Орфограмма после приставки упражнение

Орфограмма после приставки упражнение

С…грать мелодию, под…скать актёров, с…митировать звук, под…тожить сказанное, меж…нститутские соревнования, пред…дущий месяц, под…грать на гитаре, раз…грать друга, меж…здательское соглашение, без…глый ёж, с…кономить на поездках, вышел в супер…гру, пред…юньское волнение, без…нициативный сотрудник, в ожидании сан…нспекции, без…мянный палец, смог от…граться, поступил в мед…нститут, вз…мать налоги, об…ск в квартире, начать с…знова, без…дейное кино, купить спец…нвентарь, ветви об…ндевели, без…гольное устройство, меж…гровой цикл, вз…скательный художник, международный роз…ск.

Упражнение № 2 (+ ПРЕ- и ПРИ-)

С…грать с пр…ятелем, об…ск пр…ступника, вз…мать пр…доплату, вз…скательный пр…подаватель, пр…дставитель сан…нспекции, пр…влечь к супер…гре, с…кономил пр…пасы, меж…нститутская пр…рогатива, с…знова пр…одолел пр…грады, сверх…зысканный пр…зент, пр…вередливый фин…нспектор, пр…дпочёл об…ск, пр…поднести пр…зиденту пр…восходную картину пост…мпрессионистов, пр…д…дущий пр…мьер, без…нтересная пр…людия, пр…кратил роз…ск.

Упражнение № 3 (+ О – Ё после шипящих)

С…митировал ш…пот, без…нициативный дириж…р, без…глый еж…нок, крыж…вник об…ндевел, без…мянный ж…нглёр, сверх…нтересный зач…т, вз…скательный звездоч…т, уч…ный из пед…нститута, пост…нфарктный ш…к, от…скал сгущ…нку, наш…л дез…нформацию, с…кономил туш…нку, утонч…нный из…ск, с об…гранным врач…м, раз…скал за гараж…м, печ…т супер…нтересный пирож…к, приш…л с об…ском.

Упражнение № 4 (+ разделительные Ъ – Ь)

Сверх…нтеллигентный ад…ютант, без…нициативный сомел…е, раз…скал об…ект, меж…гровой бар…ер, вз…скательный под…есаул, без…мянный суб…ект, полен…я об…ндевели, меж…нститутский с…езд, из…сканный кож…мит, об…ёмная пред…стория, под…скал с…ёмное жильё, под…грал пан…сламистским организациям, сверх…нтенсивный под…ём, от…скал супер…яхту.

Небез…звестный скрипач по фамилии Без…глый решил с…грать на меж…нститутском концерте и с…мпровизировать. Это сверх…нтересное выступление понравилось и без…нициативному бухгалтеру, и без…дейному суб…нспектору, и сверх…зысканному дирижёру, победившему на пред…дущем меж…здательском конкурсе. Победитель супер…гры Без…дейный даже в пост…нфактном состоянии от…скал ноты и приехал под…грать своему коллеге. Он любил творчество пост…мпрессионистов и под…скал в подарок без…мянный шедевр, на котором были изображены об…ндевевшие ёлки, казавшиеся такими холодными в эту пред…юльскую пору. Когда под…тожили результаты выступлений, то оказалось, что каждый не думал, как с…кономить свои силы, а мечтал начать с…знова.

Вз…гравшее самолюбие, без…нвентарное хозяйство, дружили с…змальства, без…скровая сварка, пред…дущий урок, меж…нститутский матч, из…скать возможности, двух…мпульсный регулятор, пред…нфарктное состояние, с…митировать обморок, под…грывать другу, без…дейное содержание, небез…звестный писатель, меж…гровой перерыв, пред…юльский день, вз…мать штраф, сверх…зысканные манеры, пост…нфарктный синдром, пред…стория информатики, за…нтересован в работе, весёлый роз…грыш, дез…нфицирующие средства, от…мённые прилагательные, супер…нтеллигентный профессор, транс…ранские поставки, над…ндивидуальный подход.

Абитуриенты пед…нститута, без…тоговый контроль, разместить сан…нвентарь, пред…юньский вечер, без…мянный приток реки, транс…ранский маршрут, сверх…нтересная личность, без…сходная тоска, начали контр…гру, меж…гровое пространство, р аз…грать соседа, от…скать драгоценности, известный с…щик, новый спорт…нвентарь, знать с…здетства, меж…рригационный период, любитель роз…грышей, двух…гольная машина, раз…скать на складе, без…корная рыба, заметил сверх…зобилие, начать с…знова, меж…мпериалистические отношения, с…митировать восторг, двух…гольная швейная машина

Без…мянная речка, произвести дез…нфекцию, вз…мать налоги, без…нвентарный учёт, меж…гровой проект, трёх…глая колюшка, об…ндеветь на морозе, проверка сан…нспекции, подать контр…ск, из…мать документы, меж…нститутские соревнования, без…скусный рассказ, пред…стория конфликта, без…глое растение, вз…скательный художник, трёх…мпульсный регулятор, без…сходная тоска, назначен охот…нспектором, с…кономить средства, без…дейное выступление, транс…ранский маршрут, пост…нсультное состояние, об…грать соперников, встреча с фин…нспектором, без…скусственный восторг, вз…мающий пошлину, студенты мед…нститута, ели об…ндевели.

Читайте также:  Упражнения для плосковальгусной стопы у ребенка исправления

Упражнение № 9 (+ окончания глагола)

С…гра…шь на аккордеоне, участву…шь в супер…гре, с…митиру…шь жужжание шмеля, под…щ…шь аккомпанемент, под…тож…шь результаты соревнований, увид…шь сан…нспектора, с…коном…шь силы, об…щ…шь апартаменты, вз…ма…шь налоги, замет…шь об…ндевевшие ветви, услыш…шь без…скусный рассказ, труд…шься в тур…ндустрии, раз…щ…шь артиллериста, обнаруж…шь сверх…нтересную задачу, окаж…шься в пред…нфарктном состоянии, одерж…шь победу в меж…нститутских состязаниях, познаком…шься с творчеством пост…мпрессионистов, обнаруж…шь дез…нформацию.

Источник

Упражнения по теме «Правописание приставок»
материал по русскому языку на тему

-Упражнения, напрвленные на отработку темы «Правописание приставок»( гласные и согласные в приставках, приставки ПРЕ-, ПРИ-, приставки на -З, -С)

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_po_teme_pravopisanie_pristavok.doc 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Правописание приставок»

Гласные и согласные в приставках

1.Вставьте пропущенные буквы

Тщательно п. р. работать, пре. ставить документы, з. конспектировать статью, . держать обещание, о. бросить врага, на. стройка дома, по. твержденные факты, явное пре. почтение, д. веренное лицо, по. ставить под удар, п. слать заявку, п…глядел, пр…читал, д…тянуться.

Приставки на –З, -С

1.Вставьте пропущенные буквы

Бе…пробудный, во…кликнуть, и…тыкать, ра…косый, бе…выездный, ни…падать, бе…порядок, в…колыхнуть, бе…аконный, бе…лесье, в…бесить, …дравствуй, …жать, бе…трашный, ра…клевать, бе…дарный, и…кусный, …дание, бе…спокойный, бе…жалостный, бе…домный, бе…крайний, бе…деятельный, бе…звучный, бе…конечный, бе…сердечный, бе…славный.

2.К данным словам подберите и запишите антонимы с приставками

Полезный, живой, честь, закат, незнакомый, завязка

Приставки ПРИ-, ПРЕ-

1.Вставьте пропущенные буквы

Пр..больно, пр…задуматься, пр…митивный, пр…грубый, пр….кратить, пр…отличный, пр. бывать , пр. открыть, пр. шить, пр. поднять, пр. седание, пр. вращение, пр. писка, пр. говор, пр. смешной, пр. цепить, пр. дорожный, пр. вязывать, пр. озёрный.

Пр…клонить голову к плечу, пр…клонить колени; пр…бывать на месте, пр…бывать на место; пр…творить мечту в жизнь, пр…творить форточку; пр…ходящий учитель, пр…ходящие ценности.

2.Придумайте предложения со следующими парами слов.

Преумножить, приумножить. Претворить, притворить. Пребывать,

прибывать. Преходящий, приходящий .

3. Подберите антонимы к следующим словам, используя приставку ПРЕ-.

Пребедный, превеселый, превысокий, прелюбезный, премного, презлой

Источник

Упражнения по теме «Правописание гласных и согласных в приставках»

Упражнение 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; обозначьте приставки.

П. сеять рожь, о. бросить врага, на. стройка дома, по. клеить карту, пре. чувствовать неприятности, пре. шествовать экзаменам, сложная о. становка, по. твердить решение, о. дать пре. писание, тщательно п. р. работать, пре. ставить документы, з. конспектировать статью, . держать обещание, от. слать корреспонденцию, под. брать иллюстрации, с. ехаться от. всюду, новый с. трудник, мой пр. дедушка.

Упражнение 2. Обозначьте приставки у прилагательных и подчеркнуть сходные предлоги у существительных; объяснить правописание.

1) В приоткрытой шкатулке я заметил письмо. Мы спим при открытой форточке. 2) На этот раз обошлись без толкового словаря. Я не встречал такого бестолкового человека. 3) Без посадочного талона в вагон не пустили. Совершен беспосадочный перелет. 4) Здесь не чувствуется придорожной пыли. Он состоит рабочим при дорожной мастерской. 5) Декорации меняли при поднятом занавесе. Находился в приподнятом настроении.

Упражнение 3. Составить предложения со словами.

Бессодержательного — без содержательного, без сильного — бессильного, без защитных — беззащитных, без полезного — бесполезного, без характерной — бесхарактерной.

Упражнение 4. Существительные с предлогами заменить прилагательными с приставками.

Речь без связи, пассажир без билета, певец без голоса, труд без контроля, отпуск без срока, жизнь без просвета, работа без смены, пространство без воздуха, крестьянин без земли, зима без снега.

Упражнение 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставку с-.

. борник песен, . жатое изложение, старинное . дание, . дать в аренду, . жечь обломки, . густить краски, . беречь энергию, . гладить противоречия, . гинуть навсегда, . дешний климат, . дравые мысли, провозгласить . дравицу, путевка в . дравницу, . дельная оплата.

Упражнение 6. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Приставку выделите.

Без- или бес- (срочный, спорный, вкусный, цельный, словесный, полезный, сонный, ответственный, ценный);

раз- или рас- (формировать, тратить, звонить, жечь, спрашивать, считать, таять, чертить);

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить);

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Упражнение 7. Вставьте пропущенные буквы в приставках и распределите слова по трем группам: 1) с приставками, не меняющимися на письме; 2) с приставками, оканчивающимися на , ; 3) с приставкой с-.

По. твержденные факты, бе. следно и. чезнуть, . держать слово, точный ра. чет, странное пр. исшествие, министерство пр. свещения, явное пре. почтение, короткое пер. мирие, д. веренное лицо, по. ставить под удар, п. слать заявку, . становить машину, чере. чур ра. горячиться, . делать заявление, бе. причинно обидеться, . бережения населения, провести ра. следование, и. дательская деятельность, и. бирательная кампания, ра. считать доходы, чре. вычайное происшествие, ра. следовать причины аварии, . жатое изложение, . густить краски, . шитое платье.

Упражнение 8. Составьте словосочетания или предложения с данными словами.

Роспись, роспуск, розыгрыш, розыск, розлив (спец.), разлив, расписка, расписание, распускать, разыграть, разыскать, разлить.

Упражнение 9. Вставьте пропущенные буквы.

Без. дейность, вз. мать дез. нформация, небез. звестный, пост. мпрессионистский, вз. скать, пред. дущий, сверх. зысканный, спорт. гра, с. здавна, с. змала, фин. нспектор, без. нициативный, об. гранный, дез. нфекция, спорт. нвентарь.

Упражнение 10. К данным глаголам добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный. Запишите словосочетания с этими глаголами.

Искать преступника, играть в шахматы, искать ключ, итожить результат.

Упражнение 11. К данным прилагательным добавьте приставку, оканчивающуюся на согласный, которая изменила бы значение слова на противоположное. Запишите словосочетания с полученными словами.

Известный скульптор, интересное произведение, инициативный сотрудник, искусная игра, идейная позиция, итоговый отчет.

Тест по теме «Правописание приставок»

1. В каком слове приставка оканчивается на глухую согласную?

1) пре_шествовать состязанию;

2) по_толкнуть локтем;

3) о_бежать от дома;

4) на_писать адрес.

2. В каком слове пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня?

1) раз_евать рот;

3. В каком слове на месте пропуска пишется буква З?

1) сделать и. подтишка;

3) чере. чур строгий;

4) бе. возмездный.

4. В каком случае на месте пропуска пишется буква С?

3) бе. церемонный;

5. В каком слове приставка оканчивается на ?

6. В каком слове приставка оканчивается на ?

7. В каком слове после приставки пишется И?

3) небез. нтересный;

4) сверх. зобретательный.

8. В каком слове после приставки пишется Ы?

2) транс. ранский;

9. В каком слове после приставки нужно писать И?

Источник

Орфограмма № 16. Правописание букв «и», «ы» в корне после приставок. Упражнения

Русский язык является одним из довольно сложных для изучения. Огромное количество разнообразных правил и исключений из этих правил может поставить в тупик не только иностранца, но и маленьких носителей русского языка. В 6 классе изучается такое правило, как правописание букв «и», «ы» после приставок. Подробнее об этом правиле читайте ниже.

Правило правописания «и», «ы» после приставок

Правило это не так сложно. Главное, что необходимо сделать, так это определить, какого происхождения приставка — русского или иноязычного.

Вам будет интересно: Разряды числительных в русском языке. Как определить разряд числительного?

В русскоязычных приставках, которые оканчиваются на согласную, в корне слова следует писать букву Ы. Например — «игра — разыграть».

Исключение составляют русские приставки меж- и сверх-. Например — «интересный — сверхинтересный». Также к исключениям относится глагол «взимать», в котором после приставки вз- пишется буква «и» и произносится звук [и]. В сложносокращенных словах также сохраняется «и» в корне слова. Например — «институт — пединститут».

После приставок иноязычного происхождения, которые оканчиваются на согласную, (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- и др.), в корнях пишется буква И. Например — «игра — суперигра».

Упражнения на закрепление правила

Рассмотрим, как представлено правило на «и», «ы» после приставок в упражнениях для 6 класса. Традиционным упражнением для закрепления правил правописания является диктант. Учитель диктует учащимся слова на обозначенную орфограмму. Ученики после сами проверяют свои работы и исправляют ошибки. Задание можно усложнить, если дополнительно использовать и другие виды орфограмм в упражнении.

1. В предыдущих выпусках местной газеты была затронута очень важная тема.

2. Жюри подытожило результаты соревнований.

3. В темной комнате трудно разыскать черную кошку.

4. Пединститут является одним из старейших вузов в городе.

5. Он разыграл неплохую комедию.

6. В Интернет попала дезинформация относительно нового телешоу.

7. Школьный спортинвентарь находится под отчетностью.

8. Он привык бывать в изысканном обществе.

9. Важно знать предыдущую тему.

Выборочное списывание также является популярным упражнением на закрепление правил правописания. Примером такого упражнения может быть следующее: учитель диктует слова на изучаемое правило. Ученики первого варианта записывают слова, в которых после приставки необходимо писать букву «и»; второй вариант, соответственно, записывает слова, в которых после приставки пишется буква «ы»:

  • безымянный;
  • безынтересный;
  • безысходный;
  • взимать;
  • видоизменить;
  • доиграться;
  • контригра;
  • небезызвестный;
  • подытожить;
  • разыграть;
  • разыскивать;
  • сверхинтересный;
  • суперинтересный.

И, Ы после приставок — упражнения творческие

К творческим можно отнести различного рода задания на исправление ошибок. Например, ученикам предлагаются словосочетания со словами на изучаемую орфограмму, в которых допущены ошибки. Задача их — исправить эти ошибки: межынститутский конкурс, безымянная высота, сыграть в прятки, подискивать работу, началась суперигра, сверхынтересное интервью, неизвестный исполнитель, взымать налоги (ошибки в 1, 4, 6, 8 словосочетаниях).

Выполнение такого упражнения развивает орфографическую зоркость и способствует лучшему закреплению правила.

Еще один вид творческого задания — преобразование слов. К исходному слову добавить по очереди следующие приставки.

роз- игра гипер- инфляция
контр- пост-
супер- с-
под-

Задача учеников — не просто подставить все предлагаемые приставки, но и понять, употребляется ли такая приставка с конкретным словом, и в некоторых случаях добавить к словам суффиксы.

Также можно предложить учащимся при изучении написания «и», «ы» после приставок упражнение следующее: представить графически изучаемое правило. То есть создать самостоятельно схему или таблицу правила с примерами.

Учитель, объясняя орфограмму «Буквы «и», «ы» после приставок», упражнения выбирает в соответствии с образовательными задачами урока и личностными особенностями каждого ученика класса. Но тем не менее все упражнения, предлагаемые классу, должны носить продуктивный характер и должны быть нацелены на активизацию мышления.

Источник

Читайте также:  Регулярные занятия физическими упражнениями способствуют повышению работоспособности по тому как
Поделиться с друзьями
Упражнения в нажей жизни