Морфологические упражнения это определение



Изучение морфологии. Методы и приемы изучения частей речи. Виды упражнений по морфологии. Методика проведения морфологического разбора.

Методика морфологии – раздел методики грам-ки, исследующий процессы усвоения учащимися грамматических понятий и закономерностей при изучении частей речи, способы выработки практических умений и навыков в употреблении частей речи, образовании и употреблении форм склонения, спряжения и т.д., возникающие при этом типичные трудности и ошибки, их частоту, причины и пути исправления. Из специфики морфологии вытекают следующие частно-методические принципы:- лексико-грам-й; — парадигматический;- морфолого-синтаксический.Первый принцип направляет внимание учителя и уч-хся на сопоставление лексического знач-я конкретного слова и обще­го смыслового знач-я слова как части речи. Парадигматич-й принцип предпо­лагает сопоставление косвенных форм и исходной ф-мы, а Мор­фолого-синтаксический — члена предл-я и части речи. Школьный курс морфологии основывается на положении, согласно кот-му слово –это «носитель морфологических категорий и систем форм». Рассматриваемое в этих аспектах слово входит в граммат-е классы слов, называемые частями речи. Морфология изучается в школе д/ того, чтобы способствовать 1) общему образованию уч-хся, 2) развитию их логического мышления, 3) овладению русским литературным языком в его устной и письменной ф-ме. Морфология способствует развитию логического мышления детей, так как она, как часть грам-ки, обобщает и типизирует явления языка, отвлекаясь от частного и конкретного. Поэтому процесс усвоения морфологии неизбежно сопровождается такими умственными действиями, как абстрагирование, обобщение, сравнение и др. Разв-щее знач-е морфологии состоит в том, что она формирует у школьников сознательное отношение к своей речи и речи окружающих. Т.о. общеобразовательное, разв-щее знач-е морфологии оказывается непоср-но связанным с ее практическим значением. Школьный курс морфологии строится в соответствии с выводами совр-ной педагогической психологии о том, что учеб-й предмет способствует развитию у школьников научно-теоретического мышления, если «усвоение знаний общего и абстрактного х-ра предшествует знакомству с более частными и конкретными знаниями, последние должны быть выведены из первых как из своей единой основы». Морфологич-е упр-я закрепляют знания, полученные детьми по морфологии , и служат основой форм-ния как орфогр-х, так и пункт-х умений и навыков. Морфологические упражнения: 1)опознание части речи, того или иного разряда этой части речи; 2)подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи; 3)постановка слова в указанной форме; 4)составление парадигмы слова; 5)разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи; 6)группировка слов по частям речи, по разрядам; 7)составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами; 8)полный или частичный морфологический разбор слова. Порядок морфологического разбора.1.Самостоятельные части речи. Сначала надо назвать ЧР, общее грамматическое значение и вопрос, привести НФ слова (если оно изменяется – склоняется или спрягается). Затем указать: У сущ – собственное или нарицательное; одушевл или неодушевл; род; склонение; употреблено в форме …падежа,…числа; У глаг – возвратный, невозвратный; вид; спряжение; употреблен в форме …наклонения,… времени (в изъяв. накл.), … лица или рода,… числа; У прилаг – качественное, относительное или притяжательное; степень сравнения (если есть); полная или краткая форма; употреблено в форме …падежа (если эти формы есть), … числа, рода (в ед.ч.); у числит – простое, составное или сложное; количественное, собирательное, дробное, порядковое; употреблено в форме … падежа, …числа и…рода (если они есть); У нареч — разряд по значению; неизменяемость; отметить, если употреблено в одной из форм степеней сравнения; У местоим – группы по соотношению с другими частями речи; разряд по значению; лицо (для личных); употреблено в форме …падежа, …числа и… рода (если они есть); Причастий – вид, возвратность; действительное или страдательное; время; полная или краткая форма; употреблено в форме …падежа, . числа, …рода (в ед.ч.); У дееприч – возвратность; вид. После этого указываются синтаксические признаки ЧР, особенности правописания. 2. Служебные части речи. 1. Назвать ЧР, указывать назначение. 2. Отметить: А) у предлога – непроизводный или производный; к какому сущ (или мест) относится; с каким падежом употреблен; указать разряд по значению; Б) у союза – сочинительный или подчинительный; разряд по зачению; простой или составной; В) у частицы – функция (для чего служит), разряд по значению. Образец разбора сам-ных ЧР: Тихо льется тихий Дон.

