Общеразвивающих упражнений с детьми разных возрастных групп

Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах дошкольного возраста
консультация на тему

Материал содержит в себе рекомендации педагогам ДО по методике обучения дошкольников ощеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_mo_2014_obuchenie-oru.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №46 «Одуванчик» г.Димитровграда

Доклад на МО инструкторов по физической культуре

На тему: «Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах дошкольного возраста»

Подготовила: Гайнуллина Наталья Владимировна

При обучении общеразвивающим упражнениям используются разнообразные приемы с учетом особенностей детей данного возраста и их подготовленности.

В группах детей раннего возраста общеразвикающие упражнения выполняются с помощью воспитателя. В этих группах широко используются имитации и зрительные ориентиры. Например, при повороте вправо можно предложить ребенку посмотреть на игрушку, которая расположена с правой стороны.

В первой младшей группе воспитатель сначала называет новое упражнение, затем предлагает детям принять нужное исходное положение. По ходу объяснения воспитатель выполняет упражнение вместе с детьми. Дети стараются подражать правильному образцу. Объяснения, указания усиливают действие показа (образца). Воспитатель поглотает детям занять исходное положение, добивается сходства с образцом (только в основных элементах). По ходу выполнения упражнения воспитатель подбадривает детей, положительно оценивает их старание. Давая общие указания, учитывая типичные ошибки, воспитатель много внимания уделяет отдельным детям. И в младшем возрасте освоению общеразвивающих упражнений помогают имитации, зрительные ориентиры (дотянуться до кубика), предметы (приседание, держась за спинку стула; наклоны, сидя на гимнастической скамейке).

Во второй младшей группе воспитатель продолжает добиваться сходства с образцом (в общих чертах), следит за соблюдением направления, амплитуды, способа выполнения упражнения. И в этой группе воспитатель делает упражнения вместе с детьми, но уже в меньшей степени (2―3 раза), затем только наблюдает за качеством выполнения упражнения детьми и делает необходимые указания.

В средней группе новое упражнение воспитатель сначала называет, затем показывает. Потом еще раз показывает и объясняет. Затем по команде «Исходное положение принять!» дети принимают исходное положение, по команде «Упражнение начинай (начали)!» самостоятельно выполняют его.

В начале обучения выполнение сопровождается указаниями, обозначающими части (элементы) упражнения (например, присели, колени в стороны; встали, спина прямая). После указания сочетаются со счетом (например, «раз» ― присели, «два» ― встали, спина прямая). В дальнейшем упражнения выполняются только под счет («раз», «два»). Если некоторые дети делают ошибки, воспитатель, не прекращая упражнения всеми детьми, подходит к ребенку и помогает ему выполнить движение правильно (при приседании выпрямить спину). В средней группе повышаются требования к четкости исходного положения, правильного выполнения не только основных, но и второстепенных элементов упражнения (не гнуть ноги в коленях).

В старшей группе новое упражнение воспитатель называет, показывает и одновременно объясняет. После этого дается команда «Исходное положение принять!». По команде «Упражнение начинай!» дети самостоятельно выполняют его. Несложные упражнения достаточно назвать и объяснить, выполнять их дети могут самостоятельно. Знакомые упражнения выполняются по одному названию.

В случае необходимости используется показ всего упражнения или отдельных его элементов. К показу и объяснению упражнений привлекаются и дети.

В этом возрасте доступна и интересна соревновательная форма проведения общеразвивающих упражнений («Кто лучше выполнит упражнение?»).

В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, схемы, а также ИКТ), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

В дальнейшим с приобретением опыта на роль ведущего в показе общеразвивающих упражнений педагог приглашает ребёнка, где тот в свою очередь проявляя инициативу, самостоятельно подбирает исходное положение для упражнения, контролируя технику его выполнения. Дети с удовольствием исполняют роль ведущего. Главное педагогу, дать возможность каждому ребёнку побывать в роли ведущего.

Источник

Памятка для педагогов «Методика обучения ОРУ для разных возрастных групп»
статья

Памятка для педагогов «Методика обучения ОРУ для разных возрастных групп»

Скачать:

Вложение Размер
Памятка для педагогов Методика обучения ОРУ 41.32 КБ

Предварительный просмотр:

в разных возрастных группах

*Воспитывать у детей интерес и желание заниматься.

*начинать заканчивать упражнение всем одновременно по сигналу воспитателя, двигаться активно, естественно, не напряженно;

*правильно выполнять упражнение из разных исходных положении: стоя, сидя, лежа на спине;

*правильно выполнять упражнение в обобщенном виде; *соблюдать основное направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентировок и подражая показу воспитателя;

*повторять хорошо известное движение сначала с воспитателем, затем самостоятельно

Приучать детей к восприятию показа как способу самостоятельного выполнения упражнений.

*правильно и с большим напряжением выполнять основные элементы упражнений (связанные с работой крупных групп мыши);

*точно выдерживать положение отдельных частей тела (не сгибать колени при наклонах, держать спину прямо во время приседания, не сгибать руки в локтях при их выпрямлении);

*принимать различные исходные положения, добиваясь их четкости;

*соблюдать направление движения отдельных частей тела при помощи наглядных ориентиров, без них и по указанию воспитателя;

*начинать и заканчивать упражнение по сигналу, указанию; сохранять заданный темп;

*выполнять известные упражнении самостоятельно по указанию воспитателя;

*выполнить известные упражнения, рассказывать о порядке, способе выполнения существенных элементов наиболее простых упражнении

*четко принимать различные исходные положения;

*делать упражнения с большой амплитудой движений;

*правильно выполнять упражнение и некоторые элементы техники движения;

*точно выполнять разнообразные направления движений отдельных частей тела в соответствии с образцом, объяснением воспитателя или только по его указанию;

*двигаться в соответствии с заданным темпом, выдерживать ритм движения в сопровождении музыки, подсчета, переходить от одного темпа к другому;

*уметь вспомнить знакомое упражнение, рассказать о порядке и способе выполнения отдельных его частей, уметь оценивать движения свои и товарища;

*выполнять движения выразительно в соответствии с характером музыки;

*простые известные упражнения выполнять самостоятельно.

Наглядные: постоянный образец для подражании, зрительные ориентиры.

Словесные : образные сравнения, пояснения, объяснение, указания. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение не даются. Оценка индивидуальна и носит положительный характер независимо от того, как ребенок выполнил движение. Общая и индивидуальная оценка даются сразу по ходу выполнения упражнений Практические : многократные повторения упражнений без изменений.

Наглядные : показ, музыкальное

Словесные : название упражнения, объяснения, краткие команды-указания, положительная оценка, пояснения, распоряжения,

описание движения, счет воспитателя.

Наглядные : показ, частичный

показ, музыкальное сопровождение.

Словесные : название упражнении, объяснение, описание, анализ движения, команда, распоряжения,

пояснения, установка на мысленное воспроизведение упражнения, проговаривание слов, помогающих осмыслить пространственные ориентировки, счет, краткие индивидуальные указания, оценка.

Практические : выполнение упражнений в различных условиях.

Необходимо удобно расположить каждого ребенка, чтобы он хорошо видел выполнение упражнений взрослого. Для выполнения ОРУ лучше всего стать в круг или врассыпную по ориентирам.

Наряду со свободным построением (пособия раскладываются заранее) и построением в круг, вводится построение по звеньям (ведущих назначает взрослый)

Используются построения: в колонны, в звенья, в шахматном порядке, шеренгами, в несколько кругов и т.д. Усложнение заключается не только в их разнообразии, но и в требовании к точности, быстроте выполнения каждого построения. Возрастает роль слова: больше используются указания, распоряжения, команды, меньше предметных ориентиров.

Способы раздачи пособий

Раздача и сбор пособий должны проводиться очень быстро. Используются погремушки, флажки, ленточки, платочки, султанчики, колечки, кубики, мячи средних размеров, стулья. Взрослый заранее готовит пособия: кладет их на пол или стулья.

Дети помогают подготовить и убрать пособия на место.

Мелкие предметы кладут на стулья или скамью. Обручи, палки, мячи можно расположить по несколько штук в разных местах зала (на стеллажах, на полу, мячи в обруче по несколько штук). Такой порядок позволяет быстро и организованно брать и класть предметы на место.

Пособия лежат в определенных местах доступных для детей, откуда дети без затруднений могут их брать и складывать затрачивая на это как можно меньше времени.

6-7 упражнений (старшая группа)

7-8 упражнений (подготовительная группа)

повторений одного упражнения

Требования к выполнению упражнений

Упражнения простые, преимущественно

для мыши рук, плечевого пояса и туловища. Можно давать упражнения для кистей («поиграем пальчиками»). Амплитуда движения туловища при наклонах, поворотах в сторону незначительная. В связи с неустойчивостью детей, слабостью мышц повороты даются ограниченно, преимущественно из исходного положения сидя. Наклоны туловища назад отсутствуют. Амплитуда движений ног мала и неопределенна. Большинство упражнений выполняются из исходного положения стоя. Некоторые упражнения для туловища проводятся из исходного положения сидя и лежа на спине. Структурно упражнения для малышей просты: они состоят из двух частей (показали – спрятали ). Темп движений чаше всего средний.

По форме это упражнения, представляющие собой целостное, расчлененное действие или имитационные движении, конкретные задания с использованием пособий. Упражнения выдержаны в одном образе, объединены общим сюжетом.

Разнообразнее становятся упражнения для ног и мышц брюшного пресса. Больше всего даются наклоны вперед. Несколько ограничены попороты и наклоны в стороны, которые проводятся с небольшой амплитудой. Большое внимание уделяется дыханию в упражнениях для рук, плечевого пояса, туловища. Детям предлагают не задерживать выдох, добиваясь его продолжительности. Увеличивается количество подскоков.

Исходные положения становятся разнообразнее: наряду с положением стоя шире применяются положения лежа на спине, на животе, сидя, руки перед грудью, к плечам. Структура упражнений усложняется: они состоят из четырех частей. Некоторые упражнения состоят из двух частей, но выполняются в отчетливо выраженном медленном темпе. Темп становится более четким и разнообразным.

Имитационные и образные упражнения можно объединить одним сюжетом.

Впервые вводятся упражнения аналитического характера. В них отчетливо выделяется каждая часть.

Вводятся круговые движения рук

вперед и назад, рывковые движения назад прямых и согнутых рук. Даются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Большое внимание уделяется дыхательным упражнениям. Значительно увеличивается амплитуда движения в упражнениях для ног, туловища.

Разнообразнее становятся подскоки, увеличивается их количество.

Структура упражнений четырех

По форме дается больше упражнений аналитического характера.

При этом используются различные пособия. Кроме того, даются имитационные движения и упражнения без пособий.

Многие упражнения проводятся в парах, подгруппами.

Источник

Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре на тему

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_provedeniya_obshcherazvivayushchih_uprazhneniy_po_vozrastnym_gruppam_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx 33.46 КБ

Предварительный просмотр:

Методика проведения общеразвивающих упражнений по возрастным группам с детьми дошкольного возраста

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для оздоровления, укрепления организма. Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания всех клеток и тканей организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх, во время физкультминуток в сочетании с закаливающими процедурами на детских праздниках. Правильное выполнение упражнений влияет на физическое развитие детей.

В методику проведения упражнений входят: организация детей (построение их для выполнения

упражнений),подготовка, раздача пособий и непосредственно методы и приемы обучения детей движениям.

Младший дошкольный возраст(1-2 мл.гр)

Организация детей для проведения ору имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания , команды воспитателя , ориентироваться в пространстве ; появляется психологическая настроенность на выполнение заданий.

Воспитателю необходимо удобно расположить каждого ребенка, чтобы он хорошо видел выполнение движений воспитателем. На все это отводится примерно 15- 30 с , иначе внимание детей рассеивается.

Для выполнения ору малышам легче всего встать в круг (достаточно во время ходьбы друг за другом повернуться к центру , взяться за руки и соединиться первому и последнему ребенку). Чтобы дети лучше понимали слова « большой круг», нужно заранее сделать круг на полу из длинной веревки. Малыши могут стоять в свободном построении.

Раздача и сбор пособий также должны проводиться очень быстро . В младших группах используются погремушки , флажки , ленточки , платочки , сулнчики , колечки , кубики , мячи средних размеров , стулья.

Воспитатель заранее готовит пособия : кладет их на пол по кругу или на каждый стул. Иногда педагог сам раздает предметы. Мячи можно выкатить из сетки сразу или прокатывать каждому.

Мелкие предметы не должны быть многоцветными ( достаточно одного или двух цветов ), иначе дети начинают отвлекаться , рассматривать , что есть у товарища. Пособия двух цветов удобны и как пространственные ориентиры : они помогают приучить детей к различению правой и левой стороны. Цвет предмета должен быть насыщенным , ярким ( на физкультурных занятиях и утренней гимнастике красные флажки не используются).

Малышей учат пользоваться пособиями : показывают , где лежат предметы, как их брать, держать. Это проводиться в начале года , когда пособие вносится впервые . Все указания дают детям по ходу действия с предметами. В дальнейшем достаточно краткого указания, напоминания.

Методы и приемы обучения .В работе с малышами особенно ярко выражено комплексное применение наглядных , словесных и практических методов и приемов обучения . Детям нужен постоянный образец для подражания . Словесные методы и приемы в работе с маленькими детьми направлены на то , чтобы усилить действие показа, добиться яркости, убедительности образа, создать у него радостное настроение.

Все упражнения усваиваются малышами только в процессе многократного повторения ; каждое упражнение повторяется целиком, в неизменном виде.

Вначале воспитатель называет упражнение , затем проверяет готовность детей , предлагает им принять нужное исходное положение , при этом часто прибегает к образным сравнениям: «Расставьте немного ноги, поставьте их так, чтобы получилась ровненькая дорожка».Затем упражнение показывается , одновременно поясняется воспитателем и тут же выполняется детьми. Предлагаемый образ должен быть хорошо знаком детям. Воспитателю нужно стремиться к максимальной выразительности. Это побуждает детей лучше передать характер движения.

Отличительной особенностью объяснения является то, что оно носит целостный характер : «Присесть, постучать флажками об пол, выпрямиться».При этом не дается пояснений, как держать руки, ноги, спину. Воспитателю надо помнить, что малыш порой не понимает общих указаний , поэтому следует чаще обращаться к каждому ребенку.

Правильно выполнить движения помогают зрительные ориентиры , которыми служат предметы , находящиеся в групповой комнате. Это дается в игровой занимательной форме. «Повернитесь, посмотрите, где мишка сидит. Мишенька пришел к нам заниматься. А теперь повернитесь ко мне», — говорит воспитатель .Количество ориентиров разного типа должно быть ограничено, так как дети быстро отвлекаются.

По ходу выполнения упражнений воспитатель часто дает указания. Они активизируют детей, важны для развития пространственных ориентировок, подготавливают к осознанному выполнению движений. Не все распоряжения понятны каждому ребенку , иногда надо помочь ему принять правильное положение, при котором малыш легко справиться с заданием.

Указания в процессе упражнений служат также развитию у детей чувства ритма и темпа, помогают одновременно начинать заканчивать упражнения. Подсчет упражнений и музыкальное сопровождение в младших группах не дается.

При проведении каждого упражнения воспитатель пользуется оценкой. Большей частью она индивидуальна и носит положительный характер независимо от того , как ребенок выполнил движение. Подчеркиваются характерные моменты движения, часто в образной форме. Таким образом , оценка способствует закреплению правильных двигательных представлений : « Хорошо, легко подпрыгивает Лена , как мячик !». Иногда оценка дается ребенку еще до выполнения движения: «Сейчас Сережа тоже поднимет руки вверх и посмотрит на них». Воспитатель напоминает ребенку, как нужно правильно выполнить упражнение. Общая и индивидуальная

1 младшая группа

ОРУ их дети могут выполнять, стоя врассыпную или в кругу. В каждое занятие следует включать 4 – 5 ору, выполняемых из разных исходных положение, а также упражнения для формирования правильной осанки и развития свода стопы. Любое упражнение в зависимости от степени сложности повторяется 4 – 5 раз. При разучивании нового упражнения темп выполнения может быть несколько медленнее обычного, а количество повторений сокращается до 3 – 4 раз.

2 младшая группа

К детям четвертого года жизни предъявляются более высокие требования с точки зрения качества выполнения ору ( не сгибать колени при наклонах , подниматься на носки и др.). В содержание занятий включают 5 – 6 ору , которые выполняются из разных и.п. и повторяются 4 – 6 раз. Темп выполнения в основном средний. Упражнения для мышц туловища следует проводить в более медленном темпе. При разучивании новых ору их сначала показывают и объясняют последовательность выполнения, после чего дети вместе с воспитателем приступают к выполнению, которое сопровождается словами : « Высоко поднимем флажок , помашем им. Опустим руки вниз. Как и ранее , широко используется имитация, зрительные ориентиры, предметы ( султанчики, погремушки, кубики и т.п. ).

СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ср.гр.)

Организация детей . С детьми среднего дошкольного возраста продолжается работа по развитию пространственных ориентировок, быстроты реакции, умения двигаться. Надо вспомнить, что у детей необходимо создавать радостное, бодрое настроение. Разнообразный , иногда неожиданный порядок построения вносит оживление, мобилизует внимание, поэтому следует избегать повторяющихся изо дня в день неизменных форм проведения упражнений.

В средней группе наряду со свободным построением в круг вводится построение в колонну по два, по три, по четыре ( ведущих назначает воспитатель) или дети перестраиваются самостоятельно в звенья, иногда используется свободное построение у заранее расположенных предметов.

Основным является построение в три колонны или три звена.

При свободном построении пособия подготавливаются заранее. Их раскладывают по- разному: в шахматном порядке, по пересекающимся линиям или параллельно. По сигналу каждый ребенок занимает место у любого пособия. С введением нового варианта построения целесообразно но одном – двух занятиях подряд поупражнять в этом детей.

Подготовка и раздача пособий . В средней группе дети помогают воспитателю подготовить пособия, убрать их на место. Заранее их количество и расположение. Для работы с детьми пятого года жизни рекомендуются следующие пособия : флажки, ленты, султанчики, кубики, мячи ( большие, средние, малые, набивные), косичка( короткий шнурок с петлей и пуговкой), мешочки, обручи, палки, кегли, стулья.

Мелкие предметы , так же как и в младшей группе, кладут на стулья ; обручи, палки, мячи располагают по нескольку штук в разных местах зала ; обручи, палки – на подставках или раскладывают на полу вдоль стены ; мячи – на стеллажах в углублениях или на полу в обручах по нескольку штук в каждом. Такой порядок позволяет быстро и организованно брать и класть предметы на место.

Методы и приемы обучения. В начале учебного года методика обучения ору такая же , как и в мл.гр. . Постепенно процесс обучения изменяется: появляется установка на более осознанное и самостоятельное выполнение движений, а в связи с этим меняется характер некоторых методов и приемов.

Перед разучиванием какого — либо упражнения воспитатель называет его , затем показывает, как правильно выполнять движения. Иногда в качестве поощрения упражнение показывает ребенок. Требования к показу движений воспитателем усложняются. Если в мл. гр. в имитационных упражнениях основное внимание уделялось эмоциональному раскрытию образа, то в ср. гр. у детей начинают формировать аналитическое восприятие техники движений. Поэтому при обучении новому упражнению показ движения должен быть выполнен технически грамотно, в полную силу, выразительно, без остановки, ритмично, с четким исходным положением. Это помогает создать зрительный образ, формирует правильные двигательные представления , воспитывает чувство красоты движений.

Показ упр-я без объяснения воспитатель дает 1 – 2 раза, затем с замедлением отдельных частей упр-я и соответствующим объяснением. При этом важно обозначать словами направление отдельных частей тела. Например, отводя руку в сторону с мячом, говорить « налево» , « направо». Сочетание движений и слова делает более отчетливыми и осознанными пространственные представления детей. Дети 4 – 5 лет могут правильно выполнить лишь основные элементы упр я, их и нужно объяснять. Детали техники воспитатель показывает, но в объяснении и оценке движений не отмечает. Необходимо проверить у детей точность и.п., напомнить , что упр-е надо начинать и заканчивать одновременно. Упр-е сопровождается краткими командами – указаниями( « Присесть – встать!», « Посмотреть на палку, поднять – опустить!» ит.п.). Во время выдоха в некоторых упр-ях дети могут проговаривать вместе с воспитателем немногосложные слова ( например « вниз»). Это помогает осознанному овладению движением. По окончании упр-я педагог дает краткую положительную оценку: « молодцы , хорошо держали спину, ровно, приседали низко». Такая оценка помогает закрепить требования к технике упр-я и создает положительные эмоции.

Когда детям упр-я знакомы, то осуществляется их углубленное разучивание. При этом сочетание методов и приемов обучения схематично выглядит следующим образом: упр-е называется, затем следует показ с одновременным пояснением, распоряжение к принятию и.п. и его проверка у детей, команда к началу упр-я, распоряжения по ходу упр-я (« Присесть – встать!») и указания к качеству выполнения (« Присели, колени развести», « руки прямые» и т. п.).

В зависимости от того, как упр-е усвоено детьми, возможны различные варианты методики проведения: поясняются основные части упр-я или те, которые не получаются у большинства детей ; дается краткое описание движений без показа или только его название.Позже перед детьми ставится новая задача : вспомнить порядок , способ выполнения упр-я; предварительно дается установка – заметить и запомнить последовательность движений. Можно спросить 1 – 2 детей , как выполнить упражнение. Конечно эти приемы сложны , но эффективны для формирования двигательных навыков , поэтому их можно использовать их можно в конце учебного года.

Самостоятельное выполнение упражнений сопровождается вначале словесными указаниями воспитателя. Отдельные слова на усвоение пространственных ориентировок детьми проговариваются, затем это упражнение выполняется под счет воспитателя. В средней группе можно для проведения ору ввести музыкальное сопровождение, что благотворно влияетна качество выполнения движений.

(В занятие следует включать 6 – 7 ору, которые выполняются из разных и. п. и повторяются 4 – 6 раз. ОРУ для мышц туловища, а также все новые нужно выполнять в более медленном темпе ис меньшей дозировкой ( не более 4 раз ). Необходимо продолжать учить детей занимать правильное и. п. , четко выполнять все промежуточные положения. Пока упражнение не освоено, дается наглядный образец его выполнения. Дети могут выполнять ору с предметами ( шнурами – круглыми и сплетенными в косички , обручами , палками ). Воспитатель особенно внимательно следит за тем , чтобы ребенок не задерживал дыхание : оно не должно быть прерывистым или учащенным. )

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Организация детей . В начале года старшей группе используются в основном те же построения , что и в средней групп е. Новым является построение в несколько кругов у пособий ( например , у больших обручей ) , построение в шахматном порядке ( после того , как дети встанут в 3 – 4 колонны, второй и четвертой колонне дается команда сделать два шага назад или вперед , затем все поворачиваются направо или налево ). Построение в один круг используется для упражнений с мячами , скакалками.

Усложнение построений заключается не только в их разнообразии , но и в требовании к точности , быстроте выполнения каждого построения. Возрастает роль слова : больше используются указания , распоряжения, команды ; меньше предметных ориентиров.

Подготовка и раздача пособий . Дети старшего дошкольного возраста большинство пособий заранее подготавливают сами и активно помогают воспитателю в процессе занятий. Используются разнообразные пособия : флажки , ленты ( с палочками и без палочек ), кубики , большие кубы, скакалки, кегли, мешочки с песком , мячи малые , средние , большие , волейбольные , мячи набивные , веревки , палки короткие и длинные , обручи большие и малые , гимнастическая стенка , гимнастическая скамейка.

Детям чаще дают те пособия , которые требуют коллективного выполнения упражнений : гимнастические скамейки , большие обручи , набивные мячи. Реже используются флажки.

Как и в средней группе , практикуются разнообразные приемы раздачи и сбора пособий , преимущество отдается тем , которые требуют меньше времени. Продолжается работа над воспитанием бережного , аккуратного отношения к пособиям , поощряется самостоятельность и инициатива , оказание помощи товарищам.

Методы и приемы обучения . Основное внимание в обучении старших дошкольников направлено на воспитание осознанного восприятия и выполнение упражнений , на формирование четкости при выполнении наиболее существенных элементов движения.

Многие упражнения , которые проводились в средней группе, повторяются , или из известных элементов составляются новые комбинации.

В тех , случаях , когда упражнение выполняется детьми неуверенно или дается в новой комбинации , целесообразно показать и объяснить его. Учитывая двигательный опыт детей , можно показ проводить одновременно с объяснением. Отдельные части упражнения, хорошо знакомые детям , не объясняются ,а только называются , более сложные элементы раскрываются подробнее.

Можно предложить детям вспомнить хорошо знакомые им упражнения и кратко описать порядок их выполнения. Обычно отвечает кто – то один , но в течение года привлекают к ответу всех детей. Это еще больше способствует развитию у дошкольников двигательных представлений , приучает их к анализу движений. Простые , знакомые упражнения дети выполняют самостоятельно по команде , распоряжению.

Время от времени возвращаются к показу хорошо известных упражнений . так как для совершенствования движения необходима точность и четкость выполнения каждого элемента.

Таким образом , по мере освоения движений целесообразно варьировать сочетание наглядных и словесных методов обучения , демонстрировать показ всего упражнения с объяснением; частичный показ с пояснением; описание упражнения без показа; установку на мысленное воспроизведение упражнения и его описание детьми и вновь показ всего упражнения с пояснением отдельных сторон.

Показ упражнений , повторение их детьми в четком темпе и ритме. Поэтому проговаривание воспитателем и детьми слов , помогающих осмыслить пространственные ориентировки , дается лишь на первом этапе обучения. В дальнейшем упражнения выполняются в сопровождении музыки и подсчета. Нужно напомнить детям , что начинать и заканчивать упражнение они должны все одновременно ( за исключением тех упражнений , которые выполняются в произвольном темпе ). Используются команды ( « приготовиться, начинай» и др. ) .

Во время повторения упражнений воспитатель, так же как и в средней группе, проходит между рядами детей , делая краткие индивидуальные указания ,помогает отдельным детям.

Оценка выполнения детьми движений должна быть краткой, конкретной, с указанием некоторых ошибок ( « Шире разведи колени ! Молодец , теперь спина прямая» ) , с оценкой по ходу выполнения каждого упражнения или сразу по окончании. Так же как и в других возрастных группах, избегают отрицательных оценок общего характера.

В старшей группе на каждом занятии дети выполняют 6 – 8 ору из разных положений ( включая основную стойку ) по 5 -8 раз ( в зависимости от их новизны и сложности). По сравнению со средней группой требования к качеству выполнения ору значительно повышаются. Ребенок должен не только точно соблюдать направление движения , его амплитуду , темп , правильно занимать и. п. , но и точно выполнять промежуточные , а также конечные положения ,например , при приседании держать спину прямо , не опускать голову , пятки держать вместе , при поднимании ног оттягивать носки и т. д. Следует использовать упражнения , требующие силовых усилий : сесть из положения лежа на спине , опустить ноги , поднятые вверх под углом и т. п. ( они выполняются в среднем темпе , кроме тех, которые легче делать в быстром). ОРУ должны выполняться согласованно. Исключение составляют только те , которые требуют индивидуального темпа выполнения ,например , приподнимание головы , плеч ,и разведенных в стороны рук (« Самолет» ).

С детьми шестого года жизни проводятся упражнения с палками , обручами , мячами , шнуром. Во второй половине года следует предусматривать упражнения с набивными мячами ( весом 1 кг ) , но не более трех на одном занятии. Предметы , используемые для ору , раздают и убирают сами дети. Воспитатель лишь напоминает ,как их надо переносить.

На занятии педагог , давая чёткие объяснения , должен пользоваться интонацией подчёркивающей темп выполнения упражнений. Новое упражнение следует назвать , показать , сопровождая подетальный показ объяснением. Только после этого дети могут приступить к его выполнению. Если упражнение не сложное , то достаточно его назвать и объяснить , а выполнять его дошкольники могут самостоятельно по словесному описанию. На этом этапе углубленного разучивания педагог использует разнообразные приёмы : следит за правильным выполнением движений , предлагает изменить и. п. при выполнении упражнений , проанализировать , как выполнили движения товарищи , кто правильно выполнил его , кто-то сделал неверно. Хорошо знакомые движения можно предложить вспомнить, рассказать, как они выполняются. Педагог использует варианты выполнения, двигательные действия , изменяет и.п. ,вносит разнообразные предметы ,побуждая детей осознанно , правильно ,чётко выполнять упражнение.

На этапе закрепления и совершенствования движений ребёнок сознательно воспринимает задания , действует целенаправленно, точно , красиво, выразительно . На этом этапе педагог может использовать выполнение упражнений под счет , музыку ; вносить творческие задания , предлагая детям изменить , сделать по – другому одному или группой физическое упражнение. Знакомые детям упражнения только называются («Следующее упражнение – повороты вправо – влево с разведением рук в стороны» ). Темп воспитатель задает счетом. Упражнения можно сопровождать музыкой. По ходу их повторения педагог даёт дополнительные указания , помогает ребёнку прикосновением руки выпрямиться и т.д. , подбадривает , поощряет (« Хорошо , Таня , выполняешь приседание , спина прямая , голову не опускаешь !»). Иногда (если большинство детей затрудняются , делают ошибки ) возникает необходимость в дополнительном показе упражнения . Можно привлечь к этому ребенка , который выполняет его правильно.

Основные принципы их подбора те же , что ив старшей группе. На одном занятии дети выполняют 8 – 10 ору из разных и.п. , повторяя их 6 – 8 раз преимущественно в среднем и быстром темпе , в зависимости от степени новизны и трудности . Многие ору , предусмотренные « Программой» , требуют значительного физического напряжения , поэтому важно правильно определить их дозировку и темп выполнения. При выполнении таких упражнений , как поднимание туловища из и.п. лежа , прогибание , лежа на животе, и др. , дыхание должно быть произвольным. Необходимо продолжать учить детей правильно принимать и.п. , точно соблюдать промежуточные и конечные положения , согласовывать ритм дыхания с характером упражнения , добиваться завершенности движений , их выразительности , красоты. В целях поддержания у детей интереса к ору следует изменять и.п. , темп и амплитуду движений. Большое значение имеет также оценка качества выполнение упражнений.

Источник

Читайте также:  Упражнения по психологии характеристики
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни