ранее изученной, напоминают вам разряды союзов?
— На прошлом занятии вам давалась информация под запись. Какими еще бывают союзы? Приведите примеры, употребите в предложении.
— Одиночными (употребляются один раз. Например, «Ученый малый, но педант»), повторяющимися (например, и…и, или…или, ни…ни «За дождем не видно ни моря, ни неба»), двойными (их компоненты взаимосвязаны. Например, как…так и, не только…но и, если…то . «Пушкин создал свои произведения как в стихах, так и в прозе»).
— Какие вы знаете союзы по строению?
— По строению союзы бывают простыми и составными.
— Чем они отличаются?
— Простые союзы состоят из одного слова, а составные из двух и более.
— Приведите примеры простых и составных союзов.
— Простые союзы: а, но, и, зато. Составные: потому что, так как, не только…но и.
— какая служебная часть речи имеет такое же строение?
4) Выполнение морфологического разбора.
— Выполняем морфологический разбор союзов (у доски и в тетрадях).
« План морфологического разбора союза» .
II. Грамматическая роль.
III. Морфологические признаки:
- сочинительный/ подчинительный;
- одиночный/ повторяющийся/ двойной;
- простой/ составной.
IV. Неизменяемое слово.
— Записываем предложение (выполняем работу в тетради, один ученик работает у доски), выполняем морфологический разбор союза:
«Я слыхал о тамошних метелях и знал , что целые обозы бывали ими занесены» (А.С.Пушкин).
II. Слыхал и знал .
— Записываем еще предложение:
«Базар кишел народом, потому что было воскресенье».
I. Потому что – союз.
— Запишите примеры под диктовку и выполните самостоятельно разбор союзов.
1) Вышла я за него, только чтобы не ослушаться моего отца.
2) За три дня охотники не убили ни одной утки, но зато застрелили барсука.
3) Если встретимся и я буду свободна, поцелую ваши руки от радости.
4) Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном.
5) Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом стоял за длинной улицей села.
6) Идет по планете весна молодая, как будто цветы разноцветной земли на улицах нашей Москвы зацвели.
7) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
8) Горько мне, что я бесплодно трачу чистоту и нежность лучших дней.
9) Вот опальный домик, где жил я с бедной нянею моей.
10) Снегу было мало, снежных буранов тоже .
5) Подведение итогов.
— Итак, сегодня мы повторили разряды союзов по значению и строению, выполнили морфологические разборы некоторых союзов. На следующих занятиях мы продолжим тему «Союз», познакомимся с правописанием союзов и употреблением их в простых и сложных предложениях.
6) Домашнее задание: упр. 389, 395.
7) Выставление оценок.
1) Организационный момент…………………………………1 мин.
2) Проверка домашнего задания…………………………….10 мин.
3) Фронтальный опрос……………………………………….15 мин.
4) Выполнение морфологического разбора………………. 15 мин.
5) Подведение итогов………………………………………….2 мин.
7) Выставление оценок………………………………………. 1 мин.
Источник
3.10.2. Союз. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов
Упражнение 109. Раскройте скобки, вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Сделайте полный морфологический разбор слов, над которыми стоит цифра 3 .
1. Так (же), как громы, гр..мели боевые орудия. Так (же), как молния, св..ркали огне..ные взрывы. Так (же), как ветры, ворвались ко..ные отряды (Гайдар). 2. Что (бы) 3 рыбку с..есть, надо в воду лезть (пословица). 3. Он непр..ме..но хотел стать г..роем и для этого был готов сделать любое, самое страшное, что (бы) ему ни предложили (Симонов). 4. Василёк во (что) бы (то) ни (стало) хотел рас..казать всё брату (Н. Островский). 5. Всё бел..т..ся Лукерья Львовна, всё то (же) врёт Любовь Петровна, Иван Петрович.. так (же) глуп, Семён Петрович.. так (же) скуп (Пушкин). 6. На то вам и красное лето да..но, что (бы) веч..но любить это скудное поле, что (б) веч..но вам милым казалось оно (Некрасов). 7. Толстый ковёр лежал на полу, стены то (же) 3 были увеш..н..ы коврами (М. Горький). 8. И что (бы) она ни делала, за что (бы) ни пр..нималась – всё выход..т у неё красиво (Тургенев). 9. Не за (то) волка б..ют, что сер, а за (то), что овцу с..ел (пословица). 10. Я насл..ждался мирно своим трудом, успехом, славой, так (же) 3 трудами и успехами друзей (Пушкин). 11. Так (же) по утрам над Ближними Мельницами стонал от гудков воздух, но 3 был он уже не холодный и 3 тума..ный, а 3 яркий, светоносный (Катаев). 12. Собаки др..мали, лошади при чуть бре..ж..щ..м, слабо л..ющ..мся свете звёзд то (же) лежали (Чехов). 13. Лошадь не могла сдвинуть воз, по (тому) что 3 заднее колесо соск..чило (Л. Толстой). 14. По (этому) признаку и по (тому), что нижн..я часть ствола обг..рела, я разгадал происх..ждение ямы (Пришвин). 15. По (тому), как, поб..гровев, засв..тились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что подн..лось со..нце (Б. Полевой). 16. По окончани.. митинга народ разошёлся так (же) быстро, как и собрался (Катаев). 17. Труд необходим человеку так (же), как пища, он должен быть р..гулярным, сист..матическим (Сухомлинский). 18. Я думал так (же) и о том человеке, в ч..их руках находилась моя судьба (Пушкин). 19. Хотелось бы, что (бы) счаст..е пр..шло, как заслуга (Пришвин). 20. Человеку надо жить, работать и относит..ся к людям так, что (бы) чес..но заслужить настоящую славу (Кассиль). 21. Я склонился к реке, но и там, в эт..й тёмн..й, холодн..й глубине, то (же) к..лыхались, дрожали звёзды (Тургенев). 22. Вот, (на) пример, я давеча (на) счёт бунтов говорил, что нельзя назвать бунтовщиками кр..ст..ян за (то) только, что они хлеб по шести гривен о..дать не согл..шались! (Салтыков-Щедрин). 23. Мне стало грус..но и досадно не (по) тому, что гу..ны вым..рли, а (от) того, что смысл слова, которое меня так долго муч..ло, ок..зался столь простым (М. Горький). 24. (По) тому, что 3 говорил «дед», ясно было, что 3 Витька сдержал слово (Фадеев). 25. К..мета Галлея и какая (то) другая к..мета с яд..витым хвостом то (же) вд..хновили Блока, по (тому) что и они были «гибельны» (Чуковский). 26. В ст..роне от села небо чуть осв..тилось, под тучами заиграли (бледно) голубые з..рницы – (не) то загорелось что (то), (не) то 3 немцы нервн..чали, догадываясь, что этой ноч..ю вокруг них смыкает..ся кольцо, и опять стали пускать р..кеты (Овечкин). 27. (На) пример, он пиш..т о небрежности языка литератора, (при) чём оказывает..ся, что он неспособен отл..чить небрежность автора от небрежности ко..ректора (М. Горький). 28. Я думаю, что име..но ф..нтазия, «выдумка» создала и восп..тала (то) же одно из уд..вительных кач..ств человека – интуицию, (то) есть 3 «домысел» (М. Горький). 29. Нельзя представить, что (бы) читатель см..ялся над фел..етоном от первой до последн..й строч..ки (М. Кольцов). 30. Быстро ст..мнело, так (что) 3 (н..) чего уже нельзя было уже ра..смотреть н.. у себя под ногами, н.. (в) переди, н.. 3 (с) зади (Фадеев). 31. Голубые глаза его сл..гка потускнели, (в) следстви.. старч..ской слезы, но смотрели (по) прежнему благ..душно, (как) бу..то говорили: (за) чем тебе в душу мою заб..рат..ся? Я и без того весь тут (Салтыков-Щедрин).
Источник
Урок «Морфологический разбор союза»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Обобщающий урок русского языка в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_soyuza.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока « Морфологический разбор союза»
Тип урока: повторительно-обобщающий
- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
- совершенствовать умения и навыки:
- обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
- определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
- правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
- учить производить морфологический разбор союза.
- развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.
- воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.
— Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз», научиться производить морфологический разбор союза.
2.Объявление темы урока, постановка цели.
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического материала и проводится фронтальный опрос.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное путешествие — в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся в долину Союзов.
И первая остановка — ► станция Теоретическая .
3. Фронтальный опрос.
ТЕСТ-выполняют учащиеся на месте
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2. Служебные части речи это………
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
7. Союзы, связывающие однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложного, называются……………….
8. Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные простые предложения, из которых одно зависит от другого, называются….
9. Сочинительные союзы по значению делятся на три группы.
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
ТЕСТ 2- с применением компьютерных технологий
Выполняет учащийся за компьютером
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся применяют теоретические знания на практике.
► Следующая остановка — «Литературная»
4. Слово учителя.
— Не многие знают, что союз — древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому — строки из его произведений:
С ним одним она была
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)
— На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает предложению плавность, усиливает выразительность речи.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина.
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
— Из какого произведения эти строки? ( Поэма А.С.Пушкина «Полтава»)
— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? ( Да, п.ч. предложения связаны по смыслу и грамматически)
— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)
— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте)
► Следующая станция «Познавательная»- использование компьютера
-Даётся план морфологического разбора союза.
Работа с учебником.Сравнить план морфологического разбора союза.
-Выполняется задание для самоконтроля.
-Итоговое тестирование.- использование компьютера
─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш отдых будет творческим.
1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на дереве.
Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.
В которую любит А в целом я материя
Играть детвора. ( До-ми-но) И на костюм гожусь. ( Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. ( а-на-нас)
Станция «Весенняя».Используется картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»
Задание: Восстановите в данном тексте союзы.-1 бал
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной. Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания.-2 бала
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.- 3 бала
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной. Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
► Следующая станция « Сортировочная»
Задание: Выпишите в 1 колонку номера предложений с сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор, освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет весной.
Источник