Дон – сущ., так как обозначает предмет, отвечает на вопрос что?; Начальная форма — Дон; собственное, т.к. называет единственный предмет (название реки); неодушевл; м.р.; 2е скл; употреблено в форме им.п. ед.ч. (мн. ч. не имеет). В предложении выполняет роль подлежащего.

Льется – глаг, т.к. обознач действие, отвеч на вопрос то делает?; НФ – лить-ся; возвратный, т.к. имеет суф ся; несов.в., т.к. отвечает на вопрос что делает? (а не что сделает); 1спр,т.к. под ударением в окончании имеет гласную е (в 3м л. Мн.ч. окончание –ют); употреблен в форме изъв накл., наст. вр., 3-го л., ед.ч. В предложении выполняет роль сказуемого.

Тихий – прилаг., т.к. обознач признак предмета, отвечает на вопрос какой?; НФ – тихий, разряд – качественное (т.к. может иметь степени сравнения, полную и краткую форму); употреблено в полной форме, в им.п., ед.ч.; согласуется в роде, числе и падеже с сущ Дон. В предложении выполняет роль определения.

Тихо – нареч, т.к. обознач. Признак действия, отвечает на вопрос как?; неизменяемое слово; по значению наречие образа действия. В предложении зависит от глаг и выполняет функцию обстоятельства образа действия.

Читайте также:  Упражнения для дикторов с пробкой

Образец разбора служебных ЧР: Ты пойди на нехоженый луг, // Не жалей не спины и ни рук, // чтобы верила я, чтобы чувствовал ты, // это наши цветы, только наши цветы.

На – предлог, непроизводный, относится к сущ луг (на луг), употреблен с В.п., имеет пространственное значение, служит для связи слов в словосочетании пойди на луг.

И – союз, сочинительный, соединительный, служит для соединения однородных членов, связывает слова спины и рук.

Чтобы – союз, подчинительный, целевой, служит для связи придаточного предложения цели с главным предложением.

Не – частица, отрицательная, относится к сказуемому и придает ему отрицательное значение.

Только – частица, усилительная, относится к местоимению, выделяя его из текста.

Изучение синтаксиса в школе. Методы и приемы изучения синтаксических понятий. Виды синтаксических упражнений. Методика синтаксического разбора простого и сложного предложения. Виды грамматических ошибок. Упражнения по предупреждению грамматических ошибок.

Си́нтаксис (от др.греч. — «построение, порядок, составление») — раздел лингвистики, изучающий строение предл-й и словосочетаний. Синтаксис играет огромную роль в развитии речи. С его помощью с ф/ц-ной точки зрения можно оценить все языковые и речевые ср-ва, изучаемые в разделах лексики, фонетики, словообразования, морфологии и фразеологии. Умение правильно сочетать слова и конструировать предл-я позволяет правильно строить предл-я и словосочетания и обогащает синтаксический строй речи, предупреждает речевые ошибки. Познавательные цели: — знакомство с основными синтаксическими понятиями. Практические цели: — форм-ние синтаксических умений. Сод-ние обуч-я синтаксису составляют синтаксические понятия. Словосочетание, предл-е – основные синтаксические понятия. Члены предл-я, главные, второстепенные члены предл-я, грам-я основа – синтаксические ед-цы. Виды предл-й по интонации (воскл, невоскл), по цели высказывания (повеств, вопр, побуд). Синтаксические умения: — научить уч-хся различать словосочетания от предл-й, — находить грамматическую основу предл-я, — различать простые и сложные предл-я, — производить синтаксический разбор, — составлять схему предл-я, — составлять предл-е по схемам, — использовать изучаемые синтаксические конструкции в собственной речи. Принципы в изучении синтаксиса: — морфолого-синтаксический: сопоставление членов предл-я и частей речи. Д/ того, чтобы учащиеся научились различать части речи и члены предл-я необх-мо предлагать им предл-я с нетипичными случаями выражения того или иного члена предл-я.– интонационный: сопоставление синтаксической структуры предл-я и интанационного оформления. Методы и приемы изучения синтаксиса направлены как на анализ синтаксических единиц, так и на употребление в собственной речи: 1. нахождение синтаксических структур в тексте, 2. составление словосочетаний и предл-й указанной структуры, 3. составление словосочетаний и предл-й по схемам (чтение синтаксических схем), 4. полный или частичный синтаксический разбор. В методике выявляют специальные виды работ, способствующие форм-нию сис-мы знаний по синтаксису. Упр-я по синтаксису. Имея в виду систему упр-й по синтаксису, обычно выделяют три группы: «а) упр-я по распознаванию данного синтаксического явления среди других; б) упр-я, активизирующие умение анализировать синтаксические особенности данных конструкций и их составных частей. ; в) упр-я. связанные с развитием речи». Последовательность проведения упр-й, рекомендуемая в методических пособиях по синтаксису, чаще всего соотв-ет такой схеме: а) грам-й разбор данных конструкций; б) классификация сопоставимых пли смешиваемых учащимися синтаксических явлений; в) преобразование данных конструкций; г) конструирование словосочетаний или предл-й заданной модели; д) наблюдения семантико-стилистического х-ра; е) употребление указанных конструкций в самостоятельных высказываниях уч-хся. Синтаксические упражнения: 1)отграничение одних синтаксических структур от других; 2)определение структуры данной синтаксической единицы; 3)нахождение в предложениях тех или иных структурных частей; 4)составление схем предложений; 5)составление предложений по схемам; 6)составление предложений указанной структуры; 7)полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур. Порядок синтаксического разбора.I.Простого предложения: 1. Установить, что предложение простое, выделив его грамматическую основу. 2. Разобрать предложение по членам предлож-я (сначала разбираются подлежащее и сказуемое, затем ВЧП, входящие в состав подлежащего, затем ВЧП, входящие в состав сказуемого). Указать, чем выражены члены предложения. 3. Рассказать о строении предложения: А) двусост или односост; если односоставное – какого типа (опред-личное, неопреде-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное); Б) распрост или нераспростр; В) полное или неполное (если неполное, указать, какой ЧП опущен). 4. Если предлож осложнено, отметить это. 5. Назвать вид предлож-я по цели высказывания (повеств, вопросит-е, побудит). 6. Назвать вид предлож по эмоц-ной окраске (по интонации): восклиц или невосклиц. 7. объяснить расстановку знаков препинания. Образец: Яне видел рекивеликолепнееЕнисея. Это предлож простое: одна грамматическая основа я не видел. Я — подлеж. Выражено личн местоим; не видел — простое глаг сказ, выражено глаг в форме изъяв накл. Прош вр. В состав сказуемого входит отриц частица не. Все ВЧП в этом П-и относятся к сказуемому (входят в состав сказуемого, подчинены сказуемому, распространяют сказуемое); Не видел чего? – реки – дополнение, выражено сущ в Р.п.; реки какой? – великолепнее – несолгасованное определение, выражено прилаг в форме сравнит степени; великолепнее чего? – Енисея – дополнение, выраж сущ в форме Р.п. По строению это предложение двусоставн, распростр, полное; по цели высказывания повествов, по эмоц-ной окраске невосклиц, поэтому в конце предлож ставится точка. II.Сложное предложение. 1.Выделить грамматич-е основы простых предлож, чтобы показать, что это предлож сложное. 2. Определит тип СП: А) у ССП – определить, из скольких простых предлож оно состоит; какими сочинит союзами связаны ПП; Б) у СПП – указать главное и придаточное, на основании вопроса и особенностей строения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное) опеределить вид придаточного; В) у сложного бессоюзного предлож-я – опеределить, из скольких простых оно состоит, определить знач-е (одновременность, последовательность, противопоставление и т.д.). 3. Как и при разборе ПП, нужно назвать вид предлож-я по цели высказывания; если оно восклиц, отметить это. 4. При разборе всех сложных предлож объяснить расстановку знаков препинания. 5. После этого каждое предлож можно разобрать как простое. Перед разбором нужно начертить схему СП. Образец: Жизни дается один раз, и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. [– =], и [– =].Это предложение сложное, союзное, ССП; состоит из 2х ПП: первое — Жизни дается один раз, второе — Хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво.Эти предлож связаны м-у собой сочинит соед союзом и, выражающим одновременность. Это значение осложняется тем, что второе предлож-е сдержит следствие той причины, о которой говорится в первом: Жизнь дается один раз, и поэтому хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. По цели высказывания это СП повеств, невосклиц, поэтому в конце предлож ставится точка. Перед союзом и ставится запятая.

Читайте также:  Основа техники гимнастического упражнения

Грамматические ошибки — это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик. Разновидности грамматических ошибок: Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка. Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические (Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка). Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи. Ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К этому виду ошибок относятся: а) ошибки в образовании форм существительных: «облеки», «англичаны», «два знамя», «на мосте», «Гринев жил недорослью», «Он не боялся опасностей и рисков», «Во дворе построили большую качель». б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого», «Эта книга более интереснее«. в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему», «ихний дом«.г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился», «Мама всегда радовается гостям», «Вышев на середину комнаты, он заговорил», «В дальнем углу сидел улыбающий ребенок«. д) неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: «Мы с братом отпиляем все лишние ветки, ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее«. Синтаксические, связанные с нарушением синтаксических норм. Нр: Ошибки в построении предложения с однородными членами (Страна любила и гордилась поэтом.); Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом (Читая текст, возникает такое чувство); Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (Кусты, они покрывали берег реки); Пропуски необходимых слов (Владик прибил доску и побежал в волейбол).

Изучение орфографии в школе. Орфограмма и орфографическое правило. Типы орфограмм. Методы и приемы изучения орфографии. Методика проведения орфографического разбора. Типы орфографических ошибок. Методика работы над орфографическими ошибками.

Орфография раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий исторически сложившуюся систему правил, кот-я используется в письменной речи и обеспечивает единообразие написаний. Обучение орф-фии в школе начинается в первом классе и продолжается в течение всего курса родного языка. Принципы орфографии: 1)морфологический — обозначение одинаковым способом позиционно чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое единообразие морфемы (например: дуб — дубы, вода — воды и т. д.); 2)фонетический — когда на письме специально отражаются позиционные чередования фонем (например: приставки на з и др.); 3)традиционный — когда фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются одной из ряда букв, фонологически возможных для обозначения данной фонемы (например: печаль, мятеж и др.); 4)морфолого-графических аналогий (например: ночь — ночью и др.). Орфографические принципы определяют выбор одного написания там, где есть орфограммы.

Орфографическое правило можно рассматривать как емкую инструкиию для учащихся, с указанием необходимых условий выбора той или иной орфограммы. В орфограмме отражаются правописная норма и ее место в слове. Названия орфограмм одновременно являются заглавиями орфографических правил. В школьную программу по русскому языку в качестве содер­жания обучения включаются названия видов орфограмм; в учебниках для учащихся они представлены в виде заголовков орфографических параграфов и в формулировках заданий к упражнениям. Формулировки орфографических правил помещаются в учебниках для изучения и запоминания. Типы орфограмм различаются в каждом разделе орфографии.1.Орфограммой первого раздела является буква: например, согласные глухие и звонкие на конце и в корне слова, н и нн в суффиксах прилагательных, суффиксы -ик / -ек в существительных и другие. 2.Орфограммой при выборе слитного, дефисного и раздельного написания является контакт (слитное), дефис (полуслитное) и пробел (раздельное).3. В разделе, рассматривающем употребление прописной или строчной буквы, орфограммой является прописная и строчная буква: Шарик (кличка собаки) и воздушный шарик. 4. Орфограмма четвертого раздела — черточка при переносе слов с одной строки на другую. 5. Графические сокращения в русском языке разнообразны и вариативны. Элементы ознакомления с орфограммой и орфографическим правилом: 1)восприятие учащимися слов с изучаемой орфограммой (зрительно-слуховое восприятие записанного на доске слова; изучаемая орфограмма подчеркивается, обозначается часть слова с данной орфограммой); 2)ознакомление с условиями выбора правописной нормы и с опознавательным признаком орфограмм данного типа: возможные методы (беседа; самостоятельный анализ на основе материала для наблюдения; сообщение учителя; самостоятельный анализ учащимися лингвистического текста; выявление опознавательного признака орфограммы; формулирование нового орфографического правила учителем или учащимися; анализ образца графического обозначения); 3)запоминание и воспроизведение (чтение правила по учебнику два-три раза; воспроизведение про себя или вслух); 4)обучение применению на практике нового правила (на основе подражания образцу применение правила к остальным словам). Написание слов с непроверяемыми орфограммами не подчиняется ни одному из орфографических правил. Этих слов в русском языке несколько тысяч. По мнению А.В. Текучева, каждое из этих слов может рас­сматриваться в качестве особого правила, распространяющегося только на одно слово и производные от него. Такие написания усваиваются практически, путем зрительного запоминания и многократного повторения. Словарно-орфографическая работа проводится над усвоением школьниками правописания тех слов, которые вызывают у учащихся орфографические трудности. Основные формы словарно-орфографической работы: 1)заучивание правописания трудных слов — в основном с непроверяемыми орфограммами); 2)словарно-орфографические диктанты; 3)подбор однокоренных слов; 4)письмо по памяти. Методы и приемы изучения орфографии. Орфографическая зоркость – способность пишущего видеть орфограммы в тексте. Развитию орфографической зоркости служат зрительные диктанты, «проверяю себя», комментированное письмо, объяснительные диктанты и т.п. Списывание – это прием, состоящий в точном копировании учеником слова или текста с книги, доски и т.д. На первых этапах обучения предлагается простое списывание, затем осложненное: с дополнительным заданием (подчеркнуть, выделить, вставить пропущенные буквы, обозначить морфемы или грамматические формы и т.п.), с изменением текста, выборочное. Диктант как прием обучения орфографии и его виды. Под диктантом понимают такой вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а ученики пишут его самостоятельно, без опоры на какие-либо средства и руководствуясь только ранее полученными теоретическими знаниями по грамматике, орфографии и синтаксису. Наиболее распространенными в школе являются: проверочный ( он же контрольный); объяснительный (1 диктуется предложение. 2 ученики повторяют вслух и пишут (возможно при этом, чтобы один ученик писал на доске). 3 дается мотивированный анализ (объяснение) написанного (либо всего текста целиком, либо по каждому предложению).; предупредительный (1учитель читает предложение. 2 один из учащихся повторяет его и говорит, как надо правильно писать, объясняя при этом, почему. 3все пишут по памяти, подчеркивая те орфограммы, которые комментировали. 4один из учащихся еще раз читает записанное, рассказывает, что он подчеркнул и т.п., а все остальные проверяют у себя в тетради); выборочный ( Ученики записывают не весь текст, а лишь те части, в которых есть изучаемые орфограммы, например, безударные гласные и т.п. Диктант может быть осложнен дополнительными заданиями типа: подчеркнуть орфограммы, подобрать проверочные слова); зрительный (Прежде чем написать, ученик внимательно читает текст, разбирает орфограммы, запоминает, а потом пишет по памяти или под диктовку учителя); творческий (разные варианты) (Схема проведения: задаются слова-примеры на определенную орфограмму, они могут быть записаны на доске, учащиеся составляют предложения с этими словами, устно или с записью); свободный ( Учитель читает текст (иногда значительный по объему), а ученик может воспроизводить его в свободном изложении, т.е. он может и пропустить нужную учителю орфограмму).По роли и назначению все эти диктанты можно рассматривать как обучающие, за исключением проверочного, который, помимо приема обучения, может быть и средством контроля, т.е. контрольным. К наиболее распространенным орфографическим ошибкам относятся ошибки в написании): безударных гласных в корне (проверяемых и непроверяемых); гласных после шипящих и ц; двойных согласных; звонких и глухих, твердых и мягких согласных; разделительных ъ и ь; приставок (на з, при и пре); существительных (в падежных окончаниях, суффиксах, ь после шипящих); прилагательных (в окончаниях, суффиксах); числительных; местоимений; глаголов; наречий. Способы фиксации орфографических ошибок в ученических тетрадях: ошибка подчеркивается одной чертой, зачеркивается и исправляется; подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется; обозначается часть слова, в которой есть ошибка; подчеркивается все слово, в котором есть ошибка; на полях ставится условный знак орфографической ошибки. Способ фиксации зависит от цели работы. Виды орфогр-го разбора: 1)полный – разбору повергаются все орф-мы; 2)тематический, выборочный разбору подвергаются только опр-е орф-мы. Порядок орфогр-го разбора1-Нахождение орф-мы. 2-Опр-е типа орф-мы (подведение ее под соответствующее правило). 3-Воспроизведение правила, которому подчиняется данная орф-ма. 4-Подбор проверочного слова (д/ проверяемых написаний) или установление, что орф-ма не проверяется, ее написание нужно запомнить. Образец: Низкие бесконечные камыши тянулись до самых гор. Низкие – правописание глухих и звонких согласных. Орфограмма – буква. Правило: Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласныхл, м, н, р: молотьба – молотить, близкий – близок, низкий – низко. Написание морфологическое, т. к. в корне низ всегда, независимо от произношения, пишется буква з (низ, низкий, низенький), а не с.

Читайте также:  Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 452 | Нарушение авторских прав

Источник

Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни